PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 1 за 2020 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 16-02-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2020
История музыки
Старостина Т.А. - К проблеме методики анализа мелодического строения уставных напевов в Рождественском Праздничном Триптихе архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40332

Аннотация: Статья посвящена проблеме анализа мелодики богослужебных напевов Русской Православной Церкви. Объектом исследования являются мелодии, входящие в круг песнопений Рождественского цикла и использованные архимандритом Матфеем (Мормылем) в Рождественском Праздничном Триптихе. Рассматривается терминология, принятая в медиевистике, фольклористике и общем музыкознании для анализа одноголосных тексто-музыкальных образований. Автор считает целесообразным использовать термин «строка» применительно к наименьшим законченным мелодическим структурам, замкнутым каденциями. Для фрагментов менее строки вводится термин «микромодель», предложенный Ю.Н.Холоповым. В качестве основного исследовательского метода используется функциональный метод, введенный в музыкальную науку Риманом и затем закрепившийся в музыкально-теоретической школе Московской консерватории. Также применяются элементы структурно-типологического метода, развитого в отечественной этномузыкологии и применимого в области музыкальной медиевистики. Частично используется также метод редукции Х. Шенкера, апробированный в музыкально-теоретической концепции Ю. Н. Холопова. Множественность методологического аспекта является одним из показателей научной новизны настоящей статьи. В заключение автором делаются выводы, суть которых сводится к нескольким позициям. Во-первых, мелодическое строение уставных напевов основывается на принципе сочленения микромоделей. Во-вторых, суть мелодических микромоделей сводится к утверждению местной или центральной ладовой опоры. В-третьих, сцепления мелодических микромоделей не исключают наличия значимой звуковысотной опоры и тяготения к терцовой координации. Все это свидетельствует об аккумулировании в напевах как архаичных, так и сравнительно поздних стилистических компонентов. Мелодика Рождественского Праздничного Триптиха в ее связи с звуковысотной организацией анализируется в отечественном музыкознании впервые.
Философия музыки
Денисова З.М. - К вопросу интерпретации категории интертекстуальности c. 19-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40327

Аннотация: Объектом настоящего исследования является интертекстуальность в научном контексте. Предмет исследования — научная литература о категории интертекстуальности в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, так как позволяет оценить степень научной разработанности данной категории. Автор подробно рассматривает изучение интертекстуальности в гуманитарных науках и обращается к анализу основных положений данной категории, сформулированных в трудах А. Веселовского, Ю. Тынянова, Ю. Кристевой, М. Бахтина, Р. Барта, Х. Блума и других. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что интертекстуальность как художественная категория широко представлена в трудах ученых. Несмотря на существующее многообразие интерпретаций этой категории, в научном поле она предстает как своеобразный механизм, представляющий художественный текст в виде системы, функционирующей по определенным законам, и составляющий теоретико-практическую основу современной методологии музыкознания как науки, раскрывающей содержание композиторского полотна, его связь с культурными текстами предыдущих эпох.
Музыкальная эстетика
Полищук А.Э. - Проявление эстетики жанра инструментального театра в произведениях композиторов третьего течения (на примере сочинений Г. Шуллера, Д. Аргью, Д. Глатцеля, Т. Маккинли) c. 28-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40330

Аннотация: Предметом исследования являются виды музыкального акционизма – инструментальный театр, дирижерский акционизм, инструментальное мультимедиа. Объект исследования - сочинения ряда композиторов третьего течения второй половины XX – начала XXI в., в чьих произведениях различных жанров проявляются характерные признаки музыкального акционизма. Основываясь на типологии, предложенной исследователем В. О. Петровым, автор подробно рассматривает вопросы, связанные с синтезом музыки, слова, элементов театральности и мультимедиа. Особое внимание уделяется жанру инструментального театра. В исследовательском поле анализируются: синтетический опус теоретика третьего течения Г. Шулера Journey into Jazz; многочастный оркестровый цикл современного бруклинского бэнд-лидера Д. Аргью Real Enemies; оркестровая пьеса W. A. Mozart Vs Random Generator из творческого проекта Live on Planet Earth берлинского композитора и руководителя биг-бэнда Andromeda Mega Express Orchestra Д. Глатцеля; двойной концерт R.A.P. ученика и младшего коллеги Г. Шуллера в Консерватории Новой Англии в Бостоне американского композитора Т. Маккинли. В результате аналитического исследования в рассмотренных сочинениях выявляются черты синтеза музыки, слова, визуального мультимедийного действа, отдельных элементов театрализации. Во всех избранных произведениях идентифицируются эстетические принципы жанра инструментального театра, что подтверждает его значимость и актуальность на протяжении развития музыкального искусства второй половины XX – начала XXI в.
Музыкальный театр
Чупова А.Г. - «Infinito Nero» С. Шаррино: к феномену «невидимого действа» c. 36-49

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40328

Аннотация: Итальянский композитор С. Шаррино (р. 1947), философ и эстет, чья музыка экспериментирует с порогом слухового восприятия, является одним из лидеров авангардной музыкальной культуры XX-XXI вв. Художественная концепция композитора развивается в русле постсериальных поисков, определяемых как «звуковая экология» и «экология слушания». Несмотря на широкое признание, которое получила его музыка в Европе и Америке, творчество Шаррино остается малоизученным в России. Особенно это касается его оперных произведений, которые привлекают к себе внимание ведущих оперных театров и становятся яркими событиями в музыкальном мире. Необходимость подробного изучения творчества композитора, его философско-эстетических воззрений на оперную драматургию определяет актуальность исследования. Эксперименты Шаррино в области музыкального театра связаны с идеей azione invisibile / «невидимого действа», изучение которого в контексте художественной концепции композитора является предметом статьи. Объектом работы стала опера Шаррино «Infinito nero» (1998). Методология исследования основана на комплексном подходе, включающем системный, интерпретационный, музыкально-аналитический методы. Анализируя особенности либретто, драматургии и ее звуковой реализации, автор выявляет отличительные черты «невидимого действа»: отсутствие последовательного развития сюжета, нивелирование визуальной составляющей, неоднозначность идентификации персонажа, неопределенность места и времени действия, моделирование сонорной среды, в которой первостепенное значение приобретают микроскопические звуковые объекты, имеющие экологическое происхождение, и их трансформация. «Невидимое действо» определяется драматургией слушания и новым типом слушательского восприятия, в котором процесс мысленного представления слуховых образов инспирирует смысл происходящего.
История и теория исполнительского искусства
Ирхен И.И., Урсоленко Е.С. - Технология «Motion Capture» как феномен сохранения кипрского танцевального фольклора c. 50-56

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40329

Аннотация: Статья посвящается проблеме сохранения хореографической культуры острова Кипр как определяющего фактора возрождения национального достоинства. Участие в культурно-образовательных и научных программах ЮНЕСКО стало поворотным моментом в деле сохранения и развития нематериального культурного наследия острова. Отмечается финансовая поддержка фольклорных групп и хореографических проектов со стороны правительства. Особое внимание уделяется технологии «Motion Capture», характеризуются ее разновидности. Имеющееся разнообразие маркерных технологий представлено в статье в виде системы, где группы различаются по способу передачи танцевального движения. Опираясь на материалы авторских многолетних экспедиционных исследований, акцентируется возможность соединения цифровых технологий с фольклорной традицией. Впервые на русском языке освещаются материалы восьмилетней работы Лаборатории виртуальной реальности Университета Кипра, полученные в ходе интервьюирования ее руководителя. Разработанная Университетом Кипра 3D-видеоигра выступает посредником для разучивания, отработки движений кипрских фольклорных танцев, выработки индивидуальной манеры исполнения с помощью механизма обратной связи от программы. Сделан вывод о том, что феномен «Motion Capture» обладает мощным ресурсным потенциалом для фиксации хореографического текста, оцифровки фольклорных танцев и их популяризации в разных возрастных группах греко-киприотов.
Музыкальная этнография и фольклор
Vishnevskaya L.A. - The specificity of existence of the Adyghe vocal tradition: the past and the present
c. 57-63

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40331

Abstract: The research subject is the professional specificity of existence of the Adyghe vocal tradition in the past and the present. Life after life - that’s how the current condition of the Adyghe vocal tradition can be characterized. The published songs of the Adyghe ethnos and subethnoses (the Circassians, the Kabardians, the Shapsughs) are at the present moment not more than a relict, a monument, a musical chronicle of the history of the people and an object of scientific scrutiny. The new conditions of life of the peoples of North Caucasus of the late 20th - the early 21st century begot the secondary folklore practice - reviving and developing the lost tradition on a new level. A vivid example of the rebirth of the tradition of vocal and instrumental performance is the work of the Adyghe folklore ensemble of authentic singing and instrumental music “Dzyu” (the Adyghe Republic, Maikop). The author uses the method of comparative study of folklore (vocal and instrumental) canon of the Adyghes in the past and the present. This method reveals the strong adaptation reserves of the singing tradition of the Adyghes in the current conditions of its existence. The scientific novelty of the study consists in the fact that the practice and the system of education in the traditional Adyghe music-making is studied for the first time using the example of the work of the modern ensemble “Dzyu”. The aspiration for integral revival of the music tradition explains the popularity of this band among different audiences caters to the needs of modern Adyghes for the revival of traditional forms of life and culture.   
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.