Статья 'Комиссия стран бассейна Индийского океана: история развития, институциональная основа и сферы деятельности' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Комиссия стран бассейна Индийского океана: история развития, институциональная основа и сферы деятельности

Курбанов Рашад Афатович

доктор юридических наук

директор, Институт правовых исследований и региональной интеграции РЭУ им. Г.В. Плеханова

115093, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36

Kurbanov Rashad Afatovich

Doctor of Law

Director, Plekhanov Institute of Legal Research and Regional Integration

125430, Russia, Moscow, Stremyannyi per., 36

kurbanov@izak.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2306-9899.2017.2.23091

Дата направления статьи в редакцию:

22-05-2017


Дата публикации:

19-06-2017


Аннотация.

В статье рассматривается международная субрегиональная организация Комиссия стран бассейна Индийского океана, ее институциональная структура, история создания, влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов, основные направления деятельности и проекты. Сотрудничество стран в рамках Комиссии стран бассейна Индийского океана первоначально было инициировано в связи с необходимостью решения ряда общих проблем (нехватка продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности, финансовыми, энергетическими и экологическими ресурсами) и на данном этапе не охватывает общих вопросов экономической интеграции, а касается в основном отраслевых вопросов регионального сотрудничества (например, защиты морских ресурсов и т.д.), осуществляемых как в рамках отраслевых (профильных) программ, так и в форме прямого сотрудничества отдельных государств-членов. Методами исследования являются общенаучные методы познания – диалектический, анализ, синтез, сравнение и аналогия, а также частнонаучные методы. Эффективность работы ограничивается небольшим бюджетом организации, состоящим в основном из вливаний третьих субъектов (стран Европейского союза и других международных (региональных) организаций). Особенностью данной субрегиональной организации является тот факт, что с момента создания Комиссии стран бассейна Индийского океана всегда работала с системой Организации Объединенных Наций, но традиционное партнерство расширилось лишь в последние годы, что выражается в работе Комиссии почти со всеми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Ключевые слова: международное право, национальное законодательство, региональное право, Индийский океан, Африка, международная организация, индианокеаническая идентичность, Европейский союз, субрегиональная организация, экономическая интеграция

Abstract.

Indian-Ocean Rim Association: history of development, institutional framework, and spheres of activity
This article examines the international sub-regional organization – Indian-Ocean Rim Association, its institutional structure, history of establishment, impact upon national legislation of the member-states, key directions of activity, and projects. Cooperation of countries within the framework of the Indian-Ocean Rim Association was originally initiated due the need for resolving certain of issues (food shortage; provision of security; financial, energy, and environmental resources), and at current stage does not cover the general issues of economic integration, but rather touches upon the sectoral regional cooperation (for example, protection of ocean resources, etc.) realizes in the context of specialized programs, as well as in form of direct cooperation between the separate member-states. Efficiency of the work is limited by the low budget of the organization, which mostly consists of investments of the third parties (countries of the European Union and other international or regional organizations). Peculiarity of this sub-regional organization lies in the fact that since the moment of establishments of the Indian-Ocean Rim Association, it has always worked with the system of the United Nations, but the traditional partnership has developed only in recent years, which results in the work of the Association with almost all specialized institutions of the United Nations.

Keywords:

indianamerica identity, international organization, Africa, Indian Ocean, regional law, national law, International law, European Union, sub-regional organization, economic integration

История создания и цели организации

Сложная международная обстановка второй половины прошлого века подтолкнула многие страны к объединению. Исключением не стали и малонаселенные небольшие государства Индийского океана, которые равно как и иные страны видели свой путь развития в объединении и интеграции, что должно было позволить им противостоять общим вызовам и угрозам того периода. Идея объединения и общей политики в использовании собственных ресурсов для развития региона особо активно продвигалась со стороны Маврикия и нашла поддержку Мадагаскара и Сейшельских островов. Основой будущей организации стала Декларация, заключенная между этими странами 20 декабря 1982 г. в Порт-Луи (Маврикий). Вынашиваемая в течение нескольких лет, эта идея была реализована в 1984 г. в виде создания Комиссии стран бассейна Индийского океана, учрежденной Соглашением Виктория (Сейшельские острова). В качестве наблюдателей на заседаниях Комиссии присутствовали Реюньон (Франция) и Федеральная Исламская Республика Коморские Острова, которые стали полноправными членами Комиссии в 1986 г.

В 1989 г. в Катре Борне (Маврикий) был учрежден Генеральный секретариат Комиссии.

Комиссия Индийского океана (Indian Ocean Commission (COI-КИО) ) является межправительственной организацией по субрегиональному сотрудничеству и включает в себя 5 членов: Коморские острова, Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские острова и Францию (представленную департаментом Реюньон)[1]. Это единственная африканская субрегиональная организация, состоящая исключительно из островных государств, которые объединяют общая удаленность, экологическая уязвимость, подверженность воздействию стихийных бедствий и высокая зависимость от морских и прибрежных ресурсов[2], а также общие интересы, среди которых следует отметить такие проблемы, как изменения окружающей среды в бассейне Индийского океана.

В борьбе с различными кризисными явлениями (нехватка продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности, финансовыми, энергетическими и экологическими ресурсами) и необходимостью адаптации к процессам глобализации и регионализации, сотрудничество на субрегиональном уровне приобретает для них все более важное значение. Оно позволяет лучше решать трансграничные проблемы, объединить ресурсы с целью решения таких проблем, производить обмен информацией, опытом и передовой практикой, что играет немаловажную роль в субрегиональной интеграции государств-членов.

С момента своего создания деятельность КИО была направлена на выявление субрегиональных проблем (дефицита продуктов питания, климатических и энергетических проблемах, охране окружающей среды) и решение вопросов, связанных с глобализацией и региональной интеграцией, в том числе по сотрудничеству с такими организациями как, КОМЕСА[3] и САДК[4].

Цели организации, закрепленные в учредительном соглашении, заключаются в «укреплении уз дружбы» и «заложении фундамента для возобновления успешного и устойчивого сотрудничества». Довольно широко определены и сферы сотрудничества: дипломатия; экономика и торговля; сельское хозяйство, рыболовство и окружающая среда; культура, наука, образование и правосудие.

На саммите в 1989 г. Генеральным секретариатом КИО были определены стратегические направления развития организации, в том числе утвержден план действий, направленный на решение экономических целей (промышленное сотрудничество, развитие внутрирегиональной торговли, туризма и ремесел). При этом стороны не ставили перед собой задачу создания ни единого экономического пространства, ни единого рынка или зоны свободной торговли. Дополнительные шаги в направлении экономической интеграции государств-членов были реализованы позднее, с началом реализации Комплексной программы по развитию региональной торговли (PRIDE) .

С начала 1990-х гг. страны-члены КИО сместили основной акцент сотрудничества на охрану окружающей среды и рациональное использование прибрежных и морских ресурсов. Региональной программой по охране окружающей среды был предусмотрен ряд крупных проектов (по мониторингу коралловых рифов, экологического образования, борьбы с разливами нефти, охраны рыболовства, защиты растений и т. д).

С 2000-х гг. такие направления, как изменение климата, сохранение биоразнообразия, защита от опасных природных явлений, рыболовство, морское пиратство и вопросы региональной интеграции стали приоритетами для организации.

В январе 2005 г. на встрече на Саммите глав государств и правительств были определены четыре стратегических приоритета, которые стали основой для коллективного развития региона:

· политическое и дипломатическое сотрудничество, направленное на содействие установлению мира, региональной стабильности и гендерного равенства, укрепление демократии и принципов эффективного управления;

· торгово-экономическое сотрудничество, цель которого состоит в содействии региональному сотрудничеству членов КИО для успешного решения проблем, вызванных современными процессами глобализации, а также в разработке устойчивых методов управления морскими и сельскохозяйственными ресурсами региона;

· защита окружающей среды в целях ее сохранения и устойчивое региональное развитие, направленное на улучшение условия жизни населения стран Индийского океана;

· укрепление региональной культурной идентичности, основные задачи сотрудничества состоят в организации культурного обмена, повышении авторитета региона через разработку природных ресурсов и за счет введения технологических инноваций, развитии туристического потенциала региона.

На саммите 2008 г. «Глобализация и региональная интеграция: будущее КИО» основным направлением сотрудничества стран в рамках КИО была определена экономическая сфера взаимодействия. А в 2010 г. Советом министров были предприняты меры по углублению интеграционных процессов в области экономики и торговли.

Институциональная система организации [5]

Саммит глав государств

Саммит глав государств (СГГ) является основным органом политического и дипломатического диалога. Его основная задача заключается в определении стратегических направлений сотрудничества, исходя из которых Советом министров конкретизируются цели и действия, реализуемые в дальнейшем Генеральным секретариатом, а затем Комитетом постоянных представителей. В соответствии с принятым в 1998 г. решением саммиты проводятся четыре раза в год под руководством главы государства или правительства страны, которая председательствует в КИО. До этого саммиты организовывались на непостоянной основе.

Совет министров

Совет министров собирается один раз в год на очередную сессию для определения конкретных целей сотрудничества и направления предпринимаемых действий, исходя из провозглашенных Саммитом глав государств стратегических направлений сотрудничества. На нем также обсуждаются вопросы, подготовленные Комитетом постоянных представителей для рассмотрения Советом.

Комитет постоянных представителей

Комитет постоянных представителей является посредником между Генеральным секретариатом (и главами миссии) и государствами-членами, при этом он играет ключевую роль в руководстве деятельностью КИО в разных странах. Он состоит из высокопоставленных должностных лиц пяти государств-членов, собирается три раза в год и осуществляет контроль за исполнением решений Совета, а также контроль за реализацией проектов и различных мероприятий КИО.

Президент организации

Президентство организации осуществляется в течение года каждым из государств-членов поочередно (в алфавитном порядке наименований стран-членов). Государству, осуществляющему президентство организации, надлежит созывать и организовывать встречи различных инстанций КИО; устанавливать приоритетность действий и обеспечивать их выполнение. Государство, осуществляющее президентство, представляет организацию в отношениях с третьими государствами, региональными и международными организациями, а также выступает в качестве посредника в случае конфликта между организацией и этими субъектами международного права.

Генеральный секретариат

В целях наиболее эффективной реализации растущего числа проектов организации, а также диверсификации источников финансирования органов КИО было принято решение о реорганизации Генерального секретариата (SG-CIO) и наделении его дополнительными полномочиями. Этот процесс, начатый в 2009 г., был также направлен на содействие реализации стратегических направлений деятельности КИО и на согласование проектов, с целью повышения их эффективности, прозрачности и стандартизации в соответствии с требованиями стран-членов и партнеров по развитию.

Предпринятые предварительные шаги по реорганизации стратегических направлений деятельности КИО привели к ограничению деятельности Генерального секретариата шестью сферами:

• обеспечение постоянного присутствия членов и непрерывности деятельности организации;

• осуществление по решению властей подготовки программ и проектов;

• контроль за осуществлением и исполнением программ и проектов;

• административное и финансовое управление проектами;

• санкционирование финансирования проектов (финансируемых ЕС);

• сотрудничество с техническими специалистами.

Это привело к необходимости создания соответствующего количества миссий под руководством Генерального секретаря.

Эти и иные действия по реструктуризации Генерального секретариата КИО привели к значительному увеличению в 2011 г. административных сотрудников КИО (около 30%); внедрению новых инструментов администрирования и соответствующих административных и финансовых документов; комплектованию кадровых ресурсов (в частности консультантов).

С целью развития деятельности КИО предпринял важные шаги в направлении развития финансирования внешними субъектами международного права, в частности Европейским Союзом. Помощь со стороны ЕС способствует реализации и мониторингу проектов, позволяющих КИО развивать внутренние интеграционные процессы и стать основным субрегиональным объединением в регионе. Генеральному секретарю КИО было вменено в обязанность контролировать исполнение бюджета КИО и следить за функционированием системы внутреннего контроля (для обеспечения в действенности и эффективности административных и финансовых операций, достоверности финансовой информации).

С целью развития коммуникаций и связи в регионе КИО получает также финансовую поддержку от Французского агентства по развитию (Agence Française de Développement ).

Бюджет организации

Основные финансовые контрибуции государств-членов в бюджет Генерального секретариата распределяются следующим образом:

- Коморские острова: 6 %

- Франция (Реюньон): 40 %

- Мадагаскар: 29 %

- Морис: 20 %

- Сейшельские острова: 5 %

КИО осуществляет тесное сотрудничество с Европейским Союзом (порядка 80% бюджета организации финансируется Европейским Союзом) и Францией (в лице департамента Реюньон). Финансовые средства также предоставляются Африканским банком развития, Всемирным банком, Организацией Объединенных Наций и Международной организацией Франкофонии.

Вместе с тем годовой бюджет организации невелик. Так, на 2016 г. он составил 22913408 евро. Более 65% финансируемых организацией проектов направлено на сохранение природных ресурсов.

Одним из направлений развития бюджетной политики КИО является создание долгосрочных бюджетных потоков для финансирования специализированных проектов в различных сферах (здравоохранение, борьба с пиратством, экономика). Предполагалось, что такой подход является более эффективным, однако он доказал свою бесперспективность, поскольку его реализация потребовала значительных инвестиций государств в форме дополнительных субсидий или альтернативного финансирования.

В итоге в 2013 г. было принято решение о реформировании бюджетной политики стран КИО, в результате которого страны перешли на среднесрочное бюджетное планирование.

Сферы деятельности и программы организации

Комиссия Индийского океана реализует проекты по субрегиональному сотрудничеству и развитию в таких основных сферах жизнедеятельности, как:

· стабильность, политика и дипломатия;

· рыболовство, сельское хозяйство и энергетика;

· защита окружающей среды и природных ресурсов;

· развитие человеческого потенциала и региональная безопасность;

· культура и общество.

Стабильность, политика и дипломатия [6]

КИО содействует укреплению демократии и эффективному управлению, развитию принципов верховенства права, стабильности и гендерного равенства, а также содействует мирному урегулированию конфликтов в регионе.

Перед лицом серьезных проблем, с которыми сталкивается регион (пиратство, изменения климата, утрата биоразнообразия, риски для здоровья, истощение рыбных ресурсов), КИО является действенным инструментом защиты интересов государств-членов.

Экономика, торговля и инфраструктура [7]

Развитие инфраструктуры, торговли и поддержка частного сектора с целью увеличения товарооборота между островами являются ключевыми факторами экономического роста и сокращения бедности в субрегионе. КИО защищает конкретные экономические интересы своих государств-членов в процессе региональной интеграции с третьими странами, в первую очередь, странами близлежащих регионов (Восточная Африка, Южная Африка и Индийский океан)[8].

Рыболовство, сельское хозяйство и энергетика [9]

Деятельность КИО в данной области направлена на развитие рыбных ресурсов, сельского хозяйства и энергетики государств-членов, что отвечает принципам устойчивого развития. Использование этих ресурсов находится под угрозой в связи с такими факторами, как незаконное рыболовство, приводящее к утрате биоразнообразия, и изменение климатических условий. В связи с этим стороны намерены содействовать ускорению субрегиональной интеграции, использовать возможности взаимодополняемости между странами в данных сферах жизнедеятельности, прилагать усилия с целью сокращения масштабов бедности, обеспечивать продовольственную безопасность и сокращать зависимость региона от импорта сельскохозяйственной продукции[10].

Защита окружающей среды и природных ресурсов [11]

Сотрудничество стран-членов КИО в этой сфере направлено на реализацию принципов сохранения природных ресурсов и сокращения бедности, а также улучшения условий жизни людей в регионе. Острова Индийского океана являются высокоразвитыми экосистемами, от которых в значительной степени зависят население и экономика региона. Вместе с тем в настоящее время богатое биоразнообразие региона находится под угрозой, что связано с деятельностью человека и изменением климата. В связи с этим основной деятельностью КИО является защита и сохранение этого уникального природного наследия, что реализуется посредством применения принципов устойчивого развития в отношении регулирования морских и прибрежных ресурсов, на которых основаны такие ключевые секторы экономики региона, как рыболовство и туризм[12].

Развитие человеческого потенциала и региональная безопасность

КИО взяла на себя миссию по защите населения государств-членов и улучшения качества их жизни, что достигается путем принятия различных мер в сфере здравоохранения, региональной безопасности и борьбы с транснациональной преступностью, профилактики и предупреждения опасных природных явлений и стихийных бедствий и т.д.[13]

Культура и общество

В данной области сотрудничества усилия сторон направлены на: создание «индианокеанической» культурной идентичности, активизация культурного обмена и взаимодействия между субъектами гражданского общества с целью ускорения интеграции своих государств-членов. Острова КИО имеют схожую историю и этническую идентичность, а также общие интересы (основным из которых является противодействие изменениям окружающей среды). Мобилизация человеческих ресурсов на реализацию таких общих проблем, как изменение климата, также является хорошим способом укрепления чувства единства и приобщения народов государств-членов КИО к общему делу[14]. Сотрудничество с международными и региональными организациями.

Сотрудничество стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана

Интеграция стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана осуществляется в рамках 4 региональных организаций (КИО, КОМЕСА[15], ВАС[16], ИГАД[17]), государства-члены которых, являясь участниками различных региональных объединений, призваны организовать сотрудничество и между самими организациями.

Такое взаимодействие выстроено на институциональной основе также в рамках Межрегионального координационного комитета (le Comité Interrégional de coordination (CIRC ))[18], в который входят помимо представителей вышеуказанных четырех региональных организаций также и представители ЕС, Секретариата Группы стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, Комиссии Африканского союза, которые участвуют в комитете в качестве наблюдателей.

Межрегиональный координационный комитет осуществляет мониторинг программ помощи в регионе с целью избежания дублирования проектов, реализуемых в рамках региональных объединений. При этом ряд программ КИО осуществляются при поддержке Межрегионального координационного комитета.

На региональном уровне существует несколько проектов, реализуемых КИО совместно с другими интеграционными объединениями:

· проекты по рыболовству (21 млн. евро);

· проекты малых островных развивающихся государств (10 млн. евро);

· проекты по развитию биоразнообразия и энергетики;

· программа по поддержке региональной интеграции (PAR 2), инициированная КОМЕСА, с объемом финансирования в размере 50 млн. евро, частично за счет КИО (5 млн. евро).

КИО является частью Проекта сотрудничества стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана (AfOA-OI)[19] , который на неформальной основе объединяет ряд государств, а также КОМЕСА, ИГАД и ВAC.

Программа содействия региональной морской безопасности (MASE) с участием КИО направлена на укрепление потенциала региона в реализации «Региональной стратегии и Плана действий по борьбе с пиратством и морской безопасности в регионе Восточной и Южной Африки в Индийском океане». КИО через Отделение по борьбе с пиратством принимает меры по безопасности обмена морской информацией. Деятельность направлена на улучшение осведомленности в регионе и содействие региональному сотрудничеству в области морской безопасности в тесном сотрудничестве с другими проектами, финансируемыми ЕС, таких как политика общей безопасности и обороны (начата в 2012 г. для усиления морских возможностей первоначально четыре страны Африканского Рога и западной части индийского океана) и MARSIC (повышение морской безопасности посредством обмена информацией и наращивания потенциала[20].

В процессе переговоров с Европейским Союзом группа стран «CMMS» (Коморские Острова, Маврикия, Мадагаскар, Сейшельские острова) проявила заинтересованность в разработке общих позиций по вопросам, связанным с рыболовством и доступом на рынок.

КИО и ООН

С момента ее создания КИО всегда работала с системой Организации Объединенных Наций, но традиционное партнерство расширилось лишь в последние годы, что выражается в работе КИО почти со всеми специализированными учреждениями ООН.

Это партнерство направлено на исследование вопросов, входящих в компетенцию КИО, для их разрешения на региональном уровне (биоразнообразие, здравоохранение, транснациональная преступность). Активное сотрудничество с учреждениями, фондами и программами Организации Объединенных Наций также позволяет КИО более эффективно использовать имеющиеся у него в наличии кадровые и финансовые ресурсы и обеспечить максимальную отдачу проектов регионального сотрудничества, которые она ведет (например, адаптация к изменению климата).

Программа развития ООН (ПРООН-PNUD) оказывает поддержку Секретариату КИО с момента ее создания в 1986 г. Она поддержала разработку политики и стратегии в отношении гендерного равенства, региональной сети женщин-предпринимателей (EFOI) и внесла свой вклад в финансирование соблюдения прав детей в Индийском океане. Между КИО и ЮНЕСКО еще в 1991 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве по вопросам обучения, науки и культуры. В рамках этого соглашения ЮНЕСКО поддерживает КИО в разработке культурной региональной стратегии.

Генеральный секретариат КИО, действуя на региональном уровне, выступает в качестве посредника и координатора действий ООН по защите окружающей среды (Программа Организации ООН по окружающей среде ). В рамках этой программы Генеральному секретариату также оказывается помощь по подготовке программы по биоразнообразию островов.

Соглашение между КИО и Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) о соблюдении прав детей в странах Индийского океана было подписано в мае 2004 г.

С 2006 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) участвует в региональном проекте эпидемиологического наблюдения (RSIE-CIO). В октябре 2007 г. было подписано соглашение между КИО и Международным региональным бюро труда (BIT), расположенным на Мадагаскаре. Его целью является содействие интеграции людей, зараженных ВИЧ (СПИДом) в общество и трудовую деятельность, а также развитие законодательства и правоприменительной практики по их защите.

Фонд Организации Объединенных Наций для деятельности в области народонаселения (FNUAP) является c 2008 г. первым партнером КИО по гендерной проблеме. Он поддержал Генеральный секретариат КИО в разработке и реализации региональной стратегии гендерного равенства в трех направлениях (борьба с насилием в отношении женщин и девочек в регионе, участие женщин на руководящих постах). В 2010 г. КИО подписал соглашение о партнерстве с региональным отделением Фонд Организации Объединенных Наций для деятельности в области народонаселения , который укрепляет сотрудничество между двумя организациями.

КИО смогла добиться реальной значимости в продвижении равенства полов на региональном уровне благодаря финансовой поддержке структуры Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Благодаря его поддержке КИО начал в июле 2011 г. начал региональную программу по борьбе с насилием в отношении женщин и детей. Эта программа позволит странам КИО объединить свои усилия и согласовать практику для более эффективной поддержки жертв такого насилия.

Партнерство между Управлением Организации Объединенных Наций по борьбе с наркотиками и преступностью (UNODC) и КИО в настоящее время сосредоточено на сотрудничестве правоохранительных и судебных органов. В связи с этим в 2009 г. ими совместно был опубликован сборник о двусторонней, региональной и международной работе в сфере выдачи и взаимной правовой помощи. В результате их сотрудничество стало регулярным, что выражается в проведении совместных совещаний и семинаров по данным вопросам, в результате чего укрепляется сотрудничество в сфере правопорядка и правосудия, в том числе борьбы с преступления, совершаемыми на море (пиратство, терроризм).

Сотрудничество между КИО и Международным фондом сельскохозяйственного развития (МФСР) направлено на поддержку КИО в форме дотаций в реализации программы «Региональная инициатива по агро-экологии и адаптации сельского хозяйства к изменениям климата на островах Индийского океана».

Взаимодействие КИО с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) было начато в январе 2009 г. с представления запроса Генеральному секретарю КИО.

В ноябре 2009 г. между Экономической комиссией ООН по Африке (UNECA (ЭКА)) и КИО был подписан Меморандум о взаимопонимании . Он содержит программу сотрудничества, основной целью которой является укрепление технического потенциала и кадровых ресурсов КИО в следующих шести ключевых областях:

· повышение административных ресурсов Генерального секретариата КИО;

· увеличение технического потенциала в области либерализации торговли и глобализации;

· формулировка сельскохозяйственной политики и продовольственной безопасности;

· охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

· продвижение новых информационных технологий в целях развития;

· поощрение гендерного равенства и его интеграция в национальную политику развития.

В рамках реализации проекта морского пути КИО тесно сотрудничает с Международной морской организацией (ММО) в подготовке протоколов о загрязнении морской среды.

Учитывая продовольственную уязвимость островов государств-членов КИО в связи с изменением климата и важность этого вопроса для Генерального секретариата КИО, было предложено сотрудничество со Всемирной метеорологической организацией (ВМО), что было отчасти реализовано в рамках подписания с данной организацией соответствующего Меморандума о взаимопонимании. Такое сотрудничество позволит предоставить кадровые ресурсы, поддержать КИО и страны этого региона другими средствами с целью развития сотрудничества в области климатологии, метеорологии, стихийных бедствий, мониторинга окружающей среды и здоровья.

В ходе очередной Конференции по изменению климата КИО получил статус наблюдателя в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), что позволяет ей принимать участие в работе соответствующих агентств ООН, а также в обмене информацией с другими субъектами международного права.

КИО и МОФ

Международная организации Франкофонии (МОФ) также является партнером Комиссии стран бассейна Индийского океана.

На саммите Франкофонии 1999 г., который состоялся в Реюньоне, КИО и МОФ подписали первый Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

Конвенция, подписанная между КИО и МОФ в марте 2011 г., укрепила и наладила сотрудничество между этими организациями, существовавшее уже более десяти лет. Этот документ отражает приверженность обеих организаций к совместным действиям в трех основных областях, представляющих общий интерес: в политической, дипломатической и правовой; в сфере языка, культуры и образования; а также в сфере защиты окружающей среды.

Чтобы способствовать успеху совместных инициатив и постоянному укреплению связей между двумя организациями в октябре 2011 г. в Генеральном секретариате КИО был создан пост международных волонтеров Франкофонии, финансируемый МОФ.

В период между 2008 и 2011 гг. Всемирный банк совместно с Глобальным экологическим фондом оказали поддержку в размере более чем 2 миллиона евро проекту развития водных путей и предотвращения загрязнения прибрежной и морской зоны Западной части Индийского океана.

Европейский Союз также является партнером КИО. Финансирование Европейским Союзом проектов, реализуемых КИО, составляет почти 68% от общего объема бюджетного финансирования организации[21]. По данным ЕС в 2013 г. на долю ЕС приходилось уже более 80% от общего объема финансирования КИО[22].

Итак, КОИ является субрегиональной организацией, в рамках которой сотрудничество государств-членов касается в основном насущных проблем, а не общей экономической интеграции. Конкретная деятельность организации осуществляется либо в рамках отраслевых (профильных) программ, либо реализуется действиями отдельных государств-членов. Несмотря на обширный круг сфер сотрудничества государств-членов, низкая эффективность его работы может быть обусловлена, прежде всего, невысоким бюджетом организации, значительная часть которого формируется за счет вливаний третьих субъектов (стран Европейского Союза и других международных (региональных) организаций).

[1] Общее население-23 миллионов жителей, (по прогнозам до 30 миллионов в 2025 г.), общая территория 595000 км² площади суши и 5 млн. км² эксклюзивной экономической зоны.

[2] См. напр.: Commission de l'Océan Indien , Océan Indien: Comores, Madagascar, Maurice, Réunion, Seychelles, Commission de l'Océan Indien,Pub., 1987

[3] Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) региональное объединение, учреждённое в 1993 г.

[4] Сообщество развития Юга Африки (САДК) — торгово-экономический союз стран Юга Африки, создан в 1992 г.

[5] См. подробнее напр. ECDPM , The Future of the Indian Ocean Commission: Strategic Reflections on Regional Cooperation in the Next Ten Yearstrateg

[6] См например Vivian Louis Forbes , The Maritime Boundaries of the Indian Ocean Region, NUS PressNUS Pres

[7] См. например U.S. International Trade Commission , U.S. Trade and Investment with Sub-Saharan Africa, 2nd Annual Report, Inv. 332-415, DIANE Publishing

[8] В числе наиболее эффективных реализуемых проектов в рассматриваемой области следует назвать Программу по автоматизации телекоммуникаций в Индийском океане (3,5 млн. евро); Комплексную региональную программу по развитию обмена с доминирующим участием ЕС (1996-2002 гг., 13,25 млн. евро), направленную на укрепление процесса региональной интеграции и содействие развитию экономических и торговых обменов между островами и с третьими странами; Региональную программу по развитию туризма, имеющая целью развитие туризма как вектора экономического развития, способствующая продвижению и коммерциализации регионального туризма и развитие новой клиентской (туристической) базы (1994- 2001 гг., 6,239 млн. евро,); Региональную программу по развитию ремёсел (1990-1996 гг., 3,5 млн. евро).

[9] См. например Indian Ocean Fishery Commission . Rapport de la Onzième Session de la Commission Des Pêches Pour L'océan Indien, Food & Agriculture Org.Food & .

[10] В числе наиболее эффективных реализуемых проектов в данной области следует назвать Региональную программу по рыболовству, направленную на регулирование ловли тунца в соответствии с требованиями государства, а также сбор и обработка научных данных, необходимых для приобретения знаний о важнейших ресурсах для будущего рационального управления рыболовством в регионе (1987-1996 гг., с финансированием 7.5 млн. евро; при этом 6,6 млн. предоставлено ЕС), Региональную программу по увеличению численности тунца в Индийском океане (6,7 млн. евро); Региональную программу по мониторингу тунца, направленную на развитие научных знаний о запасах тунца и нормах их вылова в Индийском океане (2004-2009 гг., 14 млн. евро); Программу «Возобновляемые источники энергии», направленную на упрощение доступа государств-членов к современным, эффективным и возобновляемые источникам чистой энергии по конкурентоспособным ценам (стартовала в 2014 г.).

[11] См. например Mark J. Valencia , Maritime Regime Building: Lessons Learned and Their Relevance for Northeast Asia, Martinus Nijhoff Publishers, 2001 .

[12] Наиболее значимыми региональными проектами являются Программа по борьбе с разливами нефти (1999-2004 гг. 4,63 млн. евро); Региональная программа поддержки развития образования в области экологического менеджмента (ARPEGE) (2003-2005 гг., 1,98 млн. евро); Программа «Морские магистрали и предотвращение загрязнения морской и прибрежной среды» (2008 г. -по н.в., 11 млн. долл. США), большая часть была предоставлена Глобальным экологическим фондом и Всемирным банком); Программа по защите канала Мозамбик (11 млн. долл. США); Региональная программа по рыболовству (Smartfish), нацеленая на содействие экономическому и социальному развитию стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана (ЕКА-IO) и углубление региональной интеграции путем устойчивого использования рыбных ресурсов и аквакультуры (2011 г.- по н. в., 21 млн. евро, предоставленные ЕС); Программа «Малые развивающиеся государства-острова» (ISLANDS). инициированная с целью обеспечить реализацию стратегии Маврикия в Индийском океане на базе 4-х направлений: коралловые рифы, стихийные и / или климатические бедствия, принятие и реализация политических стратегий для устойчивого развития малых островных развивающихся государств и введение в действие инициативы по предотвращению изменения климата в Индийском океане(2011 г.- по н. в., 10 млн. евро, предоставленные ЕС); Программа «Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф» (PGRNC). (предусмотрена до 2017 г., 6 млн. евро; 2 млн. евро предоставлены Французским агентством по развитию); Африканский мониторинг окружающей среды для устойчивого развития (АМСУР) (2007 - по н.в., с прямым финансированием из бюджета КИО в размере 1,2 млн. евро); Программа адаптации к изменению климата (АС Climate) (2008 г.- по н.в., 3,645 млн. евро); Метеорологическая программа по сотрудничеству в сфере предупреждения негативных последствий тропических циклонов (5 млн. евро); Проект регионального сотрудничества в области метеорологии (2000-2004 гг., 1,8 млн. евро); Региональная сеть мониторинга коралловых рифов (2001-2005 гг., 1,68 млн. долл.); Программа по лекарственным и ароматическим растениям (1988-1995 гг., 2,2 млн. евро, предоставленным ЕС); Региональная программа по окружающей среде, (1993-2003 гг., 11 млн. евро, большая часть из которых также была предоставлена ЕС); Региональная программа по борьбе с плодовыми мухами, направлена на увеличение производства фруктов при помощи создания сети борьбы с плодовыми мухами (1996-1999 гг., 1,9 млн. евро, что было частично обеспечено ЕС и Маврикием, Реюньоном, Сейшельскими островами); Региональная программа защиты растений, реализованная в целях повышения количества и качества садовых культур, и направленая на продвижение и развитие научно-технического сотрудничества между странами региона в сфере фитосанитарной защиты растений (2003-2008 гг., 6,6 млн. евро).

[13] Среди реализуемых проектов следует отметить Проект по борьбе с ВИЧ/СПИДом , направленный на борьбу с заражением ВИЧ/СПИДом и совершенствование управления чрезвычайными ситуациями (2005-2008 гг., 1,5 млн. евро, предоставленных Францией); Создание сети по надзору и исследованиям эпидемий (RSIE) с целью раннего выявления эпидемий и уменьшения их воздействия на население через развертывание сети общественных служб мониторинга за болезнями, наблюдение за состоянием здоровья и усиление государственной деятельности ( 2008 г. - по н.в., 5,6 млн. евро); Программа по защите прав детей в регионе Индийского океана (разработка статистических и аналитических инструментов для мониторинга за правами ребенка в странах КИО), (2004-2009 гг., с финансированием, предоставленным несколькими донорами (ЮНИСЕФ, США 87000 долл. США, Университет Маврикия -7000 долл. США, департамент Реюньон 20.000 евро)); Программа по региональному сотрудничеству в области гражданской обороны , направленая на развитие сотрудничества и взаимопомощи между государствами-членами КИО по борьбе с технологическими, стихийными бедствиями и минимизации материального ущерба и человеческих потерь (2002-2005 гг., 1,067 млн. евро, предоставленные Францией); Поддержка региональной инициативы по предупреждению ВИЧ/СПИДа (AIRIS) с целью улучшения профилактики, ухода за больными и борьбой с дискриминацией в отношении носителей ВИЧ/ СПИДа (2006 г.- по н.в., 7 млн. евро); Региональная программа по устойчивому управлению прибрежной зоной (ReCoMaP) в целях улучшения условий жизни населения на основе укрепления и защиты морских и прибрежных ресурсов и содействия социально-экономическому развитию, основанному на уважении окружающей среды (2007 г. по н.в., 18 млн. евро).

[14] В числе программ следует отметить Создание университета Индийского океана, направленый на поддержку академического и научного сообщества, а также консолидацию институтов и исследовательской деятельности в различных областях (1999-2003 гг., 1,925 млн. евро); Программу по развитию культурных мероприятий островов Индийского океана, направленную на укрепление «индианокеонической» идентичности и культуры (2000-2003 гг., 750 000 евро, основная часть предоставлена ЕС).

[15] Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) //www.comesa.int/

[16] Восточноафриканское сообщество //www.eac.int/

[17] Межправительственного органа по вопросам развития //www.igad.int/

[18]https://www.iho.int/srv1/index.php?option=com_content&view=article&id=419&Itemid=377&lang=en

[19] Речь идет не о международной региональной организации, а о ряде соглашений о экономическом партнерстве между странами восточной Африки и Индийского океана. См. подробнее http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2012/march/tradoc_149214.pdf

Группа стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана (AfOA-OI) включает 12-стран африканского материка и четыре страны-члена группы Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, а также страны-члены КИО (Коморские Острова, Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские острова(CMMS).

[20] Представительство Европейского Союза в Республике Маврикий, Союзе Коморских островов и Республике Сейшельские острова // http://eeas.europa.eu/delegations/mauritius/regional_integration/indian_ocean_commission/index_en.htm

[21] European Commission, The Indian Ocean and the European Union, Directorate-General for Development, 2001 -59

[22] Представительство Европейского Союза в Республике Маврикий, Союзе Коморских островов и Республике Сейшельские острова // http://eeas.europa.eu/delegations/mauritius/regional_integration/indian_ocean_commission/index_en.htm

Библиография
1.
Commission de l'Océan Indien‬, Océan Indien‬: Comores, Madagascar, Maurice, Réunion, Seychelles‬, Commission de l'Océan Indien‬ Pub., 1987‬‬‬
2.
European Commission, The Indian Ocean and the European Union, Directorate-General for Development‬, 2001-59‬‬
3.
Indian Ocean Fishery Commission. Rapport de la Onzième Session de la Commission Des Pêches Pour L'océan Indien, Food & Agriculture Org.‬, 1999 ‬
4.
Mark J. Valencia, Maritime Regime Building‬: Lessons Learned and Their Relevance for Northeast Asia‬, Martinus Nijhoff Publishers‬, 2001‬‬‬
5.
U.S. International Trade Commission, U.S. Trade and Investment with Sub-Saharan Africa, 2nd Annual Report, Inv. 332-415, DIANE Publishing
6.
Vivian Louis Forbes, The Maritime Boundaries of the Indian Ocean Region, NUS Press‬NUS Pres‬
7.
Курбанов Р.А.. Африканская интеграции: исторические аспекты // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2016. – № 1. – С. 69-79.
8.
Курбанов Р.А.. Межправительственный орган по вопросам развития как интеграционное объединение восточно-африканского региона // Право и политика. – 2016. – № 3. – С. 341-360.
9.
Курбанов Р.А.. Региональная интеграция в Африке: Межафриканская конференция рынков страхования // Право и политика. – 2015. – № 4. – С. 507-514.
10.
Курбанов Р.А.. Региональная интеграция в Африке: Межафриканская конференция социального страхования // Право и политика. – 2015. – № 3. – С. 319-326.
References (transliterated)
1.
Commission de l'Océan Indien‬, Océan Indien‬: Comores, Madagascar, Maurice, Réunion, Seychelles‬, Commission de l'Océan Indien‬ Pub., 1987‬‬‬
2.
European Commission, The Indian Ocean and the European Union, Directorate-General for Development‬, 2001-59‬‬
3.
Indian Ocean Fishery Commission. Rapport de la Onzième Session de la Commission Des Pêches Pour L'océan Indien, Food & Agriculture Org.‬, 1999 ‬
4.
Mark J. Valencia, Maritime Regime Building‬: Lessons Learned and Their Relevance for Northeast Asia‬, Martinus Nijhoff Publishers‬, 2001‬‬‬
5.
U.S. International Trade Commission, U.S. Trade and Investment with Sub-Saharan Africa, 2nd Annual Report, Inv. 332-415, DIANE Publishing
6.
Vivian Louis Forbes, The Maritime Boundaries of the Indian Ocean Region, NUS Press‬NUS Pres‬
7.
Kurbanov R.A.. Afrikanskaya integratsii: istoricheskie aspekty // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations. – 2016. – № 1. – S. 69-79.
8.
Kurbanov R.A.. Mezhpravitel'stvennyi organ po voprosam razvitiya kak integratsionnoe ob''edinenie vostochno-afrikanskogo regiona // Pravo i politika. – 2016. – № 3. – S. 341-360.
9.
Kurbanov R.A.. Regional'naya integratsiya v Afrike: Mezhafrikanskaya konferentsiya rynkov strakhovaniya // Pravo i politika. – 2015. – № 4. – S. 507-514.
10.
Kurbanov R.A.. Regional'naya integratsiya v Afrike: Mezhafrikanskaya konferentsiya sotsial'nogo strakhovaniya // Pravo i politika. – 2015. – № 3. – S. 319-326.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"