Статья 'Сигналы из прошлого: «Наставления» полкового барабанщика.' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
MAIN PAGE > Back to contents
PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:

Signals from the past: “Sermons” of a regimental drummer

Shamov Sergey

PhD in Art History

Senior Lecturer at the Department of History and Theory of Performing Art of Moscow Conservatory

125009, Russia, g. Moscow, ul. B.nikitskaya, 13

sabian@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2019.6.40320

Received:



Published:

30-12-2019


Abstract: The research subject is one of the first published drums playing learning guide, while previously this skill had been transmitted orally from one generation of performers to another. That is why the first published guides are so valuable. The article contains the translation of the tractate “Brief easiest guide to drum along with seven notated plays and marches, with the musician’s annotations” (Ludwig Winter’s widow’s edition, Berlin, 1777) from German into Russian, as well as the comments to it from the viewpoint of a modern performer. The tractate describes technical and stylistical musical techniques typical for Western Europe of the middle of the 18th century. The tractate can be of interest to practicing musicians and “all drums enthusiasts”.  The research method includes the traits of philological, cultural and pedagogical studies. The author searches for analogies in modern traditions of different cultures and brings into accordance the theoretical and practical parts of the research. The key results of the research are the possibility to adapt the teaching fundamentals and techniques of a regimental drummer of the middle of the 18th century to the modern realia. The main contribution of the author is not only the first literary translation of the work into Russian, but also generalization of the acquired knowledge for purposes of a modern performer and music teacher. The scientific novelty of the research consists in the opportunity for a modern musician to learn about the teaching techniques nearly two and a half centuries later. The study fills in the gap in the history of the Russian performing art.   


Keywords:

percussion, a military drum, military music, marches, war signals, A treatise of percussion, school for snare drum, Shamov, regimental drummer, Ludwig Winter

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Несмотря на то, что история барабанов неразрывно связана с историей становления и развития самого общества, а сфера «военного дела» одна из старейших, известных человечеству, обучение игре на ударных инструментах на протяжении долгого времени являлось по большей части «визуальной» традицией и переходило от одного поколения исполнителей к другому.

Нам известно, что в Западной Европе новобранцы получали знания от ведущего ударника или «барабанного майора», как его тогда называли, «на слух» и в большинстве случаев постигали свою профессию без малейших знаний даже элементарной теории музыки [5, 298]. Многие упражнения того времени включали в себя инструкции по подъёму и опусканию рук, рекомендации начинать и заканчивать исполнение вместе с различными «фокусами» (удар одной палочкой о другую и т.п) [10]. В добавление к рудиментам - особым приемам игры, построенных на определенных последовательностях аппликатур, барабанщики “должны были помнить наизусть неимоверное количество сигналов, маршей и аккомпанементов для военных оркестров” [5, 298]. В бою от правильности и четкости передачи приказов зависели жизни солдат, поэтому любое оповещение должно было быть немедленно узнаваемо. Основные современные барабанные команды, например, «Готовность», «Внимание», «Атака», «Марш» окончательно оформились к XVII веку [5, 299]. Необходимо отметить, что в армиях различных стран одни и те же сигналы звучали по-разному [7].

Усовершенствование как самой нотации, так и способов книгопечатания привело к появлению методических книг. Безусловно, любое исследование в области исполнительной практики, методов обучения игре, конструкции инструментов, музыкальной литературы и исполнительства было бы неполным без анализа сохранившихся материалов. Представляем первый перевод с немецкого языка трактата «Краткое руководство по игре на барабане для изучения простейшим способом наряду с семью пьесами и маршами, записанными нотами, с пояснениями музыканта (Издание вдовы Георга Людвига Винтера, Берлин, 1777 год) («Kurze Anweisung das Trommel-Spielen auf die leichteste Art zu erlernen, nebst sieben in Noten gesetzte Stücke und Märsche mit Anmerkungen von einem Tonkunstler»). Это методическое пособие является одним из немногих сохранившихся руководств по использованию барабана в маршевой и связанной с ним иной военной музыке.

Предлагаемое к рассмотрению наставление долгое время считалось анонимным. Американский ударник-исполнитель, преподаватель и специалист по ударным Джон Бэк в «Энциклопедии ударных инструментов» указывает в качестве автора пособия самого Винтера, возможно полагая, что после смерти Георга (1772г.) его вдова взялась опубликовать труд покойного мужа [4, 434]. Мы же, оставив этот вопрос за скобками данной работы, будем именовать создателя – Автор.

В «наставлениях» Автор отмечает множество фактов, которые утратили на данный момент практическую актуальность, однако ярко отражают и стиль записи, и даже звучание инструментов. Так, указывается, почему барабан следует записывать на ноте D в басовом ключе: литавры уже записываются в басовом ключе, а расположение посередине нотоносца позволяет не только проще заметить ноту, но и, изменяя положение штиля, зафиксировать аппликатуру (вниз – правая, вверх – левая рука). Но гораздо более примечательна рекомендация по настройке самого инструмента. Согласно современной классификации музыкальных инструментов, малый барабан относится к группе мембранофонов с неопределенной высотой звучания. Однако инструменты того периода ввиду конструкционных особенностей имели более четкий тон. Поэтому для большей «благозвучности» ввиду того, что “нота D часто повторяется у других инструментов”, также и кожу барабана следует настраивать под главный тон. “Хотя подобная рекомендация настройки инструмента на определенный тон и необычна, все же не уникальна. Ещё в труде Жан-Жака Руссо в разделе о военной музыке рекомендовалось настраивать барабаны при игре с флейтами, звучащими в g-moll, также как можно ближе к ноте G. А при аккомпанементе маршу, исполняемому духовым ансамблем, настраивать на ноту D [5, 298].

Как малого ребенка учат сначала говорить, а потом уже читать, так и Автор «простейшего способа» в первую очередь занимается вопросом выработки технического аппарата ученика, и только позже даёт «теоретическую базу»: определяет, что Trau – четверть, Lau – восьмая и Rau – шестнадцатая. Известно, что слоговое определение длительностей (у Автора –Trau, Lau, Rau) было широко распространено в то время. Оно позволяло не только запомнить ритмический рисунок, но и создать унисон при игре нескольких барабанщиков, ведь от слаженной сыгранности того или иного отданного «звукового приказа» зависела и точность его непосредственного выполнения. Автор не разделяет по слоговому обозначению правую и левую руки, по-видимому, компенсируя это нотной записью. Однако исполнители того времени, безусловно, пользовались этим приёмом (например, da-da – левая рука, ma-ma – правая), что в дальнейшем поспособствовало появлению уже упомянутой рудиментарной техники и укоренению терминов внутри неё [3]. Подобная система запоминания и обучения уже несколько тысяч лет используется в Индии. Символы-слоги («болы»), обозначающие определённые удары табла (ударного инструмента), помогают не только музыкантам, но и танцорам [9].

Немаловажный момент связан с рекомендацией акцентирования каждого первого удара при игре двойками, пока второй удар не будет «происходить сам по себе», т.е. автоматически. В то время как большинство ударных школ (в т.ч. современных) направлены на выработку ровности и равности ударов, Автор данного руководства вырабатывает нарочито маркированную двудольную «маршеобразность» звучания.

Далее внимание сосредотачивается на одновременном ударе двумя руками. Данный приём при игре на малом барабане в оркестровой и сольной практике встретишь нечасто из-за усовершенствования инструмента и отсутствия необходимости «сверхсильного» удара. Как правило, барабанные школы не включают специальные упражнения для его отработки. Однако в музыке драм-корпусов («drumcorps»), современных правопреемников военных ансамблей ударников, этот способ игры применяется до сих пор, правда, скорее как визуально-выразительное средство. Тем не менее, Автор руководства настаивает (пусть и «в третью очередь»), чтобы подобный удар был отработан. Для чего даются следующие упражнения: унисонные удары подряд; через восьмую; через две восьмых. Примечательно, что школы, построенные на освоении рудиментов, строятся скорее на равномерном развитии обеих рук, для чего все упражнения начинаются с левой руки, вырабатывая условную амбидекстрию. Автор же отдаёт все восьмые ноты правой руке, и только акцентированные унисонные – левой. Далее идёт переход к упражнениям для отработки дроби – Wirbel (нем. «вихрь»). Примечательно, что в отличие от современного способа исполнения, дробь строится на быстром последовательном чередовании «двоек» (двойных ударов каждой рукой) и без участия «отдробков», т.е. характерного дребезжащего отзвука палочки при её неполном прижатии к поверхности. Безусловно это связано с тем, что барабанные палочки того времени были немного короче и существенно толще современных, что в сочетании с толстой натуральной кожей делало актуальные для нас методы игры абсолютно неприемлемыми и невозможными.

Помимо теоретической части «Краткое руководство…» включает в себя также 7 разнохарактерных произведений («Stuеcke und Marsche»). В этом списке из семи пьес по сути отражена вся «судьба барабанщика» того времени: подъём, церковное шествие, развод караула, флаг-марш, отбой, пожарная тревога, траурный марш…

По мнению Автора трактата, наиболее сложный сигнал для исполнения (и возможно, выполнения) – «Zapfen». Барабанщиков из гарнизонов направляли в близлежащие города каждый вечер в 21:30, чтобы они информировали солдат о том, что пора вернуться в казармы. Этот процесс был известен как «doedentaptoe» (гол. «закрыть кран»), информировавший в том числе трактирщиков, что пора перестать наливать пиво и пора отправлять солдат восвояси. Барабанщики продолжали играть до 22:00 часов. «Tattoo», ранее известный как «tap-too» и «taptoo», ­– варианты голландского «taptoe», имевших аналогичное значение. Изданное в начале 19 века английское руководство по ударным также содержит аналогичный сигнал «taptoo», позже ставший «tattoo» – «призывом в казармы» [6].

Перевод трактата «Краткое руководство…» «некоего музыканта», представляющего собой детальное описание технических и стилистических приемов игры, характерных для музыкального стиля Западной Европы середины XVIII века, так же как и прежде адресован практикующим музыкантам и «всем любителям барабанов». Для сохранения целостности трактата и максимально точного его донесения до современного читателя, сохранены языковые особенности почти трех вековой давности и убран «голос за кадром», столь типичный для подобных работ.

В заключение хотелось бы выразить признательность коллегам, которые оказали помощь в работе над переводом и адаптацией на русский язык трактата, и напомнить напутственную фразу Автора «Die Uebung macht den Meister», которая не теряет своей актуальности через века: «Упражнениями достигается мастерство» (дословно «Упражнения создают мастера»).

«Краткое руководство по игре на барабане

для изучения простейшим способом

наряду с семью пьесами и маршами,

записанными нотами,

с пояснениями музыканта».

Издано Вдовой Георга Людвига Винтера. Берлин, 1777 год.

Вступление.

До сей поры, насколько я знаю, никому не приходила мысль положить на ноты пьесы и марши барабанщиков. Но один старый, почтенный полковой барабанщик, часто охающий и близкий к смерти (но все еще живой), выразил желание увидеть марши в нотной записи, чтобы тысячи людей из различных сословий могли их верно исполнить.

Дабы не допустить, чтобы этот старинный инструмент был предан забвению в мире, я переложил на ноты наиважнейшие пьесы и марши для барабана, чтобы представить их каждому барабанщику. Ведь игра на барабане является не только одним из старейших занятий, но и принадлежит к сфере музыкального искусства.

Возможно, какой-нибудь музыкант сочтет, что автор мог бы использовать время и с большей пользой, мол, какой в этой работе смысл?

Я бы хотел ему доверительно ответить, что больному человеку, который каждый день сталкивается с музыкантами, нельзя ставить в вину подобное времяпрепровождение.

Практическая польза этого труда состоит в том, чтобы всем показать, как правильно следует исполнять барабанный марш или иное произведение, точно в соответствии со своим размером и предназначением.

Удивительно, что многие, берущиеся рассуждать о барабанах и о литаврах, часто даже не знают простых вещей: может ли инструмент быть настроен на определенный тон или иметь разные тона. Еще меньше людей понимают, как следует исполнять то или иное произведение: сольно, дуэтом или трио.

Мне кажется, что уж это необходимо знать прежде, чем считать себя любителем или знатоком инструмента.

Кто может спорить с тем, что по прошествии сотен лет будут исполняться концерты на барабанах? Теперь разные сословия танцуют менуэты и простонародные танцы под этот инструмент. Очень неплохое начало! Следует также вспомнить о звучащей здесь в Берлине турецкой музыке.

Каждому любителю и знатоку игры на барабане сразу станет ясно, как только начнут играть последующие произведения, должен ли он вставать, или идти стрелять, или идти спать.

И почтенный полковой барабанщик, который, наконец, видит свое желание исполненным, теперь умрёт спокойно.

Руководство

Во-первых, барабан должен быть настроен на определенный тон, для чего используем ноту Dмалой отавы. Не только по причине того, что для литавр также используется басовый ключ, но и потому, что нота D может быть легко продублирована на многих других инструментах. А поскольку записывает она на средней из пяти основных нотных линий, то и быстрее попадается ученику на глаза, и благодаря этому легко запоминается. Это проиллюстрировано далее:

Басовый ключ Нота

Во-вторых, нужно запомнить ноту Dтрех основных видах в записи.

Правая рука Левая рука

Если ноты, их изображения и обозначения выучены, то начинайте медленно играть ноту Trau дважды только правой рукой. После этого продолжаете левой рукой также играть ноту Trau дважды и т.д.

Правая Левая Правая Левая

Ещё хотелось бы отметить: на первую ноту Trau делается чуть более сильный удар, чем на вторую, что обозначено маленьким штрихом над нотой. Этот приём должен использоваться в упражнениях, до тех пор, пока обе руки звучат схоже. Благодаря большому количеству упражнений второй звук будет выделяться сам по себе при помощи удара.

Далее отработайте ноту Trau одновременно двумя руками с легким акцентом, добиваясь того, чтобы исполнитель на слух не мог определить, что Trau играется двумя руками. См. Рис.:

Левая

Правая

После этого исполнитель начинает отрабатывать ноты Trau и Lau. См. Рис.:

Далее исполнитель попеременно правой и левой руками играет ноту Rau уже в виде дроби («Wirbel»), звучащей так коротко, как только возможно, См. Рис.:

Исполнитель должен стремиться к тому, чтобы самому услышать, как указанное ранее тремоло на ноте Trau звучит одинаково.

Если исполнитель добился описанного выше звучания тремоло, то он может начинать практиковаться на легкой пьесе, и, благодаря тренировке, избавиться от имевшихся ранее трудностей.

В заключение: исполнителю также необходимо усвоить длительность, упомянутых трех нот.

Четверть Восьмая Шестнадцатая

Упражнениями достигается Мастерство!

Семь пьес и маршей для любителя барабана, записанных нотами.

Список произведений

1. «Побудка» (Reveille).

2. «Церковное шествие» – Парад. (Kirchen-Parade).

3. «Развод караула»–Парад.(VergatterungzurWacht-Parade).

4. «Флаг-Марш» (Fahnen-Marsch).

5. «Отбой!» («Пивной сигнал») (Zapfen-Streich).

6. «Пожарная тревога» (Feuer-Larmen).

7. «Траурный марш» («Марш мёртвых») (Todten-Marsch).

I. «Побудка» (Reveille)

Начинается с короткой дроби, переходящей в несложный пунктирный ритмический рисунок, что способствует бодрости и придаёт тонус. Пьеса должна играться четко, чтобы каждый, услышав её, мог своевременно приступить к завтраку.

II. «Церковное шествие» – Парад (Kirchen-Parade)

Данная пьеса играется медленно и задумчиво. Повторяется трижды до отмеченного знака. Исполнитель должен вспомнить звучание колоколов, ведь они также начинают раскачиваться медленно, прежде чем приходят в движение и звонят, пока люди идут в церковь.

III. «Развод караула» –Парад (Vergatterung zur Wacht-Parade)

Пьеса начинается с трех коротких призывов. Из-за её краткости и энергичного исполнения требуется повторять вступление, которое играется легким звуком с большим вниманием к происходящему. Исполняется неоднократно (до конца церемонии).

IV. «Флаг-Марш» – Марш(Fahnen-Marsch)

Этот марш изначально весьма серьезный. Исполняется в умеренном темпе, отмечая ударами, происходящие важнейшие события. При этом некоторые исполнители позволяют себе играют дробь.

V. «Отбой!» («Пивной сигнал») (Zapfen-Streich)

Этот сигнал является по исполнению одним из самых сложных; начинается с длинной дроби и содержит три модификации одного ритма, которые быстро сменяют друг друга; исполняется очень энергично, чтобы каждый услышавший как можно быстрее опустошил свой бокал и поспешил поскорее на ночлег.

VI. «Пожарная тревога» (Feuer-Larmen)

Этот сигнал может исполняться от С,D,E,F,G,A, и каждый исполнитель может выбрать для себя свою тональность. Оно начинается с очень мелкой и сильной дроби. Исполнитель может показать внутренне напряжение через большую силу в вибрации. Однако необходимо четко соблюдать каждое «Forte», «Diminuendo», «Crescendo», «Stoccato» и «DaCapo», иначе эффект будет потерян. Сигнал также используется в качестве предупреждения об опасности.

VII. «Траурный марш» (Todten-Marsch)

Марш предполагает настолько жалобное и скорбное звучание, насколько хватит фантазии исполнителя. – Он начинается с продолжительной приглушенной дроби, затем следуют три слабых удара; имеет смысл использовать дэмпфер (он может быть из льняного полотнища, сукна или кожи), позволяющий исполнителю четко соблюдать паузы.

Вступление к Траурному маршу

Это вступление можно, по усмотрению исполнителя, пропеть, продудеть или просвистеть перед исполнением основного марша.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.