Статья 'Стратегические партнерства России и государств Латинской Америки в новых геополитических условиях' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

Стратегические партнерства России и государств Латинской Америки в новых геополитических условиях

Коновалова Ксения Александровна

ORCID: 0000-0002-9848-0035

кандидат исторических наук

ассистент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета

199034, Россия, г. Cанкт-Петербург, ул. Университетская Набережная, 7, корп. 9

Konovalova Kseniya

PhD in History

Assitant of the Department of World Politics, Saint Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya Embankment str., 7, building 9

misssienna@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8671.2023.1.39954

EDN:

LCBSQG

Дата направления статьи в редакцию:

11-03-2023


Дата публикации:

04-04-2023


Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают современные российско-латиноамериканские отношения. Подробно рассматривается влияние текущего международного контекста, связанного с кризисом вокруг Украины, на стратегические партнерства (СП) России с рядом государств Латинской Америки. Первая часть раскрывает специфику этого формата отношений. Во второй части проводится анализ динамики диалога с Аргентиной, Бразилией, Боливией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу и Эквадором, в зависимости от глубины воздействия на них конфронтации России и Запада после начала российской специальной военной операции на Украине. В заключении работы выделяются сходства и различия в линиях поведения латиноамериканских стратегических партнеров России в современных конфликтных международнополитических условиях.      Данное исследование представляет собой одну из первых попыток отечественной науки комплексно осмыслить эффекты украинского кризиса для состояния и возможного будущего стратегических партнерств России и государств региона Латино-Карибской Америки. Новая постановка проблемы при привлечении системного подхода и метода кейс-стади, позволяющего проанализировать и включить в более широкий контекст диалога РФ и Латинской Америки каждый национальный пример двустороннего стратегического партнерства, обусловливают авторский вклад. Главные выводы состоят в ряде положений. Во-первых, хотя реакция стратегических партнеров РФ на украинский кризис и его глобальные последствия варьирует, заметно их общее стремление сохранять импульс взаимовыгодной кооперации с Россией. Во-вторых, внутри стратегических партнерств можно выделить материальную и символическую составляющую, и именно по второй осложнение международного контекста ударило больше всего. Наконец, современная обстановка явно требует от России ревизии латиноамериканской стратегии, первым шагом которой как раз может стать переосмысление формата СП.


Ключевые слова:

Россия, Латинcкая Америка, внешняя политика, стратегические партнерства, Боливия, Аргентина, Бразилия, Куба, Венесуэла, Никарагуа

Abstract: The object of this study is contemporary Russian-Latin American relations. The influence of the current international context related to the crisis around Ukraine on Russia's strategic partnerships (SP) with a number of Latin American states is considered in detail. The first part reveals the specifics of this relationship format. The second part analyzes the dynamics of the dialogue with Argentina, Brazil, Bolivia, Venezuela, Cuba, Nicaragua, Peru and Ecuador, depending on the depth of the impact on them of the confrontation between Russia and the West after the start of the Russian special military operation in Ukraine. In conclusion, the work highlights similarities and differences in the lines of conduct of Russia's Latin American strategic partners in today's conflicting international political conditions. This study is one of the first attempts to comprehend the effects of the Ukrainian crisis on the state and possible future of strategic partnerships between Russia and nations of the LAC region. A new look at the issue, involving systematic approach and case study method, which allows analyzing and including each national example of bilateral strategic partnership in the broader context of the dialogue between the Russian Federation and Latin America, determines the author's contribution. Main conclusions are as follows. First, although the reaction of Russia's strategic partners to the Ukrainian crisis and its global consequences varies, their common desire to maintain the momentum of mutually beneficial cooperation with Russia is noticeable. Secondly, within strategic partnerships, one can single out a material and symbolic components, and it is on the second that the complication of the international context has hit the hardest. Finally, the current situation clearly requires Russia to revise its Latin American strategy, the first step of which could just be a rethinking of the SP format.


Keywords:

Russia, Latin America, foreign policy, strategic partnerships, Bolivia, Argentina, Brazil, Cuba, Venezuela, Nicaragua

Новый виток обострения отношений с «коллективным Западом» делает императивной для России задачу поиска партнеров на глобальном Востоке и Юге. Латинская Америка (ЛА) в этом плане является и сложным, и перспективным направлением. Она исторически тесно связана с политическими ценностями евроатлантических государств и продолжает зависеть от их капиталов и технологий. Но в то же время, в XXI столетии большинство наций ЛА ориентировано на диверсифицированный прагматичный курс, целью которого, в первую очередь, служит привлечение ресурсов для развития и решения насущных социально-экономических проблем. Другой аспект состоит в том, что связи с незападными влиятельными игроками, такими как Россия, Китай, Индия, Иран, нужны латиноамериканским элитам как опора для более самостоятельного внешнеполитического курса. Современный – переходный - этап международных отношений дополнительно актуализирует этот приоритет. Вектор России становится для ЛА одновременно более рискованным и значимым, поскольку именно ее действия выступают одним из главных вызовов либеральному мировому порядку.

В этих обстоятельствах, по нашему мнению, проблема влияния на российско-латиноамериканское взаимодействие нынешнего кризиса вокруг Украины и его более широких международных последствий заслуживает особого внимания. В данной статье она поднимается через призму стратегических партнерств (СП) России и государств ЛА, которые можно рассматривать как особый класс наиболее активно развивающихся двусторонних отношений в рамках всего диалога с регионом.

Стратегические партнерства в российско-латиноамериканских отношениях

Как стратегическое партнерство в настоящее время квалифицируются отношения России с Аргентиной, Бразилией, Боливией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу и Эквадором. Сущность таких отношений определяется как особенно тесное, многопрофильное и долгосрочное взаимодействие при сходстве позиций по международным вопросам [2] [13] [46].

На практике отношения в рамках СП могут быть любой интенсивности, ключевой момент – высокая ценность таких отношений для партнеров, исходя из их национальных интересов. Например, Бразилия является крупнейшим торговым партнером России в регионе, и еще в 2006 г. был инициирован «технологический альянс», охватывавший, в том числе, космическую и военно-техническую сферы. С Аргентиной сформировано «всеобъемлющее СП», которое предполагает торгово-инвестиционное, культурное, научное сотрудничество. В 2021 г. Аргентина, локализовавшая производства вакцины «Sputnik V», стала своеобразным «хабом» российской вакцинной дипломатии в ЛА. Но большинство СП является более узким, концентрируясь на торговле взаимно привлекательной товарной номенклатурой или крупных проектах (в энергетике, транспорте, военно-техническом секторе и т.п.).

Несмотря на теоретические акценты на долгосрочном характере СП и их независимости от политической конъюнктуры [46], данные параметры очень относительны. Во-первых, сложно оценивать длительные перспективы партнерств России с Венесуэлой, Никарагуа, Кубой, поскольку они изначально ориентированы на сотрудничество с конкретными правительствами, в том числе, в политически чувствительных отраслях. Во-вторых, на устойчивость СП в любом случае оказывают влияние внешнеполитические программы правительств, в основе которых лежат и прагматические соображения, и идеологические и ценностные аспекты. Так, преемственность СП Аргентины и России при Маурисио Макри (2015-2018) обеспечил бизнес-центричный курс его правительства. А с приходом к власти в Боливии идеологизированного правого деятеля Жанин Аньес (2019-2020) газовые проекты с Россией, составляющие основу СП, застопорились [35]. В-третьих, опорой СП зачастую выступает дипломатия лидеров: абсолютно все формализованные СП «родились» по итогам встреч президентов. На канал дипломатии лидеров политическая конъюнктура тоже оказывает многообразное влияние. Так, после отставки Ольянты Умалы (2011-2016), подписавшего СП Перу-Россия, динамизм двусторонних отношений, если считать количество президентских встреч, заседаний межправкомиссий, значительно снизился [14]. Это можно объяснить не только приходом к власти в Перу либерал-глобалистских политиков, но и началом периода внутренней турбулентности, осложняющей проведение активного международного курса.

СП предполагает демонстрацию общего видения международной обстановки, но и здесь уровень этой общности может быть разным. Так, на бразильском направлении в 2017 г. было согласовано Совместное заявление о стратегическом внешнеполитическом диалоге. Тем не менее, его формулировки выглядят обтекаемо и содержат явные «фигуры умолчания», например, по поводу конфликта в Сирии [12]. Бразильские руководители, выступая на национальном уровне, давали понять, что не поддерживают российскую кампанию в этой ближневосточной стране [18], но для двустороннего взаимодействия это не имело особых последствий. В то же время, к примеру, в российско-кубинской декларации об СП (2018) содержится отдельная отсылка к «осуждению санкций» [22], что является исторически болезненным вопросом для Кубы и актуальным для современной России.

Общность международнополитических взглядов демонстрируется не только между партнерами, но и третьим сторонам. В частности, на аргентинском направлении важна поддержка Россией позиции Буэнос-Айреса по Мальвинским/ Фольклендским островам, проводимая, в том числе, в ООН [4]. По поводу Эквадора, где «ядром» СП выступают энергетические проекты, исследователями отмечается, что подписавшая партнерство администрация Рафаэля Корреа (2007-2017) рассчитывала на сближение с Россией для усиления позиций страны в ОПЕК [7]. Еще один вопрос - об «антизападном геополитическом символизме» российско-латиноамериканских стратегических партнерств. Официальная позиция России на этот счет однозначна: «Наша политика в отношении Латинской Америки…не направлена против кого-либо» [6]. Тем не менее, западные наблюдатели склонны видеть у «особых отношений» с рядом государств региона смысл противостояния США и их союзникам [29] [44]. Эта мысль проводится некоторыми западными дипломатами [32] [38] и учеными-международниками [20]. Магистральная линия подобных суждений состоит в том, что стратегические партнерства объединяют «антилиберальные режимы», призваны обеспечить ценностный раскол Западного полушария и «экспансию» России в нем.

Таким образом, российско-латиноамериканские стратегические партнерства –широкий и подвижный формат, содержание которого меняется от страны к стране и находится под постоянным воздействием внутренних и внешних факторов.

Латиноамериканские стратегические партнеры России и украинский кризис

Продолжающийся кризис вокруг Украины оказывает на латиноамериканские страны многоплановое влияние, причем не только на их международные связи, но и на внутреннюю ситуацию. Исходя из этого, рассматривая воздействие кризиса на стратегические партнерства с Россией, важно учитывать совокупность обстоятельств. С одной стороны, в качестве отправной точки для анализа, можно ориентироваться на результаты голосования государств ЛА в ООН и Организации американских государств (ОАГ) по знаковым антироссийским резолюциям и декларациям; они представлены в таблицах 1 и 2. С другой стороны, эта официальная позиция, заявленная как бы «перед лицом мирового сообщества», нередко сопровождалась различными «оговорками». Имеют значение и политические сигналы, подаваемые на других площадках и в двустороннем поле. Наконец, реальная динамика межгосударственного взаимодействия не всегда соответствует политической риторике.

Таблица 1.

Голосование по антироссийским резолюциям в ООН

«Права человека на временно оккупированных территориях», Генеральная Ассамблея ООН, 15.12.2022 (Situation of human rights in the temporarily occupied Autonomous Republic of Crimea and the city of Sevastopol, Ukraine: resolution / adopted by the General Assembly. A/RES/77/229, 15.12.2022)

«Выплата репараций Украине, ГА ООН, 14.11.2022 (Furtherance of remedy and reparation for aggression against Ukraine: resolution / adopted by the General Assembly. A/RES/ES-11/5, 14.11.2022)

«Защита территориальной целостности Украины», ГА ООН, 12.10.2022 (Territorial integrity of Ukraine: defending the principles of the Charter of the United Nations: resolution / adopted by the General Assembly. A/RES/ES-11/4, 12.10.2022)

«Гуманитарные последствия агрессии против Украины», ГА ООН, 24.03.2022 (Humanitarian consequences of the aggression against Ukraine: resolution / adopted by the General Assembly. A/RES/ES-11/2, 24.03.2022)[1]

Аргентина

Поддержала

Поддержала

Поддержала

Поддержала

Бразилия

Воздержалась

Воздержалась

Поддержала

Поддержала

Боливия

Воздержалась

Воздержалась

Воздержалась

Воздержалась

Венесуэла (Право голоса в ООН приостановлено в силу неуплаты взносов в бюджет организации)

Не голосовала

Не голосовала

Не голосовала

Не голосовала

Куба

Не поддержала

Не поддержала

Воздержалась

Воздержалась

Никарагуа

Не поддержала

Не поддержала

Не поддержала

Воздержалась

Перу

Воздержалось

Поддержало

Поддержало

Поддержало

Эквадор

Поддержал

Поддержал

Поддержал

Поддержал

Таблица 1 (окончание)

«Агрессия против Украины», ГА ООН, 02.03.2022 (Aggression against Ukraine: resolution / adopted by the General Assembly, A/RES/ES-11/1, 02.03.2022)

«Созыв специального заседания ГА ООН по Украине», Совет Безопасности ООН, 27.02.2022 (Security Council resolution 2623 (2022) [on convening an emergency special session of the General Assembly on Ukraine], S/RES/2623 (2022), 27.02.2022. В 2022 г. из числа рассматриваемых стран в СБ ООН представлена только Бразилия)

Аргентина

Поддержала

Не голосовала

Бразилия

Поддержала

Поддержала

Боливия

Воздержалась

Не голосовала

Венесуэла

Не голосовала

Не голосовала

Куба

Воздержалась

Не голосовала

Никарагуа

Воздержалась

Не голосовала

Перу

Поддержало

Не голосовало

Эквадор

Поддержал

Не голосовал

Источник: составлено автором по данным Цифровой библиотеки ООН. URL:https://digitallibrary.un.org/

Таблица 2.

Голосование по антироссийским резолюциям и декларациям в ОАГ

«Поддержка Украины и осуждение России», Генеральная Ассамблея ОАГ, 06.10.2022

«Лишение России статуса постоянного наблюдателя в ОАГ», Постоянный совет ОАГ, 21.04.2022

«Осуждение возможных военных преступлений на Украине», ПС ОАГ, 25.03.2022

«Осуждение вторжения на Украину», ПС ОАГ, 25.02.2022

Аргентина

Воздержалась

Воздержалась

Поддержала

Воздержалась

Бразилия

Воздержалась

Воздержалась

Воздержалась

Воздержалась

Боливия

Не поддержала

Воздержалась

Воздержалась

Воздержалась

Венесуэла (в 2022 г. в ОАГ представлял посол «и.о. президента» Хуана Гуайдо. Команда Гуайдо последовательно осуждала Россию)

Поддержала

Поддержала

Поддержала

Поддержала

Куба

Не голосовала

Не голосовала

Не голосовала

Не голосовала

Никарагуа (в 2022 г. Никарагуа находилась в процессе выхода из ОАГ)

Не голосовала

Не голосовала

Не голосовала

Не поддержала

Перу

Поддержало

Поддержало

Поддержало

Поддержало

Эквадор

Поддержал

Поддержал

Поддержал

Поддержал

Источники: OEA suspende a Rusia como país observador de la organización. 22.04.2022, URL: https://apnews.com/article/noticias-daf58f5127cc0ffe2e96f20bab27b11e; Chile y otros 23 países de la OEA condenan invasión rusa a Ucrania: Ni Argentina ni Brasil apoyaron declaración. 26.02.2022, URL: https://www.emol.com/noticias/Nacional/2022/02/26/1047847/argentina-brasil-no-apoya-oea.html&hl=es&gl=ru&strip=1&vwsrc=0; La OEA pide el fin de posibles “crímenes de guerra” en Ucrania. 25.03.2022. URL:https://www.semana.com/mundo/articulo/la-oea-pide-el-fin-de-posibles-crimenes-de-guerra-en-ucrania/202258/; Declaración de la OEA para condenar “invasión ilegal e injustificada” de Rusia a Ucrania no fue firmada por estos países. 06.10.2022. URL: https://www.semana.com/mundo/articulo/declaracion-de-la-oea-para-condenar-invasion-ilegal-e-injustificada-de-rusia-a-ucrania-no-fue-firmada-por-estos-paises/202211/

В целом, среди стратегических партнеров России, в зависимости от характера влияния новых международных условий на двусторонние отношения, можно выделить четыре группы.

Первая – «последовательно лояльная» группа, куда мы отнесем Никарагуа, Венесуэлу и Кубу. Особенностью подхода руководителей этих государств служит то, что они выступили с поддержкой СВО России на Украине, разделяя идею о ее ответном характере на провокационные действия НАТО и США. Во всех трех случаях такие сигналы транслировались по двусторонним каналам высшего уровня [23] [39] [42]. Глава Кубы Мигель Диас-Канель посетил Россию в ноябре 2022 г., и это пока единственный визит латиноамериканского лидера в Москву во время проведения СВО. Политическая поддержка в указанных случаях сопрягается с установками на укрепление СП «во всех сферах» [10]. В то же время, именно эти три стратегических партнера привлекают максимальное внимание некоторых внешних наблюдателей, рассматривающих их как антиамериканские «форпосты» России в Латинской Америке. Так, резонанс как в США, так и поддерживающих Вашингтон латиноамериканских кругах, вызвало решение никарагуанских властей продлить право присутствия на своей территории ограниченного военного континента из России в июне 2022 г. Хотя подобное сотрудничество Москвы и Манагуа – многолетняя практика, в условиях СВО ряд западных экспертов этот шаг истрактовали как попытку России угрожать США [28] [29].

Боливия, хотя она тоже не поддерживала антироссийские резолюции в ООН и ОАГ, с нашей точки зрения, составляет отдельную категорию. Для этого СП сейчас характерно сохранение высокого динамизма двусторонних связей, но без акцентирования политической солидаризации с Россией. Так, в 2022 г. Россия и Боливия реализовали начинания, носящие стратегический характер в контексте национальных интересов обеих. В августе в городе Эль-Альто в опытном порядке запустились первые мощности созданного при участии «Росатома» Центра ядерных исследований. Проект предполагает передачу Боливии технологий мирного использования атома для медицины, сельскохозяйственных и научных целей, продолжение масштабного научного сотрудничества и потенциально несет значительный социально-экономический эффект для Боливии [45], поддерживая ценность кооперации с Россией. Стратегическое значение экспорта из Боливии для России также возросло из-за того, что с началом СВО Аргентина и Чили приостановили поставки в Россию литиевого сырья, необходимого для электроники, ВПК и других высокотехнологичных производств. В августе 2022 г. «Росатом» озвучил планы усилить кооперацию с Боливией в литиевой отрасли – от добычи сырья до создания батарей [1]. По состоянию на февраль 2023 г. компания «Uranium One Group» (связана с «Росатомом»), несмотря на санкционный климат и большую конкуренцию со стороны других иностранных фирм, прежде всего, китайских, вела переговоры о контракте на разработку месторождений лития в андской стране [11]. Как продемонстрировали встречи глав МИДов РФ и Боливии на полях 77-ой сессии ГА ООН (сентябрь 2022 г.), общение делегаций в Бразилиа в январе 2023 г., по двусторонним каналам страны сформировали мнение о необходимости поддержания и развития диалога не только в торгово-экономической, научной сферах, но и в вопросах обороны и безопасности. Но на внешней арене, в частности, высказываясь в ОАГ, боливийское руководство избегает ассоциироваться и с осуждением, и с поддержкой России и концентрируется на призывах к мирному урегулированию украинского кризиса. В то же время в политическом классе Боливии тема России и Украины превратилась в повод для конфронтации: в марте 2023 г., например, группа оппозиционных парламентариев направила генеральному секретарю ООН открытое письмо с критикой и Москвы, и «сообщнического молчания» правительства Луиса Арсе (2020-н.в.) [34].

Для Аргентины и Бразилии, составляющей третью группу, свойственен нейтралитет в украинском конфликтке и прагматизация партнерства с Россией. После того, как оказалось, что сопровождавшиеся дружественной риторикой и пакетами соглашений визиты Альберто Фернандеса (2019-н.в.) и Жаира Болсонару (2019-2022) в Россию в феврале 2022 г., предшествовали СВО, оба лидера подверглись критике в своих странах и на Западе в целом. Как и в Боливии, антироссийские настроения здесь охватили часть политических элит (вице-президент Бразилии Амилтон Моурау открыто осуждал Россию, правда, его слова Болсонару впоследствии дезавуировал) и общества [27] [47]. В ООН обе страны были склонны поддерживать антироссийские резолюции. На панамериканской сцене, в то же время, аргентинские и бразильские представители не формулировали специального мнения, мотивируя дипломатическое «молчание» нахождением российско-украинского конфликта вне пределов континента и компетенции ОАГ [21] [33]. Бразилия последовательно выступала против принятия общих деклараций по российско-украинской теме на форумах Меркосур и Просур [30], что тоже иллюстрирует тенденцию по вытеснению темы из регионального дискурса.

Характерной чертой подходов обоих государств стало стремление сохранять свободу рук и подчеркивать многосторонний характер своей внешней политики, куда в равной степени могут вписаться кооперация с Россией и ее оппонентами. В случае с Аргентиной, переживающей тяжелый экономический кризис и нуждающейся в диверсификации источников инвестиций и средств для облегчения обострившейся долговой проблемы, заметно прагматическое балансирование. В сентябре 2022 г. Аргентина формализовала заявку на вступление в БРИКС, но очевидно, что это не столько «пророссийский шаг», сколько мера по экономическому сближению с Китаем, и в этом же месяце президент Фернандес совершил визит в США, важной частью которого была встреча с главой Международного валютного фонда. Для Бразилии же характерен своеобразный «активный нейтралитет» в противоборстве России и Украины и стоящих за ней США и НАТО. Эту линию, в частности, иллюстрируют комментарии бразильского представителя в ОАГ по поводу антироссийских решений: он заявлял, что тема России и Украины должна обсуждаться в ООН [21] (где в 2022 г. Бразилия получила место непостоянного члена Совбеза). Показательно большое интервью действующего президента Лулы да Силвы изданию «Time», в котором, несмотря на усилия корреспондентов вывести политика на критику России, тот отвечал, что «в войне виноват и Зеленский» и указал на дестабилизирующую роль НАТО и недостаточную волю западных стран к обеспечению мира [37]. Можно вспомнить и программу встреч нового главы Бразилии на «полях» его инаугурации 1 января 2023 г. Тогда он принял и делегацию РФ, во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, и вице-премьера Украины Юлию Свириденко, обещая «говорить с кем угодно о мире в Украине» [17].

По поводу содержания стратегических партнерств можно заметить, что Аргентина и Бразилия засвидетельствовали желание их сохранять и развивать, несмотря на международную напряженность. В аргентинском Сенате и правительстве об этом специально высказывались в июне 2022 г. Правда, из «всеобъемлющего стратегического партнерства» при этом фактически выделялся ограниченный круг вопросов, таких как продвижение инвестиций и банковской кооперации, сельское хозяйство и рыбоводство, природоохрана, сотрудничество по линии отдельных научных учреждений [16]. С Бразилией в начале января 2023 г. удалось договориться о «перезапуске стратегического партнерства» по всем направлениям кооперации и проведении заседания Комиссии высокого уровня [9], которая не собиралась с 2015 г. Но есть и тревожные сигналы. Кроме упомянутых действий Аргентины в литиевом секторе, чувствительным для России стало присоединение бразильского авиационного гиганта «Embraer» к санкциям, повлекшим прекращение поставок авиазапчастей и техобслуживания ранее проданных самолетов. Во-вторых, антироссийские ограничительные меры, срывы логистических и финансовых цепочек создают затруднения даже для проектов, высокое значение которых сейчас было признано латиноамериканцами. Самый яркий пример – российские удобрения. Зависимость сельского хозяйства Бразилии от импорта удобрений из РФ в 2022 г. составляла порядка 22%, что делало Россию ключевым иностранным поставщиком данного типа продукции в южноамериканскую страну. Несмотря на санкции, импорт удобрений даже наращивался, достигая рекордных значений. В то же время, как показывает целый ряд экспертов [3] [24] [47], не только в Бразилии, но и в Аргентине власти видят рискованность российского направления и стратегически намерены ориентироваться на наращивание внутреннего производства удобрений и диверсификации их импорта, в том числе за счет США, Канады [47].

Наконец, особняком стоят Перу и Эквадор. Несмотря на то, что политический контекст в двух странах не идентичен, - правящие силы Эквадора, в целом, прозападно настроены, а в Перу решающим фактором выступает политическая разноголосица и продолжающаяся нестабильность, - оба эти актора, во-первых, солидаризировались с Западом в критике России, не делая «скидок» на партнерские отношения. Министр иностранных дел Перу осудил Россию уже 25 февраля 2022 г. [19], а в октябре экс-президент страны Педро Кастильо (отстранен в декабре 2022 г.) открывал заседание Генассамблеи ОАГ, на котором выдвинули резолюцию о поддержке Украины. Что касается Эквадора, то эта страна - единственная в Латинской Америке - поддержала исключение России из Совета по правам человека в ООН после начала СВО [25]. Во-вторых, можно сказать, что в элитах обоих государств наметилось представление о политической целесообразности ограничения сотрудничества с Россией. Например, если Перу традиционно было одним из ведущих эксплуатантов российской вертолетной техники, то с началом СВО, по свидетельствам ряда экспертов, перуанские власти стали продвигать переход с российских машин на западные [31]. На эквадорском направлении сорвалось подписание с Россией крупного торгового соглашения. Как заявил министр внешней торговли, инвестиций и рыбного промысла Хулио Хосе Прадо, соглашение не состоится потому, что его страна «не поставит никакие ценности ниже коммерческих тем» [26]. Тем не менее, по двусторонним каналам дипломатического и межпарламентского диалога Эквадор все-таки посылает более благоприятные сигналы о том, что «рассматривает Россию как дружественную страну» и хотел бы развивать с ней «торговые, экономические и культурные отношения» [5]. Например, известно, что участие российской компании «Тяжмаш» в комплексе ГЭС "Тоачи Пилатон", которое представляло одну из узловых инициатив в контексте СП, сейчас продолжается [40].

Выводы и возможности

Реакция стратегических партнеров России в Латинской Америке на украинский кризис, как показано выше, разнообразна. Это поднимает вопрос о возможностях, которые России дают стратегические партнерства на латиноамериканском векторе в текущей проблемной обстановке.

Главное, на что необходимо обратить внимание, - ни одно из восьми рассматриваемых государств все-таки не дезавуировало сами партнерские отношения. Если Гватемала отозвала из России посла с началом СВО, а президент Чили Габриель Борич (2022-н.в.) прямо обещал Украине помощь и назвал себя «южноамериканским другом» Владимира Зеленского [43], то страны-стратегические партнеры так не реагировали. Даже те из них, которые не стали на сторону России в политическом смысле, проявляют заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве. Для большинства латиноамериканских стратегических партнеров РФ характерна двойственная позиция, которая сочетает осуждение боевых действий на Украине и предпринимаемые по двусторонним каналам усилия, нацеленные на минимизацию ущерба для проектов в рамках кооперации с Россией.

Далее - во всех СП явно выделяются символическая и материальная составляющие. Если материальная составляющая – это проекты, то символическая – идеи, которые стороны вкладывают в партнерство. Это ставит первоочередную проблему формирования «послания» латиноамериканским партнерам о российском взгляде на международные расклады и поиска точек соприкосновения. В этом смысле представляется целесообразным делать акцент на необходимости реформирования международного порядка. Во-первых, в сторону его большей сбалансированности, разрушения гегемонистских структур и соответствующего типа мышления. Во-вторых, ради реального универсализма и продвижения многосторонних подходов. В-третьих, для выхода из системы «санкционного произвола» Запада, когда авторы рыночного порядка могут исключать из него игроков по своему усмотрению. Эти установки являются достаточно широкими, чтобы охватить весь круг латиноамериканских стратегических партнеров России, от Бразилии до Эквадора. Кажется возможным сделать символическим ядром СП приверженность полицентричности как итогу глобальных перемен, спусковым механизмом для которых как раз и является нынешний конфликт России и Запада.

Еще одно значимое обстоятельство состоит в том, что коллективный Запад, ведя борьбу с Россией, полагается на блоковые методы. Действия ОАГ - продолжение этой блоковой логики на пространстве Латинской Америки. Доказательством может послужить уже то, что украинский кризис – это первый внерегиональный кризис в XXI столетии, к которому организация отнеслась настолько внимательно (в 2022 г., как видно, было вынесено четыре решения). Одним выходом из ситуации видится продолжение продвижения СП как подчеркнуто гибких структур, ориентированных на взаимную поддержку национальных интересов там, где это возможно. Другим – разработка многосторонних СП на векторе межрегионального сотрудничества России и ЛА. Заметим, что БРИКС уже был охарактеризован как «многопрофильное стратегическое партнерство» [8]. В то же время кажется разумным и активизировать диалог Россия – СЕЛАК, которому планирует придать новый импульс Бразилия Лулы да Силвы, и усилить взаимодействие по линии Россия-АЛБА.

В целом, современный этап геополитической напряженности требует от России обновления и усиления латиноамериканской стратегии. Латиноамериканский курс должен не ограничиваться общими установками на глобальное присутствие и связи России со всеми континентами, которые возникли еще в 1990-е, а соотноситься с конкретными внешнеполитическими и внешнеэкономическими задачами, такими как продвижение дедолларизации, поиск новых инвестиционных ниш для поддержки промышленности и высокотехнологичных производств, расширение не завязанных на Запад элементов архитектуры глобальной безопасности и мн.др. С нашей точки зрения, переосмысление формата СП может быть логичным первым шагом на этом пути.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом рецензируемого исследования являются стратегические партнёрства между Россией и странами Латинской Америки (Аргентиной, Бразилией, Боливией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу и Эквадором), а также влияние, которое оказывает на развитие указанных партнёрств текущий украинский кризис. Учитывая сложность и остроту складывающихся для современной России геополитических и международных условий, попытки российских дипломатов и политиков найти союзников на мировой арене, актуальность выбранной автором статьи темы трудно переоценить. К сожалению, автор не дал себе труда описать и аргументировать свой теоретико-методологический выбор. Однако из контекста можно заключить, что помимо традиционных общенаучных аналитических методов, автор применял некоторые элементы исторического и институционального подходов, а также метод контент-анализа официальных документов и деклараций. Но ключевым методом в исследовании выступил хорошо себя зарекомендовавший (например, в исследованиях Д.А. Дегтерева) метод количественного анализа голосования в органах ООН и других международных организациях. В рецензируемой статье данный метод также продемонстрировал высокую эффективность и позволил автору получить результаты, обладающие признаками научной новизны. Так, с одной стороны, анализ результатов голосования по антироссийским резолюциям в ООН и в Организации американских государств (ОАГ) восьми отобранных для изучения стран Латинской Америки продемонстрировал амбивалентность их позиций в украинском кризисе. Но, с другой стороны, ни одно из изученных государств-стратегических партнёров не разорвало отношений с Россией, пытаясь сочетать моральную и символическую поддержку Украины с поисками решений, позволяющих минимизировать ущерб от осложнившейся международной обстановки для совместных проектов с Россией. В связи с этим интерес представляют рассуждения автора о необходимости формирования российскими официальными лицами чёткого послания латиноамериканским партнёрам о позиции России в данном конфликте. Любопытны также предложения автора по обновлению и усилению латиноамериканской стратегии России. В структурном плане рецензируемая работа также производит положительное впечатление: её логика последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. В тексте выделены следующие разделы: - неозаглавленная вводная часть, где формулируется научная проблема, которой посвящено исследование, её актуальность и т. д.; - первый содержательный раздел «Стратегические партнёрства в российско-латиноамериканских отношениях», где представлен анализ истории и основных институциональных форм стратегического партнёрства между Россией и странами Латинской Америки; - второй содержательный раздел «Латиноамериканские стратегические партнёры России и украинский кризис», где анализируется влияние украинского кризиса на качество исследуемых стратегических партнёрств; - стилистически не очень удачно озаглавленная заключительная часть «Выводы и возможности», где резюмируются итоги проведённого исследования, формулируются некоторые авторские предложения и рекомендации, а также намечаются перспективы дальнейших исследований. В стилистическом плане рецензируемую статью можно квалифицировать как научную работу. В тексте встречается некоторое (некритичное) количество стилистических (например, бессистемное использование дефисов вместо тире; или необъяснимый разрыв в оформлении таблицы 1) и грамматических (например, использование дефиса вместо запятой после вводного слова в предложении «Далее - во всех СП явно выделяются символическая и материальная составляющие»), но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем научном языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 47 наименований, в том числе источники на нескольких иностранных языках, и в достаточной мере репрезентирует состояние исследований по проблематике статьи. Апелляция к оппонентам отсутствует в силу отсутствия теоретико-методологической рефлексии. В числе достоинств рецензируемой работы специально следует отметить использование иллюстративного материала (двух таблиц), существенно упрощающих восприятие аргументов автора. К достоинствам статьи можно отнести также солидный эмпирический материал, привлечённый для анализа.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью можно квалифицировать в качестве научной работы, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты соответствуют тематике журнала «Мировая политика» и будут представлять интерес для политологов, политических социологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также для студентов перечисленных специальностей. На будущее автору можно пожелать большее внимание уделять теоретико-методологической рефлексии. Но данную статью можно рекомендовать к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.