Статья 'Приоритетные направления обеспечения транспортной безопасности (на основе анализа документов стратегического планирования)' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Приоритетные направления обеспечения транспортной безопасности (на основе анализа документов стратегического планирования)

Зайкова Светлана Николаевна

ORCID: 0000-0003-1205-501X

кандидат юридических наук

доцент кафедры административного и муниципального права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовская государственная юридическая академия"

410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 1

Zajkova Svetlana Nikolaevna

PhD in Law

Docent, the department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy

Volskaya St., 1, 410056 Saratov, Russian Federation

snzaikova@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2022.2.37787

Дата направления статьи в редакцию:

03-04-2022


Дата публикации:

20-06-2022


Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена теоретическими и практическими потребностями в установлении согласованности целей, задач и комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, как одной из составляющих национальной безопасности России. Целью исследования стала попытка определения приоритетных направлений развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на основе механизмов стратегического планирования. Задачи исследования: проанализировать за период с момента принятия закона о транспортной безопасности по настоящее время (2008-2021 г.г.) документы стратегического планирования; определить взаимосвязанность стратегических и отраслевых целей и приоритетов обеспечения транспортной безопасности, содержащихся в различных правовых источниках; выработать предложения по уточнению положений стратегических и программных документов в сфере безопасности и транспортной отрасли. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, приоритетным направлением развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности до 2024 года является повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем внедрения и использования космических и информационных технологий, а также путем создания интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих транспортную связанность страны. Автором предложена разработка стратегии транспортной безопасности Российской Федерации, корректировка комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте и плана-графика мероприятий Минтранса России по реализации документов стратегического планирования до 2024 г. Новизна исследования определяется постановкой проблемы и заключается в том, что оно представляет собой комплексный анализ документов стратегического планирования, принятых на федеральном уровне и направленных на решение задач по обеспечению национальной безопасности страны.


Ключевые слова:

транспортная безопасность, национальная безопасность, антитеррористическая защищенность, документы стратегического планирования, программные документы, государственное управление, транспортная инфраструктура, транспортные средства, целеполагание, прогнозирование

Abstract: The relevance of this study is due to theoretical and practical needs in establishing consistency of goals, objectives and a set of measures to ensure transport security as one of the components of the national security of Russia. The purpose of the study was an attempt to identify priority areas for the development of public administration and Russian legislation in the field of transport security on the basis of strategic planning mechanisms. Research objectives: to analyze strategic planning documents for the period from the adoption of the law on Transport security to the present (2008-2021); to determine the interconnectedness of strategic and sectoral goals and priorities for ensuring transport security contained in various legal sources; to develop proposals to clarify the provisions of strategic and program documents in the field of security and the transport industry. The analysis made it possible to draw conclusions that the priority direction of the development of public administration and Russian legislation in the field of transport security until 2024 is to increase the level of anti-terrorist protection of transport infrastructure facilities and vehicles through the introduction and use of space and information technologies, as well as through the creation of intelligent transport systems that ensure the transport connectivity of the country. The author proposes the development of a transport security strategy of the Russian Federation, the adjustment of a comprehensive transport security program and a schedule of activities of the Ministry of Transport of Russia for the implementation of strategic planning documents until 2024. The novelty of the study is determined by the formulation of the problem and lies in the fact that it is a comprehensive analysis of strategic planning documents adopted at the federal level and aimed at solving tasks to ensure the national security of the country.


Keywords:

transport security, national security, anti-terrorist security, strategic planning documents, program documents, public administration, transport infrastructure, vehicles, goal setting, forecasting

Введение

Работы российских ученых о перспективах развития законодательства по вопросам защищенности транспортного комплекса посвящены отдельным его направлениям: совершенствование федерального закона о транспортной безопасности в части понятийного аппарата [1, с. 32; 2, с. 26; 3, с. 150], правовое закрепление риск-ориентированного подхода при планировании мероприятий транспортной безопасности [4, с. 550], внедрение методологии системного управления безопасностью [5, с. 154]. Исследователи из стран СНГ видят развитие правового регулирования в данной области в части организации безопасного транспортного процесса, связанного с перевозкой грузов [6, с. 45], обеспечения безопасности наземной техники [7, с. 36] и организации движения на участках концентрации транспортных средств [8, с. 47]. Практические работники обеспокоены излишним правовым регулированием авиационной безопасности, что влечет дополнительные финансовые затраты для хозяйствующих субъектов [9, с.71].

Целесообразность разработки темы вызвана тем, что не имеется комплексных исследований, носящих прогностический характер и определяющих основные направления, цели и приоритеты государственного управления и законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Научная новизна исследования заключается в тематическом и комплексном анализе всех действующих документов стратегического планирования, принятых на федеральном уровне и направленных на решение задач по обеспечению национальной безопасности страны.

Целью исследования стала попытка определения приоритетных направлений развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на основе механизмов стратегического планирования. Задачи исследования: проанализировать за период с момента принятия закона о транспортной безопасности по настоящее время (2008-2021 г.г.) ежегодные послания Президента России Федеральному собранию РФ, документы, связанные с определением социально-экономического, научно-технологического развития и безопасностью страны, основные направления деятельности Правительства РФ, отраслевые документы стратегического планирования и программные документы; определить взаимосвязанность стратегических и отраслевых целей и приоритетов обеспечения транспортной безопасности, содержащихся в разных правовых источниках; выработать предложения по уточнению положений стратегических и программных документов в сфере безопасности и в транспортной отрасли.

Теоретическая значимость исследования определяется разработанными теоретическими положениями, отражающими особенности целеполагания, планирования и прогнозирования обеспечения транспортной безопасности. Практические рекомендации, сформулированные автором, подлежат применению в целях совершенствования стратегического планирования и административного законодательства в рассматриваемой области.

Методология:

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные юридические методы познания. Диалектический метод использован для поиска взаимоотношений общего и особенного при осуществлении стратегического планирования в области транспортной безопасности, поиска противоречий и тенденций его развития, определения комплексности подходов. Формально-логический метод предоставил возможность охарактеризовать современные подходы к определению перспективного развития государственно-управленческой деятельности в транспортной отрасли с позиции их нормативного закрепления в документах стратегического планирования. Такие методы, как формально-правовой и сравнительно-правовой позволили провести анализ содержащихся в различных правовых источниках положений, целей и приоритетов развития государственного управления и российского законодательства о транспортной безопасности, сформулировать предложения по корректировке плановых документов.

Результаты:

С момента принятия федерального закона о транспортной безопасности [10] и выделения в виде отдельного объекта государственного управления правоотношений, возникающих по поводу профилактики незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, стало очевидной необходимость определения направлений, целей и приоритетов (целеполагания) обеспечения транспортной безопасности как составной части национальной безопасности Российской Федерации.

Исходя из действующего законодательства [11, ст. 11] документы стратегического планирования в области транспортной безопасности можно разделить на три группы: разрабатываемые в рамках целеполагания, в рамках прогнозирования, в рамках планирования и программирования. Законодательное расположение указанных групп в четко последовательности должно обеспечивать развитие первичных стратегических целей, их уточнение и конкретизацию в документах следующей группы. Однако отдельные ученые ставят под сомнение правильность законодательно установленной последовательности. Ссылаясь на нормы закона о стратегическом планировании, они рассматривают прогнозирование в качестве первичного этапа относительно целеполагания [12, с. 4]. Если целеполагание осуществлялось перед прогнозированием, то «степень его детализации в таком случае неизбежно будет недостаточно конкретной, и определяемые цели будут нуждаться в существенном уточнении по результатам завершения этапа прогнозирования» [13, ст. 76].

С указанным мнением можно согласиться, поскольку законодатель предусматривает разработку стратегии социально-экономического развития страны на основе прогнозов, в том числе бюджетного.

Для транспортной безопасности как области государственного управления также очень важно осуществление прогнозирования. В данном случае речь идет о прогнозировании потенциальных угроз. Как показывает история [14, ст. 94], важные управленческие решения и корректировка законодательства в области транспортной безопасности осуществлялись после совершения актов незаконного вмешательства. Использованные способы доставления взрывных устройств на воздушное судно (передача заминированного багажа пассажирам, не подозревавшим об истинном содержании груза; размещение взрывчатых веществ в обувь; использование взрывчатой жидкости) служили основанием для выработки новых административно-правовых мер принуждения и усиления досмотровых мероприятий. Именно поэтому прогнозирование является первичным в обеспечении стабильного функционирования транспортного комплекса, его бесперебойной и плановой работы.

Первую группу документов (целеполагание) составляют ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию РФ, стратегия национальной безопасности, социально-экономического и научно-технологического развития.

Анализ посланий Президента России Федеральному Собранию РФ за период с момента принятия закона о транспортной безопасности по настоящее время (2008-2021 г.г.) показал, что направления, цели и приоритеты обеспечения транспортной безопасности определяются крайне редко. В 2009 году в послании [15] отмечалась приоритетность использования космических технологий, в том числе ГЛОНАСС, для обеспечения безопасности транспорта, технически сложных объектов и для улучшения координации работы служб спасения. Во исполнение указанного направления получило развитие информационное обеспечение транспортной безопасности, и в 2010 году Минтрансом России была разработана соответствующая единая государственная информационная система.

В другие периоды (2008, 2010, 2011, 2013, 2014, 2016 г.г.) вопросы защищенности транспортного комплекса либо не упоминались в посланиях, либо затрагивались косвенно как необходимая составляющая развития транспортной отрасли.

В 2012 году важнейшим приоритетом развития транспортной отрасли стали региональная авиация, морские порты, Северный морской путь, Транссиб и другие транзитные коридоры [16]. На несколько лет транспортная связанность всей российской территории стала целевым ориентиром для государственного управления в целях обеспечения экономического развития. И сегодня развитие эффективной транспортной инфраструктуры является одной из задач, необходимых для достижения целей обеспечения экономической безопасности России [17]. Как следует из стратегии научно-технологического развития страны [18, п. 20], в ближайшие 15 лет запланировано создание интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих территориальную доступность регионов.

В последующих посланиях Президента РФ отражались приоритеты модернизации транспортной инфраструктуры, ставились задачи по развитию логистических центров (Мурманский и Азово-Черноморский транспортные узлы, современные порты на Дальнем Востоке, на Балтике) [19], евразийских транспортных артерий [20], аэропортов и международных аэропортовых комплексов (Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский) [21], функционирование которых должно быть надежным и безопасным.

В послании 2021 года Президент РФ определил несколько направлений обеспечения транспортной безопасности [22].

Реализация региональных инфраструктурных проектов, направленных на развитие общественного транспорта и его обновление, потребует синхронизации развития дорожной сети и оснащение техническими средствами для обязательного мониторинга в режиме реального времени, а также установления и обустройства пунктов контроля для постоянных рейдов в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности. Приведение дорожной сети в соответствие с нормативными требованиями (на уровне не менее 85 % к 2030 году) определено в качестве одного из целевых показателей в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» [23].

В качестве отдельного приоритета выделено обеспечение безопасности школьных автобусов. Указанный приоритет отражен в перечне поручений Президента РФ [24] и реализуется в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минпросвещения России [25]. Безопасность использования школьных автобусов обеспечивается путем проведения обязательных мероприятий, например, обследования состояния дорожно-транспортной инфраструктуры (особенно состояния автомобильных дорог в весенне-осенний период) и объектов транспортной инфраструктуры.

Другим перспективным направлением обеспечения транспортной безопасности определено безопасное скоростное движение автотранспорта по автомобильной дороге Москва - Нижний Новгород – Казань (планируется ее продление до Екатеринбурга), завершение строительства которой запланировано в 2024 году.

К числу документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания в области транспортной безопасности, относится стратегия национальной безопасности [17], которая определяет задачи государственной политики в рассматриваемой области.

Одной из задач обеспечения государственной и общественной безопасности является повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в том числе объектов транспортной инфраструктуры. Следует отметить, что аналогичная по содержанию задача нашла отражение в стратегии экономической безопасности [26, п. 22], в стратегии пространственного развития страны [27, раздел VI] и в основах государственной пограничной политики [28, п. 21]. Детальная конкретизация данной задачи предусмотрена в других документах. Так, в концепции общественной безопасности [29, п. 5 разд. I] указано на необходимость совершенствования государственного управления в области транспортной безопасности, а в стратегии развития информационного общества [30, п. 42] – на обеспечение правомерного использования информации (например, персональных данных), полученной от субъектов транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышеизложенного, стратегическую цель государственно-управленческой деятельности в области транспортной безопасности на долгосрочный период (до 2030 года) предлагается сформулировать следующим образом: повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. К числу приоритетных задач можно отнести: внедрение и использование космических и информационных технологий, создание интеллектуальных транспортных систем, развитие транспортной инфраструктуры, обновление транспортных средств, совершенствование форм и методов государственного управления в указанной области.

Потребность в вышеуказанном авторском предложении возникла в связи с тем, что стратегическая цель государственного управления в области транспортной безопасности не установлена в документах стратегического планирования. Как следует из Транспортной стратегии России до 2030 года, стратегической целью развития транспортной отрасли является «удовлетворение спроса экономики и общества на конкурентоспособные и качественные транспортные услуги» [31]. В указанной стратегии определены четыре долгосрочные цели: повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий; повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, и развитие мультимодальных логистических технологий; цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

Защищенность транспортного комплекса не выделяется в качестве отдельной цели развития транспортной системы, а транспортная безопасность отнесена к задачам (задача 18), решение которых планируется осуществлять путем совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

Такое положение в отсутствии стратегии транспортной безопасности и разбросанности целевых ориентиров в различных правовых источниках не позволяют определить единую стратегическую цель государственно-управленческой деятельности в области транспортной безопасности на период до 2030 г., по сути, сводя её к осуществлению федерального государственного контроля (надзора).

Во второй группе документов стратегического планирования, посвященных прогнозированию, необходимо отметить стратегический прогноз Российской Федерации на период до 2035 года [32] и долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года [33].

Секретарь Совбеза России Н.П. Патрушев подчеркивал, что «среди ключевых приоритетов нашей страны в сфере безопасности - дальнейшее усиление бескомпромиссной борьбы с глобальной террористической угрозой не только внутри России и по периметру ее границ, но и на дальних рубежах» [34].

Такая борьба невозможна без развития транспортных технологий, поэтому в долгосрочном прогнозе научно-технологического развития страны до 2030 года предложено выполнение следующих разработок: в транспортных авиационных системах - развитие интеллектуальных методов управления; в автомобильных транспортных системах - развитие элементов автоматизации управления, в том числе для интеллектуальных автоматических беспилотных транспортных средств; во всей транспортной отрасли - развитие национальных телекоммуникационных и навигационных систем.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 г. предусмотрены инвестиционные вложения в развитие транспортного комплекса в рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы», Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и национального проекта «Безопасные качественные дороги», а также реализация крупных инфраструктурных проектов с участием Фонда национального благосостояния [35].

Третью группу документов, связанных с планированием и программированием, составляют основные направления деятельности Правительства России, государственные программы и планы деятельности федеральных органов исполнительной власти. В области транспортной безопасности все они имеют среднесрочный период.

Как следует из Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 года [36], в области транспортной безопасности планируется реализация государственной программы по развитию транспортной системы [37], которая содержит перечень мероприятий, направленных на повышение устойчивости транспортной системы и ее комплексной безопасности. Среди целевых индикаторов выполнения мероприятий по безопасности содержатся такие индикаторы, как:

повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения: с привлечением подразделений транспортной безопасности для защиты 2893 объектов от актов незаконного вмешательства к 2024 году; с выполнением работ по техническому обслуживанию установленных технических средств обеспечения транспортной безопасности на 2893 объектах к 2024 году,

обеспечение безопасности судоходства и развитие морских транспортных путей за счет ввода в эксплуатацию 18 единиц судов обеспечивающего флота к 2024 году.

Иные целевые индикаторы были установлены Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте [38]. Среди них повышение количества защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; повышение уровня информированности и удовлетворенности населения принимаемыми мерами, профессиональной подготовки в области транспортной безопасности, качества контроля и надзора в рассматриваемой области. Следует отметить, что указанные индикаторы устанавливались на период до 2013 года и в настоящее время статус комплексной программы не до конца понятен. Имеющая финансирование в 2022 году из федерального бюджета (658,04 млн. руб.) и региональных бюджетов (624,7 млн. руб.) программа не содержит индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность ее реализации в 2022 году.

В отличие от вышеуказанных мероприятий и индикаторов их выполнения План деятельности Минтранса России на 2019 - 2024 годы [39] предусматривает другие виды деятельности и показатели их оценки в области обеспечения транспортной безопасности, которые представлены тремя блоками:

блок мероприятий «Обеспечение безопасности населения на транспорте» включает повышение уровня защищенности аэропортов от актов незаконного вмешательства в 2022 году до 66,9%, метрополитенов – до 84%, железнодорожной инфраструктуры - только до 42,8% (от общего числа);

блок мероприятий «Развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте» предусматривает деятельность, связанную с оснащением надзорного органа техническими средствами, судами и подвижными контрольными пунктами;

блок мероприятий «Повышение уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте с обеспечением до 30000 субъектов транспортной деятельности» направлен на плановое подключение к единому защищенному закрытому информационному пространству в сфере обеспечения безопасности субъектов транспортной деятельности (в 2022 году - 7000 ед., к 2024 г. - 30000 ед.).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что документы, связанные с планированием и программированием в области обеспечения транспортной безопасности, не только приняты на среднесрочный период (до 2024 года), но и по-разному определяют плановые мероприятия, показатели их выполнения и оценки эффективности.

Заключение

Проведенный анализ ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ, стратегических документов, связанных с определением социально-экономического, научно-технологического развития и безопасностью страны, основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности Минтранса России, программных документов за период с момента принятия закона о транспортной безопасности по настоящее время (2008-2021 г.г.) показал частичную взаимосвязанность стратегических и отраслевых целей (приоритетов) обеспечения транспортной безопасности, содержащихся в разных правовых источниках.

Можно предположить, что приоритетным направлением развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности до 2024 года является повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем внедрения и использования космических и информационных технологий, а также путем внедрения интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих транспортную связанность страны. Прогнозируется развитие интеллектуальных методов управления авиационными системами и автоматизация управления для интеллектуальных автоматических беспилотных транспортных средств за счет инвестиционных вложений, в том числе в рамках реализации государственных программ и национальных проектов.

Требуют дополнительного согласования задачи, мероприятия и индикаторы их выполнения, содержащиеся в различных документах стратегического планирования. Отсутствие взаимосвязанности направлений государственно-управленческой деятельности не позволит сконцентрировать человеческие, временные, материальные и иные ресурсы для достижения стратегических целей. Для решения указанной проблемы видится необходимым:

разработка стратегии транспортной безопасности Российской Федерации, закрепляющей системный подход к организации и планированию комплекса мер по обеспечению транспортной безопасности, согласованного взаимодействия органов исполнительной властии иных участников правоотношений;

корректировка Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте с установлением новых и актуальных индикаторов достижения установленных целей и приоритетов;

корректировка плана-графика мероприятий по реализации документов стратегического планирования до 2024 г., утвержденного Минтрансом России, в целях учета мероприятий по мониторингу обеспечения безопасности на транспорте.

Также видится актуальным на основе проведенного анализа приступить к разработке документов стратегического планирования в области обеспечения транспортной безопасности на долгосрочный период, что позволит выработать системные меры по укреплению механизма административно-правового регулирования транспортной безопасности и профилактики противоправных действий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.

Основным направлением дальнейших исследований могло бы стать изучение состояния мониторинга и контроля в механизме стратегического планирования, позволяющего оценивать соответствие между поставленными целями и фактическими результатами в области обеспечения транспортной безопасности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Приоритетные направления обеспечения транспортной безопасности (на основе анализа документов стратегического планирования)».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальному вопросам изучения приоритетных направлений «…обеспечения транспортной безопасности…». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения как российского права, так и права других стран, при этом автором отмечено, что «Целесообразность разработки темы вызвана тем, что не имеется комплексных исследований, носящих прогностический характер и определяющих основные направления, цели и приоритеты государственного управления и законодательства в области обеспечения транспортной безопасности». Изучаются в основном законодательство, другие правовые акты, анализируются документы стратегического планирования: «…С момента принятия федерального закона о транспортной безопасности [10] и выделения в виде отдельного объекта государственного управления правоотношений, возникающих по поводу профилактики незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, стало очевидной необходимость определения направлений, целей и приоритетов (целеполагания) обеспечения транспортной безопасности как составной части национальной безопасности …» России и практика, сложившиеся в соответствующих отношениях и имеющая отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается большой объем научной литературы (в т. ч. зарубежный) по заявленной проблематике. При этом автор отмечает, что «…документы стратегического планирования в области транспортной безопасности можно разделить на три группы: разрабатываемые в рамках целеполагания, в рамках прогнозирования, в рамках планирования и программирования».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы «… попытка определения приоритетных направлений развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на основе механизмов стратегического планирования». Она может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. В частности, автором используется совокупность общенаучных, специально-юридических методов познания, в т. ч. «Диалектический метод использован для поиска взаимоотношений общего и особенного при осуществлении стратегического планирования в области транспортной безопасности, поиска противоречий и тенденций его развития, определения комплексности подходов». В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных подходов к предложенной тематике, а также сделать некоторые выводы из материалов оппонентов. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства. При этом в контексте цели исследования формально-юридический метод применен в совокупности со сравнительно-правовым методом «…анализ содержащихся в различных правовых источниках положений, целей и приоритетов развития государственного управления и российского законодательства», тем более автор привел научные работы зарубежных ученых. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить все аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является очень важной не только в России, но и в мире, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает, что работа позволит «…определить взаимосвязанность стратегических и отраслевых целей и приоритетов обеспечения транспортной безопасности, содержащихся в разных правовых источниках; выработать предложения по уточнению положений стратегических и программных документов в сфере безопасности и в транспортной отрасли». Автор приводит также рекомендации и предложения. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнения. Она выражается в конкретных научных выводах автора: «…заключается в тематическом и комплексном анализе всех действующих документов стратегического планирования, принятых на федеральном уровне и направленных на решение задач по обеспечению национальной безопасности страны». И как видно, указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. Таким образом, материалы статьи в представленном виде могут иметь определенный интерес для научного сообщества с точки зрения вклада в развитие науки.
Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Административное право и практика администрирования», так как она посвящена актуальным вопросам изучения приоритетных направлений «…обеспечения транспортной безопасности…». В статье показано, отсутствуют работы, в которых уже ставился этот вопрос «Работы российских ученых о перспективах развития законодательства по вопросам защищенности транспортного комплекса посвящены отдельным его направлениям…». Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты юридического исследования. Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.
Библиография. Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию отдельных аспектов темы.
Апелляция к оппонентам. Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения на проблему, пытается аргументировать более правильную по его мнению позицию «Проведенный анализ… показал частичную взаимосвязанность стратегических и отраслевых целей (приоритетов) обеспечения транспортной безопасности, содержащихся в разных правовых источниках», предлагает варианты решения отдельных проблем «Требуют дополнительного согласования задачи, мероприятия и индикаторы их выполнения, содержащиеся в различных документах стратегического планирования» и др.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными, в некоторых случаях общими «…стратегическую цель государственно-управленческой деятельности в области транспортной безопасности на долгосрочный период (до 2030 года) предлагается сформулировать следующим образом: повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи рекомендую «опубликовать».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.