Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Фёдоров С.В. Основные подходы к проблеме истины в истории философии и русская религиозная философия

Аннотация: В статье предметом исследования являются основные подходы к проблеме истины и соотношение с ними работ русских религиозных философов. В качестве основных подходов выделяются онтологический, гносеологический, экзистенциальный и релятивистский (нигилистический). Онтологический подход базируется на принципе тождества мышления и бытия, истина это подлинное бытие. Данный подход возникает на основе мифологического мышления. Гносеологический подход основан на противопоставлении субъекта и объекта познания, а экзистенциальный подход выстраивается как обращение к условиям, предшествующим субъект-объектному разделению. Истина понимается как экзистенция, как ценность. Релятивистский подход в своем развитии нивелирует понятие истины, в конечном счете прямо рассматривая его как фикцию. Выделение указанных подходов и соотнесение их с русской религиозной философией осуществлено с помощью сравнительно-исторического метода, диалектической методологии. В работах русских религиозных философов прослеживается онтологическая тенденция, истина понимается как «сущее всеединое». Согласно В.С. Соловьеву, истина постигается в «мистическом» единстве рациональных и иррациональных сторон предмета, в единстве субъекта и объекта познания. Для раскрытия внутренней логики этого единства А.Ф. Лосев обращается к неоплатонической диалектике. При этом русские религиозные философы подвергают критике гносеологический подход, субъективно-идеалистические тенденции экзистенциального подхода, релятивистский (нигилистический) подход. В статье делается вывод о том, что русская религиозная философия является своеобразным продолжением античной и средневековой онтологической традиции. Прослеживаются мифологические основания специфики русской религиозной философии.


Ключевые слова:

истина, русская религиозная философия, онтологическое понимание истины, гносеологическое понимание истины, экзистенциальное понимание истины, истина как фикция, живое знание, сущее всеединое, соборное сознание, миф

Abstract: The subject of this research Is the main approaches to the problem of truth and their correlation with the works of the Russian religious philosophers. The following approaches are being determined: ontological, gnoseological, existential, and relativistic (nihilistic). The ontological approach is based on the principle of oneness of reasoning and being, where the truth is authentic being. Such approach emerges on the basis of mythological reasoning.  Gnoseological approach lies in contraposition of the subject and object of cognition. Existential approach is established on the so-called reference to the circumstances preceding the subject-object demarcation. The truth is being understood as the existence or value.  Relativistic approach in its development balances the definition of truth, eventually seeing it as fiction. In the works of the Russian religious philosophers we can observe an ontological trend, in which the truth is understood as “omnibeing”. According to V. S. Solovyev, the truth is perceived in “mystical” unity of rational and irrational aspects of a subject, in unity of the subject and object of cognition. In order to reveal the inner logic of such unity, A. F. Losev refers to the neo-Platonic dialectics. At the same time, Russian religious philosophers criticize the gnoseological approach, subjective-idealistic trends of existential approach, as well as relativistic (nihilistic) approach. The conclusion is made that the Russian religious philosophy is a peculiar continuation of the ancient and medieval ontological tradition. We can also observe mythological foundations of the specificity of Russian religious philosophy.


Keywords:

Myth, Cathedral consciousness, Omnibeing, Living knowledge, Truth as fiction, Existential understanding of the truth, Gnoseological understanding of the truth, Ontological understanding of the truth, Russian religious philosophy, Truth


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 42
2. Денисов С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды / С.Ф. Денисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 7
3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. М.: Высшая школа, 1963. С. 327
4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / под изд. А.В. Лебедева. М.: Наука, 1989. С. 534
5. Плотин Эннеады / Плотин [сост. и отв. ред. С.И. Еремеев]. Киев: УЦИММ-Пресс, 1995. С. 171
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А.Ф. Лосев. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. С. 821
7. Кырлежев А.И. Троица / А.И. Кырлежев // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2010. С. 112-113.
8. Аристотель. Метафизика / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 186.
9. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. Сочинения в шести томах, Т. 3 М.: Мысль, 1964. С. 160.
10. Декарт Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт. М.: Изд-во академии наук СССР, 1953. С. 22.
11. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. М.: Академический проект, 2009. 489 с.
12. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления / М.К. Мамардашвили. М.: Прогресс, 1993. 352 с.
13. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
14. Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. М.: Наука. Гл. ред, физ.-мат. лит., 1990. 736 с.
15. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
16. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле / Ф. Ницше // О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. Минск: Харвест, 2003. С. 355-374.
17. Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1900. С. 268.
18. Хомяков А.С. Второе письмо о философии к Ю.Ф. Самарину // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1900. С. 327.
19. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 2. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1886. С. 54.
20. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Типография императорского московского университета, 1911. С. 239.
21. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал / В.С. Соловьев // Собрание сочинений. Т. 2. М.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. С. 331.
22. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания / С.Н. Трубецкой // Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 564.
23. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001. С. 44.
24. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев // Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 1993. С. 72.
25. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982. С. 120.
26. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.
27. Ванеев А.А. Два года в Абези; В память о Л.П. Карсавине / А.А. Ванеев. Брюссель: Жизнь с Богом; La Presse Libre, 1990. С. 64.
28. П.С. Гуревич Дидактические идеи Сократа // Педагогика и просвещение. - 2011. - 3. - C. 50 - 61.
References
1. Florenskii P.A. Stolp i utverzhdenie istiny: Opyt pravoslavnoi teoditsei / P.A. Florenskii. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. S. 42
2. Denisov S.F. Bibleiskie i filosofskie strategemy spaseniya: antropologicheskie etyudy / S.F. Denisov. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2004. S. 7
3. Losev A.F. Istoriya antichnoi estetiki. Rannyaya klassika / A.F. Losev. M.: Vysshaya shkola, 1963. S. 327
4. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Chast' 1. Ot epicheskikh teokosmogonii do vozniknoveniya atomistiki / pod izd. A.V. Lebedeva. M.: Nauka, 1989. S. 534
5. Plotin Enneady / Plotin [sost. i otv. red. S.I. Eremeev]. Kiev: UTsIMM-Press, 1995. S. 171
6. Losev A.F. Istoriya antichnoi estetiki. Rannii ellinizm / A.F. Losev. Khar'kov: Folio; M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2000. S. 821
7. Kyrlezhev A.I. Troitsa / A.I. Kyrlezhev // Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. T. 4. pod red. V.S. Stepina. M.: Mysl', 2010. S. 112-113.
8. Aristotel'. Metafizika / Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1975. S. 186.
9. Kant I. Kritika chistogo razuma / I. Kant. Sochineniya v shesti tomakh, T. 3 M.: Mysl', 1964. S. 160.
10. Dekart R. Rassuzhdenie o metode / R. Dekart. M.: Izd-vo akademii nauk SSSR, 1953. S. 22.
11. Gusserl' E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaya. Obshchee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu / E. Gusserl'. M.: Akademicheskii proekt, 2009. 489 s.
12. Mamardashvili M.K. Kartezianskie razmyshleniya / M.K. Mamardashvili. M.: Progress, 1993. 352 s.
13. Khaidegger M. Bytie i vremya / M. Khaidegger. M.: Ad Marginem, 1997. 452 s.
14. Puankare A. O nauke / A. Puankare. M.: Nauka. Gl. red, fiz.-mat. lit., 1990. 736 s.
15. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii / T. Kun. M.: Progress, 1977. 300 s.
16. Nitsshe F. Ob istine i lzhi vo vnenravstvennom smysle / F. Nitsshe // O pol'ze i vrede istorii dlya zhizni. Sumerki kumirov, ili Kak filosofstvovat' molotom. Minsk: Kharvest, 2003. S. 355-374.
17. Khomyakov A.S. Po povodu otryvkov, naidennykh v bumagakh I.V. Kireevskogo // Khomyakov A.S. Polnoe sobranie sochinenii. T. 1. M.: Universitetskaya tipografiya na Strastnom bul'vare, 1900. S. 268.
18. Khomyakov A.S. Vtoroe pis'mo o filosofii k Yu.F. Samarinu // Khomyakov A.S. Polnoe sobranie sochinenii. T. 1. M.: Universitetskaya tipografiya na Strastnom bul'vare, 1900. S. 327.
19. Khomyakov A.S. Neskol'ko slov pravoslavnogo khristianina o zapadnykh veroispovedaniyakh // Khomyakov A.S. Polnoe sobranie sochinenii. T. 2. M.: Universitetskaya tipografiya na Strastnom bul'vare, 1886. S. 54.
20. Kireevskii I.V. O neobkhodimosti i vozmozhnosti novykh nachal dlya filosofii // Kireevskii I.V. Polnoe sobranie sochinenii. T. 1. M.: Tipografiya imperatorskogo moskovskogo universiteta, 1911. S. 239.
21. Solov'ev V.S. Kritika otvlechennykh nachal / V.S. Solov'ev // Sobranie sochinenii. T. 2. M.: Knigoizdatel'skoe tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1911. S. 331.
22. Trubetskoi S.N. O prirode chelovecheskogo soznaniya / S.N. Trubetskoi // Sochineniya. M.: Mysl', 1994. S. 564.
23. Losev A.F. Dialektika mifa / A.F. Losev. M.: Mysl', 2001. S. 44.
24. Losev A.F. Antichnyi kosmos i sovremennaya nauka / A.F. Losev // Bytie – imya – kosmos. M.: Mysl', 1993. S. 72.
25. Losev A.F. Estetika Vozrozhdeniya / A.F. Losev. M.: Mysl', 1982. S. 120.
26. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaistva / S.N. Bulgakov. M.: Institut russkoi tsivilizatsii, 2009. 464 s.
27. Vaneev A.A. Dva goda v Abezi; V pamyat' o L.P. Karsavine / A.A. Vaneev. Bryussel': Zhizn' s Bogom; La Presse Libre, 1990. S. 64.
28. P.S. Gurevich Didakticheskie idei Sokrata // Pedagogika i prosveshchenie. - 2011. - 3. - C. 50 - 61.