Статья 'Проблемы и перспективы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Проблемы и перспективы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

Разов Павел Сергеевич

аспирант, кафедра Прикладного права, МИРЭА - Российский технологический университет

117342, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Обручева, 46

Razov Pavel Sergeevich

Postgraduate Student, Department of Applied Law, MIREA - Russian Technological University

117342, Russia, Moscow region, Moscow, Obrucheva str., 46

5avel1307@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-9945.2023.1.39637

EDN:

AZOMQR

Дата направления статьи в редакцию:

14-01-2023


Дата публикации:

21-01-2023


Аннотация: Необходимость сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни обуславливает значимость научно обоснованной трансформации системы обращения с отходами, в том числе с отходами I и II классов опасности. В условиях цифровой трансформации фактором упорядочения государственного управления сферой обращения с отходами стала Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Рассматриваемая система создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами. При этом ее создание началось в 2019 году и включало комплекс мероприятий правового, организационного и информационного характера.   Автором определено, что внедрение данной системы обеспечивает реализацию на более совершенном уровне некоторых экономико-правовых принципов обращения с отходами, в том числе принципа «загрязнитель платит», принципа экономического стимулирования и принципа близости. Вместе с тем с учетом выявленных проблем на современном этапе развития усматриваются направления совершенствования данной системы, в том числе: повышение ее открытости для обеспечения возможности гражданского контроля за сферой обращения с отходами, а также использование актуальных цифровых технологий, в том числе технологий смарт-контракта, обеспечивающих автоматическую передачу информации в систему. Идеи автора могут быть использованы для совершенствования правового регулирования данной системы и последующих научных исследований.


Ключевые слова:

информационная система, отходы, цифровая трансформация, опасные отходы, схема размещения, федеральный экологический оператор, Росатом, экологизация, правовое регулирование, принципы

Abstract: The need to preserve the population, the health and well-being of people, to ensure a comfortable and safe environment for life determines the importance of a scientifically based transformation of the waste management system, including waste of hazard classes I and II. In the conditions of digital transformation, the Federal State Information System for Accounting and Control of Waste Management of hazard classes I and II has become a factor in streamlining state management of waste management. The system in question was created for the purpose of information support of waste management activities. At the same time, its creation began in 2019 and included a set of legal, organizational and informational measures. The author has determined that the implementation of this system ensures the implementation at a more advanced level of some economic and legal principles of waste management, including the principle of "polluter pays", the principle of economic incentives and the principle of proximity. At the same time, taking into account the identified problems at the present stage of development, directions for improving this system are seen, including: increasing its openness to ensure the possibility of civil control over the sphere of waste management, as well as the use of up-to-date digital technologies, including smart contract technologies that provide automatic transmission of information to the system. The author's ideas can be used to improve the legal regulation of this system and subsequent scientific research.


Keywords:

information system, tailings, digital transformation, hazardous waste, placement scheme, federal environmental operator, Rosatom, ecologization, legal regulation, principles

Введение

Актуальность исследования обусловлена включением в число стратегических целей развития современных государств идей экологизации производства и потребления. В частности, провозглашенные Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году цели устойчивого развития требуют среди прочего обеспечения рациональных моделей потребления и производства; принятия срочных мер по борьбе с изменением климата; защиты, восстановления экосистем суши и др. На государственном уровне в Российской Федерации в 2020 году Президентом утверждены 5 национальных целей развития России до 2030 года, среди которых: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.

Задачи достижения вышеуказанных целей обуславливают необходимость научно обоснованной трансформации системы обращения с отходами, в том числе с отходами I и II классов опасности.

Изучению правового регулирования обращения с опасными отходами в отечественной юридической науке посвящено множество работ. Вместе с тем многие ключевые исследования монографического характера были проведены в начале XXI века, а потому требуют актуализации. Наиболее существенный вклад в развитие научных представлений о модели регулирования обращения с отходами внесли Э.Ф. Раимова [15], С. Ю Селивановская [16] и Т.А. Титова [18]. Т.И. Гиззатуллин проработал вопросы международно-правового регулирования трансграничной перевозки опасных отходов [1]. Также компаративистский анализ законодательства в данной сфере был проведен В.С. Степаненко [17]. О. Л. Радчик [14] раскрыла вопросы ответственности за нарушение правил обращения с отходами.

Таким образом, разработка представленной темы целесообразна в связи с необходимостью актуализации научных представлений по вопросам правового регулирования обращения с отходами, в том числе использования цифровых технологий в данном процессе. Также целесообразность определяется задачами достижения национальных целей развития.

Цель исследования – выявить проблемы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности и предложить перспективные направления его совершенствования.

Теоретическая значимость заключается в обобщении результатов управленческой практики и определении основе этого модели внедрения системы, включающей правовой, организационный и информационный компоненты. Практическая значимость заключается в определении направлений совершенствования правового регулирования рассматриваемой системы – внедрение принципа открытости и внедрение инструментов смарт-контракта.

Научная новизна определяется выделенными направлениями использования рассматриваемой системы с целью реализации принципов обращения с отходами.

Основная часть и результаты

Как уже отмечалось, экологическая повестка в настоящее время предопределяет внутреннюю политику отдельных государств и консолидацию их усилий в борьбе за комфортную среду жизни. Хозяйственная деятельность некоторых организаций без достаточного внимания к экологической безопасности производственного процесса привела к крупным экологическим катастрофам.

Например, в 2020 году органы публичной власти предприняли попытку ликвидировать вред, причиненный деятельностью ООО «Усольехимпром» (г. Усолье-Сибирское Иркутской области), для приведения в безопасное состояние 104,3 тонн токсичных химикатов, 600 тонн ртути и других [10]. Существенный вред среде оказывает и полигон «Красный Бор» в Санкт-Петербурге, от деятельности которого в атмосферу поступало 176,004 т/год загрязняющих веществ [11].

С учетом необходимости ликвидации подобных угроз Президент в 2021 году отметил: «Усилия каждого уровня власти, бизнеса, институтов развития, Российской академии наук должны быть подчинены главной, центральной задаче – повышению качества жизни наших людей. И здесь, подчеркну, наши подходы в области охраны окружающей среды носят абсолютно принципиальный характер и ревизии, безусловно, не подлежат» [13].

Одним из направлений охраны окружающей среды является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления. Правовой основой соответствующей деятельности является Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 4.1 указанного Федерального закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, где отходы I и II класса – это чрезвычайно опасные и высокоопасные отходы.

Критерии отнесения отходов к классам опасности определены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 года № 536. Такими критериями являются степень опасности отхода для окружающей среды и кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 в Федеральном классификационном каталоге отходов систематизирована информация о выявляемых отходах. Так, к отходам I класса могут быть отнесены асбестовая пыль и волокно, ртуть конденсированная и прочее, а к отходам II класса – отходы сернокислотной очистки минеральных масел (гудрон кислый), электролит щелочной, отработанный при получении водорода электролитическим методом и прочее.

Существенный вред окружающей среде от подобных отходов I и II классов опасности (далее – отходы) требует особого внимания к регулированию обращения с ними. По этой причине полномочия в области обращения с такими отходами относятся в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона к ведению Российской Федерации. При этом статьей 14.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены особенности обращения с отходами, сбор которых требует:

1) наличия у отходообразователей в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов или привлечения федерального оператора по обращению с отходами;

2) учета федеральной схемы обращения с отходами (далее – Схема).

Необходимо отметить, что соответствующие особенности были установлены в Федеральном законе только в 2019 году. В пояснительной записке к законопроекту определялось, что его целью является «создание современной системы управления отходами и обеспечения экологической безопасности» [2]. Указанные изменения должны были систематизировать движение опасных отходов в рамках Схемы, зафиксировать принцип профессионализма в обращении с отходами.

Еще одним существенным изменением Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в 2019 году стало введение Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 225-ФЗ Государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 356-ФЗ было изменено наименование указанной системы на «Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Система).

Введение Системы должно было решить проблему отсутствия прослеживаемости движения отходов и интегрировать эту информацию со Схемой. Как отмечает А.С. Петрова, «в настоящее время в России отсутствует сводная информация об имеющихся мощностях объектов обработки, утилизации и обезвреживания опасных отходов» [12, с. 204]. Более того, высокое значение внедрения Системы обусловлено необходимостью консолидировать информацию о деятельности существующих отходообразователей, которых в России насчитывается около 40 тысяч [9]. Также доводами в пользу внедрения Системы была ситуация сокрытия отходообразователями реальных объемов образуемых отходов [19].

Правовой статус Системы определен статьей 14.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».

Рассматриваемая система создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, при этом она содержит информацию об отходах, необходимую для корректировки Схему и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию. Решение поставленных задач обеспечивает совершенствование системы обращения с отходами.

По результатам анализа управленческой деятельности автор выделяет комплекс мероприятий по формированию и введению в эксплуатацию Системы, включающий следующие компоненты:

1) правовой, предполагающий внесение изменений в законодательство и принятие подзаконных НПА (приняты федеральные законы от 26 июля 2019 года № 225-ФЗ и от 2 июля 2021 года № 356-ФЗ, постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 и другие акты);

2) организационный, предполагающий определение оператора Системы, определение его полномочий (в соответствии с федеральным законом и пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 оператором системы является федеральный оператор по обращению с отходами – ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» на основании распоряжения Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р).

3) информационный, предполагающий наполнение внедряемой системы необходимыми сведениями, установление принципов взаимодействия данной системы с иными информационными ресурсами.

С учетом обозначенных в законе целей Система стала фактором упорядочения государственного управления сферой обращения с отходами. Сегодня научное сообщество позитивно оценивает всевозможные проявления цифровизации публичного управления в различных областях [20], в том числе в сфере обращения с отходами [3; 5; 21].

Использование подобных цифровых инструментов контроля за обращением с отходами обеспечивает реализацию на более совершенном уровне некоторых экономико-правовых принципов обращения с отходами [7], в том числе:

1) реализация принципа «загрязнитель платит» обеспечивается посредством обеспечения прослеживаемости информации о деятельности отходообразователей;

2) реализация принципа экономического стимулирования может совершенствоваться за счет использования при принятии управленческих решений точной и всеобъемлющей информации о местах накопления отходов, об их вместимости, об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и прочее;

3) реализация принципа близости обеспечивается за счет интеграции Схемы и Системы (поскольку Схема является частью Системы и аккумулирует информацию о наличии ближайших мест размещения отходов).

В целом создание Системы обеспечивает реализацию еще одной национальной цели развития – «цифровой трансформации». Согласимся, что использование цифровых технологий сбора и обработки информации вкупе с внедрением современных технологий переработки отходов может стать фактором создания новой инновационной наукоемкой отрасли реального сектора экономики – промышленности по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов [4].

Кроме того, создание централизованной системы соответствует идее отдельных исследователей, разделяющих позицию о необходимости объединения основных функций и задач в указанной сфере в рамках одного субъекта управления с передачей ему функций по ведению такой системы [8, с. 361]. В иных сферах управления в настоящее время создано большое число подобных систем узконаправленного характера, которые «имеют ограниченный круг пользователей и обеспечивают выполнение специальных задач отдельного органа и подведомственных ему организаций» [6, с. 142]. В связи с этим внедрение Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности учитывало опыт создания таких ресурсов (например, системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов).

Вместе с тем по результатам анализа вышеуказанных НПА автором выявлены некоторые проблемы. Так, пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации). При этом в соответствии с пунктом 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346, право на доступ к информации в рамках Системы имеет ограниченный круг лиц. Полагаем, что данная система должна иметь открытую часть обезличенных данных, что обеспечит возможность гражданского контроля за обращением с отходами. Это не будет противоречить федеральному закону, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 14.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» информация об отходах, образующихся в результате деятельности для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не подлежит размещению в системе.

Кроме того, перспективным направлением совершенствования Системы является модернизация способов включения информации в систему. В настоящее время пункт 15 Постановления Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 предполагает предоставление информации посредством направления электронных документов с использованием системы. Полагаем, что в условиях цифровизации экономических процессов целесообразно рассмотреть возможность использования технологий смарт-контрактов для предоставления информации в Систему, когда соответствующие управленческие действия осуществляются автоматически в рамках исполнения предустановленного алгоритма.

Заключение

Внедрение Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности соответствует идее цифровой трансформации государственного управления. Рассматриваемая система на современном этапе стала фактором упорядочения государственного управления сферой обращения с отходами.

Внедряя данную систему в управленческую практику, субъекты государственного управления осуществили в 2019 году комплекс мероприятий, включающий необходимые правовой, организационный и информационный компоненты. С учетом такого комплексного подхода рассматриваемая система должна обеспечить эффективную реализацию принципа «загрязнитель платит», принципа экономического стимулирования и принципа близости.

Вместе с тем на современном этапе усматриваются направления совершенствования данной системы – повышение ее открытости для обеспечения возможности гражданского контроля за сферой обращения с отходами и использование актуальных цифровых технологий, в том числе технологий смарт-контракта, обеспечивающих автоматическую передачу информации в систему.

Библиография
1. Гиззатуллин, Т. И. Международно-правовое регулирование трансграничной перевозки опасных отходов : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10. - Казань, 2002. - 169 с.
2. Законопроект № 716663-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» // Система обеспечения законодательной деятельности : офиц. сайт. – https://sozd.duma.gov.ru/bill/716663-7 (дата обращения 27.12.2022).
3. Цифровизация как драйвер развития отрасли обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. – 2021. – № 12(186). – С. 50-51. – EDN DTOZAW ;
4. Корольков, М. В. Основы государственной политики Российской Федерации по созданию новой отрасли переработки промышленных отходов / М. В. Корольков, А. Г. Мажуга // Теоретическая и прикладная экология. – 2020. – № 4. – С. 6-12. – DOI 10.25750/1995-4301-2020-4-006-012. – EDN DKPYEF.
5. Крутеева, О. В. Управление качеством окружающей среды как один из индикаторов Smart Cities / О. В. Крутеева, Н. В. Дегтярева // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 3(52). – С. 217-221. – DOI 10.25683/VOLBI.2020.52.324. – EDN FGYZHY.
6. Мазеин, А. В. Правовое регулирование использования государственных информационных систем в управленческой деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации на современном этапе / А. В. Мазеин // Государство. Политика. Социум: вызовы и стратегические приоритеты развития : Сборник трудов Международного симпозиума по устойчивому региональному и городскому управлению, Екатеринбург, 23–25 ноября 2021 года / Отв. за выпуск: Е.В. Попов, Р.А. Долженко, М.А. Ворошилова. – Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2021. – С. 140-144. – EDN QHTMFQ.
7. Марьин, Е. В. О некоторых вопросах экономико-правового обеспечения управления в области обращения с отходами / Е. В. Марьин // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4(53). – С. 281-284. – DOI 10.25683/VOLBI.2020.53.437. – EDN WKDEWQ.
8. Никонов, И. С. Некоторые вопросы организации управления отходами производства и потребления в Российской Федерации / И. С. Никонов, В. Е. Языков // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 3(44). – С. 358-362. – DOI 10.25683/VOLBI.2018.44.304. – EDN XVFIVN.
9. О запуске системы обращения с отходами I и II классов // ФЭО : офиц. сайт. – https://rosfeo.ru/deyatelnost/federalnaya-sxema-i-gis-obrashheniya-s-otxodami-i-ii-klassov/media-fajlyi.html (дата обращения 27.12.2022).
10. О ходе выполнения первоочередных мероприятий по устранению накопленного вреда окружающей среде от деятельности химических предприятий на территории г. Усолье-Сибирское Иркутской области / С. А. Мальцев, Е. В. Вебер, В. А. Иноземцев [и др.] // Вестник войск РХБ защиты. – 2021. – Т. 5. – № 2. – С. 136-148. – DOI 10.35825/2587-5728-2021-5-2-136-148. – EDN IUWWYG.
11. Оценка влияния утилизации опасных отходов на полигоне "красный бор" на окружающую среду / М. Ю. Комбарова, А. С. Радилов, Л. А. Аликбаева [и др.] // Гигиена и санитария. – 2019. – Т. 98. – № 11. – С. 1216-1221. – DOI 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1216-1221. – EDN HFWWKZ.
12. Петрова, А. С. Новые условия обращения с отходами I-II классов опасности. Перспективы для бизнеса и государства / А. С. Петрова // Теоретическая и прикладная экология. – 2021. – № 4. – С. 203-209. – DOI 10.25750/1995-4301-2021-4-203-209. – EDN XZQEHL.
13. Послание Президента Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года // КонсультантПлюс : [сайт]. – Москва, 1997–2022. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.12.2022).
14. Радчик, О. Л. Юридическая ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.06. - Москва, 2001. - 216 с.
15. Раимова, Э. Ф. Правовое регулирование обращения с отходами : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.06. - Оренбург, 1997. - 170 с.
16. Селивановская, С. Ю. Отходы производства и потребления: правовое регулирование, утилизация, размещение : учебник / С. Ю. Селивановская ; С. Ю. Селивановская. – Казань : Казанский гос. ун-т, 2009. – ISBN 978-5-98180-636-0. – EDN QRFCJP.
17. Степаненко, В. С. Правовое регулирование обращения с отходами: сравнительно-правовой анализ / В. С. Степаненко ; В. С. Степаненко ; под общ. ред. О. Л. Дубовик ; Московская гор. дума, Ин-т государства и права РАН. – Москва : НИА-Природа, 2011. – 293 с. – ISBN 978-5-904952-02-0. – EDN QSHVYD.
18. Титова, Т. А. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.06 / Моск. гос. юрид. акад. - Москва, 2006. - 23 с.
19. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» // Vyvoz.org : сайт. –https://vyvoz.org/blog/federalnyy-proekt-infrastruktura-dlya-obrashcheniya-s-othodami-1-2-klassov-opasnosti/ (дата обращения 27.12.2022).
20. Щукина, Т. В. Обновление форм, методов и инструментов управленческой деятельности в системе публичного управления: особенности и направления правового регулирования / Т. В. Щукина // Вопросы экономики и права. – 2020. – № 141. – С. 36-40. – DOI 10.14451/2.141.36. – EDN RKTKCD.
21. Энтин, Л. М. Правовые триггеры цифровизации обращения РАО и ОЯТ на территории Европейского союза / Л. М. Энтин, Ю. В. Лебедева // Цифровое право. – 2022. – Т. 3. – № 1. – С. 32-43. – DOI 10.38044/2686-9136-2022-3-1-32-43. – EDN EGGRMZ.
References
1. Gizzatullin, T. I. (2002). International legal regulation of transboundary movement of hazardous wastes, dis. ... cand. law. sciences, 169 p., Kazan.
2. Draft Law No. 716663-7 " On Amendments to the Federal Law "On Production and Consumption Waste" and the Federal Law "On the State Atomic Energy Corporation Rosatom". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/716663-7 (Application date: 27.12.2022).
3. Digitalization as a driver of development of the waste management industry (2021). Solid household waste (Russian Federation), (186), 50–51.
4. Korolkov, M. V. & Mazhuga, A. G. (2020) Fundamentals of the state policy of the Russian Federation on the creation of a new branch of industrial waste processing. Theoretical and applied Ecology (Russian Federation), (4), 6-12, doi: 10.25750/1995-4301-2020-4-006-012.
5. Kruteeva, O. V. & Degtyareva N. V. (2020) Environmental quality management as one of the Smart Cities indicators. Business. Education. Law (Russian Federation), (52), 217-221. doi:10.25683/VOLBI.2020.52.324.
6. Mazein, A.V. (2021) Legal regulation of the use of state information systems in the management activities of the executive bodies of the subjects of the Russian Federation at the present stage. State. Politics. Society: Challenges and Strategic Priorities of Development : Proceedings of the International Symposium on Sustainable Regional and Urban Governance, Yekaterinburg, November 23-25, 2021 / Rel. for issue: E.V. Popov, R.A. Dolzhenko, M.A. Voroshilova. – Yekaterinburg: Ural Institute of Management - branch of the RANEPA, 140-144.
7. Maryin, E. V. (2020) On some issues of economic and legal support of management in the field of waste management. Business. Education. Law, (53), 281-284, doi:10.25683/VOLBI.2020.53.437.
8. Nikonov, I. S. & Yazikov, V. E. (2018) Some issues of the organization of waste management of production and consumption in the Russian Federation. Business. Education. Law, (44), 358-362, doi:10.25683/VOLBI.2018.44.304.
9. On the launch of the waste management system of classes I and II, FEO : ofic. website. – https://rosfeo.ru/deyatelnost/federalnaya-sxema-i-gis-obrashheniya-s-otxodami-i-ii-klassov/media-fajlyi.html (accessed 27.12.2022).
10. Maltsev, S. A., Weber, E. V. & Inozemtsev, V. A. (2021) On the progress of the implementation of priority measures to eliminate accumulated environmental damage from the activities of chemical enterprises in the territory of Usolye-Sibirskoye, Irkutsk region. Bulletin of the Troops of the RKHB Protection, (5), 136-148, doi:10.35825/2587-5728-2021-5-2-136-148.
11. Kombarova, M. Y., Radilov, A. S. & Alikbaeva, L. A. (2019) Assessment of the impact of hazardous waste disposal at the Krasny Bor landfill on the environment, (98-11), 1216-1221, doi:10.18821/0016-9900-2019-98-11-1216-1221.
12. Petrova, A. S. (2021) New conditions for waste management of hazard classes I-II. Prospects for business and the state. Theoretical and applied ecology, (4), 203-209, doi:10.25750/1995-4301-2021-4-203-209.
13. The President's Message to the Federal Assembly of April 21, 2021 // ConsultantPlus : [website]. – Moscow, 1997-2022. – URL: http://www.consultant.ru (accessed: 12/27/2022).
14. Radchik, O. L. (2001) Legal liability for violation of the rules for handling environmentally hazardous substances and waste, dis. ... cand. law. sciences, 216 p., Moscow.
15. Raimova, E. F. (1997) Legal regulation of waste management, dis. ... cand. law. sciences, 170 p., Orenburg.
16. Selivanovskaya, S. Yu. (2009) Production and consumption waste: legal regulation, disposal, placement : textbook, 2009.
17. Stepanenko, V. S. (2011) Legal regulation of waste management: Comparative legal analysis, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow : NIA-Nature, 293 p.
18. Titova, T. A. (2006) Legal regulation of radioactive waste management, dis. ... cand. law. sciences, 23 p., Moscow.
19. Federal project "Infrastructure for waste management of hazard classes I-II", Vyvoz.org : website, URL: https://vyvoz.org/blog/federalnyy-proekt-infrastruktura-dlya-obrashcheniya-s-othodami-1-2-klassov-opasnosti.
20. Shchukina, T. V. (2020) Updating of forms, methods and tools of managerial activity in the system of public administration: features and directions of legal regulation. Questions of Economics and Law, 141, 36-40, doi:10.14451/2.141.36.
21. Entin, L. M. & Lebedeva, Yu. V. (2022) Legal triggers of digitalization of RW and SNF circulation on the territory of the European Union. Digital Law, (3), 32-43, doi:10.38044/2686-9136-2022-3-1-32-43.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Проблемы и перспективы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена проблемам и перспективам «…правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения экологического и административного права, при этом автором отмечено, что «…в Российской Федерации в 2020 году Президентом утверждены 5 национальных целей развития России до 2030 года, среди которых: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни». Изучаются НПА, законодательство об отходах и информации, имеющее отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается большой объем научной литературы по заявленной проблематике, анализ и дискуссия с данными авторами-оппонентами присутствует. При этом автор отмечает: «Одним из направлений охраны окружающей среды является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы: «…необходимость научно обоснованной трансформации системы обращения с отходами, в том числе с отходами I и II классов опасности», «…разработка представленной темы целесообразна в связи с необходимостью актуализации научных представлений по вопросам правового регулирования обращения с отходами, в том числе использования цифровых технологий в данном процессе», «…выявить проблемы правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности и предложить перспективные направления его совершенствования». Они могут быть обозначены в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. Автором используется совокупность общенаучных, частнонаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить подходы к предложенной тематике и повлияли на выводы автора. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялись формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм актов российского законодательства и сопоставить НПА. В частности, делаются такие выводы: «Существенный вред окружающей среде от подобных отходов I и II классов опасности (далее – отходы) требует особого внимания к регулированию обращения с ними. По этой причине полномочия в области обращения с такими отходами относятся в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона к ведению Российской Федерации» и др. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить многие аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является одной из важных в России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно «…обусловлена включением в число стратегических целей развития современных государств идей экологизации производства и потребления». И на самом деле здесь должен следовать анализ работ оппонентов и НПА, и он следует и автор показывает умение владеть материалом. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнения. Она выражается в конкретных научных выводах автора. Среди них, например, такой: «…усматриваются направления совершенствования данной системы – повышение ее открытости для обеспечения возможности гражданского контроля за сферой обращения с отходами и использование актуальных цифровых технологий, в том числе технологий смарт-контракта, обеспечивающих автоматическую передачу информации в систему». Как видно, указанный и иные «теоретические» выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях. Таким образом, материалы статьи в представленном виде могут иметь интерес для научного сообщества.
Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Административное право и практика администрирования», так как посвящена проблемам и перспективам «…правового регулирования Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности». В статье присутствует аналитика по научным работам оппонентов, поэтому автор отмечает, что уже ставился вопрос, близкий к данной теме и автор использует их материалы, дискутирует с оппонентами. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты исследования, научная новизна. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенные нарушения данных требований не обнаружены.
Библиография. Следует высоко оценить качество представленной и использованной литературы. Присутствие современной научной литературы показало обоснованность выводов автора. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию многих аспектов темы.
Апелляция к оппонентам. Автор провел анализ ретроспективного и текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения оппонентов на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию, опираясь на работы отдельных оппонентов, предлагает варианты решения отдельных проблем.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными: «…перспективным направлением совершенствования Системы является модернизация способов включения информации в систему» и др. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи рекомендую «опубликовать».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.