по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Международное право"
Номер подписан в печать: 03-04-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Интеграционное право и наднациональные объединения
Шугуров М.В. - Евразийский банк развития как механизм научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС: правовые аспекты c. 1-28

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37236

Аннотация: Предметом исследования являются правовые и тесно связанные с ними программно-стратегические аспекты деятельности Евразийского банка развития (ЕАБР) как ключевого регионального финансово-инвестиционного института, оказывающего в приоритетном порядке поддержку интеграционным проектам в производственной сфере в странах операций. Цель исследования состоит в концептуальной систематизации программно-стратегических и правовых основ деятельности ЕАБР в качестве механизма развития сотрудничества государств – членов ЕАЭС в сфере технологической модернизации экономики и выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции на основе кооперационных проектов с интеграционной составляющей. Автор подробно останавливается на анализе инструментов, входящих в право Банка и определяющих его участие в интеграционных процессах в сфере промышленности, АПК и энергетики, которые предполагают технологическую модернизацию. Исследованы положения, относящиеся к праву Союза и направленные на вовлечение Банка в интеграционные процессы производственно-технологического характера. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что текущая проектная и связанная с ней аналитическая работа Банка соответствует трендам, в русле которых сегодня функционируют многосторонние банки развития как таковые, а также коррелирует потребности повышения глобальной конкурентоспособности Союза. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении системы правовых инструментов, направленных на реализацию и усиление потенциала ЕАБР в качестве одного из механизмов производственно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС. Основной вклад в изучение темы представляет собой обоснование положения о том, что преодоление системных проблем, сохраняющихся в деятельности Банка, при опоре на поддержку национальных правительств и национальных институтов развития, а также при активном сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией самым положительным образом скажется на усилении интенсивности процессов производственно-технологической кооперации и превращении Союза в одно из влиятельнейших интеграционных объединений современного мира.
Международное право и взаимодействие международных организаций
Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. - Влияние Арктического совета на формирование единого правового пространства в Арктическом регионе: реалии и перспективы c. 29-39

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37287

Аннотация: Арктический совет был создан в соответствии с Оттавской декларацией 1996 года в качестве «форума высокого уровня» для обеспечения сотрудничества в Арктике. В центре его полномочий стоит содействие устойчивому развитию и охране окружающей среды в Арктике. Проведенные в начале 2000-х годов под эгидой Арктического совета научные исследования позволили получить более ясное и объёмное представление о проблемах Арктики и путях их решения. На современном этапе Арктический совет стал чем-то вроде координирующего центра развития арктического правопорядка. Он служит местом переговоров, выяснения позиций отдельных государств по конкретным вопросам и установления возможных путей решения проблем. При его содействии приарктическими государствами были заключены некоторые договоры. Помимо государств Арктической восьмёрки, имеющих решающие полномочия на принятие решений в Совете, равно как и право обсуждать политику Совета и руководить его шестью рабочими группами, в состав Совета были приняты страны наблюдатели из числа неарктических государств, которые ограничены в своих полномочиях в рамках Совета. В настоящее время Арктический совет признается международным сообществом как ведущий и ответственный организатор правопорядка в Северном Ледовитом океане и даже представляет интересы не только приарктических, но и неарктических государств. Привлечение неарктических государств к работе в Арктическом совете может повысить эффективность его деятельности в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды, а также их участие в его деятельности обеспечит их приверженность достигнутым в рамках Совета результатам и поможет позиционировать Совет как наиболее логичное и подходящее место для формирования международной координации в Арктике.
Актуальный вопрос
Шинкарецкая Г.Г., Берман А.М. - Кибератаки - противоправное использование цифровых технологий c. 40-50

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37271

Аннотация: В статье отмечается, что кибератаки, то есть враждебное воздействие на информационные системы лиц, компаний или государств, представляют собой новой вид преступной деятельности. В международном праве пока нет нормативных документов, определяющих порядок борьбы с кибератаками. Разработка такого определения затрудняется тем, что основаниями для принятия принудительных действий против другого государства в международном праве является агрессия (вооруженное нападение), которая дает государству право на индивидуальную или коллективную самооборону. Авторы указывают, что в доктрине признается правомерным проведение параллелей между обычными операциями, которые можно охарактеризовать как применение силы, и соответствующими кибероперациями,   причем в качестве критерия агрессии предложено использовать оценку масштабов нападения и тяжесть последствий. Затруднение в квалификации кибератаки создается также открытой архитектурой Интернета, которая позволяет миллиардам пользователей по всему миру взаимодействовать друг с другом. Эта же особенность интернета позволяет хакерам скрывать свою личность или даже использовать чужое устройство без ведома его владельца. Все эти трудности возрастают, если кибероперации проводятся государствами или от их имени. По сути, участник кибератаки не несет никаких последствий за свои действия. Констатируется, что современное международное право дает возможность осуществлять свою юрисдикцию на его территории и экстерриториально.
Международное право и внутригосударственное право
Дубень А.К. - Международно-правовые основы обеспечения информационной безопасности: проблемы и приоритеты c. 51-60

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37654

Аннотация: В данной статье рассматривается международно-правовой аспект и сравнительная характеристика развития обеспечения информационной безопасности в России и странах мира. Раскрываются определение, формы, виды и характеристика различных сторон и аспектов информационной безопасности информационных систем. Предмет, объект и концептуальные возможности обеспечения информационной безопасности. Статья посвящена правовой регламентации обеспечения информационной безопасности при международном сотрудничестве. Проведен подробный анализ международных нормативно-правовых актов, закрепляющих основы обеспечения информационной безопасности. Рассматриваются основные направления развития российского и зарубежного законодательств в сфере информационной безопасности и роль международных органов в обеспечении информационной безопасности. Автор делает вывод, что вопрос совершенствования правового обеспечения информационной безопасности в области международного сотрудничества свидетельствует отчетливо наметившееся активизация сотрудничества государства в рамках региональных объединений в сфере обеспечения информационной безопасности, а также заключение ряда международных соглашений и принятие совместных заявлений в названной области. В соответствии с действующим законодательством, в статье определяются уровень, и степень защиты информации. Акцент делается на последние изменения в законодательстве об информации, информационных технологиях как совокупности мер, способствующих предотвращению несанкционированного использования, злоупотребления, изменения информации, фактов, данных в историко-правовом аспекте обеспечения информационной безопасности информационных систем.
Интеграционное право и наднациональные объединения
Лю К.А. - Ключевые направления развития наднационального правового регулирования цифрового пространства ЕС на современном этапе c. 61-75

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37674

Аннотация: В рамках настоящей статьи предпринимается попытка выявить наиболее актуальные тенденции в сфере совершенствования наднационального правового регулирования цифровых отношений на уровне ЕС. Это и стало главной целью данного исследования. Для достижения данной цели соответствующие правовые инициативы анализируются по трем основным направлениям: в рамках совершенствования права ЕС в сфере обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных; в рамках развития наднационального регулирования цифровой (облачной) инфраструктуры; а также в рамках формирования правовых основ для создания единого цифрового рынка ЕС. Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в цифровой сфере на наднациональном уровне в рамках Европейского Союза. Предметом же стали предложения и инициативы по совершенствованию наднациональной правовой базы регулирования таких общественных отношений в современных условиях.    Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что оно представляет собой попытку комплексно проанализировать наиболее актуальные инициативы ЕС по совершенствованию наднациональной правовой базы регулирования общественных отношений в цифровой среде. В российской литературе соответствующие процессы пока не изучены в должной степени. По итогам проведенного анализа формулируется вывод о том, что актуальные направления совершенствования наднационального правового регулирования единого цифрового пространства ЕС представлены тремя основными направлениями: 1) совершенствование наднационального регулирования единой цифровой среды в части обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных; 2) развитие наднациональных правовых основ единой цифровой (облачной) инфраструктуры; 3) создание наднациональных правовых основ единого цифрового рынка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.