Статья 'К вопросу о совершенствовании форм сотрудничества полиции с гражданами' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о совершенствовании форм сотрудничества полиции с гражданами

Сосновская Юлия Николаевна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра административной деятельности ОВД, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12

Sosnovskaya Yuliya Nikolaevna

PhD in Law

Associate Professor at the Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Department of Administrative Activities 

11437, Russia, Moscow, ul. Akademika Volgina, 12

sosnovskay1975@gmail.com
Кузнецова Анна Валерьевна

студент, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12

Kuznetsova Anna Valer'evna

Student at the Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

117437, Russia, Moscow, ul. Akademika Volgina, 12

Kuznecova2005@gmail.com

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.1.18712

Дата направления статьи в редакцию:

08-04-2016


Дата публикации:

11-04-2016


Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера связанные с осуществлением сотрудничества с гражданами, как одного из основных положений, реализуемых Федеральным законом «О полиции». Авторами проведен анализ основных положений по сотрудничеству с населением на всех уровнях системы МВД; по осуществлению форм и методов прямых контактов с населением; по предоставлению услуг и реагирования на запросы населения; по повышению открытости и привлекательности полиции в целях создания профессионально ориентированного кадрового резерва и привлечения граждан к сотрудничеству. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ взаимодействия граждан и полиции. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере внутренних дел необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового взаимодействия полиции и гражданского общества. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования в сфере внутренних дел. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов регулирования гражданина и полиции.


Ключевые слова:

общество, полиция, общественное доверие, сотрудничество, правоохранительные органы, реформа, правопорядок, профессиональная подготовка, содействие, государства

Abstract: The research subject is the range of legal and organizational problems of cooperation between the police and the citizens as one of the main provisions of the Federal Law “On police”. The authors analyze the main provisions related to the cooperation with the population on all levels of the system of the Ministry of Internal Affairs, to the forms and methods of direct contacts with the population, to the delivery of services to the population and responding to the needs of the population, to improving transparency and appeal of the police with the aim to create a profession-oriented personnel and to involve the citizens into cooperation. The authors analyze interaction between the citizens and the police. The paper demonstrates the authors’ positions on the interpretation and legal regulation of these categories. The research methodology is based on the recent achievements of epistemology. The authors apply general philosophical and theoretical research methods (dialectics, the system method, analysis synthesis, analogy, deduction, observation, and modeling), traditional legal methods (formal-logical), and the methods of specific sociological studies (statistical, expert assessments, etc.). The authors come to the conclusion that at present, in order to guarantee legality in the sphere of domestic affairs, it is necessary to improve forms and methods of administrative-legal interaction between the police and the civil society. The authors state the necessity to develop administrative-legal regulation in the sphere of domestic affairs. The novelty of the study lies in the proposals about the development of forms and methods of regulation of interaction between the police and the citizens. 


Keywords:

society, police, public confidence, cooperation, law enforcement agencies, reform, legality, occupational education, assistance, states

Начало работы над проектом нового закона «О полиции» было обусловлено изменившимися требованиями времени и необходимостью адаптации к ним. В его разработке участвовали депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, члены Общественной палаты РФ, ведущие ученые, представители общественных правозащитных организаций страны. Впервые в истории Российского законотворчества, законопроект был вынесен на общественное обсуждение в Интернете. К пятой годовщине со дня подписания Федерального закона «О полиции» ведомство подошло с достойными результатами. Одним из главных итогов стало значительное повышение уровня общественного доверия граждан к полицейским. Можно сказать, что модель взаимодействия полиции с гражданами заработала . В результате реформы были заданы новые параметры, возможности и темпы работы системы органов внутренних дел. Министерство предоставило личному составу обновленные возможности для успешного и эффективного прохождения службы в органах внутренних дел – новый уровень довольствия, возможность получить субсидию на строительство и покупку жилья, полное техническое оснащение, новое легкое обмундирование. Усовершенствованы медицинское обслуживание и система образования, сотрудники получают комплексное и доступное правовое информирование, в том числе помощь в судебных делах по вопросам защиты чести и достоинства. Можно с некоторой долей уверенности выразить надежду, что достигнуто главное - выстроен диалог и сотрудничество с населением на всех уровнях системы МВД, внедряются формы и методы прямых контактов, совершенствуется качество предоставляемых услуг и реагирования на запросы, повышается открытость и привлекательность полиции,давая возможность создания профессионально ориентированного кадрового резерва и привлечения граждан к сотрудничеству. В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции наделены правом привлекать граждан к содействию и сотрудничеству. Данное положение свидетельствует о признании социальной значимости и необходимости взаимодействия правоохранительных органов с обществом. Вследствие реформы системы МВД Российской Федерации, проведенной в 2011 году, штат сотрудников полиции, осуществляющих функции по охране общественного порядка значительно сократился – примерно на 22%. Соответственно, нагрузка на оставшихся значительно возросла. Сегодня в обществе активно ведутся дискуссии насчет возможности замены сотрудника полиции гражданином, на которого будут возложены функции по охране общественного порядка, и круга полномочий такого гражданина. Очевидно, что охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности представляют собой специфического рода деятельность, реализация которой предполагает наличие достаточного уровня профессиональной подготовки, которой рядовой гражданин априори обладать не может. Соответственно, такого рода деятельность должна осуществляться компетентными правоохранительными органами, однако, данное положение не исключает возможность привлечения общественных институтов для успешного достижения ее целей. Заметим, что процесс вовлечения граждан и общественных объединений в реализацию правоохранительных функций играет большую роль в повышении уровня доверия к деятельности полиции [1]. До недавнего времени, законодательно вопрос участия граждан в обеспечении правопорядка урегулирован не был: данное направление было регламентировано нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» данный пробел был устранен. В частности, законодатель предусмотрел следующие основные формы участия граждан в охране общественного порядка: 1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, которое может быть выражено, в частности, в форме информирования о правонарушениях и потенциальных угрозах общественному порядку, в участии в мероприятиях по обеспечению общественного порядка по приглашению правоохранительных органов, при проведении массовых мероприятий (культурных, спортивных, иных) по приглашению их организаторов и др. Стоит отметить, что перечень форм содействия правоохранительным органам является открытым. 2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести. Право на такое участие предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, с учетом рекомендаций правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления граждане наделены возможностью самостоятельно формировать организованные группы для поиска, а также определять его маршрут и место. В ходе реализации данной формы участия предусматривается также ряд обязательств, накладываемых на граждан: не создавать препятствия правоохранительным органам своими действиями в ходе поиска, сообщать сотрудникам и иным должностным лицам имеющую значение для дела информацию, оказывать первую помощь нуждающимся при наличии соответствующей подготовки или навыков. Четкое нормативное урегулирование вопроса участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, способствовало бы более эффективной организации данной деятельности и повышению ее результативности. 3. Внештатное сотрудничество представляет собой более организованную и развитую форму участия граждан в охране общественного порядка на добровольной, гласной и безвозмездной основе, которая предполагает реализацию следующих направлений деятельности полиции: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение правонарушений, поиск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление экспертно-криминалистической деятельности. К внештатному сотрудничеству могут привлекаться дееспособные совершеннолетние граждане, не страдающие наркоманией, алкоголизмом, психическими расстройствами. В соответствии с законом, внештатными сотрудниками не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, осужденные ранее за умышленные преступления, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, включенные в перечень организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лица, неоднократно подвергавшиеся административному наказанию в течение года до дня привлечения к сотрудничеству. Внештатные сотрудники полиции наделены такими полномочиями, как право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных деяний (после предъявления специального удостоверения), принимать меры по охране места происшествия и обеспечению сохранности доказательств, получать информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка и оказывать иное содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в этой сфере. Стоит отметить, что на внештатных сотрудников возлагается ряд обязанностей: в частности, знать и соблюдать требования законодательства в сфере охраны общественного порядка, выполнять не противоречащие закону распоряжения штатных сотрудников полиции, соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и иных организаций, а также оказывать первую помощь нуждающимся гражданам в случае наличия соответствующей подготовки или навыков. Отказаться от выполнения возложенных Законом обязанностей внештатные сотрудники полиции могут, если имеются достаточные основания полагать, что их жизни и здоровью может угрожать опасность. Следует иметь в виду, что в ряде случаев их смогут исключать из числа внештатных сотрудников полиции. 4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Решение о создании такого рода объединений принимается гражданами на общем собрании. Создаются такие объединения по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы граждан без образования юридического лица – в форме органа общественной самодеятельности. О создании объединения необходимо уведомить орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ) и территориальный орган МВД России. Помимо содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и участия в предупреждении и пресечении правонарушений, участники таких объединений могут заниматься распространением правовых знаний и разъяснением норм поведения в общественных местах. Учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности могут быть граждане, отвечающие тем же требованиям, что и привлекаемые к сотрудничеству с полицией. Так, в июне 2015 г. проект партии «Единая Россия» под названием «Безопасная столица» приобрел статус общественного объединения правоохранительной направленности. В рамках данного проекта была поставлена цель повышения степени защищенности прав и законных интересов жителей столицы посредством взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Рейды общественных патрулей, в первую очередь, были направлены на организацию профилактики правонарушений в жилом секторе, разъяснительную работу с гражданами, правовое просвещение несовершеннолетних, выявление различного рода недостатков на административной территории с последующим информированием соответствующих структур о необходимости их устранения. Отметим, что общественность, в частности, молодежная среда, с интересом и большой долей ответственности отнеслись к возложенным на них полномочиям в рамках рассматриваемого проекта. Так, по официальным данным СМИ, благодаря действиям активистов «Безопасной столицы», к концу 2015 года сотрудниками правоохранительных органов была выявлена и пресечена организация 6 подпольных казино в г. Москве. Полугодовой опыт существования данной общественной организации правоохранительной направленности свидетельствует не только о готовности гражданского общества участвовать в обеспечении правопорядка посредством оказания различного рода содействия правоохранительным органам, но и об открытости для сотрудничества по отношению к такого вида содействию со стороны правоохранительных органов, что, в частности, подтверждается заявлением руководителя департамента региональной безопасности г.Москвы А. Майорова о передаче постоянно обновляемой криминогенной карты г. Москвы активистам «Безопасной столицы» для осуществления эффективных рейдов [2]. 5. Народные дружины - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. В народные дружины граждане РФ принимаются на добровольной основе с учетом тех же критериев, что при отборе внештатных сотрудников полиции и участников общественных объединений правоохранительной направленности. Однако, в отличие от них народные дружинники должны проходить подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи. Стоит отметить, что дружинники уполномочены применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им самим или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. В иных случаях, в частности, для пресечения правонарушения применять физическую силу запрещается. Соответственно, специальными полномочиями граждане при реализации рассматриваемых видов деятельности не наделены. И это целесообразно, ввиду того, что наделение специальными полномочиями должно быть обусловлено соответствующим уровнем профессиональной подготовки для действий в экстремальных ситуациях повышенной опасности, каковыми навыками рядовые граждане не обладают. Таким образом, законодательное закрепление форм взаимодействия граждан, в частности, с полицией на федеральном уровне способствует развитию данного института, формированию высокого уровня доверия к правоохранительной деятельности, повышению уровня правосознания, культуры правомерного поведения. Безусловно, нормативное регулирование в данной области нуждается в развитии и совершенствовании, в частности, в вопросах организации минимального уровня подготовки граждан, привлекаемых к охране общественного порядка, обеспечении их специальными средствами индивидуальной защиты, предупреждении об ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну и ставших известными гражданину в связи с осуществлением им правоохранительной деятельности. Кроме того, видится целесообразным привлечение к взаимодействию с правоохранительными органами молодежной среды, в частности, в сфере выявления противоправной деятельности в интернет-пространстве, что обеспечит не только повышение уровня раскрываемости правонарушений, но и безопасность граждан, изъявивших желание осуществлять такое содействие.

Библиография
1. Сургутскова А.В., Юрицин А.Е. Новые реалии в сфере участия общественных объединений правоохранительной направленности и граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы публичного права. 2015. № 2. С. 45.
2. Криминогенную карту Москвы передадут активистам для проведения рейдов, 29.01.2016 // М24.RU, 2012-2016. URL: http://www.m24.ru/m/articles/95800
3. Балабкин С.И. О реформировании органов внутренних дел: текущее состояние // Право и политика. 2011. № 10. C. 1653-1665.
4. Адмиралова И.А. К вопросу о сотрудничестве правоохранительных органов и неправительственных организаций в борьбе с торговлей людьми // Полицейская деятельность. 2012. № 1. C. 44-46.
5. Бадальянц А.Н., Бондаренко И.Ф. Правовое регулирование предотвращения торговли людьми в Российской Федерации // Полицейская деятельность. 2012. № 2. C. 46-51.
6. Безруков А.В. Участие правоохранительных органов и органов местного самоуправления в обеспечении правопорядка в России // Административное и муниципальное право. 2015. № 10. C. 1067 - 1073. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.10.15023.
References
1. Surgutskova A.V., Yuritsin A.E. Novye realii v sfere uchastiya obshchestvennykh ob''edinenii pravookhranitel'noi napravlennosti i grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. 2015. № 2. S. 45.
2. Kriminogennuyu kartu Moskvy peredadut aktivistam dlya provedeniya reidov, 29.01.2016 // M24.RU, 2012-2016. URL: http://www.m24.ru/m/articles/95800
3. Balabkin S.I. O reformirovanii organov vnutrennikh del: tekushchee sostoyanie // Pravo i politika. 2011. № 10. C. 1653-1665.
4. Admiralova I.A. K voprosu o sotrudnichestve pravookhranitel'nykh organov i nepravitel'stvennykh organizatsii v bor'be s torgovlei lyud'mi // Politseiskaya deyatel'nost'. 2012. № 1. C. 44-46.
5. Badal'yants A.N., Bondarenko I.F. Pravovoe regulirovanie predotvrashcheniya torgovli lyud'mi v Rossiiskoi Federatsii // Politseiskaya deyatel'nost'. 2012. № 2. C. 46-51.
6. Bezrukov A.V. Uchastie pravookhranitel'nykh organov i organov mestnogo samoupravleniya v obespechenii pravoporyadka v Rossii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 10. C. 1067 - 1073. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.10.15023.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.