PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 1 за 2018 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 21-04-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Колонка главного редактора
Петров В.О. - Перспективы развития журнала c. 1-3

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40256

Аннотация: Уважаемые читатели и авторы журнала «PHILHARMONICA. International Music Journal»! 2018 год – период реформирования политики журнала. Согласно новым требованиям статьи в журнал принимаются по специальности 17.00.02. – «музыкальное искусство». В состав редколлегии входят ведущие специалисты в области музыкознания – как отечественные, так и зарубежные, внесшие значимый вклад в развитие данной науки. Приглашаем ученых-музыковедов – докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов, преподавателей музыкальных ВУЗов и СУЗов, аспирантов, магистрантов принять участие в публикации статей в журнале «PHILHARMONICA. International Music Journal» в 2018 году! Каждый номер журнала станет событием в области музыкознания и будет состоять минимум из 7-8 научных статей. Напоминаем, что статьи проходят обязательное рецензирование, проверку на Антиплагиат. Подать статью в журнал необходимо из личного кабинета, зарегистрировавшись на сайте Издательства «NOTA BENE» в разделе «Авторская зона». Требования к оформлению статей указаны на официальном сайте журнале по ссылке: http://e-notabene.ru/phil/ Журнал зарегистрирован в ISSN International Centre. Ему присвоен ISSN: 2453-613X, он включен в крупнейшую авторитетную международную базу ERIH PLUS, присваивает всем опубликованным статьям международный универсальный индентификационный номер DOI, включен в Российский Индекс Научного Цитирования (РИНЦ), зарегистрирован в Научной Электронной Библиотеке (НЭБ).
Философия музыки
Соболева Е.А. - Системный подход в исследовании музыкальной культуры c. 4-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40257

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является музыкальная культура. Предметом — музыкальная культура как система. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как понятие музыкальной культуры, изучение музыкальной культуры в рамках системного подхода, в том числе, в отечественной практике. Особое внимание уделяется анализу элементом музыкальной культуры, которые предлагается собрать в единый категориальный перечень — три основных элемента, названных «Триадным категориальным блоком», состоящим из трех общих элементов — «Создание/Воссоздание». «Сохранение», «Трансляция». Емкость элементов данных модели позволяет охватить все составляющие музыкальной системы. Основным методом предмета исследования — музыкальной культуры, выступает системный подход, который коррелирует с самим понятием музыкальной культуры как особой формы системной деятельности, отражающей культурное состояние общества, где слаженность всех элементов системы указывает на определенное состоянием культуры в целом Научная новизна исследования заключается в попытке определить общую модель музыкальной культуры, включающей в себя все элементы системы — категориального триадного блока. Все элементы музыкальной культуры можно объединить в «триадный категориальный блок», включающий три основных элемента: «Создание/Воссоздание», «Сохранение», «Трансляция». Отсутствие одного из элементов или наличие трех элементов блока указывает на то, что музыкальная культура как система способна эволюционировать, «достраиваясь» появлением в ней либо новых граней уже имеющихся элементов, либо нового блока, обеспечивающего необходимый уровень потребления музыки социумом. Применяя схему категориального триадного блока к исследованию истории музыкальной культуры любого уровня можно составить представление о том, как успешно она развивалась в то или иное время.
Проблемы теоретического музыкознания
Райс М. - К определению понятия "тембр" c. 10-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40255

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является концепция тембра в музыковедении и уточнение понятия, его обозначающего. Нынешнее определение, согласно которому тембр – свойство звука, при котором тоны одинаковой высоты и громкости звучат по-разному, не выдерживает никакой критики. Во-первых, не все звуки обладают определённой высотой. Во-вторых, даже если они имеют определённую высоту, то в реальности эта высота является множеством частот. В-третьих, эта формулировка никак не учитывает случаи, когда инструменты не имеют общего звука. И, наконец, в неё не укладываются шумы, которые различаются по тембру, но определённой высоты не имеют. К тому же она молчаливо предполагает, что по тембру различаются только отдельные инструменты. Между тем в этом отношении различаются и группы инструментов, которые редко играют один и тот же звук и обычно не сравнимы по громкости. Автор анализирует спектры разных инструментов, описывает их эволюцию, сравнивает звуки традиционных инструментов и голосов со звучаниями, синтезированными электронным способом. На этом основании автор предлагает считать тембром одновременно звучащее множество звуков, выражающееся через постоянство их обертоновых рядов, сохраняющих свою громкость по отношению друг к другу. Тембр одного инструмента он предлагает считать частным случаем этого множества, когда оно содержит только один член. Автор также описывает виды взаимного перехода тембров.
Современная композиция
Загидуллина Д.Р., У М. - Хоровые произведения Хэ Люйтина c. 20-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40254

Аннотация: В представленной статье рассмотрены хоровые произведения Хэ Люйтина (He Lvting, 1903–1999) — крупного китайского композитора, музыканта-теоретика, педагога, общественного деятеля, оказавшего значительное влияние на развитие музыкальной культуры Китая, автора большого количества самых разнообразных сочинений для оркестра, фортепиано, для хора (около 48). Хэ Люйтин также является автором музыки к кинофильмам. Его жизни и творчеству посвящен ряд трудов на китайском языке, однако на русском языке таких исследований не существует. Хоровое творчество композитора специально не рассматривалось ни в китайском, ни в российском музыковедении. В первом разделе статьи освещены основные этапы биографии композитора, второй раздел посвящен анализу хоровых сочинений Хэ Люйтина. «Собрание хоровых сочинений» представляет собой сборник из двадцати трех произведений, написанных на протяжении сорока четырех лет, собранных и подготовленных к публикации самим композитором. Проанализированы тематика, особенности исполнительских составов, композиции, музыкального языка, а также хоровой фактуры сочинений.
Субботин И.А. - Полистилистика как принцип мышления в творчестве Владимира Мишле c. 32-36

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40258

Аннотация: Предметом исследования данной статьи выступает проблема стилевого синтеза в творчестве современных композиторов. Особенности полистилистики вокальной музыки Владимира Мишле рассматриваются на базе положений и терминов теории Евгении Чигаревой, которая выделяет две формы (контраст и слияние) и два типа (коллаж и симбиоз) взаимодействия авторского и «чужого» стилей. В целом, музыка композитора фокусирует особенности двух полистилистических концепций — коллажа (свойственного жанру фантазии, в котором написан ряд хоровых, инструментальных произведений) и симбиоза (превалирующего в вокальных и хоровых сочинениях). Методология исследования базируется на теоретических аспектах полистилистики в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также высвечивает ментальную составляющую индивидуально-авторского претворения стилевого синтеза. Стилевое моделирование — ведущий и одновременно мало изученный принцип мышления саратовского композитора Владимира Мишле, что обусловило новизну исследования. На примере вокального цикла на стихи Ф. Гарсиа Лорки конкретизируется авторская трактовка стилевого симбиоза полярных музыкальных стилей и видов искусств в контексте стилизации, аллюзии и «вариации на стиль».
Лаврова С.В. - Тело — инструмент — звук. Метафизика звука в цикле «Mani» Пьерлуиджи Биллоне c. 37-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40259

Аннотация: Статья посвящена феномену телесности звука в творческой концепции итальянского композитора Пьерлуиджи Биллоне. В процессе исследования прослеживается преемственность элементов его творческой парадигмы в «звуковых типах новой музыки» Х. Лахенмана и идеях сфокусированной точки слышания и «звукового зрения» С. Шаррино. Основным материалом для анализа служит инструментальный цикл «Mani», на создание которого композитора вдохновило творчество современных концептуальных художников. Выводом из проведенного исследования становится преемственность творческих идей новой музыки второй половины ХХ века в ХХI веке в творчестве Биллоне, которые реализуются в рамках иного инструментария, использующего специфические бытовые предметы и объекты в качестве ударных инструментов. Предпринят комплексный подход к изучаемому материалу. Статья адресована специалистам в области современной музыки, музыкального исполнительства, посвящена профессиональным музыковедам, а также – широкому кругу читателей, интересующемуся вопросами современного музыкального искусства в целом, вопросами музыкального акционизма.
Вишневская Л.А. - У истоков черкесской композиторской школы c. 46-51

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40260

Аннотация: Предметом данной статьи является жизнь и творчество основоположника черкесской композиторской школы Аслана Алиевича Даурова. Это имя стало легендой для всего Северного Кавказа и за его пределами. В своей музыке, литературных, теоретических и просветительских трудах композитор аккумулировал мощь и силу художественного таланта черкесского народа, его тягу к творчеству. В титанической деятельности композитора проявились черты личности исторического масштаба, сравнимой с крупнейшими черкесскими просветителями XIX и XX веков. Стиль композитора изучается в контексте признаков традиционной северокавказской и академической европейской музыкальных культур. Их пересечение выявляет жанровую, исполнительскую, композиционную и драматургическую специфику музыки Аслана Даурова. Творчество Аслана Даурова впервые подвергается научному осмыслению. На основе исследования автор приходит к следующим выводам. Песня и танец являются жанровой и тематической платформой сочинений композитора. Работа с ними осуществляется на уровне художественного открытия кавказской народной музыки, которая способна выступать тематическим «зерном» для академических произведений. Не повторяя народную модель, но используя ее «знаки», композитор-академист создает свою антологию истории и музыкальной культуры кавказских народов. Иными словами, фольклор становится для композитора единственно достоверным и всегда современным «текстом культуры».
История и теория исполнительского искусства
Reshetnikova S.V. - MANUEL GARCÍA’S ALLEGED MISTAKE. AN ATTEMPT TO DESTROY THE MYTH OF THE CORPORATE SECRET OF GARCÍA’S SCHOOL c. 52-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40253

Abstract: The article describes Manuel Patricio Rodríguez García’s pedagogical activity focusing on his theoretical work Traité complet de l’art du chant which evoked continuous debates among singers and vocal teachers. The researcher analyzes and substantiates the difference between the editions of 1840-1847 and 1856. Actually, García recommended different types of respiration in the treatise of 1840-1847 and 1856, and the researcher tries to understand his motives. The research methodology involves the analysis of musical and pedagogical problems, the cultural-historical analysis, the comparative analysis. In the middle of the XIX century vocal pedagogics developed according to the performing practice and new esthetic requirements of the Romanticism epoch, that’s why the author of the treatise Manuel García the Junior developed his previous work in 1856 and recommended singers to use diaphragmal respiration instead of the clavicular one described in 1840-1847. The author concludes that García’s alleged “mistake” can be explained by the necessity to consider new tendencies in the development of vocal art. The study proposes a non-traditional approach to Manuel García’s pedagogical heritage, such an approach may be of interest for musicologists, singers, vocal teachers.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.