Статья 'Взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Калюжный Юрий Николаевич

кандидат юридических наук

доцент, Академия управления МВД России

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои И Александра, 8

Kalyuzhny Yury Nikolaevich

PhD in Law

Docent, the department of Administation of Work of Public Order Units of Staff Training Centre, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

125171, Russia, g. Moscow, ul. Zoi I Aleksandra, 8

kaluzhniy-y@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2017.6.25707

Дата направления статьи в редакцию:

12-03-2018


Дата публикации:

18-04-2018


Аннотация: Предметом исследования являются нормы права и научные источники, характеризующие порядок взаимодействия Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Объектом исследования являются правоотношения, явления и процессы, складывающиеся при осуществлении взаимодействия Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В результате анализа нормативно-правовых актов, научной литературы автор излагает краткое содержание взаимодействия Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. выделяет основные формы рассматриваемого взаимодействия. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (формально-правовой, аналитический, системный метод, анализ, синтез, моделирование, сравнение и др.). Общим выводом автора является утверждение о том, что в современном демократическом государстве, взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой форму социального партнерства, выступающую, в условиях реформирования органов внутренних дел, необходимым элементом комплексного обеспечения безопасности дорожного движения, а институты гражданского общества являются важнейшим ресурсом, позволяющим обеспечить последовательное и системное воздействие на общественные отношения в рассматриваемой области с целью защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, снижения аварийности, числа погибших и раненных.. Новизна исследования состоит в комплексном анализе теоретических и правовых аспектов взаимодействия Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.


Ключевые слова:

дорожное движение, безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности, взаимодействие Госавтоинспекции, институты гражданского общества, социальное партнерство, общественные отношения, государственная политика, общественность, правоотношения

Abstract: The subject of the research is the legal provisions and academic sources that describe the procedure of interaction between the State Traffic Inspectorate under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and civil society institutions and the public in the field of road traffic security provision. The object of the research is the legal relations, phenomena and processes arising during interaction between the State Traffic Inspectorate under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and civil institutions and the public in the field of road traffic security provision. As a result of analyzing legal acts and provisions and academic literature, the author of the article provides a brief analysis of the interaction between the State Traffic Inspectorate under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and civil institutions and the public in the field of road traffic security provision and describes the main forms of the aforesaid interaction. The  methodological basis of the research is a set of general and special research methods (formal law, analytical methods, systems approach, analysis, synthesis, modelling, comparison, etc.) The main conclusion made by the author is his statement that in a modern democratic state interaction between the State Traffic Inspectorate and civil society institutions and the public in the field of road traffic security provision is a form of social partnership and essential element of an integral road traffic safety provision under the conditions of internal affairs being reformed. Civil society institutions are an important resource that ensures consequent and systemic influence on social relations in this field and enables to protect rights and legal interests of road traffic participants, to reduce the level of road accidents, the number of died and wounded. The novelty of the research is caused by the fact that the author conducts an integral analysis of theoretical and legal aspects of the interaction between the State Traffic Inspectorate under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and civil institutions and the public in the field of road traffic security provision. 


Keywords:

road traffic, road safety, security provision, interaction of the state traffic Inspectorate, civil society institution, social partnership, social relation, state policy, public, legal relation

С развитием современного государства и его правовых институтов все большее значение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения приобретают институты гражданского общества, а также возрастает роль деятельности общественных объединений и граждан в реализации задач государства по снижению аварийности на автомобильных дорогах.

Развитие демократического государства и гражданского общества способствует интеграции личностных и социальных интересов в их тесной взаимосвязи с государственными интересами в обеспечение безопасности дорожного движения, безопасности личности и общества.

Безусловно, институты гражданского общества все более явно влияют на общественные отношения в области дорожного движения, оказывая воздействие на экономическую, социальную, духовно-нравственную, правовую сферы деятельности государства, благодаря чему развиваются социально необходимые и практически значимые формы взаимодействия и связи гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления.

Особая роль гражданского общества и степень его влияния на решение государственно важных задач было отмечено главой нашего государства в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Обращено внимание, что именно вовлеченность населения страны в дела государства и гражданская активность, наряду с устоявшимися ценностями делают нас единым народом, способным к достижению больших целей [1].

Первостепенное значение взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества находит свое выражение в важнейших законодательных и иных нормативных правовых актах, определяющих стратегические направления развития нашей страны, в том числе, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Прежде чем раскрывать содержание взаимодействия Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения целесообразно установить, что же понимается под понятием взаимодействия.

Анализ источников толкования понятия «взаимодействия» позволяет выявить его составляющие.

Обращаясь к семантической составляющей понятия «взаимодействие» необходимо обратить внимание, что толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дает двойное толкование рассматриваемого понятия, подразумевая взаимную связь явлений либо же взаимную поддержку [2].

Толковый словарь великорусского языка понятие «взаимодействие» трактует как «соблюдение обоюдности, равные, взаимные действия и отношения» [3].

Большая советская энциклопедия определяет понятие «взаимодействие» наиболее полным образом, характеризуя многообразие признаков как базовую философскую категорию, которая наглядно показывает процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, а также их трансформацию, находясь во взаимной обусловленности, и допускающая способность порождения одним объектом других [4].

Не будем вдаваться в вариативные авторские определения понятия «взаимодействия», вместе с тем общим характерным для большинства исследователей является выделение следующих основных признаков, характеризующих рассматриваемое явления: совместная, систематическая, согласованная деятельность[5, 6].

Таким образом, взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения представляется необходимым понимать как форму социального партнерства, выраженную в совместной, систематической, согласованной деятельности, направленной на предупреждение рисков возникновения аварийности, снижение тяжести их последствий, а также защите прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства.

Ключевые направления обеспечения безопасности дорожного движения находят свое отражение в основных нормативных правовых актах, определяющих стратегические, перспективные, долгосрочные ориентиры дальнейшего развития нашего государства [7]. Общие основы взаимодействия рассматриваемых субъектов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, определяя основные векторы совместной деятельности, также урегулированы нормативными правовыми актами.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определяет обеспечение национальной безопасности, как комплекс мер социально-правового, политического, экономического, информационного и иного характера, реализуемого государственными органами во взаимодействии с институтами гражданского общества, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов [8].

Анализ содержания указанной Стратегии позволяет утверждать, что в структуре обеспечения национальной безопасности отдельное место принадлежит обеспечению безопасности дорожного движения, как разновидности общественной безопасности и транспортной безопасности.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой одно из существенных направлений деятельности государства, которое вызывает общественно значимый интерес, в связи, с чем является предметом рассмотрения Общественных советов при МВД России [9] и иных федеральных органах государственной власти. Одной из основных задач, которых является привлечение граждан, институтов гражданского общества к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, безопасности дорожного движения.

Таким образом, построение результативной системы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с учетом современных условий реформирования органов внутренних дел, представляется немыслимым без участия представителей общественности и рассматривается в качестве необходимого условия обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечение общественного порядка и безопасности.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» созданы все необходимые условия для осуществления продуктивного взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Многогранность общественных отношений затрагиваемых полицией при реализации ее основных направлений деятельности, одним из которых выступает обеспечение безопасности дорожного движения, требует применения комплексного подхода для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, с привлечением общественности.

Приоритет сотрудничества с институтами гражданского общества находит свое отражение и в содержательном построении деятельности полиции, представленном партнерской моделью взаимоотношений с общественностью и гражданами. Статья 10 рассматриваемого Федерального закона в качестве одного из основополагающих принципов деятельности полиции закрепляет взаимодействие и сотрудничество, в том числе с общественными объединениями, организациями и гражданами. А частью 3, указанной статьи, формой реализации взаимодействия и сотрудничества полиции и общества определяется – оказание содействия развитию гражданских инициатив в сфере обеспечения правопорядка и предупреждения правонарушений [10].

Следует отметить, что Федеральным законом от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в статье 8 предусматривается порядок участия представителей общественности в реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения [11]. Характерной чертой, рассматриваемого нормативного правового акта является то обстоятельство, что с момента своего принятия законодателем подчеркивается важная роль общественности в решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная норма, определяет целевое назначение институтов гражданского общества и их объединений, выражающихся в защите прав и соответствующих закону интересов участников дорожного движения. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные формы проявления участия институтов гражданского общества по взаимодействию с государственными органами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Взаимодействие реализуется путем совершенствования нормативных правовых актов в рассматриваемой области, исследования причин и условий возникновения аварийности и внесения предложений, направленных на их устранение. Кроме того, представители общественности обладают правом осуществления профилактических мероприятий по недопущению и снижению аварийности.

Субъекты обеспечения безопасности дорожного движения могут привлекать представителей общественности к проведению мероприятий по обеспечению рассматриваемой безопасности.

Анализируя нормы Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» необходимо отметить, что содержание основных форм взаимодействия подразделений полиции и Госавтоинспекции, как составной ее части с институтами гражданского общества представляют более широкие возможности, реализация которых допускается посредством таких координационных органов, созданных при Министерстве внутренних дел России и его территориальных органов, как общественные советы.

В соответствии с частью 7 статьи 9 рассматриваемого Федерального закона общественные советы правомочны выстраивать работу по взаимодействию с институтами гражданского общества, применительно к обеспечению безопасности дорожного движения в следующих формах:

привлечения общественных объединений и граждан к деятельности по реализации основных направлений государственной политики в области дорожного движения, противодействия административно-правовым, уголовно-правовым и гражданско-правовым деликтам;

задействование общественности в разработке нормативных правовых актов, в том числе и гражданских инициатив, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения;

привлечение к работе, связанной с осуществлением проведения процедуры общественной экспертизы законопроектов и иных правовых актов в области дорожного движения;

рассмотрение и обсуждение в средствах массовой информации основных направлений деятельности Госавтоинспекции;

проведение общественного контроля деятельности Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, законодательством предоставлена внушительная совокупность полномочий институтам гражданского общества и гражданам, реализация которых позволяет продуктивно выстраивать взаимодействие с подразделениями Госавтоинспекцией, иными государственными органами и оказывать непосредственное влияние, с учетом интересов личности, общества и государства в сфере реализации основных направлений государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения.

К сожалению, Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, представляющая собой документ перспективного планирования, рассчитанный на среднесрочный период, не рассматривает в качестве одного из основных направлений реализации межотраслевого комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения такого направления, как взаимодействие с институтами гражданского общества.

Вместе с тем, указывает на существование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения такого риска, как недооценка роли институтов гражданского общества и возможностей средств массовой информации в формировании должного поведения участников дорожного движения [12]. Тем самым, показывая значимость совместной деятельности Госавтоинспекции с институтами гражданского общества в сфере обеспечения БДД, снижении основных показателей аварийности.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» МВД России осуществляет проведение мониторинга порядка взаимодействия подразделений полиции с институтами гражданского общества, с целью обобщения положительного опыта и определения направлений требующих совершенствования эффективности совместной деятельности.

Анализ результатов проведенного мониторинга позволяет выявить следующие основные формы взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью: содействие Госавтоинспекции в реализации основных функций по обеспечению безопасности дорожного движения построенное посредством работы через общественные советы при МВД России и его территориальных органах, периодические встречи сотрудников Госавтоинспекции с представителями общественности, проведение брифингов, конференций, семинаров, совещаний и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение аварийности, совместное участие и проведение агитационных акций, флэш-мобов и разъяснительной работы по безопасности дорожного движения с различными категориями граждан, сотрудничество со СМИ, активное содействие представителей гражданского общества в предупреждении и пресечении «грубых» нарушений правил дорожного движения и др. [13].

В условиях реформирования органов внутренних дел, оптимизации личного состава подразделений Госавтоинспекции не стоит недооценивать положительный эффект и масштабность работы, проводимой институтами гражданского общества и отдельными гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Только по сообщениям граждан о нетрезвых водителях задержано более 40 тысяч лиц, управлявших автотранспортом в состоянии опьянения. По итогам года количество таких происшествий уменьшилось на 6,2% (всего 15 792) [14].

Сотрудники Госавтоинспекции с представителями Общероссийского народного фронта, приняли участие в реализации проекта Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог, направленного на улучшении качества дорог, а также акции «Доступная среда», имеющей целью выявление нарушений правил парковки для инвалидов, где активисты осуществляли разъяснительную работу с водителями-нарушителями [15]. Российским союзом автостраховщиков и экспертным центром «Движение без опасности», совместно с Госавтоинспекцией реализованы всероссийские социальные кампании по пропаганде безопасности дорожного движения «Повод для обгона» [16] и ряд иных проектов.

Кроме того, представители институтов гражданского общества приняли участие во всероссийской акции «Студенческий десант», акции к Всемирному дню памяти жертв ДТП, всероссийской социальной акции «Шагаем безопасно», и др.

В итоге, многогранный характер общественных отношений в области дорожного движения побуждает помимо взаимодействия Госавтоинспекции с институтами гражданского общества, привлечению иных государственных органов и организаций и граждан.

Не вызывает сомнений, систематическое взаимодействие Госавтоинспекции с институтами гражданского общества развивает партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества, способствует повышению правовой культуры участников дорожного движения и социально-правовой активности граждан в предупреждении возможных рисков аварийности, снижает уровень девиантного поведения автомобилистов, повышает уровень доверия к Госавтоинспекции и полиции в целом.

Несмотря на положительную динамику показателей аварийности и эффективность мероприятий проводимых Госавтоинспекцией с институтами гражданского общества, в целях снижения аварийности представляется необходимым сконцентрировать внимание совместной деятельности на достижение следующих задач:

обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан в сфере безопасности дорожного движения;

повышение уровня доверия общества и граждан к деятельности Госавтоинспекции;

дальнейшее развитие совместных, целенаправленных направлений деятельности Госавтоинспекции и институтов гражданского общества в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения;

определение новые форм и направлений сотрудничества, вызывающих общественный интерес и способствующих повышению безопасности дорожного движения;

развитие условий способствующих доступности, открытости, публичности деятельности Госавтоинспекции и эффективности механизмов мониторинга взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Таким образом, в современном демократическом государстве, взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой форму социального партнерства, выступающую, в условиях реформирования органов внутренних дел, необходимым элементом комплексного обеспечения безопасности дорожного движения, а институты гражданского общества являются важнейшим ресурсом, позволяющим обеспечить последовательное и системное воздействие на общественные отношения в рассматриваемой области с целью защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, снижения аварийности, числа погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.