Статья 'Роль публичной дипломатии АЛБА в урегулировании сирийского конфликта ' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

Роль публичной дипломатии АЛБА в урегулировании сирийского конфликта

Виноградова Екатерина Алексеевна

соискатель, кафедра сравнительной политологии факультета политологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119991, Россия, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

Vinogradova Ekaterina Alekseevna

postgraduate student of the Department of Comparative Political Science of the Faculty of Political Science of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov

119991, Russia, Moskva, GSP-1, Lomonosovskiy, d.27, korp.4.

rdi-cop@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-4226.2015.1.12619

Дата направления статьи в редакцию:

12-07-2014


Дата публикации:

18-07-2014


Аннотация: Политика в области общественной дипломатии стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2006-2013 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает дополнительные перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности. Методология исследования основана на системном и структурно-функциональном подходах, сравнительно-историческом и сравнительно-политическом анализе, культурно-цивилизационном подходе, методах индукции, дедукции, конструирования, моделирования, экспертных оценок, анализа, синтеза, наблюдения. В 2004 г. девять стран Латинской Америки и Карибского бассейна - Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины - создали международную организацию и субрегиональное интеграционное объединение АЛБА: Боливарианский альянс для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America). Инициаторами образования АЛБА были Уго Чавес и Фидель Кастро.


Ключевые слова:

международные отношения, внешняя политика, АЛБА, Латинская Америка, Сирия, дипломатия, государство, интересы, ценности, безопасность

Abstract: Politics of the ALBA states in the sphere of public diplomacy is one of the key foreign political targets for the ALBA states in their assymmetrical information strife with the USA. In the period from 2006 to 2013 the ALBA states have put their influence upon the international mass media in order to form a negative reputation for the USA. The strenghening foreign political dialog between the ALBA states and Syria, uniting the two regions based upon the platform of opposition to the unipolar influence of the USA opens additional perspectives for the formation of the new power centers against the monopolarity in the world. The methodology of the study is based upon systemic and structural-functional approaches, comparative historical and comparative political analysis, cultural civilization approach, methods of induction, deduction, construction, modeling, expert evaluation, analysis, synthesis, observation. In 2004 9 states of the Latin America and the Caribbean - Bolivia, Venezuela, Cuba, Equador, Nicaragua, Dominicana, Antigua and Barbados, St. Vincent and Grenadines formed an international organization and sub-regional integration association ALBA: Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America. Initiators of ALBA formation were Fidel Castro and Hugo Chavez.


Keywords:

state, diplomacy, Syria, Latin America, ALBA, foreign policy, international relations, interests, values, security

СИРИЯ – ТОРГОВЫЙ ПАРТНЕР И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗНИК

Сегодня приоритетным направлением во внешней политике стран АЛБА является укрепление стратегических отношений со странами Ближнего Востока, в частности с Ираном и Сирией. Общей задачей сближения двух регионов, по словам бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса, является «борьба с империалистическим безумием и ускорение темпов построения гармоничного и братского сотрудничества между Ираном и Венесуэлой, Азией и Латинской Америкой и среди народов третьего мира». [1]

Одним из направлений общественной дипломатии АЛБА в их политике на Ближнем Востоке является расширение торгово-экономических, социальных и политических взаимосвязей,[2] способных ослабить экономическое и политическое давление США.

Важным стратегическим партнером стран АЛБА на Ближнем Востоке является Сирия.[3] С 2010 года она имеет статус приглашенного члена АЛБА. В 2011 году представителями стран АЛБА в Дамаске была проведена специальная встреча с президентом Сирии Башаром Асадом. Группа стран АЛБА резко осудила открытую политическую и информационную войну против Сирии, подтвердив, что эта антисирийская кампания - не что иное, как грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства и прямое нарушение норм международного права и Устава ООН. Председатель делегации Эквадора, представитель стран АЛБА на проходившем в Женеве заседании Совета ООН по правам человека отметил, что страны «Боливарианского альянса» категорически отвергают любой вид иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии.[4]

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве необходимо отметить, что одним из главных торгово-экономических партнеров Сирии на сегодняшний день является Венесуэла. Начиная с 2006 года, между странами подписан ряд соглашений в области нефтяной промышленности, энергетики, культуры и обмена информацией. Во время визита Уго Чавеса в Сирию в октябре 2010 года была подтверждена приверженность обеих сторон реализовать уже достигнутые соглашения о сотрудничестве общим объемом в 1 млрд. долл. и подписаны новые соглашения по таможенному взаимодействию и сотрудничеству в области морского транспорта.[5]

Здесь надо отметить, что в условиях экономического эмбарго, наложенного странами НАТО на Сирию, Венесуэла в 2011 - 2012 годах, несмотря на резкую критику западных СМИ, доставила 35 000 тонн мазута в Сирию, нарушив односторонние торговые ограничения, введенные Западом.

Тесные торгово-экономические отношения связывают Сирию и Эквадор. Так, в марте 2011 года на встрече президента Сирии Башара Асада с министром внешней торговли Эквадора Рикардо Патиньо Арока, между странами были заключены ряд соглашений, направленных на расширение торговых взаимосвязей, развитие туризма, увеличения инвестиций, а также создания двухсторонних торгово-экономических комитетов, которые будут способствовать интеграции между двумя странами.[6]

Таким образом, еще в самом начале сирийского кризиса страны АЛБА заняли определенную позицию в отношении Сирии, направленную на ее поддержку как ассоциированного члена АЛБА и важного стратегического партнера.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ СТРАН АЛБА В СИРИЙСКОМ ВОПРОСЕ

Политика стран АЛБА в области общественной дипломатии была направлена на формирование общественного мнения, отвечающего за репутацию стран АЛБА и Сирии в мире и отражение информационных атак со стороны США. Здесь следует отметить, что за последние несколько лет такие атаки способствовали установлению регулярной «войны в СМИ» между странами Ближнего Востока и АЛБА с одной стороны и США с другой.

Используя опыт работы в социальных медиа, президенты стран АЛБА практически еженедельно комментировали ситуацию в Сирии, призывая США и другие страны – члены НАТО к мирному урегулированию ситуации в Сирии, не прибегая к «жестким методам» «мягкой силы», удачно апробированной в Ираке, Ливии и частично в Иране.

Исходя из данных контент – анализа, проведенного автором данного исследования, подобные действия со стороны латиноамериканских политиков,[7] несмотря на негативные комментарии американских и европейских СМИ, вызывали много положительных откликов у целевой аудитории не только в латиноамериканских странах, но и в странах Ближнего Востока, ЕС и даже в США.

СМИ США И ЕС: В ЧЕМ РАЗНИЦА ПОЛИТИЧСЕИХ ОЦЕНОК?

Хотелось бы отметить, что страны ЕС, являющиеся стратегическими партнерами США в их агрессивной ближневосточной политике, опасаются, однако, поддерживать США в информационном противоборстве со странами АЛБА. Так, описывая визит в страны АЛБА еще одного «неугодного Западу» политика - иранского президента М. Ахмадинежада, европейские новостные СМИ[8]не подвергали резкой критике лидеров стран АЛБА за расширение внешнеполитического диалога с Ираном. Все сообщения в основном состояли из цитат президентов стран АЛБА и Ирана, резко критикующих «империалистические» действия со стороны США, тогда как США накануне визита президента Ирана в ряд стран АЛБА, используя услуги своего информационного агентства CNN[9], в очередной раз разожгли «скандал в СМИ», направленный на подрыв репутации Венесуэлы и Ирана в мире.

В официальном сообщении Госдепартамента США содержалась информация о высылке генерального консула Венесуэлы Ливии Акосты Ногуэры за пределы Соединенных Штатов. Информационное агентство связало этот факт с подозрениями в причастности дипломата к планированию кибератак на правительственные системы США. Эти подозрения появились после выхода на испаноязычном канале Univision документального фильма «Иранская угроза», в котором были продемонстрированы записи бесед Ногуэры с кубинскими и иранскими дипломатами, интересовавшимися взломом сайтов Белого дома, ФБР и Пентагона. При этом официальный Вашингтон не сообщил причин высылки дипломата, сославшись на международные нормы, в соответствии с которыми объяснение подобных шагов не является обязательным, а сами события, показанные в фильме, относились к 2008 году, когда Ногуэра работала в венесуэльском посольстве в Мексике.

В тоже время европейские СМИ ограничились констатацией фактов без развернутых комментариев, отметив при этом схожесть происходящих событий с голливудским фильмом[10], чем еще раз продемонстрировали различие в подходах европейских и американских СМИ к освещению событий в латиноамериканском регионе. Подобную позицию они заняли и в комментариях по поводу сотрудничества АЛБА и Сирии.

Такое поведение продиктовано в первую очередь экономическими интересами ЕС, который является основным конкурентом США в борьбе за рынки сбыта своих товаров в Латинской Америку. Поэтому несмотря центристскую позицию ЕС по отношению к странам АЛБА, оба региона также развивают стратегическое сотрудничество, направленное на ослабление однополярного влияния США в мире.

Действия США в информационном противоборстве с блоком АЛБА направлены главным образом на обозначение таких внешних и внутренних угроз, которые могли бы дискредитировать правительства этих стран, как перед европейскими партнерами, так и перед электоратом стран АЛБА.

В качестве внутренних угроз для стран АЛБА США отмечают такие проблемы, как снижение уровня жизни средних слоев населения,угроза частному бизнесу (контроль государства над нефтяными ресурсами), превращение страны в новый социалистический лагерь с постепенным обособлением от мирового сообщества и тотальным контролем за населением страны.

Внешней угрозой стран АЛБА, сформулированной США, является возобновление холодной войны под патронажем России, в которой страны АЛБА будут марионетками, угроза шовинизма со стороны АЛБА.

Как показывает опыт информационных противоборств США против стран АЛБА и ряда стран Ближнего Востока, информационными мишенями[11] в этих странах являются подразделения вооруженных сил, СМИ, органы государственной власти.

КАНАЛЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ АЛБА НАПРАВЛЕННЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АТАК

Анализируя ситуацию в Ливии, Сирии, Ираке латиноамериканские политики предприняли ряд мер, направленных на предотвращение подобной ситуации в своих странах, с помощью защиты своей информационной среды, используя средства «новых медиа». Так, с первых дней сирийского кризиса латиноамериканские новостные агентства не только публиковали комментарии политической элиты стран АЛБА, но и сами постоянно оценивали происходящие события как агрессивное вмешательство США и стран ЕС в дела другого государства и нарушение международных демократических норм.

Наиболее активную политику в этом направлении занял латиноамериканский канал TeleSur.[12] Касаясь сирийского вопроса при освещении международных новостей, стратегические коммуникаторы TeleSur прибегали к анализу и комментариям известных экономических и политических аналитиков для доведения сообщений до целевых аудиторий в своих странах и через социальные сети для зарубежной целевой аудитории, что является подтверждением успешной работы в области информационной политики этих стран.

Ярким примером может послужить разъяснительная информация об использовании химического оружия Сирией, опубликованная и прокомментированная на официальной интернет – странице телеканала TeleSur.

«Сирийское правительство неоднократно становилось жертвой внешней дестабилизации, благодаря видеозаписям экстремистских группировок, которые пытались посеять хаос, показав убийства мирных демонстрантов…. Эти записи и фотографии заняли первые места в СМИ стран ЕС и США, которые заявили, что красная линия была пересечена и для обеих сторон не избежать военных действий. На самом деле, это слишком поздно для игр в СМИ…. Говоря о международном праве, следует отметить, что в свое время Сирия не подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, следовательно, может использовать его свободно. В этой связи нет смысла придумывать историю, которая уже написана. Отвечая на вопросы по этой теме 23 июля 2012 года, представитель Сирийского МИД Джихад Макдиси заявил, что вполне возможно, что его страна обладает таким оружием, используя его исключительно для защиты от внешних врагов».[13]

Подобное разъяснение благоприятным образом повлияло на восприятие сирийской проблемы латиноамериканским населением большинства стран членов АЛБА. В результате работы новостных каналов, электронных СМИ, социальных сетей, население латиноамериканских стран через полученную информацию могло не только самостоятельно анализировать события, но и изучить механизмы управления информационными операциями проводимых СМИ стран Запада и экстремистскими группировками сирийских повстанцев, которые подробным образом разбирались в латиноамериканских СМИ, со ссылками на прямой источник агрессивных сообщений.

ПРАВДА ПРОБИВАЕТ ДОРОГУ

Похожие информационные приемы также с успехом были использованы латиноамериканскими СМИ во время ливийского кризиса. С первых дней вторжения войск НАТО в Ливию латиноамериканские новостные агентства постоянно комментировали происходящие события как агрессивное вмешательство в дела другого государства. Так, известное венесуэльское агентствоAVNопубликовало скандальную историю, связанную с взятием Зеленой Площади в Триполи и захватом одного из сыновей Каддафи, раскрытую российским информационным агентством Russia Today. Данная «история» была отснята западными спецслужбами в Катаре при участии профессиональных актеров, в котором роль сына Каддафи Саифа аль - Ислама также сыграл профессиональный актер. Подтверждением достоверности этой информации стало более позднее телевизионное интервью, находящегося на свободе Саифа аль - Ислама. В итоге медийная атака на Ливию, созданная для поднятия положительной репутации НАТО и обмана ливийских войск, сработала в обратную сторону.[14]

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что политика в области общественной дипломатии стран АЛБА на Ближнем Востоке, и в частности в Сирии, является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США.

В период 2007-2013 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США, связанной с их агрессивными действиями, направленными против Сирии. Первоочередными задачами стран АЛБА в связи с обострением сирийской ситуации были: контринформация, воздействие на внутренние аудитории латиноамериканских стран с целью предупреждения подобных ситуаций в странах АЛБА; полный информационный отказ от принятия игры противника; контроль за информацией для ведения информационных атак на противника; создание международной репутации АЛБА как организации с миротворческой миссией и сторонника гуманистического подхода в решении международных конфликтов.

Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности.

Формирование независимого внешнеполитического курса всегда имело коммуникационную составляющую, особенно важную в наши дни. В этой связи актуальной задачей для сирийского руководства на сегодняшний день является эффективное использование в своей общественной дипломатии «новых медиа», которые стали важным управленческим рычагом влияния на общественное мнение в XXI веке.

Кроме того, странам АЛБА и Сирии необходимо развивать информационную политику, способную улучшить качество внешних связей между странами Ближнего Востока и Латинской Америки не только в области политического диалога, но и в бизнесе, что будет способствовать более широкому торгово-инвестиционному обмену между регионами и ослаблению экономического давления со стороны Вашингтона.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.