Статья 'К вопросу административно - правового регулирования каршеринга и применения федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения к его участникам' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

К вопросу административно - правового регулирования каршеринга и применения федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения к его участникам

Былинин Игорь Александрович

старший преподаватель, кафедра организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

302028, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2, каб. а-416

Bylinin Igor Aleksandrovich

Senior Researcher of the Department of Organisational Activity at Oryol Law Institute under the Ministry of Internal Affairs of Russia

302028, Russia, Orlovskaya oblast', g. Orel, ul. Ignatova, 2, kab. a-416

bylinin.igor@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2020.3.33883

Дата направления статьи в редакцию:

11-09-2020


Дата публикации:

26-10-2020


Аннотация: Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за неисполнение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при краткосрочной аренде транспортных средств, правоприменительная практика, изучение статистики о дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобилей каршеринг-компаний, а так же условий предоставления автомобилей.Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при аренде транспортных средств на короткий промежуток времени, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.Целью исследования является совершенствование административного законодательства по привлечению к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги краткосрочной аренды транспортных средств используемых гражданами. Научная новизна статьи заключается в правовом регулировании понятия «каршеринг» на уровне федерального законодательства и совершенствовании условий договора, что исключит противоречивость судебной практики, в части гражданско-правовых отношений и привлечения к административной ответственности лиц ответственных за соблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Понятие «каршеринг» предложенное автором позволит наложить на арендодателей обязанности по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при эксплуатации транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3].При проведении исследования использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический, герменевтический методы.


Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Дорожно-транспортное происшествие, Аренда транспортного средства, Каршеринг, Административная ответственность, Прокат, Ущерб, Риски, Юридическое лицо, Индивидуальный предприниматель

Abstract: The subject of this research is the normative legal acts that regulating responsibility for failure to comply with statutory requirements on ensuring road traffic safety in the context of short-term car rentals, law enforcement practice, statistical analysis of traffic accidents involving the vehicles provided by carsharing companies, as well as terms for their provision. The object of this research is the social relations emerging in the context of short-term car rentals owned by legal entities and individual entrepreneurs. The goal of this work consist in the attempt to improve the administrative legislation on bringing to responsibility legal entities and individual entrepreneurs who provide short-term rental services to citizens. The scientific novelty lies in legal regulation of the definition of “carsharing” on the level of federal legislation, as well as in amendments to the terms of the contract that would eliminate inconsistency of case law with regards to civil law relations and bringing to administrative responsibility of the persons who fail to comply with statutory requirements on ensuring road traffic safety. The proposed by the author concept of “carsharing” would allow imposition of obligations upon the leaseholders on compliance with road traffic safety requirements placed on the legal entities and individual entrepreneurs while operating a vehicle in accordance with the Federal Law No. 196-FZ of 12.10.1995 "On Road Traffic Safety".



Keywords:

Legal entity, Damage, Risks, Hire, Administrative responsibility, Carsharing, Short-term vehicle rental, Traffic accident, road safety, Individual entrepreneur

В современных условиях развития рынка предоставляемых услуг в России особое внимание следует уделить услугам каршеринга. Количество зарегистрированных пользователей каршеринга постоянно растет, что оказывает влияние на транспортную ситуацию в больших городах. Например, в Москве автомобильный парк каршеринга насчитывает около 20 тыс. единиц, а пользователей - более 1000000 человек[8].

Благодаря тому, что автомобили услуг каршеринга могут использоваться несколькими водителями в сутки, снижается нагрузка на автомобильные дороги, и улучшается экологическая ситуация в городе.

Появление услуг краткосрочной аренды транспортных средств заставляет задуматься о действительном влиянии, перспективах развития и эффективности каршеринга как инструмента эволюции трафика в мегаполисе и перехода на новую ступень. Цель каршеринга не коммерческая, а идеологическая, связанная со снижением нагрузки на городские улицы и возможность привести пользование автомобиля к его максимально эффективному виду. Позиционирование каршеринга должно осуществляться главным образом как средство борьбы с автомобилизацией, а не как вида транспорта, несущего дополнительную нагрузку на трафик.

Однако, условия пользования каршерингом автомобилей, предъявляемые владельцами компаний, позволяют гражданам не посещать офисы для заключения договора аренды, что приводит к бесконтрольности технического состояния автомобиля и его скрытых неисправностей, которые не представляется возможным обнаружить при поверхностном визуальном осмотре, а также не контролируемом физическом состоянии водителя (возможности нахождения в состоянии опьянения), наличие водительского удостоверения, отсутствие сведений о факте лишения права управления, отсутствие фактического контроля за порядком и правилами перевозки людей и грузов. Но, следует отметить, что физическое посещение офисов каршеринговых компаний тоже не снимает возникающих рисков в случае пользования сервисом посредством мобильного приложения. Поэтому в сложившейся ситуации возникает необходимость в мероприятиях надзорного характера со стороны государственных органов.

В каршеринге автомобиль арендуется на короткий промежуток времени. В России сегодня рынок каршеринга, несмотря на всю свою молодость в сравнении с другими странами, растет и развивается крайне стремительно.

В настоящее время опасение вызывает отсутствие необходимости посещения каршеринг-компаний для заключения договора краткосрочной аренды транспортного средства. Получается, что компании не видят физически, кому доверяют управлять транспортными средствами.

Следует отметить, что водитель, управляющий арендованным автомобилем, несет по условиям договора административную ответственность во всех случаях нарушений Правил дорожного движения (далее – ПДД), а также наступает гражданская ответственность при возмещении ущерба. Есть определенные условия возмещения ущерба в случаях, если клиент попадает в дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) на каршеринговом автомобиле.

Сейчас сложилась ситуация, что нормативная база по краткосрочной аренде (каршерингу), представлена лишь на региональном уровне, а судебная практика наполнена спорными ситуациями между арендодателями и арендаторами. В постановлении Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП закреплено определение услуги: краткосрочная (до 24 часов) аренда легковых автомобилей на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности[4]. Так, постановление определяет, что таковые услуги могут предоставлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП, указывает, что каршеринг - это аренда автомобиля физическим лицом для целей, не связанных с предпринимательством.

Ранее авторами в ряде работ анализировалось правовое регулирование понятия «каршеринг». Так, Т.А. Бубновской рассматривались правовые аспекты каршеринга, где автор проводит некоторое сравнение с понятием проката. Следует отметить, что сегодня встречаются компании, которые считают свою деятельность, связанную с каршерингом, а используют вид основной деятельности по услугам аренды и лизинга.

Прокат является публичным договором, следовательно, обязывает к заключению договора. При этом каршеринг предполагает высокую мобильность, а арендатор может оказаться не вполне добросовестным в предыдущих отношениях, тогда, если воспринимать каршеринг как прокат, у арендатора не будет оснований для отказа в заключении нового договора. Высокая мобильность каршеринга предполагает также, что такой услугой могут воспользоваться граждане, имеющие место жительства в тысячах километрах от Москвы, поэтому арендаторы стараются убрать риски, связанные с судебными разбирательствами по месту нахождения истцов [5]. Ученым предлагается ввести легальное определение каршеринга на федеральном уровне. Однако возникает вопрос, это будет новое понятие, которое найдет свое закрепление в Гражданском кодексе или будет соответствовать требованиям уже существующим в правовом поле. Полагаем, что имеющиеся толкования каршеринга как краткосрочной аренды транспортного средства, должны соответствовать уже закрепленному понятию «аренда», и требует своего толкования термин «краткосрочная», в целях определения временного интервала предоставления услуг.

Следует отметить, что сейчас в условиях стремительного роста парка каршеринговых автомобилей и вместе с ним увеличение количества ДТП по вине водителей арендованных автомобилей обуславливают необходимость в единой ответственности арендаторов перед арендодателями, так как в большинстве случаев одна компания принимает жесткие меры за нарушения условий договора, а другая, в целях привлечь клиентов, предоставляет лояльные условия.

Полагаем, что компании каршеринга работают по договорам, которые составляют в своих интересах, не учитывая положения действующего законодательства. Именно отсутствие правового регулирования заставляет компании прибегать к сомнительным оборотам при составлении договоров и правил пользования каршеринговыми услугами. Юристы компаний используют разного рода «препятствия», которые в некоторых местах противоречат нормами закона. Это и законодательство о персональных данных, и о правах потребителей, и прочие смежные законодательные акты. При изучении предлагаемых договором условий можно найти множество деталей, которые не соответствуют требованиям законодательства, поскольку ущемляют права арендаторов по договорам. Поэтому, этот не урегулированный процесс на рынке каршеринга затрудняет выработку подходов учитывающих обоюдные интересы как потребителей услуг, так и самих компаний, что в последующем влечет обширную судебную практику и привлечение к договорной ответственности согласно Гражданского кодекса.

Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга рассмотрено в работе И.З. Аюшеевой, где автором достаточно изучены проблемы определения того, к какому виду договора аренды можно отнести каршеринг. Автором предполагается, что к отношениям каршеринга могут быть применены общие положения о договоре аренды с учетом действия принципа свободы договора и положения законодательства о защите прав потребителей в случае их нарушения[6]. Следует отметить, что на сегодняшний день обозначенная проблематика не нашла решения и требует дальнейшего исследования с выработкой конкретных предложений в правовом поле.

Полагаем, что договор каршеринга должен иметь типовой образец, который будет учитывать интересы арендаторов и арендодателей, подготовленный с учетом действующих норм законодательства. Однако, в чистом виде договор не следует относить ни к одному из договоров Гражданского кодекса, но следует выделить, что конструктивной основой будет являться понятие «аренда». Прием и сдача транспортного средства, осуществляемые через мобильное приложение, могут иметь силу акта приема-передачи, что позволит уменьшить множественные споры по возмещению убытков в случаях повреждения транспортного средства. Однако, к работе мобильного приложения следует добавить требования к техническим устройствам, при помощи которых производится фото-фиксация транспортного средства при приеме и сдаче пользователем, так как четкость изображения деталей кузова должна давать возможность действительного восприятия технического состояния.

В России по анализу дорожно-транспортной обстановки в 2019 году произошло 667 ДТП с участием автомобилей каршеринга, где 29 человек погибли, 891 получили ранения. Например, в Москве по итогам минувшего 2019 года произошло 421 ДТП с участием автомобилей каршеринга, в которых погибли 10 человек и 277 травмированы, при этом цифры на 242% больше показателей 2018 года[7]. Такие показатели объясняются тем, что на один автомобиль такси и каршеринга приходится большее число поездок, чем на личный автомобильный транспорт. Так, в Москве в 2019 г. клиенты каршеринга совершили более 36 млн. поездок на арендованных автомобилях, что приблизительно в полтора раза больше показателей 2018 года[9].

Начальник ГУ ОБДД Черников М.Ю. считает: «Каршеринг надо развивать так, чтобы можно было однозначно идентифицировать лицо, которое садится в автомобиль. Опять же, говоря об электронных базах, если, например, камера будет сканировать водителя и делать вывод, что да, это лицо допущено до вождения, возможно, это будет предотвращать многие проблемы.»[10]

Безусловно, с увеличением парка каршеринговых автомобилей будет расти количество ДТП с участием таковых автомобилей, поэтому возникает необходимость в жесткости требований по обеспечению безопасности дорожного движения по допуску к управлению.

Проанализировав услуги каршеринга, можно отметить, что в развитии общественных отношений транспортная мобильность играет важную роль, как в социальной, так и в экономической сфере. Однако, с позиции сохранения жизни и здоровья граждан, а также обеспечения безопасности дорожного движения, возникают некоторые вопросы привлечения к ответственности в случаях выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Рост автомобильного парка каршеринговых автомобилей, обуславливает необходимость в рассмотрении вопросов, связанных с ответственностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по допуску к управлению автомобилем лиц, не имеющих право на управление транспортными средствами, а также при выявлении технической неисправности автомобиля, которую водитель не сможет визуально обнаружить при осмотре, однако это послужит причиной совершения дорожно-транспортного происшествия в следствии ненадлежащего контроля за техническим состоянием.

Законодательное закрепление понятия «каршеринг» позволит создать систему электронного взаимодействия с государственными органами, отвечающими за обеспечение безопасности дорожного движения, тем самым появится возможность проверять будущих клиентов на наличие права управления транспортными средствами.

За правовую основу понятия каршеринг следует взять постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП, где каршеринг - это краткосрочная (до 24 часов) аренда легковых автомобилей на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности. Однако, в целях совершенствования содержания договора в раздел права и обязанности сторон предлагаем внести соблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения в сфере эксплуатации транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В таком варианте условий договора появляется возможность, во-первых, осуществлять контроль за каршеринг – компаниями, в части привлечения к ответственности за несоблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при технической эксплуатации транспортных средств, во-вторых, применить метод федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения - проверку, в-третьих, обеспечить единые централизованные стоянки принадлежащих им транспортных средств в границах городских поселений.

Следует отметить, что сложившаяся сегодня ситуация на рынке каршеринга, допускает стоянку автомобилей в различных местах города, а технический контроль практически отсутствует, так как для каршеринга приобретаются новые автомобили, которые первые четыре года не проходят государственный технический осмотр [2]. Сейчас, для каршеринга единственное средство контроля за техническим состоянием - это прохождение государственного технического осмотра транспортного средства, что позволит выполнить целый комплекс проверочных мероприятий при помощи диагностического оборудования. Поэтому возникает необходимость в проведении технического осмотра каждые шесть месяцев, по примеру автомобилей, используемых в такси. Наша позиция обосновывается тем, что автомобили, используемые для каршеринга, ежедневно эксплуатируются с большим количеством дорожного пробега.

В современных реалиях в России практически не определены роли, в возникающих правоотношениях по краткосрочной аренде транспортных средств. Но вместе с тем, сложившаяся ситуация на рынке услуг каршеринга требует принятия конкретного правового механизма привлечения к ответственности за нарушения действующего законодательства, лиц предоставляющих услуги каршеринга, в случае не выполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Компании, предоставляющие услуги каршеринга предпринимают меры по недопущению к управлению лиц, не имеющих права управления, а также находящихся в состоянии опьянения и передачи управления другим лицам. По условиям договора это делать запрещено, за что предусмотрены штрафные санкции к арендаторам автомобилей, причем в компаниях они различаются по условиям договора.

Следует отметить что, Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части 2 статьи 12.7 «Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами», части 3 статьи 12.7 «Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права», части 1 статьи 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния», части 2 статьи 12.8 «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», также предусматривает ответственность за перечисленные выше нарушения.

Таким образом, водители несут наказание за таковые нарушения, как в соответствии с действующим федеральным законодательством, так и по условиям договора каршеринга. Можно сказать, что компании по условиям договора получают дополнительную финансовую выгоду. Принимаемыми мерами, исключающими факты нарушений, должны быть условия, которые не допустят к управлению лиц, не имеющих права управления транспортными средствами или находящихся в состоянии опьянения, а также передача права управления другим лицам. Например, к подобным мерам следует отнести постоянную проверку лиц, пользующихся услугами, установление алкозамка зажигания, идентификация пользователей, анализ нарушений Правил дорожного движения лицом и введение последующих ограничений на управление транспортным средством, в случаях неоднократных нарушений.

Рассматривая положительный опыт использования сервиса в зарубежных странах, следует отметить, что в США транспортные средства, взятые по условиям каршеринга, необходимо возвращать на определенные места стоянок каршеринговых автомобилей[9]. Если применительно к России это условие дополнить требованием обязательного контроля выезда и возвращения на стоянку со стороны должностного лица компании, то, безусловно, нарушений правил пользования сервисом станет меньше.

В рассмотрении случаев передачи управления транспортных средств лицам, не имеющих право управления, важно отметить, что к административной ответственности привлекаются собственники транспортных средств.

Так, в соответствии с определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2019 N 88-590/2019 по делу № 2-640/2019 "...Под владельцем транспортного средства следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством)…» и определением Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 41-КГ16-37 «Если собственник автомобиля предоставляет другому лицу возможность использовать свой автомобиль, зная об отсутствии у этого лица водительских прав, и в результате управления последним причиняется вред третьим лицам, собственник может быть привлечен к долевой ответственности наряду с лицом, управлявшим автомобилем и непосредственно виновным в причинении вреда. Передача автомобиля в эксплуатацию лицу, заведомо не имеющему право управления им, может рассматриваться как вина собственника в неправомерном выбытии источника повышенной опасности из своего владения по правилам п. 2 ст. 1079 ГК РФ.».

Таким образом, полагаем, что лиц, пользующихся услугами каршеринга, следует привлекать к административной ответственности по части 3 статьи 12.7 и части 2 статьи 12.8 КоАП, в случаях передачи управления лицам не имеющих право управления или находящимся в состоянии опьянения. Так как, в предложенном для правового закрепления понятия каршенинг, услуга представляет собой аренду на короткий срок, а из определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2019 N 88-590/2019 по делу № 2-640/2019 договор аренды предоставляет гражданину право собственности на законных основаниях.

В случае закрепления в правовом поле понятия «каршеринг», где по условиям договора юридические лица и индивидуальные предприниматели будут осуществлять совою деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, появляется возможность привлечения каршеринговых компаний к административной ответственности по статье 12.32 КоАП.

Так, пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает, что действия (бездействие) лица, связанные с допуском к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления транспортными средствами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ, где необходимо учитывать, что данное административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Так, в случаях если после оформления договора (аккаунта) услуг каршеринга, пользователь был лишен права управления транспортными средствами и его договор (аккаунт) не были прекращены, а пользователь продолжает управлять транспортным средством, то полагаем, что данный факт будет свидетельствовать о наличии вины в действиях каршеринговой компании.

Неотвратимость наказания лиц, предоставляющих услуги каршеринга, позволит повысить безопасность дорожного движения в сфере эксплуатации транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Юридические лица в целях избежать наказания, будут принимать меры, исключающие нарушения требований законодательства лицами, допущенными к управлению транспортных средств компаний. Так, закрепление в правовом поле понятия «каршеринг» позволит применить к нему положения действующего законодательства. Полагаем, что единые условия договора позволят урегулировать процесс на рынке каршеринга и обеспечить соблюдение законных прав, свобод и интересов потребителей услуг. Совершенствованию содержания договора каршеринга будет способствовать добавление к его условиям, что юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за несоблюдение обязательных требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств.

Библиография
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
2.
Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 15.
3.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения» статья 20.
4.
Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» (ред. от 08.08.2017).
5.
Бубновская Т.А., Суворов Ю.Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты / изд. «Юрист». 2018. № 7. С. 32-36.
6.
Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019.№2. С.25-32.
7.
Показатели безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 10.09.2020).
8.
https://www.autonews.ru/news/5e3d66b29a7947551cae80cd
9.
https://www.autostat.ru/articles/39345/
10.
https://news.sputnik.ru/obschestvo/d99e9d0f217f4ed149b2cde1ac2d5376190aeec9
References (transliterated)
1.
Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya) ot 26 yanvarya 1996 g. № 14-FZ.
2.
Federal'nyi zakon ot 01.07.2011 № 170-FZ «O tekhnicheskom osmotre transportnykh sredstv i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii», stat'ya 15.
3.
Federal'nyi zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ (red. ot 30.07.2019) «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» stat'ya 20.
4.
Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 31 avgusta 2011 g. № 405-PP «O gorodskoi podderzhke taksomotornykh perevozok i uslugi karshering v gorode Moskve» (red. ot 08.08.2017).
5.
Bubnovskaya T.A., Suvorov Yu.B. K voprosu o karsheringe: pravovye aspekty / izd. «Yurist». 2018. № 7. S. 32-36.
6.
Ayusheeva I.Z. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenii po sovmestnomu ispol'zovaniyu transportnykh sredstv na primere karsheringa / Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2019.№2. S.25-32.
7.
Pokazateli bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://stat.gibdd.ru/ (data obrashcheniya: 10.09.2020).
8.
https://www.autonews.ru/news/5e3d66b29a7947551cae80cd
9.
https://www.autostat.ru/articles/39345/
10.
https://news.sputnik.ru/obschestvo/d99e9d0f217f4ed149b2cde1ac2d5376190aeec9

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Тему исследования в представленной статье, как следует из ее наименования, составляют теоретические и практические проблемы совершенствования законодательства по привлечению к административной ответственности лиц, предоставляющих услугу каршеринга. Ученому рекомендуется уточнить наименование работы, поскольку оно слишком громоздкое («К вопросу совершенствования законодательства по привлечению к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги краткосрочной аренды транспортных средств, в целях индивидуального использования гражданами, при осуществлении федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекцией МВД России»), что затрудняет его понимание, тем более что российский законодатель использует термин «каршеринг», на что в своей статье справедливо указал сам автор. Актуальность избранной автором темы исследования указана в тексте статьи: во-первых, для России это новая услуга, популярность которой продолжает расти; во-вторых, правовое регулирование каршеринговых отношений оставляет желать лучшего, а судебная практика по соответствующим делам противоречива. Добавим к этому замечание о том, что каршеринг недостаточно исследован в отечественной правовой науке. Методология исследования в тексте статьи автором не указана, однако из анализа содержания работы можно сделать выводы, что ученым использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический, герменевтический методы исследования. Научная новизна работы автором в тексте статьи не обозначена. Видимо, таким свойством должны были обладать практические рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере каршеринга в части привлечения к административной ответственности лиц, предоставляющих такие услуги. Фактически почти все выводы и рекомендации автора, начиная от попытки дать определение понятия «каршеринг» и до предложения о принятии федерального закона о каршеринге не новы и уже предлагаются в ряде работ (к примеру, И. З. Аюшеевой, Т. А. Бубновской, А. И. Киселевой и др.). Научный стиль изложения не вполне выдержан автором – статью скорее можно отнести к научно-популярной. Структура работы в целом логична (в ней можно выделить вводную часть, в которой объясняется, почему автор избрал данную тему исследования; основную, в которой сделана попытка разобраться в сути феномена каршеринга, делается краткий обзор нормативно-правовой базы каршеринга, после чего рассматривается вопрос о возможностях привлечения к административной ответственности лиц, предоставляющих каршеринговые услуги; в заключительной части работы содержатся общие выводы по результатам исследования. Содержание работы не вполне соответствует наименованию работы, поскольку большая часть статьи посвящена вовсе не особенностям привлечения к административной особенности лиц, предоставляющих услуги каршеринга, а скорее правовому регулированию каршеринга. Поэтому автору следует либо скорректировать содержание работы, либо изменить ее наименование. Существенным недостатком работы является то, что без какого-либо обсуждения проблемы ученый объявляет договор каршеринга разновидностью договора аренды. Не совсем ясно, как автор может сделать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере каршеринга, если он не рассмотрел споры по поводу правовой природы данного явления (одни авторы считают данный договор самостоятельным договором, другие – смешанным, третьи – договором проката и т.п.). Также автору необходимо привести солидные аргументы в обоснование собственной позиции. Кроме того, это позволит ему более удачно сформулировать определение понятия «каршеринг». Автор утверждает: «Необходимо законодательно, закрепить такое понятие «каршеринг» как краткосрочная аренда транспортных средств, предоставляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в обязанность которых входит соблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения в сфере эксплуатации транспортных средств». Данное определение понятия «каршеринг» нельзя назвать удачным – в нем должны отражаться исключительно существенные признаки явления (а именно – существенные условия договора). Однако ничего не мешает автору сделать предложения по совершенствованию содержания договора (т.е. прав и обязанностей его сторон). Перечисляя статьи КоАП РФ, по которым возможно привлечение к административной ответственности лиц, предоставляющих каршеринговые услуги, автор не дает наименования этих статей, что неудобно для читателей. Содержание работы могло бы углубить приведение примеров из зарубежной практики правового регулирования каршеринга. В целом следует отметить низкую степень самостоятельности суждений автора (большая часть его суждений представляет собой компиляцию из ранее опубликованных другими учеными теоретических работ). Библиография исследования представлена всего 6 источниками (3 – нормативно-правовых, 3 – интернет-источника), что недопустимо для научной статьи, для написания которой, как известно, необходима солидная теоретическая база. Автору нужно расширить библиографию своего исследования, в связи с чем рекомендуется обратиться к научным работам И. З. Аюшеевой, М. А. Бажиной, Т. А. Бубновской, А. И. Киселевой, Н. Ю. Комлева, И. В. Погодиной, Т. А. Саидмуродовой, М. О. Соковикова, А. А. Тытюковой, В. А. Цыбиной, А. В. Шевченко, В. А. Шуваловой и др. Апелляция к оппонентам полностью отсутствует, в связи с чем складывается обманчивое впечатление, что проблемы, обсуждаемые автором в работе (к примеру, проблема определения правовой природы договора каршеринга), к дискуссионным не относятся. Выводы по результатам исследования фактически отсутствуют. В последнем абзаце статьи автор делает общее заключение о том, что неотвратимость наказания лиц, предоставляющих услуги каршеринга, позволит повысить безопасность дорожного движения и заставит этих лиц соответствующим образом относиться к выбору потенциальных пользователей данных услуг. Автору рекомендуется конкретизировать выводы и сделать их в соответствии с избранной темой исследования – раз ученый ставил целью дать рекомендации по совершенствованию законодательства о каршеринге в части привлечения к административной ответственности лиц, предоставляющих каршеринговые услуги, данные выводы должны носить именно такое содержание. Статья не вычитана автором. В ней встречаются многочисленные орфографические, пунктуационные, синтаксические и стилистические ошибки. Интерес читательской аудитории к представленной статье может быть проявлен со стороны специалистов в сфере гражданского и административного права при условии ее существенной доработки: уточнении наименования работы, предмета исследования, введении дополнительных элементов научной новизны, дискуссионности исследования, расширении библиографии исследования, углублении содержания работы, усилении аргументированности суждений автора, формулировании четких и конкретных выводов по результатам исследования, устранении недостатков в оформлении работы.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования Статья посвящена вопросам правового регулирования каршеринга, в том числе ответственности каршеринговых компаний за соблюдение правил дорожного движения, обеспечения технического состояния сдаваемого в краткосрочную аренду автотранспорта. Методология исследования В статье использованы формально-юридический, системно-структурный методы, а также методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции, индукции. Актуальность Тематика обладает актуальностью ввиду интенсификации развития тенденций использования услуг каршеринга в РФ. Научная новизна Научная новизна в статье усматривается. В частности, в сентябре 2020 г. на уровне федеральных СМИ обсуждался вопрос усиления (нормирования) ответственности каршеринговых компаний за техническое состояние предлагаемого в аренду автотранспорта, о чем упоминает автор. Стиль, структура, содержание Стиль работы – научно-публицистический. При этом в статье содержится масса грамматических и орфографических ошибок. В структурном отношении статьи проработана надлежащим образом. Применительно к содержанию необходимо отметить следующее. Автор в целом высказывает обоснованные замечания и предложения в отношении применяющихся в актуальный период в РФ подходов нормативно-правового регулирования каршеринга. Следует согласиться с мнением автора о том, что «сейчас, для каршеринга единственное средство контроля за техническим состоянием, это прохождение государственного технического осмотра транспортного средства, что позволит выполнить целый комплекс проверочных мероприятий при помощи диагностического оборудования. Поэтому возникает необходимость в проведении технического осмотра каждые шесть месяцев, по примеру автомобилей используемых в такси. Наша позиция обосновывается тем, что автомобили, используемые для каршеринга, ежедневно эксплуатируются с большим количеством дорожного пробега. Имеются и иные тезисы, заслуживающие одобрения. Вместе с тем работа не свободна от некоторых дискуссионных моментов. 1. Автор критически оценивает то, что будущие арендаторы не должны физически появляться в офисе для заключения договора краткосрочной аренды. Автор буквально пишет следующее: «…условия пользования каршерингом автомобилей предъявляемые владельцами компаний позволяют гражданам не посещать офисы для заключения договора аренды, что приводит к безконтрольности технического состояния автомобиля и его скрытых неисправностей, которые не представляется возможным обнаружить при поверхностном визуальном осмотре, а так же не контролируемом физическом состоянии водителя (возможности нахождение в состоянии опьянения), наличие водительского удостоверения, отсутствие сведений о факте лишения права управления, отсутствие фактического контроля за порядком и правилами перевозки людей и грузов. Таковые факты негативно оказывают влияние на состояние безопасности дорожного движения». Необходимо отметить, что физическое посещение не снимает указанных рисков. 2. Не сформулированы концептуальные предложения в части модернизации природы договора каршеринга при условии, что статья в целом имеет критический оттенок. Библиография В пределах заявленного объема статьи использован достаточный объем литературы. Заслуживает поддержки анализ материалов судебной практики. Апелляция к оппонентам Статья имеет дискуссионную составляющую, что подчеркивает «погружение» автора в проблематику. Выводы, интерес читательской аудитории В статье рассматриваются частные вопросы достаточно глобальной проблематики регулирования каршеринга, отсутствует анализ мирового опыта регуляции производных правоотношений. Вместе с тем, учитывая актуальность тематики, статья может быть интересна читателям (в общем прикладном контексте) и несмотря на замечания может быть опубликована.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"