Статья 'Концепция содержания и системы ювенальной юстиции' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Концепция содержания и системы ювенальной юстиции

Бабабекова Дарья Александровна

адъюнкт, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

394000, Россия, г. Воронеж, ул. Проспект Патриотов, 54

Bababekova Dar'ya Aleksandrovna

Postgraduate, Federal State Educational Institution of Higher Education "Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"

394000, Russia, Voronezh region, Voronezh, Prospekt Patriotov str., 54

darya.bababekova@bk.ru

DOI:

10.7256/2306-9945.2022.4.38652

EDN:

LANMAY

Дата направления статьи в редакцию:

20-08-2022


Дата публикации:

07-10-2022


Аннотация: В данной статье автором анализируются подходы к определению понятия «ювенальная юстиция», рассматриваются звенья системы ювенальной юстиции в РФ. В Российской Федерации правам и свободам несовершеннолетних граждан всегда уделялось и уделяется повышенное внимание, в отношении них государство проявляет особую заботу и обеспечивают защиту, в том числе посредством правового регулирования данного направления своей деятельности. Важность подобного подхода совершенно очевидна, поскольку дети сегодня − это наше общество в недалеком будущем. От того, насколько их развитие будет адекватным требованиям и условиям современного развития общества, от действенности предпринимаемых государством мер по защите детей и подростков, будет зависеть перспектива существования в целом всего российского государства. В статье изложено собственное видение концепции содержания и системы ювенальной юстиции.    В научном исследовании предложено авторское видение системы ювенальной юстиции, согласно предлагаемой концепции система ювенальной юстиции в современный период развития российского государства должна пониматься в широком смысле, а ее систему должны образовывать три блока (подсистемы). При этом: юрисдикционная подсистема представлена ювенальными судами и КДНиЗП, реализующими соответственно уголовное правосудие и производство по делам об административных правонарушениях (то есть в деятельности которых проявляется наказательная реакция на девиантные проявления в поведении несовершеннолетних); профилактическая подсистема (превенция) − субъектами системы профилактики правонарушений и преступлений; подсистема ресоциализации (как комплекс мер по работе с несовершеннолетними по их включению в нормальную социальную среду и восстановления их позитивных личностных свойств и характеристик) – крайне широкий круг субъектов, например, уполномоченные сотрудники правоохранительных органов и, прежде всего, сотрудники органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, педагоги, психологи, социальные работники и т.п.


Ключевые слова:

ювенальная юстиция, система профилактики, ресоциализация несовершеннолетних, ювенальные суды, комиссии, органы внутренних дел, суды, закон, концепция, несовершеннолетние

Abstract: In this article, the author analyzes approaches to the concept of "juvenile justice", examines the links of the juvenile justice system in the Russian Federation. In the Russian Federation, increased attention has always been paid to the rights and freedoms of minors, and the state takes special care of them and provides protection, including through legal regulation of this area of its activities. The article presents its own vision of the concept of the content and system of juvenile justice. In the scientific study, the author's vision of the juvenile justice system is proposed, the juvenile justice system in the modern period of the development of the Russian state should be understood in a broad sense, and its system should form three blocks (subsystems). At the same time: the jurisdictional subsystem is represented by juvenile courts, implementing criminal justice and proceedings on administrative offenses; the preventive subsystem (prevention) by the subjects of the system of prevention of offenses and crimes; the subsystem of resocialization (as a complex measures to work with minors to include them in a normal social environment and restore their positive personal properties and characteristics) – an extremely wide range of subjects, for example, authorized law enforcement officers and, above all, employees of internal affairs bodies, guardianship and guardianship authorities, teachers, psychologists, social workers, etc.


Keywords:

juvenile justice, prevention system, resocialization of minors, juvenile courts, commissions, internal affairs bodies, courts, law, concept, minors

В Российской Федерации правам и свободам несовершеннолетних граждан всегда уделялось и уделяется повышенное внимание, в отношении них государство проявляет особую заботу и обеспечивают защиту, в том числе посредством правового регулирования данного направления своей деятельности. Важность подобного подхода совершенно очевидна, поскольку дети сегодня − это наше общество в недалеком будущем. От того, насколько их развитие будет адекватным требованиям и условиям современного развития общества, от действенности предпринимаемых государством мер по защите детей и подростков, будет зависеть перспектива существования в целом всего российского государства. Величайшим пороком нашего общества является правонарушаемость и преступность несовершеннолетних, противоправные деяния в отношении несовершеннолетних, а также проявления толерантности к нарушениям прав и свобод несовершеннолетних, нередко допускаемым их собственными родителями и иными законными представителями. По нашему глубочайшему убеждению, к несовершеннолетним, в том числе несовершеннолетним правонарушителям, должен применяться особый подход и специфическое воздействие. Именно поэтому в современных российских реалиях обеспечение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в деятельности ОВД целесообразно выделять в особый блок системы ювенальной юстиции. Однако содержательные параметры и структурные элементы ювенальной юстиции в нашей стране до сих пор не унифицированы и, в зависимости от различных контекстов, специалистами трактуются по-разному, что требует некоторых уточнений.

Обобщение и анализ предлагаемых в современной литературе дефиниций ювенальной юстиции позволили нам выделить несколько принципиальных подходов.

Согласно первому (узкому) подходу, ювенальная юстиция понимается как система правосудия в отношении несовершеннолетних, основным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних [1].

При подобном подходе ювенальная юстиция именуется «уголовной ювенальной юстицией». Среди сторонников узкого подхода доминируют специалисты в области уголовно-процессуального права. Так, на доктринальном уровне сущность ювенальной юстиции с этих позиций рассмотрели Э.Б. Мельникова и Г.Н. Ветрова, что получило отражение в ст. 2 предложенного ими законопроекта о ювенальной юстиции, где они раскрывают сущность ювенальной юстиции в судебном производстве по делам несовершеннолетних исключительно в специализированной системе судебных органов. Данная позиция поддерживается и многими другими отечественными процессуалистами. Например, С.Н. Михайлова рассматривает понятие «ювенальная юстиция» как систему отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния [6]. По нашему глубокому убеждению, подобное понимание исследуемого термина (исключительно как системы судебных органов) не адекватно назначению и сущности отечественной ювенальной юстиции.

В рамках второго (широкого) подхода содержание понятия «ювенальная юстиция» раскрывается со своей спецификой, обусловленной в каждом случае авторским взглядом на исследуемую проблему. При этом отличия проявляются в различных «наборах» составляющих элементов (звеньев) системы ювенальной юстиции. Так, Т.Ю. Новикова включает в систему ювенальной юстиции специализированные правоохранительные органы, предлагаемый ею семейный суд, Уполномоченного по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), а также социальную службу в качестве вспомогательного элемента [7].

По мнению А.С. Автономова ювенальная юстиция − это система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в виде специализированных судебных, иных государственных и муниципальных органов, других субъектов, деятельность которых направлена на решение проблем несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. При таком подходе затрагивается вопрос использования ювенальных технологий [1].

В трактовке, предлагаемой И.В. Хулхачиевой, ювенальная юстиция − это особый институт в системе органов судебной власти государства, предназначенный для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Главным звеном ювенальной юстиции автор признает суд по делам несовершеннолетних, объединяющий вокруг себя органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [12].

Позволим себе высказать мнение о противоречивости выше приведенной дефиниции, поскольку совершенно не понятно, как при такой модели происходит объединение несудебных органов вокруг предлагаемого специализированного суда по делам несовершеннолетних.

Э.В. Горян и З.К. Забара представляют систему ювенальной как институциональный механизм, включающий суды (в том числе ювенальные) и комиссии по делам несовершеннолетних (на региональном уровне и уровне муниципальных образований) [3].

Отличие между предлагаемыми в научной литературе дефинициями понятия «ювенальная юстиция» состоит не только в перечне звеньев системы как тех или иных органов. В ряде определений указывается и на другие элементы системы.

Например, М.Ю. Семенец, выделяет в составе ювенальной юстиции: деятельность специализированных судов по делам о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних; совокупность специальных нормативных правовых актов, регламентирующих уголовную или административную ответственность несовершеннолетних; применение к указанным лицам не только наказаний и иных мер уголовно-правового характера, но и форм профилактического воздействия (в частности, помещение в специальные центры, посещение центров профилактики преступности несовершеннолетних, медиативные процедуры) [11].

В аспекте исследуемой проблемы представляется важным выяснить соотношение ювенальной юстиции с системой профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также с системой ресоциализации несовершеннолетних с девиантными проявлениями или оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

По обозначенной проблеме сформировались следующие главные подходы: ювенальная юстиция является элементом системы профилактики; ювенальная юстиция включает в себя профилактику как один из своих элементов.

Так В.Г. Просвирнин полагает, что система профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов образуется такими элементами, как ювенальная юстиция и система субъектов профилактики − специализированных органов исполнительной и муниципальной власти, общественных формирований [9]. Следовательно, ювенальная юстиция признается элементом системы профилактики.

В качестве примера второго подхода можно привести высказывание Н.А. Курмаевой о том, что система ювенальной юстиции предполагает выяснение причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними и применение воспитательных, профилактических мер [5].

Выделяется еще одно направление по рассматриваемой проблеме. Г.И. Забрянский указывает на две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы противодействия преступности несовершеннолетних. Речь идет о профилактике и ювенальной юстиции. Если цель профилактики состоит в оказании помощи подросткам в преодолении конфликтных ситуаций, то цель юстиции − в разрешении конфликтов на основе закона [4]. По нашему глубокому убеждению, профилактика правонарушений и ювенальная юстиция являются, прежде всего, двумя самостоятельными, но тесно взаимосвязанными, системами. Однако в концепции системы ювенальной юстиции профилактика служит базовым постулатом ювенальной юстиции и ее обязательным приоритетом. Современная российская модель ювенальной юстиции обнаруживает в себе черты, во-первых, карательной модели, что выражается в применении к несовершеннолетним наказаний в виде реального или условного лишения свободы, а также в существенных сроках содержания несовершеннолетних под стражей.

Во-вторых, отечественная модель ювенальной юстиции имеет и неореабилитационную направленность, на что указывают: участие в производстве по делу в отношении несовершеннолетнего педагога, психолога; обеспечение большего, в сравнении со взрослыми подозреваемыми (обвиняемыми), объема процессуальных гарантий; тенденция к созданию системы наказаний в отношении несовершеннолетних, исключающих изоляцию подростка от внешнего мира.

И, в третьих, для рассматриваемой модели свойственны и некоторые черты концепции восстановительного правосудия.

Отсутствие желаемых результатов в формировании и развитии системы ювенальной юстиции в нашей стране, высокий уровень деликтности и девиантности несовершеннолетних обусловливают необходимость в нахождении такого варианта модели ювенальной юстиции, который был бы наиболее адекватен современным потребностям России, с учетом ее непростой демографической ситуации. Попытаемся изложить свой взгляд на проблему понимания системы ювенальной юстиции, основанный на убеждении в целесообразности формирования модели системы ювенальной юстиции на основе широкого подхода к ее пониманию.

В нашем представлении ювенальная юстиция есть своеобразная конструкция, условно образуемая тремя главными блоками.

Первый блок системы ювенальной юстиции составляют элементы, охватывающие уголовное правосудие и производство по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, то есть все аспекты, включаемые некоторыми специалистами в узкое понимание ювенальной юстиции, которое, как нами уже отмечалось выше, основывается на включении в ее орбиту институтов разрешения дел о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, с участием несовершеннолетних или же в отношении несовершеннолетних. Соответственно, органами ювенальной юстиции будут ювенальные суды и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Условно данный блок можно именовать «юрисдикционной подсистемой ювенальной юстиции», предполагающей наказательную реакцию на девиантные проявления несовершеннолетних.

Вторым блоком предлагаемой модели ювенальной юстиции мы видим подсистему иных, помимо ювенальных судов и КДНиЗП, органов и учреждений, ориентированных на защиту и обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых данной категорией граждан. В этой связи отметим, что в нашей стране оформилась потенциально эффективная модель системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которую и целесообразно включить в предлагаемую подсистему профилактической направленности.

Высказанные нами суждения позволяют предложить наименование второго блока как «профилактическая подсистема ювенальной юстиции» (превенция). В качестве центральных в структуре данной подсистемы следует определить органы внутренних дел как основной субъект системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Именно на него возложено рассмотрение сообщений о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних, производство предварительного расследования, применение мер профилактики и другие полномочия по обеспечению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Без выполнения данной работы невозможна деятельность судебных органов, включая ювенальные суды. В системе органов внутренних дел основную работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних выполняют подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Кроме органов внутренних дел в профилактическую подсистему ювенальной юстиции следует включить и другие органы и учреждения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает также органы управления социальной защитой населения, управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости. Кроме того, одним из субъектов профилактики признаются КДНиЗП, которые в рамках предлагаемой нами концепции ювенальной юстиции входят одновременно в обе ее подсистемы. Все эти органы и учреждения имеют большую значимость в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних и обеспечении защиты их прав и законных интересов, что дает основание для признания их субъектами системы ювенальной юстиции.

Третий блок системы ювенальной юстиции в нашей авторской концепции представлен подсистемой ресоциализациии, то есть работой с несовершеннолетними по их включению в нормальную социальную среду. В силу действия различных негативных факторов (прежде всего, семейного неблагополучия, аморального образа жизни родителей ребенка, попадания ребенка в группу лиц с девиантным поведением) несовершеннолетний либо не усваивает социальные, моральные нормы и культурные ценности, либо утрачивает ранее усвоенные. Как следствие, у подростка формируется противоправная модель поведения, реализуемая в совершаемых им проступках, правонарушениях и преступлениях. В подобных условиях начинают действовать два первых блока ювенальной юстиции: превенция и наказательная реакция на девиантные проявления. Однако эффективность обозначенных компонентов может быть достигнута лишь при условии задействования блока ресоциализации, реализуемого в деятельности педагогов, психологов, социологов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, сотрудников органов внутренних дел.

Предполагается, что каждый из названных субъектов будет участвовать в ресоциализации по направлению своей профессиональной деятельности:

− педагог: консультирование с целью выявления социально-педагогических проблем для формирования программы их разрешения; образование, направленное на получение несовершеннолетним общеобразовательной подготовки и позитивное воздействие на его ценностные ориентации и установки для коррекции поведения; оказание помощи в профессионально-ориентированном обучении;

− психолог: психологическое сопровождение, консультирование несовершеннолетних, выявление психологических проблем и помощь в их разрешении, обучение самостоятельному преодолению возникших проблем, коррекция личностных деформаций;

− социолог: анализ и обобщение работы по ресоциализации несовершеннолетнего, ее результатов, построение актуальных моделей ресоциализации;

− социальный работник: социальное сопровождение несовершеннолетнего, направленное на восстановление его социального статуса, социальных навыков (содействие в профориентации, трудоустройстве, формирование рекомендаций для несовершеннолетних, облегчающих выход из трудных жизненных ситуаций);

− сотрудник органа внутренних дел: оказание правовой помощи по вопросам ресоциализации, проведение бесед и принятие других мер, направленных на коррекцию поведения подростка.

Основной задачей названных субъектов должно стать привитие конкретному несовершеннолетнему, в отношении которого проводится работа по ресоциализации, новых жизненных ценностей, поскольку главным предназначением блока ресоциализации является осуществление мер, направленных на коррекцию поведения несовершеннолетнего в лучшую сторону, на восстановление и коррекцию системы его связей и взаимоотношений в социуме, а в целом на адаптацию к жизни в обществе.

Важно определить те меры ресоциализации, применение которых позволит скорректировать девиантное поведение ребенка, предотвратив попадание его в среду, из которой вырастают личности правонарушителей и преступников. В нашем представлении ресоциализацией следует охватывать не только несовершеннолетних, уже подвергнутых административному или уголовному наказанию, но и тех, чье поведение дает основание полагать склонность, предрасположенность или же потенциальную возможность нарушения ими административно-правовых или уголовно-правовых запретов.

Модель ресоциализации несовершеннолетних может быть сконструирована как научно-обоснованная совокупность мер, включающая, прежде всего, коррекцию детско-родительских отношений, реализацию семейного потенциала с максимально возможным вовлечением членов семьи в воспитание ребенка, ибо семья является главной платформой формирования социальных связей ребенка. Кроме того, обозначенная совокупность включает оказание несовершеннолетним и их родителям консультативного, социально-педагогического, психологического и юридического сопровождения; вовлечение подростков в занятия спортивных, творческих клубов; организация и проведение социально-значимых мероприятий, направленных на обеспечение досуга и занятости несовершеннолетних, формирование у них активной жизненной позиции, и другие меры.

Итак, нами изложено авторское видение системы ювенальной юстиции. Согласно нашей концепции система ювенальной юстиции в современный период развития российского государства должна пониматься в широком смысле, а ее систему должны образовывать три блока (подсистемы). При этом: юрисдикционная подсистема представлена ювенальными судами и КДНиЗП, реализующими соответственно уголовное правосудие и производство по делам об административных правонарушениях (то есть в деятельности которых проявляется наказательная реакция на девиантные проявления в поведении несовершеннолетних); профилактическая подсистема (превенция) − субъектами системы профилактики правонарушений и преступлений; подсистема ресоциализации (как комплекс мер по работе с несовершеннолетними по их включению в нормальную социальную среду и восстановления их позитивных личностных свойств и характеристик) – крайне широкий круг субъектов, например, уполномоченные сотрудники правоохранительных органов и, прежде всего, сотрудники органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, педагоги, психологи, социальные работники и т.п.

Центром системы субъектов ювенальной юстиции условно можно считать ювенальные суды (на первых этапах, до их полного внедрения в российскую судебную систему − присутствия (составы) ювенальной юстиции). На переходном этапе возможно одновременное функционирование ювенальных судов в регионах, где они экспериментально внедрены [2], и составов ювенальной юстиции − в регионах, где ювенальные суды еще не апробируются. На ювенальные суды предполагается возложить рассмотрение уголовных дел. В составе данного суда будет соответствующая специализация судей. Что же касается структурно-субъектного состава ювенальных судов, то в их структуре, следуя отечественному историческому опыту, целесообразно предусмотреть социального попечителя, в обязанности которого будет входить, в том числе, и формирование социального досье на несовершеннолетнего правонарушителя, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или уголовное дело. Данное досье должно содержать сведения о личности подростка, информацию о родительской семье, условиях его жизни. Рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается на КДНиЗП.

Центральным звеном профилактической подсистемы ювенальной юстиции следует определить органы внутренних дел. Все остальные органы и учреждения, вовлеченные в деятельность, связанную с защитой прав несовершеннолетних как элементы профилактической подсистемы, должны будут выполнять именно тот объем функций, который возложен на них действующим законодательством. В рамках системы ювенальной юстиции данная деятельность будет носить, прежде всего, профилактическую направленность.

Третий блок представлен нами в виде комплекса ресоциализирующих мер, направленных на включение несовершеннолетнего в нормальную социальную среду. Реализацию данных мер предполагается возложить на сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, сотрудников органов внутренних дел, педагогов, психологов, социальных работников, органы опеки и попечительства и т.п.

Библиография
1. Автономов А.С. Ювенальная юстиция : учебное пособие. М. : Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2009. 186 с.
2. Белоусова С.Г. Модельное ювенальное правосудие в России (на основе анализа опыта регионов) // Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2017. № 1-2 (19). С. 86-92.
3. Горян Э.В., Забара З.К. Российская модель ювенальной юстиции : проблемы эффективного функционирования и пути их устранения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. №  2. С. 101–116.
4. Забрянский Г.И., Богданова Ю. Н. Ювенальная юстиция в системе социального контроля // Общество и человек. 2014. №1(15). С. 30−31.
5. Курмаева Н.А. Проблемы и перспективы создания ювенальной юстиции в России // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 142−144.
6. Михайлова С.Н. Подходы к определению понятия «ювенальная юстиция» в России // Правовые проблемы укрепления российской государственности / под ред. С. А. Елисеева, Л. М. Прозументова, В. А. Уткина, и др. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2013. С. 101−103.
7. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. 22 с.
8. Проект закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации // Правозащитник. 1996. № 2. С. 42–58.
9. Просвирнин В.Г. О концепции ювенальной юстиции в России // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 230−236.
10. Просвирнин В.Г. О современном понимании ювенальной юстиции // Вестник ВГУ. Серия : Право. 2013. № 2. С. 172−183.
11. Семенец М.Ю. Административно-правовые основы деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : дис. … канд. юрид. наук. М., 2019. 279 с.
12. Хулхачиева И.В. Становление институтов ювенальной юстиции в России и зарубежных странах : историко-правовое исследование : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с.
13. Ченцова М.М., Дорофеева Ж.П. Роль органов внутренних дел по защите и обеспечению прав и свобод несовершеннолетних // Экономика. Право. Инновации. 2017. № 2 (3). С. 65−68.
References
1. Avtonomov A.S. Juvenile justice : textbook. M. : Russian Charitable Foundation «No to Alcoholism and Drug Addiction», 2009. 186 p.
2. Belousova S.G. Model juvenile justice in Russia (based on the analysis of the experience of the regions) // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series "Right". 2017. No. 1-2 (19). pp. 86-92.
3. Goryan E.V., Zabara Z.K. Russian model of juvenile justice : problems of effective functioning and ways to eliminate them // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2018. T. 10. № 2. P. 101–116.
4. Zabryansky G.I., Bogdanova Yu.N. Juvenile justice in the system of social control // Society and people. 2014. №1 (15). P. 30−31.
5. Kurmaeva N.A. Problems and prospects for the creation of juvenile justice in Russia // Socio-political sciences. 2016. № 2. P. 142−144.
6. Mikhailova S.N. Approaches to the definition of the concept of «juvenile justice» in Russia // Legal problems of strengthening Russian statehood / ed. S.A. Eliseeva, L.M. Prozumentova, V. A. Utkina, et al. Tomsk : National Research Tomsk State University, 2013. P. 101−103.
7. Novikova T.Yu. Administrative and legal organization of the protection of the rights of minors by juvenile justice bodies : author. dis. ... cand. legal Sciences : 12.00.14. Khabarovsk, 2003. 22 p.
8. Draft law on juvenile justice in the Russian Federation // Human rights defender. 1996. № 2. P. 42–58.
9. Prosvirnin V.G On the concept of juvenile justice in Russia // Judicial power and criminal procedure. 2012. № 1. P. 230−236.
10. Prosvirnin V.G. On the modern understanding of juvenile justice // Bulletin of VSU. Series: Law. 2013. № 2. P. 172−183.
11. Semenets M.Yu. Administrative and legal framework for the activities of temporary detention centers for juvenile offenders : dis. … cand. legal Sciences : 12.00.14. M., 2019. 279 p.
12. Khulkhachieva I.V. Formation of juvenile justice institutions in Russia and foreign countries: historical and legal research : author. dis. … cand. legal Sciences : 12.00.01. M., 2009. 26 p.
13. Chentsova M.M., Dorofeeva Zh.P. The role of internal affairs bodies in protecting and ensuring the rights and freedoms of minors // Economics. Right. Innovation. 2017. № 2 (3). P. 65−68.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Концепция содержания и системы ювенальной юстиции».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам института ювенальной юстиции. Автор рассматривает концептуальные фундаментальные вопросы правового регулирования отношений по поводу ювенальной юстиции, указывая на различные научные подходы к ее определению и содержанию. В качестве предмета исследования выступили нормы законодательства и мнения ученых.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о содержании и системе ювенальной юстиции в России. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм законодательства РФ). Например, изучая фундаментальные вопросы ювенальной юстиции в совокупности с тем, что предусмотрено действующим законодательством, автор отмечает, что «Кроме органов внутренних дел в профилактическую подсистему ювенальной юстиции следует включить и другие органы и учреждения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»».
Оценивая в целом, методологический арсенал, используемый автором рецензируемой статьи, следует отметить следующее. Во-первых, автором не использован сравнительно-правовой метод исследования. В статье анализируются различные научные подходы к термину «ювенальная юстиция», однако не приведены никакие мнения из-за рубежа. Данный момент является странным, так как в целом подходы (как теоретические, так и практико-ориентированные) за рубежом разработаны и могут быть критически оценены в России.
Во-вторых, не приведено конкретных примеров, как концепция содержания и системы ювенальной юстиции, предлагаемая автором, может решить проблемы практики. Можно допустить, что это не было целью статьи (основная цель все-таки в решении теоретических проблем). Однако при этом автор в статье указывает на ряд практических аспектов темы. Так, указано «на высокий уровень деликтности и девиантности несовершеннолетних». Кроме того, выделен опыт отдельных регионов со ссылкой на статью С.Г. Белоусовой. Вместе с тем, в чем заключается данный опыт и практика, не известно. Следовательно, возможности эмпирического метода исследования не в полной мере реализованы в рецензируемом исследовании. В предложенном случае данный метод мог быть реализован в изучении практики по отдельным делам, а также приведении статистических данных в доказательство авторской позиции.
Таким образом, выбранная автором методология не в полной мере адекватна цели исследования, не позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема сущности ювенальной юстиции сложна и неоднозначна. Имеются различные подходы как к ее определению, так и к содержанию. При этом авторы, по-разному понимая категорию «ювенальной юстиции», приходят к разным выводам по поводу того, нужна она в России или нет. Тем самым для того, чтобы положительно или отрицательно ответить на вопрос о необходимости ювенальной юстиции, следует предварительно точно выяснить ее определение и содержание. Автор прав, что осветил этот аспект актуальности. С практической стороны следует признать, что нередко возникают проблемы реализации прав ребенка в России. Разрешение данных проблем возможно, в том числе, с учетом теории о ювенальной юстиции. Правда, введение данного института должно иметь прочный научный фундамент, который базировался на исследованиях, подобных рецензируемому.
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«нами изложено авторское видение системы ювенальной юстиции. Согласно нашей концепции система ювенальной юстиции в современный период развития российского государства должна пониматься в широком смысле, а ее систему должны образовывать три блока (подсистемы). При этом: юрисдикционная подсистема представлена ювенальными судами и КДНиЗП, реализующими соответственно уголовное правосудие и производство по делам об административных правонарушениях (то есть в деятельности которых проявляется наказательная реакция на девиантные проявления в поведении несовершеннолетних); профилактическая подсистема (превенция) − субъектами системы профилактики правонарушений и преступлений; подсистема ресоциализации (как комплекс мер по работе с несовершеннолетними по их включению в нормальную социальную среду и восстановления их позитивных личностных свойств и характеристик) – крайне широкий круг субъектов, например, уполномоченные сотрудники правоохранительных органов и, прежде всего, сотрудники органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, педагоги, психологи, социальные работники и т.п».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором сгруппированы различные научные подходы к определению сущности категории «ювенальная юстиция». При этом подходы даны не просто с указанием мнения ученого, но с авторскими комментариями и оригинальными дополнениями и аргументами.
Приведенные выводы и рассуждения автора могут быть полезны для научных и образовательных целей.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «NB: Административное право и практика администрирования», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с определением сущности ювенальной юстиции.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует определенным образом оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Автономов А.С., Белоусова С.Г., Горян Э.В., Забара З.К., Михайлова С.Н., Ченцова М.М., Дорофеева Ж.П. и другие). Многие из цитируемых ученых являются признанными учеными в области исследуемой тематике.
При этом автором не использованы иностранные работы и правоприменительная, а также иная практика (о чем уже было сказано выше). Также обращает на себя внимание, что работы в списке литературы не всегда отличаются новизной. Из 13 источников только четыре изданы за последние пять лет (две работы – 2017 года, по одной работе – 2018 и 2019 года). Представляется, что можно было бы добавить и более «свежие» работы.
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, но не в полной мере обладают признаком достаточности.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к концепции содержания и системы ювенальной юстиции.

Таким образом, несмотря на некоторые недоработки, несомненные положительные моменты позволяют опубликовать статью.
На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.