PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 2 за 2021 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 19-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Философия музыки
Денисова З.М. - К вопросу интерпретации категории интертекстуальности c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40473

EDN: PCOGQK

Аннотация: Объектом настоящего исследования является интертекстуальность в научном контексте. Предмет исследования — научная литература о категории интертекстуальности в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, так как позволяет оценить степень научной разработанности данной категории. Автор подробно рассматривает изучение интертекстуальности в гуманитарных науках и обращается к анализу основных положений данной категории, сформулированных в трудах А. Веселовского, Ю. Тынянова, Ю. Кристевой, М. Бахтина, Р. Барта, Х. Блума и других. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что интертекстуальность как художественная категория широко представлена в трудах ученых. Несмотря на существующее многообразие интерпретаций этой категории, в научном поле она предстает как своеобразный механизм, представляющий художественный текст в виде системы, функционирующей по определенным законам, и составляющий теоретико-практическую основу современной методологии музыкознания как науки, раскрывающей содержание композиторского полотна, его связь с культурными текстами предыдущих эпох.
История музыки
Серов Ю.Э. - Влияние литературоцентристских концепций на развитие симфонического творчества Б. Тищенко 1960-х годов c. 9-15

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40498

EDN: PDEKFH

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-х годов, вдохновленные классической и современной русской поэзией. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется четырем выдающимся произведениям композитора: Балету «Двенадцать» по поэме А. Блока (1963), Второй симфонии «Марина» на стихи М. Цветаевой (1964), Реквиему на слова А. Ахматовой (1966) и музыке к документально-игровой картине «Гибель Пушкина» (1967).   Основным выводом статьи становится мысль о том, что большая часть симфонического творчества Б. Тищенко основана на его любви к литературе, к слову, к художественному образу, рожденному литературой и поэзией. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение масштабных симфонических произведений Б. Тищенко 1960-х годов, в основе которых оказались поэтические произведения. Новизна исследования заключается в том, что литературоцентристкие концепции Б. Тищенко впервые рассматриваются в контексте развития его симфонического творчества, в статье устанавливается тесная связь авторского стиля и языка композитора с внемузыкальным влиянием на его художественное мышление.
Проблемы теоретического музыкознания
Петрусева Н.А. - Пьер Булез и Хайнц Холлигер: к проблеме трансформации музыкального языка c. 16-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40482

EDN: PDVEZT

Аннотация: Статья посвящена проблеме трансформации музыкального языка, взаимоотношению эстетической установки, изобретения, композиционной техники и языка. Освещены две стратегии жизни и творчества Пьера Булеза, позволившие ему достичь большого культурного полномочия, перечислены фигуры, повлиявшие на эстетику Булеза. В широком эстетико-философском контексте показан поворот от техники к языку в эстетико-теоретических текстах Пьера Булеза; освещены три концепции языка, период «синтеза», следующий за периодом «отрицания», озабоченность Булеза проблемами восприятия музыки. В аспекте булезовского положения об единстве изобретения, техники и языка рассматривается пьеса для альта «Trema» (1981) Хайнца Холлигера, ученика Булеза.      Используется комплексный подход как сочетание элементов компаративистики, музыкальной феноменологии (направленность сознания на звуковые структуры) и герменевтики (процесс понимания, интерпретации). Материал статьи имеет методическую значимость для современных вузовских курсов теории и истории музыки. Автор приходит к выводу о том, что Булез, как и Кант ориентирует понятие искусства на аристотелевскую категорию «poiesis» как «ремесла и изготовления»; акцентирует преодоление Адорниановской эстетики «отрицания» (предшествующей классико-романтической традиции) в повороте П. Булеза к периоду «синтеза», который включает не только поворот «от техники к языку», но и электроакустическое «звуковое производство». Впервые освещаются следующие аспекты «Trema» Х. Холлигера: идея, принципы новой сольной музыки, новая исполнительская техника. Сделан вывод о принадлежности «Trema» к «эпохе многослойной музыки», о том, что радикальное переосмысление музыкального языка обостряет коммуникацию.
История и теория исполнительского искусства
Лыгина Е.В. - Принцип моделирования, как инструмент классификации инструментальных ансамблей с домрой c. 26-32

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40493

EDN: PCJFXD

Аннотация: Данная статья, разрабатывающая комплексный подход к классификации инструментальных ансамблей с домрой, ставит целью выявление принципов, с позиции которых возможно построение различных моделей таких объектов. Анализ аспектов бытования исследуемого явления предлагается проводить по различным основаниям: как непосредственно коллективы музыкантов, так и с точки зрения музыкальных произведений, создаваемых для таких коллективов. В качестве примеров в статье рассматриваются и сопоставляются модели концертных составов по числу участников и инструментальному наполнению, а также по жанрово-стилевым особенностям репертуара инструментальных ансамблей с домрой и их сотрудничеству с композиторами. Данный метод классификации позволяет системно охватить творчество большого количества музыкантов, как ансамблистов, так и композиторов. Моделируя различные системы построения методов классификации инструментальных ансамблей с домрой, можно с разных сторон и наиболее полно изучить особенности бытования данных коллективов в современной музыкальной культуре. Автор приходит к выводу, что в настоящее время на концертных площадках страны представлен широкий диапазон ансамблей различных в своем инструментальном наполнении и количественном содержании. Разнообразие жанрово-стилевых моделей таких коллективов отражено и в их репертуаре – от фольклорной направленности, классики и современных композиторских школ до джаза, рока, эстрады и шоу.
Музыкальная этнография и фольклор
Попова И.С. - В. Ф. Одоевский и музыкальное просвещение народа: история вопроса и рецепция идей учёного в русском фольклоре c. 33-46

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40497

EDN: PAYKZE

Аннотация: Статья посвящена осмыслению взглядов выдающегося писателя, музыканта, учёного, собирателя и исследователя музыкального фольклора и древнерусского певческого искусства князя Владимира Федоровича Одоевского на общедоступное музыкальное образование. Автор рассматривает позиции Одоевского по поводу обучения низших сословий русского общества и женского образования, возможных способов музыкального просвещения народа. В статье исследуются переписка и дневники Одоевского, а также три статьи по вопросам методики начального обучения музыке, особенностям преподавания музыкальной грамоты широким слоям русского общества. Особое внимание уделяется роли «цифровой методики» в становлении русского фольклорного этнонотирования. Научная новизна статьи связана с осмыслением вклада В. Ф. Одоевского в популяризацию системы записи музыки Э. Ж. М. Шеве и обозначением путей ее распространения в России. Впервые установлен приоритет Одоевского в разработке и поддержке государственных и общественных начинаний в области музыкального просвещения народа, показан универсализм подходов русского просветителя к решению образовательных задач, аргументирована рецепция некоторых научных идей учёного в русском фольклорном пространстве. В качестве примеров приведены типологически однородные термины музыкальной теории, использованные Одоевским и фиксирующиеся до настоящего времени в лексике музыкантов фольклорной традиции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.