Статья 'Реакция мировой общественности на возвращение Собору Святой Софии статуса мечети' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

Реакция мировой общественности на возвращение Собору Святой Софии статуса мечети

Веселов Юрий Александрович

ORCID: 0000-0003-2043-2778

магистр кафедры Международной безопасности Факультета Мировой Политики Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, г. Москва, микрорайон Ленинские Горы, 1, строение 51

Veselov Yuriy Aleksandrovich

Master at the Department of International Security of the Global Politics Faculty of Moscow State University

119192, Russia, g. Moscow, mikroraion Leninskie Gory, 1, stroenie 51

veseloff30@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8671.2022.1.33742

Дата направления статьи в редакцию:

24-08-2020


Дата публикации:

30-01-2022


Аннотация: Данное исследование является комплексным отражением реакции мирового сообщества на возвращение Айя-Софии статуса мечети. В качестве методологической базы взято деление мира автора концепции этнокультурного разделения цивилизаций С. Ф. Хантингтона. Помимо некоторого анализа межгосударственных связей, статья включает в себя рассуждения о дроблении мира, десекуляризации и роста авторитаризма на примере современной Турецкой Республики под правительством Р.Т. Эрдогана. Особое внимание уделяется злободневному вопросу диалога между религиями – реакции глав религиозных институтов. Примечательно также, что для всеобъемлющего обзора СМИ, в статье использованы источники на 18 языках мира, включая русский и переведенные автором лично.   Уникальность данной статьи обуславливается отсутствием актуального полноценного отражения (как отображения реакции мировой общественности) указанного события в отечественной научной сфере. Основным выводом научного исследования является констатация возрождения неоосманизма, что, в свою очередь, свидетельствует о реальности пертурбации мирового порядка из однополярного в многополярный. В ходе исследования было выявлено, что к основным геополитическим соперникам Турции относят себя Саудовская Аравия и Египет, так как эти мусульманские страны практически единственные отреагировали недоброжелательно на данное внутриполитическое решение. Исследование также показало, что, в целом, международные СМИ профессионально осветили решение Р.Т. Эрдогана и выявили рациональные причины помимо религиозного фактора: желание правящей элиты отвести внимание граждан от негативных экономических эффектов пандемии коронавируса и обратить внутриполитическую борьбу за власть в свою пользу.


Ключевые слова:

Собор Святой Софии, Айя-София, Реджеп Тайип Эрдоган, исламизация Турции, десекуляризация, суверенитет, межконфессиональные конфликты, многополярный мир, христианство, ислам

Abstract: The research is a comprehensive reflection of the world community’s reaction to the reclassification of Hagia Sophia as a mosque. As a methodological base, the authors use the division of the world proposed by Samuel Phillips Huntington. Along with the analysis of international connections, the article includes discussions about the division of the world, desecularization, and the growth of authoritarianism based on the example of the modern Republic of Turkey under the government of Recep Tayyip Erdoğan. The authors give special attention to the urgent problem of a dialogue between religions - the reaction of the heads of religious institutions. It’s also noteworthy that in order to provide a comprehensive review of Mass Media, the authors use sources in 18 languages including Russian, and those translated by the author. The uniqueness of this research is determined by the absence of a relevant comprehensive reflection (as a manifestation of the reaction of the world community) of this event in the Russian scientific discourse. The main conclusion of this research is the assertion of the reappearance of Neo-Ottomanism, which, in its turn, proves the reality of the transformation of the world order from the unipolar to the multipolar one. The authors find out that Saudi Arabia and Egypt consider themselves as the key geopolitical rivals of Turkey, as these Muslim countries were among the few ones which reacted negatively to this domestic political decision. The research also shows that in general, international Mass Media have professionally covered Erdogan’s decision and outlined the rational reasons along with the religious factor: the aspiration of the ruling elite to distract the attention of the public from negative economic effects of the pandemic, and make the political in-fighting work in their favor.


Keywords:

Saint Sophia Basilica, Hagia Sophia, Recep Tayyip Erdoğan, islamization of Turkey, desecularization, sovereignty, interfaith conflicts, multipolar world, Christianity, Islam

Условия для изменения статуса Айя-Софии

Собор Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) – один из известнейших и узнаваемых архитектурных памятников раннего Средневековья и один из немногих сохранившихся объектов византийского зодчества. Построенный в 537 году как патриарший собор императорской столицы Константинополя, он был крупнейшим христианским храмом Восточной Римской империи (Византийской империи) и Восточной Православной Церкви. В 1453 году, после завоевания Константинополя турками, он был превращен в мечеть. В 1935 году светская Турецкая Республика, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, учредила его как музей.

Многими исследователями период нахождения у власти Р. Т. Эрдогана характеризуется как ревизионистский по отношению к светской демократической власти. Такие выдающиеся эксперты как д.п.н. Д. Б. Малышева, известный тюрколог В. А Надеин-Раевский, профессор, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Л. Г. Ходов, к.и.н., доцент ИСАА МГУ П. В. Шлыков, к.п.н. В. А. Аватков и другие полагают, что турецкая республика всё больше отходит от фундаментальных основ, заложенных «отцом турок» и становится более авторитарной и религиозной и даже стремится к воссозданию внешнеполитического влияния и внутриполитической модели в духе Османской империи [13, с. 138],[14, с. 26],[10, с. 118],[15, c. 364],[30, с. 95-96],[31, с. 405],[1]. Поэтому без особого «шокирующего эффекта» воспринимается то, что уже в 2016 году (т.е. уже после реформирования республики в президентскую, что является одной из главных внутриполитических побед Р. Т. Эрдогана) во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире турецкой государственной телерадиокомпании (TRT). Тогда это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции. [8]

10 июля 2020 года Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что это здание может использоваться в качестве мечети. [66] Вероятно, по большей части, принятие такого решения было инициировано самим президентом Турции. [32],[42] В этот же день Р. Т. Эрдоган подписал указ о переоформлении статуса Айя-Софии в мечеть. [61] 24 июля 2020 года уже в мечети Айя-София впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз, в котором принял участие сам Р. Т. Эрдоган. При этом, исключительно ценные византийские мозаики на время намаза были закрыты тканью. [41]

До этого Р. Т. Эрдоган, как минимум, год декларировал о возможности лишения Святой Софии статуса музея. Однако реализация данного обещания всё равно шокировала международное сообщество. Целью данной статьи является комплексное отражение реакции международного сообщества, которая будет демонстрировать скорее не только проявление межгосударственных симпатий или конфликтов, а отношения государств, международных и неправительственных организаций к такому проявлению суверенитета в принципе. В качестве структурной основы, особенно учитывающей религиозный фактор в международных отношениях, взято цивилизационное деление из историко-философского трактата известного политолога Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций». [29]

Реакция государств, в которых православие исторически играло ключевую роль в формировании национальной идентичности.

В первую очередь стоит обратить внимание на реакцию религиозных организаций православного мира и государств, в которых византийское христианство исторически занимало ключевую роль. Действительно, если считать правопреемницей греческой империи современную греческую республику, то больше всего изменение статуса ударило именно по ней. Греческие специалисты замечают, что такое решение Турции не является чем-то неожиданным и полагают, что международное сообщество обязано вынести из такого инцидента определенные выводы. Они также надеются, что Памятник не станет жертвой этого решения, если действительно позаботятся о неимоверно ценных произведениях искусства, имеющих огромную значимость для православных христиан и, которые и так были отреставрированы с трудом. [81] Так, например, профессор международных отношений Университета Пантеон Костас Ифантис полагает, что изменение статуса является неотъемлемым следствием построения новой и опасной для международного сообщества национальной ревизионистской идеологии, которая обращается к мифическому имперскому прошлому и чувству благочестивой миссии. [81] Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заметил: «То, что происходит сегодня в Стамбуле, - это не проявление силы, а доказательство слабости. У них определенно нет силы затмить сияние объекта всемирного наследия. Но они бросают тень на универсальные ценности. Вот почему они требуют всеобщего осуждения. Особенно для нас, греческих православных христиан, сегодня Святая София больше, чем когда-либо, в наших душах. Именно там бьются наши сердца, обращая печаль в силу, хладнокровие и единство.» Министр культуры Греции Лина Мендони заявила: «Национализм, продемонстрированный президентом Эрдоганом, возвращает его страну на шесть веков назад.» [78] Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II в ответ на изменение статуса Святой Софии на мечеть объявил день траура и страданий для всего Православия, христианства и всего эллинизма и 24 июля лично исполнил Святое причастие гимна Акафиста в Афинском соборе. [79] Кроме того, один из основных греческих телеканалов ANT1 отменил показ турецких сериалов. [23] На улицах граждане также жгли турецкие флаги. [3] Также в Греции предложили, в качестве ответной меры превратить дом Ататюрка в Салониках в музей геноцида греков. [83]

Министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидис, киприот-грек, написал в своем официальном Твиттере, что Кипр «решительно осуждает действия Турции в отношении Собора Святой Софии в ее попытке отвлечь общественное мнение своих граждан от внутренних проблем и призывает Турцию уважать свои международные обязательства.» [70]

Республика Сербия отреагировала не так бурно: всё ограничилось нейтральными новостными сводками [28] и практически одиночным высказыванием министра культуры и информации Республики Владана Вукосавлевича: «Если вера, однажды покорившая пространство силой, хочет вытеснить и изгнать другую, то повседневная политика победила мудрость и учения как Иисуса, так и Мухаммеда. Нам остается поверить в окончательную и прочную победу света религиозной терпимости над тьмой страсти повседневных политических интересов». [19]

В ответ на решение Госсовета Турции и во время первой молитвы в столице Болгарии Софии были проведены две акции протеста 10 и 24 июля соответственно. [21] Тогда болгарский историк Георгий Димов заявил: «Болгария на протяжении двух веков допускает ряд геополитических ошибок во внешней политике. Как наследник Византийского царства, как наследник православного центра, Болгария должна защищать идею православного мира». [20]

Особое мнение о судьбе Святой Софии у армянского народа. Например, депутат Меджлиса Демократической партии Армении Каро Пайлан считает, что 10 июля можно теперь считать как «печальный день для христиан, для всех тех, кто верит в плюралистическую Турцию. Восстановление статуса мечети в Святой Софии осложнит жизнь христиан здесь и мусульман в Европе. Собор Святой Софии - символ нашей богатой истории. Его купол большой и вместил бы всех нас». [84] Эта идея о единении двух монотеистических авраамических религий не нова в армянском дискурсе. Так, незадолго до решения Госсовета Турции армянский патриарх Константинополя Саак II Машалян объявил, что он не против десекуляризации храма. Машалян заметил, что здания достаточно велико, чтобы одновременно служить как местом для осуществления намазов, так и для христианских богослужений: «В конце концов, мы все молимся под одним небесным куполом. Мы также можем разделить купол Святой Софии. Даже при том, что у нас разные религии, разве мы не поклоняемся одному Богу?» [82] Впрочем, такая точка зрения в Армении не единственная даже в религиозной сфере. Так, Арам I, Католикос Великого Дома Киликии связал смену статуса с продолжением геноцида: «…Турция, по сути, продолжает нарушать религиозные и культурные ценности, игнорировать принципы, установленные международным правом, и фальсифицировать историю… А где были лидеры западного мира, политически или эмоционально, когда после Геноцида армян тысячи церквей, принадлежащих армянскому народу, были превращены в конюшни, кафе, мечети и другие общественные места? Да, геноцид продолжается по-другому, это тот же геноцид, но мир молчит.» [83] Особое внимание следует уделить официальной позиции республики. Заместитель Председателя Республиканской партии Армении Армен Ашотян заявил, что «Армения, как первое христианское государство, обязана отреагировать должным образом на авантюрное решение Эрдогана превратить музей в мечеть». Тогда политик подчеркнул, что ожидает от МИД Армении чёткой позиции по этому вопросу. [2] На деле, всё ограничилось практически одиночным комментарием пресс-секретаря армянского внешнеполитического ведомства Анны Нагдалян: «Присвоение статуса музея Собору Святой Софии и включение его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО позволили сделать его не символом столкновения цивилизаций, а символом сотрудничества и единства человечества. С сожалением приходится констатировать, что последнее решение властей Турции закрывает страницу этого важного символа и миссии в истории Собора Святой Софии». [33]

Араик Арутюнян, президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, также высказал своё мнение: «Решением вернуть Святой Софии статус мечети, турецкое правительство подтвердило свое отрицание и ксенофобское отношение к цивилизациям. И каждая реакция сверхдержав, исповедующих христианские ценности на эту тему, очень похожа на крик больного и беспомощного человека, пока есть отрицание Геноцида армян, закрытая армяно-турецкая граница, геноцидные действия Турции на Ближнем Востоке.» [83]

Реакцию грузинских СМИ можно назвать наиболее мягкой по отношению к Турции. За день до подписания декрета 10 июля патриархия Грузинской православной церкви заявила: «Мы считаем, что, если Айя-София останется нейтральным пространством, это будет мудрое решение». При этом, в Грузинской православной церкви уверяют, что уважают суверенитет Турции. В Патриархии надеются, что такое обращение в адрес «дружественного государства» будет воспринято не как вмешательство в его внутренние дела, а как озвучивание позиции одной из древнейших православных церквей и выражение ее душевной боли. [18] Дальнейшее развитие событий ни грузинские СМИ, ни государственные структуры не комментировали.

Особенно важно разобрать российскую позицию по указанному вопросу. Москва исторически называет себя третьим Римом, а Россия всегда ставила себя в лидеры православного христианства. Такое имперское стремление обуславливалось не только лишь державничеством и геополитикой, но и действительным правопреемством значительной части византийской культуры, а также династическим браком Ивана III с представительницей последней династии Софьи Палеолог. Самой цитируемой реакцией (и переведенной на множество языков) по исследуемому вопросу среди всех зарубежных СМИ является заявление Главы Русской православной церкви патриарха Кирилла: «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации» [5],[25],[26],[56],[62],[70],[80],[85] Это заявление дополняет официальное заявление Священного Синода РПЦ: «Оно (решение, прим. автора) задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире, что может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах… столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам». [27] Официальный представитель МИД России М. В. Захарова также прокомментировала это событие 13 июля: «Рассчитываем, что управление Собором Святой Софии, до недавнего времени носившего статус музея и являющегося святыней для всего христианства, достоянием мировой культуры и евразийской цивилизации, будет в полной мере соответствовать статусу объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Ожидаем, что любые действия в отношении этого уникального памятника будут учитывать его исключительное значение для верующих всего мира.» [7] Впрочем, у Российской Федерации действительно своё мнение насчет подобных действий Турецкой Республики. В отличие от, например, Соединенных Штатов Российская Федерация стремится уважать идеи о национальном суверенитете больше, чем следование универсалистским принципам. Это находит отражение в заявлении замглавы МИД России Сергея Вершинина: «Решение Турции сделать мечеть из собора Святой Софии является внутренним делом страны, в которое никто не должен вмешиваться». [4] В современной повестке это практически уникальная демонстрация полного отсутствия лицемерия касательно таких основополагающих тем как суверенитет. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также нашел положительные стороны такого решения: «В Айя-Софию были достаточно дорогие билеты. А теперь билетов не будет, вход будет бесплатный.» Песков не считает, что изменение статуса Святой Софии сильно скажется на отношениях России и Турции. Это внутреннее дело Анкары, но в Москве надеются, что Айя-София останется памятником мирового наследия ЮНЕСКО. [9]

Стоит отметить и реакцию Украины. 10 июля, ровно в день подписания декрета, президент Владимир Зеленский встретился с министром обороны Турции Хулуси Акаром. Зеленский выразил теплые слова благодарности Турецкой Республике, но ни разу не затронул вопрос изменения статуса Айя-Софии. Президент Украины и в дальнейшем не касался данной темы, несмотря на то, что украинцы призвали его прокомментировать данную ситуацию. [17] В целом, Украина настроена очень дружелюбно по отношению к Турции, что и объясняет практически нулевую реакцию украинских СМИ и представителей государства. Однако в стороне не осталась Православная Церковь Украины. Сначала было опубликовано обращение инициативной группы духовенства и верующих этой церкви по поводу превращения Айя-Софии в мечеть. Это обращение поддержало почти две сотни представителей украинской интеллигенции. [24] Позже свою позицию высказал Предстоятель Православной Церкви Украины Епифаний, [22] который солидаризировался с обеспокоенностью патриарха Константинопольского Варфоломея о том, что подобное решение обратит миллионы христиан по всему миру против ислама.

Реакция Евро-атлантического сообщества

В заявлении госсекретарь США Майкл Помпео призвал Турцию сохранить объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «в качестве примера своей приверженности уважению религиозных традиций и разнообразной истории, которые внесли свой вклад в Турецкую Республику, и обеспечить его доступность для всех.» [68] Он также обозначил: «Соединенные Штаты рассматривают изменение статуса собора Святой Софии как уменьшение наследия этого замечательного здания и его непревзойденной способности-столь редкой в современном мире - служить человечеству в качестве столь необходимого моста между различными религиозными традициями и культурами.» [68] В своем Твиттере вице-президент Майк Пенс также написал: «Америка будет твердо стоять вместе с греческой православной церковью и призывать к тому, чтобы Собор Святой Софии оставался доступным источником вдохновения и размышлений для каждого человека любой веры.» Американские эксперты также имеют общую позицию со своими коллегами из большинства разобранных стран: «этот шаг Эрдогана может быть направлен на консолидацию его избирателей, поскольку страна имеет дело с сокращающейся экономикой и растущей безработицей.» В свою очередь, они подчеркивают, что также имел место именно фактор напряженности в турецко-греческих отношениях, включая давний спор вокруг Кипра и мигрантов, пересекающих границу между странами. [68] «Мы разочарованы решением правительства Турции изменить статус собора Святой Софии», - говорится в заявлении представителя Госдепартамента Моргана Ортагуса. [44] Также, согласно американским СМИ Дональд Трамп выразил «сильное недовольство» таким событием. Действительно, США, которые после распада СССР считались единственной мировой глобальной сверхдержавой, ничего не может сделать с таким проявлением национального суверенитета, а может лишь заявить о своём разочаровании и сильном недовольстве. Особенно, если учитывать, что Турция является союзником США по НАТО. Тем не менее, это не мешало Соединенным Штатам вводить против Турции санкции, в том числе за неугодные военные действия в Сирии. Однако Госсекретарь Майкл Помпео отказался уточнить, рассматривает ли Вашингтон возможность введения санкций в отношении Анкары в связи с этими действиями. [65]

Одними из первых, кто отреагировал на изменение статуса Айя-Софии были международные организации ООН, ЮНЕСКО. Реагируя на это решение, генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай назвала здание «архитектурным шедевром и уникальным свидетельством взаимодействия между Европой и Азией на протяжении веков». В день подписания декрета ЮНЕСКО напомнила, что государство, на территории которого находится объект всемирного культурного наследия, в том числе и Турция, которая является членом данной организации, обязано обеспечивать неприкосновенность объекта, чтобы не было внесено никаких изменений в выдающуюся универсальную ценность имущества. [73] Тут следует обозначить, что, конечно, можно упрекать международные организации в бездействии и «сотрясании воздуха», но, вероятно, если бы не они, то бесценные мозаики и элементы оставшейся византийский культуры могли бы быть подвержены большей опасности, чем «завешивание». Об этом говорит сам исторический опыт этого же объекта.

Также базирующийся в Женеве Всемирный Совет Церквей, представляющий более 500 млн. христиан, испытывающий, по словам временного генерального секретаря Иоана Сауса, «горе и тревогу», заявил: «Решив превратить Собор Святой Софии обратно в мечеть, вы обратили этот позитивный знак открытости Турции в знак отчуждения и разделения». [49]

Глава католической церкви, Великий понтифик Папа Римский Франциск заявил, что он «очень огорчен» решением Турции: «Мои мысли о Стамбуле. Я думаю о Святой Софии, и мне очень больно». [60] Данные слова, согласно строгому ватиканскому этикету, равносильны протесту. Светский правитель парламентской Италии Джузеппе Конте, согласно обвинениям итальянских СМИ «сделал вид, что ничего не произошло», обсудив с Р. Т. Эрдоганом и Ливию, и ситуацию в восточном Средиземноморье, и борьбу с Covid-19. Это, по мнению итальянских экспертов, говорит о «потакании интересам» так называемого «Мухаммеда III». [64]

Франция, одно из фундаментальных государств Евросоюза, предоставила более полный, геополитический ответ. Николас Бэй, французский член Европейского парламента, вице-президент группы «Идентичность и демократия» охарактеризовал изменение статуса музея и проведенный в нем намаз как «акт невероятного насилия». Н. Бэй обвиняет Турцию в организации настоящего миграционного нападения на греческую границу, шантаже. Согласно заявлениям французского депутата, «…Он (Эрдоган, прим. автора) находится в состоянии войны с Европой. Он даже не скрывает своей мечты о восстановлении Османской империи или исламизации нашего континента.» [58] По мнению Н. Бэя, все последние действия Турции показали, что все разговоры по интеграции этого государства с Евросоюзом должны быть прекращены. Французские политики также восприняли новости об изменении статуса Айя-Софии как свидетельство слабости Запада в целом, Европейского пространства и Франции в частности. Франция «сожалеет» о решении Турции [72], а Европейский союз считает его «достойным сожаления» [43]. «Несомненно, Эрдоган должен дрожать.» - иронизируют Лоуренс Трошю - президент компании Sens commun и советник департамента Ивелин, член политического бюро Les Républicains и Себастьян Мёран - сенатор Les Républicains от Валь д'Уаз. [63] Политики уверены, Франция по-прежнему неспособна противостоять развитию культурного ислама, который стремится управлять образом жизни и развивается на периферии террористического джихада. Так, например, французской закон 1905 года об отделении церкви от государства был предназначен только для защиты политической власти от влияния церкви. Однако теперь «он превратился в закон пустоты, опустошивший Францию от всего христианского цивилизационного и культурного субстрата.» [63] «Такие методы как диалог, совместное проживание, терпимость и другие пустые концепции, такие как «Ценности республики» неэффективны в противодействии росту политического и культурного ислама, будь то дома на «затерянных территориях республики» или дипломатия перед лицом исламских эксцессов Турции.» [63] Пересмотр статуса Святой Софии может означать не только оскорбление памятника глобального значения, но и действие, которое несомненно окажет негативное влияние на отношения Турции с ЕС, США, Грецией, Россией и ЮНЕСКО. [67]

Особые опасения также появились у испаноязычных католиков. Институтом безопасности и культуры в Мадриде, некоммерческой ассоциации, которая способствует предотвращению насильственного экстремизма и исследованиям в области безопасности и обороны, был опубликован специальный доклад профессора международных отношений Карлоса Эчеверриа «От Стамбула до Кордовы: символы исламизма». [38] В этом докладе автор предупреждает, что преобразование древней византийской базилики в мечеть обозначило «еще один шаг в рамках неудержимого и ускоренного процесса исламизации республиканского и светского государства, унаследованного Эрдоганом в 2002 году.» [38, p. 7] По словам Эчеверриа, сам турецкий президент запустил этот процесс в 1997 году, когда сказал: «верующие - это наши солдаты; мечети - наши плакаты; купола - наши шлемы; и минареты - штыки в Небо». [38, р. 8] «Превращение Святой Софии в мечеть является прямой торпедой по ватерлинии межрелигиозного равновесия не только перед лицом католицизма, но, прежде всего, по отношению к православной церкви как против Греции, так и в меньшей степени по России. Контекст, в котором мечеть-собор Кордова снова оказалась в центре искусственных дебатов, продвигаемых теми, кто хочет освободить это пространство для ислама», - говорится в заключении. [38, p. 21] Примечательно также, что данный доклад был опубликован день спустя после дипломатического столкновения между министром иностранных дел Испании Аранчей Гонсалес Лайя и ее турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу во время пресс-конференции, посвященной «реконверсии» древней византийской базилики. «Для Испании важно сохранить дух этого памятника, который является общим домом для православных христиан, католиков и мусульман и представляет собой наследие человечества», - сказала Гонсалес Лайя. [40] Министр иностранных дел Турции в ответ ясно дал понять, что, хотя Айя-Софию и можно назвать «общим домом» в духовном смысле, «невозможно» открыть его для других религиозных обрядов, кроме мусульманского. [40]

Александр Шалленберг, министр иностранных дел Австрии, давнего исторического противника Турции, также подтвердил позицию Австрии о прекращении переговоров со страной о членстве в ЕС: «Я считаю, что Евросоюзу следует провести здесь четкую линию… Превращение собора Святой Софии в мечеть было лишь последним звеном в цепи провокаций.», - подчеркнул Шалленберг. [69] Ввиду массовых арестов критиков правительства после неудавшегося военного переворота в Турции в 2016 году переговоры с ЕС уже были приостановлены. Такой комментарий был дан А. Шалленбергом на встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе. С заявлением представителя Австрии согласились многие коллеги: «Отношения с Турцией развивались в неправильном направлении», - добавил министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн. [69] Представитель ЕС по иностранным делам Хосеп Боррелл, в свою очередь, назвал отношения с Турцией «не особенно хорошими». [69]

Некоторые представители власти ФРГ также считают, что превращение музея в мечеть стало «актом агрессии Эрдогана». «Это явное объявление войны его внутренним оппонентам и тем, кто думает иначе в Турции, а также объявление войны соседним с Турцией государствам» - считает германский политик турецкого происхождения из партии Die Linke, депутат Бундестага Севим Дагделен. [50] По её мнению, «Цель Эрдогана - превратить коронационную церковь византийских императоров в жемчужину своей власти. Этот день - манифест радикального исламизма – основы политической власти Эрдогана, который не воспринимается всерьез и преуменьшается в западном мире», - сказала она. [50] Одна из наиболее уважаемых немецких газет Die Zeit назвала такое решение Эрдогана «жестом культурной войны». [36] Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас охарактеризовал данное событие довольно кратко и без особой оценки: «Это решение мы не можем понять». [47] Также Х. Маас заявил дюссельдорфской «Rheinische Post» и боннской «General-Anzeiger», что данное преобразование «не является вкладом в международное взаимопонимание». [47] Вице-президент Бундестага Клаудия Рот (партия «Зеленые») назвала преобразование «вызовом светской Турции», который «разделяет общество» и пытается отвлечь внимание от экономического и коронарного кризиса и коррупции. [47]

Характерно, что ни премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, ни министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб никак не отреагировали на изменение статуса Святой Софии, хотя, к Д. Раабу была послана петиция от Британской Национальной федерации киприотов с призывом занять «твердую и принципиальную позицию» против «раскольнического, трагического и неправильного» решения превратить Собор Святой Софии из музея в мечеть. [45] Примечательно также, что 10 июля, в день подписания турецкого декрета, министр иностранных дел Д. Рааб в своём официальном твиттер-аккаунте опубликовал сообщение о независимом обзоре епископом Труро преследований христиан. Тогда Д. Рааб подчеркнул, что Великобритания работает с партнерами по всему миру, чтобы встать на защиту преследуемых групп и меньшинств. [37]

Особое внимание стоит уделить Израилю, который из-за иудаизма нельзя причислить ни к христианской, ни к исламской цивилизации. Однако, безусловно, симпатии и судьбы евреев уже давно связаны с христианским миром (а также Израиль является одним из приоритетных союзников вне НАТО). Ситуацию усугубляет особый статус Иерусалима, города трех религий. Сразу после смены статуса Айя-Софии, израильские СМИ обозначили и свою внутриполитическую проблему: «Судя по тому, что происходит у нас во дворе, на Храмовой горе, исламский контроль над ней фактически препятствует свободному доступу к этому месту.» [86] Израиль теперь видит в Турции первостепенную угрозу хлипкому балансу на Храмовой горе и после 10 июля у страны прибавилось поводов для беспокойства: «Завершив религиозную революцию в Турции и почти полностью стерев наследие (проклятого им [86], прим. автора) Ататюрка, Эрдоган выполнил значительную часть своего Нового Османского видения. Ислам снова стал неотъемлемой частью страны и ее символом, и Турция снова протягивает руки к территориям, которые когда-то были частью империи. Это не решит внутренних экономических проблем, но усилит симпатию к президенту среди его электората.» [87]

Данное решение также получило реакцию не только у государственных и религиозных организаций, но и у некоторых неправительственных организаций. Так, например, в августе 2021 года в Стамбуле должно было состоятся грандиозное научное событие - Всемирный конгресс византийских исследований, который проходит раз в пять лет в разных странах и обычно собирает до пяти тысяч специалистов, которые на разных секциях обсуждают проблемы истории, культуры и искусства византийского мира. Турция долго боролась за право проведения Конгресса. Однако из-за изменения статуса Собора, а также эпидемии коронавируса было решено, что Конгресс следует отложить до 2022 года и что он больше не будет проводиться в Стамбуле. [53]

Отражение «турецкого решения» в мире ислама

Особый интерес представляет собой реакция главного соперника Турции за лидерство в мире ислама суннитов – Королевства Саудовской Аравии. Известное саудовское издание Saudi Gazette заявило: «Какая польза мусульманам всего мира, если Собор Святой Софии превратится в мечеть? Будет ли Эрдоган доволен, если евреи превратят Купол Скалы в синагогу или превратят мечети в Хайфе, Яффе, Акре и Иерусалиме в Палестине в церкви или превратят Храм Гроба Господня в мечеть? Будет ли он в порядке, если Европа превратит наши мечети в храмы и церкви? Это серьезная проблема, если она обострится… Но как он может ограбить римское Всемирное наследие, которое нашло место в списке объектов наследия ЮНЕСКО?.. Сегодня мы живем в цивилизованном мире, который борется с отсталостью, варварством, расизмом и эксплуатацией религий и народов для достижения политической выгоды.» [46] В качестве реакции на смену статуса Айя-Софии Эр-Риад привел популярную поговорку «вы принимали участие в разграблении Стамбула?», относящуюся к грабежам и убийствам, которым подверглось население города от рук османской армии после того, как он был завоеван Мехмедом II. [34] Талал Аль-Торифи – известный саудовский академик и эксперт СМИ со свойственной метафоричностью заявил: «Как говорится «Леопард не меняет своих пятен», сколько бы времени ни прошло. То, что нынешнее турецкое правительство делает под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана.., является отражением старых османских привычек, коренящихся либо в имперских мечтах, либо в намерении экономически истощить государства, попавшие под власть Турецкой Республики. Оно делает это, используя идеологию экстремистских группировок и провоцируя внутриарабские конфликты, вызывая религиозные эмоции, которые провоцируют насилие. Истинная цель этого шага (смены статуса Айя-Софии, прим. автора) состояла в том, чтобы привлечь на свою сторону экстремистских мусульман, подчеркнув образ, который будоражит их эмоции, но скрывает реальность, далекую от Исламского духа.» [34] «То, что написал Пророк, стало традицией и законом, которым должны следовать все мусульмане, жить вместе с другими, уважая их религиозные ритуалы, места поклонения и религиозные чувства.» [34]

Среди арабских стран нашлись государства, которые решительно осудили решение Р.Т. Эрдогана. Нура бинт Мохаммед Аль-Кааби, министр культуры и молодежи ОАЭ и председатель Национального комитета по образованию, культуре и науке, сказала, что Айя-София является общим наследием человечества: «Памятник не должен быть использован не по назначению или изменен таким образом, чтобы затронуть человеческую сущность. Особенно это затрагивает объекты, внесенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они имеют исключительную международную ценность и являются общим достоянием всех народов и культур… Собор Святой Софии является важным примером взаимодействия и диалога между Азией и Европой и должен оставаться свидетелем гармоничной человеческой истории», - подчеркнула она. [71]

Палестинская группировка «Хамас» приветствовала вердикт, разрешающий открыть собор Святой Софии в качестве мечети. «Открытие Айя-Софии для молитвы - это гордый момент для всех мусульман», - заявил Рафат Мурра, глава Международного пресс-бюро «Хамас». Мурра также подчеркнул, что это решение подпадает под суверенные права Турции. [74]

Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), признанная только Турцией, оказалась неудивительно довольна открытием новой мечети: «Айя-София является турецкой мечетью и объектом всемирного наследия с 1453 года. Решение использовать его как мечеть, ранее посещаемую как музей, является здравым и приятным», - сказал премьер-министр Ерсин Татар. [74]

Египетская пресса разразилась осуждением решения турецкого президента: «Мы неоднократно подтверждали документами и доказательствами, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжает использовать фетвы в качестве оружия для установления тирании внутри страны во имя религии и оправдания своих амбиций за рубежом во имя предполагаемого халифата.» [88] - заявлял еще в феврале 2020 египетский Дар аль-Ифта - исламский консультативный, судебный и правительственный орган, созданный как центр ислама и исламских правовых исследований в Египте. Уже в июле 2020 года орган дополнил свои обвинения, сравнив возвращение Айя-Софии статуса музея с оккупацией. [39] Также, вероятно, в качестве ответа на действия Р.Т. Эрдогана 21 июля египетское правительство объявило, что выделяет 40 миллионов египетских фунтов стерлингов (2,5 миллиона долларов) на восстановление монастыря Святой Екатерины в провинции Южный Синай, одного из старейших монастырей в мире и христианской достопримечательности, чтобы превратить монастырь в туристическое место. [35] Проправительственный телеведущий Ахмад Муса обвинил Эрдогана в искажении образа и учения Ислама. [35] Председатель египетской организации по сохранению наследия Магед Аль-Рахеб также нашел и выгоды для Египта: «Египет, безусловно, выиграет от прекращения религиозного туризма в Турции в результате язвительных комментариев против [Анкары] за неуважение к христианским памятникам и изменение идентичности памятника, зарегистрированного в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.» Он заключил: «религиозный туризм переместится из Турции в Египет, который показал миру, что он уважает наследие и памятники, особенно христианские, такие как Церковь Святой Екатерины, коптские памятники и церкви на тропе Святого Семейства.» [35]

Шиитский Иран, давний исторический соперник Турции, поддержал изменение статуса памятника. Советник религиозного лидера Аятоллы Али Хаменеи по международным отношениям Али Экберн заявил, что Айя-София была мечетью почти 500 лет и «останется мечетью вплоть до апокалипсиса». [48] Генеральный секретарь исламского возрождения Ирана Велаети охарактеризовал произошедшее как «большое и историческое решение… Турецкий народ благодарен президенту Эрдогану за это». [48] Министерство иностранных дел Ирана официально поздравило Турцию с возвращением культовому памятнику статуса мечети. «Решение о статусе Айя-Софии - это внутреннее дело Турции», - заявил официальный представитель министерства Саид Аббас Мусави. [55]

Тем временем в Пакистане Чаудхри Перваиз Элахи, спикер Государственного Собрания крупнейшей пакистанской провинции Пенджаб, назвал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана «мужественным» за обращение Собора Святой Софии. «Это произошло не только в соответствии с пожеланиями народа Турции, но и всего мусульманского мира», - сказал Элахи. [54]

Одним из первых успел поздравить Турцию с делом Айя-Софии шейх Акрама Цабари, под духовным надзором которого находится большая часть зданий ислама на Святой Земле: «Его Превосходительству президенту Реджепу Тайипу Эрдогану. Эта мечеть была восстановлена, и ее святость была восстановлена мудрым и справедливым решением президента Эрдогана, пусть Аллах защитит ее». [86]

С другой стороны, министр иностранных дел Ливана Джабран Басил опротестовал этот шаг: «Христианство и ислам. Сегодня превращение здания в мечеть стало фальсификацией истории и отличным поводом для Израиля превратить мечеть Аль-Акса в полноценный храм». [86]

В телефонном разговоре председатель религиозного совета Кавказа Аллахшукюр Пашазаде поздравил Али Эрбаша (главу президиума Турции по делам религий) с изменением статуса памятника. [59]

Глава Австралийской федерации исламских Советов Ратеб Джнейда также выразил свою поддержку этому решению. [59]

«Турецкая Республика под руководством Эрдогана является восходящей звездой и незаменимым источником надежды для мусульман и угнетенных», заявил в своем письме заместитель председателя исламского религиозного союза Республики Македония Шакир Фетаху. [59]

В письме от имени Совета религиозных общин литовских мусульман литовский муфтий Александрас Беганскас заявил: «Мы верим, что эта благословенная мечеть, которая является символом монотеизма, охватит все человечество независимо от религии, языка, расы и секты под председательством Турции по религиозным вопросам.» [59]

Россия является многонациональной многоконфессиональной страной, поэтому также стоит обратить внимание и на реакцию российских мусульман. «Представители мусульманской общины Северного Кавказа разделяют удовлетворение верующих Турции в связи с возвращением Айя-Софии статуса мечети»: заявил муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов. [6]

Азербайджан давно настроен очень дружелюбно по отношению к Турции. Но даже эта симпатия не помешала обществу расколоться надвое, и многие осудили решение превратить музей в мечеть. Например, известный азербайджанский историк Алтай Гёюшов заявил: «Можешь даже четыре раза объявить Айя-Софию мечетью — бесполезно. Она была построена как самая известная ортодоксальная церковь в мире… Превратив еще раз храм в мечеть, нельзя изменить факта строительства Айя-Софии в качестве ортодоксальной церкви. Но такой шаг стал мощным ударом по авторитету Турции и ислама по всему миру. А язык противников стал еще длиннее». [11] Незадолго до проведения первого пятничного намаза в Айя-Софии турецкими СМИ сообщалось, что Р. Т. Эрдоган пригласил принять участие президента Азербайджана Ильхама Алиева и лидеров некоторых других мусульманских стран. Однако в момент трансляции самого намаза турецкие каналы ничего об этом не сообщали, а дальнейшие новостные сводки акцентировали только присутствие президента Турции. [16] Видимо, президент Азербайждана либо не пожелал посетить мероприятие, либо был слишком занят из-за нарастающей волны армяно-азербайджанского конфликта.

Республика Казахстан на официальном уровне не прокомментировала данное решение, СМИ Казахстана ограничились новостными сводками. Только главный редактор казахской газеты Qazaq Жасулан Мауленович напомнил, что первоначально исторический объект не принадлежал туркам. Однако «ранее Реджеп Тайип Эрдоган открыто заявлял, что, если США сочтут Голанские высоты, Иерусалим частью Израиля и ограничат права палестинцев, они превратят собор Святой Софии в мечеть… По-видимому, президент Турции сдержит свое слово. По закону смена статуса Айя-Софии является внутренним дело турок, и другие страны не имеют права вмешиваться в это.» [12]

СМИ Индонезии заявили, что по состоянию на 14 августа 2020 года, уже по меньшей мере 15 индонезийских граждан посетили Айя-Софию после того как здание было введено в эксплуатацию в качестве мечети 24 июля. «Они были очарованы великолепием здания, которому, по меньшей мере, 1400 лет.» [75]

По словам ректора Индонезийского международного исламского университета (UIII) Комаруддина Хидаята, изменение статуса Собора Святой Софии - превращение в мечеть не связано с легитимностью исламского влияния в Турции и даже в регионе. «Это не просто превращение Собора Святой Софии в мечеть, которое означает победу ислама. На Ближнем Востоке, как правило, есть руководитель страны, который хочет выступить в качестве лидера мирового мусульманского сообщества. Этот шаг может быть шагом для Турции, чтобы показать, что она является лидером мусульманского мира», - сказал он. [57]

Реакция ведущих стран Азии

Индия является настоящим многоконфессиональным гигантом южной Азии. Многие индийские СМИ особенно остро отреагировали на смену статуса Айя-Софии: «…Такие страны, как США, Франция, Россия, Кипр и Греция, резко раскритиковали это решение. Однако этот список не включает Индию. Хотя, турецкий президент никогда не упускал возможности критиковать Индию, подвергая сомнению ее светские полномочия.» «Замечания Эрдогана не отражают ни понимания истории, ни поведения дипломатии... Они искажают события прошлого, чтобы продвинуть узколобый взгляд на настоящее, - заявило Министерство иностранных дел Индии. [51] Замечания индийского внешнеполитического ведомства актуальны и сейчас в контексте полемики вокруг собора Святой Софии. Так, решение превратить этот памятник в мечеть действительно является «искажением прошлого», а Эрдоган продвигает этим свой «узколобый взгляд на настоящее». [77] Некоторые СМИ прямо назвали инициативу Эрдогана провальной: «Неудачное решение Высшего административного суда Турции отменить статус музея Святой Софии и вновь превратить его в мечеть справедливо критиковалось во всем мире. Но такие правительства, как правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которые не могут поставить и решить текущие проблемы, полагаются на прошлое и во имя исправления исторических ошибок гордятся раскольническими действиями.» [51] Молчание индийского правительства может быть истолковано двояко: оно не будет комментировать «внутренние дела», так как рискует открыть этим свои собственные внутренние проблемы; оно не хотело бы идти против своего мусульманского населения, подвергая сомнению создание мечети в Турции. [52]

В свою очередь, китайские аналитики считают, что отношение к позиционированию музея Святой Софии является одним из маховиков для определения того, будет ли Турция продолжать придерживаться секуляризации или обратиться к исламизации. (штаб-квартира Чэнь Хуэйхуэй) [89],[90] По мнению китайских экспертов «Споры вокруг собора Святой Софии отражают в основном исторические изменения и противоречия в идентичности и позиционировании современной турецкой нации, манипулирование исторической памятью изменившейся реальной турецкой политикой и уловки, используемые охваченными кризисом политиками для получения капитала. Это также обычная уловка западного культурного империализма - постоянно искать материалы и создавать «других».» [91]

Заключение

На проявление турецкого суверенитета не смогло реально среагировать ни одно западное государство, показав лишь сожаление. Например, спустя не так много времени ведущие политические группы Европейского парламента объявили президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко «персоной нон грата», обвинив его в подтасовке результатов выборов и жестоком обращении с протестующими. [76] Действия же Р. Т. Эрдогана, по сути, не получили подобного ответа. Возможно, такая реальность и соответствует тому, что ранее называли многополярностью? Возможно, турецкое государство оказывается достаточно сильным и суверенным, чтобы решение национального уровня не имело особых внешнеполитических последствий из-за отсутствия достаточного могущества у глобального лидера. Показательным также является продолжение подобной политики обращения христианских святынь в мечети. Так, Церковь Христа Спасителя в Полях (известная также как монастырь Хора), входящая в число стамбульских памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, также августе 2020 года была превращена в мечеть, а разрешение на это было формально выдано еще в конце 2019 года Госсоветом Турции. Может быть и также, что данное решение Р. Т. Эрдогана не представляет собой такой весомой важности для западного сообщества, а «сильные заявления» могут быть обусловлены определенным влиянием греческих диаспор и различных религиозных групп, к котором теперь прислушиваются все меньше и меньше. Также анализ реакции стран Востока показал, что Индия остается геополитически слабым образованием, что обусловлено отсутствием внутренней консолидации и мультикультурным разнообразием. КНР, в свою очередь, относительно безразличны межконфессиональные конфликты христиан и мусульман. Реакция Египта и Саудовской Аравии в очередной раз выявила их как главных геополитических соперников Турции на Ближнем Востоке, а также то, что эти две страны пока готовы играть по правилам Западного мира. Большинство стран также проявили единство в характеризации Турции как страны, бегущей от светскости и идеалов универсализма.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Актуальность работы не вызывает сомнения, ибо переименование исторического памятника в мечеть вызвало бурную реакцию мирового сообщества во всем мире и грубо нарушило историческую справедливость.
Объектом исследования является Собор Святой Софии, предметом исследования – его статус.
Методологической основой стали общенаучные методы познания, а также контекст-анализ материалов СМИ и сравнительный подход.
Автор очень правильно начал с истории Собора и изложил его статус от постройки до наших дней. Далее автор переходит к анализу эпохи правления президента Турции Р. Эрдогана и раскрывает ее особенности со ссылкой на многочисленных ученых, политиков и экспертов (Д. Б. Малышева, В. А Надеин-Раевский, Л. Г. Ходов, П.В. Шлыков и др.). Заявление автором, что «целью данной статьи является комплексное отражение реакции международного сообщества, которая будет демонстрировать скорее не только проявление межгосударственных симпатий или конфликтов, а отношения государств, международных и неправительственных организаций к такому проявлению суверенитета в принципе» очень четко определило направление изложения материала и структуру работы.
Обращение автора к исследованию реакции религиозных организаций показывает, что он достаточно хорошо владеет предметом исследования и правильно выстроил структуру статьи. При этом автор приводит цитаты не только представителей разных конфессий, но и многих политических деятелей в контексте религиозной составляющей конфликта.
Очень грамотно автор привел мнения представителей Российской Федерации (религиозных, государственных, общественных). Интересно также обращение автора к анализу реакций Евро-атлантического сообщества. Это дало возможность проследить тенденции взглядов не только религиозного, но и политического сообщества, а также рассмотреть мнение общественности и СМИ по данному вопросу. Не менее интересным выглядит и проведенный анализ реакций на конфликт со стороны представителей исламской религии. Однако в качестве недостатка следует отметить, что увлекшись приведением цитат из СМИ, автор не всегда приводил их сравнительный анализ и делал выводы. В основном звучит качественная трактовка оценки приведенного материала по проблеме. В то же время выводы, надо отдать должное автору, что сделанные в «Заключении» работы немного компенсировали данный недостаток.
Стиль изложения материала достаточно хороший. Статья написана ясным языком, не перегружена узкоспециальной терминологией. Структура статьи соответствует жанру научно-исследовательской работы. В содержании статьи присутствуют и имеются смысловые разграничения, а также апелляция к оппонентам. Автор демонстрирует хорошее знание обсуждаемого вопроса, работ ученых и политиков, исследовавших его прежде. Используемая автором библиография очень объемна и современна, отражает как отечественные, так и зарубежные научные подходы к изучаемой проблеме.
Интересно заключение, сделанное автором, что «На проявление турецкого суверенитета не смогло реально среагировать ни одно западное государство, показав лишь сожаление». Кроме того, автор привел примеры и других подобного рода случаев: «Показательным также является продолжение подобной политики обращения христианских святынь в мечети. Так, Церковь Христа Спасителя в Полях (известная также как монастырь Хора), входящая в число стамбульских памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, также августе 2020 года была превращена в мечеть, а разрешение на это было формально выдано еще в конце 2019 года Госсоветом Турции».
Выбивается из темы исследования вывод автора о том, что «Индия остается геополитически слабым образованием, что обусловлено отсутствием внутренней консолидации и мультикультурным разнообразием. КНР, в свою очередь, относительно безразличны межконфессиональные конфликты христиан и мусульман. Реакция Египта и Саудовской Аравии в очередной раз выявила их как главных геополитических соперников Турции на Ближнем Востоке …». Однако данное замечание не снижает высокой оценки данной работы. Статья, несомненно, представляет определенный интерес для читательской аудитории.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.