// PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 6. P. 44-50. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.6.40321 URL: https://aurora-journals.com/library_read_article.php?id=40321
|
|||||
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.6.40321Received: Published: 30-12-2019Abstract: The article focuses on the role of a concertmaster - a specialist of a modern music institute, which is studied in the context of communication and activity analysis. To characterise professional activities of an academic concertmaster, the authors use a notion of strategy; they introduce a terminological word combination “a concertmaster’s strategy”, which hasn’t been reflected fully enough in music education science. The article substantiates the thesis holding that a set of professional strategies of a concertmaster of a choral conducting class is determined by communicativeness - a pertinent dominant characteristics of the modern educational practice. The authors use the method of description. The scientific description of the strategic activities of a concertmaster is based on the analysis of the work of a concertmaster of a choral conducting class. The authors establish a connection between the categories “strategy” and “competence” responsible for quality-related side of strategic behaviour, and focus on the procedural character of strategic activities. The article reveals the work of a concertmaster of a choral conducting class in terms of the specificity, content and structure of the key professional strategies determined by it. Keywords: algorithm, structure, key competencies, communication strategies, educational strategies, professional strategies, strategies, conducting thesaurus, teaching strategies, collegial strategiesThis article written in Russian. You can find original text of the article here . В отечественной музыкально-педагогической науке интерес к фигуре вузовского концертмейстера и проблемам его профессионального труда приобретает особое значение для осмысления современного состояния российского образования. Обозначенная тематика в рамках искусствоведческой статьи разрабатывается на основе научной категории стратегия. Междисциплинарная методология исследования привлекает для научного обоснования выдвинутой концепции теоретические положения и терминологический аппарат педагогики, социологии и психологии. Предмет статьи, в самом общем смысле, можно лаконично охарактеризовать так: «стратегия – это цель и средства ее достижения», Формула эта акцентирует двуединство рационального и эмпирического. На когнитивном уровне цель деятельности и пути ее достижения определяются посредством инструментальных средств: методик, техник, технологий, Эмпирический (поведенческий) уровень связан с практической реализацией избранной цели [4, с. 14]. Универсальный, общедисциплинарный, полисемантичный термин стратегия широкораспространен в научной и практической сферах многогранной деятельности человека. Стратегии, определяющие содержание профессиональной деятельности, известны как профессиональные стратегии. Формирование разнообразных подходов соответствует специфике многопрофильных стратегий: научных (математических, экономических, медицинских, социологических, философских и т.д.) культурных (литературных, художественных, живописных, образовательных и т.д.), управленческих, спортивных, военных, технических и пр. Стратегическому направлению посвящены многочисленные научные изыскания современных ученых во всех областях научного знания. Особую актуальность имеют для нас искусствоведческие труды: «Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века», «Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в ХХ веке» О.А. Кривцуна [6,7], диссертационные исследования в области филологии А.В. Казачковой [5], С.А. Байковой [3], О.Ю. Ахманова [2], И.Ю. Погореловой [9], И.М. Сугян [12], предметом которых стали писательские стратегии современных авторов. В этом ряду выделяются несколько работ, посвященных творческим стратегиям современных композиторов [15], а также ряд статей автора, развивающих стратегическую проблематику «пространства искусства» [16 – 21]. Главным мотивом рефлексии авторов данной публикации является феномен музыкальных стратегий – стратегий специалиста, владеющего музыкальной специальностью пианист-концертмейстер. Словосочетание стратегии концертмейстера, не успевшее пока еще приобрести терминологический статус в музыкально-педагогической науке, раскрывается в ракурсе спецификации, связанной с работой концертмейстера в классе хорового дирижирования. Поскольку профессиональная деятельность вузовского концертмейстера развертывается в образовательном пространстве и служит задаче воспроизводства профессиональных кадров, она может интерпретироваться в горизонте понятия музыкально-образовательные стратегии. Таким образом, понятие образовательные стратегии, характеризующее изначально деятельность обучаемого, приобретает здесь более широкое толкование. Комплексное понятие образовательные стратегии вузовского концертмейстера включает в себя организационные, воспитательные, учебно-развивающие и художественно-исполнительские стратегии. В качестве базового основания выделяется исполнительские стратегии, стратегии ансамблевого музицирования. Все формы стратегической деятельности характеризуют ее актора – в нашем случае, концертмейстера – с точки зрения развитости личных качеств, таких как эмпатия, эмоциональная чуткость, мобильность когнитивных реакций, толерантность, умение создать психологически комфортную атмосферу общения, выйти на невербальные контакты посредством музыкально-исполнительской деятельности и вербальные посредством корректно и лаконично сформулированных замечаний критического или оценочного характера, рекомендаций. Как очевидно, качественная сторона стратегического поведения концертмейстера по большей части осмысляется в категориях психологии и зависит она от арсенала личностных компетенций концертмейстера. Стратегически выстроенная деятельность концертмейстера процессуальна, развернута во времени. Один из начальных ее этапов охватывает комплекс учебных стратегий – аудиторных, классных, камерных в своей основе, второй связан с концертными стратегиями публичного характера, предполагающими заранее подготовленное, отрепетированное выступление на сцене. И если учебная стратегия – долгосрочна по определению, то «отчетно-концертная» стратегия ограничена определенными временными рамками, краткосрочна. Первая, – условно говоря, – «будничная», повседневная, вторая – «праздничная» и, как правило, итогово-результирующая. Взаимосвязанность описанных стратегий проявляется в том, что концертные стратегии, к примеру, невозможно сформировать, выстроить, реализовать, минуя комплекс учебных стратегий. Важно понимать также и то, что учебные стратегии поверяются практикой концертных стратегий, служат маркером освоения студентами программного материала, а, в конечном счете, – служат показателем степени профессиональной подготовленности студента, что может рассматриваться как качественная оценка стратегической деятельности концертмейстера. Вузовский концертмейстер – специалист-универсал, без которого невозможно представить учебный процесс в хоровом классе, в классах оркестрового дирижирования, вокальной подготовки, инструментального исполнительства. Одно из наиболее сложных направлений музыкально-педагогической деятельности концертмейстера представляет работа с дирижерами-хоровиками. Тему эту развивают авторы методических и научных разработок: О.А. Абрамова [1], А.С. Осипова [8], Т.Д. Стрельцова [11], Г.Г. Тенюкова [13]. Современная система хорового образования обусловливает существующую спецификацию концертмейстерской деятельности, соответствующую двум номинациям: концертмейстер хорового класса и концертмейстер, работающий в классе по специальности дирижер академического хора. К этому следует добавить еще одну градацию внутри второй номинации: концертмейстер-«инструменталист», исполняющий оркеструю партию (или партию фортепиано) в хоровых произведениях с сопровождением и концертмейстер-«хоровик», компенсирующий отсутствие учебного, «тренировочного» хора и исполняющий «партию» хора. Одной из наиболее трудно решаемых задач, стоящих перед концертмейстером, признается сегодня задача воспроизведения на рояле звучания хора. Звуко-тембровая имитационная стратегия, воспроизведение пианистом хоровых тембров, а также умение «слышать руку» студента-дирижера и «читать» дирижерские жесты – представляет ключевую компетенцию, характеризующая степень его профессионального мастерства. Стратегии вузовского концертмейстера-хоровика – стратегии диалогического взаимодействия, диалогического сотрудничества партнеров-участников образовательного процесса, основываются на знании тезауруса дирижерских жестов: владении теоретической информацией, касающейся специфики метро-ритмической организации хоровой музыки (музыки, связанной со словом), знании особенностей построения вокального ансамбля, динамически выверенного согласования голосов и др. Эти компетенции актуализируются в пространстве интерпретации хорового произведения. Некорректно, однако, описывать деятельностные стратегии концертмейстера как направленные исключительно на студента и классифицировать их только как обучающие стратегии. Некорректно умалять роль сотворческих стратегий обучающей стороны, союзнических отношений концертмейстера и педагога. Немаловажное значение для формирование коммуникативных концертмейстерско-педагогических стратегий имеет развитый научный интерес пианиста-концертмейстера к проблемам дирижирования, актуализируемым современными отечественными и зарубежными исследователями [22-24]. Развивая тему концертмейстерских стратегий, отметим роль концертмейстера – связующего звена между студентом и педагогом в трехстороннем контексте коммуникативных учебно-образовательных стратегий. Алгоритм исполнительской стратегии концертмейстера на индивидуальных занятиях по специальности при этом до схематичности ясен: студент с помощью педагога-дирижера создает виртуальную версию интерпретации разучиваемого произведении, подбирая верную дирижерскую аппликатуру и выстраивая темповую драматургию. Концертмейстер считывает дирижерские жесты студента, на тот момент уже вполне их освоившего, и перекодирует визуальную информацию в аудиальную, озвучивая ее на рояле. В работе над хоровым произведением с сопровождением необходимо совершенствование двухрояльного ансамбля пианистов. Действия участников данного типа стратегий образуют трехкомпонентную структуру. С одной стороны, – дуэт пианистов, с другой – ансамбль пианистов и студента дирижера, с третьей – согласование описанных стратегий с генеральной стратегической линией педагога, учебно-воспитательной и художественно-интерпретаторской одновременно. Помимо исполнительских стратегий профессиональную компетенцию концертмейстера в его вузовской работе составляют просветительские стратегии, с которыми связаны такие направления его деятельности как формирование у обучаемых интонационно-стилевого подхода в процессе изучения музыкального произведения, развитие навыков продуктивного творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, самостоятельности художественного мышления. Нельзя не упомянуть еще об одной стороне вопроса, содержания которого косвенно мы уже касались. Профессиональные стратегии концертмейстера могут быть рассмотрены в рамках психофизиологии общения – одного из направлений современной психологии. В психологической литературе под стратегией общения принято понимать «общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели» [10]. Эта дефиниция акцентирует внимание на тех смысловых координатах, вокруг которых строились наши предшествующие рассуждения. Обобщая выше представленные рассуждения, можно констатировать – абрис стратегического портрета концертмейстера спецкласса хорового дирижирования складывается из совокупности ряда положений: 1. стратегии концертмейстера корректно классифицировать как профессиональные стратегии; 2. поскольку стратегии формируются в ситуации коммуникации – это стратегии коммуникативные; 3. стратегии носят межличностный характер, трехвекторно ориентированы: концертмейстер – студент, концертмейстер – концертмейстер («двухрояльные» стратегии), концертмейстер – педагог; 4. стратегии носят коллегиальный характер, к тому же это ансамблевые стратегии; 5. стратегии разворачиваются в пространстве профессионального образования и музыкального искусства – соответственно, это образовательные и музыкальные стратегии; 6. музыкальные стратегии опосредованы исполнением музыкальных произведений, а значит это исполнительские и, по большому счету, художественные стратегии; 7. исполнительские стратегии, по определению, – творческие, интерпретативные; 8. поскольку занятия в дирижерском классе носят индивидуальный характер, стратегии концертмейстера – индивидуальные, персональные, с каждым студентом имеющие свой стратегический курс. В заключении подчеркнем следующее: именно в единстве исполнительской и образовательной стратегий концертмейстера раскрывается механизм решения художественных, образовательных, воспитательных и просветительских задач в целостном учебно-образовательном процессе вуза. При этом на первом плане находятся творческие аспекты, духовно-формирующие интенции, транслируемые посредством грамотно сформированной стратегической деятельности концертмейстера-профессионала. References
1. Chepelenko K.O. Samoatributivnye strategii avtora muzykal'-nogo // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – Tambov: Gramota, 2016 № 10 (72). – S. 197–199.
2. Chepelenko K.O. Kommunikativno-tvorcheskie strategii v moduse igry: na primere kompozitsii V. Ekimovskogo «Urok muzyki v vizantiiskoi shkole» // Istoricheskie, filosofskie, politiche-skie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – Tambov: Gramota. – 2016 № 9 (71). – S. 200–223. 3. Abramova O.A. Nekotorye osobennosti raboty kontsertmeistera v klasse spetsial'nogo dirizhirovaniya na dirizhersko-khorovom otdelenii // Derzhavinskie chteniya. Iskusstvovedenie. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': Materialy nauchnoi konferentsii prepodavatelei i aspirantov. – Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina. 2000. – S. 71-72. 4. Akhmanov O.Yu. Zhanrovaya strategiya detektiva v tvorchestve Pitera Akroida: avtoref. dis. … kand. filol. nauk: 10.01.03. – Kazan', 2011. – 21 s. 5. Baikova S.A. Avtorskaya strategiya prozy Evg. Popova 1970-kh–1990-kh gg.: avtoref. dis. … kand. filol. nauk: 10.01.01. N. Novgorod, 2013. – 20 s. 6. Zaborova E.N., Ozerova M.V. Obrazovatel'nye strategii: podkhody k opredeleniyu ponyatiya i traditsii issledovaniya. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. – 2013 № 3 (116). – S. 105-111. 7. Kazachkova A.V. Zhanrovaya strategiya detektivnykh romanov Borisa Akunina 1990 – nachala 2000-kh gg.: avtoref. dis… kand. filol. nauk: 10.01.01. – N. Novgorod, 2015. – 21 s. 8. Krivtsun O.A. Poiski smysla tvorchestva i novye strategii khudozhnika v KhKh veke. // Chelovek. – 2002 №2, №3. S. 27-49. 9. Krivtsun O.A. Smysl tvorchestva v interpretatsii khudozhnika XX veka. Znaki perekhodnogo soznaniya // Iskusstvoznanie. 2002 № 1. – S. 462-485. 10. Osipova A.S. O spetsifike raboty kontsertmeistera v klasse khorovogo dirizhirovaniya // Derzhavinskie chteniya. Kul'turologiya. Iskusstvovedenie. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': Materialy nauchnoi konferentsii prepodavatelei i aspirantov (fevr. 1998 g.) Tambovsk. gos. un-t. – Tambov: Izd-vo TGU, 1998. – S. 65-66. 11. Pogorelova I.Yu. Kontseptualistskaya strategiya kak zhanroobrazuyushchaya sistema tvorchestva D.A. Prigova: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.01. – Krasnodar, 2011. – 30 s. 12. Psikhofiziologiya professional'noi deyatel'nosti: uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakalavriata O.O. Zavarzina, R.V. Koz'yakov, N.R. Koro, E.A. Orlova, N.V. Ryshlyakova. – M.– Berlin: Direkt-Media, 2015. – 546 s. 13. Strel'tsova T.D. Zametki o vospitanii kontsertmeisterov klassov khorovogo dirizhirovaniya // Derzhavinskie chteniya. Kul'turologiya. Iskusstvovedenie. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': Materialy nauchnoi konferentsii prepodavatelei i aspirantov (fevr. 1998 g.) / Tambovsk. gos. un-t. – Tambov: Izd-vo TGU, 1998. – S. 75-77. 14. Sugyan I.M. Reprezentatsiya avtorskoi pozitsii v khudozhestvennykh i publitsisticheskikh proizvedeniyakh F.A. Iskandera: avtoref. dis. ...kand. filol. nauk: 10.01.01. – Tver', 2012. – 19 s. 15. Tenyukova G.G. Soderzhanie i metody podgotovki studentov k kon-tsertmeisterskoi rabote v klasse khorovogo dirizhirovaniya: avtoref dis… kand. pedagogicheskikh nauk. – Moskva. 1993. – 17 s. 16. Fursov K.S. Obrazovatel'nye strategii studentov rossiiskikh vuzov na etape vykhoda na rynok truda: opyt empiricheskogo issledovaniya // Voprosy obrazovaniya. – 2006 № 2. – S. 222-241. 17. Chepelenko K.O. Avtor v kontekste prostranstva iskusstva: na primere tvorcheskikh strategii sovremennykh otechestvennykh kompozitorov: dis. ... dokt. iskusstv.: 17.00.09. – Saratov, 2017. – 379 s. 18. Chepelenko K.O. Avtor muzykal'nyi: strategii avtoprezentatsii // Innovatsionnoe razvitie sovremennoi nauki: problemy, zakonomernosti, perspektivy : sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii / pod obshch. red. G.Yu. Gulyaeva. – Penza: MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. – S. 118–121. 19. Chepelenko K.O. Avtoportretirovanie kak strategiya samointerpretatsii avtora muzykal'nogo // Innovatsionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika: sb. st. VII Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konferentsii / pod obshch. red. G.Yu. Gulyaeva. Penza: MTsNS «Nauka i Provseshchenie», 2017. – S. 172–175. 20. Chepelenko K.O. Avtorskaya khudozhestvennaya strategiya samopovtora // World science: problems and innovations: sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii: v 2 ch. – Penza : MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. – Ch. 1. – S. 292–295. 21. Chepelenko K.O. Kompozitor kak avtorologicheskaya figura tvorcheskikh strategii samoprezentatsii: metodologicheskie osnovaniya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – 2017 № 4 (78). – S. 216–218. 22. Duane S. Crowther. Key Choral Concepts: Teaching Techniques & Tools to Help Your Choir Sound Great (Techniques For Teaching & Conducting High School & Adult Choirs Book, 2016. – 128 r. 23. Garnett L. Choral Conducting and the Construction of Meaning: Gesture, Voice, Identity 1st Edition, Kindle Edition, 2017. – 242 p. 24. Joseph A. Labuta. Basic Conducting Techniques 7th Edition, Kindle Edition, 2017. – 298 p. Link to this article
You can simply select and copy link from below text field.
|
| |
Другие сайты издательства: Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o. |
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами Российской Федерации. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке. © ООО "НБ-Медиа" |