World Politics
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "World Politics" > Rubric "History of international relations"
History of international relations
Raikhlin E.I. - Did they create history? Or did history create them? pp. 27-46

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.4.9421

Abstract: George Washington, Abraham Lincoln, and Franklin Roosevelt are usually recognized among the most outstanding leaders of the USA throughout the history of this state. Our goal is to attempt to find out whether these leaders of three American revolutions (each at his own time) define history of their state, or was it the history that defined their place in it.  For this purpose and in accordance with the historical periods, we shall start with President Washington. Discussion is separated into two parts: brief overview of social, economic and political environment, in which George Washington leived on one hand, and a description of his personal qualities on the other hand.  Our conclusion shall be based upon the comparison of the "input" of the environment, with the personal "input" of President Washington into his greatness.  There is a question: whether the North-American colonies of the Great Britain could achieve independency and formation of a sovereign state - the USA  without George Washington?
Raikhlin E.I. - Abraham Lincoln and the second American revolution. pp. 62-85

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.9464

Abstract: The article is divided into three parts: social and political situation, which caused the Civil War; personality and biography of Abraham Lincoln, and, finally, evaluation of the role of Lincoln in the second American revolution.  The end of the war for the independence did not introduce changes into the development of either the North or the South, each of the parts of the new state continued its development according to the path, which was predefined by its geographical, climatic, demographic, and cultural situation.  The goal of the article was to find out how viable was the statement, that Abraham Lincoln played a prominent role in the development of the USA. There are usually two arguments in favor of this statement. According to the first one, role of Lincoln was purely positive. That is, if not for Lincoln and his participation in the Civil War,  the state would be split in two, slavery would remain in the South, and the USA would have never become what it is now. According to the second position, Lincoln played a purely negative role in the US history, since the Civil War was forced upon Lincoln by the South, and the war with all of its personal, material and financial losses was not necessary, the institution of slavery was dying out in the Southern states, which bordered the North, and the industrial revolution in the South made slavery outdates and non-economical anyway, so these processes would naturally preserve the Union and a united democratic nation.
Shchuplenkov N.O., Shchuplenkov O.V. - The Soviet-Chinese relations in 1920s-1930s. pp. 86-181

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.10775

Abstract: The article concerns role and place of the Soviet Union in the foreign political strategy of the Kuomintang. The trouble spot of the civil war in Manchukuo remained for a very long time. The Russian population was divided into the opponents of the Soviet rule and those supporting it.  The financial situations differed, which  caused passive opposition. The lack of rights, economic dependency, unemployment made the Russian emigrants opposed to the Soviet citizens, causing them to join the military political anti-Soviet organizations. These organizations posed a serious threat to the Soviet Union, especially  at the early time of its existence. the "white" military immigration was watched by the Soviet intelligence services very attentively.  The counteractions to the undermining activities of the "white" emigrants, which was often aimed at the downfall of the Soviet rule took a lot of effort.  The tensions between two groups of former Russian residents in the territory of Manchukuo often involved victims.  It was especially obvious in the conflict for the Chinese Eastern Railway in 1929. The article used comparative method, allowing to compare the positions of China and Russia within the framework of their bilateral relations.  The authors worked with the large quantity of literature, materials, and based their article on these materials. In the last decades a lot was done. The fundamental studies were published, as well as analytical articles, and the historical issues were often discussed at the scientific conferences.  Special attention should be paid to the issuing of documentary series, which are mostly based on archives and other materials, illustrating the sources base for the Soviet studies, and there were also additional publications of certain archive documents in the Soviet journals. The documents, which were published, usually attracted attention of the general public. Currently, there is a new stage in casting light upon the past, including the foreign political history of the years before the war. It relates to the restoring of the scientific connections between the scientists in the USSR and the PRC, accessibility of the archive materials in Russia.  For many years, the Russian studies of China gave priority to the Soviet policy in the Soviet-Chinese relations.
Grigor'eva O.G. - International legal assistance in the system of international relations of the USSR. pp. 92-129
Abstract: The article describes the main trends of Soviet foreign policy in the period from 1917 to 1991, was reflected in the formation of the institute of international legal assistance in civil matters. The author analyzes place, role and importance of international legal assistance in civil matters in the international relations of the Soviet state. This process is covered in terms of the basic foreign policy objectives of the USSR on a particular historical stage of development of international legal assistance in civil matters. The author provides analysis of the content of universal international conventions, which involved the Soviet Union, which are fundamental to the institution of legal aid in civil cases. The article expands upon the provisions of bilateral treaties of the USSR on trade and navigation, friendship and cooperation, legal assistance and legal relations, consular conventions. 
Belyakov D.A. - Russia-United States relations in the mid-19th century pp. 103-114

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17252

Abstract: The article reveals the issues of the development of relations between the Russian Empire and the United States in the mid-19th century. The authors consider the international-legal situation of that period. The authors carry out the analysis of the Far Eastern policy of the Russian Empire in the post-reform period. The authors note that Russian-American relations in the late 19th century were characterized with the strengthening of friendly relations and establishment of business and trade contacts. Moreover, the US also had their interests in the Far East and could protect them effectively only with the help of the Russian state. The authors of the research apply the general methods of cognition: the materialist and dialectical methods and the method of scientific abstraction which gave the opportunity to study Russian-American relations in their development, to reveal the features of the Far Eastern policy of the Russian Empire of the post-reform period. The general scientific methods of analysis, synthesis, deduction and induction and the system-structural method helped in the analysis of Russia-United States relations of the mid-19th century and the formulation of conclusions about their impact on the world politics. Thus, the mutually beneficial cooperation between Russia and the US, established in the late 17th – the early 19th century, continued in the late 19th century. 
Fedyushko D.I. - Transformation of the decision-making mechanism in the sphere of strategic weapons of the USA during Richard Nixon’s Presidency in 1968 – 1971 pp. 113-120

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17833

Abstract: The author studies the transformations of decision-making in the sphere of strategic weapons launched by American President Richard Nixon. The author studies the example of the missile defense program “Safeguard” and considers the modernization of the mechanism of functioning of the National Security Council and Henry Kissinger’s work aimed at this organization restructuring. Special attention is given to the formation of the tandem Nixon-Kissinger and the interaction between these politicians in decision-making in the sphere of missile defense. The author uses the historical-system, historical-comparative and historical-typological methods. To study H. Kissinger’s reforms as the National Security Advisor, the author applies the historical-comparative method. The work of Richard Nixon and Henry Kissinger, considered in this piece, is a poorly studied area of Russian historiography. The author gives attention to this political tandem’s functioning and concludes about its primary role in decision-making in the sphere of missile defense of the USA in 1968 – 1971. 
Iryshkov A.V. - The first difficulties of the “Holy Experiment” at the turn of the 18th century pp. 127-139

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22490

Abstract: The research subject covers the main problems and difficulties, faced by the founder of Pennsylvania - a colony on the east coast of North America, William Penn, in the organization of resettlement, the colony administration and arrangement. Special attention is given to the issues of religious tolerance, land disputes, colony administration, and pacifism in the context of a permanent military threat. The author describes the role of Quakers in the organization of the new society, characterizes Penn’s policy aimed at inviting investors to the colony. The purpose of the work is to find out the reasons of the failure of the “Holy Experiment”. The research is based on the general scientific method of structural system analysis, consisting in the consideration of the phenomenon in development and as a complex of all its components. The author studies the phenomenon as a single and inseparable complex of political history, all state institutions, social structure, different political, ideological and religious directions. The author applies the historicism principle as a method of studying the phenomena in the process of their birth and evolution, in close connection with the particular historical context; it helps detect the qualitative and quantitative uniqueness of the phenomena, the common and special features. The acquired conclusions can be used for studying the history of Pennsylvania and Quakers, social and political life in England at the turn of the 18th century, and for religious and philosophy studies, particularly, the origins of Protestantism and pacifism. The author formulates the list of the main reasons, which had led to the failure of the project in its initial form.  
Kosinova M.I. - Formation and development of international relations in the Russian pre-Revolution cinematography. pp. 225-235

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12524

Abstract: The article concerns the history of formation and development of the international relations in the Russian pre-Revolution cinematography (1896-1917). At this time the cinema import prevailed over cinema export. And only in the  years of the First World War the proportion has changed, and the purchase of foreign films was abruptly lessened.  During the first decade the leaders in the Russian cinema market were foreigners, first of all, the French. The repertoire was also mostly foreign. The first Russian cinema enterpeneurs (producers, if one is to put it into mdern terms) started their work in the cinema sphere as representatives of foreign cinema firms in Russia. In order to gain the starting capittal they had to serve as intermediaries for the purchase of foregn motion pictures and sale of these pictures to the movie theaters, and later, to the distribution agencies. As for the movie expert, A.A. Hanzhonkov and A.O. Drankov have achieved most in this sphere. The basis for the successful enterpreneurship of A.A. Hanzhonkov was the distribution of foreign films (back when there was no Russian movie production). Then he invested the money into his own movie company.  He both bought foreign films and sold his films abroad. For example, the first cartoons in the world, which were made by V.Starevich at A.A. Hanzhonkov's studio with the method of dimensional animation were successful both in Europe and in the USA.  A. O. Drankov was the founder of the Russian theatrical cinematograph and movie chronicles successfully sold his motion pictures (both theatrical and documentary) in America, England, France and other countries.  In the pre-War yeras the Russian motion pictures played an insignificant role in the repertoire of the Russian movie theaters. The War has changed this situation in the cinematography market, and it lead to the abrupt fall of the import of foreign motion picture and the rise of national movie production.The main approach in these studies is a complex analysis of the issue. It combines the so-called historical narrative of encyclopedical character, where the matters of development of international relations of the Russian pre-Revolution cinematography are shown in much detail and consequitively, the method of phylosophical cognition of these issues, and the art criticism analysis of representative materials. While the history of Russian pre-Revolution cinematography was studied in much detail and volume in many scientific studies, the history of international relations in the sphere of Russian cinetmatography was not previously reflected in the scientific literature. The pre-Revolution period laid the foundation for the international relations of the Russian cinematography. However, the Revolution and the later change in the political regime has ruined these fundamentals. And the young Soviet cinematography had to form the international relations anew.  
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Мировая политика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "История международных отношений"
История международных отношений
Райхлин Э.И. - Сотворили ли они историю или история сотворила их? c. 27-46

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.4.9421

Аннотация: Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн и Франклин Рузвельт обычно относятся к наиболее выдающимся руководителям Соединенных Штатов Америки за все время существования этого государства. Нашей задачей является попытаться выяснить, определили ли эти лидеры трех американских революций (каждый в свое время) историю страны или же сама история определила их место в ней. С этой целью и следуя исторической последовательности, мы начнем с Вашингтона. Обсуждение делится на две части: краткий обзор социально-экономической и политической среды, в которой проходила жизнь Вашингтона, с одной стороны, и набросок его личных качеств, с другой. Наше заключение будет основано на сравнении «вклада», сделанного средой, с личным «вкладом» Вашингтона в «копилку» его величия. Возникает вопрос: добились ли бы североамериканские колонии Великобритании независимости и создания суверенного государства, получившего название Соединенные Штаты Америки, если бы не было Джорджа Вашингтона?
Райхлин Э.И. - Авраам Линкольн и вторая американская революция c. 62-85

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.9464

Аннотация: Статья делится на три части: социально-экономическая и политическая обстановка, приведшая к гражданской войне; личность и биографические данные Авраама Линкольна; и, наконец, оценка роли Линкольна во второй американской революции. Окончание войны за независимость не внесло изменений в развитие ни Севера, ни Юга: каждая из частей нового государства продолжала развиваться по тому пути, который был предопределен ей ее географическими, климатическими, демографическими и культурными условиями. Целью статьи была попытка выяснить правдоподобность утверждения, в соответствии с которым Авраам Линкольн сыграл выдающуюся роль в развитии Соединенных Штатов. Обычно в поддержку этого утверждения выдвигаются два аргумента.Согласно первому, роль Линкольна была исключительно положительной. То есть, если бы не было Линкольна и его участия в гражданской войне, страна бы раскололась на две части, рабство сохранилось бы на Юге, а Соединенные Штаты не стали бы теми, чем они стали теперь. Согласно второму аргументу, Линкольн сыграл исключительно негативную роль в истории США. Ибо навязанная Югу Линкольном гражданская война, с ее людскими, материальными и финансовыми жертвами не была необходимой: институт рабства и так уже умирал в пограничных с Севером южных штатах; продвижение промышленной революции на Юге и так делало рабство неэкономичным и устарелым; и эти процессы сами бы собой сохранили бы Союз и его единую демократическую нацию.
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Советско-китайские отношения в 1920-1930-е гг. c. 86-181

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.10775

Аннотация: В статье исследуется роль и место Советского Союза во внешнеполитической стратегии гоминьдана.Очаг гражданской войны в Маньчжурии сохранялся на протяжении еще долгого времени. Русское население разделилось на противников советской власти и тех, кто ее поддерживал. Материальное положение было неодинаковым, что приводило к пассивному противостоянию друг другу. Бесправие, экономическая зависимость, отсутствие работы озлобляло русских эмигрантов по отношению к советским гражданам, подталкивало их к вступлению в военно-политические организации, стоявшие на антисоветских позициях. Для Советского Союза такие организации представляли серьезную опасность, особенно на начальном этапе своего существования. Белая военная эмиграция находилась под бдительным оком советских спецслужб. Потребовалось немало усилий в борьбе с подрывной деятельностью белоэмигрантов, которая проводилась с целью свержения советской власти. Столкновения между двумя группировками выходцев из России на территории Маньчжурии нередко сопровождались жертвами. Особенно наглядно это проявилось в конфликте на КВЖД 1929 года. В статье был использован сравнительный метод. Данный метод помог сравнить позиции Китая и позиции России в контексте двусторонних отношений. Следующий метод, который был использован в данной работе, это исследовательский анализ. Было обработано достаточное количество литературы, материалов, на основе которых и складывалось содержание данной статьи. За прошедшие десятилетия была проделана значительная работа - опубликованы фундаментальные исследования, аналитические статьи; вопросы истории неоднократно обсуждались на научных конференциях. Особое значение имеет издание документальных серий, основанных в значительной степени на архивных и иных материалах, иллюстрирующих источниковедческую базу советских исследований, дополнительные публикации в советских журналах отдельных архивных документов. Публикуемые документы, как правило, привлекает внимание общественности.В настоящее время наступает новый этап в освещении прошлого, в том числе внешнеполитической истории предвоенных лет. Он связан прежде всего с восстановлением научных связей между учеными СССР и КНР, доступностью архивных материалов в наших странах. В течение многих лет приоритетное место в советском китаеведении отводилось советской политике в изучении советско-китайских отношений.
Григорьева О.Г. - Международная правовая помощь в системе международных отношений СССР c. 92-129
Аннотация: В статье раскрываются основные тенденции внешней политики Советского Союза в период с 1917 г. по 1991 г., отразившиеся на формировании института международной правовой помощи по гражданским делам. Показано место, роль и значение международной правовой помощи по гражданским делам в системе международных отношений советского государства. Данный процесс освещается с точки зрения основных внешнеполитических задач СССР на каждом конкретном историческом этапе развития международной правовой помощи по гражданским делам. Анализируется содержание универсальных международных конвенций, в которых принимал участие Советский Союз, и которые являются основополагающими для института правовой помощи по гражданским делам. Подробно освещаются положения двусторонних международных договоров СССР о торговле и мореплавании, дружбе и сотрудничестве, правовой помощи и правовых отношениях, консульских конвенций. Показано влияние международных стандартов защиты прав человека на международное правотворчество Советского Союза в сфере правовой помощи по гражданским делам
Беляков Д.А. - Русско-американские отношения в середине XIX века c. 103-114

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17252

Аннотация: В представленной работе раскрываются вопросы, связанные с развитием отношений Российской империи и Соединенных Штатов в середине XIX в. В связи с этим детально исследуется международно-правовая обстановка указанного времени. Статья также посвящена анализу дальневосточной политики Российской империи в пореформенный период. Отмечается, что русско-американские отношения во второй половине XIX в. характеризовались укреплением дружественных связей и установлением деловых и торговых контактов. Кроме того, Соединенные Штаты также имели собственные интересы и на Дальнем Востоке, причем успешно защищать их американцы могли только опираясь на помощь Российского государства. При написании статьи авторами использованы всеобщие методы познания, такие как: материалистический, диалектический методы и метод научного абстрагирования, которые предоставили возможность изучать русско-американские отношения в их развитии, раскрыть характерные особенности дальневосточной политики Российской империи пореформенного периода. Общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, системно-структурный метод позволили провести правовой анализ русско-американских отношений в середине XIX в. и сформулировать выводы относительно их влияния на мировую геополитику. Российская империя, в свою очередь, рассматривала США в качестве надежного союзника в разрезе европейской политики. Таким образом, взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Соединенными Штатами Америки, установившееся в конце XVII – начале XIX вв., продолжилось и во второй половине XIX века.
Федюшко Д.И. - Изменение президентом Р. Никсоном механизма принятия решений в области стратегических вооружений США (1968-1971 гг.) c. 113-120

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17833

Аннотация: В данной статье изучаются изменения, внесенные президентом Соединенных Штатов Америки Р. Никсоном в процесс принятия решений по вопросам стратегических вооружений на примере программы противоракетной обороны (ПРО) "Сейфгард" (Safeguard). Одновременно рассматривается модернизация президентом и его администрацией механизма функционирования Совета по национальной безопасности, а также деятельность Г. Киссинджера по реформированию данной организации. Особое внимание уделяется формированию тандема Никсон-Киссинджер и взаимодействию между политическими деятелями при принятии решений по вопросам ПРО. В качестве основных в данной статье применяются историко-системный, историко-сравнительный и историко-типологический методы. При рассмотрении реформ Г. Киссинджера на посту советника по национальной безопасности задействован историко-описательный метод. В данной статье рассматривается деятельность президента Р. Никсона и Г. Киссинджера в области противоракетной обороны, что является малоизученной в отечественной историографии темой. Автор уделяет внимание функционированию данного политического тандема и приходит к выводу о его первостепенной важности в принятии решений по вопросам стратегических вооружений в США в 1968-1971 гг.
Ирышков А.В. - Первые трудности "Священного эксперимента" на рубеже XVII-XVIII вв. c. 127-139

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22490

Аннотация: Предметом исследования являются основные проблемы и затруднения, вставшие на пути основателя Пенсильвании - колонии на восточном побережье Северной Америки - Уильяма Пенна в делах организации переселения, управлении колонией и её обустройстве. Особое внимание уделяется вопросам веротерпимости, межевых споров, формирования колониальной администрации и пацифизму в условиях постоянной военной угрозы. В статье описана роль Вольного общества торговцев в деле организации нового общества, дана характеристика политике Пенна по привлечению инвесторов в колонию.Цель работы - составление перечня причин, которые легли в основу неудач "Священного эксперимента" В основе исследования лежит общенаучный метод структурного системного анализа, предполагающего рассмотрение явления во взаимосвязи и развитии в совокупности всех его составляющих существенных элементов. В данном случае - как изучение единого и неразделимого комплекса политической истории, всех государственных институтов, социальной структуры, разных направлений политики, идеологии и религии. А также принцип историзма как способ изучения явлений в процессе их возникновения и эволюции, в тесной связи с конкретными историческими условиями, что способствует выявлению качественного и количественного своеобразия явлений, общего и особенного. Полученные выводы и результаты будут уместны при изучении истории Пенсильвании и Общества друзей, общественно-политической мысли Англии на рубеже XVII-XVIII вв., а также при проведении религиоведческих или философских исследований, в частности, на тему становления протестантизма, пацифизма. Результатом работы явился перечень основных причин, приведших к невозможности реализовать проект в том виде, в котором его замышлял сам основатель колонии.
Косинова М.И. - Становление и развитие международных отношений в русской дореволюционной кинематографии c. 225-235

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12524

Аннотация: В статье рассматривается история становления и развития международных отношений русского дореволюционного кинематографа (1896-1917 гг.). В данный период киноимпорт превалировал над киноэкспортом. И толкьо в годы Первой мировой войны пропорция изменилась и мы резко сократили закупку иностарнных картин.В течение первого десятилетия лидерами на российском кинорынке были иностранцы, прежде всего французы. Пожэтому и репертуар у нас был преимцщественно иностранным. Первые русские кинопредприниматели (выражаясь современным языком – продюсеры) начинали свой путь в кинематографе коммивояже¬рами иностранных кинофирм в России. Для того чтобы накопить первоначальный капитал, им приходилось совершать посреднические операции по покупке зарубежных картин и продаже их владельцам российских ки¬нотеатров, а потом, с появлением проката, и прокатным конторам.Что касается киноэкспорта, то на этом поприще у нас особенно продвинулись А.А. Ханжонков и А.О. Дранков. Основы для успешной предпринимательской деятельности А.А. Ханжонков заложил прокатом иностранных лет (когда собственного кинопроизводства в нашей стране еще не существовало). Средства, накопленные на этом поприще, он умело вложил в созданную позднее собственную кинофирму. Он занимался не только покупкой иностранных картин за границей, но и продажей своих лент за рубеж. Например, первые в мире мультфильмы, сделанные В. Старевичем на студии А.А. Ханжонкова методом объемной мультипликации, имели широкий успех не только в Европе, но и в Америке.А.О. Дранков, основатель русского игрового кинематографа и кинохроники довольно успешно продавал свои фильмы (как игровые, так и документальные) в Америку, Англию, Францию и другие страны.В довоенные годы фильмы отечественного производства занимали весьма незначительное место в репертуаре русских кинотеатров. Война вкорне изменила положение на кинематографическом рынке и привела к резкому сокращению импорта заграничных картин и подъему национального кинопроизводства. Основным подходом данного исследования является комплексный анализ избранной темы. Он сочетает так называемый «исторический нарратив» энциклопедического характера, подробно и мерно излагающий фактологический материал, связанный с историей развития международных отношений русской дореволюционной кинематографии, метод философского осмысления данной тематики и искусствоведческий анализ репрезентативного материала. Если история русской дореволюционной кинематографии разработана в ряде научных исследований достаточно подробно и объемно, то история международных отношений в сфере отечественной кинематографии еще не нашла отражения в научной литературе.В дореволюционный период были заложены основы международных отношений отечественной кинематографии. Однако революция и последующая смена политического режима вкорне разрушила эти основы. И молодая советская кинематография вынуждена была заново налаживать зарубежные связи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"