Статья 'Международное сотрудничество и политика Европейского Союза в области охраны почв' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Международное сотрудничество и политика Европейского Союза в области охраны почв

Воронцова Оксана Викторовна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»

167000, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11, оф. 404

Vorontsova Oxana

PhD in Law

Dean of the Law Faculty,  Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines of the Academy of State Service and Administration of the Republic of Komi

167982, Russia, Republic of Komi, Syktyvkar, Kommunisticheskaya, d.11.

mart.73@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9899.2013.2.5106

Дата направления статьи в редакцию:

29-05-2013


Дата публикации:

1-6-2013


Аннотация.

В статье рассматриваются правовые аспекты международного сотрудничества и политика Европейского Союза в области охраны почв от различных видов загрязнения. Исследование данных вопросов на международном уровне затрагивает анализ основных нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. Политика Европейского Союза освещена также с точки зрения правового регулирования, конечной целью которого является предупреждение ухудшения состояния почв. Автор отмечает, что законодательство, регулирующее состояние или использование почвы недостаточно разработано ни на национальном, ни на международном уровнях. Не существует единого документа, охватывающего все аспекты, связанные с почвами. Автор рассматривает основные международно-правовые документы, статистические данные, результаты деятельности неправительственных организаций. В работе обоснуется актуальность вопросов совершенствования защиты почв как не региональном уровне (в ЕС) так и в международном масштабе. Отдельные акты европейского права все же свидетельствуют о том что определенные усилия в направлении защиты почв уже сделаны или (по крайней мере) являются более совершенными чем в других государствах и региональных объединениях.

Ключевые слова: охрана почв, деградация почв, опустынивание, международное сотрудничество, ООН, Европейский Союз, Конвенция, Хартия, международные соглашения, европейские программы

Abstract.

The article concerns legal aspects of international cooperation and the EU policy in the sphere of protection of soils from various types of pollution. The study of these issues at an international level requires analysis of the key normative acts regulating the legal relations in this sphere.  The policy of the EU is also being discussed from the legal regulation standpoint, bearing in mind its main goal, which is prevention of worsening of soils.  The author notes that the legislation on condition and use of soil is not sufficiently developed both at the international and national level. There is no unified document on all soil-related aspects.  The author studies key international legal documents, statistical data, results of NGO work.   The article concerns improvement of soil protection both at the regional level (in the EU) and on an international level. However, some legal acts of the EU  prove that some efforts towards soil protection have been taken, or, at least, these acts are more developed than in other states and regional associations.

Keywords:

protection of soils, soil degrading, desertisation, international cooperation, the UN, the European Union, Convention, Charter, international treaties, European programs

Международное сотрудничество по охране почв

Данная работа выполнена с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Несмотря на то, что почва является одним из важнейших природных ресурсов, мировая общественность уделяет вопросам ее охраны меньше внимания, чем например, воде или воздуху. Законодательство, регулирующее состояние или использование почвы недостаточно разработано ни на национальном, ни на международном уровнях. Не существует единого документа, охватывающего все аспекты, связанные с почвами [1]. Естественные процессы формирования почвы протекают крайне медленно, а после повреждения почвы полностью восстанавливаются в течение сотен, а иногда и тысяч лет, хотя деградация земли происходит очень быстро. Несомненно, что почва — это часть общей экосистемы планеты, поэтому ухудшение состояния почв влияют и на другие природные ресурсы. Загрязнения через почву попадают в грунтовые воды, угрожают растениям и животным. Деградация почв не только влияет на состояние здоровья и благосостояние людей (соприкосновение с кожей, вдыхание пылевидных частиц и летучих веществ, потребление воды и пищи; плодородие земель, голод, нищета), но может изменить внешний вид всей Земли (например, в случае крайней деградации почвы — опустынивания). Эрозия (главным образом, ветровая) может привести к загрязнению поверхностных и грунтовых вод наносами и химическими соединениями, изменению русел рек и даже разрушению автомобильных и железнодорожных инфраструктур.

Согласно сведениям, приведенным в Программе Организации Объединенных Наций (далее — ООН) по окружающей среде, на территории около трети поверхности планеты почва подвержена разным видам деградации [2], что сказывается на жизни более одного миллиарда человек в более чем 100 странах мира. Наиболее остро стоит этот вопрос в странах к югу от Сахары, где 66 % территорий занято пустынями или полупустынями. ООН признает, что ускорение процессов опустынивания может увеличить число бедняков и вызвать волны иммиграции. Согласно Оценке экосистем на рубеже тысячелетия от 2005 г., 10 % засушливых районов подвержены различным формам деградации земель, что неразрывным образом связано с бедностью населения. При этом на засушливых территориях (не в пустынях) проживает 2,1 млрд человек, т.е. каждый третий житель Земли [3]. Поэтому одной из целей дальнейшего развития человечества, как указано в резолюции 64/201 Генеральной Ассамблеи ООН, является восстановление деградированных земель, особенно при отрицательном влиянии климатических изменений [4]. Засушливость территорий связана с объемами водных ресурсов. Изменение климата может привести к тому, что в 2030 г. огромное количество человек (приводятся цифры от 24 до 700 млн человек [5]) будет вынуждено искать новое более благоприятное место жительства. Улучшение состояния почвы поможет искоренить нищету и будет способствовать экологической и экономической стабильности в мире.

Деградация почвы затрагивает порядка 110 стран. Ежегодно 12 млн га земель (эта площадь сопоставима с территорией государства Бенин) приходят в упадок, а на них могло бы выращиваться до 20 млн т зерна. Ежегодно объем потерянных доходов вследствие опустынивания и деградации земель составляет 42 млрд долл. США. При этом принимаемые сейчас во многих странах мира принципы устойчивого и рационального управления почвенными ресурсами могут повысить урожайность на 30–170 % [5].

При таком положении дел кажется нелогичным то, что вопросы состояния почвы рассматриваются, как правило, в различных отраслях законодательства (в частности, относительно отходов, химических веществ, грунтовых вод, лесов). Исключение составляет борьба с опустыниванием земель. Необходимо отметить, что и в российском законодательстве существуют примеры правового регулирования борьбы с этим негативным фактором. Например, в постановлении Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» [6] закреплена задача сохранения и поддержания агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания для поддержания почвенного плодородия.

Решению проблемы с опустыниванием почв посвящена Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке [7]. В 1977 г. Конференция ООН по борьбе с опустыниванием приняла План действий по борьбе с опустыниванием. Но, несмотря на эти и другие усилия, а также на некоторые успехи в этой отрасли, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) пришла в 1991 г. к выводу о том, что проблема деградации земель обострилась [8]. Поэтому на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, проблема опустынивания широко обсуждалась. Рассматривался комплексный подход, включающий применение практик рационального использования почвы на местных уровнях. Конференция предложила Генеральной Ассамблее ООН создать Межправительственный комитет по ведению переговоров для разработки к июню 1994 года конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, что было одобрено в декабре 1992 г. резолюцией 47/188. Переговоры по подготовке этой конвенции проходили в течение пяти сессий. Конвенция была принята в Париже 17 июня 1994 г. и вступила в силу в 1996 г., на данный момент этого договор принят уже 193 странами мира [9]. Конвенция предлагает всем странам разработать национальные программы действий по борьбе с опустыниванием и деградацией земель, привлекая местное население к активному участию. Этот документ предполагает проведение научных исследований, привлечение внимания общественности, обмен опытом, знаниями и развитие сотрудничества. Он охватывает также варианты оказания финансовой, научной и технической поддержки нуждающимся сторонам. Главное внимание в ней уделяется улучшению плодородия и восстановлению почв, а также охране и рациональному использованию земли и водных ресурсов. Для претворения в жизнь принципов и положений конвенции предусмотрено создание Конференции сторон [9]. В период с 1997 по 2001 г. эти конференции проходили ежегодно, затем раз в два года. На 8-й Конференции сторон, которая состоялась в сентябре 2007 г. в Мадриде, был принят Стратегический план по активизации осуществления конвенции в период с 2008 по 2018 г. Этот план вновь привлекает внимание к важности обмена опытом, проведения научных исследований и развитию партнерских отношений в борьбе с опустыниванием земель.

Чтобы еще больше повысить информированность общественности в отношении этой проблемы, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2006 г. Международным годом пустынь и опустынивания, пригласив к активному участию отдельные страны, международные организации и гражданское общество [2]. Ассамблея предложила всем странам учредить национальные комитеты и координационные центры и отметить Год путем проведения соответствующих мероприятий. Она призвала все соответствующие международные организации и государства-члены поддержать связанные с опустыниванием, в том числе с деградацией земель, мероприятия, которые будут организованы затрагиваемыми странами, в частности странами Африки и наименее развитыми странами [10]. Она приветствовала назначение почетных представителей ООН в рамках Международного года пустынь и опустынивания и рекомендовала Генеральному секретарю назначить в этой связи дополнительных представителей для содействия успешному осуществлению программы Года во всем мире (резолюция 60/200).

Признав Международный год пустынь и опустынивания успешным, Генеральная Ассамблея ООН объявила период с 2010 по 2020 г. Десятилетием ООН, посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием. Ассамблея констатировала, что процесс опустынивания продолжается, несмотря на предпринятые в прошлом и предпринимаемые ныне глобальные усилия по борьбе с ним, а также отметила медленное реагирование на искоренение нищеты среди населения засушливых районов и объявила Десятилетие периодом ведения согласованных глобальных действий. В ходе Десятилетия все заинтересованные стороны призваны содействовать повышению осведомленности об опустынивании, деградации земель и засухи, а также о способах решения этих проблем. Кампания, проводимая в рамках Десятилетия, призвана содействовать реализации десятилетней стратегии на 2008–2018 гг. по осуществлению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием [4].

Кроме этого для повышения информированности общественности ООН в 1994 г. объявила 17 июня всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой [11].

Помощь в борьбе с опустыниванием оказывают различные учреждения ООН. ПРООН (Программа развития ООН) финансирует меры по борьбе с опустыниванием через расположенный в Найроби Центр по освоению засушливых земель. МФСР (Международный фонд сельскохозяйственного развития) направил в течение более 27 лет 3,5 млрд долл. США на проекты по освоению засушливых земель. Всемирный банк организует и финансирует программы, направленные на защиту неустойчивых засушливых земель и повышение их сельскохозяйственной продуктивности. ФАО (Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН) содействует устойчивому развитию сельского хозяйства, предоставляя широкую практическую помощь правительствам. ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) поддерживает региональные программы действий, оценки данных, укрепления потенциала и информирования населения об этой проблеме [9].

Деградация земель связана со многими факторами и, несомненно, что опустынивание является наиболее существенной формой упадка состояния почвы. Но неоспорима связь земельных ресурсов с водой, воздухом, биологическим равновесием на планете. К сожалению, все эти и многие другие факторы не отражены в общем документе ООН, но они регулируются посредством принятых соглашений, касающихся либо в целом охраны окружающей среды (например, Всемирная хартия природы, Стокгольмская декларация), либо отдельных аспектов (в частности, Рамочная конвенция об изменении климата).

Рассмотрим подробнее наиболее важные из этих документов. В глобальном масштабе основное мировое сотрудничество по охране окружающей среды основывается на Саммитах Земли, т.е. Конференциях ООН по проблемам окружающей среды. ПервыйСаммит прошел в 1972 г. а Стокгольме, второй — в Рио-де-Жанейро в 1992 г., затем — в Йоханнесбурге в 2002 г. Следующая конференция должна состояться снова в Рио-де-Жанейро в 2012 г. По результатам работы каждого из этих форумов были приняты декларации, имеющие мировое значение. Эти документы не имеют обязательной юридической силы, носят рекомендательный характер, но поскольку они приняты в мировом контексте, они значимы для человечества. Относительно проблемы деградации почвы после саммита в Рио-де-Жанейро была принята уже упоминавшаяся выше Конвенция по борьбе с опустыниванием.

В «Повестке дня на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро, находят свое развитие понятия об устойчивом и рациональном развитии и о международном сотрудничестве, а также предложение по борьбе с деградацией земель путем, в частности, интенсификации деятельности по сохранению почвенных ресурсов, облесению и лесовосстановлению [12]. На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. В рамках последней была создана «Международная инициатива по охране и устойчивому пользованию биологического разнообразия почв», проблемы охраны биологического разнообразия почвы обсуждались затем на Всемирной конференции по биологическому разнообразию в Нагойя в 2010 г. На Конференции в Йоханнесбурге в 2002 г. констатировали, что глобальной окружающей среде наносится ущерб. Продолжается потеря биологического разнообразия и опустынивание поглощает все больше плодородных земель, пагубные последствия изменения климата уже очевидны, стихийные бедствия становятся все более частыми и все более разрушительными.

Еще одним важным международным документом относительно почв является Альпийская конвенция Европейского Союза, подготовленная в 1991 г. восемью государствами (Германия, Австрия, Франция, Италия, Лихтенштейн, Монако, Швейцария и Словения) и вступившая в силу в 1995 г. Она посвящена сохранению горных регионов [13] и служит примером по международному сотрудничеству в вопросах по охране почвы. Разработан отдельный протокол по приложению Альпийской конвенции в области охраны почвы [14], в котором отображены все основные факторы, угрожающие состоянию почв: эрозия, сельское хозяйство, лесохозяйство, туризм, загрязнение. Конвенция призывает рационально и бережно управлять почвами и связанными с ней природными ресурсами, изучать их, сокращать количество загрязняющих веществ, создавать базы данных по почвам.

Различные аспекты по охране почв затрагиваются и в отраслевых международных соглашениях, в том числе в Рамочной конвенции ООН по изменению климата, Орхусском протоколе по стойким органическим загрязнителям, Орхусском протоколе по тяжелым металлам, Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

Многие страны, помимо стран — участниц Альпийской конвенции, проводят мониторинг почв: создаются реестры и базы данных по почвам, описание состояния и загрязнения почв, том числе в США, Японии, Канаде, Австралии, Бразилии, Франции и др. По инициативе ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) в 1980-х гг. было начато создание Мировой реферативной базы (WBR) с целью усовершенствовать классификацию земель. Задача базы — достигнуть международного согласия относительно основных групп почв в мировом масштабе и относительно критериев качества почвы и методов по их определению. С 1982 г. проходили многочисленные встречи и обсуждения, которые привели к выводу о том, что нет необходимости разрабатывать новую систему классификации, а нужно продолжать составление легенды к мировой почвенной карте, пересмотренный вариант которой был сделан к 1990 г. [15] и рассматривался как основа будущей Мировой реферативной базы. Первая версия базы была принята в 1997 г. в Вене. Второе издание появилось в 2006 г., работа по улучшение этого справочника продолжается по сей день. Так, в 2010 г. были опубликованы основные направления по созданию легенд к картам маленького масштаба. Эту работу ведут многие организации, но основными являются три: Международная ассоциация по изучению почвы (AISS), которая с 1998 г. называется «Международный союз наук о почвах (UISS)», международный центр педологической информации (ISRIC) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

В мире существует достаточно большое количество международных организаций, занимающихся изучением почв, например, Международный центр развития и окружающей среды (CDE), Международный институт комплексного развития гор (ICIMOD), Международный географический союз (IGU), Международный союз охраны природы (IUCN) Ассоциация организаций Европы по устойчивому развитию гор (Euromontana) и пр. Ежегодно проводятся встречи и конференции разного уровня, посвященные проблеме изучения и охране почвенного покрова планеты. Например, в 1999 г. в Москве прошла Международная конференция по деградации почв и опустыниванию [16], в 2011 г. в Улан-Удэ пройдет 2-я Международная научная конференция «Разнообразие почв и биоты Северной и Центральной Азии» [17].

Стоит отметить, что в долгосрочном плане конкурентоспособность сельского хозяйства в странах мира определяется тремя главными ресурсами: землей, энергией и людьми. По всем этим ресурсам Россия занимает лидирующее положение в мире не только как производитель сельхозпродукции, но и как участник мирового продовольственного рынка. Страна располагает примерно 10% общемировой площади пашни, однако использование российского сельскохозяйственного потенциала остается крайне неэффективным [18]. Учитывая обеспеченность России земельными ресурсами, в том числе черноземными почвами, необходимо перенимать международный опыт правового регулирования в данной сфере с тем, чтобы возродить отечественное производство и создать ему равные конкурентные условия на мировом рынке. В связи с этим даже не стоит говорить о прямом положительном эффекте как для экономической, так и для социальной подсистем нашего общества (об этом уже шла речь в главе 1 диссертационного исследования). Данный эффект незамедлительно проявится не только в пресловутом ВВП, но и в таком экономическом измерителе, как уровень благосостояния населения.

Политика Европейского Союза по охране почв

Европейское сообщество признает, что почва — это главный природный ресурс, исключительно сложный по своему составу, большей частью необновляемый, но, несмотря на это, некоторые виды деятельности человека приводят к ее серьезному повреждению [19]. Почва состоит из минеральных и органических веществ, воды, воздуха и живых организмов. Почва является источником продуктов питания, биомассы и природных материалов. Она служит платформой для деятельности человечества, составляет важный элемент ландшафта и мирового наследия. В почве накапливаются, фильтруются и преображаются некоторые виды веществ, в том числе вода, питательные вещества и углерод. Структура почвы чрезвычайно разнообразна: только в Европе выявлено 10 000 видов почв, которые объединены в 320 основных категорий. Любое ухудшение состояния почвы влияет на другие природные среды и экосистемы. Образование одного сантиметра почвы может проходить в течение столетий, а его разрушение только из-за ветра или воды возможно за несколько лет. В настоящее время деградация почвы только усиливается. Отчасти это природный феномен, но и деятельность человечества приводит к ухудшению природных ресурсов. В частности, неподобающее ведение сельского хозяйства ускоряет эрозийные процессы, сокращение содержания органических веществ, а значит, и снижение плодородности земли. Интенсивный выпас скота, неразумное использование тяжелых машин приводят к чрезмерному уплотнению почв. Данное явление характерно и для России, а в случае неправомерности влечет административную ответственность (данные вопросы рассматривались в главе 2 диссертационного исследования). Неправильная ирригация может стать причиной засоления земель. Увеличение численности населения, туризм, нерациональное пользование землями увеличивают риск оползней в некоторых регионах Европы. Промышленность загрязняет почву. Около 9 % поверхности Европейского Сообщества покрыто дорогами и бетонными конструкциями, что сопутствует нарушению циркуляции газа, воды и энергии, а следовательно, снижает плодородность земли. Европейский Союз оценивает ежегодный ущерб от деградации почвы в 38 млрд евро [19]. Кроме того, ухудшение состояния почвы связано с климатическими изменениями, что может привести в итоге к опустыниванию территорий.

В настоящее время Европейский Союз еще не пришел к единому решению относительно политики по охране этого природного ресурса. Хотя процессы деградации почв существенны и эта проблема рассматривается уже не одно десятилетие и в некоторых регионах приняты отдельные документы относительно охраны почв (например, Альпийская конвенция Европейского Союза).

Европейское сообщество обратило внимание на проблемы почв еще в 1972 г. Резолюция Европейского Совета [72(19)] — Европейская хартия по почвам — настаивала на том, что почва — это «конечное и ценное для человечества благо, которое легко разрушается», следовательно, необходимо охранять почву от различных угроз, таких как эрозия, загрязнение, урбанизации [20]. Этот документ был принят Комитетом министров Европейского Совета 30 мая 1972 г. [21]. В нем признается факт деградации европейских земель, особенно сельскохозяйственных и лесных из-за загрязнения, эрозии и неподходящего ведения хозяйства. А также тот факт, что в процессе обустройства территории экологические факторы не всегда принимались во внимание. Люди, ответственные за использование почв, обязаны думать не только о насущных потребностях современного общества (урбанизация, индустрия, сельское хозяйство, туризм), но и о роли почвы для ландшафта и растительности и кроме этого о научном, эстетическом и культурном значении почв для человека. Хартия провозгласила 12 принципов:

1. Почва является наиболее ценным благом человечества. Она обеспечивает жизнь растений, животных и человека на поверхности земли.

2. Почва – это ограниченный ресурс, который легко разрушается.

3. Индустриальное общество использует почву в сельскохозяйственных, промышленных и иных целях. Любая политика по обустройству территорий должна принимать в расчет свойства почв и потребности общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

4. Фермеры и лесники должны использовать методы, позволяющие сохранять качество почвы.

5. Почва должна быть защищена от эрозии.

6. Почва должна быть защищена от загрязнений.

7. Любое городское строительство должно осуществляться с наименьшими отрицательными последствиями для окружающих территорий.

8. При любых строительно-монтажных работах с момента их разработки должно быть оценено их негативное влияние на окружающие земли и предложены соответствующие адекватные меры.

9. Необходимо составить опись (инвентарь) почвенных ресурсов.

10. Для рационального использования и охраны почв необходимо расширить научные исследования и междисциплинарное сотрудничество.

11. Сохранение почвы необходимо включить в образовательные программы всех уровней, необходимо привлечь внимание общественности.

12. Правительства и административные органы власти должны рационально планировать и управлять почвами.

Очевидно, что еще в 1972 г. ставились задачи описи и изучения почвы, рационального использования этого природного ресурса, охраны почв от различных негативных воздействий.

В 2002 г. 6-я программа европейского действия по защите окружающей среды признала важность защиты почв и рекомендовала разработать тематическую стратегию по почвам. В том же году Европейская комиссия создала сообщение «К тематической стратегии по охране почв», которое было одобрено европейскими учреждениями. Это сообщение предусматривало, что к 2004 г. должна быть принята директива по контролю над почвой с комментариями относительно угроз, расцененных как наиболее существенные: эрозия, утрата органических веществ и загрязнение [22].

В XXI в. Европейское Cообщество пересмотрело Хартию 1972 г. по охране и рациональному использованию почвы, что дало старт началу серьезной работы по составлению почвенных карт и проведению мониторинга. Новая хартия была принята 28 мая 2003 г. [23]. При ее разработке учитывались важные международные соглашения: Панъевропейская стратегия о биологическом разнообразии и климатических изменениях (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Парижская конвенция об опустынивании (1994), Протокол об охране почвы в Альпах (1998). Помимо факторов, приводящих к деградации почв, приведенных в документе 1972 г., общество обратило внимание на загрязнение атмосферы и воды, мусор, отходы, засоление и урбанизацию. Хартия провозгласила, что деградация почв является глобальной опасностью для жизни наряду с климатическими изменениями и потерей биологического разнообразия, и признала многофункциональность почвы.

22 сентября 2006 г. Европейская комиссия публикует сообщение о «Тематической стратегии по охране почв» (по окончании долгой работы, начатой в 2002 г.), которая стала основой для разработки Рамочной директивы по охране почв. Стратегия была принята после серьезной подготовительной работы, в которой приняли участие эксперты, объединения фермеров, представители промышленности, общества по охране окружающей среды, общества потребителей, научно-исследовательские группы, Европейское агентство по окружающей среде, а также многочисленные ассоциации [19]. Она всесторонне рассматривает различные угрозы почвам и создает общие рамки по охране этого природного ресурса. Она преследует цель остановить деградацию почв, восстановить их хорошее состояние для будущих поколений, сохранить способность почв обеспечивать жизнедеятельность экосистем, от которых зависит экономическое процветание и благополучие человека. Этот документ основывается на четырех аспектах:

1. Специализированное законодательство в виде рамочной директивы по почвам;

2. Включение требований по охране почвы в политику, касающуюся других отраслей;

3. Исследование и изучение почв;

4. Привлечение внимания общественности к роли почв в экономике и в экосистеме.

По мнению Европейского Союза, принятие рамочной директивы по почвам станет краеугольным камнем в осуществлении эффективной политики по защите почв на европейском уровне. Рамочная директива будет первым законодательным инструментом Европейского Сообщества по охране почв от нерационального использования. Страны — члены Европейского Союза должны будут выявить участки почвы, где эрозия, уменьшение органических веществ, уплотнение, засоление, окисление и оползни превышают допустимые уровни, и провести восстановительные программы. Эти программы будут определены странами — членами Сообщества в зависимости от степени деградации почвы, местных условий и социально-экономических факторов. Что касается загрязнения почвы, то странам будет необходимо зарегистрировать все загрязненные территории, составить план действий и календарь работ по оздоровлению почв. В предложенной директиве предусмотрено ограничение выброса опасных веществ в почву. В разрабатываемом документе признается, что непроницаемость грунта (т.е. покрытие почвы непроницаемыми материалами, такими как цемент или асфальт) создает все больший риск для почв, поэтому предлагается странам — членам Сообщества ограничить этот процесс, например, путем восстановления неиспользованных земель, занятых в промышленных целях, чтобы сохранить плодородные территории для будущих поколений. Европейский социально-экономический совет в целом одобрил этот проект документа. Европейский парламент принял его в первом чтении в ноябре 2007 г., после внесения в него более сотни поправок. Однако чтобы этот документ получил статус европейского закона, он должен быть одобрен Советом Европы [19]. В настоящее время несколько стран Европы не поддерживают эту рамочную директиву. Франция, Великобритания, Германия, Австрия и Нидерланды выразили свои сомнения относительно «стоимости предложенных мер по отношению к ожидаемым выгодам» [24].

15 марта 2010 г. в Брюсселе вновь продолжилось обсуждение законопроекта по охране почвы на Совете министров по окружающей среде [25]. Европейская комиссия опубликовала новый отчет, в котором говорится о плохом управлении биологическим разнообразием почвы, что ведет помимо всего прочего к климатическим изменениям и ухудшению качества грунтовых вод. Неподходящее ведение сельского хозяйства, чрезмерный выпас скота, выкорчевывание, лесные пожары и плохая ирригация угрожают разнообразию организмов, живущих в почве. Урбанизация и эрозия земель ухудшают это положение. Кроме этого в последнее время все большее внимание уделяется роли почвы в климатических изменениях, поскольку почва является природным хранилищем углерода [26].

16 ноября 2012 г. Генеральный директорат Европейской комиссии организовал проведение конференции на тему «Земля и деградации почв сообщение Рио+20» в Брюсселе, целью которой явилось обсуждение европейского опыта по обязательствам в отношении земель и почв, принятым мировыми лидерами. В итоговом документе подчеркнута экономическая и социальная значимость рационального управления земельными ресурсами, в том числе почвами, поскольку деградация земель (вместе с опустыниванием и засухой) является проблемой глобального масштаба [27].

Несмотря на отсутствие в настоящее время одного документа, регулирующего охрану почв, различные международные соглашения, европейские программы и директивы способствуют защите европейской почвы, хотя и не напрямую, а через другие природные среды. Международные соглашения и европейские директивы, направленные на сокращение выброса в атмосферу загрязняющих веществ, сокращают загрязнение почвы от осадков. Европейские директивы по охране воды ориентируются на экологичное ведение сельского хозяйства. Например, сокращая попадание в почву загрязняющих веществ, происходящих из животноводства, лечения растений или удобрений (в частности, директивы по нитратам и пестицидам). Проведение Совместной сельскохозяйственной политики (Politique Agricole Commune), а именно введение Хороших сельскохозяйственных и экологических условий (Bonnes Conditions Agricoles et Environnementales), также затрагивает некоторые аспекты защиты почв: поддержание уровня содержания органических веществ в почве, засеивание травой земли в целях предотвращения эрозии. Эти проекты призывают фермеров к более рациональному использованию земли. Помимо этого существуют документы, контролирующие некоторые загрязняющие вещества, например, принятый в 2007 г. проект REACH («регистрация, оценка, разрешение, химические продукты») и направленный на охрану окружающей среды. Согласно этому документу все вещества регистрируются и оцениваются, наиболее вредные замещаются менее ядовитыми, так было вытеснено использование свинца в бензине. Эти меры также способствуют сохранению качества почвы [20].

В настоящее время Европейская комиссия продолжает работать над тем, чтобы прийти к общему согласию в целях предупреждения деградации почв в Европейском Союзе.

Необходимо отметить, что сегодня в России (по примеру Европейского Сообщества) требуется масштабная экономическая поддержка со стороны государства, связанная с охраной, использованием и развитием почв. Стратегия модернизации данной сферы «должна предусматривать переход к активной протекционистской поддержке отрасли, что характерно для большинства развитых стран. В странах ЕС бюджетная поддержка сельхозпроизводителей составляет до 35% от стоимости продукции, в России — около 7%» [28]. При разработке российского законодательства, регулирующего правила обращения и использования опасных веществ, также можно использовать опыт ЕС, в частности, названный уже проект REACH («регистрация, оценка, разрешение, химические продукты»).

Библиография
1.
URL: http://europeandcis.undp.org/gender/genderandgovernance/show/3648EB57-F203-1EE9-B5901BB04299054C
2.
URL: http://www.un.org/ru/development/progareas/global/desertification.shtml
3.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertification_decade/value.shtml
4.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertification_decade/background.shtml
5.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertification_decade/whynow.shtml
6.
Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4080.
7.
URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G94/643/73/PDF/G9464373.pdf?OpenElement
8.
URL: http://www.wwf.ru/about/where_we_work/asia/closed/econet/legislation/ieas/20.htm
9.
URL: http://www.un.org/russian/events/desertification/2008/combating.shtml
10.
URL: http://www.un.org/russian/events/iydd/
11.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertificationday/
12.
URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/agenda21_rus/ch12b.htm
13.
URL: http://www.alpconv.org/theconvention/index_fr
14.
URL: http://www.alpconv.org/NR/rdonlyres/9DC2B586-C094-4172-854A-D641F2B90060/0/sols_fr.pdf
15.
URL: http://www.fao.org/nr/land/sols/soil/fr/
16.
URL: http://docs.sibecocenter.ru/programs/step/SB/7/15.html
17.
URL: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc03_07_11.html
18.
Белкин В.В. Стороженко В. Благие намерения // Прямые инвестиции. 2011. № 3. С. 22.
19.
URL: http://ec.europa.eu/environment/soil/pdf/factsheet_2010_fr.pdf
20.
URL: http://www2.ademe.fr/servlet/KBaseShow?sort=-1&cid=96&m=3&catid=16300
21.
URL:https://wcd.coe.int/wcd/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=588325&SecMode=1&DocId=644104&Usage=2
22.
URL: http://ec.europa.eu/environment/enlarg/pdf/pubs/nature_ru.pdf
23.
URL: http://wcd.coe.int/wcd/ViewDoc.jsp?id=37491&Site=CM
24.
URL: http://www.actuenvironnement.com/ae/news/proposition_sol_senat_raoult_directive_2521.php4
25.
URL: http://www.lafranceagricole.fr/actualite-agricole/protection-des-sols-bruxelles-appelle-les-27-a-mettre-en-place-un-cadre-reglementaire-solide-24780.html
26.
URL: http://www.eea.europa.eu/fr/signaux/articles/le-sol
27.
URL: http://ec.europa.eu/environment/soil/conference_nov2012.htm
28.
Белкин В., В. Стороженко В. Благие намерения // Прямые инвестиции. 2011. № 3. С. 23.
29.
Воронцова О. В. Политика Европейского союза по охране почв//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №3-2011
30.
Воронцова О. В. Международное сотрудничество в вопросе по охране почв//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №2-2011
31.
Никифоров А.А. Международно-правовая охрана окружающей среды в странах Северной Европы//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №4-2012. стр. 24-38
32.
Лалетина А. С. Правовой режим международных трубопроводов на сухопутной территории РФ, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №4-2011. стр. 77-84
33.
Молодцова Е. С. Роль международных организаций в охране окружающей среды от радиоактивного загрязнения//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №3-2011. стр. 6-19
34.
Аверина К. Н. Экологическая политика ЕС в области охраны лесов//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №3-2011. стр. 94-99
35.
Аверина К. Н. Основные направления международной политики в сфере охраны лесов//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №2-2011.
36.
Сосновский В.В. Международно-правовые и национальные аспекты охраны земель средствами уголовного закона (Рецензия на книгу: О.В. Воронцова. Юридическая ответственность за порчу земли / Отв. ред. О.Л. Дубовик. Сыктывкар: КРАСГиУ, 2012. – 175 с.)//Право и политика, №11-2012
37.
Вершило Н. Д. Рецензия на монографию «Юридическая ответственность за экологические правонарушения» / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ИГП РАН, 2012. – 170 с.//Право и политика, №4-2012
38.
Дубовик О. Л., Редникова Т. В. Повышение эффективности охраны генетических ресурсов в мировой практике//Право и политика, №11-201
References (transliterated)
1.
URL: http://europeandcis.undp.org/gender/genderandgovernance/show/3648EB57-F203-1EE9-B5901BB04299054C
2.
URL: http://www.un.org/ru/development/progareas/global/desertification.shtml
3.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertification_decade/value.shtml
4.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertification_decade/background.shtml
5.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertification_decade/whynow.shtml
6.
Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 31. St. 4080.
7.
URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G94/643/73/PDF/G9464373.pdf?OpenElement
8.
URL: http://www.wwf.ru/about/where_we_work/asia/closed/econet/legislation/ieas/20.htm
9.
URL: http://www.un.org/russian/events/desertification/2008/combating.shtml
10.
URL: http://www.un.org/russian/events/iydd/
11.
URL: http://www.un.org/ru/events/desertificationday/
12.
URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/agenda21_rus/ch12b.htm
13.
URL: http://www.alpconv.org/theconvention/index_fr
14.
URL: http://www.alpconv.org/NR/rdonlyres/9DC2B586-C094-4172-854A-D641F2B90060/0/sols_fr.pdf
15.
URL: http://www.fao.org/nr/land/sols/soil/fr/
16.
URL: http://docs.sibecocenter.ru/programs/step/SB/7/15.html
17.
URL: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc03_07_11.html
18.
Belkin V.V. Storozhenko V. Blagie namereniya // Pryamye investitsii. 2011. № 3. S. 22.
19.
URL: http://ec.europa.eu/environment/soil/pdf/factsheet_2010_fr.pdf
20.
URL: http://www2.ademe.fr/servlet/KBaseShow?sort=-1&cid=96&m=3&catid=16300
21.
URL:https://wcd.coe.int/wcd/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=588325&SecMode=1&DocId=644104&Usage=2
22.
URL: http://ec.europa.eu/environment/enlarg/pdf/pubs/nature_ru.pdf
23.
URL: http://wcd.coe.int/wcd/ViewDoc.jsp?id=37491&Site=CM
24.
URL: http://www.actuenvironnement.com/ae/news/proposition_sol_senat_raoult_directive_2521.php4
25.
URL: http://www.lafranceagricole.fr/actualite-agricole/protection-des-sols-bruxelles-appelle-les-27-a-mettre-en-place-un-cadre-reglementaire-solide-24780.html
26.
URL: http://www.eea.europa.eu/fr/signaux/articles/le-sol
27.
URL: http://ec.europa.eu/environment/soil/conference_nov2012.htm
28.
Belkin V., V. Storozhenko V. Blagie namereniya // Pryamye investitsii. 2011. № 3. S. 23.
29.
Vorontsova O. V. Politika Evropeiskogo soyuza po okhrane pochv//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №3-2011
30.
Vorontsova O. V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v voprose po okhrane pochv//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №2-2011
31.
Nikiforov A.A. Mezhdunarodno-pravovaya okhrana okruzhayushchei sredy v stranakh Severnoi Evropy//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №4-2012. str. 24-38
32.
Laletina A. S. Pravovoi rezhim mezhdunarodnykh truboprovodov na sukhoputnoi territorii RF, kontinental'nom shel'fe i isklyuchitel'noi ekonomicheskoi zone//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №4-2011. str. 77-84
33.
Molodtsova E. S. Rol' mezhdunarodnykh organizatsii v okhrane okruzhayushchei sredy ot radioaktivnogo zagryazneniya//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №3-2011. str. 6-19
34.
Averina K. N. Ekologicheskaya politika ES v oblasti okhrany lesov//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №3-2011. str. 94-99
35.
Averina K. N. Osnovnye napravleniya mezhdunarodnoi politiki v sfere okhrany lesov//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №2-2011.
36.
Sosnovskii V.V. Mezhdunarodno-pravovye i natsional'nye aspekty okhrany zemel' sredstvami ugolovnogo zakona (Retsenziya na knigu: O.V. Vorontsova. Yuridicheskaya otvetstvennost' za porchu zemli / Otv. red. O.L. Dubovik. Syktyvkar: KRASGiU, 2012. – 175 s.)//Pravo i politika, №11-2012
37.
Vershilo N. D. Retsenziya na monografiyu «Yuridicheskaya otvetstvennost' za ekologicheskie pravonarusheniya» / Otv. red. O.L. Dubovik. M.: IGP RAN, 2012. – 170 s.//Pravo i politika, №4-2012
38.
Dubovik O. L., Rednikova T. V. Povyshenie effektivnosti okhrany geneticheskikh resursov v mirovoi praktike//Pravo i politika, №11-201
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"