Международные отношения
Правильная ссылка на статью:

Интересы Китая на Балканах

Шахэти Аибота

кандидат исторических наук

аспирант, кафедра Теории и истории международных отношений, Российский Университет Дружбы Народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Shaheti Ayibota

PhD in History

Postgraduate Student, Department of Theory and History of International Relations, Russian People’s Friendship University

117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6

1042218009@pfur.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0641.2023.2.40811

EDN:

SAMMBM

Дата направления статьи в редакцию:

22-05-2023


Дата публикации:

29-05-2023


Аннотация: Данное исследование посвящено изучению интересов Китайской Народной Республики на Балканском полуострове. Объектом исследования служат политические и экономические отношения Китайской Народной Республики с ключевыми игроками на Балканском полуострове: Сербией, Румынией, Болгарией и Турецкой Республикой. Автор подробно рассматривает национальные интересы Китайской Народной Республики по отношению к государствам региона. Уделяется пристальное внимание напряженности в регионе и путям её нивелирования со стороны КНР. Данное исследование базируется на теории политического реализма, характеризующей отношения между государствами как соперничество или вражду с целью защиты своих национальных интересов. Отсутствие противостояния между государствами рассматривается как временное явление, заменяемое противоборством и/или военными действиями. Во время исследования автором были применены институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы.   Основными выводами проведенного исследования являются установление интересов Китайской Народной Республики в регионе Балканского полуострова в контексте реализации со стороны КНР проекта «Один пояс и один путь», сухопутная часть которого, под названием «Экономический пояс Нового Шелкового пути», затрагивает ключевых игроков на Балканском полуострове: Турецкую Республику, Румынию и Болгарию. Автором было выявлено исключение из политики экономической экспансии Китайской Народной Республики в лице Сербской Республики. Более того, уделено пристальное внимание росту товарооборота между Китайской Народной Республикой и Сербией, Турцией, Румынией и Болгарией. Актуальность исследования обусловлена ростом политического и экономического влияния Китайской Народной Республики во всем мире, не исключая регион Балканского полуострова.


Ключевые слова:

Китай, Балканы, Сербия, Косово, Турция, Румыния, Болгария, Пояс и путь, Интересы, Шелковый путь

Abstract: The study focuses on the interests of the People’s Republic of China in the Balkans. The study focuses on the political and economic relations of the People’s Republic of China with key players in the Balkans: Serbia, Romania, Bulgaria and the Republic of Turkey. The author examines in detail the national interests of the People’s Republic of China vis-à-vis the States of the region. Close attention is paid to the tension in the region and ways of its alleviation by the People’s Republic of China. This study is based on the theory of political realism characterizing relations between States as rivalry or enmity for the purpose of defending their national interests. The absence of confrontation between States is seen as a temporary phenomenon replaced by confrontation and/or military action. During the study the author applied institutional, analytical and problem-chronological methods. The main conclusions of the research are the establishment of the interests of the People’s Republic of China in the Balkan region in the context of the implementation by the People’s Republic of China of the project «One Belt and One Road», the land part of which is called «The Economic Belt of the New Silk Road», affects key players in the Balkan Peninsula: the Turkish Republic, Romania and Bulgaria. The author found an exception to the policy of economic expansion of the People’s Republic of China in the person of the Republic of Srpska. Moreover, the growth of trade between the People’s Republic of China and Serbia, Turkey, Romania and Bulgaria has been given close attention. The urgency of the study is due to the growing political and economic influence of the People’s Republic of China throughout the world, not excluding the Balkan region.


Keywords:

China, Balkans, Serbia, Kosovo, Turkey, Romania, Bulgaria, OBOR, Interests, Silk Road

Введение

Влияние Китайской Народной Республики по всему миру растет ранее невиданными темпами: рост ВВП КНР не идет ни в какое сравнение с ростом стран «большой семерки» [1], политическое влияние Китая и БРИКС, в частности, затмевает успехи стран старого и нового света [2]. Балканский регион не стал исключением из списка приоритетных целей Китайской Народной Республики.

Само по себе пространство Балканского полуострова обладает достаточно выгодным географическим положением: территория омывается 5 морями (Адриатическое и Ионическое с Запада, Эгейское и Мраморное с Юго-Востока, Черное с Востока), регион насыщен полезными ископаемыми. К государствам, расположенным на данной территории, принято относить Албанию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Грецию, Румынию, Северную Македонию, Сербию, Словению, Турцию, Хорватию и Черногорию [3].

Однако, несмотря на столь выгодное географическое положение и общие блага региона, полуостров является достаточно конфликтным и нестабильным. Подобная политическая, социальная и экономическая ситуация обусловлена целым рядом факторов: полиэтнический состав региона, неоднократный переход государств региона от одной империи к другой, межнациональная неприязнь, нерешенные территориальные споры после распада Югославии и многое другое. Посему, устоявшееся название Балканского полуострова – «пороховая бочка Европы» не утратило своей актуальности [4].

Основываясь на растущем экономическом и политическом влиянии Китайской Народной Республики, постепенном переустройстве мира, уходящего от монополярности, конфликтности региона Балканского полуострова, необходимо проанализировать политические и экономические отношения Китая с ключевыми игроками региона, обозначить китайскую стратегию в отношении данного региона, выявить объективные факторы, влияющие на неё, обозначить интересы Китая на Балканах. Данное исследование базируется на теории политического реализма, характеризующей отношения между государствами как соперничество или вражду с целью защиты своих национальных интересов. Отсутствие противостояния между государствами рассматривается как временное явление, заменяемое противоборством и/или военными действиями. Во время исследования автором были применены институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы.

Отношения КНР с Республикой Сербия

Двусторонние отношения между КНР и Республикой Сербией (Социалистической Федеративной Республикой Югославия) были установлены 2 января 1955 г. На протяжении всего краха Югославии Китай поддерживал сербскую сторону, осуждая деятельность албанских сепаратистов и отделение Косово. Антиамериканская позиция КНР в отношении Союзной Республики Югославия лишь усилилась после вероломного бомбового удара на посольство КНР в Белграде. В результате авиаудара по представительству Китая погибло и было ранено как минимум 3 человека.

Более того, китайская сторона не признает суверенитет Косово ввиду наличия проблемы, схожей с сербской: притязаний на территориальную целостность со стороны государств Запада в виде о. Тайвань. Сербия также признает Тайвань частью Китая, соответственно поддерживает политику «одного Китая».

Отношения между КНР и Сербией имеют под собой еще целый ряд объективных причин: политическая солидарность касательно многополярности мироустройства, общие жертвы во время агрессии НАТО против Югославии, внеблоковость Сербии, экономическое развитие Сербии, благоприятное для финансовых вложений после потрясений 1990-х гг. [5]

К тому же общий товарооборот между двумя государствами составляет более 4.2 млрд долларов США. Безусловно, перевес находится на стороне Поднебесной, которая экспортировала в Сербию в 2021 г. товаров на 3.17 млрд долларов США, в то же время Сербия – 1.03 млрд долларов США [6].

Отношения КНР с Румынией

Двусторонние отношения между двумя государствами уходят корнями в социалистическое прошлое Румынии: в 1949 г. Стабильность отношений зависела в первую очередь от взаимоотношений между СССР и КНР, особое ухудшение произошло после смерти И.В. Сталина и прихода к власти Н.С. Хрущева в СССР.

После краха Советского Союза и всего социалистического блока в Европе, Румыния, переходившая на капиталистическое устройство экономики, нуждалась в надежном торговом партнере с целью поддержания экономики «на плаву». На момент 1990 г. ВВП Румынии составлял 39 млрд долларов США, к 2000 г. этот показатель упал до 37.25 млрд долларов США, но в 2008 г. он составил 214 млрд долларов США [7]. Поэтому, Румыния является одной из сильнейших экономик на Балканском полуострове.

Важное место во внешней торговле Румынии играет Китайская Народная Республика, экспортирующая товаров и услуг более чем на 6.8 млрд долларов США, в то же время Румыния поставляет в Поднебесную товаров и услуг на 1.57 млрд долларов США [8].

Важно понимать, что Румыния с 2004 г. входит в Североатлантический альянс НАТО и с 2007 г. – в Европейский Союз, однако подобное политическая приверженность Румынии не сказывается на отношения КНР с последней ввиду грамотной политики экономической экспансии Поднебесной.

Отношения КНР с Болгарией

Построение двусторонних отношений между Китаем и Республикой Болгария проходили по схожему с румынским сценарию: установление отношений в 1949 г., ухудшение отношений с КНР в связи с упадком советско-китайских, крах Советского Союза и социалистического блока, затяжной кризис и поиск надежного торгового партнера вне Балканского региона.

Торговый оборот между КНР и Болгарией в 2021 г. достиг 4 млрд долларов США, из которых Китай экспортирует в Болгарию 2.56 млрд, а Болгария в Китай – 1.49 млрд долларов США [9].

Как и в случае с Румынией, Китай не придает большого значения вступлению Болгарии в НАТО в 2004 г. и в ЕС в 2007 г.

Отношения КНР с Турецкой Республикой

Двусторонние отношения между КНР и Турецкой Республикой были установлены после признания последней Китайской Народной Республики единственным легитимным представителем Китая.

Политические отношения между двумя государствами нельзя охарактеризовать как стабильные, в первую очередь по вине турецкой стороны: вплоть до середины 2010-х гг. сохранялась напряженность ввиду позиции турецкого руководства по отношению к уйгурскому вопросу: в 2009 г. премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган охарактеризовал политику КНР в Синьцзян-Уйгурском АО как геноцид, однако на фоне ухудшения отношений с Западом Турция сменила риторику, и стала придерживаться политики «одного Китая», что резко изменилось в 2019 г., когда Турция начала осуждение КНР из-за политики ассимиляции уйгуров [10]. Отсюда следует закономерность, гласящая, что отношения Турции с Китаем зависят от отношений турков со странами Запада.

Экономическое сотрудничество КНР и Турции не страдает от резкого изменения политического курса Эрдогана. Общий товарооборот двух государств составляет более 35.4 млрд долларов США в 2021 г. Торговый дисбаланс оказывается на стороне КНР, которая поставляет в Турцию товаров и услуг на более чем 31 млрд долларов, в то же время Турция поставляет 3.79 млрд долларов США [11].

Важно отметить, что ни нахождение Турции в НАТО, ни политика республики на территории Сирии, ни резкие изменения курса Эрдогана никак не влияют на экономическое сотрудничество между двумя государствами, экономический вес Китая буквально заставляет Турцию вести торговлю, особенно, если учесть выгодное географическое положение последней. Турция является воротами в Европу, что и является одним из основных пунктов назначения китайских торговых путей.

Балканский полуостров в контексте проекта «Один пояс и один путь»

Китайская Народная Республика, нацеленная на расширение своего экономического влияния, в 2013 г. представила проект «Один пояс и одни путь», который должен торговыми путями соединить Запад и Восток, буквально стать возрождением шелкового пути. Данный проект состоит из двух коридоров: сухопутного (Экономический пояс Нового Шелкового пути) и морского (Морской Шелковый путь 21-го века) [12].

Сухопутный коридор, проходящий через огромное количество стран Азии, Ближнего Востока и Европы станет ключевым торговым, финансовым, туристическим и инвестиционным маршрутом, будет проходить через Балканский регион: Турцию, Болгарию и Румынию.

Безусловно, Китай нацелен на реализацию данного грандиозного проекта, ведь он позволит беспрепятственно покорить огромное количество рынков, особенно европейский. Поэтому сохранение благоприятных отношений со странами Балканского полуострова также остается в приоритете [13].

Заключение

Растущее политическое и экономическое влияние Китая не остается замкнутым в азиатском регионе, Поднебесная ищет новые маршруты сбыта своих товаров, поэтому проект «Один пояс и один путь» и, особенно, его сухопутная часть играют важное значение в реализации ранее указанных планов [14].

Китайская сторона рассматривает Балканский регион сугубо с точки зрения экономической выгоды, отвечающей интересам Поднебесной, однако КНР находит и политическое партнерство в регионе в лице Сербии. Нивелируя высокий конфликтный потенциал региона, Китайская сторона не принимает участие в противостояниях, а налаживает экономические связи для построения «моста» в Европу.

Библиография
1. ВВП Китая в долларах США // The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=CN (дата обращения: 20.05.2023)
2. Разумнова Л.Л., Мигалева Т.Е. Рост политического и экономического влияния Китая в современном мире: плюрализм мнений // Международная торговля и торговая политика. 2019. № 4 (20). С. 42–64.
3. Балканский полуостров // Большая российская энциклопедия 2004–2017. URL: https://old.bigenc.ru/geography/text/5661870 (дата обращения: 20.05.2023)
4. Балканы остаются регионом с неисчерпанным конфликтным потенциалом // МГИМО Университет. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/balkany-ostayutsya-regionom/ (дата обращения: 20.05.2023)
5. Китай увидел в Сербии ворота в Европу // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/balkanpolicy/kitay-uvidel-v-serbii-vorota-v-evropu/ (дата обращения: 20.05.2023)
6. Сербия – Китай // OEC. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/srb/partner/chn?redirect=true (дата обращения: 20.05.2023)
7. ВВП Румынии в долларах США // The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=RO (дата обращения: 20.05.2023)
8. Румыния – Китай // OEC. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/rou/partner/chn (дата обращения: 20.05.2023)
9. Болгария – Китай // OEC. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/bgr/partner/chn (дата обращения: 20.05.2023)
10. Виноградов А.О., Муминова С.А. Китайско-турецкие отношения: современный этап // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. № 26 (26), С. 200-226. doi:10.24412/2618-6888-2021-26-200-226
11. Турция – Китай // OEC. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/tur/partner/chn (дата обращения: 20.05.2023)
12. Щерба К.Д. «один пояс – один путь»: перспективы сопряжения с ЕАЭС // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 312–316.
13. Один пояс и один путь // New Silk Road. URL: https://www.newsilkroadnetwork.com/ru/belt-and-road (дата обращения: 21.05.2023)
14. Ларин А.Г., Матвеев В.А. Китайская стратегия «продвижения на Запад» и «новый Шелковый путь» // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 5–15.
References
1. GDP (current US$) – China. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=CN (accessed: 20.05.2023)
2. Razumnova, L.L., & Migaleva, T.E. (2019). The rise of China’s political and economic influence in the modern world: pluralism of opinions. International trade and trade policy, 4(20), 42-64.
3. Balkan Peninsula. URL: https://old.bigenc.ru/geography/text/5661870 (accessed: 20.05.2023)
4. Balkans remains a region with untapped conflict potential. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/balkany-ostayutsya-regionom/ (accessed: 20.05.2023)
5. China sees Serbia as a gateway to Europe. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/balkanpolicy/kitay-uvidel-v-serbii-vorota-v-evropu/ (accessed: 20.05.2023)
6. Serbia – China. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/srb/partner/chn?redirect=true (accessed: 20.05.2023)
7. GDP (current US$) – Romania. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=RO (accessed: 20.05.2023)
8. Romania – China. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/rou/partner/chn  (accessed: 20.05.2023)
9. Bulgaria – China. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/bgr/partner/chn  (accessed: 20.05.2023)
10. Vinogradov, A.O., & Muminova, S.A. (2021). Sino-Turkish relations: modern stage. China in world and regional politics. History and modernity, 26(26), 200-226. doi:10.24412/2618-6888-2021-26-200-226
11. Turkey – China. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/tur/partner/chn (accessed: 20.05.2023)
12. Scherba, K.D. (2019). “One belt and one road”: the perspectives of conjugation with the EAEU. Social and humanitarian knowledge, 6, 312 – 316.
13. The Belt & Road Initiative. URL: https://www.newsilkroadnetwork.com/en/belt-and-road (accessed: 21.05.2023)
14. Larin, A.G., & Matveev, V.A. (2014). The chinese strategy of "go West" and the new Silk Road. Problems of the Far East, 5, 5 – 15.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв
На статью «Интересы Китая на Балканах»

Предмет статьи обозначен в названии и разъяснен в тексте статьи.
Методология исследования базируется на принципах научности, объективизма и историзма. В работе применялся институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы исследования.
Актуальность темы. Рост влияния Китая в современном мире определяется ростом его ВВП, с ростом экономики выросло и политическое влияние Китая. Китай наращивает свое влияние в мире и, наверное, нет региона, к которому Китай не проявляет интерес, есть у Китая интересы и на Балканах. Актуальность темы не вызывает сомнения. Автор пишет, что интерес Китая к Балканам обусловлен выгодным «географическим положением Балканского полуострова: графическим положением: территория омывается 5 морями (Адриатическое и Ионическое с Запада, Эгейское и Мраморное с Юго-Востока, Черное с Востока)» и тем, что регион богат полезными ископаемыми. Автор подчеркивает конфликтность региона и отмечает, что для Китай подходит прагматически и преследует свои экономические интересы.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач исследования. Научная новизна также определяется тем, что автора раскрывает «китайскую стратегию в отношении данного региона, выявляет объективные факторы, влияющие на политику Китая, а также определяет интересы Китая на Балканах в целом и в каждой отдельной стране.
Стиль статьи академический, язык ясный и точный. Структура работы и логика изложения материала предопределены целью и задачами исследования. Структура состоит из следующих разделов: Введение; Отношения КНР с Республикой Сербия; Отношения КНР с Румынией; Отношения КНР с Болгарией; Отношения КНР с Турецкой Республикой; Балканский полуостров в контексте проекта «Один пояс и один путь»; Заключение. Во введении автор раскрывает предмет исследования, актуальность и методы исследования, которые им были использованы при работе над темой. Автор, как показывает структура исследует отношения КНР отдельно с каждой из стран региона, что дает возможность изучить и показать специфику этих отношений. Так, во взаимоотношениях с Республикой Сербией Китай всегда выступал против косовского сепаратизма (и это связано с проблемой Тайваня), экономические отношения с развиваются между двумя странами с 1955 года и товарооборот высок, перевес на стороне Китая. Автор выявляет особенности отношения с каждой страной и пишет о них. А разделе «Балканский полуостров в контексте проекта «Один пояс и один путь», автор раскрывает суть проекта «Один пояс и одни путь», и пишет, что этот проект «должен торговыми путями соединить Запад и Восток, буквально стать возрождением шелкового пути» и отмечает, что Китай нацелен на реализацию этого проекта», который поможет Китаю «покорить огромное количество рынков, особенно европейских». Выводы, приведенные в заключении объективны и вытекают из проделанной работы.
Библиография работы включает 14 источников по теме исследования, количество источников и их количество достаточно для подготовки объективной работы по исследуемой теме.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи и в библиографии.
Статья написана на интересную научную тему и вызовет интерес у читателей журнала.