Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Горбунова М.Ю. Отражение оркестра Мехтер в искусстве османской миниатюры

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является изображение военно-исторического оркестра Мехтер в османской миниатюре 16-18 вв. Эмпирической базой исследования послужил иллюстративный материал, состоящий из выборки 25 османских миниатюр с изображением музыкантов оркестра Мехтер, находящихся в архивах и музеях Турции. В соответствии с поставленными целями и задачами рассматриваются и анализируются изображения оркестра в походных сценах, церемониальных обрядах, а также в сценах дворцовых фестивалей и празднеств. В качестве методологии своей работе автор использовал исторический и семиотический методы, а также метод полевых исследований Научная новизна работы состоит в том, что впервые на основе османских миниатюр автором проведен семиотический анализ состава оркестра, применяемых музыкальных инструментов и выявлена роль и место Мехтера в космосе османских тюрков. В результате исследования было выявлено, что оркестр Мехтер занимает особое положение в турецкой культуре, являясь одной из доминант духовного космоса тюркского мира. Во время военных походов оркестр не только настраивает армию на победу, но и выступает в роли некого религиозного оберега, «щита», защищающего султана и войско. Во время же дворцовых мероприятий оркестр представляется проводником высшей силы при церемониях и обрядах, занимая срединное положение между божественным и земным. Таким образом, османская миниатюра является не только летописью османской истории, но и символизирует объем тюркского космоса, образованного религиозной вертикалью и этнической горизонталью кочевника. Результаты исследования будут полезны при подготовке курсов лекций по тюркологии, а также культурологии и искусствоведению.


Ключевые слова:

Османская миниатюра, военный оркестр, Мехтер, тюркская культура, музыкальные инструменты, культурный космос, культурный символ, кочевничество, военные походы, круг

Abstract: The subject of the present research is the historical millitary orchestra Mehter depicted in Ottoman miniatures of the 16th - 18th centuries. The illustrative material consisting of 25 samples of Ottoman miniatures depicting the musicians of the Mehter band located in archives and museums of Turkey served as the empirical base of the research. In accordance with the objectives the author has reviewed and analyzed images of the band in the millitary campaign scenes, ceremonial rites, as well as in the scenes of the palace festivals and celebrations. In her research Gorbunova has used the historical and semiotic methods as well as the field survey. The scientific novelty of the work is caused by the fact that based on the Ottoman miniatures for the first time there the author has conducted a semiotic analysis of the composition of the orchestra, used musical instruments and identified the role and place of Mehter in the cosmos of Ottoman Turks. The study revealed that Mehter millitary band has a special place in Turkish culture, being one of the dominant features of the spiritual space of the Turkic world. During the military campaigns the orchestra does not only set up the army to victory but also plays the role of a certain religious talisman, "shield" that protects the Sultan and his army. During the court events orchestra seems to guide a higher power at ceremonies and rituals occupying a middle position between the divine and the earthly. Thus, Ottoman miniatures are not only a chronicle of Ottoman history but also represent the Turkic cosmos formed by the religious vertical and ethnic nomad horizontal. The results of the study will be useful in the preparation of lectures on Turkic studies, cultural studies and art history.


Keywords:

nomadism, cultural symbol, cultural cosmos, musical instruments, Turkish culture, Mehter, millitary band, Ottoman miniature, military campaigns, circle


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Çağman F., Tanındı Z. Topkapı Sarayı Müzesi. İslam Minyatürleri. Istanbul: Tercüman art and cultural Publications, 1979. 194 s.
2. Каракозова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Издание третье, переработанное. Алматы: ТОО «Эверо», 2011. 66 с.
3. Лукина А.Г. Круговой танец как феномен традиционной культуры кочевых народов // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного обра-зования : материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск. Якутск: АГИИК, 2014. 360 с.
4. Лэмб Г. Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566 / Пер. c англ. Л. Игоревский. М.: Центрполиграф, 2002. 384 с.
5. Küçük S. Eski Türk kültüründe renk kavramı. Bilig. Yaz 2010. Sayı 54, s.185-210
6. Айджанова А.К. Ислам и веды. Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций. M.: Издательство «108», 2015. 180 c.
7. Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: издательство бурятского госуниверситета, 2004. 92 с.
8. Наурзбаева. З. Вечное небо казахов. Издательство «СаГа», Алматы, 2013. 704 с.
9. Özalp M.N. Türk Musikîsi Tarihi. C. I. Ankara: Milli Eğitim Bakanlığı yayınları: Bilim ve kültür eserleri dizisi, 1986. 175 s.
10. Tezbaşar A. Mehter Tarihi, Teşkilâtı ve Marşları. İstanbul: Berksoy Basımevi, 1975. 95 s.
11. Altınölçek S. Osmanlı Minyatürlerinde Müzik// Türkler. Cilt 12. Ankara: Yeni Türkiye Yayınları, 2002. s.464-475 .
12. Karatay F.E. Topkapı Sarayı Müzesi Kütüphanesi Farsça Yazmalar Kataloğu: no. 1-940. İstanbul: Istanbul Topkapı Sarayı Müzesi, 1961. s.658-659
13. Мусакулов Ф.С. Миниатюра. Учебное методическое пособие. Ташкент, 2004. С. 56.
14. Веймарн Б. Всеобщая история искусств в шести томах. Т. 2. Кн. 2. М.: Искусство, 1960. 505 с.
15. Yener S. Osmanlı Dönemi Minyatürlerinde Enstrüman Figürleri Üzerine Bir İnceleme// Atatürk Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2012. №16 (1). s.169-186.
References
1. Çağman F., Tanındı Z. Topkapı Sarayı Müzesi. İslam Minyatürleri. Istanbul: Tercüman art and cultural Publications, 1979. 194 s.
2. Karakozova Zh.K., Khasanov M.Sh. Kosmos kazakhskoy kul'tury. Izdanie tret'e, pererabotannoe. Almaty: TOO «Evero», 2011. 66 s.
3. Lukina A.G. Krugovoy tanets kak fenomen traditsionnoy kul'tury kochevykh narodov // Traditsionnaya kul'tura kochevykh narodov v sisteme khudozhestvennogo obra-zovaniya : materialy nauchno-tvorcheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 22 marta 2014 g., g. Yakutsk. Yakutsk: AGIIK, 2014. 360 s.
4. Lemb G. Suleyman Velikolepnyy. Velichayshiy sultan Osmanskoy imperii. 1520-1566 / Per. c angl. L. Igorevskiy. M.: Tsentrpoligraf, 2002. 384 s.
5. Küçük S. Eski Türk kültüründe renk kavramı. Bilig. Yaz 2010. Sayı 54, s.185-210
6. Aydzhanova A.K. Islam i vedy. Opyt sravnitel'nogo izucheniya sufiyskoy i vayshnavskoy religioznykh traditsiy. M.: Izdatel'stvo «108», 2015. 180 c.
7. Sambueva S.B. Simvolika traditsionnogo buryatskogo zhenskogo kostyuma. Ulan-Ude: izdatel'stvo buryatskogo gosuniversiteta, 2004. 92 s.
8. Naurzbaeva. Z. Vechnoe nebo kazakhov. Izdatel'stvo «SaGa», Almaty, 2013. 704 s.
9. Özalp M.N. Türk Musikîsi Tarihi. C. I. Ankara: Milli Eğitim Bakanlığı yayınları: Bilim ve kültür eserleri dizisi, 1986. 175 s.
10. Tezbaşar A. Mehter Tarihi, Teşkilâtı ve Marşları. İstanbul: Berksoy Basımevi, 1975. 95 s.
11. Altınölçek S. Osmanlı Minyatürlerinde Müzik// Türkler. Cilt 12. Ankara: Yeni Türkiye Yayınları, 2002. s.464-475 .
12. Karatay F.E. Topkapı Sarayı Müzesi Kütüphanesi Farsça Yazmalar Kataloğu: no. 1-940. İstanbul: Istanbul Topkapı Sarayı Müzesi, 1961. s.658-659
13. Musakulov F.S. Miniatyura. Uchebnoe metodicheskoe posobie. Tashkent, 2004. S. 56.
14. Veymarn B. Vseobshchaya istoriya iskusstv v shesti tomakh. T. 2. Kn. 2. M.: Iskusstvo, 1960. 505 s.
15. Yener S. Osmanlı Dönemi Minyatürlerinde Enstrüman Figürleri Üzerine Bir İnceleme// Atatürk Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2012. №16 (1). s.169-186.