Статья 'Административный порядок регистрации брака в Российской Федерации и некоторых мусульманских странах ' - журнал 'Административное и муниципальное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью:

Административный порядок регистрации брака в Российской Федерации и некоторых мусульманских странах

Пурге Анна Роландовна

кандидат юридических наук

доцент, Владивостокский государственный университет

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, оф. 5502

Purge Anna Rolandovna

PhD in Law

Associate Professor at the Department of Private Law of Vladivostok State University

690014, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Gogol str., 41, office 5502

a.purge@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0595.2018.10.27865

Дата направления статьи в редакцию:

31-10-2018


Дата публикации:

12-11-2018


Аннотация: В настоящей статье исследуется правовое регулирование административного порядка регистрации брака в Российской Федерации и некоторых мусульманских странах. Особое внимание уделено характеристике условий регистрации брака и их сравнительному анализу в России и мусульманских странах. Объектом предлагаемого исследования избраны реальные общественные отношения, возникающие по поводу регистрации брака в РФ и некоторых мусульманских странах. Предметом настоящего исследования стали нормы административного, семейного и гражданского права, обеспечивающие эффективность правового регулирования рассматриваемых отношений. В процессе исследования использовались как общенаучные методы познания (философии, логики), так и сравнительно-правовой и формально-юридический подходы, позволяющие провести юридические понятие и провести их сравнительный анализ. Основным выводом автора является возможность расширения условий регистрации брака на территории конкретного субъекта РФ в соответствии с религиозными традициями субъектов, проживающих на этой территории. Теоретическая новизна исследования состоит в проведении сравнительного анализа правовых норм Российской Федерации и мусульманских стран, регулирующих исследуемые отношения. Практическая новизна выражается в выдвижении конкретных предложений по правовому регулированию регистрации брака в Российской Федерации с учетом опыта мусульманских стран.


Ключевые слова:

брак, условия заключения брака, ислам, брачный возраст, моногамия, полигамия, недееспособность, добровольность, регистрация брака, официальный брак

Abstract: This article is devoted to the legal regulation of the administrative procedure for marriage registration in the Russian Federation and some Islamic countries. The author pays special attention to the description of the conditions for marriage registration and comparative analysis of these conditions in Russia and Islamic countries. The object of the research is the actual social relations arising as a result of marriage registration in the Russian Federation and some Islamic countries. The subject of this research is the legal provisions of administrative, family and civil law that ensure efficiency of the legal regulation of the aforesaid relations. In the course of the research the author has used general research methods (philosophy and logics) as well as comparative law and formal law approaches that allow to create a legal definition and carry out a comparison thereof. The main conclusion fo the research is that it is possible to extend conditions for marriage registration in a particular Russian Federation constituent in accordance with religious traditions of individuals inhabitting the territory. The theoretical novelty of the research is caused by the fact that the author carries ot a comparative anlaysis of the legal provisions of the Russian Federation and Islamic countries that regulate the aforesaid relations. The practical novelty of the research is caused by the fact that the author makes particular suggestions regarding the legal regulation of the marriage registration in the Russian Federation taking into account the experience of Islamic states. 


Keywords:

marriage, conditions of marriage, Islam, marriageable age, monogamy, polygamy, incapacity, voluntariness, registration of marriage, official marriage

Исследование правовых систем мусульманских стран имеет важное значение для развития современных правоотношений как внутри нашего государства, так и за его пределами. Население планеты, исповедующее ислам стремительно растет. Только в России численность мусульман по разным оценкам составляет от 10 до 15 процентов населения страны, при этом есть регионы, где указанная религия является преобладающей (Ингушетия (98 %), Чечня (96 %), Дагестан (94 %), Кабардино-Балкария (70 %), Карачаево-Черкесия (54,6 %), Башкортостан (54,5 %), Татарстан (54 %). После христианства ислам является второй по значимости религией мира; его исповедуют около полутора миллиарда человек в более чем 40 странах. Во многих из них ислам является государственной религией, что находит отражение даже в их официальных названиях (например, Исламская Республика Иран или Исламская Республика Афганистан). [1] Вопросы регулирования заключения брака в традиционных мусульманских странах, а также светских государствах, где большинство граждан исповедует ислам, его отличие либо сходство с регулированием в Российской Федерации имеют важное значение для выработки законодательного баланса между интересами граждан разных религиозных взглядов, проживающих в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве.

Условия заключения брака, то есть обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания его действительным, включены в главу 3 Семейного кодекса РФ. В науке семейного права нашей страны все условия принято делить на позитивные и негативные. К первым относятся обстоятельства, соблюдение которых необходимо для заключения брака (ст. ст. 12, 13 СК РФ), а под вторыми понимаются обстоятельства, отсутствие которых дает возможным его заключение (ст. 14, п. 3 ст. 15 СК РФ). [2]

К числу позитивных условий относится наличие согласия мужчины и женщины на заключение брака между ними (добровольность вступления в брак). В истории нашего государства, как и в других странах, браки по принуждению были не редкостью, когда вступление в брак осуществлялось по договоренности родителей будущих супругов. В настоящее время условие о добровольности брака, как правило, в стране соблюдается, чего нельзя сказать о мусульманских государствах. Издревле в священных писаниях мусульман воле брачующихся не придавалось никакого значения. Как отмечается в трудах Мандельштама A.Н. «согласно знаменитому изречению Пророка, в браке все серьезно, и раз произнесены сакраментальные слова - в шутку ли, под влиянием ли насилия - брак заключен. Точно так же не нужно, чтобы значение слов брачной формулы было понятно обоим контрагентам: если один из них сделает предложение на арабском языке, не понимая того, что он говорит, а другой ответит согласием - то брак заключен». [3] Например, в современной Исламской Республике Пакистан, где семейные отношения строятся на основе норм шариата, мужей своим дочерям, выбирают родители. Несмотря на то что женщины формально не обязаны подчиняться родителям в данном вопросе, на практике именно так и происходит.[4] В странах с умеренным или незначительным влиянием религии на правовое регулирование семейных отношений добровольность вступления в брак, также как и в России, закреплена законодательно. Так, например, в Марокканском Семейном кодексе под браком понимается законное соглашение, по которому мужчина и женщина дают взаимное согласие на создание совместной и постоянной жизни (ст. 4). Брак в Марокко официально заключается при сделанном предложении одной стороной и при его принятии другой стороной любым принятым способом, по которому брак заключается устно или традиционно. Для лиц, не способных говорить, предусмотрена возможность законно подтвердить свое согласие в письменной форме (если они грамотны) либо четким и понятным символом, имеющим законное значение (если граждане не могут писать). При этом, любой брачный договор, заключенный по принуждению или афере может быть расторгнут или аннулирован с компенсацией потерпевшей стороне. В ст. 63 СК Марокко закреплено, что супруг или супруга, которые заключили брак под принуждением или вследствие обмана, либо по фактам, прямо предусмотренным в качестве условия в контракте, могут ходатайствовать о расторжении брака до и после консуммации в течение периода времени, не превышающего двух месяцев со дня, когда противозаконное принуждение было исчерпано или когда он или она обнаружили обман. При расторжении брака он или она имеют право потребовать компенсацию. [5]

Добровольность как обязательное условие заключения брака предусмотрена и семейным законодательством мусульманских стран СНГ. Так, в соответствии со ст. 11 СК Азербайджана для заключения брака необходимо письменное согласие, вступающих в брак. [6] Закон Казахстана определяет, что для заключения брака (супружества) необходимы свободное и полное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (супружество). [7] Аналогичные указания содержит и семейное законодательство остальных мусульманских республик СНГ. На практике, в указанных республиках не исключены примеры, когда супруги вступают в брак по мусульманским традициям, против своей воли либо в условиях, которые можно признать принуждением. Нередко браки организуются родителями невест, когда сами девушки практически или совсем не принимают участия в процессе принятия решений, в том числе и в вопросе выбора будущего супруга. [8]

Второе важное условие заключения брака, которое имеет значение для заключения брака как в России, так и мусульманских странах – это возраст брачующихся.

В силу ч.1 ст. 13 СК РФ возраст для вступления в брак – 18 лет, т.е. с момента достижения лицом совершеннолетия, обретения им полной дееспособности. В ч. 2 ст. 13 изложено возможное отступление от общего правила: при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Стоит отметить, что по шариату точный брачный возраст не установлен. В арабском обществе раннего Средневековья считалось, что граждане могут создавать семьи по достижении полового созревания. В настоящее время указанная тенденция нашла поддержку в законодательстве мусульманских стран, чья правовая система построена на нормах шариата. Так, в ст. 15 Законе о личном статусе Йемена установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 15 лет. Но, как отмечается в исследованиях по проблеме ранних браков в мусульманских странах, в том же Йемене, из-за существующей в стране нищеты, родители продают своих дочерей будущим мужьям в гораздо более раннем возрасте. [4] К сожалению, брак с малолетними девочками не противоречит исламу, поскольку, согласно священным писаниям, одна из жен пророка была просватана за него, когда ей исполнилось всего шесть лет, а вышла замуж тремя годами позже – в девятилетнем возрасте. В 2014 году, в угоду шиитскому большинству, в Иракском парламенте получил одобрение так называемый «Закон Джафари», которым предлагалось внести изменения в Закон о личном статусе № 188 от 1959 года и снизить брачный возраст для юношей до 15 лет, а для девочек до 9 лет. Для девочек младше девяти лет также предусматривалась возможность вступления в брак, но только с разрешения отца или деда. В настоящее время брачный возраст в Ираке составляет 18 лет, а с разрешения опекунов вступить в брак можно в 15 лет. [9] В Иране, где после исламской революции 1979 года брачно-семейное законодательство было существенно реформировано в традициях мусульманского права, минимальный брачный возраст снижен до 13 лет. [10, с. 59]

В государствах с умеренным влиянием ислама на регулирование общественных отношений, применимы лишь общие принципы ислама, в том числе, и при определении брачного возраста. Например, согласно ст. 19 СК Марокко мужчины и женщины получают право выступать в брак, если они достигли восемнадцати лет по Григорианскому календарю. [5] При этом, судья по семейным делам, ответственный за бракосочетание, может зарегистрировать брак, где возраст девушки или парня не достиг совершеннолетия, но такое решение должно быть основано на причинах, оправдывающих этот брак, в том числе руководствуясь результатами медицинской экспертизы или социального расследования. В случае удовлетворения судом прошения на заключение такого прошения, постановление суда обжалованию не подлежит.

В светских государствах, подавляющее большинство граждан которых исповедуют ислам, брачный возраст законодательно закреплен и схож с брачным возрастом в России. Так, согласно нормам Гражданского кодекса Турецкой Республики (Закон № 4721 от 22.11.2001 года) брачный возраст в стране – 17 лет, который, как и в России, может быть снижен до 16 лет. [11] В отличие от других республик СНГ, где общий брачный возраст установлен в 18 лет, в Узбекистане брачный возраст зависит от пола будущих супругов: для мужчин 18 лет, для женщин - 17 лет (ст. 15 СК Узбекистана). [12]

В мусульманских республиках СНГ, в основном, более высокие требования к возможности снижения брачного возраста. Например, в Азербайджанской Республике брачный возраста установлен в 18 лет, при этом при наличии уважительных причин соответствующий орган исполнительной власти территории по месту жительства несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, вправе по их просьбе сократить брачный возраст не более чем на 1 год (ст. 10 СК Азербайджана). [6] Также не более чем на год может быть снижен общий 18-летний брачный возраст в Кыргызстане. При этом, помимо уважительных причин и соответствующей просьбы несовершеннолетних лиц, желающих узаконить отношения, необходимо комиссионное заключение территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей (ст. 14 СК Кыргызстана). [13] В таджикском Семейном кодексе упоминаются уже исключительные случаи, а не уважительные причины, при которых, по просьбе лиц, желающих вступить в брак уже суд, а не органы местного самоуправления, вправе снизить брачный возраст до семнадцати лет, то есть не более чем на один год. При этом, заявления рассматриваются в порядке особого производства в суде по месту жительства лица, возраст которого снижается. Соответственно право на обращение в суд по данному вопросу возникает с семнадцати лет. [14]

Стоит отметить, что СК Таджикистана не конкретизирует «исключительные случаи» снижения брачного возраста, равно как российское семейное законодательство не уточняет возможные «уважительные причины» для этого. Под исключительным случаем подразумевается какая-то особая ситуация, при которой появляется необходимость снижения брачного возраста, а уважительная причина - это основание, вызывающее возникновение какого-то явления, действия. На практике указанные обстоятельства идентичны - беременность, болезнь и прочее. В этой связи, интересным представляется регулирование вопроса о возможном снижении брачного возраста в семейном законодательстве Казахстана. Так, согласно ч. 2 ст. 10 СК Казахстана, регистрирующие органы по месту государственной регистрации заключения брака (супружества) снижают брачный (супружеский) возраст (18 лет) на срок не более двух лет при наличии следующих уважительных причин: 1) беременности; 2) рождении общего ребенка. Таким образом, СК Казахстана содержит исчерпывающий перечень оснований для снижения брачного возраста. При этом, закон уточняет, что снижение брачного (супружеского) возраста допускается только с согласия лиц, вступающих в брак (супружество), а брак (супружество) между лицами, не достигшими брачного (супружеского) возраста, или лица, достигшего брачного (супружеского) возраста, с лицом, не достигшим брачного (супружеского) возраста, разрешается только с письменного согласия родителей либо попечителей лиц, не достигших брачного (супружеского) возраста. [7]

Несмотря на наличие отделенного от религии государственного регулирования семейных отношений в мусульманских республиках СНГ, там отмечается наличие фактических брачных отношений или брака, зарегистрированного по религиозным традициям, в том числе с участием несовершеннолетних граждан. Однако, достоверной статистики о таких отношениях не существует, поскольку такие браки не всегда регистрируются официально. По данным национального статистического комитета Кыргызской Республики, результаты национального исследования свидетельствуют о росте числа ранних браков и высокой распространенности случаев похищения невест среди населения. Так, каждая шестая женщина (15 %) и каждый десятый мужчина (13 %) отметили рост числа браков с участием несовершеннолетних девочек. При этом, ранние браки (до 18 лет) в сельской местности распространены в 2,5 раза чаще, чем в городской (соответственно, 10 % и 4 %). Совершение религиозного обряда (нике) без официальной регистрации брака распространено практически во всех регионах республики (4-6 % женщин в возрасте 15 лет и старше). Более 20 процентов браков совершаются путем похищения женщины (с согласия или без согласия). [59] По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) (англ. United Nations Population Fund (UNFPA)) в Кыргызстане также один из самых высоких показателей официально зарегистрированных браков несовершеннолетних девочек в возрасте 15-19 лет среди стран Восточной Европы и Центральной Азии - 19,1%. Выше только показатели в Албании (27,2%) и Турции (23%). [8]

Несмотря на приведенные выше данные, официальное снижение брачного возраста более чем на 1-2 года, законодательство республик СНГ не допускает, что отличает его от Российского семейного законодательства, согласно которому законами субъектов РФ вступление в брак может быть разрешено и до достижения возраста шестнадцати лет (ст.13 СК РФ). Закон устанавливает, что ранний брак может быть допущен в виде исключения с учетом особых обстоятельств. На практике ни одним законом субъекта РФ брачный возраст не был опущен ниже 14 лет. С момента принятия СК РФ в 22 субъектах приняты законы, которыми брачный возраст был установлен менее 16 лет. Например, согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 1998 г. № 9-РЗ «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» [15] брачный возраст составляет 15 лет. Согласно Закону Московской области от 30 апреля 2008 г. № 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» минимальный брачный возраст составляет 14 лет. [16]

При отсутствии закона субъекта, который дает возможность снизить возраст вступления в брак, такой союз запрещен. Примером может служить следующее дело: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней Ш.Е.А. о признании отказа отдела ЗАГСАа г. Ирбита в государственной регистрации брака незаконным и обязании зарегистрировать брак по тем основаниям, что Управлением социальной политики по г. Ирбиту и Ирбитскому району рассмотрено обращение несовершеннолетней Ш.Е.А., действующей с согласия отца Н.А.С., об обжаловании действий отдела ЗАГСа г. Ирбита, отказавшим ей зарегистрировать брак с несовершеннолетним П.А.С. Несовершеннолетняя Ш.Е.А. находится в фактических брачных отношениях с несовершеннолетним П.А.С. Ш.Е.А.. состоит на учете в женской консультации г. Ирбита по беременности. Отцом будущего ребенка является П.А.С., с которым она желает узаконить отношения, то есть вступить в брак, чтобы новорожденный воспитывался в полноценной семье. В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Семейного кодекса Ш.Е.А. совместно с П.А.С.. обратились в администрацию МО г. Ирбит с целью получения разрешения на снижение брачного возраста. Такие разрешения получены - Постановление администрации МО г. Ирбит «О разрешении вступить в брак несовершеннолетней Ш.Е.А.», Постановление администрации МО г. Ирбит «О разрешении вступить в брак несовершеннолетнему П.А.С.». С этими разрешениями Ш.Е.А. с П.А.С.. пришли в отдел ЗАГСа г. Ирбита, где им было отказано, поскольку на момент обращения Ш.Е.А. исполнилось полных 15 лет, тогда как в соответствии со ст. 13 Семейного кодекса РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет. Суд заслушав участников процесса, исследовав материалы дела пришел к выводу, что заявление об оспаривании действия отдела ЗАГСа г. Ирбита Свердловской области в отказе регистрации является необоснованным, по тому основанию, что давая разрешение на вступление в брак несовершеннолетней Ш.Е.А. администрация МО г. Ирбит вышла за рамки своей компетенции. Учитывая, что субъект РФ - Свердловская область не принял закон, который позволяет лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, снизить брачный возраст и вступить в брак, то действия руководителя отдела ЗАГСа г. Ирбита в отказе государственной регистрации брака принято в соответствии с законом и в пределах полномочий. [17]

Обращаясь к официальной статистике РФ следует отметить, что процент браков, заключенных в возрасте до 18 лет, от общего числа браков весьма низкий. Статистические данные РФ свидетельствуют о тенденции постепенного увеличение возраста вступления в брак. Так, если в 1960 году как мужчины, так и женщины предпочитали вступать в брак в возрасте 18-24 лет, то в 2016 году большинство граждан обоего пола вступило в брак в возрасте 25-34 лет. При этом отмечается тенденция увеличения числа мужчин и женщин, вступающих в брак после 35 лет.[18] Между тем, граждане России, проживающие в регионах, основной религией которых является ислам, все-таки сталкиваются с ранними браками. Как отмечено И.А. Мухаметзариповым, в Татарстане было зафиксировано несколько случаев ранних браков. По данным местных СМИ, с 15-летней девочкой-татаркой сожительствовал взрослый сын салафитского проповедника из мечети «Тауба» г. Набережные Челны Галяутдинов. Мусульманский брак (никах) был заключен с одобрения его отца, имама Галяутдинова. В 2012 г. в муниципальных СМИ сообщалось о двух несовершеннолетних сестрах, которые были выданы родителями (практикующими ортодоксальными мусульманами) за иностранцев. Кроме того, 12-летняя уроженка Нижнекамска с благословения отца вышла замуж за 42-летнего мусульманина, который увез девочку в Саудовскую Аравию. [19, с. 26] Такие ранние браки, очевидно, не отражаются официальной статистикой, поскольку в установленном законом порядке не регистрируются.

Возможность снижения брачного возраста, установленная ч. 2 ст. 13 СК РФ, является одним из дискуссионных вопросов. В качестве проблемы в данном вопросе следует указать и, так называемый, религиозный фактор, который оказывает влияние на семейные отношения в нашей стране. На основании вышеуказанного необходимо провести подробную и глубокую критико-аналитическую работу по установлению исчерпывающего перечня оснований для снижения брачного возраста, который должен быть введен федеральным законом. При этом важно, что вступление в брак требует достижения лицом определенной физической и психической зрелости. Согласно статистике ВОЗ различного рода осложнения во время родов становятся второй причиной смерти девушек в возрасте 15-18 лет, а около 53% девушек, которые в возрасте до 18 лет, страдают от психических заболеваний, дети несовершеннолетних мам в два раза чаще умирают в возрасте до 1 года, чем дети рожденные женщинами после 20 лет [8]. Отмечая особенности установления брачного возраста в мусульманских странах СНГ, целесообразно использовать положительный опыт и включить в СК РФ положения, определяющие минимальный возраст вступления в брак не ниже 16 лет, а также установить на федеральном уровне круг исчерпывающих условий, которые дают право на заключение ранних браков.

Следует остановиться также на так называемых негативных условиях вступления в брак, то есть условиях, от отсутствия которых зависит реализация указанного права. Названные условия содержатся в СК РФ и прослеживаются в семейном праве мусульманских государств.

Статья 14 СК РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака. Так, закон не допускает заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. [2]

Наибольший интерес для сравнения с мусульманскими странами представляет первое из приведенных выше обстоятельств – условие о недопущении брака с лицом (лица), уже состоящим в браке, т.е. условие о моногамии (единобрачии). В России, как и в большинстве современных государств, полигамия запрещена, однако во многих мусульманских странах эта традиция все еще сильна. Так, если в Тунисе и Турции полигамия перестала пользоваться поддержкой, то в Йемене полигамия разрешена на законодательном уровне, мужчина вправе иметь до четырех жен. При этом, должны быть соблюдены следующие условия: равное отношения ко всем женам; наличие финансовой возможности по их содержанию; уведомление уже имеющейся жены (жен) о намерении вступить в еще один брак; уведомление новой избранницы о наличии другой жены (жен) (ст. 12 Закона). Как отмечает Е.Е. Веселкова, такие страны как Пакистан, Сирия пытаются ограничить полигамию, переведя ее под судебный контроль, другие (например, Марокко) прямо не запрещают полигамию, но вводит весьма жесткие требования по ее ограничению, допуская бигамию (т.е. двоеженство). [20, с. 67] Так, в ст. 40 Семейного кодекса Марокко закреплено, что если существует риск неравенства между женами – многоженство запрещено. Оно также запрещено, если женщина указала в брачном договоре, что ее муж не должен брать себе вторую жену. При отсутствии указанных препятствий, муж, желающий заключить второй брак, должен подать в суд заявление с указанием исключительных и объективных причин такого брака, и отчет о финансовом состоянии. При этом суд не будет регистрировать второй брак, если установит, что мужчина не способен содержать две семьи и не гарантирует женам предоставление прав, жилья и равноправия во всех аспектах жизни. В случае, если заявление на регистрацию второго брака будет принято, судья не заверит его до тех пор, пока не проинформирует будущую жену о том, что ее избранник уже женат, и пока она не подтвердит своего согласия выйти замуж. [5] Пакистан входит в число мусульманских государств, где разрешены полигамные браки, но только для мужчин и при обосновании необходимости второго и последующего брака, при наличии письменного разрешения специального совета и после уплаты денежного взноса. [4] Существующие ограничения полигамии в мусульманских странах согласуются с предписаниями Корана: «.. .Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной» (Коран: Сура 4, аят 3). [21]

В странах СНГ полигамия, как и в России законодательно запрещена. В Семейных кодексах каждой из указанных стран содержится аналогичная с российской норма о недопущении брака между лицами, из которых одно или оба состоят в другом браке. В одном из судебных решений Республики Казахстан по делу о расторжении брака, где истцом в качестве причины развода указано на проживание в гражданском браке с другой женщиной и ожидание появления ребенка, суд указал что, согласно действующему семейному законодательству, супруги не вправе вступать (регистрировать) в новый брак (супружество) до получения свидетельства о расторжении предыдущего брака (супружества). [22]

Стоит отметить, что попытки узаконить полигамный брак предпринимались и в мусульманских республиках нашей страны. Так, в 1999 году в Республике Ингушетия был принят Закон «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия» [23], второй статьей которого допускалось заключение гражданами мужского пола до четырех браков с лицами женского пола, не состоящими в браке. Спустя год (в 2000 году) по требованию прокурора Республики данная норма была признана недействующей и не подлежащей применению. [24] Однако, после внесения изменений, статья 2 указанного Закона «Заключение нескольких браков» была изложена в следующей редакции: «Граждане Республики Ингушетия имеют право на вступление в брак и построение семейных отношений на основе действующего законодательства и с учетом национальных традиций и обычаев». Данный закон действовал до 2006 года.

Дискуссия о возможности законодательного закрепления полигамии в нашей стране существует и в настоящее время. Так, Е.Ю. Хромова доказывая целесообразность полигамных браков для граждан отдельных регионов нашей страны с учетом их религиозных убеждений, ссылалась на фактическое существование таких семей, в которых рождаются дети, не защищенные законом, равно как и их матери. [25, с. 15]

Условия аналогичные российским о запрете браков между близкими родственниками, а также усыновителями и усыновленными, содержатся и в законодательстве мусульманских стран. Например, в Семейный кодекс Марокко включены постоянные и временные препятствия для вступления в брак, к числу постоянных относится как раз запрет на браки между кровными родственниками, включая родителей и родственников по восходящей и нисходящей линии. Брак со своими собственными биологическими детьми приравнивается к запрещенным бракам, связанным с кровным родством и родством по браку, при этом ребенком женщины считается тот ребенок, которого она родила и выкормила своей грудью. Шариат поддерживает запрет на брак между родственниками, поскольку на это есть прямое указание в Коране: «Запретны вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен, падчерицы ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах); запретны жены ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сестрах, если это не случилось прежде…» (Коран Сура «ан-Ниса», 4 / 23). [21]

Стоит отметить, что религиозный запрет за брак между молочными братьями и сестрами нашел отражение, в целом, светском семейном законодательстве республики Таджикистан. Так, согласно ст. 14 СК Таджикистана не допускается заключение брака между лицами, выкормленными молоком одной женщины. [14]

В мусульманских странах, где семейные отношения подчинены шариату, содержатся и другие, не применимые в светских государствах нормы об условиях, запрещающих вступление в брак. Например, в Законе Йемена о личном статусе помимо степеней кровного родства (ст. 24) предусмотрены ограничения на вступление в брак отдельно для мужчин и женщин. Так, мужчина не может жениться на женщине: любой иной религии, кроме ислама, христианства и иудаизма; перешедшей из ислама в другую религию; с которой он ранее был в браке 3 раза и 3 раза разводился; в состоянии ритуальной чистоты; на гермафродите. Мусульманка же не может выйти замуж за немусульманина.

Еще одно важное различие в условиях заключения брака в РФ и мусульманских странах – это условие о возможности брака с психически нездоровым лицом. Так, в нашей стране не допускается брак, если хотя бы одно из лиц, вступающих в брак, признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Аналогичные нормы включены также во все семейные кодексы мусульманских стран СНГ. Указанные нормы оправданы, прежде всего, тем, что признание в установленном порядке лица недееспособным предполагает, отсутствие у него способности отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Следовательно, такое лицо не способно однозначно выразить свою волю на вступление в брак, что повлечет нарушение принципа добровольности брака. Между тем, исследователи отмечают, в некоторых случаях вступление в брак психически нездоровых людей может оказать благотворное влияние на состояние их здоровья. По мнению Трофимец И.А. «не следует считать препятствующими заключению брака при наличии формальной недееспособности такие формы психического расстройства здоровья, которые не представляют опасности для окружающих, а само состояние в брачном союзе может способствовать выздоровлению лица или хотя бы улучшению его душевного здоровья..», при этом разрешение на брак, по мнению автора, должен одобрить лечащий врач-психиатр. [26, с. 33]

В этой связи представляет интерес ст. 23 Марокканского СК, согласно которой судья по семейным делам, ответственный за бракосочетание, может зарегистрировать брак психически больного человека после предоставления одним или несколькими медицинскими экспертами отчета о состоянии его здоровья. При этом, судья информирует другую сторону о полученных данных и официально протоколирует его или ее осведомленность. [5]

Следует отметить, что в ст. 16 СК Таджикистана помимо запрета на брак для лиц, признанных судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, установлен также запрет на бракосочетание лицами, одно из которых признано судом ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами или иными одурманивающими веществами. [14] Соответствующее изменение семейного законодательства введено в Таджикистане с 2016 года в целях создания условий для формирования здоровой семьи, а также предупреждения рождения нездорового потомства с пороками развития и наследственными заболеваниями. В этих же целях в государстве введено такое обязательное условие для заключения брака как прохождение медицинского обследования лицами, вступающими в брак (ст. 15 СК Таджикистана). Справка о прохождении соответствующего обследования должна быть приложена к заявлению о заключении брака и представлена в органы ЗАГC [27]. Вопрос о прохождении обязательного медицинского обследования урегулирован в Таджикистане отдельным законом, согласно которому будущие молодожены должны пройти осмотр профильных врачей, а также лабораторные и функциональные методы исследований. В частности, обязательными являются: анализ на реакцию Вассермана (сифилис); проведения иммуноферментного анализа (ВИЧ/СПИД); рентгенография легких (туберкулез) и анализ на гепатит В. В случае выявления заболеваний (в том числе, психических заболеваний, наркотической зависимости или других заболеваний, препятствующих вступлению в брак) обследуемое лицо направляется на лечение, после чего им может быть получена справка, дающая разрешение на брак [28] Принимаемые государством меры имеют свой положительный эффект. Так, по данным министра здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан в 2017 году удалось избежать рождения более 720 неполноценных детей. [29]

Медицинское обследование как обязательное условие вступления в брак закреплено также в Семейном кодексе Азербайджана (ст. 13 СК). При этом закон определяет порядок прохождения обследования с учетом необходимости сохранения конфиденциальности о состоянии здоровья лиц, проходящих такое обследование.

В России, как и в большинстве мусульманских стран СНГ, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, носит добровольный характер (ст. 15 СК РФ). Между тем, по официальным данным в середине 2017 года количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан России составило 1 167 581. Только в период с 2012 по 2017 год, в нашей стране появилось полмиллиона (495 тысяч) новых случаев ВИЧ. Число ВИЧ-инфицированных детей выросло на 13%. [30] С учетом того, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 СК РФ в случае сокрытия лицом, вступающим в брак, от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, возможно признание брака недействительным, то следует учесть положительный опыт соседей из мусульманских стран СНГ и сделать добрачное обследование на указанные болезни обязательным.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, семейное законодательство в нашей стране находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [31]. Следовательно, нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, устанавливаются как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ. Как отмечает Л.Р. Сюкияйнен: «в России личные неимущественные отношения не поставлены в зависимость от вероисповедания заинтересованных лиц, но это не означает, что отдельные положения данной отрасли исламского права не могут быть использованы» [32, с. 21] Учитывая многоконфессиональность России, в вопросах регулирования семейных отношений следует учитывать особенности отношения мусульман к религии и тем традиционным ценностям семьи, которые сложились в результате влияния ислама. Таким образом, условия заключения брака могут быть несколько расширены в соответствии с религиозными традициями, сложившимися на территории конкретного субъекта РФ.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.