Международное право
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Рубрика "Интеграционное право и наднациональные объединения"
Интеграционное право и наднациональные объединения
Акопджанова М.О. - Правовое регулирование деятельности Евразийского экономического союза c. 1-8

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.1.13392

Аннотация: В статье рассматриваются правовые принципы организации и деятельности Евразийского экономического союза, важнейшие положения Договора о Европейском экономическом союзе, регулирующие вопросы внешнеторговой, макроэкономической, валютной политики, отношения в сфере энергетики, налогообложения, интеллектуальной собственности, трудовой миграции.В рамках статьи исследовались также органы Европейского экономического союза, иерархия нормативно-правовых источников, регулирующих деятельность Союза, в зависимости от их юридической силы, а также выделены особенности построения и функционирования важнейших направлений экономической деятельности в связи с ратификацией странами-участницами Договора о Евразийском экономическом союзе. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, а также формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты применения диспозиций норм Договора о Евразийском экономическом союзе . В процессе исследования был приведен актуальный перечень направлений сотрудничества в связи с ратификацией странами-участницами данного Договора. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Боклан Д.С., Лифшиц И.М. - Действие принципа верховенства права в Евразийском экономическом союзе c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.2.18986

Аннотация: Принцип верховенства права, являясь признанным общественным благом, встречает при реализации в интеграционных образованиях ряд существенных барьеров. Авторы исследуют такие барьеры применительно к Евразийскому экономическому союзу, выделяя среди них проблему компетенции Евразийской экономической комиссии и действия ее актов, вопросы, связанные с недостатком правовой легитимации институтов ЕАЭС в связи с отсутствием в этом интеграционном объединении органов народного представительства, отсутствие механизма гармонизации национального законодательства государств-членов Евразийского экономического союза. Используя методы сравнительно-правового и системного анализ, авторы предлагают использовать в дальнейшем развитии ЕАЭС опыт Европейского союза в части обеспечения большей подотчетности интеграционных органов национальным парламентам, введения в ЕАЭС инструментов, обеспечивающих гармонизацию права и гарантии транспарентности в принятии и исполнении решений интеграционных органов. Приводя примеры из сферы финансовых и экологических отношений, авторы приходят к выводу, что практика осуществления публичной власти в каждом государстве-члене ЕАЭС может быть при помощи международных договоров и актов интеграционных органов Союза приведена в соответствие с лучшим стандартом в Союзе или в соответствие с лучшими стандартами в мире, что может значительно уcовершенствовать качество государственного управления в государствах-участниках.
Краснова К.А. - Борьба с коррупционными преступлениями в государствах - членах ЕС c. 13-20

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.1.15237

Аннотация: Автор подробно рассматривает институциональный аспект антикоррупционной политики государств - членов Европейского Союза. Особое внимание уделяется правовым предпосылкам создания специальных органов противодействия коррупции на национальных уровнях. Среди специализированных служб по противодействию коррупции, существующих в настоящее время во многих государствах – членах Европейского Союза, автор условно выделяет органы по предупреждению коррупции и органы по борьбе с коррупционными преступлениями.Деятельность последних рассмотрена на примере Австрии,Бельгии,Великобритании,Италии,Ирландии,Испании,Латвии,Нидерландов,Польши,Франции. Исследование правоохранительных и иных органов по борьбе с коррупционными преступлениями в государствах - членах Европейского Союза проводилось на основе сравнительно-правового метода,позволившего изучить общие и специфические закономерности антикоррупционной политики отдельных государств рассматриваемого интеграционного объединения. Варианты организации органов по борьбе с коррупцией в отдельных государствах – членах ЕС отличаются разнообразием. В одних странах пошли по пути расширения функциональных обязанностей существующих правоохранительных органов. В других – созданы специализированные прокуратуры и специальные службы по борьбе с коррупцией.В парламентах ряда стран образованы постоянно действующие комиссии, уполномоченные осуществлять контроль, расследование и проверку соответствующих данных о коррупции.В странах с традиционно высоким баллом индекса восприятия коррупции и незначительным масштабом коррупционных преступлений специализированные правоохранительные службы по борьбе с коррупцией отсутствуют.
Воронцова О.В. - Международное сотрудничество и политика Европейского Союза в области охраны почв c. 16-38

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.2.5106

Аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты международного сотрудничества и политика Европейского Союза в области охраны почв от различных видов загрязнения. Исследование данных вопросов на международном уровне затрагивает анализ основных нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. Политика Европейского Союза освещена также с точки зрения правового регулирования, конечной целью которого является предупреждение ухудшения состояния почв. Автор отмечает, что законодательство, регулирующее состояние или использование почвы недостаточно разработано ни на национальном, ни на международном уровнях. Не существует единого документа, охватывающего все аспекты, связанные с почвами. Автор рассматривает основные международно-правовые документы, статистические данные, результаты деятельности неправительственных организаций. В работе обоснуется актуальность вопросов совершенствования защиты почв как не региональном уровне (в ЕС) так и в международном масштабе. Отдельные акты европейского права все же свидетельствуют о том что определенные усилия в направлении защиты почв уже сделаны или (по крайней мере) являются более совершенными чем в других государствах и региональных объединениях.
Shinkaretskaya G.G. - Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери c. 16-40

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.1.11600

Аннотация: В статье рассматривается участие Российской Федерации в международных организациях. Автор констатирует, что пока ни в одной региональной организации, где участвует Россия, нет реальных сдвигов в сторону реальной интеграции, не говоря о свойствах наднациональности. Евразийское экономическое сообщество не стало организацией экономической интеграции. Этому препятствуют постоянные разногласия между его участниками и неуважение к праву, в том числе к принятым самим ЕврАзЭС решениям. Что касается Таможенного союза, то его исполнительные органы находятся под пристальным присмотром государств-участников, и ни в коем случае не играют роль функционального независимого органа, действующего исключительно в интересах международной организации. Самой свободной формой обладает Шанхайская организация сотрудничества: формы взаимодействия между органами не определены, нет и формального соподчинения, так что каждый из них фактически представляет собой маленький самостоятельный орган межведомственного сотрудничества. Решения во всех органах ШОС принимаются на основе консенсуса. Это значит, что фактически каждое решение представляет собой в сущности международный договор. Подобный же порядок действует и в Организации договора о коллективной безопасности. Реальное правовое регулирование действует во Всемирной торговой организации. Россия как участник этой организации связана четко сформулированными и согласованными со всеми другими участниками нормами и правилами. Участие в ВТО не будет для России простым в силу того, что сложные процедуры разрешения споров потребуют высокой квалификации юристов, которые будут обеспечивать интересы нашей страны.
Стоякин С.Г. - Диалектика феномена международной интеграции c. 17-41

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.4.13182

Аннотация: В статье проводится анализ сущности явления международной интеграции и, в частности, интеграции государств. Предмет проведенного исследования включает в себя понятие интеграции (в его «общенаучном» смысле), основные категории интеграции, феномен международной интеграции и, в частности, интеграции государств, вопрос о формах интеграции государств, понятие свойств и признаков государства, в том числе суверенитет как сущностное качество государства, а также содержание процесса приобретения интеграционным объединением качественной и количественной определённости государства. В качестве метода и методологической основы анализа использована диалектика в сочетании с международно-правовым и государственно-правовым подходами. Использованная методологическая основа заметно отличает настоящее исследование от других работ по рассматриваемой тематике. Ее применение позволило сделать вывод о том, что интеграция есть диалектический процесс перехода объединённых связью частей в целое, возникающее в результате скачка, возможно, имеющий своим результатом возникновение такого целого. Применение данного вывода к сфере межгосударственных отношений (к интеграции государств) привело к заключению о том, что интеграция государств – это процесс перехода определенной совокупности государств к единому государству как гипотетическому результату данного процесса, сопровождающийся наделением данной совокупности признаками и свойствами, подобными государственным. Данное определение соответствует понятию международной интеграции в узком смысле, под которой, в широком смысле, предлагается понимать форму сотрудничества определённой группы государств, в рамках которой эти государства совместно реализуют цели в различных областях сотрудничества по взаимному сближению. Как теоретическое, так и практическое значение представляет вопрос о содержании процесса приобретения интеграционным объединением качественной и количественной определённости государства, поскольку он раскрывает аспекты совершенствования интеграции государств.
Каминская Н.В. - Влияние глобализационных тенденций на становление региональных правовых систем c. 20-33

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.2.10941

Аннотация: Актуальными тенденциями развития права и правовых систем на современном этапе являются, вчастности, глобализация, интеграция и регионализация. Их следствие, по нашему мнению, становят соответствующие трансформации в правотворческой и правореализационной деятельности различных уровней. Это касается и активизации интеграционных процессов национальных правовых систем, их взаимодействия, функционирования системы международного права, соответствующего надлежашего отражения в национальнои праве, также как и необходимости надлежащего исследования относительного новых юридических категорий – региональных правовых систем, в частности европейского масштаба и др. В целях данной статьи автором использовано ряд методов научного исследования, а именно сравнительно-правовой, исторический, системный, структурно-функциональный, социологический. прогностический и т.д. Глобализация является многоплановым процессом, комплексом социальных явлений, которые эволюционируют и видоизменяются во времени, содействуют превращению локальных проблем в глобальные. Под ее воздействием происходит трансформация общественного устройства, различных правовых систем. В свою очередь, регионализация (регионализм) определяется как процесс создания региональных международных систем, соответственных институтов и инструментов. В результате их взаимодействия наблюдается становление региональных международно-правовых систем, которые в отличие от международного права, могут оказаться наиболее эффективными, поскольку занимая своего рода промежуточное положение, они ближе и доступнее к основной социальной ценности – человеку, территориальным сообществам и другим социальным общностям, традициям и обычаям, существующим правовым системам, равно как и к процедурам управления, контроля материально-финансовых ресурсов, привлечения к ответственности.
Агеева А.Д. - Особенности и соотношение правового регулирования косвенного налогообложения в ЕС и ФРГ. Роль Суда ЕС. c. 21-33

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.1.17957

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы сближения законодательств государств-членов Европейского союза (ЕС) в сфере косвенного налогообложения. Объектом исследования являются механизмы и особенности правового регулирования косвенного налогообложения как одного из столпов интеграции, в частности, налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. Указанные механизмы рассматриваются на примере законодательства ФРГ и в рамках правового поля ЕС – наднациональных принципов и нормативных положений, которым не должны противоречить национальные акты любого из государств-членов ЕС. В качестве основных методов научного познания использованы следующие: сравнительно-правовой и лингвистический методы, метод аналогии, а также такие общенаучные методы исследования как анализ, синтез, абстрагирование и др. В результате проведенного исследования Автор пришел к выводу, что сохранение формулировок европейских директив при имплементации в национальное право, по общему правилу, предупреждает возникновение противоречий между национальным и европейским актом, однако даже буквальный перевод не гарантирует единообразное толкование и применение нововведенных положений в государствах-членах. Возникающие проблемы решаются путем тщательного изучения лексического смысла слов в разных языках и введением, в случае необходимости, дополнительных определений, действующих в сфере применения положений европейских актов. В некоторых случаях разъяснения Суда ЕС являются единственным возможным источником правового регулирования.
Губарец Д.П. - Концепция внешнего сопровождения внутренней деятельности ЕС c. 34-45

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.2.11628

Аннотация: В статье рассматривается концепция приоритета внутренней политики ЕС над внешней. Утверждается, что существует тенденция расширения соответствующих полномочий институтов ЕС, однако в нормативной базе еще довольно много неясностей. Рассматривается ряд решений Суда ЕС, который в рамках своей судебной практики разработал, так называемую концепцию “внешнего сопровождения” содержание которой сводится к тому что в тех случаях, когда коммунитарное право передает институтам компетенцию на достижение какой-либо цели, Сообщество вправе принимать на себя международные обязательства, даже если у него нет на это прямого правомочия. Рассматриваются различные подходы Суда ЕС к данному вопросу. Так, в частности, упоминаются расширительная и узкая трактовки внешней компетенции Евросоюза. Автором также выдвигается гипотеза о том, что концепция внешнего сопровождения может использоваться и противоположным способом: юридическое обоснование внешнеполитической компетенции может стать поводом для создания внутреннего обязательства.
Аверина К.Н. - Экологическая политика ЕС в области охраны лесов c. 36-51

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.3.402

Аннотация: В статье подробно рассматривается политика Европейского союза в области охраны лесов. Проведен анализ основных механизмов управления, а также представлен анализ законодательных актов в данной сфере стран Европейского союза. Представлена типология лесов в соответствии с нормативными правовыми актами некоторых европейских стран, а также их роль в эколого - климатическом равновесии Европы. Также рассмотрены, существующие в Европейском союзе, семь информационных уровней относительно лесных ресурсов.
Рыжов В.Б. - Интеграция как тенденция современного развития c. 41-62

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.1.11637

Аннотация: Автор исходит из посыла, что в современном общественном сознании существует противоречие между признанием необходимости процессов интеграции и институализации их в международных организациях, с одной стороны, и опасение недостаточной демократичности этих же организаций. Автор задается вопросом о том, является ли представительная демократия подходящей моделью для международных структур, и если это не так, то как могут существовать демократические государства в недемократическом мире? Если интеграция несовместима с демократией, следует ли осуществлять дальнейшее продвижение к интеграции? Автор выделяет наличие прямой зависимости степени интеграции международной организации с возможностями отстаивать демократические тенденции в ее организации и деятельности. Это прекрасно прослеживается на опыте Всемирной организации здравоохранения: основные решения принимаются на уровне мировой и региональной бюрократии, и организация становится непрозрачной для мирового общественного мнения, и непроницаемой для воздействия неправительственных организаций.
Воронина Н.А. - Союзное государство Россия – Беларусь: опыт правового регулирования c. 52-67

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.3.9061

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы становления и развития Союзного государства России и Беларуси. Особое внимание уделено проблемам защиты социально-трудовых прав граждан двух стран. Содержится анализ нормативной правовой базы в этой области и правоприменительной практики, выявляются недостатки в системе социальной защиты трудовых мигрантов и намечаются пути их преодоления. Раскрывается роль Союзного государства в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. The article deals with questions of creation and development of the Union State – Russia – Belorus. Special attention is paid to problems of protection of social and labour rights of citizens of two countries. The author analyses the existing agreements and laws in this field as well as legal practice, reveals shortcomings in the system of social protection of labour migrants and points ways to overcome them. The role of the Union State in the integration processes on the post-Soviet territory is depicted.
Краснова К.А. - Защита свидетелей в государствах-членах ЕС c. 66-86

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.4.15262

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает институциональный аспект защиты свидетелей в государствах-членах Европейского Союза.Особое внимание уделено правовым предпосылкам организации программ защиты свидетелей на национальных уровнях.Деятельность национальных программ рассмотрена на примере Австрии,ФРГ,Италии,Франции,Великобритании.В структурном отношении программы защиты свидетелей условно разделены автором на два компонента: руководящий орган (орган по защите) и учреждение-исполнитель (подразделение по защите). Отмечается определенная специфика в отборе свидетелей для участия в программе и подаче заявления на включение в программу.Рассмотрены варианты межгосударственного сотрудничества по вопросам защиты свидетелей и координирующая роль Европола в этой сфере. Исследование правоохранительных и иных органов по защите свидетелей в государствах-членах Европейского Союза проводилось на основе сравнительно-правового метода,позволившего изучить общие и специфические закономерности организации соответствующих программ в отдельных государствах рассматриваемого интеграционного объединения. Научная новизна исследования состоит в том, что сформулировано ключевое отличие европейского подхода к пониманию программ защиты свидетелей. Последние воспринимаются как уникальное средство обеспечения безопасности свидетелей и оказания поддержки системе уголовного правосудия в целом.Определены перспективные направления дальнейшего развития рассматриваемого направления правоохранительной деятельности.
Постникова Е.В. - Правовое регулирование признания профессиональных квалификаций в сфере предоставления услуг в Европейском Союзе c. 75-122

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.1.592

Аннотация: Основной целью статьи является выявление особенностей и тенденций развития правового регулирования признания профессиональных квалификаций в сфере предоставления услуг в Европейском Союзе. Поскольку признание профессиональных квалификаций и подтверждающих их документов является одной из основных форм взаимного признания, автором затрагивается вопрос содержания принципа взаимного признания. Обращается внимание на существование различных доктринальных подходов к классификации взаимного признания. На основании анализа актов вторичного права ЕС и практики Суда ЕС рассматривается формирование механизма правового регулирования признания профессиональных квалификаций. Дается общая характеристика различных попыток гармонизации законодательств государств-членов ЕС в области профессиональных квалификаций на основе секторального подхода, минимальных образовательных стандартов и общей системы взаимного признания, а также выявляются их недостатки. Особое внимание уделяется Директиве 2005/36 о признании профессиональных квалификаций с точки зрения реализации свободы предоставления услуг.
Курбанов Р.А. - Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности и интеграционные процессы в Африке c. 91-109

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.2.14676

Аннотация: В данной статье исследуется Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности; созданная англоязычными государствами Африки, рассматривается ее институциональная структура; история ее создания; функционирование ее институтов; и влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов. Автор делает вывод, что данная организация остается слабо интегрированной региональной структурой. Тем не менее, необходимо отметить, что в рамках ее правопорядка все же можно идентифицировать ряд элементов наднациональности. Так, например, здесь функционирует институт, обладающий правом выдачи патентов, действующих на территории всех государств-членов, а также орган, функции которого являются квазисудебными (Арбитражная палата и Офис ARIPO). Более того, здесь частично существует общее патентное право. Особо следует отметить задачи по гармонизации и координации законодательств и деятельности стран-участниц в области защиты промышленной собственности. Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности является узкопрофильной организацией, так как ее деятельность касается лишь права интеллектуальной собственности, а не интеграционных процессов в общем, которые чаще всего касаются если не всех, то большинства сфер жизнедеятельности человека, общества и государства. Действие решений органов этой организации, могут быть приостановлены в рамках правопорядка одного из государств-членов национальными органами власти соответствующего государства.
Агапов И.О. - К вопросу о лоббировании в Европейском союзе c. 112-127

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.3.15150

Аннотация: Предметом настоящего исследования является активно развивающийся в настоящее время режим регулирования взаимодействия представителей интересов (лоббистов) с учреждениями ЕС. Особое внимание уделяется новеллам принятого 15 апреля 2014 г. соглашения между Европейским парламентом и Европейской комиссией о реестре прозрачности организаций и работающих на себя физических лиц, вовлеченных в разработку и реализацию политики ЕС. Обозначаются проблемы, с которыми столкнулся европейский законодатель при попытке урегулировать лоббистскую деятельность посредством системы добровольной регистрации, а также препятствия, стоящие на пути создания обязательного реестра по аналогии с США. В исследовании использовались исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы исследования. Наиболее активно использовался компаративный метод при сравнении действующего межведомственного соглашения ЕС и американского Закона о раскрытии лоббирования. Основным выводом исследования является обнаружение проблемы правовой основы создания на уровне ЕС системы обязательной регистрации лоббистов, выражающейся в отсутствии у учреждений ЕС явного полномочия возлагать соответствующие обязанности на физических лиц и организации, не являющиеся "европейской администрацией". В этой связи автором предлагается несколько вариантов решения данной проблемы, в том числе, использование "доктрины подразумеваемых полномочий".
Степаненко В.С. - Источники европейского экологического права. c. 161-183

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.4.10072

Аннотация: Автор рассматривает источники европейского права в их взаимно связи отраслью экологического права. Подробным образом рассматриваются различные виды актов органов Европейского союза: первичное право (учредительные договоры); неписаное первичное право; директивы и рекомендации; эколого-политические программы действий.Угодный вид акта рассматривается поо своей природе, сфере действия и субъектному составу. Приводятся конкретные примеры различных актов европейского экологического права. Так в частности автор считает что эколого-политические программы действий являются источниками европейского экологического права несмотря на их ненормативную природу. Это вызвано тем, что эколого-политические программы действий закрепляют цели и приоритеты экологической политики, описывают в общей форме меры для определенного временного отрезка, устанавливают глобальные связи, вводят тенденции развития, закрепляют ориентации; они предваряют и подготавливают законодательные меры на уровне Сообщества и конкретизируют ихВ итоге автор приходит к выводу о том, что формы нормативно-правовых актов рассматриваются как достаточная и эффективная составляющая механизма правотворчества. Но применительно к экологическому (как и к иным отраслям) праву их использование опосредуется многими факторами и, прежде всего, экологической политикой ЕС.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"