NB: Административное право и практика администрирования - рубрика Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
по
NB: Административное право и практика администрирования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды"
Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
Манин Я.В. - Правовой режим недропользования в Новой Зеландии c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.4.38661

EDN: XRQYRZ

Аннотация: Объектом исследования являются отношения недропользования в Новой Зеландии, предметом - нормативное правовое регулирование эксплуатации новозеландских природных ресурсов, содержащихся в недрах и на морском дне - в сульфидных полях. Автор подробно рассматривает государственный механизм управления окружающей средой и природопользованием, особое внимание уделяя роли местных властей и коренного населения - маори в процедуре предоставления права пользования месторождениями полезных ископаемых, а также особенностям поиска и добычи углеводородов на континентальном шельфе, правовому режиму Антарктиды, новозеландских субантарктических территорий и акваторий. В статье изучается институт права собственности на землю и недра, разрешительный порядок использования природных объектов. Актуальность работы обусловлена её практической значимостью и отражает отечественные экономические интересы в Океании. Научная новизна статьи заключается в оригинальности работы, содержащей принципиально новую информацию по предмету исследования - единственного в России и являющегося одним из немногих опубликованных научных трудов по новозеландскому природоресурсному праву в Мире. В публикации анализируются законы в редакции текущего года, она может быть использована для сравнительного правоведения, в законотворческом процессе, в учебных, научных и иных целях, статья содержит выводы по тексту и в конце исследования. Вывод о суверенитете английской Короны над исключительной экономической зоной и континентальным шельфом Новой Зеландии, провозглашении новозеландского государя собственником природных богатств соответствующих акваторий в разрез с нормами международного морского права имеет значение для обеспечения мира и глобальной безопасности. Опыт муниципального и парламентского контроля, специализированного экологического правосудия Новой Зеландии может быть использован Российской Федерацией.
Разов П.С. - Проблемы и перспективы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности c. 1-10

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.1.39637

EDN: AZOMQR

Аннотация: Необходимость сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни обуславливает значимость научно обоснованной трансформации системы обращения с отходами, в том числе с отходами I и II классов опасности. В условиях цифровой трансформации фактором упорядочения государственного управления сферой обращения с отходами стала Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Рассматриваемая система создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами. При этом ее создание началось в 2019 году и включало комплекс мероприятий правового, организационного и информационного характера.   Автором определено, что внедрение данной системы обеспечивает реализацию на более совершенном уровне некоторых экономико-правовых принципов обращения с отходами, в том числе принципа «загрязнитель платит», принципа экономического стимулирования и принципа близости. Вместе с тем с учетом выявленных проблем на современном этапе развития усматриваются направления совершенствования данной системы, в том числе: повышение ее открытости для обеспечения возможности гражданского контроля за сферой обращения с отходами, а также использование актуальных цифровых технологий, в том числе технологий смарт-контракта, обеспечивающих автоматическую передачу информации в систему. Идеи автора могут быть использованы для совершенствования правового регулирования данной системы и последующих научных исследований.
Куделькин Н.С. - Правовая охрана окружающей среды Арктики при осуществлении туристской деятельности c. 9-23

DOI:
10.7256/2306-9945.2020.1.33261

Аннотация: Арктика становится все более привлекательным туристическим направлением. В некоторых арктических районах туризм в целом и круизный туризм в частности является одним из самых быстрорастущих секторов экономики. Однако помимо экономической выгоды арктический туризм представляет определенную угрозу для чувствительной окружающей среды Арктики, которая в настоящее время испытывает постоянное нарастающее давление от осуществления хозяйственной деятельности и изменения климата. Основные негативные последствия туристской деятельности включают в себя загрязнение территорий и акваторий, беспокойство животных, прямое уничтожение животных и растений, утрату мест обитания из-за развития и строительства инфраструктуры и др.    Данные факты говорят как об актуальности темы исследования, так и о необходимости правовой охраны окружающей среды Арктики от отрицательных эффектов, вызываемых туризмом. Проводится анализ существующей в настоящей момент ситуации в области арктического туризма, исследуются вопросы арктической политики России, касающиеся осуществления туристской деятельности, дается краткий обзор международно-правового регулирования в данной сфере. Делается вывод о недостаточности правового регулирования осуществления арктического туризма, даются предложения по совершенствованию законодательства России. Отмечается, что туризм является одним из немногих видов деятельности в Арктике, в котором заинтересован широкий круг стран и в котором принятие единых стандартов представляется вполне реальным.
Разова Ю.А. - Правовое регулирование стратегического государственного управления в области охраны окружающей среды (на примере субъектов Уральского федерального округа) c. 11-29

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.1.39640

EDN: BEWLDN

Аннотация: В настоящей статье автором с применением контент-анализа на основе формально-юридического метода исследованы документы стратегического планирования в области охраны окружающей среды на федеральном уровне, а также в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Уральского федерального округа. По результатам их анализа автором сделан вывод, что существующая система стратегического управления в области охраны окружающей среды включает на федеральном уровне указы Президента Российской Федерации о национальных целях развития и задачах развития, Стратегию экологической безопасности и национальный проект "Экология". На уровне субъектов Российской Федерации включает стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, государственные программы субъектов РФ (в области создания благоприятной окружающей среды) и региональные проекты в этой области. Также автор отмечает, что период реализации государственных программ в области охраны окружающей среды различается в разных субъектах РФ, а также отличается от периода реализации национальных целей развития и стратегий социально-экономического развития соответствующих субъектов РФ, что требует корректировки для гармоничного развития системы стратегического управления. Также, по мнению автора, требует корректировки абзац пятый статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, поскольку он не соотносится с положением пункта 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ, который устанавливает полномочие субъектов РФ по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Усов А.Ю. - Некоторые проблемы предъявления прокурором исков о компенсации вреда окружающей среде c. 17-21

DOI:
10.7256/2306-9945.2019.4.29397

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие при предъявлении прокурорами исков о компенсации вреда окружающей среде. Автор анализирует проблемы, возникающие в процессе предъявления и рассмотрения исковых требований о компенсации вреда окружающей среде в натуральной и денежной форме. Актуальность темы исследования обусловлена принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, в котором раскрыт ряд важных вопросов, связанных с применением законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Методологическая основа исследования включает в себя диалектический метод, системный метод, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции, наблюдения и другие методы. Автором исследована правоприменительная практика, законодательные акты, предложено решение возникающих проблем. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию гражданско-процессуального и бюджетного законодательства. Кроме того, автором разработаны рекомендации по совершенствованию организации деятельности прокуроров, участвующих в рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Манин Я.В. - Правовой режим недропользования в Индонезии c. 19-36

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.4.37296

Аннотация: Объектом исследования являются горные отношения на Зондских островах Малайского архипелага. В нём рассматривается нормативно-правовое регулирование недропользования в Республике Индонезия, режим которого одинаков для участков недр, расположенных на островных территориях и морских акваториях в пределах индонезийской юрисдикции, но дифференцируется в зависимости от вида полезных ископаемых. Автор подробно рассматривает государственный механизм управления горной промышленностью, особое внимание уделяя роли муниципальных властей. В работе анализируется содержание индонезийских горных и экологических законов, выступающих в качестве основного предмета исследования, правительственных актов, доктринальных источников. Материал содержит информацию о лицензировании недропользования в Индонезии, включая сведения о новейших изменениях лицензионных требований, введенных в 2021 году. Актуальность научной статьи обеспечивается рассмотрением в ней учёным существующих правовых проблем индонезийского недропользования, представления современной системы и структуры государственного управления в этой области, потребностью российских горняков, уже строящих никелевые кластеры в Республике Индонезия, в правовом сопровождении их бизнеса, необходимостью продвижения российских интересов в Юго-Восточной Азии. Научная новизна статьи заключается в предоставлении принципиально новой информации по предмету исследования, особенно в части лицензирования недропользования и иностранных инвестиций, формулировании выводов, в том числе на основании ранее известных данных. Основным выводом оригинального авторского труда является заключение о возможности использования индонезийского понимания "остаточного принципа" для нормативного правового регулирования отечественного недропользования.
Кузнецова Н.А. - Правовое регулирование взаимоотношений органов местного самоуправления и предприятий нефтегазового комплекса в сфере природопользования c. 129-145

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.1.507

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования экологической катастрофы нефтяного производства. Природоохранным полномочиям органов местного самоуправления. Поиску вариантов оптимального распределения природоохранных полномочий. За последние три-четыре десятилетия на всех уровнях нефтяного производства существует опаснейшая тенденция использования самых простых предельно дешёвых технологий и технических средств для бурения, скважинной нефтедобычи и ремонта скважин, не предназначенных для транспортировки коррозионноактивных сред. Практически все территории уже освоенных месторождений Западной Сибири находятся в состоянии экологического коллапса. Главная сложность современной экологической ситуации в том и заключается, что ни одна из нефтедобывающих компаний, обладая достаточным кадровым и экономическим потенциалом, всё же не торопится взять на себя всю ответственность за состояние окружающей среды хотя бы на территории своей производственной деятельности. Кроме того, чтобы решение экологической проблемы стало практически осуществимым, необходима разработка и немедленная реализация новых законодательных инициатив. Новые, более объективные экологические законы должны быть приняты в кратчайшие сроки, и в них должны найти отражение все стороны современной экологической ситуации. Необходимо активизировать все юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.