Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

О.А. Офёркина Антиобщественная деятельность в подростковых объединениях как форма игры

Аннотация: в статье рассматривается характерная для подростковых объединений 2000-х гг. стран постсоветского пространства форма социализации посредством игровой антиобщественной деятельности. Подобные подростковые игры рассмотрены в категориях наиболее известных социологических концепций: Хейзинги, Дебора, Ортеги-и-Гассета, Бодрийяра, а также в контексте наиболее значимых достижений отечественной педагогической мысли: Выготского, Макаренко и др. исследуются традиционные подходы к ресоциализации трудных подростков, рассматривается возможность групповой ресоциализации посредством замены привычного лидера асоциального молодежного объединения. Статья будет полезна как педагогам и руководителям специальных учреждений, так и родителям, чьи дети вступают в подростковый возраст.


Ключевые слова:

психология, подростки, ресоциализация, девиация, субкультура, асоциальность, общество, деятельность, игра, подход.

Abstract: The article is devoted to a form of socialization through anti-social play activity typical for teenagers’ communities during the 2000th in post-Soviet countries. Such teenagers’ games are analyzed from the point of view of social conceptions by Huizinga, Debora, Ortega y Gasset, Baudrillard as well as the most significant achievements of Russian education by Vygotsky, Makarenko and others. The article will be of interest to teachers and leaders of special organizations as well as for parents whose children are growing teenagers.


Keywords:

psychology, teenagers, re-socialization, deviation, sub-culture, asocial, society, activity, game, approach.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
3. Бримсон Д. Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе. СПб., 2004.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983.
6. Гриценко Л.И. Концепция воспитания А.С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. 2006. № 2. С. 89-96.
7. Дебор Г. Общество спектакля. М., 1999.
8. Журавлев Д. Откуда берутся проблемные дети? // Народное образование. 2005. № 1. С. 141-147.
9. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.
10. Макаренко А.С. Сочинения // Макаренко А.С. Собр. соч.: в 8-и т. М., 1986. Т. 2, 7.
11. Маннанов А. Я — фанат. М., 2008.
12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2003.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
14. Стивенсон С.А. Уличные дети и теневые городские сообщества // Социологический журнал. М.: Ин-т со-циологии РАН, 2000. № 3-4. С. 87-97.
15. Токарчук Р.Е. Насилие и его роль в составах насильственных хищений. М., 2011.
16. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер. с гол. Д.В. Сильвестрова. М., 1997. С. 8-114.
17. Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуника-ции на агрессивное поведение несовершеннолетних: автореф. дис. канд. юридических наук. Ставрополь, 2002.
18. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004
References
1. Belicheva S.A. Osnovy preventivnoy psikhologii. M., 1994.
2. Bodriyyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. M., 2006.
3. Brimson D. Fanaty: Triumfal'noe shestvie futbol'nykh khuliganov po Evrope. SPb., 2004.
4. Beron R., Richardson D. Agressiya. SPb., 2001.
5. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 6-ti t. T. 3. Problemy razvitiya psikhiki / Pod red. A.M. Matyushkina. M., 1983.
6. Gritsenko L.I. Kontseptsiya vospitaniya A.S. Makarenko v svete sovremennykh nauchnykh znaniy // Pedagogika. 2006. № 2. S. 89-96.
7. Debor G. Obshchestvo spektaklya. M., 1999.
8. Zhuravlev D. Otkuda berutsya problemnye deti? // Narodnoe obrazovanie. 2005. № 1. S. 141-147.
9. Kudryavtsev V.N. Prestupnost' i nravy perekhodnogo obshchestva. M., 2002.
10. Makarenko A.S. Sochineniya // Makarenko A.S. Sobr. soch.: v 8-i t. M., 1986. T. 2, 7.
11. Mannanov A. Ya — fanat. M., 2008.
12. Ortega-i-Gasset Kh. Vosstanie mass. M., 2003.
13. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb., 2000.
14. Stivenson S.A. Ulichnye deti i tenevye gorodskie soobshchestva // Sotsiologicheskiy zhurnal. M.: In-t so-tsiologii RAN, 2000. № 3-4. S. 87-97.
15. Tokarchuk R.E. Nasilie i ego rol' v sostavakh nasil'stvennykh khishcheniy. M., 2011.
16. Kheyzinga Y. Homo Ludens; Stat'i po istorii kul'tury / Per. s gol. D.V. Sil'vestrova. M., 1997. S. 8-114.
17. Chabanyants M.B. Kriminologicheskie aspekty vliyaniya nasiliya i zhestokosti v sredstvakh massovoy kommunika-tsii na agressivnoe povedenie nesovershennoletnikh: avtoref. dis. kand. yuridicheskikh nauk. Stavropol', 2002.
18. Shchepanskaya T.B. Sistema: teksty i traditsii subkul'tury. M., 2004