World Politics
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "World Politics" > Contents of Issue № 03/2017
This issue is currently being formed. All articles presented on this page have already been included in this issue, are considered published, and will remain unchanged in the final version of the issue along with other metadata of the articles.
Contents of Issue № 03/2017
Diplomacy
Grigoryan A.V. - NATO’s decision-making process and small countries’ diplomacy pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23275

Abstract: The topicality of this problem is determined by the fact that NATO remains one of the strongest security structures in the international arena, and the processes in this organization are among the most important issues to be studied. The research subject is the decision-making process within NATO and the role and significance of small countries in this process. To protect their interests, small countries connect their national security with different regional defense organizations such as NATO. Important components of NATO’s decision-making process are the consensus principle, consultations, and indivisibility of security within the Alliance. The author also considers the attitude of other members of the Alliance to the small countries’ policies and maneuvers. The author uses the institutional method to detect the key functions and directions of NATO’s activities, structural-functional analysis – to consider the structural peculiarities of the organization and the role of its member-states, and the ontological method – to study NATO’s power and the relations of domination and subordination within NATO. The author concludes that small countries within NATO have particular leverages within the decision-making process. It is determined by the institutional and legal peculiarities of the organization and its fundamental principles. For small countries, it is possible to guarantee security and protect national interests within NATO, and at the same time, each member-state concedes a part of its sovereignty to the organization. 
World politics
Al'-Tamimi Kh. - Factor analysis of relations between Russia and Bahrain at the present stage pp. 12-22

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23885

Abstract: The research subject is the promising directions of cooperation between the Russian Federation and the Kingdom of Bahrain at the present stage. In this context, the author focuses on two factors, affecting the intentions of both countries, – relations between Washington and Manama and domestic political situation in the Kingdom of Bahrain. The purpose of the article is the analysis of the level and the nature of these factors’ impact on the dynamics of relations between Russia and Bahrain at the present stage.The research methodology is based on the system approach, which helps cover the “text” and the “context” of relations between the two states in 2017. The author uses the historical, factor, content- and event-analyses. The scientific novelty of the research is determined by the fact that this problem hasn’t been studied sufficiently enough so far, and by the viewpoint of the analysis, which covers foreign and domestic policy having impact on bilateral relations between Moscow and Manama. In conclusion, the author considers the effectiveness and the possibility of Russia’s role as a mediator and a pillar in local and regional conflicts influencing Bahrain’s security. 
Plokhotnikov K.E. - Mathematical model of geopolitics pp. 23-74

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23674

Abstract: Mathematical model of geopolitics is a conditional name of several models, which are naturally connected with and serve as companions to the main theme – geopolitics. The author introduces the central notion of a mathematical model of geopolitics – capacity of a habitat. Geopolitics includes climate, terrain, peculiarities of logistics of global flows of commodities, and geopolitical confrontation in terms of “sea – continent”, i.e. all those things composing the material set of conditions of existence of the population of the world. This set to a significant extent mediates political behavior of people. The author doesn’t adhere to the position of environmental determinism in the form of geopolitics, but tries to outline manifestations of geopolitics in the real politics. In all the demonstrated mathematical models, the author refers to a computational experiment, the results of which are presented and discussed in the text. The computational experiment is based on the data about climate, terrain, population and other components typical for modern geo-information systems. The mathematics of these models implies knowing the fundamentals: numerical methods, statistics, methods of optimization and some other disciplines. The author describes the density of habitat capacity in different countries. Par for the course, the top positions are taken by, in decreasing order, Russia, the USA, Brazil, China, Australia. The author defines and studies the index of specific capacity of habitat per capita, ranks countries and territories according to this index. Special attention is given to the correlation between these indexes in particular countries compared to Russia. The author studies the issue of interaction between the density of habitat capacity and terrain, compares territories concentrating 50% of the population and 50% of density of habitat capacity, and outlines the density gradient margins. The author classifies countries and territories in terms of “high – low” and “favourable – unfavourable”, i.e. in four categories taking account of terrain and density of habitat capacity. The paper contains the maps of territories of all four types. The author introduces and calculates the diversity index of particular territories and countries. Within the global traffic calculation, the author creates a specific index of percentage “sea – continent”. Based on this index, the author classifies points (territories) in geopolitical terms. This index helps formalize such well-known geopolitical notions as “Heartland” and “Rimland”. The author composes combined global and regional maps with political and geopolitical marking. These maps are analyzed for so-called geopolitical splits. Such splits are detected when some geopolitical lines don’t coincide with the state border, but lay deeply across its territory. The author demonstrates the numerical solution of the problem of optimal distribution of points (in terms of minimal transportation expenses) serving as logistics hubs on the planet. 
International separatism
Frolova Yu.N. - Problem of self-determination of Catalonia: positions of Spain and the EU pp. 75-81

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.24186

Abstract: The research object is correlation and contradiction between the fundamental principles of modern international relations: the right of people to self-determination and the principle of the state sovereignty. The problem of Catalan self-determination in Spain is the result of such contradiction. This problem is one of the key issues of Spain’s policy; with the development of the EU as a political association, it’s become an important issue on the European agenda, too. It is not only the matter of self-determination, but it is also the matter of possibility to form a new independent state after the referendum scheduled for October 2017. The complexity and ambiguity of the issue is worsened by the difference between the positions of the key actors of the problem: the region, Spain and the EU. The author studies these positions. The author uses the methods of indirect and instrumental monitoring. It is based on the sources of the EU and the Government of Catalonia. The author uses the results of the interviews of Spanish specialists in this problem. The author concludes that the key method of the problem settlement should be constructive negotiation process with the participation of the representatives of the EU, the governments of Spain and Catalonia. At the present time this instrument is not used, and the parties to this conflict confirm it. Besides, the position of the EU on the problem of unilateral secession of Catalonia remains firm: the EU doesn’t accept unilateral secession of regions from the EU member-states. If it happens, the citizens of such regions will not be the citizens of the EU anymore. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Мировая политика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 03, 2017
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Содержание № 03, 2017
Дипломатия
Григорян А.В. - Процесс принятия решений в НАТО и дипломатия малых стран c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23275

Аннотация: Актуальность данной темы заключается в том, что НАТО продолжает оставаться одним из сильнейших структур безопасности на международной арене, и процессы, протекающие в данной организаци, являются одним из важных тем для исследования. Предметом исследования в данной статье является процесс принятия решений в НАТО и роль и вовлеченность малых стран в этом процессе. Для защити своих интересов малые страны связывают свою национальную безопасность с разными региональными оборонными структурами, такими как НАТО. Важным составляющим процесса принятия решений в НАТО являются принцип консенсуса, консультации и принцип неделимости безопасности в Альянсе. Также в работе рассматривается отношение остальных союзников к проводимой политике малых стран и их маневров. В статье использованы следующие методы: Институциональный метод - для выявления основных функций и направлений деятельности НАТО, структурно-функциональный анализ - для рассмотрения структурных особенностей организации и роли государств-участников, и онтологический метод - для исследования власти, отношения господства и подчинения в НАТО. Основными выводами в данном исследовании являются то, что малые государства-члены НАТО имеют соответсвующие рычаги влияния на процесс принятия решений. Это связано в первую очередь с институциональными и правовыми особенностями организации, с основополагающими принципами ее деятельности. Для малых стран возможны обеспечение безопасности и защита национальных интересов в рамках НАТО, одновременно каждое государство-член Альянса отдает часть своего суверенитета организации.
Мировая политика
Аль-Тамими Х. - Факторный анализ российско-бахрейнских отношений на современном этапе c. 12-22

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23885

Аннотация: Предметом данного исследования являются потенциально перспективные направления сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн на современном этапе. В данном контексте автор концентрирует свое внимание на двух факторах, влияющих на вышеозначенные устремления обеих сторон, – это отношения по линии Вашингтон-Манама и внутриполитическая обстановка в Королевстве Бахрейн. Таким образом, целью работы выступает анализ степени и характера влияния данных факторов на динамику российско-бахрейнского взаимодействия в настоящее время. Методологической основой исследования выступают системный подход, позволивший охватить «текст» и «контекст» отношений двух государств на 2017 год. В статье были применены исторический, факторный, контент и ивент-анализы. Научная новизна исследования определяется малой разработанностью данной проблемы, а также «углом» анализа, который охватывает внешне и внутриполитическую повестку, оказывающую воздействие на двусторонние отношения между Москвой и Манамой. В заключении автор рассматривает эффективность и возможность позиционирования России в качестве посредника и гаранта в локальных и региональных конфликтах, влияющих на состояние «безопасности» Бахрейна.
Плохотников К.Э. - Математическая модель геополитики c. 23-74

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23674

Аннотация: Математическая модель геополитики условное название для нескольких моделей, которые естественным образом связаны и выступают в качестве сопровождения главной тематики — геополитики. Вводится центральное понятие математической модели геополитики — емкость среды обитания. Геополитика — это климат, рельеф, особенности логистики глобальных товарных потоков, геополитическое противостояние в терминах “море – континент”, т.е. все то, что составляет материальный комплекс условий существования жителей Земли. Данный комплекс, в значительной степени, опосредует поведение народонаселения с политической точки зрения. Автор не придерживается позиции природного детерминизма, который выступает в форме геополитики, но пытается очертить рамки проявления геополитики в реальной политике. Во всех построенных в работе математических моделях производится переход к вычислительному эксперименту, результаты которого приводятся и обсуждаются. Базой вычислительного эксперимента выступают данные по климату, рельефу, народонаселению, а также ряд других компонентов, характерных для современных геоинформационных систем. Математика предложенных моделей, предполагает знание основ: численных методов, статистики, методов оптимизации и ряд других дисциплин. Произведена развертка плотности емкости среды обитания по государствам. Среди рекордсменов в убывающей последовательности ожидаемо оказались: Россия, США, Бразилия, Китай, Австралия и т.д. Определен и изучен показатель, имеющий смыл удельной емкости среды обитания в расчете на душу населения. Произведено ранжирование стран и территорий по этому показателю. Особое внимание обращено на соотношение данных показателей отдельных стран по отношению к РФ. Изучен вопрос о взаимоотношении плотности емкости среды обитания и рельефа. Строятся и сравниваются территории, где сосредоточено 50% народонаселения и 50% емкости среды обитания. Строятся поля градиента плотности емкости среды обитания. Производится классификация стран и территорий в терминах “высоко – невысоко” и “благоприятно – неблагоприятно”, т.е. в четырех категориях, учитывающих рельеф и плотность емкости среды обитания. Строятся карты территорий всех четырех типов. Вводится и подсчитывается индекс разнообразия отдельных территорий и государств. В рамках калькуляции глобального трафика построен специальный показатель под названием процентное соотношение “море – континент”. На основе данного показателя производится классификация точек (территорий) в геополитических терминах. Этот показатель позволил формализовать введение таких хорошо известных в геополитике понятий, как “Хартленд” и “Римленд”. Построены комбинированные глобальная и региональные карты, содержащие политическую и геополитическую разметки. Произведен анализ данных карт на предмет наличия так называемых геополитических “разломов”. О наличии разломов можно говорить в том случае, если некоторые геополитические линии проходят не по границе отдельного государства, а по его территории, глубоко в нее вклиниваясь. Приведено численное решение задачи оптимального с точки зрения минимума затрат на транспорт распределения точек, выступающих в качестве логистических узлов на поверхности Земли. 
Международный сепаратизм
Фролова Ю.Н. - Проблема самоопределения Каталонии: позиция Испании и ЕС. c. 75-81

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.24186

Аннотация: Объектом исследования являются конфликтные ситуации, которые возникают при сопоставлении основополагающих принципов современных международных отношений, в частности принципов права наций на самоопределение и суверенитета государства. Проблема самоопределения Каталонии в Испании является результатом такого процесса. Вопрос занимает одно из ведущих мест в политике испанского государства, а в связи с развитием Европейского Союза как политического объединения занимает важное место и в общеевропейской повестке дня. Речь идет не только о процессе самоопределения, но и возможности образования нового независимого государства по результатам планируемого в октябре 2017 года референдума. Сложность и неоднозначность вопроса усиливается различием позиций ключевых участников проблемы: региона, Испании и ЕС. Эти позиции и исследует автор статьи. Автором используются методы косвенного и инструментального наблюдения. Наблюдение проводилось на основе источников ЕС, Женералитата Каталонии. Также автор использовал результаты интервью испанских исследователей проблемы. Автор приходит к выводу, что ключевым в урегулировании проблемы должен стать конструктивный переговорный процесс с участием представителей ЕС, испанского правительства и правительства Каталонии. Сейчас этот инструмент не используется, о чем говорят стороны конфликта. Кроме того, позиция ЕС по вопросу одностороннего отделения Каталонии остается жесткой: ЕС не приемлет односторонний выход регионов из состава государств-членов. В случае если подобное произойдет, граждане таких регионов перестанут быть гражданами ЕС.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"