PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 5 за 2020 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 28-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Музыкальный театр
Безуглая Г.А. - Музыкальная лаборатория Леонида Мясина: к 125-летию со дня рождения выдающегося хореографа c. 1-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40361

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению музыкальной составляющей художественной деятельности выдающегося балетмейстера русского зарубежья Леонида Мясина (1895-1979), 125-летие со дня рождения которого отмечает театральный мир в 2020 г. Отмечаются основные вехи пути музыкального образования хореографа, выявляется спектр его музыкальных интересов, изучаются приемы работы с музыкой создаваемых балетов. Цель исследования, осуществляемого с применением исторического и типологического методов, состоит в изучении этапов становления музыкальной зрелости хореографа, его авторского стиля. Рассматриваются обстоятельства сотрудничества Мясина с композиторами-современниками − Мануэлем де Фалья, Эриком Сати, Сергеем Прокофьевым, Паулем Хиндемитом. Особое внимание уделяется процессу становления системы художественных методов работы с музыкой в совместной работе хореографа с Игорем Стравинским над осуществлением балетов «Пульчинелла», «Весна священная». Освещаются вопросы отношения Мясина к таким сферам музыкальной выразительности, как ритм, динамика, тембр. Изучаются методы работы хореографа с произведениями симфонической музыки, анализируются методы достижения музыкально-пластического синтеза в сценических решениях хореографических симфоний Мясина: «Предзнаменования» (1933) на музыку Пятой симфонии П. Чайковского, «Хореартиум» (1933) на музыку 4 симфонии И. Брамса, «Фантастическая симфония» (1936) на музыку одноименной симфонии Г. Берлиоза и др. Делается вывод о том, что законы музыкальной композиции и драматургии явились для балетмейстера источником художественного обновления и обогащения авторского стиля, развития интеллектуального начала его хореографии.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Рыбникова А.Ю., Тупицын Д.С. - Загадки музыкальной драматургии сочинения Е. Гохман «О чём поёт ветер» c. 18-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40357

Аннотация: Объектом исследования стала вокально-инструментальная музыка известного саратовского композитора Елены Гохман (1935-2010) как одна из важнейших частей её творчества. Предметом исследования становится музыкальная драматургия лирических строф «О чём поёт ветер» (2009), рассмотренная в контексте вокально-инструментального творчества композитора ради выявления сюжетной линии, сути авторских поэтических и музыкально-инструментальных «ходов» и предпочтений, уяснения жанровой принадлежности сочинения. Авторы подробно рассматривают: причины обращения Е. Гохман к поэзии А. Блока, суть авторских предпочтений в отношении исполнительского состава, степень проявленности сюжетной линии лирических строф, жанровую принадлежность сочинения, тематические и интонационные связи с первым музыкальным лирическим циклом композитора на блоковские тексты начала 1970-х гг.      Вокально-инструментальная музыка Е. Гохман впервые рассматривается через специальный анализ одного из поздних сочинений композитора, лирические строфы "О чём поёт ветер", полная партитура которых также впервые вводится в научный оборот. Авторы обращаются к методам включенного наблюдения, герменевтических практик выявления подтекстов, компаративистике. Они позволяет выявить, к каким творческим итогам в области «малых» форм пришла Е. Гохман, насколько они прорисовывают динамику композиторского пути, соответствуют новейшим направлениям в музыке. Исследование показало, что из разновременных и выбранных из разных циклов стихов А. Блока композитор выстраивает единую, тонкую, едва уловимую сюжетную линию, которую прочерчивает при помощи особых музыкальных средств (удары колокола, звучание хора как лейттембр героини) и интонаций (лейтмотив девушки и её песни), пронизывающих сочинение. Партии музыкальных инструментов, особенно виолончели, позволяют композитору наполнить произведение новыми смыслами и дают ключ к интерпретации и его жанровому определению как сюиты.
История музыки
Ромодина Л.В. - Культурно-исторические традиции в творчестве Владимира Рубина (на примере ораториальной тетралогии позднего периода) c. 32-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40356

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме культурной традиции в творчестве позднего периода московского композитора Владимира Рубина. Целью исследования является раскрытие тенденции к восстановлению связей с историческим прошлым в духовных сочинениях В. Рубина на примере ораториальной тетралогии (оратории «Песнь Восхождения», «Песни любви и смерти», вокально-симфонический цикл «Ангел-хранитель», оратория «Будь милостив»). Выявлены художественные принципы В. Рубина, которые опираются на традиции европейской музыки эпохи классицизма и романтизма, русского церковного пения и отечественной композиторской школы. Методы научного исследования включали: системно-комплексный, теоретический, историко-культурный, эмпирический, теоретический, логический и метод экстраполяции. Научная новизна заключается в исследовании ораториального творчества Владимира Рубина в контексте наследования им культурно-исторических традиций. Впервые раскрыты неомифологическое сознание композитора, диалогичность музыкального языка, выдвинута гипотеза об особенностях тесситурно-регистрового применения в целях пространственно-временной организации музыкальной ткани. Сделан вывод о включении крупных вокально-симфонических произведений В. Рубина в рамки традиций русской духовной музыки в целом и русской духовной оратории в частности.
Волошко С.В. - Оперетта и формирование массовой музыкальной культуры c. 46-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40358

Аннотация: Предметом исследования является начальный этап формирования массовой музыкальной культуры в первой половине XIX века. В статье анализируются исторические, социальные и культурные условия создания одного из самых ранних жанров массовой музыки - оперетты - во Франции и Великобритании. В этих странах популярные публичные развлечения (ярмарочный театр, кафе-шантан, публичные концерты, мюзик-холл, театр бурлеска) создали предпосылки рождения не только нового жанра, но и нового типа культуры. Ж.Оффенбах, У.Гилберт и А.Салливан стали основоположниками оригинальных версий одного и того же жанра, опираясь на национальные музыкально-театральные традиции. Новизна работы связана с тем, что рождение оперетты в ней предстаёт как естественный итог культурно-исторического развития, выявляются сходные факторы, которые породили одновременно различные и, вместе с тем, внутренне близкие явления. Оперетта как явление массовой музыкальной культуры заполнила разрыв, который существовал между оперой и жанрами «низкого» народного театра, вбирая в себя достоинства того и другого. Новизна жанра проявилась как в особенностях содержания и музыкальных форм, так и в новой социальной функции, в обращении к качественно новой аудитории, объединившей разные слои современного общества и оказывающей непосредственное воздействие на конечный художественный результат.
Краснова О.Б. - Поэтика игры в цикле «Прекрасная мельничиха» Вильгельма Мюллера c. 61-71

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40359

Аннотация: Предметом исследования является жанровая и символическая специфика поэтического цикла Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха», ставшего основой вокального цикла Ф.Шуберта. Обстоятельства создания цикла предопределяют наличие в нем игровой поэтики, которая обусловлена тем, что сюжет возник в качестве салонного спектакля (лидершпиля), а также объективной ориентацией авторов круга В.Мюллера на стилизацию народной и рыцарской поэзии средневековья. Поэтический цикл В.Мюллера рассмотрен в контексте традиций романтической поэзии, восходящих к миннезангу и майстерзангу и находящих отражение как в тематике и образах цикла, так и в его структуре. Анализируется жанровое решение мюллеровского цикла, связанное с наличием собственно сюжета и композиционной рамки, образованной прологом и эпилогом.    Анализ частей, не вошедших в музыкальную концепцию Ф.Шуберта, приводит к возможности увидеть с новой точки зрения генезис общей темы двух циклов, что и обеспечивает научную новизну статьи. В цикле выявляются дополнительные драматургические и символические связи, создающие своеобразное пространство поэзии-игры. Исследуются эстетические и стилистические причины, заставившие композитора отказаться от ряда частей поэтического цикла. Мюллеровский замысел оказывается связан с многоуровневой системой «игровых» опор в развитии текста, шубертовское решение − с устранением этого драматургического ряда, что обеспечивает дополнительные взаимосвязи «Прекрасной мельничихи» и позднейшего трагического цикла «Зимний путь».
Петров В.О. - Фортепианный дуэт ХХ века: к проблеме эволюции жанра c. 72-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40360

Аннотация: Основной объект исследования - фортепианный дуэт ХХ века, предмет исследования - основные признаки жанра, изменившиеся как к началу указанного столетия, так и внутри него. Автором доказывается, что по сравнению с домашним музицированием, в русле которого он зародился, и салонного музицирования, в условиях которого он находился в ХIХ веке, фортепианный дуэт ХХ века - явление самодостаточное, имеющее собственные жанровые признаки и окончательно вышедший на концертную эстраду. Помимо этого названы основные достижения фортепианного дуэта в ХХ веке : - окончательный переход из «обиходного» жанра в жанр «надбытовой»; - эволюция от необходимой замены одного фортепиано двумя для достижения определенных технических целей в ХVIII веке до полного равноправия инструментов в ХХ столетии; - смена семантико-стилистического тезауруса фортепианного дуэта в содержании, формах и языке воплощения дуэтных композиций; - четкое разделение установок, функций и обязанностей композитора, исполнителей и слушателей; - изменение в общественных тенденциях, социальной направленности жанра: центростремительная функция (исполнитель - - исполнитель), характерная для дуэта ХVIII столетия, сменила свою ориентацию, окончательно превратившись в ХХ веке в функцию центробежную (исполнитель + исполнитель - слушатель).
Музыкальная педагогика и психология
Иванова Н.В. - Развитие тембрового слуха – важное направление в методике препо-давания сольфеджио c. 86-93

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40354

Аннотация: Предметом исследования является эволюция современного понимания содержания учебной дисциплины сольфеджио, связанная с повышением роли тембрового начала в музыке ХХ века, расширением круга используемых инструментов, формированием сонорного типа тематизма и развитием тембрового мышления не только композиторов, но и исполнителей, и слушателей. Объектом исследования является опыт теоретического и практического развития идеи тембрового сольфеджио в авторских методиках двух вузовских педагогов - Н.Г. Хлебниковой (Саратов) и Т.А. Литвиновой (Санкт-Петербург). .Автор подробно рассматривает характерные особенности двух сравниваемых методик, принадлежащих, соответственно, концу ХХ века и началу XXI. Новизна исследования заключается в обращении к изучению актуального, интенсивно развивающегося, но всё же находящегося на периферии внимания большинства педагогов. направления в методике преподавания сольфеджио. Особым вкладом автора в исследование темы является выбор сравниваемых объектов (опыт педагогов-новаторов); выявление отличительных черт и значимости каждой из рассматриваемых методик. Основными выводами проведённого исследования являются: развитие тембрового сольфеджио во второй половине ХХ века началось не случайно, его предпосылками были: усиление роли тембра в музыке ХХ века и их осмысление в трудах отечественных музыковедов, от С. майкапара до А. Шнитке
Музыкальная этнография и фольклор
Лебедев А.Е., Михайлова А.А. - Художественный потенциал гармони в социально-историческом контексте XX столетия c. 94-102

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.40355

Аннотация: Статья посвящена изучению русской гармоники в контексте социально-исторических событий в Советском Союзе в XX столетии. В центре внимания статьи региональная разновидность гармони – саратовская гармонь, отличающаяся специфическим тембром, диапазоном и распространенная в ареале Среднего и Нижнего Поволжья. Анализируется исторический контекст возникновения инструмента, особенности бытования, художественно-выразительные возможности, направления практического использования. Отдельное внимание уделено социальной роли гармони как инструмента организации досуга, проводника новой государственной идеологии. Материалом для анализа стали исторические данные, сведения из периодической печати, личных бесед, архивов авторов, свидетельства очевидцев, статьи и опубликованные материалы. Раскрывается важная общественно-историческая значимость гармони и её социальная роль в нашей стране в 20–50-е годы ХХ века, когда гармоника была на переднем рубеже массовой музыкальной культуры. Выявлены основные направления реализации художественного потенциала гармони как массового инструмента, получившего широкое распространение в годы Великой Отечественной Войны. Подробно анализируются различные точки зрения относительно бытования инструмента, его происхождения, выразительных и колористических возможностей. Выявлена глубинная связь гармони с бытовавшими в первой половине XX века песенными жанрами, а именно частушкой, а также элементами городского фольклора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.