World Politics
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial board > О журнале
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "World Politics" > Contents of Issue № 02/2017
Contents of Issue № 02/2017
International image of the state
Maleev A. - National sports policy as an instrument of cultural safety provision: the international component pp. 1-8


Abstract: The research object is the policy of Russia’s cultural safety provision. The research subject is the role of the sports sphere in the provision of the country’s cultural safety. Special emphasis is put on the international component of the issue. Soft power is gaining more and more importance in the modern international arena; it consists in the country’s ability to influence international affairs without using military power or threat of it. One of the key components of soft power is cultural influence, and the international prestige in the sports sphere is one of its elements. Cultural influence, in its turn, is an essential component of the national cultural safety provision. In this paper, the author analyzes Russia’s cooperation with other countries during the 2014 Olympic games in Sochi and in Rio de Janeiro in 2016. The author analyzes the doping scandals, associated with these sports events, the work of Media during these sports events, and their political aspects. The author compares the activities of Russia and Brazil, aimed at their international image promotion during the Summer Olympic games. The theoretical base of the work includes the studies of J. Nye, A. Wendt, S. Huntington, V.V. Kochetkov, and A.V. Torkunov. The author applies the methods of sources analysis, comparative analysis, introspection, and content-analysis of the relevant documents. The author concludes that significant expenditures for the country’s sports prestige maintenance are very important for Russia’s cultural influence. The author is the first Russian scholar who considers the aspects of international cooperation in the sports sphere. The author analyzes the current and the latest developments in this sphere. 
Questions of current interest
Danyuk N.S. - Russia-Germany relations in the context of the 2013-2015 Ukraine crisis pp. 9-23


Abstract: The article offers a detailed analysis of Russia-Germany relations during the Ukraine crisis of 2013–2015. The Ukraine crisis has led to an unprecedented cooling in relations between Moscow and Berlin since the end of the cold war. The two countries hold diametrically opposed views on the ways to settle the situation in Ukraine. Germany's foreign policy towards Russia has become fully consistent with the unified approach of the Western countries, consisting in exerting pressure on Russia through economic sanctions.The research methodology is based on general scientific methods and approaches together with the complex approach, involving the wide range of social sciences. The scientific novelty of this research consists in the consideration of Russia-Germany relations in the context of the Ukraine crisis, taking into account that the relationship between Russia and Germany is of strategic significance for the both states. The author concludes that Russia and Germany have different political positions on the Ukraine crisis, which affect both the level of political communications and economic cooperation.
Interests and values
Liubimova A. - A new form of international activity of far-right groups pp. 24-33


Abstract: The paper considers the peculiarities and specificity of development of international activities of far-right parties of the European Union at the present stage, and its influence on the phenomenon of popularization of far-right political parties in these countries. The purpose of the research is to define the importance of international cooperation of European far-right political parties. The activity of the European Alliance for Freedom and the Europe of Nations and Freedom group can hardly be called the successful examples of cooperation, but the foundation of the PEGIDA group and its growing importance and popularization in the countries of the European Union gives reasons to identify this movement as a new form of cooperation of far-right political forces. The author considers ideological and institutional aspects of contemporary international cooperation of far-right parties of the European Union and the immigration problem in the European context, and analyzes the PEGIDA movement and its popularization in France and Britain. The growth of Euroscepticism and radicalism, and electoral successes of far-right parties in recent decades speak for significant strengthening of the positions of far-right parties in the contemporary Europe, and the immigration problem remains one of the most serious problems of the European Union. To achieve their goals, far-right political forces seek for new forms of successful international cooperation. 
Questions of current interest
Pashkovskaya I.G. - EU foreign policy’s jubilee: the tenth anniversary of the Black Sea Synergy Initiative pp. 34-52


Abstract: The research subject is the tenth anniversary of the EU Black Sea Synergy initiative. The research object is the activities of EU in the Black Sea region after Bulgaria and Romania joining in 2007 and the EU’s border extension to the Black Sea. The author considers the results of 10 years of the Black Sea Synergy policy implementation. Its key provisions are contained in the Communication to the Parliament and the Council – a New Regional Cooperation initiative. The author gives special attention to the documents of the EU institutions - the European Parliament and the European Commission -, which contain specific data on successes and failures of the Black Sea Synergy policy implementation. In order to carry out a profound study and obtain reliable and objective results, the author uses the historical, logical, comparative and analytical methods of scientific cognition along with the system analysis, structural and functional analysis, modeling and prognostication. The author concludes that the absence of any significant results of the first decade of the Black Sea Synergy initiative implementation can be explained by the following reasons: the Black Sea Synergy policy and the Eastern Partnership policy haven’t been delimited; there’s no special body responsible for the Black Sea Synergy policy implementation; too few European Commission officers are responsible for the implementation of the Black Sea synergy initiative, as compared with the Eastern Partnership program; the abilities of three EU member-states – Bulgaria, Greece and Romania – to form energy, transport and environmental sectoral partnerships of the Black Sea Synergy have been overestimated; Russia and Turkey – the countries the Black Sea Synergy policy is focused on – try to undermine the EU’ influence in the Black Sea region and don’t support the European Commission’s efforts to implement the Black Sea Synergy policy; the leading international financial institutions are unwilling to support the Black Sea synergy projects. This paper is a comprehensive study based on the central idea; its results are particularly important for the formation of Russia’s policy towards the newly independent states of the Black Sea region, the EU member-states and the EU as a whole in the Black Sea region. The author detects shortcomings and gaps in the Black Sea Synergy policy, which must be eliminated by the EU for the Black Sea Synergy strategy to be more successful. 
Theory and methodology of international relations
Pashkovsky P.I. - On particular directions of the cultural and psychological methodology of international political studies pp. 53-59


Abstract: The research object is the peculiarities of directions of the cultural and psychological methodology of international political studies. The author notes that the Russian political science hasn’t given appropriate attention to these directions until recently. The author describes the specialists’ approaches and considers the following directions of the cultural and psychological methodology of international political studies: the person-centered approach, the study of the influence of public opinion, the study of impact of personal and corporate interests, irrational manifestations and other psychological factors, an “operational code”; the “historical experience of generations” concept; the mental approach. The research methodology is based on the system approach. The author uses the historical-genetic, socio-psychological and comparative methods. The author proves that the cultural and psychological methodology of international political studies is aimed at the penetration into the “human dimension” of the world politics and international relations, into the mental sphere of a society, a group and a person in order to detect the determinants and prerequisites of particular decisions and actions in the mentioned sphere and to make more realistic forecasts. 
World politics
Kirikova A. - General provisions of communication policy of the EU: mass media in the context of interaction between citizens and public institutions pp. 60-67


Abstract: The author studies the general provisions (objectives, principles, etc.) and the modern problems of the current communication (image/branding) policy ensuring the right of citizens to access to information resources and their interaction with public institutions in this context. The object of this research is the sphere of activity and social relations arising within the EU communication policy, which has its own specificity determined by the historical continuity and the modern humanistic democratic phenomena in some EU member countries. The purpose of the research is characterized by the analysis of the doctrinal position of mass media in the context of modern reality, by  the identification of the system-defined connections, which allow considering particular institutions as the institutions related to the subject of this study, and by the consideration of the basic components of the phenomenon under study. The author uses the methods of induction, theoretical and comparative-legal content-analysis, free writing, and other general and specific scientific methods. The author concludes that the EU’s image policy, based on the principles of transparency, objectivity and mutually open connection with society, should be focused on the aggregation of particular benefits and advantages of each national government if it supports the open communication channel with supranational structures and provides the Internet access for all EU members.
Russian foreign policy
Romadan L.I. - Evolution of Russia’s approaches to the UN peacekeeping in the context of formation of a polycentric international relations system pp. 68-80


Abstract: The research subject is Russia’s policy in the UN, particularly in the sphere of peacekeeping and international security in the 21st century in the context of formation of a polycentric international relations system. The author focuses on the analysis of a contractual legal framework regulating the participation of Russian citizens in international peacekeeping, and the activities of peacekeepers in the modern UN peacekeeping operations. The author analyzes the geography of Russian peacekeepers’ participation, detects the tendencies and problems in the context of the UN reforming and the formation of Russia’s foreign policy priorities. The research methodology is based on the principles and methods of political research based on the system approach. To study the evolution of participation of the Russian Federation in the UN peacekeeping activities, the author uses the general logical approach, which includes analysis and synthesis, induction and deduction, comparison, generalization, and the method of critical analysis of documents (content-analysis). The scientific novelty consists in the attempt to comprehensively analyze the participation of Russia in the UN peacekeeping activities in the context of formation of a polycentric model of international relations. To effectively promote Russia’s foreign policy in the UN, the author believes it is reasonable to focus on peacekeeping activities. 
Modern foreign policy concepts and doctrine
Nelaeva G.A. - "Women, Peace and Security" Agenda in EU Policy-Making pp. 81-91


Abstract: The European Union, acting as a «normative power Europe», has been actively calling for the women’s rights protection both in its internal and foreign policy. If the EU domestic experience in this area has been extensive, in its foreign policy the EU is a much more reluctant and uneven actor. This is especially true for the women’s rights’ protection in armed conflicts, an area closely linked to security. This article looks at the ways the EU addresses «Women, Peace and Security» Agenda, which emerged in the early 2000s in the UN Security Council. By comparing different legal documents, main spheres of the EU policy-maing in this area are outlined. It is concluded that so far the progress in this area has been uneven, and this agenda is not yet seen as an integral part of EU Member-States policy-making.
Political stability
Avatkov V.A., Kochkin M.V. - Modern tendencies of Turkey’s internal policy pp. 92-103


Abstract: The research subject is the internal policy crisis in Turkey in August 2014 – April 2017. Special attention is given to the process of overcoming the split on different levels of the political system: certain parties, the Parliament, the country. The author considers the results of the struggle of the Justice and Development Party against these problems, the peculiarities of formation of a stable political situation in Turkey, and the reasons for fundamental political reforms of 2017. The author evaluates the results of the referendum of 16 April, and makes forecasts about the future development of Turkey’s internal and foreign policy. The research methodology is based on the principles of system analysis, the comparative-historical and logical-intuitional approaches used as a whole. The scientific novelty of the study is connected with embedding internal policy process in Turkey into the foreign policy process of the country and the international political environment in the context of the constitutional referendum of 16 April 2017. The author analyzes the present and the possible behavior of internal and external actors. 
Regional configurations of international relations
Pen'kov M.Y. - Influence of the USA and Western Europe in Eastern Europe pp. 104-112


Abstract: The research subject is the policy of the USA and Western Europe in the countries of Eastern Europe. The author demonstrates the orientation of the USA and Western Europe towards strengthening and extending their influence in Eastern Europe, and the creation of a “sanitary cordon” around Russia in the post-Soviet political space. Special attention is given to the analysis of Western aspirations to use Eastern European countries for the creation of instability zones in the countries, bordering with Russia, and the processes of Euro-Atlantic integration of Eastern European countries. The research methodology combines the methods of political studies, source study, historiography, system analysis, retrospective and prospective analysis of the political situation. The author concludes that the USA and Western Europe use all possible methods, including those contradicting international law (Ukraine is an illustrative example), to involve Eastern European countries, and especially post-Soviet republics, into their sphere of influence. For their political interests, they are ready to make merely political decisions about the integration of countries, which don’t even meet the criteria established by the West, into Euro-Atlantic structures. 
History of international relations
Fedyushko D.I. - Transformation of the decision-making mechanism in the sphere of strategic weapons of the USA during Richard Nixon’s Presidency in 1968 – 1971 pp. 113-120


Abstract: The author studies the transformations of decision-making in the sphere of strategic weapons launched by American President Richard Nixon. The author studies the example of the missile defense program “Safeguard” and considers the modernization of the mechanism of functioning of the National Security Council and Henry Kissinger’s work aimed at this organization restructuring. Special attention is given to the formation of the tandem Nixon-Kissinger and the interaction between these politicians in decision-making in the sphere of missile defense. The author uses the historical-system, historical-comparative and historical-typological methods. To study H. Kissinger’s reforms as the National Security Advisor, the author applies the historical-comparative method. The work of Richard Nixon and Henry Kissinger, considered in this piece, is a poorly studied area of Russian historiography. The author gives attention to this political tandem’s functioning and concludes about its primary role in decision-making in the sphere of missile defense of the USA in 1968 – 1971. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Мировая политика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 08-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Василий Иванович, кандидат политических наук
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Международный имидж государства
Малеев А.А. - Государственная политика в сфере спорта как инструмент обеспечения культурной безопасности: международная составляющая c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.22463

Аннотация: Объектом исследования является политика обеспечения культурной безопасности РФ. Предметом исследования выступает роль сферы спорта в вопросе обеспечения культурной безопасности страны. Особый упор делается на изучение международной составляющей вопроса. На современной международной политической арене все большее значение приобретает мягкая сила, которая выражается в способности государства оказывать влияние на международной арене без использования военной мощи или угрозы применения таковой. Одним из главных аспектов мягкой силы является культурное влияние, составной частью которого является международный престиж в сфере спорта. Культурное влияние, в свою очередь, является неотъемлемой частью обеспечения культурной безопасности нации. В данной статье анализируется сотрудничество РФ с другими странами в рамках Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и в Рио-де-Жанейро в 2016 г. Анализируются допинговые скандалы, сопряженные с рассматриваемыми спортивными мероприятиями, активность СМИ при освещении данных мероприятий, а также их политические аспекты. Кроме того, в статье проводится компаративный анализ деятельности России и Бразилии по вопросу поддержания международного имиджа во время проведения Летних олимпийских игр. Теоретическая основа исследования базируется на работах Дж. Ная, А. Вендта, С. Хантингтона, В.В. Кочеткова, а также А.В. Торкунова. Используется методика систематического содержательного анализа источников, компаративного анализа, интроспекции, а также методика контент-анализа содержания релевантной документации. Основным выводом проведенного исследования является то, что высокие затраты на поддержание престижа страны в сфере спорта имеют важное значение для культурного влияния РФ. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение не затронутых в российской науке аспектов международного сотрудничества в сфере спорта. Новизна исследования заключается в проведении анализа наиболее актуальных событий, относящихся к данной сфере.
Актуальный вопрос
Данюк Н.С. - Российско-германские отношения в контексте украинского кризиса 2013-2015 г.г. c. 9-23

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.22874

Аннотация: В работе объектом исследования стали российско-германские отношения. В статье автор проводит анализ динамики российско-германских отношений в период украинского кризиса в 2013-2015 гг. Украинский кризис привел к беспрецедентному охлаждению отношений между Москвой и Берлином с момента окончания «Холодной войны». Страны придерживаются диаметрально противоположных подходов по вопросу урегулирования ситуации на Украине. Внешняя политика Германии в отношении России стала полностью соответствовать единому подходу Запада, заключающегося в оказании давления на Россию с помощью экономических санкций. В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался комплексный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении российско – германских отношений в контексте украинского кризиса, с учетом того, что отношения между Россией и Германией носят стратегический характер для обоих государств.Основным выводом проведенного исследования является констатация разности политических позиций России и Германии в отношении украинского кризиса, которая негативно отражается как на уровне политических коммуникаций, так и на экономической кооперации.
Интересы и ценности
Любимова А.О. - "Новая форма международной деятельности ультраправых" c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.19018

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности и специфика развития международной деятельности ультраправых партий Европейского союза на современном этапе и его влияние на феномен популяризации ультраправых сил в этих странах. Целью данного исследования является определение значимости международного сотрудничества европейских ультраправых партий. Деятельность «Европейского альянса за свободу» и после « Европы наций и свобод» довольно сложно можно назвать успешными примерами данного сотрудничества, но появление организации ПЕГИДА и её растущее влияние и распространение в странах Европейского союза предоставляет основание для идентификации этого движения в качестве новой формы сотрудничества ультраправых политических сил. В рамках данной работы освещаются идеологические и институциональные аспекты современного международного сотрудничества ультраправых партий Европейского Союза, рассматривается иммиграционная проблема в общеевропейском контексте, а так же представлен анализ движения ПЕГИДА и его распространения во Франции и Великобритании. Рост евроскептицизма и радикализма и электоральные успехи ультраправых партий за последние десятилетия свидетельствуют о значительном усилении позиций ультраправых партий на европейском пространстве на современном этапе, а иммиграционный вопрос остаётся одной из самых серьёзных проблем Европейского Союза. Для достижения своих целей ультраправые политические силы стремятся к сотрудничеству и поиску новых путей для успешной международной кооперации.
Актуальный вопрос
Пашковская И.Г. - Юбилей внешней политики Европейского Союза в регионе Черного моря: 10 лет Черноморской синергии c. 34-52

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.23151

Аннотация: Предметом исследования является 10-летний юбилей политики Евросоюза Черноморская синергия. Объектом исследования является деятельность Евросоюза в Черноморском регионе после присоединения Болгарии и Румынии к Евросоюзу в 2007 году и выдвижения вследствие этого юго-восточной границы Евросоюза к Черному морю. Автор подробно рассматривает итоги исполнения институтами Евросоюза в течение десятилетнего периода политики Черноморской синергии, основные положения которой изложены в Сообщении Еврокомиссии Совету ЕС и Европарламенту Синергия Черного моря – новая инициатива регионального сотрудничества. Особое внимание в статье уделяется изучению документов институтов Евросоюза: Европарламента и Еврокомиссии, содержащих конкретные сведения об успехах и неудачах исполнения политики Черноморской синергии. В целях проведения глубокого исследования и получения максимально полных и объективных выводов в основу труда положены исторический, логический, сравнительный и аналитический методы научного познания действительности, а также методологии системного анализа, структурно-функционального анализа, моделирования и прогнозирования. Основным выводом проведенного исследования является то, что отсутствие существенных итоги первых десяти лет исполнения Черноморской синергии объясняется рядом причин: не установлено разграничение между политикой Черноморской синергии и политикой Восточного партнерства; не предусмотрен и, соответственно, не сформирован специальный орган, ответственный за исполнение политики Черноморской синергии; небольшой штат сотрудников Еврокомиссии, исполняющих политику Черноморская синергия по сравнению со штатом сотрудников Еврокомиссии, исполняющих политику Восточное партнерство; переоценены возможности трех государств-членов ЕС: Болгарии, Греции и Румынии – создать энергетическое, транспортное и экологическое секторальные партнерства Черноморской синергии; в круг стран, на которые направлена политика Черноморской синергии, включены два крупнейших черноморских государства: Россия и Турция, которые противодействуют распространению влияния Евросоюза в Черноморском регионе и не содействуют исполнению Еврокомиссией политики Черноморской синергии; небольшой объем финансирования политики Черноморской синергии; уклонение ведущих международных финансовых институтов от инвестирования проектов Черноморской синергии. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что статья представляет собой целостное, объединенное единым замыслом инновационное исследование, выводы которого имеют большое практическое значение для формирования политики России в отношении черноморских новых независимых государств, государств-членов ЕС и Евросоюза в целом в Черноморском регионе. Новизна исследования заключается в выявлении недостатков и пробелов в политике Черноморской синергии, которые Евросоюзу необходимо устранить для достижения политикой Черноморской синергией значительных успехов.
Теория и методология международных отношений
Пашковский П.И. - О некоторых направлениях культурно-психологической методологии международно-политических исследований c. 53-59

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22984

Аннотация: Предметом исследования являются особенности направлений культурно-психологической методологии международно-политических исследований. Отмечается, что в отечественной науке о международных отношениях, по разным причинам, данным направлениям вплоть до последнего времени не уделялось должного внимания. Приведены подходы специалистов. Рассмотрены следующие направления культурно-психологической методологии международно-политических исследований: личностно ориентированный подход; изучение влияния общественного мнения; исследование воздействия личных и корпоративных интересов, иррациональных проявлений, других психологических факторов, «операционального кода»; концепция «исторического опыта поколений»; ментальный подход. Методологической основой исследования является системный подход. В статье были применены историко-генетический, социально-психологический и сравнительный методы. Обосновано, что культурно-психологическая методология международно-политических исследований возникла с целью проникновения в «человеческое измерение» мировой политики и международных отношений, в ментальную сферу социума, группы, личности для выявления детерминант и первопричин тех или иных решений и действий в обозначенной области, и построения более реалистичных прогнозов.
Мировая политика
Кирикова А.А. - Общие положения политики коммуникаций в ЕС: СМИ в контексте взаимодействия граждан и общественных институтов c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17383

Аннотация: В данной статье автор освещает общие положения (цели, принципы, и др.) и современные проблемы существующей коммуникационной (имиджевой) политики, обеспечивающий право граждан на доступ к информационным ресурсам и на их взаимодействие с общественными институтами в этой связи. Объектом исследования является сфера деятельности, общественные отношения, возникающие в рамках коммуникационной политики ЕС, у которой наличествует своя специфика, будучи обусловленной как исторической преемственностью, так и современными гуманистическими демократическими явлениями в отдельных странах–участницах Союза. Цель исследования характеризуется анализом доктринального положения сферы СМИ в контексте современной реальности, выявлением системных связей, позволяющих отнести те или иные институты в качестве затрагивающих тематику данного исследования, рассмотрением базовых составляющих обозначенного явления. Методы исследования, задействованные автором при подготовке этой статьи, следующие: индукция, теоретический и сравнительно–правовой контент–анализ, фрирайтинг, иные обще– и частнонаучные методы исследования. В результате произведённых изысканий автор пришёл к выводу, что имиджевая политика исследуемого региона, основываясь на принципах прозрачности, объективности и взаимно открытой связи с обществом, должна взять курс сосредоточения конкретных выгод, преимуществ каждого национального правительства в том случае, если они будут поддерживать открытый коммуникационный канал с наднациональными структурами, а равно способствовать распространению доступа к сети «Интернет» для всех членов ЕС.
Внешняя политика России
Ромадан Л.И. - Эволюция российских подходов к миротворческой деятельности ООН в контексте формирования полицентричной системы международных отношений c. 68-80

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22894

Аннотация: Предметом исследования является внешнеполитическая линия Российской Федерации в ООН, а именно в сфере миротворчества и международной безопасности в XXI в. через призму формирования полицентричной системы международных отношений. Автор делает акцент на анализе договорно-правовой базы, регламентирующей участие российских граждан в международном миротворчестве, а также деятельности миротворцев в современных операциях по поддержанию мира под эгидой ООН. Проводится детальный обзор географии участия российских миротворцев, выявляются тенденции и проблемы в контексте реформы ООН и формирования внешнеполитических приоритетов России. Методологическая основа исследования – принципыи методы политического исследования, основывающиеся на системном подходе. В процессе исследования эволюции участия Российской Федерации в миротворческой деятельности ООН применен общелогический метод, включая анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, обобщение, метод критического анализа документов (контент-анализ). Новизна исследования заключается в попытке проведения всестороннего анализа участия России в миротворческой деятельности ООН в условиях перехода к полицентричной модели мироустройства. Для эффективного продвижения внешнеполитической линии Российской Федерации на площадке ООН представляется целесообразным концентрироваться, в том числе и по вопросам миротворческой деятельности.
Современные внешнеполитические концепции и доктрины
Нелаева Г.А. - Повестка «Женщины, мир и безопасность» в политике Европейского союза. c. 81-91

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22636

Аннотация: Предметом исследования в данной статье выступает политика Европейского союза в рамках повестки «Женщины, мир и безопасность», впервые сформулированной Советом Безопасности ООН в начале 2000-х гг. Рассматриваются основные направления данной политики, механизмы ее реализации и участие институтов и стран-членов ЕС в формировании данной политики. Вовлечение женщин в процесс принятия решений в сфере безопасности и обороны на всех уровнях представляется необходимым в целях обеспечения более равномерного выполнения странами-членами ЕС резолюций Совета Безопасности ООН. Путем сравнительного анализа нормативно-правовых документов и программ, делается попытка рассмотреть особенности правового регулирования и практической реализации данной политики странами-членами ЕС. Особым вкладом автора является анализ литературы и источников в сфере соблюдения государствами повестки "Женщины, мир и безопасность". В выводах подчеркивается, что в сфере безопасности права женщин пока не являются неотъемлемой частью политики ЕС и реализация принципов ООН в странах-членах ЕС не отличается последовательностью.
Политическая стабильность
Аватков В.А., Кочкин М.В. - Современные тенденции внутренней политики Турции c. 92-103

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22201

Аннотация: Предметом исследования является внутриполитический процесс в Турции с августа 2014 по апрель 2017 года. Особое внимание уделяется процессу преодоления раскола на разных уровнях политической системы: отдельных партий, парламента, страны. Автор подробно рассматривает итоги борьбы Партии справедливости и развития с данными проблемами, особенности формирования стабильной политической ситуации в Турции и возникновение предпосылок для масштабных внутриполитических реформ 2017 года. Дается оценка результатам референдума 16 апреля, делаются прогнозы относительно будущего развития турецкой внутренней и внешней политики. Методологически исследование построено на принципах системного анализа, сравнительно-исторического и логико-интуитивного подходов, при этом все они использованы в совокупности. Новизна исследования связана с встраиванием внутриполитических процессов в Турции во внешнеполитический процесс страны и мировую политическую среду в контексте конституционного референдума, который прошла 16 апреля 2017 г. В рамках работы проведен анализ существующего и возможного поведения внутренних и внешних игроков.
Региональные конфигурации международных отношений
Пеньков М.Ю. - Влияние США и Западной Европы в восточно-европейском регионе c. 104-112

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.19259

Аннотация: Предметом исследования является политика США и стран Западной Европы в Восточно-Европейском регионе. В статье показана нацеленность США и стран Западной Европы на закрепление и расширение своего влияния в Восточно-Европейском регионе и создание на постсоветском пространстве «санитарного кордона» вокруг России. Особое внимание уделяется анализу стремлений Запада использовать страны Восточной Европы для создания зон нестабильности в государствах, приграничных с Россией, и процессам евроатлантической интеграции стран Восточной Европы. Методология исследования объединяет методы политических исследований, источниковедение, историографию, системный анализ, ретроспективный и проспективный анализ политической обстановки. Основным выводом проведенного исследования является то, что США и страны Западной Европы используют все возможные, в том числе и явно противоречащие международному праву, методы (наглядным примером является Украина) для вовлечения стран Восточной Европы и, в особенности, бывших республик СССР в орбиту своего влияния. При этом в угоду своим интересам они готовы принимать сугубо политические решения об интеграции в евроатлантические структуры даже тех стран, которые не соответствуют установленным на Западе критериям.
История международных отношений
Федюшко Д.И. - Изменение президентом Р. Никсоном механизма принятия решений в области стратегических вооружений США (1968-1971 гг.) c. 113-120

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17833

Аннотация: В данной статье изучаются изменения, внесенные президентом Соединенных Штатов Америки Р. Никсоном в процесс принятия решений по вопросам стратегических вооружений на примере программы противоракетной обороны (ПРО) "Сейфгард" (Safeguard). Одновременно рассматривается модернизация президентом и его администрацией механизма функционирования Совета по национальной безопасности, а также деятельность Г. Киссинджера по реформированию данной организации. Особое внимание уделяется формированию тандема Никсон-Киссинджер и взаимодействию между политическими деятелями при принятии решений по вопросам ПРО. В качестве основных в данной статье применяются историко-системный, историко-сравнительный и историко-типологический методы. При рассмотрении реформ Г. Киссинджера на посту советника по национальной безопасности задействован историко-описательный метод. В данной статье рассматривается деятельность президента Р. Никсона и Г. Киссинджера в области противоракетной обороны, что является малоизученной в отечественной историографии темой. Автор уделяет внимание функционированию данного политического тандема и приходит к выводу о его первостепенной важности в принятии решений по вопросам стратегических вооружений в США в 1968-1971 гг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"