Статья 'Результаты осуществления государственного ветеринарного надзора в форме проверок в Краснодарском крае в 2012 году.' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Результаты осуществления государственного ветеринарного надзора в форме проверок в Краснодарском крае в 2012 году

Калинин Георгий Иванович

кандидат юридических наук

преподаватель, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

Kalinin Georgy

PhD in Law

Head of the Legal Department at Directorate of the Federal Veterinary and Phytosanitary Monitoring Service for the Krasnodar Krai and Republic of Adygeya; Department of Administrative and Municipal Law at Voronezh State University 

350040, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Stavropol'skaya, 149

georgedeer@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2013.2.647

Дата направления статьи в редакцию:

18-01-2013


Дата публикации:

1-2-2013


Аннотация: Государственный ветеринарный надзор является важным инструментом профилактики и недопущения заноса опасных болезней животных. В свете непростой эпизоотической ситуации в стране и в мире его роль только повышается. В настоящей статье анализируется административная практика по осуществлению государственного ветеринарного надзора в форме проверок и по производству по делам об административных правонарушений в области ветеринарии в Краснодарском крае в 2012 году. Сравниваются результаты осуществления государственного ветеринарного надзора и административной практики Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и государственной ветеринарной службы Краснодарского края. Показывается, как на данные результаты влияет ситуация с африканской чумой свиней на юге России. Сравнением результатов подтверждается тезис о том, что надзорная деятельность в форме проверок обязательно должны быть отделена от деятельности по оказанию платных ветеринарных услуг, и о том, что основная масса деятельности по осуществлению государственного ветеринарного надзора должна осуществляться прежде всего на федеральном уровне.


Ключевые слова:

государственный надзор, ветеринария, проверки, правонарушения, постановления, штрафы, эпизоотическая ситуация, поднадзорные объекты, меры реагирования, эффективность

Abstract: State veterinary supervision is an important mean of prevention of animals getting infected with dangerous diseases. In view of a difficult epidemic situation in the country and the world, the role of veterinary supervision is even increased. The author of the present article analyzes administrative experience in implementation of state veterinary inspections in Krasnodar Krai in 2012. The author compares the results of state veterinary supervision and administrative experience by the Directorate of the Federal Agency for Veterinary and Phytosanitary Supervision in the Krasnodar Krai and Republic of Adygeya and by state veterinary service of the Krasnodar Krai. The author describes the situation of African swine fever at the south of Russia. The comparative analysis proves the author's thesis that supervisory activity in the form of inspections must be necessarily distinguished from chargable veterinary services. It has been also proved that the majority of activities aimed at implementation of state veterinary supervision must be performed at the federal level. 


Keywords:

state supervision, veterinary medicine, inspections, violations of law, decrees, penalties, epidemic situation, supervised items, response measures, efficiency

Государственный ветеринарный надзор на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии» [1] и Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации [2], а также – целым рядом других нормативно-правовых актов.

Россельхознадзор и его территориальные управления при осуществлении государственного ветеринарного надзора (далее – госветнадзор) также руководствуются Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (в ред. от 14 ноября 2011 г.) [3], Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору [4], Приказом Минсельхоза России от 18 января 2011 г. N 11 "О порядке осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии" [5], другими документами.

На территории Краснодарского края осуществление госветнадзора государственной ветеринарной службой субъекта РФ регламентируется (помимо федерального законодательства) Законом Краснодарского края от 4 марта 1998 г. N 120-КЗ "О государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае" (в ред. от 3 июля 2012 г.) [6], другими региональными актами.

Теперь – об итогах осуществления госветнадзора в форме проверок в Краснодарском крае в 2012 году.

В 2012 году Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю было проведено 1862 проверки поднадзорных объектов [7] (в 2011 году – 2094 проверки, в 2010 году – 2650). Выявлено случаев нарушения ветеринарного законодательства в 2012 году – 1074 (в 2011 – 953, в 2010 – 1114). Выдано предписаний – 594 (532 и 534 соответственно); устранено нарушений согласно ранее выданным предписаниям – 424 (409, 458). Вынесено постановлений по делам об административных правонарушениях – 1195 (1225, 1262). Наложено штрафов на общую сумму 7 618,1 тысяч рублей (в 2011 – на 5 961,2 тыс. руб., в 2010 – 6 589,85 тыс. руб.). Передано материалов в судебные органы – 255 (13, 48).

Большая часть административных материалов (828 рассмотрено Управлением и 17 передано в судебные органы) составлены по нарушениям, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 10.6 «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [8] (далее – КоАП РФ). Т.е. в 2012 году основной акцент при проверках делался не на оборот продуктов животного происхождение, а на соблюдение установленных процедур на поднадзорных объектах, и это не случайно. Подавляющее большинство постановлений вынесены за нарушения в области профилактики и недопущения АЧС [9] на свиноводческих предприятиях [10], здесь эпизоотическая ситуация также сыграла свою роль.

Также Управлением в 2012 году вынесено 45 постановлений по части 2 статьи 10.6 «Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных» КоАП РФ (за нарушения, выявленные в очагах и угрожаемых по АЧС зонах), 218 постановлений по статье 10.8 Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства» КоАП РФ, пять – по ст. 10.7 «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных» КоАП РФ.

В суды, помимо вышеуказанных статей передавались на рассмотрение протоколы по ч. 2 ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)» (три протокола), ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» (три), ч. 1 ст. 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок» (27), ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства» (226), ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» (два), ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» (два), ч. 1 ст. 20.25 «Неуплата административного штрафа в срок» КоАП РФ (46 протоколов).

Следует отметить, что, если общее количество проверок в 2012 году было меньше, чем в предыдущие годы, то меры реагирования на нарушения были жёстче. Больше выдано предписаний об устранении нарушений ветеринарного законодательства. В разы больше передано административных материалов на рассмотрение в суды (в 5 раз больше, чем в 1020, и почти в 20 раз – чем в 2011 году). Существенно выше суммы наложенных штрафов, и соответственно больше их общая сумма: более чем на 1 миллион рублей, чем в 2010 году, и – почти на 1,7 млн. руб. больше, чем в 2011-м.

Такие показатели в основном объясняются одним немаловажным фактором. Если в 2011 году ситуация по особо опасным заразным болезням животных в Краснодарском крае была в целом благополучна, то в 2012 г. до предела обострилась обстановка по африканской чуме свиней [11] (далее – АЧС). В этом году было зарегистрировано 27 случаев возникновения АЧС в 15 районах края, поголовье свиней сокращено практически на полмиллиона голов [12]. Управление вынуждено было ужесточить надзорную деятельность и пресекательные меры по её результатам, что, в месте с комплексом других проводимых на территории края мероприятий [13], дало свои плоды: с осени 2012 года вспышки АЧС на территории края прекратились.

Что же касается итогов надзорной деятельности государственного управления ветеринарии Краснодарского края, то в 2012 году госветуправлением края и его структурными подразделениями было проведено 2045 проверок из 12 тысяч имеющихся на территории края подконтрольных госветнадзору объектов [14] (надо сказать, что в эту цифру включаются в основном юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие подконтрольную деятельность, если же считать содержащих животных в личных подворьях граждан, то количество поднадзорных объектов будет гораздо выше; в крае оно всегда было на отметке около 100 тысяч, однако в связи с ликвидациях свинопоголовья в личных хозяйствах граждан в 2012-1013 г.г. году в связи с тяжёлой ситуацией по АЧС [15], количество таких подворий существенно сократилось), в 2011 году - 1751 проверка, в 2010 году – 3296 проверок. Выявлено нарушений ветеринарного законодательства в 2012 г. – 963 (в 2011 – 755, в 2010 – 2107). Вынесено постановлений по делам об административных правонарушениях в области ветеринарии – 1355 (604 и 1022 соответственно). Наложено штрафов на общую сумму 8 190 тысяч рублей (в 2011 – на 5 739 тыс. руб., в 2010 – 6 161,1 тыс. руб.).

Проанализируем данные выше результаты. В 2010 году органами госветслужбы краснодарского края было проведено больше всего проверок и выявлено больше всего нарушений. Однако средняя сумма штрафа на одно выявленное нарушение составила всего 2 924 рубля (средняя сумма штрафов на одно нарушение, выявленное Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея за последние три года, составила от 5916 рублей в 2010 году, до 7093 рублей в 2012 году). В 2011 году средняя сумма штрафа на одно нарушение резко возросла – 7601 рубль, в 2012 году она составила уже 8,5 тыс.руб.

В 2012 году впервые органами госветслужбы края было наложено штрафов за нарушение ветеринарного законодательства больше, чем Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Такой резкий скачок показателей объясняется, не только ситуацией по АЧСю но и тем, что в 2011-12 г.г. в системе органов госветслужбы края произошло разделение полномочий по государственному ветеринарному надзору в форме проверок, которые стали осуществлять структурные подразделения государственного управления ветеринарии Краснодарского края – отделы государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля в городах и районах [16], и полномочий по оказанию платных ветеринарных услуг, которые остались за государственными бюджетными учреждениями – управлениями ветеринарии городов и районов. Ранее управления ветеринарии городов и районов совмещали все эти полномочия, что противоречило федеральному законодательству [17] и шло вразрез с концепцией построения исполнительной власти в Российской Федерации [18]. Разделение же указанных полномочий существенно повысило эффективность надзорных мероприятий. Указанные данные подтверждают вывод о том, что эти полномочия совершенно необходимо разделять и ни в коем случае нельзя совмещать.

Количество проверок на одного государственного ветеринарного инспектора в 2012 году (количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) в госветуплавлении края по штату – 106, фактически занято было 88 штатных единиц) – 23. Сумма штрафов на одного инспектора в год составила 93 068 рублей.

В Управлении Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, количество же государственных ветеринарных инспекторов, осуществляющих внутренний ветеринарный надзор, год от года сокращалось (в связи с общим сокращением численности федеральных государственных гражданских служащих в стране [19]) на конец 2012 года составило фактически 26 человек (остальные, в соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляют государственный ветеринарный контроль на государственной границе РФ и транспорте [20]). Исходя из этого, в Управлении Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на конец 2012 года на одного инспектора пришлось 72 проверки, а сумма штрафов составила 293 тысячи рублей.

Таким образом, в Краснодарском крае 2012 год оказался с точки зрения государственного ветеринарного надзора наиболее результативным как для органов Россельхознадзора, так и для госветслужбы края. Абсолютные валовые показатели результатов проверок госветуправления края впервые превысили таковые у Управления Россельхознадзора. Однако относительные показатели результатов проверок Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по-прежнему несоизмеримо выше, чем в госветслужбе субъекта. Это ещё раз подтверждает сделанный ранее автором вывод [21] о том, что в России государственный ветеринарный надзор должен осуществляться прежде всего на федеральном уровне.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.