PHILHARMONICA. International Music Journal - номер 2 за 2015 год
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 1-6-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, Doctor of Art History, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Общая теория музыки
Azarova V.V. - Oratorio-trilogy of Hector Berlioz “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love c. 1-96

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40192

Abstract: The subject of research in this article is the vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy by Hector Berlioz “The Childhood of Christ” Op. 25, which is being viewed as a prime example of creative thought of that era (middle of XIX century), and being examined in form of analysis of musical composition, musical dramaturgy, fundamental plots and characters of Christianity, as well as emotional-psychological side of the musical content. Based on examination of the letters and Mémoires of Hector Berlioz the article presents a hypothesis on the genesis of the creative concept of the oeuvre, and offers facts from the history of its creation and performance. The plot motifs of Berlioz’s poetic libretto presented as units of the overall structure of the creative text. The author analyzes the particular aspects of the oratorio-theatrical embodiment of the space-time spiritual concept of eternity of Christian love, examines the fusion of spiritual and secular elements within the semantics of the creative text, gives attention to the specificity of the composition, musical dramaturgy, principles of polyphonic thought of the composer, synthesis of genre elements (oratorio, symphony, mystery play, and others), and reveals the correlation between Berlioz’s innovative musical thinking and the creative practice of the psychological realism within the French art and literature of 1850’s. Research methodology:- Musical-philosophical hermeneutical reconstruction of the process of structuring the creative idea and the aspects of its realization within the programmatic vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy.- Analysis pertaining to the musical philosophy of the score of “The Childhood of Christ” as a creative canon, which reflected the phenomenon of the topology of the path- Analysis of the musical and aesthetical aspects of the psychological realism within intonation-dramaturgical development of the work.Scientific novelty of the research consists in:- Discovery of Berlioz’s individual approach towards the critical perception of Christianity in France during 1850’s- Analytical justification of the position that composer’s interpretation of the Christian spiritual values, including the eternity of Christian love, presented in the oratorio-trilogy of “The Childhood of Christ” is relevant in the XXI century- Determination of the musical and aesthetical phenomenon of realistic vocal intonation, which is in a state of development of psychological and critical realism in the French art and literature of 1850’s- Musical and philosophical understanding of the functionality of spiritual and semantical concepts of the Christian “storge” and Christian “agape” in the musical dramaturgy of these parts of the work: “Herod’s Dream”, “Flight into Egypt”, and “The Arrival at Sais”.Main conclusions:1. The specificity of composer’s individual understanding of the psychological mystery of communication between human soul and God is reflected in the deep structure of the oratorio-trilogy “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love2. The perception on this concept is relevant for the modern Christian world, and prompts us to change our attitude towards the life and creative heritage of Berlioz3. “The Childhood of Christ” is a great example for the French composers of the XIX-XX centuries, who created oratorio-theatrical works and significant forms of vocal-symphonic music based on the synthesis of arts and genres; among them are works by Charles Gounod, Jules Massenet, César Franck, Claude Debussy, Vincent d'Indy, Arthur Honegger, Francis Poulenc, and Olivier Messiaen.
Азарова В.В. - Ораториальная трилогия Г. Берлиоза «Детство Христа» – концепция вечности христианской любви. c. 97-188

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40194

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является вокально-симфоническая концепция ораториальной трилогии Гектора Берлиоза «Детство Христа» ор. 25, рассматриваемая как особое явление художественного мышления эпохи (середина XIX в.) и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии, фундаментальных сюжетов и образов христианства, а также эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения писем и Мемуаров Берлиоза в статье изложена гипотеза об истоках художественного замысла произведения, приведены факты из истории его создания и исполнения. Сюжетные мотивы стихотворного либретто Берлиоза представлены как единицы общей структуры художественного текста; обозначен диалог изобразительных аспектов литературной программы сочинения Берлиоза с изображениями тех же сюжетов на картинах мастеров западноевропейской живописи XIV – XVI веков. Автор статьи анализирует особенности ораториально-театрального воплощения пространственно-временного духовного концепта вечности христианской любви, рассматривает соединение духовного и светского элементов в семантике художественного текста, обращает внимание на особенности композиции, музыкальной драматургии, на принципы полифонического мышления композитора, синтез жанровых элементов (оратория, симфония, старинная мистерия и др.), выявляет соотношение новаторского музыкального мышления Берлиоза с художественной практикой психологического реализма в литературе и искусстве Франции 1850-х годов. Методы исследования: - Музыкально-философская герменевтическая реконструкция процесса формирования художественного замысла и особенностей его воплощения в программной вокально-симфонической концепции ораториальной трилогии. - Связанный с философией музыки анализ музыкального текста (партитуры) «Детства Христа» как художественного канона, отразившего феномен топологии пути, а также категории поэтики пространства. - Анализ музыкально-эстетических аспектов психологического реализма в интонационно-драматургическом развитии произведения. Новизна исследования заключается – в обнаружении индивидуального отношения Берлиоза к критическому пониманию христианства во Франции 1850-х годов – в аналитическом обосновании положения: композиторская интерпретация духовных ценностей христианства, в частности – вечности христианской любви, представленной в ораториальной трилогии «Детство Христа», – актуальна в XXI веке. – в выявлении музыкально-эстетического феномена реалистической вокальной интонации, которая находится в русле развития психологического и критического реализма во французской литературе и искусстве 1850-х годов. – в музыкально-философском осмыслении функционирования духовных, семантических концептов христианской «сторгэ» и христианской «агапэ» в музыкальной драматургии частей произведения: «Сон Ирода», «Бегство в Египет» и «Приход в Саис» Основные выводы: 1. Особенности индивидуального композиторского понимания психологической тайны общения души человека с Богом отражены в глубинной структуре ораториальной трилогии «Детство Христа» – концепции вечности христианской любви 2. Восприятие названной концепции, актуальной для современного христианского мира, приводит к изменению отношения к судьбе и творческому наследию Берлиоза. 3. «Детство Христа» – высокий образец для французских композиторов XIX – XX веков, создавших ораториально-театральные произведения и крупные формы вокально-симфонической музыки на основе синтеза искусств, жанровых признаков; среди них – произведения Ш. Гуно, Ж. Массне, С. Франка, К. Дебюсси В. д’Энди, А. Онеггера, Ф. Пуленка, О. Мессиана.
Философия музыки
Захаров Ю.К. - Индивидуальный гармонический замысел музыкального произведения c. 189-229

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40191

Аннотация: В статье предпринята попытка на основе анализа музыкального произведения выявить прообраз его гармонической структуры и сформулировать ведущую идею, породившую этот прообраз. Первая часть статьи посвящена прояснению феноменологического статуса понятия «композиторский замысел». Обращаясь к философским трудам А.Ф. Лосева, автор устанавливает соотношение понятий «идея», «эйдос», «реально-вещественный образ ставшего предмета» и уподобляет эту триаду соотношению начальной идеи (в сознании композитора), замысла и готового произведения. Объектами исследования во второй части статьи являются хор В.А. Моцарта «Abendruhe», хор Р. Шумана «Gute Nacht» и фортепианная пьеса Н. Мясковского из цикла «Пожелтевшие страницы» (ор. 31 № 1). В ходе анализа музыки автор пользуется методологией Г. Шенкера, дополненной функциональной теорией и теорией квинтовых индексов, а также описывает баланс устоев в отдельно взятом интервале. Выстроив модели гармонических структур, автор формулирует стоящие за ними ведущие идеи, после чего делает выводы о степени адекватности полученных формулировок гармоническим замыслам. Новизна исследования заключается в прояснении содержания понятия «композиторский замысел», в соотнесении замысла с аналитической моделью и в обосновании возможности перехода от структуры произведения к запечатлённой в нем идее.
Музыкальная форма
Lavrova S.V. - Philosophical view of the time category in New Music c. 230-247

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40189

Abstract: The subject of the research is the problem of time in the new music, considered in the context of philosophical reflection. The category of time is considered through a prism of philosophy and new music. Two readings of time - time Chronos and Eon's time, according to the statement of the French philosopher G. Deleuze, are opposite. Music is defined substantially by the ordered current of time.Research method is based on a comparative analysis of philosophical concept and aesthetic-philosophical aims composers of the second half of the twentieth century. These settings are decisive in the spatial organization of the musical fabric. Structuring musical time and its various concepts is considered in a context of musical ideas of the Italian composer S. Sciarrino. Among compositions S. Sciarrino of analyzed in article, "Vanitas" - a huge paraphrase of a canzone of Stardust where the author addresses to emptiness Eon's metaphor. Opposing to Chronos and Eon as two forms of time, properties of the first is that it is limited and infinite. Eon is also boundless as the future and the past, but as an instant. S. Sciarrino's aspiration to the musical forms, adequate processes of activity of consciousness, and memory the Theory of duration of A.Bergson becomes one of the corresponding conclusions of article, is also connected with his theory of memory. By means of properties of memory the past and the present aren't mutually, they unite unity of knowledge.Scientific novelty of the paper is that for the first time analyzed the works of Sciarrino in the context of space and time, and for the first time carried out a comparative analysis of the music of the second half of the twentieth century, from the standpoint of philosophical categories.
Лаврова С.В. - Время в Новой музыке: К проблеме философского осмысления. c. 248-264

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40188

Аннотация: Предметом исследования является философское осмысление проблемы времени в Новой музыке. Музыка как искусство времени с особой остротой ставит перед композитором проблему индивидуального понимания пространственно-временных категорий. В ХХ - ХХI вв., когда концепции музыкального времени и организация звуковых событий во временном континууме, соотносимых по степени плотности, составляют авторское отражение его внутреннего мира, ее философское осмысление представляется более чем актуальным. Обращаясь к различным философским концепциям времени и проецируя их на творческие идеи композиторов Новой музыки, автор статьи, отталкиваясь от понятий Хроноса и Эона в трактовке французского философа Жиля Делёза, сопоставляет их с представлениями о времени Б.-А. Циммермана и К. Штокхаузена, обращается к «горизонту сознания» Э. Гуссерля и концепции времени А. Бергсона, нашедшим свое творческое воплощение в музыке итальянского композитора Сальваторе Шаррино. Используя в качестве инструмента исследования эмпирический метод, автор приходит к выводу относительно общности философских и музыкальных концепций времени. Обращаясь к высказываниям самих композиторов, объясняющих философско-звуковые концепции, среди которых О. Мессиан, Б.-А. Циммерман, К. Штокхаузен, С. Шаррино, автор выдвигает гипотезу относительно того, что новая музыка представляет собой – уже не «искусство времени», а рефлексия времени. Предшествующая традиция предполагала существование единство пространственно-временных координат, искусство нового времени отразило процесс полнейшей индивидуализации пространственно-временных представлений композиторов.
Формы и жанры
Petrov V.O. - Genesis and Evolution of Performance Art c. 265-292

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40196

Abstract: Performance represents one of the major genres of art of the XX century. Its manifestation can be seen in literature, artwork, music, and theater. This article examines the historical roots of performance as a genre, which sprung in the syncretic ritual of ancient world, street theater, as well as art of Renaissance and Baroque eras. The author reviews the prolonged process of the ritual, commedia dell'arte, theatrical plays of da Vinci and D. Bernini in performances of the XX century. As an example, the author uses works of K. Stockhausen, I. Xenakis, J. Cage, L. Lipkis, and M. Dessi. Performance is being examined as a phenomenon of synthesis of arts, using the method of holistic analysis. Towards the end of the work, the author formulates a unified system for classifying performance that as it exists at the present time. An accent is made that all performances, in one way or another, in their implementation are based on intentional or unintentional epatage (element of shock), becoming the prerogative of a great number of works of art in the XX century.
Петров В.О. - Генезис и эволюция перформанса c. 293-321

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40195

Аннотация: Перформанс является одним из магистральных жанров искусства ХХ века. Его проявление заметно в литературе, в живописи, в музыке и театре. В данной статье рассматриваются исторические корни перформанса как жанра, которые проявили себя в синкретическом ритуале древнего мира, в площадном театре, в искусстве эпох Возрождения и барокко. Рассматривается пролонгированное действие ритуала, комедии dell’arte, театральных представлений Л. да Винчи, Д. Бернини в перформансах ХХ века. В качестве примеров приводятся произведения К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа, М. Десси, Л. Липкиса. Перформанс рассматривается как явление синтеза искусств, в связи с чем привлечен метод целостного анализа. В конце статьи в единую систему формируются основные признаки перформанса, олицетворяющие жанр в настоящее время. Акцентируется факт, что все перформансы, так или иначе, по форме своего воплощения опираются на преднамеренный или непреднамеренный эпатаж, явившийся в ХХ столетии прерогативой огромного количества произведений искусства.
Оперный театр
Saamishvili N. - The opera of Kaija Saariaho “L’amour de loin”: questions of libretto and composing technique c. 322-340

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40193

Abstract: This article is dedicated to the opera of the most produced modern Finnish composer Kaija Saariaho “L’amour de loin”. This work is recognized as the masterpiece of the musical theatre of the XXI century, and received multiple awards, including Grammy in 2011. Libretto of the opera is based on the biography of a troubadour named Jaufre Rude, his fiery passion for the Countess of Tripoli of whom he has only heard, and his journey to meet the woman of his dreams. It encompasses such pages of history of world culture as the era of the Crusades in the XII century, Persian love poetry, and Biblical texts. The music in “L’amour de loin” is also an intertextual organism, with organically intertwined beauty of the orchestra fabric, thin scales of vocal intonations, and exquisite composing technique.
Саамишвили Н.Н. - Опера Кайи Саариахо «Любовь издалека»: вопросы либретто и композиционной техники. c. 341-363

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40190

Аннотация: Предмет исследования статьи — опера финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека», ставшая шедевром современного музыкального театра. К творчеству этого композитора, сегодня привлечено внимание европейских музыковедов и критиков, которые в последние годы отзываются на каждую премьеру ее сочинений. В России творчество Саариахо изучено мало. В связи с этим существует еще много аспектов, требующих анализа и осмысления. Один из них – изучение оперного творчества композитора, особенностей музыкальной драматургии и языка опер, определение места в истории музыкального театра. В статье предпринята попытка вписать самую известную оперу Саариахо «Любовь издалека» в общий европейский музыкально-театральный контекст на основе анализа либретто и партитуры произведения. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. Опера представляет собой своеобразную художественную реакцию на музыкальную драму Вагнера и оперу Дебюсси, а также содержит массу разнообразных связей – точек соприкосновения с рядом других сочинений. В музыке «Любви издалека» скрещиваются несколько «линий ассоциаций», идущие от самых разных стилей и жанров: песен трубадуров с их характерной модальностью, немецкого музыкального романтизма, французской оперы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.