Статья 'Понятие и общая историко-правовая характеристика таможенной процедуры «таможенный транзит»' - журнал 'Административное и муниципальное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью:

Понятие и общая историко-правовая характеристика таможенной процедуры «таможенный транзит»

Гудзенко Антон Александрович

аспирант, кафедра Таможенного права, Российская Таможенная Академия

140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, 4

Gudzenko Anton Aleksandrovich

post-graduate student of the Department of Customs Law at Russian Customs Academy

140015, Russia, Moskovskaya oblast', g. Lyubertsy, Komsomol'skii prospekt, 4

anton.gudzenko@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0595.2019.3.27503

Дата направления статьи в редакцию:

25-09-2018


Дата публикации:

29-04-2019


Аннотация: Изучение правовых терминов, явлений, помогает исследователям лучше вникнуть в процесс познания, раскрыть процессы становления и эволюции отдельных отношений в исследуемой области, восстановить минувшие события, дать им правовую оценку. Основное значение и содержание термина «таможенный транзит» имеет глубинные исторические, политические и экономические корни. Из древне договоры о проходе, провозе «по пути, без сбыту» оказывали влияние на укрепление взаимоотношений между отдельными княжествами и государствами, способствовали развитию торговли. В настоящее время эволюционирование данного понятия в термин «таможенный транзит», правовое обрамление правоотношений в его рамках способствует укреплению политических связей государства, позитивно влияет на развитие внешнеэкономических связей, торговлю, рост предпринимательства и доходов в казну государства. Аспирант изучает вопросы становления и развития понятий «транзит», «таможенный транзит», последовательно анализирует источники права в которых может содержаться указание на исследуемые понятия и делает соответствующие выводы. Основное значение и содержание термина «таможенный транзит» имеет глубинные исторические, политические и экономические корни. Из древне договоры о проходе, провозе «по пути, без сбыту» оказывали влияние на укрепление взаимоотношений между отдельными княжествами и государствами, способствовали развитию торговли. В настоящее время эволюционирование термина от «прохода по пути, без сбыту» в термин «таможенный транзит», правовое обрамление правоотношений в его рамках и закрепление в нормативных правовых, актах способствует укреплению политических связей государства, позитивно влияет на развитие внешнеэкономических связей, торговлю, рост предпринимательства и доходов в казну государства.


Ключевые слова:

транзит, товар, груз, таможенный режим, сборщики, таможенный орган, таможенное дело, таможня, пункт пропуска, процедура

Abstract: By analysing legal terms and phenomena researchers get a deeper insight into the matter, reveal processes of development and evolution of particular relations in the sphere under research, reconstruct past events and give them their legal evaluation. The term 'customs transit' goes back centuries and has a long historical, political and economic history. Ancient agreements about transit 'on route, without selling' contributed to the reinforcement of relations between principalities and states and development of trade. Today the term 'customs transit' and legal regulation of associated relations reinforce political relations between states, have a positive impact on the development of foreign economic ties, trade, entrepreneurship growth and budget revenues. In this article Gudzenko analyzes the history and definition of the terms 'transit' and 'customs transit' as well as legal sources that contain these terms and makes interesting conclusions. 


Keywords:

transit, goods, cargo, customs procedure, collector, custom authority, customs matter, customs, checkpoint, procedure

Гудзенко Антон Александрович, аспирант кафедры таможенного права Российской таможенной академии, Москва

Понятие и общая историко-правовая характеристика таможенной процедуры «таможенный транзит»

Ключевые слова: транзит, товар, груз, мыт, сборщики, таможенный орган, пункт пропуска, таможенный транзит, процедура, таможенный режим, таможенное дело

Аннотация: Изучение правовых терминов, явлений, помогает исследователям лучше вникнуть в процесс познания, раскрыть процессы становления и эволюции отдельных отношений в исследуемой области, восстановить минувшие события, дать им правовую оценку. В этой связи аспирант изучает вопросы становления и развития понятий «транзит», «таможенный транзит», последовательно анализирует источники права в которых может содержаться указание на исследуемые понятия и делает соответствующие выводы.

Слово «транзит» имеет латинские корни (tranzitus) и дословно переводится как – торг, проход, прохождение, труба. В словаре Даля «транзит» определяется как торг, провоз, проход товара через государство, по пути, без сбыту. Еще значение слова «транзит» Даль описывал как: пассажирская труба или проходная, для наблюдения прохода светил через полуденник[1]. Транзит – астрономическое явление, во время которого, с точки зрения наблюдателя из определённой точки, одно небесное тело проходит перед другим небесным телом. Транзитом называют и процесс перехода политического режима государства к демократии (демократический транзит). В основном это происходит в период политической модернизации общества. Транзит характерен для стран третьей волны демократизации[2].

В большом советском энциклопедическом словаре (БСЭ) «транзит» определяется как прохождение, переход, перевозки пассажиров и грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты. «Транзит» имеет место как внутри одной страны, так и между отдельными странами (провоз пассажиров и грузов одной страны через территорию другой в третью страну). Транзит рассматривается как мера, обеспечивающая удобства для экспортных и импортных организаций, освобождает их от перегрузки и переотправки грузов, а также дополнительного оформления документов и произведения расчетов за перевозки в пунктах пропуска и портах[3].

Транзит, как таможенный режим, наряду с экспортом и импортом действовал на Руси у восточных славян в VI-VII веке вместе с появлением важнейших межрегиональных торговых путей, складыванием первых таможенных обрядностей. А.Ю. Соломеин пишет о том, что процесс складывания древнерусского государства, с геополитической точки зрения, напрямую связан с существованием и функционированием на территории Восточно-Европейской равнины важнейших путей межрегиональной торговли, связывавших Восток и Запад – пути из варяг в греки и Великого Волжского пути. Этот путь связывал мусульманский восток, Византию, с одной стороны, и западно-европейские земли с другой[4]. Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор – из Чехии; скакунов-иноходцев везли из Венгрии. Из Руси в соседние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед. Также из русских земель вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье[5].

История зарождения и развития таможенного дела свидетельствует о том, что VI веке появляются некие общие для договаривающихся сторон правила взимания таможенных мытов – проезжая пошлина и учреждается должность мытаря или мытника как сборщика пошлин[6].

По договору Олега с византийскими императорами в XX веке греки выплачивали контрибуцию и освобождали русских купцов от уплаты мыта (до 10 % от цены привозного товара). Свидетельством того, что русские купцы торговали не только с Византией, но и на Верхнем Дунае был заключенный князем Олегом договор Раффельштеттена, составленный в 903-906г.г.. В нем регламентировались вопросы уплаты таможенных сборов и пошлин: «Что касается славян, которые приходят из Ругов (т.е. из Руси) или из Богемов ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида, равна 2 денариям), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же – с каждой кобылицы» [7].

В ХII - ХIII вв. основными партнерами Новгорода были Готланд, Дания и Любек. А главным форпостом и транзитным пунктом стали прибалтийские страны. Слово форпост в указанный период имело значение – торговый пост, место, где происходил обмен товаров[8]. В ХIII – ХV вв., когда торговля между государствами стала приобретать политико-стратегическое значение возникла потребность к беспрепятственному перемещению товаров по удельным землям. В связи с этим в междукняжьих договорах и иных документах указанного периода начала встречаться формулировка «без рубежа» и «путь чист». На рубеже ХV – XVI вв начинают складываться так называемые единые таможенные формальности, облегчающие продвижение товаров на рынок, развитие торговых отношений между феодальными землями. Несколько позже появились торговые грамоты, которые выдавались отдельным иностранным купцам. Обычно они содержали в себе следующие пункты: 1) свободно проезжать в порубежные и во внутренние города России, а также свободно выезжать из страны; 2) торговать беспошлинно, либо с уплатой пошлин в половинном размере, либо только некоторых видов пошлин; 3) ставить торговые дворы в указанных городах; 4) нанимать русских слуг; 5) не платить с дворов посадского тягла; 6) находиться под юрисдикцией Посольского приказа и др.[9]

Таким образом история не оставила нам следов о первом упоминании понятия «транзит». Однако с уверенностью можно удостовериться в том, с возникновением торговых отношений у Русичей с восточными и западными странами, подписывались договоры о беспрепятственном прохождении «по пути, без сбыту» через территории государств и населенные пункты и доставление товаров, рабочей силы, рабов, заготовительных материалов и др. В исторических документах даже отмечены случаи, когда договаривающаяся сторона обеспечивала охрану провозимых через определенные территории обозы товаров, иных грузов и купцов.

Позже, в соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и грамотами Бориса Годунова, все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мытов, а вторую половину передавать в казну. Активную торговую политику с иностранными государствами проводил Петр I, который выход к Балтийскому морю ознаменовал принятием в 1699 г. таможенного Указа о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков (это был один из первых актов Петра I). Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Политика либерализации торговли с иностранными государствами стала вводиться Екатериной II лишь в XIXвеке[10].

Контроль ввоза-вывоза товаров из соседних государств, установление системы органов, отслеживающих уплату торговых мытов, опосредовали возникновение контрабанды[11].

Впервые на законодательном уровне рассматриваемое понятие встречается в Новоторговом Уставе 1655 года. Где было закреплено правило о том, что торговцы должны платить сборы с ввозимых из-за границы и вы­возимых товаров – единую «внутреннюю» и портовую (таможенную) пошли­ны. А иностранцы, желающие торговать в России и провозившие товары через Россию в иные страны – еще и проезжую[12]. Они взимались на пограничных пунктах пропуска как сухопутных, так и морских портах, на таможнях и заставах. В Уставе предписывалось все ввозимые и вывозимые товары должны доставляться только дорогами, ведущими на таможни и/или заставы.

В Уставе было установлено, что с иностранных товаров, которые провозились транзитом через города и территорию российскую, пошлины платились один раз – при их ввозе на таможни и/или заставы. С товаров российского производства, поставляемых купцами и промышленниками в Сибирь для продажи или дальнейшей переработки, пошлины не взимались. При этом с аналогичных товаров, провозимых через Сибирь транзитом за рубеж, пошлины взимались на пограничных таможнях. С отдельных российских товаров, вывозившихся из Сибири внутрь страны, в Верхотурье – бралась 10%-ная пошлина (например, с пушнины– в натуральной форме)[13]. Купцам предоставлялось право вести беспошлинную торговлю только в тех местах, где они были записаны в купечество. Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество, приобретали равные права и обязанности с российскими купцами и могли торговать наравне с ними. Иностранные купцы, не записавшиеся в российское подданство, могли продавать свой товар только российским купцам.

В 1819 г. был принят Таможенный устав, однако он имел свое распространение только на торговлю с европейскими странами. В нем уже было закреплено, что «Устав объемлет все правила, определяющие порядок производства таможенных дел; то при отправлении оных руководствоваться сим Уставом». Вместе с тем сохраняли силу особые узаконения, относящиеся к транзиту товара от европейской границы России до Одессы и обратно, прусского сукна в Азию, а также правила по торговле с Великим княжеством Финляндским и Бессарабской областью[14]. ,

Значение Устава, как историко-правового документа состояло для исследователей в том, что он содержал упоминание, хоть и не прямое, но косвенное о таможенном транзите и правилах провоза товаров. Так Устав содержал разделы: расписание и формы о складке и перевозе товаров от впускных таможен к складочным (правила о таможенных формальностях); форма прошения, подаваемого купцом в складочную таможню о принятии обязательства и выдаче свидетельства на получение складочного права (правила отпуска товаров морем или сухопутным путем); форма свидетельства о предоставлении складочного права, выдаваемого купцам Департаментом внешней торговли; форма прошения купца, подаваемого в складочную таможню для получения складочного билета; форма складочного билета; форма транспортного ярлыка, выдаваемого впускными таможнями; форма извещения, подаваемого купцом, не пользующимся складочным правом; форма извещения, подаваемого купцом, пользующимся складочным правом и др.[15]

Таможенный устав 1892 года уже более подробно регламентировал вопросы таможенных льгот для российских товаров, вывозимых за рубеж и транзита товаров через территорию России, упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежной полосе введены жесткие меры ответственности за контрабанду (ст.ст. 1045-1046)[16].

В послереволюционной России была реализована ленинская идея государственной монополии внешней торговли, вследствие которой процесс становления и развития таможенного дела и законодательства в нем носил сложный и противоречивый характер. Правительство, скептически отнеслось к поставленному в России таможенному делу и дореволюционной системе таможенных органов. В декабре 1917 г В.И.Лениным было подписано постановление «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». С этого момента инструментом внешней торговли стали не таможенные пошлины, а разрешительная система государства, определяющая целесообразность ввоза и вывоза определенных товаров. Многие страны прекратили торговлю с Россией[17].

Первый советский Таможенный кодекс был принят Постановлением ВЦИК СССР 19 декабря 1928 года. В нем уже нашли место нормы о внутреннем таможенном транзите. Например, статьей 85 регламентировались вопросы доставки товаров при внутреннем транзите. «Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах». Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405)[18].

Причем в пункте 3 В статье 86 Таможенного кодекса 1928 года нашли отражение меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем транзите. Так в этой статье закреплены правила о мерах, которые должны соблюсти таможенные органы отправления по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите. К ним были отнесены:

1) обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения.

2) таможенное сопровождение;

3) определение маршрутов.

Причем в пункте 3, рассматриваемой статьи, было особо отмечено, что Правительство Российской Федерации вправе «устанавливать маршруты перевозки отдельных видов товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом». В иных случаях маршрут определяется и заявляется перевозчиком. Заявленный перевозчиком маршрут является для него обязательным при перевозке товаров. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа. Статья 87 Таможенного кодекса 1928 года регламентировала вопросы сопровождения товаров, транспортных средств, и др. интерес представляет впервые сформулированная дефиниция «таможенное сопровождение». Это сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите. За таможенное сопровождение взимались таможенные сборы[19].

5 мая 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден новый Таможенный кодекс СССР. В этом кодексе была закреплена сложившаяся к этому времени система таможенных органов, установлены правила таможенного контроля в отношении грузов и дано нормативное определение «груз». В статье 9 было закреплено правило о том, что все грузы, прибывающие на таможенную территорию, подлежат таможенному контролю, в том числе грузы, прибывающие транзитом. Интерес представляет глава 7, в которой хоть и не дано определение транзита, но впервые на законодательном уровне в СССР в рамках отдельной главы были закреплены правила перевозки грузов от одних таможенных учреждений в другие, а также правила о транзите грузов через территорию СССР. Так в статье 60 было регламентировано: «Грузы могут перевозиться из одних таможенных учреждений в другие для досмотра и оплаты пошлиной, а также для выпуска их за границу. Перевозка таких грузов производится под ответственностью транспортных организаций, принявших грузы к перевозке, с соблюдением правил таможенного контроля за соответствующими транспортными средствами и перевозимыми на них грузами»[20]. Транзитная перевозка иностранных грузов через территорию СССР допускается в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. Правила транзитной перевозки иностранных грузов утверждались Министерством внешней торговли СССР.

Таможенный кодекс СССР 1964 г. просуществовал до 26 марта 1991 года. Кодекс 1991 года был принят для целей создания условий коренного переустройства федеративных отношений, формирования рыночной экономики в рамках единого экономического пространства СССР и роста внешнеэкономической активности республик в составе Союза[21].

Основным достоинством кодекса 1991 года было то, что в нем было дано понятие таможенной политики и таможенного дела в СССР (статья 1), содержались основные определения, имеющие отношение к таможенным правоотношениям, принципы таможенного дела, таможенные процедуры и многое другое[22].

А главный интерес для данного исследования состоит в том, что в нем впервые на законодательном уровне дано определение «транзит». Под «транзитом через территорию СССР» понимается перемещение товаров и иных предметов через территорию СССР между двумя точками государственной границы СССР под таможенным контролем[23]. В статье 18 закреплялся порядок транзита через территорию СССР товаров. В ней говорилось о том, что перечень путей и направлений транзита и другие условия транзита через территорию СССР товаров устанавливаются Кабинетом Министров СССР. В статье 26 закреплены правила пропуска транзитных товаров. Для транзита через территорию СССР пропускаются товары имеющие основание для пропуска предусмотренное законодательством Союза ССР, а также за таможенное оформление перемещения которых через таможенную границу СССР таможне уплачены сборы[24]. Таким образом, современное законодательное определение «транзит» берет свое начало из кодифицированного акта – Таможенного кодекса 1991 года СССР [25].

В настоящее время в связи с учреждением Евразийского экономического союза понятие и правовое регулирование прохождения таможенной процедуры «таможенный транзит» осуществляется международным нормативным правовым актом – Таможенным кодексом Евразийского экономического союза[26], в котором содержанию и применению таможенной процедуры таможенного транзита посвящена Глава 22.

Вывод: Основное значение и содержание термина «таможенный транзит» имеет глубинные исторические, политические и экономические корни. Из древне договоры о проходе, провозе «по пути, без сбыту» оказывали влияние на укрепление взаимоотношений между отдельными княжествами и государствами, способствовали развитию торговли. В настоящее время эволюционирование термина от «прохода по пути, без сбыту» в термин «таможенный транзит», правовое обрамление правоотношений в его рамках и закрепление в нормативных правовых, актах способствует укреплению политических связей государства, позитивно влияет на развитие внешнеэкономических связей, торговлю, рост предпринимательства и доходов в казну государства.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.