по
World Politics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "World Politics" > Contents of Issue № 04/2015
Contents of Issue № 04/2015
Questions of current interest
Manoilo A.V. - "Russian Spring" in Syria pp. 1-26

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17318

Abstract: This article is devoted to the study of the civil war in Syria, which the country plunged into in a result of the United States' project of "color revolutions" and "managed chaos" in the Middle East and North Africa. The article analyzes the goals, tasks, forms and methods of struggle of the sides of the conflict, both on the side of the Syrian government and belonging to the irreconcilable ("Islamic state") and the "moderate" opposition, the differences between which are not quite significant. The methodology of the research is based on the systems approach, the structural-functional, the comparative-political approaches, the methods of analysis, synthesis, induction, deduction and observation. The author describes the role of Russia's foreign policy in Syria for the fight against international terrorism in the context of difficult relations with the United States, conducting its anti-terrorist operation in the region. It is noted that it was Russia's participation in the Syrian conflict that put an end to the scenario of the color revolution of the "Arab Spring", preserved the Syrian state and, consequently, the possibility of the Syrian people to choose their destiny.
World politics
Naumov A. - The BRICS countries’ “Soft Power” (the case of Brazil and the Republic of South Africa) pp. 27-40

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17025

Abstract: The subject of the study is the potential and the main directions of “soft power” of the BRICS countries, namely the Federative Republic of Brazil and the Republic of South Africa. Brazil and South Africa are the rising powers of the present, with the claims on economic and political leadership, respectively, in the regions of Latin America and Africa. Despite the seeming differences, these countries have a lot in common. Apart from the BRICS membership, Brazil and South Africa are the centers of the unique civilizations, the engines of economic growth and integration processes in South America and Africa. Finally, they only start realizing their “soft power” policies on the international arena and often choose parallel courses, which is of a special scientific interest. The methodology of the research is based on the systems approach, the structural-functional and comparative approaches, the methods of analysis, synthesis, induction, deduction, observation. Today the “soft power” instruments are gaining special importance for the BRICS countries. After several years of a successful progressive development and economic growth, in 2015 the BRICS countries have faced new serious challenges. In the new circumstances, in order to maintain their positions on the international scene, the BRICS countries need to use the instruments of “soft power”. In Russian historiography the comparative analysis of the potential and the main directions of “soft power” of Brazil and South Africa is carried out for the first time. 
Sidorova E., Krivov S. - Tendencies and contradictions of democratization of the modern Arab societies: the role of Islamic factor pp. 41-52

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17152

Abstract: The subject of the research is the study of the role of the Islamic factor in democratization of the modern Arab societies. Democratization of the society is one of the key and the most important elements of the modern globalization processes. The aim of democratization is the implantation of various democratic freedoms, equality of rights, political pluralism, etc. in various spheres of the society. There’s no alternative to such a dominating factor as Islam in the Arab Middle East, therefore, all the processes, touching the Arab society, should take the role and the meaning of Islam into consideration. Constructivism is one of the methodological approaches to the analysis of social factors and processes in the Arab world. The use of the constructivist approach promotes the deeper understanding of political and social processes in the Arab Middle East. The special contribution of the author is the conclusion that the notions ‘Islam’ and ‘democracy’ should not be opposed to each other, since democracy without religion in Arab countries won’t have any result. Islam has played and is playing the major role in many spheres of social life in the Arab Middle East. 
Krivov S., Sidorova E. - Migration tendencies in the Arab Middle East: history and modernity pp. 53-65

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17153

Abstract: The urgency of the research in undoubtful, since today the migration of the population is a complex socio-economic phenomenon, connected with various sides of social life, the formation and development of the tendencies of their transformation. Moreover, migration is the most important factor defining the dynamics of socio-economic processes. But we should take into consideration that both the politics of adaptation and integration of migrants and the approaches to the granting of national citizenship are, as a rule, overlooked by the researchers. Constructivism is one of the methodological approaches to the analysis of social factors and processes in the Arab word. The use of the constructivist approach furthers a deeper understanding of political and social processes in the Arab Middle East. In the result of the research, the authors conclude that the problem of forced migration is one of the most serious demographic problems not only in the Arab Middle East, but in the whole world in general. The effective migration management can help create the necessary conditions for the observation of human rights and freedoms, the improvement of the quality of life and the reduction of social tension. 
Political stability
Kan D. - North Korea’s nuclear-missile problem pp. 66-84

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16183

Abstract: The main subject of the research is North Korea’s nuclear-missile problem which is one of the key factors of relations aggravation in Northeast Asia. The author analyzes the evolution of North Korea’s nuclear program development, the first and the second nuclear crises and the 1994 Geneva treaty. The article raises the issue of the confrontation between the USA and North Korea about the Korean peninsula denuclearization, the role of international organizations in the attempt to settle North Korea’s nuclear problem. The author studies the process of the 2003 – 2008 six-sided talks; provides the arguments for the topicality of application of the term “the Korean peninsula denuclearization” and the reasons for the armaments drive intensification in Northeast Asia. The article gives the opportunity to understand the essence of North Korea’s nuclear-missile problem and to realize the importance of Korea’s nuclear threat and its consequences. The theoretical base comprises the systems and the dialectical approaches to the analysis of the situation on the Korean peninsula and in Northeast Asia in relation to the nuclear-missile threat of the DPRK. The author applies the problem-chronological and the comparative-historical methods. The topicality of the problem can be explained by the ongoing instability on the Korean peninsula and in Northeast Asia. The scientific novelty of the research consists in the study of the evolution of North Korea’s nuclear-missile problem and the problem of the Korean peninsula denuclearization. The author carries out a detailed analysis of bilateral relations of the USA and the DPRK in relation to the issues of North Korea denuclearization. The author comes to the conclusion about the necessity to intensify international efforts of the leading countries (the USA, China, Russia, Japan and South Korea) for the solution of this problem.   
Regional configurations of international relations
Zobnin A.V. - The “Bahrain syndrome”: the influence of international factors on Russia-Bahrain relations in 2014 – 2015 pp. 85-102

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16693

Abstract: The object of the research covers Russia-Bahrain relations on the recent stage (2014 – 2015); the subject includes the features and specific peculiarities of the so-called “Bahrain syndrome”. The “Bahrain syndrome” is defined by the author as a phenomenon of a foreign-policy behavior of small states which is characterized by the active participation of various coalitions, maneuvering between the interests of the great powers for the purpose of maintaining the balance of powers in the region, the support of political agreements with financial and economic treaties for the purpose of realization of national needs. The research focuses on the factors, promoting the development and evolution of the “Bahrain syndrome”, their interdependence and ability to influence the formation of Russia-Bahrain relations. The key research method is the comparative-political analysis; the author also applies the factor analysis when defining the factors influencing the formation of the “Bahrain syndrome”. The author concludes that the general features of the “Bahrain syndrome” can be supplemented with the specific components, relevant only to the Kingdom of Bahrain, such as the restriction of the discussion of some domestic policy issues with the partners, particularly, the reluctance to involve the other states in the problems of internal development of the Bahrain society; particular spheres of social and cultural cooperation develop without any connection with political and economic spheres of bilateral relations. Among the reasons and factors, influencing the formation and evolution of the “Bahrain syndrome”, the author enumerates the factors of Ukraine and Crimea, the USA and Great Britain, and the factor of the “Arab Spring”. The latter can be considered as the stimulating factor, and the former two – as the hampering ones. 
History of international relations
Beliakov D.A. - Russia-United States relations in the mid-19th century pp. 103-114

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17252

Abstract: The article reveals the issues of the development of relations between the Russian Empire and the United States in the mid-19th century. The authors consider the international-legal situation of that period. The authors carry out the analysis of the Far Eastern policy of the Russian Empire in the post-reform period. The authors note that Russian-American relations in the late 19th century were characterized with the strengthening of friendly relations and establishment of business and trade contacts. Moreover, the US also had their interests in the Far East and could protect them effectively only with the help of the Russian state. The authors of the research apply the general methods of cognition: the materialist and dialectical methods and the method of scientific abstraction which gave the opportunity to study Russian-American relations in their development, to reveal the features of the Far Eastern policy of the Russian Empire of the post-reform period. The general scientific methods of analysis, synthesis, deduction and induction and the system-structural method helped in the analysis of Russia-United States relations of the mid-19th century and the formulation of conclusions about their impact on the world politics. Thus, the mutually beneficial cooperation between Russia and the US, established in the late 17th – the early 19th century, continued in the late 19th century. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Мировая политика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 26-12-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Василий Иванович, кандидат политических наук
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
Актуальный вопрос
Манойло А.В. - «Русская весна» в Сирии c. 1-26

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17318

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию гражданской войны в Сирии, в которую страна погрузилась в результате осуществления Соединенными Штатами Америки проекта "цветных революций" и "управляемого хаоса" на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В статье подробно анализируются цели, задачи, формы и методы борьбы участников конфликта, как выступающих на стороне правительства Сирии, так и относящихся к непримиримой («Исламское государство») и «умеренной» оппозиции, различия между которыми, на самом деле, не велики. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В статье отдельной линией прописывается роль внешней политики России на сирийском направлении в борьбе с международным терроризмом в контексте непростых отношений с Соединенными Штатами, проводящими свою антитеррористическую операцию в регионе.Отмечается, что именно участие России в сирийском конфликте поставило точку в сценарии цветной революции «Арабской весны», сохранив сирийскую государственность и, как следствие, возможность народу Сирии самому выбирать свою судьбу.
Мировая политика
Наумов А.О. - "Мягкая сила" стран группы БРИКС (на примере Бразилии и ЮАР) c. 27-40

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17025

Аннотация: Предметом исследования является потенциал и основные направления "мягкой силы" стран группы БРИКС, а именно: Федеративной Республики Бразилия и Южно-Африканской Республики. Бразилия и ЮАР — восходящие державы современности, обладающие притязаниями на экономическое и политическое лидерство, соответственно, в регионах Латинской Америки и Африки. Несмотря на кажущиеся различия, эти страны имеют много общего. Помимо членства в БРИКС, Бразилия и ЮАР являются центрами уникальных цивилизаций, локомотивами экономического роста и интеграционных процессов, проходящих в Южной Америке и Африке. Наконец, они только начинают реализовывать на международной арене политику «мягкой силы», зачастую двигаясь параллельным курсом, что представляет особый научный интерес. Методологической основой данного исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Особое значение использование инструментария «мягкой силы» для стран группы БРИКС приобретает сегодня. После нескольких лет успешного поступательного развития и экономического роста, в 2015 году страны БРИКС столкнулись с новыми серьезными вызовами. В этих условиях для оттаивания собственных позиций на международной арене для стран БРИКС, в том числе для Бразилии и ЮАР, все большее значение приобретает именно "мягкая сила". В отечественной историографии сравнительный анализ потенциала и основных направлений "мягкой силы" Бразилии и ЮАР проводится впервые.
Сидорова Е.В., Кривов С.В. - Тенденции и противоречия демократизации современных арабских обществ: роль исламского фактора c. 41-52

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17152

Аннотация: Предметом исследования является исследование роли исламского фактора в демократизации современных арабских обществ. Демократизация общества представляет собой один из главных и наиболеезначимых элементов современных глобализационных процессов. Целью демократизации является имплантация различных демократических свобод, равноправия, политического плюрализма и т. д. в различные сферы общества. Именно на Арабском Ближнем Востоке в настоящее время альтернативы такому доминирующему фактору как ислам нет, поэтому любые происходящие по отношению к арабскому обществу процессы,должны учитывать роль и значение ислама. Конструктивизм является одним из методологических подходов к анализу социальных факторов и процессов в арабском мире. Использование конструктивистского подхода способствует более глубокому пониманию политических и социальных процессов на Арабском Ближнем Востоке. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что нельзя противопоставлять понятия ислам и демократия, т. к. демократия без религии в арабских странах не будет иметь результата. Ислам играл и будет играть основную роль во многих сферах жизни общества на Арабском Ближнем Востоке.
Кривов С.В., Сидорова Е.В. - Тенденции миграционных процессов на Арабском Ближнем Востоке: история и современность c. 53-65

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17153

Аннотация: Актуальность исследования не вызывает сомнений, так как на современном этапе миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, связанное с различными сторонами жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения. Кроме того, миграция выступает важнейшим определяющим динамику социально-экономических процессов фактором. Но следует учитывать, что как политика по адаптации и интеграции переселенцев, так и подходы к предоставлению национального гражданства, как правило, остаются вне поля зрения исследователей. Конструктивизм является одним из методологических подходов к анализу социальных факторов и процессов в арабском мире. Использование конструктивистского подхода способствует более глубокому пониманию политических и социальных процессов на Арабском Ближнем Востоке. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что проблема вынужденных мигрантов является одной из наиболее важных демографических проблем не только на Арабском Ближнем Востоке, но и во всем мире в целом. Эффективное управление миграционными процессами позволит создать необходимые условия для соблюдения прав и свобод человека, повышения качества жизни населения, снятия социальной напряженности.
Политическая стабильность
Кан Д. - Ракетно-ядерная проблема Северной Кореи c. 66-84

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16183

Аннотация: Основным предметом данного исследования - ракетно-ядерная проблема Северной Кореи, которая является одним из ключевых факторов обострения отношений в Северо-Восточной Азии. Подробно проанализирована эволюция развития ядерной программы Северной Кореи, первый и второй ядерные кризисы и Женевское соглашение 1994г. Также в статье поднимается вопрос американо-северокорейского противостояния по поводу денуклеаризации Корейского полуострова, роль международных организаций в попытке урегулирования ядерной проблемы КНДР. Исследован ход процесса шестисторонних переговоров (2003-2008гг). Приведены аргументы актуальности применения термина денуклеаризации Корейского полуострова, причины нарастания гонки вооружений в СВА. Статья дает возможность более глубоко понять суть ракетно-ядерной проблемы Северной Кореи и ощутить степень важности ракетно-ядерной угрозы Северной Кореи и её последствия. Теоретико-методологической основой послужил системный и диалектический подходы к анализу ситуации на Корейском полуострове и СВА в связи с ракетно-ядерной угрозой КНДР. В работе использованы проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. Актуальность данной работы обусловлена продолжающеюся нестабильностью на Корейском полуострове и СВА. Научная новизна статьи состоит в исследовании эволюции ракетно-ядерной проблемы Северной Кореи и проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Сделан подробный анализ двухсторонних отношений между США и КНДР в вопросах денуклеаризации Северной Кореи. Сделан вывод о необходимости применения международных усилий, в том числе усилий ведущих стран мира США, КНР, РФ, Японии и Южной Кореи, для решения данной проблемы.
Региональные конфигурации международных отношений
Зобнин А.В. - "Бахрейнский синдром": влияние международных факторов на российско-бахрейнские отношения (2014-2015 гг.) c. 85-102

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16693

Аннотация: Объектом настоящего исследования являются российско-бахрейнские отношения на современном этапе (2014-2015 гг.), предметом - черты и специфические особенности так называемого "Бахрейнского синдрома". «Бахрейнский синдром» определяется автором как феномен внешнеполитического поведения малых государств, характерными чертами которого являются активное участие в деятельности различного рода коалиций, лавирование между интересами крупных держав с целью поддержания баланса сил в регионе, подкрепление политических договоренностей финансово-экономическими соглашениями для реализации национальных потребностей. В центре внимания исследования - факторы, способствующие развитию и эволюции "Бахрейнского синдрома", их взаимозависимость друг с другом и способность оказывать действенное влияние на формирование российско-бахрейнских отношений. В качестве ключевого метода исследования используется сравнительно-политический анализ, а также факторный анализ в части определения факторов, оказывающих влияние на формирование "Бахрейнского синдрома". В ходе проведения исследования был сделан вывод о том, что к общим чертам «Бахрейнского синдрома» можно добавить специфическое компоненты, характерные только для внешнеполитического поведения Королевства Бахрейн, такие как ограничение обсуждения с потенциальными партнерами ряда внутриполитических вопросов, в частности, острое нежелание вмешательства третьих стран в проблемы политического развития бахрейнского общества, отдельные направления социального и культурного сотрудничества развиваются без привязки к политико-экономическим направлениям двухстороннего взаимодействия. К числу причин и факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование и эволюцию «Бахрейнского синдрома» можно отнести фактор Украины и Крыма, фактор США и Великобритании, фактор «Арабской весны». Однако если последний фактор можно отнести к разряду стимулирующих отношения, то первые два - к разряду затрудняющих их развитие.
История международных отношений
Беляков Д.А. - Русско-американские отношения в середине XIX века c. 103-114

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17252

Аннотация: В представленной работе раскрываются вопросы, связанные с развитием отношений Российской империи и Соединенных Штатов в середине XIX в. В связи с этим детально исследуется международно-правовая обстановка указанного времени. Статья также посвящена анализу дальневосточной политики Российской империи в пореформенный период. Отмечается, что русско-американские отношения во второй половине XIX в. характеризовались укреплением дружественных связей и установлением деловых и торговых контактов. Кроме того, Соединенные Штаты также имели собственные интересы и на Дальнем Востоке, причем успешно защищать их американцы могли только опираясь на помощь Российского государства. При написании статьи авторами использованы всеобщие методы познания, такие как: материалистический, диалектический методы и метод научного абстрагирования, которые предоставили возможность изучать русско-американские отношения в их развитии, раскрыть характерные особенности дальневосточной политики Российской империи пореформенного периода. Общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, системно-структурный метод позволили провести правовой анализ русско-американских отношений в середине XIX в. и сформулировать выводы относительно их влияния на мировую геополитику. Российская империя, в свою очередь, рассматривала США в качестве надежного союзника в разрезе европейской политики. Таким образом, взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Соединенными Штатами Америки, установившееся в конце XVII – начале XIX вв., продолжилось и во второй половине XIX века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"