PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 2 за 2022 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2022
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 19-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2022
Философия музыки
Орлов В.В. - Музыкальные инновации в философии Аристотеля c. 1-5

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.40478

EDN: MOPCQU

Аннотация: Данная статья посвящена изучению музыкальных инноваций в учении Аристотеля. Объектом настоящей статьи являются философско-эстетические воззрения Аристотеля. Предмет исследования - музыкальные инновации в философии Аристотеля. Цель данной статьи – выявление музыкальных инноваций в философии Аристотеля. Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: изучить трактаты Аристотеля и определить его философско-эстетическое отношение к музыке, из которых следуют музыкальные инновации, появившиеся в его учении. В статье уделяется внимание теоретическим воззрениям Аристотеля на музыкальное искусство. Основные методы исследования – аналитический и герменевтический. В статье представлен анализ основных положений о музыке в трактатах Аристотеля и дана трактовка музыкальных инноваций, характерных для его эстетики. Основными выводами проведенного исследования являются наличие в философии и эстетике Аристотеля следующих музыкальных инноваций: музыкальная композиция – важнейшее украшение трагедии, один из ее компонентов; разделение музыки на практическую и теоретическую (музыкальное искусство и наука о музыке); появление системы «композитор – исполнитель», где композитор – автор музыки, а исполнитель – тот, кто ее исполняет или преподает; формирование целостной концепции музыкального произведения; музыка – мелодико-гармоническое отражением бытия и выражение духовно-нравственных свойств и качеств человеческой природы.
Музыкальный театр
Брейтбург В.В. - Комические оперы У. Ш. Гилберта и А. Салливана: характеристика произведений и особенности исполнительского стиля c. 6-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.40476

EDN: MSMYPS

Аннотация: Объектом данного исследования является отдельная ветвь музыкального театра – английская Савой-опера. Это преимущественно комические оперы У. Ш. Гилберта и А. Салливана. Являясь носителями черт балладной оперы, оперетты и мюзикла, они сочетают музыкальные и сценические приёмы, традиционные для данных видов представлений. Спектакли пользовались колоссальной популярностью как за рубежом, так и в России, где в период с 1877 по 1998 гг. было поставлено 177 представлений. Соответственно театр У. Ш. Гилберта и А. Салливана, суммируя достижения предшественников, одновременно вносил оригинальные черты и оказывал влияние на дальнейшее развитие музыкального театра: поднял оперетту на более высокий уровень, стал отправным пунктом для новых жанров. Специфические и очень строгие требования предъявлялись создателями представлений к артистам. Изучение особенностей исполнительского стиля оперетт Гилберта и Салливана становится главной целью настоящей работы. Специфические и очень строгие требования предъявлялись создателями представлений к артистам. Изучение особенностей исполнительского стиля оперетт Гилберта и Салливана становится главной целью настоящей работы. Научная ценность материалов статьи заключается в выделении оригинального ракурса исследования – исполнительского стиля Савой-оперы, обобщении разрозненной информации по данной проблеме, привлечении новых источников. Особое значение приобретают содержательные элементы сочинений, являющиеся основным стержнем театрально-музыкального образа. Именно драматургическая составляющая детерминирует вокальное воплощение, влияет на отношение к дикции и фразировке, пластическому рисунку роли. Материал статьи имеет методическую значимость для современных исполнителей, востребованных в спектаклях оперетты и эстрадного мюзикла.
Зыков А.И. - Режиссёрские приёмы работы в драматическом театре: музыка в спектакле (трансформация темы) c. 13-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.40480

EDN: PBCTUM

Аннотация: Объектом исследования является музыкальное оформление драматического спектакля как одна из важнейших частей создания единого текста театрально-сценического произведения. Формирование музыкального пространства в статье впервые рассматривается как режиссёрский приём создания театральной постановки, необходимость изучения которого обусловливается движением современного театра к музыкализации – формированию единого звукового пространства сценического действия, и переложением функций автора музыкального оформления спектакля на самого режиссёра. Предметом исследования становится использование аранжировки и интерпретации основных музыкальных тем, выявление особенностей их функционирования и попытка определения рабочего названия режиссёрского приёма. С этой целью исследователь обращается к методу включённого наблюдения и рассматривает постановку спектакля Пензенского драматического театра «Свадьба Кречинского», работа над которым осуществлялась в качестве режиссёра, хореографа и автора музыкального оформления. Анализ использования аранжировки и интерпретации основных музыкальных тем, впервые сделанный в рамках театрально-драматического искусства, показал, что музыка, применяемая в данном алгоритме, выполняет разнообразные функции: создаёт атмосферу действия, становится равноправным «текстом» спектакля, инструментом творческого (авторского) «перевода» литературного произведения на театрально-сценический язык. При этом позволяет сделать музыкальное пространство максимально цельным, что отвечает тенденции движения драматического театра к его музыкализации. Режиссёрскому приёму предлагается рабочее название – «Трансформация музыкальной темы».
Музыкальная этнография и фольклор
Ирхен И.И., Урсоленко Е.С. - Технология «Motion Capture» как феномен сохранения кипрского танцевального фольклора c. 22-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.40475

EDN: MRLPXT

Аннотация: Статья посвящается проблеме сохранения хореографической культуры острова Кипр как определяющего фактора возрождения национального достоинства. Участие в культурно-образовательных и научных программах ЮНЕСКО стало поворотным моментом в деле сохранения и развития нематериального культурного наследия острова. Отмечается финансовая поддержка фольклорных групп и хореографических проектов со стороны правительства. Особое внимание уделяется технологии «Motion Capture», характеризуются ее разновидности. Имеющееся разнообразие маркерных технологий представлено в статье в виде системы, где группы различаются по способу передачи танцевального движения. Опираясь на материалы авторских многолетних экспедиционных исследований, акцентируется возможность соединения цифровых технологий с фольклорной традицией. Впервые на русском языке освещаются материалы восьмилетней работы Лаборатории виртуальной реальности Университета Кипра, полученные в ходе интервьюирования ее руководителя. Разработанная Университетом Кипра 3D-видеоигра выступает посредником для разучивания, отработки движений кипрских фольклорных танцев, выработки индивидуальной манеры исполнения с помощью механизма обратной связи от программы. Сделан вывод о том, что феномен «Motion Capture» обладает мощным ресурсным потенциалом для фиксации хореографического текста, оцифровки фольклорных танцев и их популяризации в разных возрастных группах греко-киприотов.
Искусство джаза
Рыкунин В.В. - Научные взгляды на значение звукозаписи для историографии джаза c. 28-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.40477

EDN: MRHXGK

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является источник формирования историографии джаза – звукозапись. Значение звукозаписи для эволюции джаза и его изучения трудно переоценить. Оно неизмеримо более велико, чем для какого бы то ни было другого вида музыкального искусства. Звукозапись – основной ресурс сохранения его наследия, имеющий огромную научную ценность. Это наиболее часто встречающееся мнение исследователей джаза. Однако, развитие джазоведения привело к появлению научных взглядов ставящих вопрос о переоценке роли звукозаписи. Методом данного исследования является анализ различных научных взглядов на данную проблематику позволяющий сформировать понимание специфики джазовой звукозаписи. Автор подробно рассматривает мнения таких исследователей, как Г. Шуллера, Дж. Расула, Э. Кларк, Т. Грейсик, М. Баттерфилд, А. Баташёв. Даже из этого перечисления видно, что в отечественном изучении джаза к этой проблеме обращался всего один исследователь. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода. Исследование выявило наличие подчас противоречивых точек зрения в научном сообществе, дальнейшее изучение которых чрезвычайно важно для установления истины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.