Статья 'О правовом статусе курсантов и слушателей при обеспечении безопасности дорожного движения в период прохождения практики' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

О правовом статусе курсантов и слушателей при обеспечении безопасности дорожного движения в период прохождения практики

Зейналов Фазил Назим Оглы

кандидат юридических наук

доцент, кафедра организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2, оф. кафедра ОД ГИБДД

Zeinalov Fazil Nazim ogly

PhD in Law

Docent, the department of Organization of the Work of the General Administration for Traffic Safety, Oryol Law Institute under the Ministry of Internal Affairs of Russia

302027, Russia, Orlovskaya oblast', g. Orel, ul. Ignatova, 2, of. kafedra OD GIBDD

fazil-z@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0692.2021.3.36036

Дата направления статьи в редакцию:

30-06-2021


Дата публикации:

07-07-2021


Аннотация: Объектом исследования явилась система общественно-правовых отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Предметом исследования выступили правовые нормы, регламентирующие административно-правовой статус курсантов и слушателей при прохождении всех видов практики. Цель работы состояла в проведении анализа нормативной правовой базы, регламентирующей привлечение обучающихся к несению службы подразделениями ГИБДД в процессе практики, а также правовой статус обучающихся в период ее прохождения. Методологическая основа работы: фундаментальные положения теории права; обобщение практического опыта, применение методов логического, монографического и системного анализа. Область применения результатов: положения работы могут быть использованы в законодательной деятельности государственных органов, правоприменительной деятельности правоохранительных органов, образовательном процессе образовательных организаций, научных исследованиях специалистов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствования отраслей российской правовой системы.   Новизна работы определяется практической и научной значимостью проблем правоприменительной деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также необходимостью совершенствования правовых основ, регламентирующих полномочия обучающихся в процессе практики. Авторами рассматривается проводится анализ федерального законодательства, подзаконных и ведомственных актов на предмет закрепления правового положения обучающихся в процессе прохождения практики в подразделениях Госавтоинспекции. Высказаны предложения по совершенствованию административного правового статуса обучающихся в ВУЗах системы МВД России в части внесения конкретики в перечень их прав и обязанностей при прохождении практики в комплектующих подразделениях Госавтоинспекции.


Ключевые слова:

ВУЗы МВД России, прохождение практики, курсанты, слушатели, безопасность дорожного движения, правовой статус, правовое закрепление, обязанности, права, полномочия

Abstract: The research object is the system of social and legal relations in the field of road traffic safety protection. The research subject is the set of legal provisions regulating the administrative and legal status of cadets and attendees during all types of traineeship.   The purpose of the research is to analyze the normative base regulating the recruitment of students during the traineeship, and the legal status of students. The research methodology is based on the fundamental provisions of the theory of law; the generalization of practical experience; the usage of methods of logical, monographical and system analysis. The field of application of the research results: the law-making process of the government organizations, the law-enforcement activity of law-enforcement bodies; the educational process of educational institutions; the research work of road traffic safety protection specialists; the improvement of the branches of Russia’s legal system. The scientific novelty of the research is determined by the practical and scientific importance of the problems of law-enforcement activities of law-enforcement agencies in the field of road traffic safety protection, and by the necessity to improve the legal fundamentals regulating the powers of students during the traineeship. The author analyzes federal legislation, subordinate and sectoral laws to find out whether they describe the legal status of a student during the traineeship at road traffic safety units, or not. The author formulates the proposals about the improvement of the administrative and legal status of students of higher education institutions of the State Road Traffic Safety Authority in regard to specifying their rights and duties during the traineeship at the units of the State Road Traffic Safety Authority.   


Keywords:

Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, practical training, Cadets, trainees, road safety, legal status, legal consolidation, duties, rights, powers

Актуальность темы исследования подчеркивается особенностями складывающихся общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения. Не прекращающиеся организационно-штатные изменения Министерства внутренних дел России, рост количества автотранспорта, необходимость реализации мероприятий предусмотренных программными документами по повышению безопасности дорожного движения предъявляют к подразделениям Госавтоинспекции требования по решению широкого спектра задач силами высококвалифицированных сотрудников с привлечением всех доступных ресурсов, к которым, в том числе относится использование имеющихся умений и навыков проходящих практику обучающихся образовательных организаций МВД России.

К сожалению этот ресурс не всегда используется территориальными органами и строевыми подразделениями на должном уровне. В основном это возникает из-за размытого правового статуса обучающихся находящихся на практике, они являясь сотрудниками полиции и имея четкие ограничения по осуществлению определенных административных процедур, в целях недопущения возможных ошибок, фактически являются наблюдателями того как осуществляется федеральный государственный надзор, в то время как могли бы оказывать посильную помощь сотрудникам Госавтоинспекции в его осуществлении.

Изучением особенностей административно-правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России занимались Е.А. Николаенко[1], С.Н Махина[2] и другие ученые административисты. Предметом исследования их работ в основном являлись правовые нормы, регламентирующие прохождение курсантами и слушателями службы в органах внутренних дел Российской Федерации без необходимой степени детализации и глубины, позволяющей освятить проблемные вопросы прохождения ими практики и изменения их правового статуса в зависимости от курса обучения, наделения их на практике частью полномочий по обеспечению общественной безопасности и в частности, безопасности дорожного движения.

Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения является одним из основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения, при реализации которого необходимо осуществление мероприятий по совершенствованию профессионального обучения специалистов в области безопасности дорожного движения.

На данном этапе МВД России одной из стратегических целей определяет повышение качества кадрового потенциала, приведения его в соответствие с требованиями социально ориентированного развития государства.

Перед образовательными организациями МВД России на первое место встает обеспечение практической направленности образовательного процесса.

Приоритетными целями профессионального образования в ВУЗах МВД России является приобретение обучающимися профессиональных знаний, навыков и умений актуальных для них в будущих условиях профессиональной деятельности. Весомый вклад в достижении обозначенных целей, вне всякого сомнения играет учебная и производственная, в том числе преддипломная практика (далее – практика) обучающихся в профильных подразделениях органов внутренних дел по специальности обучения.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Курсанты и слушатели орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова в виду положений приказа МВД России № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» проходят практику в подразделениях Госавтоинспекции в соответствии с приоритетным профилем подготовки – «Деятельность подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения» [3].

Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] определяет, что участие курсантов и слушателей в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка в составе нарядов полиции территориальных органов МВД России является частью их профессиональной подготовки и допускается только при наличии у них свидетельства о должности служащего «Полицейский». Данный тезис находит отражение и в положениях приказа МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [5].

Это были правовые основания привлечения обучающихся образовательных организаций МВД России к несению службы на практике, перейдем к непосредственному рассмотрению особенностей правового статуса курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова в период прохождения практики.

Полагаем, прежде всего следует обозначить проблему с которой сталкиваются сами обучающиеся в период прохождения практики, наставники из числа практических работников и граждане – участники дорожного движения – размытостью прав и обязанностей курсантов и слушателей.

Понятие «правовой статус» в юридической литературе достаточно изучен и в общетеоретическом плане и по отдельным отраслям права. Он занимает центральное место в правовом институте всей государственной службы, так как все остальные составные его элементы призваны обеспечивать функционирование государственной службы и служащих. [6]

В основе определения правового статуса обучающегося образовательной организации системы МВД России лежит определение статуса личности.

В этих целях обратимся к положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» где сказано, что к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

В статье 81 указанного федерального закона оговариваются особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также в частях 6,7 и 8 закрепляется, что к числу обучающихся относятся слушатели - офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава) и курсанты - военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

Федеральным законом «О полиции» [7], в статье 25 оговаривается, что курсанты и слушатели считаются проходящими службу в полиции.

Третья глава Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» конкретно определяет правовое положение сотрудников органов внутренних дел, к которым, как мы уже определили, относятся и обучающиеся образовательных организаций МВД России.

Фактически, слушатели и курсанты образовательных организаций МВД России с некоторыми оговорками имеют полномочия действующих сотрудников полиции и на них в большинстве своем распространяются положения третьей главы «Обязанности и права полиции» Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Однако есть ряд нюансов, когда обучающийся не будет иметь всей полноты полномочий сотрудника полиции:

1. В случае если он не прошел первоначальное профессиональное обучение в соответствии со ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (как правило проходят такое обучение к концу 2 курса очной формы обучения, о чем им выдается свидетельство по профессии «полицейский»);

2. Не имеет права составления процессуальных документов и принятия решения по выявленным административным правонарушениям так как не входят в Перечень должностных лиц системы МВД России (утвержденный приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685) [8], уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 23.3 КоАП РФ и осуществлять административное задержание (в то время, как в соответствии с пунктом 4 указанного перечня, должностные лица системы МВД России, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей полиции в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О полиции», вправе в пределах компетенции, установленной частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ[9], составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих в ом числе на общественный порядок и общественную безопасность, порядок управления);

3. Не являются должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, так как не наделены такими полномочиями в установленном порядке (приказом УМВД России по субъекту РФ, распоряжением по территориальному органу Госавтоинспекции, расстановкой сил и средств).

Рассматривая далее правовые основания привлечения обучающихся на период практики к несению службы, следует обратить внимание на то, как и в каком статусе они закрепляются в органах, организациях, подразделениях МВД России на период практики.

Проведенный анализ поступающих от практических органов локальных документов об организации и проведении практики свидетельствует о том, что единого подхода по закреплению в них статуса курсантов и слушателей на период прохождения практики нет. Так, в некоторых территориальных органах субъектов их закрепляют как «практикантов», в других «лицами, проходящими практику», в третьих - в качестве «стажеров по должности» опираясь на положения приказа МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию» [10] который не имеет никакого отношения к обучающимся образовательных организаций МВД, так как они уже являются сотрудниками ОВД и не проходят стажировки по должности.

Полномочия курсантов старших курсов и слушателей при прохождении практики ограничены в части составления процессуальных документов и принятия решения по выявленным административным правонарушениям, однако они в полной мере имеют права и обязанности относительно применения мер принуждения, сопряженных и не сопряженных с применением физической силы или специальных средств, за исключением мер административно-процессуального обеспечения.

Применительно к особенностям прохождения практики обучающимися Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, следует отметить, что помимо общеполицейских функций курсанты и слушатели, проходящие практику в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, выполняют обязанности непосредственно связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.

К примеру, при несении службы в составе наряда ДПС, курсанты и слушатели обязаны руководствоваться положениями Административного регламента утвержденного приказом МВД России № 664 [11], но только в части, не противоречащей положениям приказа МВД России № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

Обучающимися в период практики в соответствии с Административным регламентом могут осуществляться:

- надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

- остановка транспортного средства;

- остановка пешехода;

- проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства;

- профилактика и выявление административных правонарушений.

О выявленных признаках административных правонарушений в процессе прохождения практики, обучающиеся должны в соответствии Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утвержденной приказом МВД России № 736 [12] докладывать рапортом на имя руководителя территориального органа МВД России, в котором проходят практику.

В соответствии с п.20 ст.13 ФЗ «О полиции», общими положениями Правил дорожного движения Российской Федерации понятия и положений пунктов Административного регламента, при прохождении практики в составе экипажа ДПС слушатели института имеют право осуществлять распорядительно-регулировочные действия, включающие в себя участие в изменении организации движения на отдельных участках дорог в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

Обратим внимание на то, что курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России проходят практику на 3 и 5 курсах, когда курс дисциплин, ее обеспечивающих уже пройден, необходимые знания, умения и навыки в основном уже сформированы и для окончания их формирования предполагается задействование обучающихся при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Это обстоятельство могло бы учитываться при использовании сотрудниками Госавтоинспекции способностей курсантов и слушателей института в период прохождения практики в решении боле широкого спектра оперативно-служебных задач.

Как показывает наработанный опыт подготовки специалистов для подразделений Госавтоинспекции и проводимый анализ отчетной документации обучающихся при защите результатов практики, подразделения Госавтоинспекции субъектов РФ в большинстве своем обеспечивают прохождение практики курсантами и слушателями на должном уровне, однако в процессе практики иногда возникают проблемные вопросы, продиктованные объективными обстоятельствами.

Так, к примеру обучающиеся при прохождении практики сталкиваются с тем, что не имеют практических навыков работы в специализированных автоматизированных системах учета и базах данных, таких как ФИС ГИБДД – М. Происходит это в связи с тем, что положения Приказа МВД России от 5 февраля 2016 года № 60 [13], утвердившего Инструкцию по эксплуатации федеральной информационной системы Госавтоинспекции не включают в перечень лиц, допущенных к ее эксплуатации профессорско-преподавательский состав и обучающихся образовательных организаций МВД России.

Приобретенные обучающимися знания, отработанные на практических занятиях дисциплин специализации навыки и умения подготовки макетов дел об административных правонарушениях ответственность за которые предусмотрена 12 главой КоАП РФ в период прохождения практики слушатели ввиду положений статьи 32 ФЗ «О полиции» и статьи 28.3 КоАП РФ могут совершенствовать только путем ознакомления с материалами или путем присутствия при их составлении.

Не всегда при несении службы обучающиеся задействуются в полной мере на основе закрепленных в указанных выше нормативных правовых актах полномочий и в соответствии с уровнем их умений и навыков. Подготовка позволяет им выполнять больший круг обязанностей сотрудника Госавтоинспекции.

На основании изложенного, полагаем, что налицо необходимость дальнейшего совершенствования отдельных правовых норм в части правового обеспечения статуса обучающихся в период прохождения практики, расширения круга их полномочий при оказании помощи практическим сотрудникам не в ущерб положениям действующего законодательства.

Мы согласны с мнением Николаенко Е.А. и Махиной С.Н относительно того, что необходима разработка единого нормативного правового акта, который бы в силу специфики правового статуса курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, регулировал бы вопросы, связанные с ними. Кроме того, в зависимости от профилизации образовательных организаций в которых обучаются курсанты и слушатели, полагаем, необходимо аккумулировав имеющиеся в различных нормативных правовых актах положения, конкретизировать перечень прав и обязанностей указанных обучающихся по направлениям их будущей профессиональной деятельности при прохождении ими всех видов практики в комплектующих подразделениях.

Библиография
1. Николаенко Е.А. Особенности административно-правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России// Пробелы в российском законодательстве. – 2015.-№6; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25437613_78827645.pdf (дата обращения: 25.01.2021)
2. Николаенко Е.А., Махина С.Н. Особенности служебно-правового положения курсантов образовательных организаций МВД России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23795 (дата обращения: 25.01.2021).
3. Приказ МВД России № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» проходят практику в подразделениях Госавтоинспекции в соотвествии с приоритетным профилем подготовки – «Деятельность подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
5. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
7. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
8. Приказ МВД России № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
9. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
10. Приказ МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
11. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
12. Приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
13. Приказ МВД России от 5 февраля 2016 года № 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
References
1. Nikolaenko E.A. Osobennosti administrativno-pravovogo statusa kursantov obrazovatel'nykh organizatsii sistemy MVD Rossii// Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. – 2015.-№6; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25437613_78827645.pdf (data obrashcheniya: 25.01.2021)
2. Nikolaenko E.A., Makhina S.N. Osobennosti sluzhebno-pravovogo polozheniya kursantov obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015. – № 2-3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23795 (data obrashcheniya: 25.01.2021).
3. Prikaz MVD Rossii № 820 «O profilizatsii obrazovatel'nykh uchrezhdenii MVD Rossii» prokhodyat praktiku v podrazdeleniyakh Gosavtoinspektsii v sootvestvii s prioritetnym profilem podgotovki – «Deyatel'nost' podrazdelenii gosudarstvennoi inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru.
4. Federal'nyi zakon RF ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ «O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru
5. Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 g. № 275 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhnostei v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru
6. Bakhrakh D.N., Rossinskii B.V., Starilov Yu.N. BZO Administrativnoe pravo: Uchebnik dlya vuzov. — 3-e izd., peresmotr, i dop. — M.: Norma, 2007. — 816 s.
7. Federal'nyi zakon RF ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru
8. Prikaz MVD Rossii № 685 «O dolzhnostnykh litsakh sistemy Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, upolnomochennykh sostavlyat' protokoly ob administrativnykh pravonarusheniyakh i osushchestvlyat' administrativnoe zaderzhanie» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru
9. «Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» ot 30.12.2001 g. № 195-FZ // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru
10. Prikaz MVD RF ot 15 avgusta 2011 g. № 942 «O poryadke privlecheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, ne yavlyayushchikhsya sotrudnikami politsii, a takzhe stazherov k vypolneniyu obyazannostei vozlozhennykh na politsiyu» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru
11. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii ot 23.08.2017 № 664 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Ministerstvom vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii gosudarstvennoi funktsii po osushchestvleniyu federal'nogo gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovanii zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru.
12. Prikaz MVD Rossii ot 29 avgusta 2014 goda № 736 «Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke priema, registratsii i razresheniya v territorial'nykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii zayavlenii i soobshchenii o prestupleniyakh, ob administrativnykh pravonarusheniyakh, o proisshestviyakh» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru.
13. Prikaz MVD Rossii ot 5 fevralya 2016 goda № 60 «O poryadke ekspluatatsii spetsial'nogo programmnogo obespecheniya federal'noi informatsionnoi sistemy Gosavtoinspektsii» // Konsul'tant Plyus: [Elektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования посвящен проблемам правового статуса «…курсантов и слушателей при обеспечении безопасности дорожного движения в период прохождения практики». Методология исследования – ряд методов, правильно используемых автором: формально-юридический, анализ и синтез, логика и др. Актуальность обоснована автором во введении к статье и выражается «…особенностями складывающихся общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения». Научная новизна обоснована в исследовании автора. Стиль, структура, содержание заслуживают особого внимания. Исследование имеет все необходимые структурные элементы: актуальность, постановка проблемы, цели и задачи, предмет, научная новизна, методология и выводы. Стиль работы хороший, она легко читается и носит исследовательский характер. Содержание отражает существо статьи. Автор логично подводит читателя к существующей проблеме. Он акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, что «…предъявляют к подразделениям Госавтоинспекции требования по решению широкого спектра задач силами высококвалифицированных сотрудников с привлечением всех доступных ресурсов, к которым, в том числе относится использование имеющихся умений и навыков проходящих практику обучающихся образовательных организаций МВД России». Автор отмечает «В основном это возникает из-за размытого правового статуса обучающихся находящихся на практике». Далее автор переходит к анализу темы, не используя ссылки на исследования оппонентов: «они являясь сотрудниками полиции и имея четкие ограничения по осуществлению определенных административных процедур, в целях недопущения возможных ошибок, фактически являются наблюдателями того как осуществляется федеральный государственный надзор, в то время как могли бы оказывать посильную помощь сотрудникам Госавтоинспекции в его осуществлении…», «Курсанты и слушатели … проходят практику в подразделениях Госавтоинспекции …», «участие курсантов и слушателей в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка в составе нарядов полиции территориальных органов МВД России является частью их профессиональной подготовки и допускается только при наличии у них свидетельства о должности служащего «Полицейский» …» и отмечает, что эти вопросы регулируются соответствующими НПА. Переходя к анализу соответствующих вопросов, исследуемых в статье, автор показывает, что он рассматривает их на определенном примере «…перейдем к непосредственному рассмотрению особенностей правового статуса курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова в период прохождения практики». При этом автор отмечает «проблему с которой сталкиваются сами обучающиеся в период прохождения практики, наставники из числа практических работников и граждане – участники дорожного движения – размытостью прав и обязанностей курсантов и слушателей», делает вывод о необходимости рассмотрения «Понятие «правовой статус»» курсанта. Автор замечает: «курсанты и слушатели считаются проходящими службу в полиции….Третья глава Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» конкретно определяет правовое положение сотрудников органов внутренних дел …» и делает правильный вывод: «…Фактически, слушатели и курсанты образовательных организаций МВД России с некоторыми оговорками имеют полномочия действующих сотрудников полиции и на них в большинстве своем распространяются положения … закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ», «Однако есть ряд нюансов…» и автор их правильно определяет: «не прошел первоначальное профессиональное обучение…; Не имеет права составления процессуальных документов и принятия решения по выявленным административным правонарушениям…; Не являются должностными лицами…». Примеры подкрепляются ссылками на НПА и делается вывод: «Обучающимися в период практики в соответствии с Административным регламентом могут осуществляться» и перечисляет их, в т. ч. «слушатели института имеют право осуществлять распорядительно-регулировочные действия…». Автор правильно отмечает, что «в процессе практики иногда возникают проблемные вопросы, продиктованные объективными обстоятельствами», в частности «обучающиеся … не имеют практических навыков работы в специализированных автоматизированных системах учета и базах данных, таких как ФИС ГИБДД – М …» и «…Приобретенные обучающимися знания…навыки и умения подготовки макетов дел об административных правонарушениях … слушатели … могут совершенствовать только путем ознакомления с материалами или путем присутствия при их составлении». В заключение автор подводит итог: «… налицо необходимость дальнейшего совершенствования отдельных правовых норм в части правового обеспечения статуса обучающихся в период прохождения практики, расширения круга их полномочий при оказании помощи практическим сотрудникам не в ущерб положениям действующего законодательства», опираясь на исследования оппонентов «… необходима разработка единого нормативного правового акта, который бы в силу специфики правового статуса курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, регулировал бы вопросы, связанные с ними», необходимо «… конкретизировать перечень прав и обязанностей указанных обучающихся по направлениям их будущей профессиональной деятельности при прохождении ими всех видов практики в комплектующих подразделениях». Как нам кажется, приведены конкретные, однозначные и дающие для практики выводы. Необходимо констатировать, что журнал, в который представлена статья является научным, и автор направил в издательство статью, соответствующую требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики он обращается к текстам научных работ оппонентов. Библиография достаточная и содержит определенное количество НПА и научных исследований. Это позволяет автору правильно определить проблемы и поставить их на обсуждение. Он, исследовав их, раскрывает предмет статьи. К замечаниям можно отнести некоторые неточности или описки «Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ» («РФ» - лишнее). Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным присутствует. Автором используется материал других исследователей. Выводы – работа заслуживает опубликования, интерес читательской аудитории будет присутствовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.