Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Петрук Г.В., Клещёва Н.А. Партнерство как эффективный инструмент подготовки специалистов для регионального рынка труда

Аннотация: В данной статье представлены перспективные направления взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в моногородах России. Описан опыт организации образовательной среды в условиях моногорода, как эффективный инструмент обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов ориентированных, прежде всего на заказчика и потребности рынка труда города. Уникальность представленного кластерного подхода заключается в том, что будущий специалист погружается в «профессиональную среду» с раннего возраста, постепенно приобретая общие и практико ориентированные профессиональные знания, что дает возможность достаточно хорошо узнать производство, а это существенно укорачивает период вхождения в профессию. Методология и методика исследования. Исследование построено на теоретическом анализе по рассматриваемой̆ проблеме, изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий, использовано педагогическое моделирование механизма взаимодействия партнеров в образовательно-производственном кластере, методы эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, обобщение накопленного опыта взаимодействия участников кластерной образовательной среды. Авторами обоснована возможность применения кластерного подхода к организации образовательно-профессионального партнерства. Научная новизна. Предложены принципы проектирования кластерной образовательной среды в условиях моногородов, структура кластера и содержание его основных элементов (доменов), описан механизм взаимодействия всех его субъектов. Практическая значимость. Основные идеи предлагаемого подхода к организации образовательно-производственной среды могут быть транслированы в разработку системы социального партнерства образовательных учреждений и работодателей не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Подготовленные специалисты не только закрывают потребности трудового персонала предприятий города, но и достаточно быстро проходят путь по вертикальной карьерной лестнице, становясь руководителями предприятий.


Ключевые слова:

партнерство, производственно-образовательный кластер, моногорода, образовательные учреждения, работодатели, интеграция, подготовка кадров, образовательная среда, механизм взаимодействия, методология проектирования

Abstract: The article presents the outlooks of cooperation between educational institutions and employers in Russian mono-towns. The article describes the experience of the organisation of the educational environment in the mono-town conditions as an effective tool to ensure the preparation of highly qualified experts that are primarily oriented for the customer and the needs of the labour market of the city. The uniqueness of the presented cluster approach lies in the fact that that the future expert is immersed in the «professional environment» from an early age, gradually acquiring general and practical professional knowledge that provides a good insight into the production, which significantly shortens the period of entry into the profession. Methodology and research methods. The research is based on theoretical analysis of the examined problem. The author studies and summarises the domestic and foreign experience of cooperation between educational institutions and industrial enterprises, applies pedagogical modelling of the mechanism of interaction between the partners in the educational-industrial cluster. The methods of empirical research were used, among which pedagogical observation, generalisation of experience of the interaction within the cluster educational environment. The authors justify the opportunity to apply the cluster approach to the organisation of educational and professional partnership.Academic novelty. The article proposes the principles of the design of the cluster educational environment in mono-towns, as well as the cluster structure and content of its key elements (domains), and also describes the mechanism of interaction of all its subjects.Practical significance. The main ideas of the proposed approach to the organisation of educational and working environment can be translated into the development of social partnership of educational institutions and employers, not only on the municipal, but also on the regional level. Trained experts not only cover the needs of the labour personnel of the enterprises of the city, but also quite quickly climb the career ladder and become heads of enterprises.


Keywords:

personnel training, integration, employers, educational institutions, mono-towns, industrial and educational cluster, partnership, educational environment, mechanism of interaction, design methodology


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Шохин А.Н. Государственно–частное партнерство и корпоративные практики формирования оптимальных механизмов взаимодействия бизнеса и власти // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. 1. C. 23-36.
2. Шмелёва Н.Д. Социальные коммуникации: субъективное и объективное // Философия и культура. 2011. №11. C. 66-72.
3. Совместная работа Филиала ДВФУ в г. Арсеньеве и ОАО ААК «Прогресс» по программе «Школа-вуз-предприятие» [Электронный ресурс]. 2013. URL: http: http://www.arti-festu.narod.ru/Progress.html (дата обращения 17.03.2015)
4. Сulatta R. From Innovation Clusters to Datapalooza: Accelerating Innovation in Educational Technology // Educause Review. 2012. vol.47 no. 6
5. Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness. USA. Massachusetts Press. 2010
6. Бурнашева Э.П. Интеграция учреждений профессионального образования и производственных систем в условиях малого города // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 95-99
7. Седунов А.В., Седунова С.Ю. Модели взаимодействия университета и делового сообщества: европейский опыт. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2011. № 15. С. 146-153
8. Цзян Сяоянь. Социальное партнерство предприятий и учебных заведений в подготовке кадров: опыт Китая // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 111-114.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения 20.03.15)
10. Давлетшина Л.А. Социальные механизмы взаимодействия вузов и работодателей в условиях монопрофильного города // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 3. С.82-88
11. Громова Н.М., Ким Л.В. Инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений и работодателей – сетевой ресурсный центр // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/106-7650 (дата обращения: 20.02.2015).
12. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19). [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономиче-ского развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru. (дата обращения 20.03.15).
13. Борисенко О.К. Кластерное развитие регионов России // Вестник МГТУ. 2012. №1. Том 15. С. 143-148
14. Проскура Д.В. Теоретические аспекты формирования региональной кластерной политики. На примере Санкт-Петербурга / Д.В. Проскура, Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко // Проблемы современной экономики. 2008. № 4 (28). 351 с.
15. Ахматова Л.С., Алиев Ш.Х. Кластерный подход в развитии региональной экономики // Фундаментальные исследования. 2013. № 1 (1). С. 196-199
16. Задорова Т.В. Кластерная политика как фактор повышения конкурентоспособности региона: на материалах Чувашской республики: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Задорова Т.В. Москва.2009. 24 с.
17. Моногород: управление развитием / Т.В. Ускова, Л.Г. Иогман, С.Н. Ткачук, А.Н. Нестеров, Н.Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т.В. Усковой. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. 220 с.
18. Porter M.E. On competition. Boston: Harvard Business School Press, 1998. 375 p.
19. Боуш Г.Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления: монография. Омск:Изд-во Омский гос. ун-т, 2013. 408 с.
20. Маслова А.Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 5. Том 4. С. 16-28
21. Макарова И. Моногорода: диверсифицировать или расселить. Перспектива есть?! [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.dp.ru/a/2010/06/10/Monogoroda_diversificir/ (дата обращения 18.03.2015)
References
1. Shokhin A.N. Gosudarstvenno–chastnoe partnerstvo i korporativnye praktiki formirovaniya optimal'nykh mekhanizmov vzaimodeistviya biznesa i vlasti // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2012. 1. C. 23-36.
2. Shmeleva N.D. Sotsial'nye kommunikatsii: sub''ektivnoe i ob''ektivnoe // Filosofiya i kul'tura. 2011. №11. C. 66-72.
3. Sovmestnaya rabota Filiala DVFU v g. Arsen'eve i OAO AAK «Progress» po programme «Shkola-vuz-predpriyatie» [Elektronnyi resurs]. 2013. URL: http: http://www.arti-festu.narod.ru/Progress.html (data obrashcheniya 17.03.2015)
4. Sulatta R. From Innovation Clusters to Datapalooza: Accelerating Innovation in Educational Technology // Educause Review. 2012. vol.47 no. 6
5. Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness. USA. Massachusetts Press. 2010
6. Burnasheva E.P. Integratsiya uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya i proizvodstvennykh sistem v usloviyakh malogo goroda // Integratsiya obrazovaniya. 2013. № 2. S. 95-99
7. Sedunov A.V., Sedunova S.Yu. Modeli vzaimodeistviya universiteta i delovogo soobshchestva: evropeiskii opyt. // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 15. S. 146-153
8. Tszyan Syaoyan'. Sotsial'noe partnerstvo predpriyatii i uchebnykh zavedenii v podgotovke kadrov: opyt Kitaya // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2008. № 2. S. 111-114.
9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [Elektronnyi resurs]. 2009. URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (data obrashcheniya 20.03.15)
10. Davletshina L.A. Sotsial'nye mekhanizmy vzaimodeistviya vuzov i rabotodatelei v usloviyakh monoprofil'nogo goroda // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki. 2011. № 3. S.82-88
11. Gromova N.M., Kim L.V. Innovatsionnaya forma vzaimodeistviya obrazovatel'nykh uchrezhdenii i rabotodatelei – setevoi resursnyi tsentr // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.science-education.ru/106-7650 (data obrashcheniya: 20.02.2015).
12. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii klasternoi politiki v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii (podpisany zamestitelem Ministra ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii A.N. Klepachem ot 26.12.2008 g. № 20636-AK/D19). [Elektronnyi resurs] / Ofitsial'nyi sait Ministerstva ekonomiche-skogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.economy.gov.ru. (data obrashcheniya 20.03.15).
13. Borisenko O.K. Klasternoe razvitie regionov Rossii // Vestnik MGTU. 2012. №1. Tom 15. S. 143-148
14. Proskura D.V. Teoreticheskie aspekty formirovaniya regional'noi klasternoi politiki. Na primere Sankt-Peterburga / D.V. Proskura, E.M. Rogova, E.A. Tkachenko // Problemy sovremennoi ekonomiki. 2008. № 4 (28). 351 s.
15. Akhmatova L.S., Aliev Sh.Kh. Klasternyi podkhod v razvitii regional'noi ekonomiki // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 1 (1). S. 196-199
16. Zadorova T.V. Klasternaya politika kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti regiona: na materialakh Chuvashskoi respubliki: avtoref. dis. kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Zadorova T.V. Moskva.2009. 24 s.
17. Monogorod: upravlenie razvitiem / T.V. Uskova, L.G. Iogman, S.N. Tkachuk, A.N. Nesterov, N.Yu. Litvinova; pod red. d.e.n. T.V. Uskovoi. Vologda: ISERT RAN, 2012. 220 s.
18. Porter M.E. On competition. Boston: Harvard Business School Press, 1998. 375 p.
19. Boush G.D. Klastery v ekonomike: nauchnaya teoriya, metodologiya issledovaniya, kontseptsiya upravleniya: monografiya. Omsk:Izd-vo Omskii gos. un-t, 2013. 408 s.
20. Maslova A.N. Monogoroda v Rossii: problemy i resheniya // Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2011. № 5. Tom 4. S. 16-28
21. Makarova I. Monogoroda: diversifitsirovat' ili rasselit'. Perspektiva est'?! [Elektronnyi resurs]. 2010. URL: http://www.dp.ru/a/2010/06/10/Monogoroda_diversificir/ (data obrashcheniya 18.03.2015)