PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 1 за 2021 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 19-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Философия музыки
Авдеев В.А., Лаврова С.В. - Образ машины в итальянском футуризме: манифесты, музыка, живопись c. 1-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40501

EDN: QCQVEV

Аннотация: ХХ век стал новой эпохой в развитии европейской цивилизации, которая проецировала образы, порожденные процессом технологической трансформации реальности в художественное пространство. Стремительный рост технологий и индустриализация всех жизненных сфер нашли свое отражение в творчестве художников в урбанизированных образах действительности. Одним из таких образов стала машина как воплощение скорости и технического прогресса. Будучи изначально центральным мотивом пафоса итальянского футуризма (самого энергичного направления модернизма) образ машины проник во все художественные сферы итальянского искусства 1910-1930-х годов, больше всего: литературную (воплотившись, в первую очередь, в манифестах футуристов, посвященных Машине); музыкальную (шумовая музыка Б. Прателла и Л. Русолло); изобразительную (Механическая живопись). В последнее время наблюдается рост интереса к изобразительному искусству авангарда 1920-30-х годов, в том числе и к итальянскому футуризму. За рубежом большое количество научных статей и монографий за несколько последних лет посвящено техногенным аспектам этого неоднозначного эпатажного направления: образам электричества, архитектуре города, машинам и механизмам. Но в отечественной научной литературе углубленные исследования, посвященные этим аспектам футуризма пока отсутствуют. Данная статья предназначена стать первым шагом на пути изучения "машинного" аспекта футуризма, то есть истории возникновения, развития, влияния образа, легшего в основу пафоса создателя направления более ста лет назад. В статье рассматриваются использования образа машины в различных сферах художественной деятельности: литературной, музыкальной, изобразительной. Дается развернутый обзор и анализ явления.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Черемных Г.А. - Концерт для скрипки с оркестром Ильи Хейфеца: к вопросу о еврейской национальной идентичности c. 20-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40495

EDN: PQXWUH

Аннотация: Статья посвящена инструментальному творчеству современного русско-израильского композитора Ильи Хейфеца. Его жизненный и творческий путь очевидно делится на два этапа: русский (до 1991 года) и израильский, в каждый из которых с особой остротой встает вопрос осмысления своих национальных корней в жизни и в творчестве. Одним из примеров обращения к этой проблеме в сочинениях Хейфеца советского периода становится Концерт для скрипки с оркестром. Соединение в этом произведении закономерностей построения академического жанра с интонационными и структурными особенностями еврейского фольклора рассматривается нами как стремление композитора осмыслить свою национальную идентичность.    Интонационный и тематический анализ Концерта в сопоставлении с высказываниями композитора, почерпнутыми из личной переписки, позволяет сделать вывод о наличии в произведении скрытой программы, раскрывающей тему истории еврейского народа и еврейского национального характера и отражающей особенности восприятия собственной национальной принадлежности субэтнической группой русских евреев. Поскольку основной чертой данного субэтнического сообщества является русский язык и специфически усвоенная через него русская культура, особое внимание в статье уделяется тому, как именно в сочинении, основанном на еврейских интонациях и жанрах проявили себя особенности русской композиторской школы.
История музыки
Волошко С.В. - Оперетта и формирование массовой музыкальной культуры c. 27-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40489

EDN: PPEAJJ

Аннотация: Предметом исследования является начальный этап формирования массовой музыкальной культуры в первой половине XIX века. В статье анализируются исторические, социальные и культурные условия создания одного из самых ранних жанров массовой музыки - оперетты - во Франции и Великобритании. В этих странах популярные публичные развлечения (ярмарочный театр, кафе-шантан, публичные концерты, мюзик-холл, театр бурлеска) создали предпосылки рождения не только нового жанра, но и нового типа культуры. Ж.Оффенбах, У.Гилберт и А.Салливан стали основоположниками оригинальных версий одного и того же жанра, опираясь на национальные музыкально-театральные традиции. Новизна работы связана с тем, что рождение оперетты в ней предстаёт как естественный итог культурно-исторического развития, выявляются сходные факторы, которые породили одновременно различные и, вместе с тем, внутренне близкие явления. Оперетта как явление массовой музыкальной культуры заполнила разрыв, который существовал между оперой и жанрами «низкого» народного театра, вбирая в себя достоинства того и другого. Новизна жанра проявилась как в особенностях содержания и музыкальных форм, так и в новой социальной функции, в обращении к качественно новой аудитории, объединившей разные слои современного общества и оказывающей непосредственное воздействие на конечный художественный результат.
Проблемы теоретического музыкознания
Денисова З.М. - Композиционный эллипсис как основополагающий принцип монтажного формообразования в сочинениях отечественных композиторов II половины XX века c. 41-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40479

EDN: PQSQGW

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтажная форма в музыкальном произведении. Предметом выступает музыка отечественных композиторов второй половины XX столетия. Цель статьи — обозначить появление в творчестве отечественных композиторов указанного периода особой формы (ранее не встречавшейся в музыке), которую мы будем именовать монтажной, и раскрыть ее специфику. Для достижения поставленной цели автор обращается к основным положениям концепции теоретика В. Бобровского о «композиционном эллипсисе», которая, в свою очередь, опирается на асафьевское понимание процесса музыкального формообразования как переключения функций сочленов формулы i-m-t. Автором статьи используются теоретический и аналитический методы исследования, а также общенаучные методы в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Монтажность в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX столетия выступает как универсальный метод конструирования художественного пространства сочинения. Во многом этому способствует духовно-интеллектуальная среда этого времени с ее стремлением к эклектичности, многопластовости, полярности. Проведенный анализ позволил выявить характерные черты, свойственные монтажной форме музыкального произведения. Это высокая степень расчлененности тематического материала, внезапные переключения жанрово-тематических линий, мозаичность, политематичность структур. Новизна настоящей статьи заключается в том, что впервые в качестве основополагающего принципа монтажного формообразования выдвигается принцип «композиционного эллипсиса» (автор теории В. Бобровский), принципиально расширяющий спектр объективно-научной интерпретации музыкальных произведений.
Музыкальный театр
Чупова А.Г. - «Infinito Nero» С. Шаррино: к феномену «невидимого действа» c. 48-59

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40474

EDN: MSAPWV

Аннотация: Итальянский композитор С. Шаррино (р. 1947), философ и эстет, чья музыка экспериментирует с порогом слухового восприятия, является одним из лидеров авангардной музыкальной культуры XX-XXI вв. Художественная концепция композитора развивается в русле постсериальных поисков, определяемых как «звуковая экология» и «экология слушания». Несмотря на широкое признание, которое получила его музыка в Европе и Америке, творчество Шаррино остается малоизученным в России. Особенно это касается его оперных произведений, которые привлекают к себе внимание ведущих оперных театров и становятся яркими событиями в музыкальном мире. Необходимость подробного изучения творчества композитора, его философско-эстетических воззрений на оперную драматургию определяет актуальность исследования. Эксперименты Шаррино в области музыкального театра связаны с идеей azione invisibile / «невидимого действа», изучение которого в контексте художественной концепции композитора является предметом статьи. Объектом работы стала опера Шаррино «Infinito nero» (1998). Методология исследования основана на комплексном подходе, включающем системный, интерпретационный, музыкально-аналитический методы. Анализируя особенности либретто, драматургии и ее звуковой реализации, автор выявляет отличительные черты «невидимого действа»: отсутствие последовательного развития сюжета, нивелирование визуальной составляющей, неоднозначность идентификации персонажа, неопределенность места и времени действия, моделирование сонорной среды, в которой первостепенное значение приобретают микроскопические звуковые объекты, имеющие экологическое происхождение, и их трансформация. «Невидимое действо» определяется драматургией слушания и новым типом слушательского восприятия, в котором процесс мысленного представления слуховых образов инспирирует смысл происходящего.
Безуглая Г.А. - Аполлонов «дар Гармонии и Ритма»: Балло Эмилио де Кавальери «O che nuovo miracolo» c. 60-74

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40487

EDN: PSNVYE

Аннотация: Представленная статья посвящена анализу музыкально-танцевального взаимодействия в балло Эмилио де Кавальери «O che nuovo miracolo» («О, какое новое чудо», Флоренция, 1589). Актуальность работы обусловлена интересом к эпохе зарождения и становления жанра театрального балетного спектакля. Цель исследования состоит в изучении музыкально-пластических связей, проявляющихся на различных уровнях формы, реализуемой в сложном многостороннем взаимодействии. Выявляются традиционные приемы согласования, основанные на общности размеренной долготы слогов/мотивов/шагов, а также новаторские формы взаимодействия, проявляющиеся в соотнесениях пластических свойств танца с метрикой, ритмом, фактурой и тембрами музыкальной ткани. Изучение и анализ особенностей музыкального творчества осуществляется в русле исторического, историко-типологического и интертекстуального методов исследования. Осуществлен анализ многоуровневой структуры произведения, предстающей в чередовании сложных визуальных и музыкально-интонационных трансформаций, в развертывании контрастирующих и симметрично согласующихся сущностей танца и музыки. Делается вывод об особом драматургическом значении, обретаемом найденной Кавальери формой музыкально-хореографического развертывания, символизирующей процесс обретения «дара Гармонии». Многоуровневые межтекстовые пересечения сформировали сложную композицию, которую можно отнести к числу уникальных художественных открытий эпохи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.