Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Методы психотерапевтической коррекции эмоционального состояния наркозависимых лиц в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий

Рублёва Татьяна Юрьевна

ORCID: 0000-0003-0569-9116

кандидат медицинских наук

кафедра криминалистики, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20

Rublyova Tatiana

PhD in Medicine

Associate Professor, Department of forensic science, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20

tat-rubleva@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Лисняк Марина Анатольевна

кандидат медицинских наук

доцент, кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

660022, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

Lisnyak Marina

PhD in Medicine

Associate professor, Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University

660022, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Partizan Zheleznyak str., 1

lisnyakm@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2023.3.43582

EDN:

XPNDZI

Дата направления статьи в редакцию:

16-07-2023


Дата публикации:

18-09-2023


Аннотация: Исследование посвящено изучению эмоциональной сферы потребителей психоактивных веществ на этапе реабилитации. Цель исследования: сравнение содержательных и динамических характеристик эмоционального состояния пациентов с химической зависимостью, получающих и не получающих психотерапевтическую помощь. Предмет исследования: возможность коррекции эмоционального состояния у наркозависимых посредством использования методов арт-терапии. Экспериментальная база исследования: реабилитационный центр (г. Красноярск). Экспериментальная выборка исследования: 24 наркозависимых мужчины в возрасте от 25 до 40 лет. Методики исследования: исследование локуса контроля Дж. Роттера; исследование уровня тревожности (шкала Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина); тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации»). Обработка данных проводилась с помощью программы «SPSS Statistics 21». Достоверность различий между показателями в экспериментальной группе и группе сравнения рассчитывалась с использованием критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок. Результаты исследования показали, что психокоррекционная программа с элементами арт-терапии позволяют снять эмоциональное напряжение, снизить уровень тревожности и состояние фрустрации. Кроме того смещение локуса контроля в сторону интернального типа способствует повышению уровня ответственности за собственные действия и снижению уровня агрессивности. А повышение уровня социальной адаптации улучшает взаимодействие внутри группы, что ведет к снижению количества внешних и внутренних конфликтов. Дополнительно у пациентов повышается мотивация на выздоровление за счет поддержки группы, что весьма важно для эффективного и успешного прохождения реабилитационной программы. Полученные данные и предложенная психокоррекционная программа может применяться медицинскими психологами в работе с наркозависимыми пациентами для коррекции их эмоционального состояния в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий.


Ключевые слова:

наркозависимые, наркомания, психологические характеристики наркозависимых, реабилитация, психокоррекционная программа, арт-терапия, лечебно-реабилитационный процесс, критерий U-Манна-Уитни, психотерапевтическая помощь, мотивация наркозависимых

Abstract: The research is devoted to the study of the emotional sphere of psychoactive substance users at the stage of rehabilitation. The aim of the study is to compare the content and dynamic characteristics of the emotional state of patients with chemical dependence who receive and do not receive psychotherapeutic help. Subject of research: the possibility of correcting the emotional state of drug addicts through the use of art therapy methods. Experimental research base: rehabilitation center (Krasnoyarsk). Experimental sample of the study: 24 drug-addicted men aged 25 to 40 years. Research methods: the study of the locus of control of J. The study of the level of anxiety (the scale of C.D. Spielberger, Y.L. Khanin); the Rosenzweig test "The technique of pictorial frustration"). Data processing was carried out using the program "SPSS Statistics 21". The reliability of the differences between the indicators in the experimental group and the comparison group was calculated using the U-Mann-Whitney criterion for independent samples. The results of the study showed that a psychocorrection program with elements of art therapy can relieve emotional tension, reduce anxiety and frustration. In addition, the shift of the locus of control towards the internal type contributes to an increase in the level of responsibility for one's own actions and a decrease in the level of aggressiveness. And increasing the level of social adaptation improves interaction within the group, which leads to a decrease in the number of external and internal conflicts. Additionally, patients' motivation for recovery increases due to the support of the group, which is very important for the effective and successful completion of the rehabilitation program. The obtained data and the proposed psychocorrection program can be used by medical psychologists in working with drug-dependent patients to correct their emotional state during treatment and rehabilitation measures.


Keywords:

drug addicts, drug addiction, psychological characteristics of drug addicts, rehabilitation, psychocorrection program, art therapy, treatment and rehabilitation process, U-Mann-Whitney criterion, psychotherapeutic assistance, drug addiction motivation

Введение.

Злоупотребление наркотическими веществами, несомненно, приводит к ухудшению физического и психического здоровья с последующим формированием зависимости, а нередко и гибели пациента.

Не смотря на это лиц, злоупотребляющих наркотиками, не становится меньше. Так, «показатель общей заболеваемости наркоманией в Красноярском крае в 2022 г. составил 162,0 случая на 100 тыс. человек населения, что выше показателя РФ (155,5) – на 4,0 процента. Рост к уровню 2021 г. (4 566 человек или 159,8 на 100 тыс. человек населения) составил 1,4 процента» [4].

По данным лечебно-профилактических организаций «в крае за 2022 г. зарегистрировано 693 случая острого отравления в результате токсического действия наркотических веществ, что на 204 случая больше, чем в 2021 г. (489), из них 509 случаев закончились летальным исходом (учетная форма № 58-1/у "Экстренное извещение о случае острого отравления химической этиологии)"» [5].

В связи с этим проблемные вопросы организации профилактики злоупотребления наркотическими веществами, в том числе реабилитации различных категорий наркозависимых лиц с использованием психотерапевтических мероприятий, являются актуальными на протяжении многих лет. А одной из важных задач определен поиск и совершенствование методов и методики, позволяющих восстановить здоровье, страдающего от зависимости человека.

По-мнению исследователей «реабилитация лиц с наркотической зависимостью будет более эффективна, если учитывать не только физиологический аспект, применяемый в медицинской парадигме, но и психологический» [13].

«В настоящее время наиболее распространенным и эффективным вариантом социально-психологической реабилитации наркозависимых является участие в реабилитационных программах, использующих в своем арсенале различные способы психотерапевтического и психокоррекционного сопровождения» [11].

Внедрение данных форм работы в практическую реабилитационную деятельность дает возможность зависимому человеку не только поменять свои ментальные привычки, но получить или восстановить трудовые навыки, которые позволят адаптироваться и реализовать себя в социуме.

Например, «приемы, основанные на внушении положительных образов, показали хорошую динамику в формировании приверженности к реабилитации и устойчивой ремиссии» [9].

Когнитивный тренинг, основанный на мнемонических техниках и упражнениях, привел к улучшению памяти и внимания у зависимых от опиатов [16, 17].

Методы сказкотерапии «явились действенным инструментом и обеспечили положительную динамику психофизиологических показателей у лиц с наркозависимым поведением» [6, 7].

«Наряду с когнитивно-поведенческой и семейной психотерапией возможно применение психодрамы» [12], которая изучает эмоциональную сферу и объектные отношения наркозавимых.

В последнее время в нашей стране значительный интерес вызывают методы арт-терапии и терапии искусством, основанные на лечебном применении средств изобразительного искусства и иных форм творческого выражения [1, 3, 8, 14, 15, 19].

В лечебной и психокоррекционной практике арт-терапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, позволяющая с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений различных процессов [2, 20, 21, 22].

На наш взгляд, применение арт-терапии, как метода психотерапевтической коррекции эмоционального состояния у лиц с химической зависимостью в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий, является весьма эффективным.

Материалы и методы.

Для подтверждения данной гипотезы проведено исследование на базе реабилитационного центра для лиц с наркотической зависимостью (г. Красноярск). В Выборку исследования составили 24 пациента, прошедшие период детоксикации.

На первом этапе осуществлена оценка особенностей эмоционального состояния пациентов с использованием таких методов, как: исследование локус контроля Дж. Роттера; исследование уровня тревожности (шкала Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина); тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации».

В результаты были выявлены следующие негативные эмоциональные состояния: высокий уровень реактивной и личностной тревожности, повышенный уровень состояния фрустрации и низкая социальная адаптация, склонность к экстернальному локусу контроля, тревожность и агрессивность.

На следующем этапе исследования авторами разработана и реализована в основной группе (12 испытуемых, давших добровольное информированное согласие) психокоррекционная программа с элементами арт-терапии. Курс программы составил 3 месяца и состоял из 12 сессий продолжительностью от 90 до 135 минут, включающих такие формы работы как лекции, беседы, медитация, изотерапия, маскотерапия, драмотерапия и др.

Структура психокоррекционной программы и анализ эффективности ее результатов в экспериментальной группе подробно представлен нами ранее [18].

На завершающем этапе исследования проведено повторное обследование пациентов экспериментальной (группа А) и контрольной групп (группа Б, респонденты не участвовавшие в реализации психокоррекционной программы) с использованием те же методики, что и на этапе первичного исследования.

Статистическая обработка тестовых данных проводилась с помощью программы «SPSS Statistics 21». Достоверность различий между показателями в экспериментальной группе и группе сравнения рассчитывалась с использованием критерия U-Манна-Уитни для независимых выборок [10].

Результаты и обсуждение.

Сравнительный анализ по исследованию локуса контроля Дж. Роттера по итогам вторичного исследования между группой А и группой Б представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнительный анализ по исследованию локуса контроля Дж. Роттера

Figure 1 – Comparative analysis of the study of the locus of control of J. Rotter

В данном случае наблюдается положительная динамика в повышении уровня интернальности в группе А по сравнению с группой Б.

Для сравнения двух выборок между собой используем критерий U-Манна-Уитни для оценки различий.

Производим подсчет ранговых сумм по выборке получилем значение Uэмп=28, сравниваем значение Uэмп и Uкр.

Uкр=}31 (p≤0,01) и 42 (p≤0,05).

Uэмп<Uкр (28<42) на уровне значимости p≤0,05). Различия результатов исследования являются статистически значимым (p≤0,05).

Таким образом, сравнительный анализ данных вторичного исследования с применением критерия U-Манна-Уитни показал, что результаты проведения психокоррекционной программы свидетельствуют о положительной динамике изменения уровня интернальности в экспериментальной группе относительно контрольной группы.

Сравнительный анализ по исследованию уровня реактивной тревожности (шкала Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) по итогам вторичного исследования между группой А и группой Б представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ исследования уровня реактивной тревожности

Figure 2 – Comparative analysis of the study of the level of reactive anxiety

Из представленной диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика в снижении уровня реактивной тревожности в группе А по сравнению с группой Б.

Для сравнения двух выборок между собой используем критерий U-Манна-Уитни для оценки различий [7].

Производим подсчет ранговых сумм по выборке получаем значение Uэмп=21,5, сравниваем значение Uэмп и Uкр.

Uкр=}31 (p≤0,01) и 42 (p≤0,05).

Uэмп<Uкр (21,5<42) на уровне значимости p≤0,05). Различия результатов исследования являются статистически значимым (p≤0,05).

Таким образом, сравнительный анализ данных вторичного исследования группы А и группы Б показал, что результаты проведения психокоррекционной программы свидетельствуют о снижении уровня реактивной тревожности в экспериментальной группе А относительно контрольной группы Б.

Сравнительный анализ по исследованию уровня личностной тревожности по итогам, вторичного исследования между группой А и группой Б представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ по исследованию уровня личностной тревожности

Figure 3 – Comparative analysis of the study of the level of personal anxiety

Из представленной диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика в снижении уровня личной тревожности в группе А по сравнению с группой Б.

Для сравнения двух выборок между собой используем критерий U-Манна-Уитни для оценки различий [7].

Производим подсчет ранговых сумм по выборке получаем значение Uэмп=30, сравниваем значение Uэмп и Uкр.

Uкр=}31 (p≤0,01) и 42 (p≤0,05).

Uэмп<Uкр (30<42) на уровне значимости p≤0,05). Различия результатов исследования являются статистически значимым (p≤0,05).

Таким образом, сравнительный анализ данных вторичного исследования с применением критерия U-Манна-Уитни показал, что результаты проведения психокоррекционной программы свидетельствуют о положительной динамике, а именно о снижении уровня личной тревожности в экспериментальной группе относительно контрольной группы.

Снижение показателей высокого уровня реактивной и личностной тревожности свидетельствует о более стабильном эмоциональном состоянии испытуемых.

Сравнительный анализ по исследованию уровня социальной адаптации(тест Розенцвейга) между группой А и группой Б представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Сравнительный анализ по исследованию уровня социальной адаптации

Figure 4 – Comparative analysis of the study of the level of social adaptation

Из представленной диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика в снижении уровня социальной адаптации в группе А по сравнению с группой Б.

Для сравнения двух выборок между собой используем критерий U-Манна-Уитни для оценки различий [7].

Производим подсчет ранговых сумм по выборке получаем значение Uэмп=31, сравниваем значение Uэмп и Uкр.

Uкр=}31 (p≤0,01) и 42 (p≤0,05).

Uэмп<Uкр (31<42) на уровне значимости p≤0,05). Различия результатов исследования являются статистически значимым (p≤0,05).

Таким образом, сравнительный анализ данных вторичного исследования с применением критерия U-Манна-Уитни показал, что результаты проведения психокоррекционной программы свидетельствуют о положительной динамике, а именно о повышении уровня социальной адаптации в экспериментальной группе относительно контрольной группы.

Заключение:

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Методы арт-терапии на этапе реабилитации наркозависимых лиц позволяют снять эмоциональное напряжение, снизить уровень тревожности и состояние фрустрации.

2. Смещение локуса контроля в сторону интернального типа способствует росту уровня ответственности за собственные действия и снижению уровня агрессивности.

3. Повышение уровня социальной адаптации улучшает взаимодействие внутри группы, что ведет к уменьшению количества внешних и внутренних конфликтов.

4. У пациентов повышается внутренняя мотивация на выздоровление за счет поддержки группы, что весьма важно для эффективного прохождения программы.

В связи с этим предложенная авторами программа с элементами арт-терапии может успешно применяться для коррекции эмоционального состояния у пациентов с химической зависимостью в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий.

Библиография
1. Бедоева К. О., Зайцева О.Г Применение арт-терапии в пожилом возрасте как эффективного метода реабилитации // Психическое здоровье. 2023. Т. 18, № 4. С. 11-13. DOI 10.25557/2074-014X.2023.04.11-13.
2. Бердичевский А. А. Духовно-ориентированная арт-терапия в формировании мотивации к изменению образа жизни зависимых людей // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 4. С. 87-89.
3. Бибикова Н. В., Белоногова Л. Н., Еремина Л. И. Арт-терапия как средство социально-психологической профилактики агрессивного поведения воспитанников детского дома // Поволжский педагогический поиск. 2023. № 1(43). С. 9-16.
4. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2022 году (выдержка) [Электронный ресурс] // Официальный портал Государственного антинаркотического комитета. URL:https://гак.мвд.рф/мониторинг-наркоситуации/выдержки-из-докладов-о-наркоситуации (дата обращения: 18.06.2023).
5. Заболеваемость населения наркоманией : [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2022.pdf (дата обращения: 18.06.2023).
6. Зуйкова А. А., Сафронов А. И. Немедикаментозные методы медико-психологической реабилитации наркозависимых лиц // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 1(83). С. 69-73.
7. Ким В. А., Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Шакула А. В. Медико-психологические особенности применения методов психотерапевтической коррекции в процессе реабилитации наркозависимых лиц (на примере сказкотерапии) // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 6(88). С. 96-99.
8. Копытин А. И., Богачев А. И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 86-95.
9. Кукуляр А. М., Бессонова Н. Н. Изучение психологических особенностей формирования позитивных установок к реабилитации и ремиссии у наркозависимых // Akademická Psychologie. 2017. № 1. С. 34-38.
10. Лупандин, В. И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург Изд-во Урал. ун-та. 2009. 196 с.
11. Миназов Р. Д. Психодрама в реабилитации наркозависимых: принципы проведения, оценка эффективности // Психическое здоровье. 2009. Т. 7, № 9(40). С. 44-49.
12. Миназов, Р. Д. Психодрама как метод психотерапии в реабилитации наркозависимых // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. № 10. С. 73-90.
13. Миц В. Д., Панова Т. В. Особенности психосоциальной адаптации на этапе реабилитации наркозависимых // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 4(36). С. 14-18.
14. Павелкина Л. В., Кошелев А. А. Арт-терапия как одна из технологий работы с одаренными молодыми людьми в школах // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 2(73). С. 114-116.
15. Плотникова Ю. С., Аношкина Д. К. Арт-терапия как средство реабилитации лиц с наркотической зависимостью // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 3-2. – С. 54-57.
16. Рублёва Т. Ю. Анализ результатов исследования до и после когнитивного тренинга у потребителей опиатов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 1 (30). С. 42-47.
17. Рублёва Т. Ю. Коррекция нарушений памяти, внимания у потребителей опиатов путем когнитивного тренинга // Вестник Сибирского Юридического института ФСКН России. 2016. № 2(23). С. 60-67.
18. Рублёва Т. Ю., Лисняк М. А. Коррекция нарушений эмоционального состояния у лис с химической зависимостью посредством арт-терапии // Международный журнал медицины и психологии. 2022. Том 5. №5. С. 127-132.
19. Станоева Ю. П. Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста средствами арт-терапии // Культура и время перемен. 2021. № 2(33).
20. Krivosheeva I. Theoretical approaches to the problem of rehabilitation of children and adolescents based on art therapy // Интернаука. 2022. № 20-11(243). P. 9-10.
21. Pąchalska M., Góral-Półrola J. Visual art in aphasia therapy: The lost and found self // Acta Neuropsychologica. 2020. Vol. 18. № 2. P. 149-181.
22. Prokhorova Zh., Polyakov V., Rychkova L. Art Therapy for Treating Anxiety in Adolescents with Psychosomatic Diseases // International Journal of Biomedicine. 2020. Vol. 10. № 4. P. 453-456. – DOI 10.21103/Article10(4)_OA24.
References
1. Bedoeva, K. O., & Zaitseva, O .G. (2023) The application of therapy. Mental health, 18(4), 11-13. doi:10.25557/2074-014X.2023.04.11-13
2. Berdichevsky, A. A. (2019) Spiritually-oriented art therapy in the formation of motivation for lifestyle addicts. Smolensk medical almanac, 4, 87-89.
3. Bibikova, N. V., Belonogova, L. N., & Eremina, L. I. (2023) Art Therapy as a Means of Social and Psychological Prevention of Aggressive Behavior in Orphanage Children. Volga region pedagogical search, 1(43), 9-16.
4. Report on the drug situation in the Russian Federation in 2022 (excerpt) [Electronic resource]. Official portal of the State Anti-Drug Committee. Retrieved from https://gak.mvd.rf /monitoring-drug situation/excerpts-from-reports-about-drug situation
5. Morbidity of the population with drug addiction : [Electronic resource]. Official website of the Federal State Statistics Service. Retrieved from https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2022
6. Zuikova, A. A., & Safronov, A. I. (2018). Non-drug methods of medical and psychological rehabilitation of drug addicts. Bulletin of rehabilitation medicine, 1(83), 69-73.
7. Kim, V. A., Zuikova, A. A., Safronov, A. I., & Shakula, A. V. (2018). Peculiarities of application of methods of fairy tale therary in the rehabilitation process of drag addicts. Bulletin of restorative medicine, 6(88), 96-99.
8. Kopytin, A. I., & Bogachov O. V. (2009). Changing of psychological and social status of drug addicted persons in remission state in the course of croup art therapy. Psihologicheskii zhurnal, 30(1), 86-95.
9. Kukulyar, A. M., & Bessonova, N. N. (2017). The study of psychological characteristics of the formation of positive attitudes to rehabilitation and remission in drug addicts. Akademicka Psychologie, 1, 34-38.
10. Lupandin V. I. (2009). Mathematical methods in psychology. – Yekaterinburg Ural Publishing House. un-ta.
11. Minazov, R. D. (2009). Psihodrana in rehabilitation of drug addicts: principles, valuation of effectiveness. Mental health, 7(9(40)), 44-49.
12. Minazov, R. D. (2014). Psihodrama as a psychotherapy method in drug addicts rehabilitation. The Bulletin of Chuvash Psychiatry and Psychology, 10, 73-90.
13. Mic, V. D., & Panova, T. V. (2021). Features of psychosocial adaptation at the stage of rehabilitation of drug addicts. Vestnik of Penza state university, 4(36), 14-18.
14. Pavelkina, L. V., & Koshelev, A. A. (2020). Art therapy as one of the technologies for working with gifted young people in schools. Actual problems of humanities and socio-economic sciences, 2(73), 114-116.
15. Plotnikova, YU. S., & Anoshkina, D. K. (2017). Art therapy as a means of rehabilitation of persons with narcotic dependence. International Journal of humanities and natural sciences, 3-2, 54-57.
16. Rublyova, T. Yu. (2018). Analysis of the results of the study in opiate users before and after cognitive training. Vestnik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia, 1(30), 42-47.
17. Rublyova, T. Yu. (2016). Correction of disorders of memory and attention of opiates consumers through cognitive training. Vestnik of Siberian Law Institute of the FDCS of Russia, 2(23), 60-67.
18. Rublyova, T. Yu., Lisnyak, M. A. (2022). Correction of emotional state disorders in people with chemical dependence through art therapy. International Journal of Medicine and Psychology, 5(5), 127-132.
19. Stanoeva, Yu. P. (2021). Correction of hyperactive behavior of preschool children by means of art therapy. Сulture and time of change, 2(33).
20. Krivosheeva, I. (2022). Theoretical approaches to the problem of rehabilitation of children and adolescents based on art therapy. Internauka, 20-11(243), 9-10.
21. Pąchalska, M., & Góral-Półrola, J. (2020). Visual art in aphasia therapy: The lost and found self. Acta Neuropsychologica, 18(2), 149-181.
22. Prokhorova, Zh., Polyakov, V., & Rychkova, L. (2020). Art Therapy for Treating Anxiety in Adolescents with Psychosomatic Diseases. International Journal of Biomedicine, 10, 453-456. doi:10.21103/Article10(4)_OA24

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Данная статья выполнена на тему, которая не утрачивает своей актуальности, поскольку относится к разряду социально значимых и крайне тяжелых в личностном отношении. Во введении автор верно пишет о том, что злоупотребление наркотическими веществами, несомненно, приводит к ухудшению физического и психического здоровья с последующим формированием зависимости, а нередко и гибели пациента. В тексте указано также, что лиц, злоупотребляющих наркотиками, не становится меньше. Так, «показатель общей заболеваемости наркоманией в Красноярском крае в 2022 г. составил 162,0 случая на 100 тыс. человек населения, что выше показателя РФ (155,5) – на 4,0 процента. Рост к уровню 2021 г. (4 566 человек или 159,8 на 100 тыс. человек населения) составил 1,4 процента».
Приведены перечень некоторых психокоррекционных методов, которые используются для оказания психологической помощи наркозависимым. Обращается внимание, что внедрение данных форм работы в практическую реабилитационную деятельность дает возможность зависимому человеку не только поменять свои ментальные привычки, но получить или восстановить трудовые навыки, которые позволят адаптироваться и реализовать себя в социуме. Из всех методов, по мнению автора, «применение арт-терапии, как метода психотерапевтической коррекции эмоционального состояния у лиц с химической зависимостью в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий, является весьма эффективным».
Можно согласиться с обоснованием актуальности исследования. Но во введении целесообразно показать цель и предмет исследования, его методологию и научную новизну. Без этих формулировок возникает много вопросов по содержанию статьи и складывается впечатление о ее незавершенности. Необходима доработка.
Методика исследования свидетельствует о том, что курс реабилитационной программы составил 3 месяца и состоял из 12 сессий продолжительностью от 90 до 135 минут, включающих такие формы работы как лекции, беседы, медитация, изотерапия, маскотерапия, драмотерапия и др. До и после курса были определены психологические показатели обследуемых лиц. Были две группы (экспериментальная и контрольная), проведен статистический сравнительный анализ.
Стиль изложения текста исследовательский. Приведены данные литературы, но критический анализ этих данных не выполнен. Просто приведены реферативным образом литературные сведения по теме исследования. Поэтому, по возможности, это замечание следует учесть при доработке текста, устранив в нем множественные пунктуационные ошибки (знаки препинания).
Структура текста также нуждается в доработке. Необходимо показать формулировки цели и предмета исследования, его научную новизну и методологию. Должно быть заключение. Пока заключение содержит просто выводы.
Содержание статьи свидетельствует о том, что использованные автором психокоррекционные методы достаточно эффективны на стадии лечения, которая следует после проведения детоксикационных мероприятий. Это очень важно.
Полученные данные обработаны статистическим образом и приведены результаты сравнительного анализа. По этому поводу представлены необходимые иллюстрации. Но эта часть работы несколько недостаточно прокомментирована самим автором и нет сравнения с аналогичными трудами других авторов. По мнению рецензента, целесообразно усилить обсуждение полученных данных.
В целом же, полученные автором данные свидетельствуют о том, что:
- методы арт-терапии на этапе реабилитации наркозависимых лиц позволяют снять эмоциональное напряжение, снизить уровень тревожности и состояние фрустрации;
- смещение локуса контроля в сторону интернального типа способствует росту уровня ответственности за собственные действия и снижению уровня агрессивности;
- повышение уровня социальной адаптации улучшает взаимодействие внутри группы, что ведет к уменьшению количества внешних и внутренних конфликтов;
- у пациентов повышается внутренняя мотивация на выздоровление за счет поддержки группы, что весьма важно для эффективного прохождения программы.
Эти результаты достаточно конкретные и однозначные. Автор указал их в качестве выводов, с чем можно только согласиться. Отмечено, что предложенная авторами программа с элементами арт-терапии может успешно применяться для коррекции эмоционального состояния у пациентов с химической зависимостью в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий. Да, это так. Рецензент с такой перспективой применения методов арт-терапии согласен.
Библиографический список содержит литературные источники по теме исследования.
В целом данная статья оставляет хорошее впечатление. Она может вызвать интерес у читательской аудитории. Поэтому после незначительной доработки текста, ее вполне можно рекомендовать к опубликованию в научном журнале.