Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Кузина Н.В. Разработка и апробация психотерапии и психодиагностики с использованием короткометражного кино

Аннотация: Объектом исследования являются короткометражные художественные/документальные фильмы и применение киноязыка / образности в психодиагностике и в психотерапии. Предметом исследования является алгоритм психодиагностики / коррекции эмоциональных психотравм, связанных с социальной стигматизацией в силу болезни, возраста, переживаний интимно-личных взаимоотношений, зависимого и суицидального поведения с помощью авторского короткометражного кино; личный образный ряд пациента и его трансформация методами киноискусства для реализации метода терапии творческим самовыражением; визуально наблюдаемые реакции пациентов / зрителей на просмотр авторского кино и их утилизация в процессе психотерапии; закономерности психофизиологических реакций (динамика микроциркуляции) при фоновой записи во время просмотра. Методы исследования: терапия творческим самовыражением, арт-терапия, фоновая запись лазерной допплеровской флоуметрии при просмотре кино, компьютерная психодиагностика. Алгоритм исследования: 1) съемка и монтаж видеофильмов с активным включением в работу пациента (фильм о проблеме пациента и о ее разрешении); 2) демонстрация видеофильмов респондентам, не участвовавшим в киномонтаже, 3) анализ особенностей восприятия при просмотре и содержания рефлексии о фильме зрителей по окончании просмотра, 4) запись ЛДФ-граммы при предъявлении авторских видеофильмов и анализ динамики бессознательной регуляции микрососудистого русла в ответ на предъявление, 5) проведение компьютерной психодиагностики респондента-зрителя, 6) анализ эффективности использования короткометражного авторского кино с целью психотерапии и психодиагностики. Разработан дизайн исследования, включающий 1) индивидуальную психокоррекционную терапию с пациентом для установления аутентичности, поиска значимых психоэмоциональных травм и устранения их последствий, ведущих к дезадаптации. Терапия может проводиться для постстрессовых расстройств, последствий сильной психической травмы (приковывающая к постели, лишающая трудоспособности болезнь; попытки суицида; аборт; проблемы гендерных отношений – разрыв отношений), аддикций (наркомания, курение, алкоголизм), в случае депрессивных состояний (слом смысложизненных ориентаций, сложности в определении личностной идентичности, суицидальные мысли, намерения); выявляется образный ряд, типичный для пациента; 2) создание фильма для пациента: используется психотерапевтический прием катарсиса, являющегося подобием контролируемого неврозом в миниатюре (сшибка возбуждения и торможения в ЦНС, условных рефлексов) и дальнейшей десенсибилизации к значимому стимулу и дезактуализации его; в процессе создания фильма с режиссером-психотерапевтом, продумывания сценария, реализации замысла респондент переживает ощущение собственной сопричастности, значимости его личного опыта, включения индивидуальной жизни в более широкий контекст (личностные переживания приобретают общезначимый философский контекст); 3) завершенные фильмы по окончании психотерапии являются материалом для диагностики сходных психоэмоциональных проблем, патологических реакций, представлений новых пациентов. В момент просмотра анализируются показатели: а) невербалика (поза и смены поз, жестикуляция, мимика, вегетативные реакции), вербальная реакция на эпизоды во время просмотра; б)) последующее вербальное устное и письменное отреагирование - анализ речевых проявлений (строение и расположение текста, пунктуация, семантика языковых единиц) и целеустановок; отмеченные детали, соскальзывания на актуальную для реципиента тематику эпизодов; алекситимия (отсутствие адекватных средств выражения эмоций, состояний), сокрытие переживаний; в) реакции микрососудистого русла. Протестирована возможность выявления физиологических соответствий катарсиса, скрытых мотиваций, потребностей и психоэмоциональных травм при просмотре видеофильмов (выявление суицидального риска, зависимостей, актуальности гендерных отношений и т.п.). По реакциям во время просмотра, специфике вербального отреагирования содержания фильма пост-фактум, по количеству реактивных изменений микроциркуляции во время просмотра можно судить о степени психоэмоциональной травматизации, о предрасположенности к девиантному поведению или к психосоматизации переживаний. Зафиксированы различия в реакции во время просмотра фильмов и записи флоуметрии, связанные с культурным уровнем, возрастом, полом, актуальными потребностями. Сюжетная визуальная стимуляция (кино) в отличие от разрозненной (фотографии), обладает более мощным воздействием на состояние микроциркуляторного русла (Kv < 10), в случае удержания световода рукой испытуемого – значительный тремор (Kv < 20). Фильмы, снятые при психокоррекции пациентов, вызывают резонанс у испытуемых-студентов, пережившим подобные психоэмоциональные травмы или склонных к аналогичным поведенческим патологиям (переживших их последствия). С помощью предлагаемой методики могут быть определены случаи не выявляемой в массовом прядке иными способами в социуме потребности и имеющегося опыта химических зависимостей, патологических гендерных отношений, предрасположенность к суициду. Методика может быть использована в детекции лжи. Предъявление видеофильмов дает возможность зарегистрировать активизацию нейрогенных - симпатических, эндотелиальных, миогенных факторов регуляции сосудистого русла.


Ключевые слова:

стрессоры, бессознательное, память, короткометражное кино, психодиагностика, психотерапия творческим самовыражением, арт-терапия, лазерная допплеровская флоуметрия, психотравма, отклоняющееся поведение

Abstract: The object of the research is a short fiction/documentary films and use of cinematic language / imagery in psychodiagnostics and psychotherapy. The subject of the research is the algorithm of diagnostics and correction of emotional psychological trauma associated with social stigma due to illnesses, age, experiences of intimate relationships, addiction and suicidal behaviour with the help of short author cinema; the personal imagery of the patient and its transformation by methods of the art implementation of the method of therapy by creative self-expression; visually observed reactions of the patients / viewers to the viewing of films and their use during psychotherapy; the regularities of psycho-physiological reactions (dynamics of microcirculation) with the help of background recording at the viewing.Research methods: creative expression therapy, art therapy, background recording laser Doppler flowmetry during screenings, computer psychodiagnostics.The algorithm of this study: 1) shooting and editing video with the active inclusion of the patient (film about the patient's problem and its resolution); 2) screening for the respondents which have not participated in film editing,3) the analysis of the perception's features at the viewing and content reflection of the audience following the screening 4) recording of LDF-grams in the presentation of the author's videos and analysis of the dynamics of unconscious regulation of the microvascular bed in response to the presentation,5) conduct computer diagnostics of the Respondent-viewers,6) analysis of the efficiency of short author cinema with the aim of psychotherapy and psycho-diagnostics.When designing the visuals features considered necessary are:1) accurate targeted registration of the most probable and possible associative Parallels of the patient - cultural, national, generational, professional, personal (used semiotic ontopsychological approaches); 2) on the other hand, the creation of freedom in interpretative activities. Following techniques have been developed and used during shooting and editing: receiving emotional contrast shots; the contrast of moving and stationary image (on photo that reflects the physiological response – closed eyes (or the symbolism of the end of life's journey as part of the movie) «black screen»); guided light hypnotic state through overloading the same type of information (repeated frames, musical fragments or phrases in the case of participation of actors); the effect of «kōan» (no unidirectional interpretation), etc. Specially developed techniques of the patient's perspective inclusion in the frame were used. One rule developed and used: the Respondent must be given the widest possible background for associations (the image is extremely generalized, lacunar). Along with the representation in the film of the specific situation in terms of deactualization process of traumatic stimuli and correction of the condition, the films have a deep philosophical implication. Lacunar technique of associative film editing is applied - special location shots and stories: adjacent slices and frames may not be thematically appositional (NLP-analogue reception in building stories) with the purpose of creating supportive spaces for individual associative.ConclusionsPossibility of identifying of physiological correspondences of catharsis, hidden motivations, needs and emotional trauma when viewing movies was tested (identification of suicide risk, dependencies, relevance of gender relations, etc.).Reactions during screenings, specifics of the verbal response to the films content after the viewing, the number of reactive changes of the microcirculation during playback allow to judge of the degree of emotional trauma, a predisposition to deviant behaviour or to psychosomatical experiences. Differences in responses while watching films and writing flowmetry associated with cultural level, age, gender, current needs are recorded. Story visual stimulation (movies) in contrast to the fragmented (photos) one, has a more powerful impact on the state of the microvasculature (Kv < 10), in case of retention of the optical waveguide arm of the test – a significant tremor (Kv < 20).The films shot with psychotherapy patients, draw response of the subjects - students that experienced similar emotional trauma or which are prone to the same behavioral pathologies (experienced their aftereffects). Using the proposed methodology one can identify the needs of the socium typically not detected in the mass scale and using other methods and available experience of chemical dependency, pathological gender relations, a predisposition to suicide. The technique can be used in lie detection. Screenings may offer the opportunity to register the activation of neurogenic - the sympathetic, endothelial, and myogenic factors in regulation of the vasculature.


Keywords:

deviant behavior, psychological trauma, art therapy, laser Doppler flowmetry, psychotherapy creative expression, psychodiagnostics, short film, memory, unconscious, stressors


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Штайнер Р. Теория и практика медитации / Пер. с нем. С. Шнитцера.-Ереван: «Лонгин», 2009. – 174 с.
2. Штайнер Р. Художественная речь и драматическое искусство / Пер. с нем. Е. Н. Красоткиной .-М.: «Новалис», 2013.-525 с.
3. Штайнер Р., Вегман И. Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки / Пер. с нем. Андрея Локтева.-СПб.: «Деметра», 2008. – 122 с.
4. Гордон Д., Майерс-Андерсон М. Феникс: Терапевтические паттерны М. Эриксона / Пер. с англ. Н. Миронов. 2-е междунар. изд.-СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2004. – 187 с.
5. Дилтс Р. Убеждения и привычки. Как изменить? / Пер. с англ. А. Стативка. 2-е изд.-Москва: «Питер», 2013.-219 с.
6. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Делозье Дж. Полный курс гипноза. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. – М.: АСТ «Прайм», 2015. – 501 с.
7. Перлз Ф. С. Гештальтподход и свидетель терапии / Пер. с нем. М. Папуша. – М.: «Гаудеамус»; «Академический проект», 2015. – 206 с.
8. Эриксон М. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / Ред. и коммент. Джеффри К. Зейга; пер. с англ. Т. К. Кругловой.-М.: «Класс», 2003.-334 с.
9. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / Пер. с англ. М. А.Якушиной под ред. М. Р. Гинзбурга. – М.: «Класс», 2007. – 348 с.
10. Сергеева О. Б. Эстетика Антонио Менегетти. Автореф... канд. филос. н.-Екатеринбург, 2011.-21 с.
11. Морено Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. 2-е изд., испр. – М.: «Психотерапия», 2008. – 492 с.
12. Перлз Ф. С. Гештальт-семинары. – М.: Ин-т общегуманитарных исслед., 2010. – 348 с.
13. Кинотерапия. Рабочая программа дисциплины / Сост. С. В. Березин.-Самара: Самарский ун-т, 2001.-7 с.
14. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: Учебное пособие по психотерапии. 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Академический Проект», 2006. – 429 с.
15. Менегетти А. Мир образов: Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Научн.фонд «Антонио Менегетти», 2015.-191 с.
16. Дудник Д.В., Требухов С.Н. Жанр кинобоевика как стимульный материал для работы в психотерапевтических группах с дезадаптированными военнослужащими // Гуманитарное знание и образование в контексте модернизации России. Материалы научной конференции. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гуманитарного института, 2001. – С. 297-301.
17. Дудник Д.В., Ворошилин С. И., Трифонов Б. А. Новый метод психотерапии-«психоаналитическая видеоарттерапия» и лечение психогенных психических расстройств у военнослужащих срочной службы // Уральский медицинский журнал. Тематический сборник «Психиатрия».-2007, № 4. – С. 21-26.
18. Дудник Д.В., Трифонов Б.А. Использование кинотерапии в лечении пограничных психических расстройств // Материалы 36-й областной научно-практической конференции врачей Курганской области.-Курган: Издательство «ДЕКА», 2004. – С. 161-163.
19. Дудник Д.В. Жанровая психодиагностика в кинотерапии // Практическая психология 2004. Т. 7. – Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2004. – С. 99-108.
20. Дудник Д.В. Кинотерапия-методология и техника // Практическая психология 2004. Т. 7. Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2004. – С. 86-99.
21. Дудник Д.В., Ворошилин С. И., Трифонов Б. А. Лечение депрессивных расстройств методом видеоарттерапии у военнослужащих Уральского округа ВВ МВД РФ // Тюменский медицинский журнал. – 2007, № 1. – С. 11-12.
22. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст: Опыт лингвокультурологического анализа. — М.: «Водолей Publishers», 2004. — 153 с.
23. Хренов Н.А. Проект семиотики кино спустя несколько десятилетий: интерпретация теоретического наследия С. М. Эйзенштейна Вяч. Вс. Ивановым // Культура и искусство.-2014.-6.-C. 634-652. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13239.
24. Гуревич П.С. «Что не подвластно мне?» (Опыт эмоциональной раскадровки) // Филология: научные исследования. - 2015. - 4. - C. 288 - 291. DOI: 10.7256/2305-6177.2015.4.17487.
25. Миркина З.А. Кинематограф потаённой сердечной глубины (рецензия) // Филология: научные исследования. - 2015. - 3. - C. 275 - 278. DOI: 10.7256/2305-6177.2015.3.16984.
26. Сидорова Г.П., Шутая Н.К. «Мужской» характер и «женское» творчество кинорежиссеров-женщин // Культура и искусство. - 2015. - 5. - C. 511 - 519. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.5.15822.
27. Михеева Ю.В. Игра в игре: музыкальные стилизации в кинематографе // Философия и культура. - 2014. - 11. - C. 1684 - 1689. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.11.10617.
28. Лапин И.П. Как бы психология. Репортажи как документальное кино: Эссе. – СПб.: «Welcome», 2012.-159 с.
29. Винникова Т.А. Моделирование механизмов понимания кинотекста. Автореф… канд. филол.н. – Барнаул, 2010. – 26 с.
30. Жабский М.И., Тарасов К.А. Развитие киноведения в институционально-контекстуальной перспективе // Культура и искусство.-2015.-1.-C. 16-31. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.1.13481.
31. Золотовицкий Р. А. Организационная арттерапия и тренинг = Organizational arttberapy: Социодрама и социометрия в работе с организацией.-М.: «Морено-Институт»; АРК «Бизнес Групп», 2003.-208 с.
32. Чикирис А.Г. Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия. Автореф… канд.искусствоведения. – М., 2007. – 25 с.
33. Кащук А.А. Суггестивные свойства телевидения. Автореф… канд.искусствоведения. – М., 2007. – 26 с.
34. Дудник Д.В. Ситуационно обусловленные психогенные психические расстройства у военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях воинской службы вне боевых действий и их лечение. Автореф… канд.мед.н. – Оренбург, 2007. – 26 с.
35. Васютин А. М. Психоанимационная терапия, или Лечение болезней души и тела с помощью образных психотерапевтических фильмов.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 316 с.
36. Mastronardi V.M. I film che aiutano a stare meglio: Filmtherapy.-Roma: «Armando», 2010.-237 с.
37. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: Отечественный клинический психотерапевтический метод. Учебно-практическое пособие по психотерапии и психологическому консультированию. 4-е изд., испр. и доп. – М.: «Альма Матер»; «Академический Проект», 2012.-487 с.
38. Лаврентьев В.И. Медицинский учебный фильм-возможности, сценарий, использование // Материалы Всесоюз. науч.-метод. конференции по оптимизации учеб. процесса в высш. мед. учеб. заведениях.-Каунас, 1969.-24 с.
39. Сухаребский Л. М. Военно-санитарные медицинские и физкультурные кинофильмы. 2-е изд. – М.: «Главкинопрокат», 1944.--26 с.
40. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. / Пер.с итал.: Родик М. А. и др. 2. изд., испр. и доп.-М.: «Онтопсихология», 2004. – 264 с.
41. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.2. / Пер.с итал.: Родик М. А. и др.-2. изд., испр. и доп.-М.: «Онтопсихология», 2003. – 222 с.
42. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. Изд. 4-е .-М.: Науч. фонд «Антонио Менегетти», 2015.-113 с.
43. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного.-СПб., 2004. – 176 с.
44. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-320 с.
45. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Издательство «Ээсти Раамат», 1973. – 137 с.
46. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном.-Таллинн: «Александра», 1994.-215 с.
47. Фарыно Е. Введение в литературоведение.-М.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 639 с.
48. Петренко В.Ф. Основы психосемантики.-2-е изд., доп. — СПб.: «Питер», 2005. — 480 с.
49. Крокинская О.К., Поссель Ю.А., Сикевич З.В. Социальное бессознательное. – СПб.: «Питер», 2005.-272 с.
50. Узнадзе Д.Н. Психология установки.-СПб.: «Питер», 2001. – 416с.
51. Корнеенков С.С. Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания // Психолог. - 2013. - 4. - C. 238 - 278. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.4.122. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_122.html
52. Эриксон М. Гипнотерапия: Случаи из практики / Пер. с англ. под общ. ред. Г.Бутенко. – М.: «Психотерапия», 2013.-516 с.
53. Эриксон М. Стратегия психотерапии = Strategy of the Psychotherapy: Избранные работы / Авторизов. пер. с англ. и ред. Шлионский Л.М.-СПб.: «Речь», 2002. – 542 с.
54. Менегетти А. Система и личность. Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Науч. фонд «Антонио Менегетти», 2015.-276 с.
55. Менегетти А. Образ и бессознательное. [Изд. 2-е.перераб. и доп. – М.: «Онтопсихология», 2009.-604 с.
56. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Онтопсихология», 2006. – 127 с.
57. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л.Морено / Пер. с нем. А. М. Боковикова. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Когито-Центр» , 2007.-379 с.
58. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова.-М.: «Академ. Проект», 2004.-315 с.
59. Перлз Ф. С. Теория гештальт-терапии = Gestalt therapy: excitement and growth in the human personality / Пер. с англ. А. Корневой, В. Петренко. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2008. – 318 с.
60. Бурно М. Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии. – М.: «Альма Матер»; «Акад. Проект», 2009.-718 с.
61. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия: Учебное пособие по психотерапии. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академический Проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2006. – 719 с.
62. Павлович Н. В.Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Азбуковник», 2004. – 528 с.
63. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике.-М.: «Языки славянской культуры», 2003. — 224 с.
64. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелёва. — М.: «Языки славянской культуры», 2001. — 288 с.
65. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ., отв. ред. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е. В. Падучевой. — М.: «Pусские словари», 1996. — 416 с.
66. Левонтина И. Б., Шмелев А. Д., Зализняк А. А. Константы и переменные русской языковой картины мира.— М.: «Языки славянской культуры», 2012.— 696 c. (Язык. Семиотика. Культура) .
67. Апресян Ю.Д., Апресян В.Ю., Бабаева Е.Э., Богуславская О.Ю., Иомдин Б.Л., Крылова Т.В., Левонтина И.Б., Санников А.В., Урысон Е.В. Языковая картина мира и системная лексикография.-М.: Школа «Языки славянских культур», 2006.-910 с.
68. Апресян Ю.Д. Модель «Смысл-Текст» на современном этапе: теория и приложения // Фонетика и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова.-М.: «Языки славянских культур», 2008.-С. 87-103.
69. Апресян Ю.Д. От истины до лжи по пространству языка // Логический анализ языка. Между ложью и фантазией. Отв. ред. член-корреспондент РАН Н.Д. Арутюнова.-М., 2008.-С. 23-45.
70. Сергеев А.А. Диагностика наркоаддикций, суицидального поведения и психоэмоциональных травм с помощью короткометражного авторского кино // Актуальные вопросы наркологии и психиатрии. Под ред. Акад. РАМН В.Я.Семке. Вып.15. Материалы 15 научной отчетной сессии НИИ психического здоровья СО РАМН (Томск, 6-7 сентября 2011 г.). - Томск, 2011. - С. 192-193.
71. Лазерная допплеровская флоуметрия микроциркуляции крови / Под редакцией А.И. Крупаткина, В.В. Сидорова. - М., 2005. – 125 с.
72. Пантелеев С. С., Багаев В. А., Ноздрачев А. Д. Кортикальная модуляция висцеральных рефлексов.- СПб., 2004. - 208 с.
73. Золотухина Е.В. Личное прошлое как экзистенциальная проблема // Психолог. - 2012. - 2. - C. 34 - 76. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_144.html
74. Корнеенков С.С. Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания // Психолог. - 2013. - 4. - C. 238 - 278. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.4.122. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_122.html
References
1. Shtainer R. Teoriya i praktika meditatsii / Per. s nem. S. Shnittsera.-Erevan: «Longin», 2009. – 174 s.
2. Shtainer R. Khudozhestvennaya rech' i dramaticheskoe iskusstvo / Per. s nem. E. N. Krasotkinoi .-M.: «Novalis», 2013.-525 s.
3. Shtainer R., Vegman I. Osnovy razvitiya vrachebnogo iskusstva soglasno issledovaniyam dukhovnoi nauki / Per. s nem. Andreya Lokteva.-SPb.: «Demetra», 2008. – 122 s.
4. Gordon D., Maiers-Anderson M. Feniks: Terapevticheskie patterny M. Eriksona / Per. s angl. N. Mironov. 2-e mezhdunar. izd.-SPb.: Praim-Evroznak; M.: OLMA-Press, 2004. – 187 s.
5. Dilts R. Ubezhdeniya i privychki. Kak izmenit'? / Per. s angl. A. Stativka. 2-e izd.-Moskva: «Piter», 2013.-219 s.
6. Bendler R., Grinder Dzh., Deloz'e Dzh. Polnyi kurs gipnoza. Patterny gipnoticheskikh tekhnik Miltona Eriksona. – M.: AST «Praim», 2015. – 501 s.
7. Perlz F. S. Geshtal'tpodkhod i svidetel' terapii / Per. s nem. M. Papusha. – M.: «Gaudeamus»; «Akademicheskii proekt», 2015. – 206 s.
8. Erikson M. Seminar s doktorom meditsiny Miltonom G. Eriksonom / Red. i komment. Dzheffri K. Zeiga; per. s angl. T. K. Kruglovoi.-M.: «Klass», 2003.-334 s.
9. Erikson M., Rossi E., Rossi Sh. Gipnoticheskie real'nosti: Navedenie klinicheskogo gipnoza i formy kosvennogo vnusheniya / Per. s angl. M. A.Yakushinoi pod red. M. R. Ginzburga. – M.: «Klass», 2007. – 348 s.
10. Sergeeva O. B. Estetika Antonio Menegetti. Avtoref... kand. filos. n.-Ekaterinburg, 2011.-21 s.
11. Moreno Ya. L. Psikhodrama / Per. s angl. G. Pimochkinoi, E. Rachkovoi. 2-e izd., ispr. – M.: «Psikhoterapiya», 2008. – 492 s.
12. Perlz F. S. Geshtal't-seminary. – M.: In-t obshchegumanitarnykh issled., 2010. – 348 s.
13. Kinoterapiya. Rabochaya programma distsipliny / Sost. S. V. Berezin.-Samara: Samarskii un-t, 2001.-7 s.
14. Burno M. E. Terapiya tvorcheskim samovyrazheniem: Uchebnoe posobie po psikhoterapii. 3-e izd., ispr. i dop. – M.: «Akademicheskii Proekt», 2006. – 429 s.
15. Menegetti A. Mir obrazov: Kratkoe posobie po interpretatsii obrazov i snovidenii. Izd. 5-e, ispr. i dop. – M.: Nauchn.fond «Antonio Menegetti», 2015.-191 s.
16. Dudnik D.V., Trebukhov S.N. Zhanr kinoboevika kak stimul'nyi material dlya raboty v psikhoterapevticheskikh gruppakh s dezadaptirovannymi voennosluzhashchimi // Gumanitarnoe znanie i obrazovanie v kontekste modernizatsii Rossii. Materialy nauchnoi konferentsii. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo gumanitarnogo instituta, 2001. – S. 297-301.
17. Dudnik D.V., Voroshilin S. I., Trifonov B. A. Novyi metod psikhoterapii-«psikhoanaliticheskaya videoartterapiya» i lechenie psikhogennykh psikhicheskikh rasstroistv u voennosluzhashchikh srochnoi sluzhby // Ural'skii meditsinskii zhurnal. Tematicheskii sbornik «Psikhiatriya».-2007, № 4. – S. 21-26.
18. Dudnik D.V., Trifonov B.A. Ispol'zovanie kinoterapii v lechenii pogranichnykh psikhicheskikh rasstroistv // Materialy 36-i oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii vrachei Kurganskoi oblasti.-Kurgan: Izdatel'stvo «DEKA», 2004. – S. 161-163.
19. Dudnik D.V. Zhanrovaya psikhodiagnostika v kinoterapii // Prakticheskaya psikhologiya 2004. T. 7. – Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2004. – S. 99-108.
20. Dudnik D.V. Kinoterapiya-metodologiya i tekhnika // Prakticheskaya psikhologiya 2004. T. 7. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2004. – S. 86-99.
21. Dudnik D.V., Voroshilin S. I., Trifonov B. A. Lechenie depressivnykh rasstroistv metodom videoartterapii u voennosluzhashchikh Ural'skogo okruga VV MVD RF // Tyumenskii meditsinskii zhurnal. – 2007, № 1. – S. 11-12.
22. Slyshkin G.G., Efremova M.A. Kinotekst: Opyt lingvokul'turologicheskogo analiza. — M.: «Vodolei Publishers», 2004. — 153 s.
23. Khrenov N.A. Proekt semiotiki kino spustya neskol'ko desyatiletii: interpretatsiya teoreticheskogo naslediya S. M. Eizenshteina Vyach. Vs. Ivanovym // Kul'tura i iskusstvo.-2014.-6.-C. 634-652. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13239.
24. Gurevich P.S. «Chto ne podvlastno mne?» (Opyt emotsional'noi raskadrovki) // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2015. - 4. - C. 288 - 291. DOI: 10.7256/2305-6177.2015.4.17487.
25. Mirkina Z.A. Kinematograf potaennoi serdechnoi glubiny (retsenziya) // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2015. - 3. - C. 275 - 278. DOI: 10.7256/2305-6177.2015.3.16984.
26. Sidorova G.P., Shutaya N.K. «Muzhskoi» kharakter i «zhenskoe» tvorchestvo kinorezhisserov-zhenshchin // Kul'tura i iskusstvo. - 2015. - 5. - C. 511 - 519. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.5.15822.
27. Mikheeva Yu.V. Igra v igre: muzykal'nye stilizatsii v kinematografe // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 11. - C. 1684 - 1689. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.11.10617.
28. Lapin I.P. Kak by psikhologiya. Reportazhi kak dokumental'noe kino: Esse. – SPb.: «Welcome», 2012.-159 s.
29. Vinnikova T.A. Modelirovanie mekhanizmov ponimaniya kinoteksta. Avtoref… kand. filol.n. – Barnaul, 2010. – 26 s.
30. Zhabskii M.I., Tarasov K.A. Razvitie kinovedeniya v institutsional'no-kontekstual'noi perspektive // Kul'tura i iskusstvo.-2015.-1.-C. 16-31. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.1.13481.
31. Zolotovitskii R. A. Organizatsionnaya artterapiya i trening = Organizational arttberapy: Sotsiodrama i sotsiometriya v rabote s organizatsiei.-M.: «Moreno-Institut»; ARK «Biznes Grupp», 2003.-208 s.
32. Chikiris A.G. Televizionnoe veshchanie. Formirovanie zritel'skogo vospriyatiya. Avtoref… kand.iskusstvovedeniya. – M., 2007. – 25 s.
33. Kashchuk A.A. Suggestivnye svoistva televideniya. Avtoref… kand.iskusstvovedeniya. – M., 2007. – 26 s.
34. Dudnik D.V. Situatsionno obuslovlennye psikhogennye psikhicheskie rasstroistva u voennosluzhashchikh vnutrennikh voisk Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii v usloviyakh voinskoi sluzhby vne boevykh deistvii i ikh lechenie. Avtoref… kand.med.n. – Orenburg, 2007. – 26 s.
35. Vasyutin A. M. Psikhoanimatsionnaya terapiya, ili Lechenie boleznei dushi i tela s pomoshch'yu obraznykh psikhoterapevticheskikh fil'mov.-Rostov-na-Donu: «Feniks», 2015. – 316 s.
36. Mastronardi V.M. I film che aiutano a stare meglio: Filmtherapy.-Roma: «Armando», 2010.-237 s.
37. Burno M. E. Terapiya tvorcheskim samovyrazheniem: Otechestvennyi klinicheskii psikhoterapevticheskii metod. Uchebno-prakticheskoe posobie po psikhoterapii i psikhologicheskomu konsul'tirovaniyu. 4-e izd., ispr. i dop. – M.: «Al'ma Mater»; «Akademicheskii Proekt», 2012.-487 s.
38. Lavrent'ev V.I. Meditsinskii uchebnyi fil'm-vozmozhnosti, stsenarii, ispol'zovanie // Materialy Vsesoyuz. nauch.-metod. konferentsii po optimizatsii ucheb. protsessa v vyssh. med. ucheb. zavedeniyakh.-Kaunas, 1969.-24 s.
39. Sukharebskii L. M. Voenno-sanitarnye meditsinskie i fizkul'turnye kinofil'my. 2-e izd. – M.: «Glavkinoprokat», 1944.--26 s.
40. Menegetti A. Kino, teatr, bessoznatel'noe. T. 1. / Per.s ital.: Rodik M. A. i dr. 2. izd., ispr. i dop.-M.: «Ontopsikhologiya», 2004. – 264 s.
41. Menegetti A. Kino, teatr, bessoznatel'noe. T.2. / Per.s ital.: Rodik M. A. i dr.-2. izd., ispr. i dop.-M.: «Ontopsikhologiya», 2003. – 222 s.
42. Menegetti A. Mudrets i iskusstvo zhizni. Izd. 4-e .-M.: Nauch. fond «Antonio Menegetti», 2015.-113 s.
43. Kostandov E.A. Psikhofiziologiya soznaniya i bessoznatel'nogo.-SPb., 2004. – 176 s.
44. Luriya A. R. Yazyk i soznanie / Pod redaktsiei E. D. Khomskoi. –– M: Izd-vo Mosk. un-ta, 1979.-320 s.
45. Lotman Yu.M. Semiotika kino i problemy kinoestetiki. – Tallin: Izdatel'stvo «Eesti Raamat», 1973. – 137 s.
46. Lotman Yu.M., Tsiv'yan Yu.G. Dialog s ekranom.-Tallinn: «Aleksandra», 1994.-215 s.
47. Faryno E. Vvedenie v literaturovedenie.-M.: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gertsena, 2004. — 639 s.
48. Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki.-2-e izd., dop. — SPb.: «Piter», 2005. — 480 s.
49. Krokinskaya O.K., Possel' Yu.A., Sikevich Z.V. Sotsial'noe bessoznatel'noe. – SPb.: «Piter», 2005.-272 s.
50. Uznadze D.N. Psikhologiya ustanovki.-SPb.: «Piter», 2001. – 416s.
51. Korneenkov S.S. Psikhodiagnostika, psikhokorrektsiya i psikhoterapiya sub''ektivnykh perezhivanii strakha v izmenennykh sostoyaniyakh soznaniya // Psikholog. - 2013. - 4. - C. 238 - 278. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.4.122. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_122.html
52. Erikson M. Gipnoterapiya: Sluchai iz praktiki / Per. s angl. pod obshch. red. G.Butenko. – M.: «Psikhoterapiya», 2013.-516 s.
53. Erikson M. Strategiya psikhoterapii = Strategy of the Psychotherapy: Izbrannye raboty / Avtorizov. per. s angl. i red. Shlionskii L.M.-SPb.: «Rech'», 2002. – 542 s.
54. Menegetti A. Sistema i lichnost'. Izd. 4-e, ispr. i dop. – M.: Nauch. fond «Antonio Menegetti», 2015.-276 s.
55. Menegetti A. Obraz i bessoznatel'noe. [Izd. 2-e.pererab. i dop. – M.: «Ontopsikhologiya», 2009.-604 s.
56. Menegetti A. Vvedenie v ontopsikhologiyu. Izd. 2-e, ispr. i dop. – M.: «Ontopsikhologiya», 2006. – 127 s.
57. Leitts G. Psikhodrama: Teoriya i praktika. Klassicheskaya psikhodrama Ya. L.Moreno / Per. s nem. A. M. Bokovikova. Izd. 2-e, ispr. i dop. – M.: «Kogito-Tsentr» , 2007.-379 s.
58. Moreno Ya. L. Sotsiometriya: Eksperimental'nyi metod i nauka ob obshchestve / Per. s angl. A. Bokovikova.-M.: «Akadem. Proekt», 2004.-315 s.
59. Perlz F. S. Teoriya geshtal't-terapii = Gestalt therapy: excitement and growth in the human personality / Per. s angl. A. Kornevoi, V. Petrenko. – M.: In-t obshchegumanitarnykh issledovanii, 2008. – 318 s.
60. Burno M. E. Klinicheskii teatr-soobshchestvo v psikhiatrii. – M.: «Al'ma Mater»; «Akad. Proekt», 2009.-718 s.
61. Burno M. E. Klinicheskaya psikhoterapiya: Uchebnoe posobie po psikhoterapii. 2-e izd., pererab. i dop. – M.: «Akademicheskii Proekt»; Ekaterinburg: «Delovaya kniga», 2006. – 719 s.
62. Pavlovich N. V.Yazyk obrazov: paradigmy obrazov v russkom poeticheskom yazyke. 2-e izd., ispr. i dop. – M.: «Azbukovnik», 2004. – 528 s.
63. Uryson E.V. Problemy issledovaniya yazykovoi kartiny mira: Analogiya v semantike.-M.: «Yazyki slavyanskoi kul'tury», 2003. — 224 s.
64. Vezhbitskaya A. Ponimanie kul'tur cherez posredstvo klyuchevykh slov / Per. s angl. A. D. Shmeleva. — M.: «Yazyki slavyanskoi kul'tury», 2001. — 288 s.
65. Vezhbitskaya A. Yazyk. Kul'tura. Poznanie / Per. s angl., otv. red. M. A. Krongauz, vstup. st. E. V. Paduchevoi. — M.: «Pusskie slovari», 1996. — 416 s.
66. Levontina I. B., Shmelev A. D., Zaliznyak A. A. Konstanty i peremennye russkoi yazykovoi kartiny mira.— M.: «Yazyki slavyanskoi kul'tury», 2012.— 696 c. (Yazyk. Semiotika. Kul'tura) .
67. Apresyan Yu.D., Apresyan V.Yu., Babaeva E.E., Boguslavskaya O.Yu., Iomdin B.L., Krylova T.V., Levontina I.B., Sannikov A.V., Uryson E.V. Yazykovaya kartina mira i sistemnaya leksikografiya.-M.: Shkola «Yazyki slavyanskikh kul'tur», 2006.-910 s.
68. Apresyan Yu.D. Model' «Smysl-Tekst» na sovremennom etape: teoriya i prilozheniya // Fonetika i nefonetika. K 70-letiyu Sandro V. Kodzasova.-M.: «Yazyki slavyanskikh kul'tur», 2008.-S. 87-103.
69. Apresyan Yu.D. Ot istiny do lzhi po prostranstvu yazyka // Logicheskii analiz yazyka. Mezhdu lozh'yu i fantaziei. Otv. red. chlen-korrespondent RAN N.D. Arutyunova.-M., 2008.-S. 23-45.
70. Sergeev A.A. Diagnostika narkoaddiktsii, suitsidal'nogo povedeniya i psikhoemotsional'nykh travm s pomoshch'yu korotkometrazhnogo avtorskogo kino // Aktual'nye voprosy narkologii i psikhiatrii. Pod red. Akad. RAMN V.Ya.Semke. Vyp.15. Materialy 15 nauchnoi otchetnoi sessii NII psikhicheskogo zdorov'ya SO RAMN (Tomsk, 6-7 sentyabrya 2011 g.). - Tomsk, 2011. - S. 192-193.
71. Lazernaya dopplerovskaya floumetriya mikrotsirkulyatsii krovi / Pod redaktsiei A.I. Krupatkina, V.V. Sidorova. - M., 2005. – 125 s.
72. Panteleev S. S., Bagaev V. A., Nozdrachev A. D. Kortikal'naya modulyatsiya vistseral'nykh refleksov.- SPb., 2004. - 208 s.
73. Zolotukhina E.V. Lichnoe proshloe kak ekzistentsial'naya problema // Psikholog. - 2012. - 2. - C. 34 - 76. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_144.html
74. Korneenkov S.S. Psikhodiagnostika, psikhokorrektsiya i psikhoterapiya sub''ektivnykh perezhivanii strakha v izmenennykh sostoyaniyakh soznaniya // Psikholog. - 2013. - 4. - C. 238 - 278. DOI: 10.7256/2409-8701.2013.4.122. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_122.html