Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Социальность и социализация в условиях цифровизации общества

Антипов Михаил Александрович

ORCID: 0000-0003-4672-7144

кандидат философских наук

доцент, кафедра Церковной истории и философии, Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии Русской Православной Церкви

440023, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Перекоп, 4

Antipov Mikhail Aleksandrovich

PhD in Philosophy

Associate Professor, Department of Church History and Philosophy, Penza Theological Seminary of the Penza Diocese of the Russian Orthodox Church

440023, Russia, Penza region, Penza, Perekop str., 4

210483@inbox.ru

DOI:

10.25136/2409-8728.2022.11.38963

EDN:

OAJEKJ

Дата направления статьи в редакцию:

17-10-2022


Дата публикации:

28-11-2022


Аннотация: Предмет исследования составляет влияние цифровизации на социальную реальность и социализацию личности. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как соотношение ментального и телесного в социальной жизни и социальных взаимодействиях, особенности социальных взаимодействий в виртуальных цифровых пространствах, специфика социализации в условиях информационного общества и развития цифровых технологий. Особое внимание уделяется феномену метавселенных, раскрывается сущность данного понятия, описываются применяемые при их разработке и реализации технологии. Раскрывается понятие аватара как цифрового Я пользователя. Рассматриваются достоинства и недостатки метавселенных как принципиально новой формы социальной реальности и сферы социализации. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении влияния цифровизации и метавселенных как одного из ее ведущих трендов на социальную реальность и социализацию. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: цифровизация, значимым трендом которой является развитие метавселенных, ведет к формированию наряду с социальной реальностью виртуальной гиперреальности с новыми формами социального; социализация в условиях виртуализации общества также трансформируется, что проявляется в ее разделении на офлайн и онлайн; построение единой метавселенной в будущем должно учитывать, что несмотря на все ее преимущества это дополнительная сфера общественных отношений и повседневной жизни, которая не должна подменять собой социальную реальность.


Ключевые слова:

виртуализация общества, социальная жизнь, диджитализация, реальное и виртуальное, метавселенная, социализация, аватар, социальность, телесное, ментальное

Abstract: The subject of the study is the impact of digitalization on social reality and the socialization of the individual. The author examines in detail such aspects of the topic as the ratio of mental and physical in social life and social interactions, the features of social interactions in virtual digital spaces, the specifics of socialization in the information society and the development of digital technologies. Particular attention is paid to the phenomenon of metauniverses, the essence of this concept is revealed, and the technologies used in their development and implementation are described. The concept of an avatar as a digital self of the user is revealed. The advantages and disadvantages of metauniverses as a fundamentally new form of social reality and the sphere of socialization are considered. The scientific novelty of the study lies in considering the impact of digitalization and metauniverses as one of its leading trends on social reality and socialization. The main conclusions of the study are the following: digitalization, a significant trend of which is the development of metauniverses, leads to the formation, along with social reality, of virtual hyperreality with new forms of the social; socialization in the context of the virtualization of society is also transforming, which is manifested in its division into offline and online; the construction of a single metauniverse in the future should take into account that despite all its advantages, this is an additional sphere of social relations and everyday life, which should not replace social reality.


Keywords:

virtualization of society, social life, digitalization, real and virtual, metaverse, socialization, avatar, sociality, corporal, mental

Введение

Диджитализация как характерный для информационного общества процесс имеет множество эмпирически фиксируемых проявлений в различных сферах социальных отношений. Но изменения происходят и на более фундаментальном уровне — на уровне социальности как формы бытия, в результате чего претерпевает кардинальные трансформации положение человека, его социализация и функционирование как личности. Данная статья посвящена изучению особенностей новой социализации. Новизна работы состоит в том, что актуальные тренды цифровизации, и прежде всего, развитие метавселенных, рассматриваются в социально-философском контексте как ведущие к новым формам социальности. Выделяются характерные черты новой социализации и социальные риски развития метаверсов.

«Существенной чертой нового типа социальности является увеличение возможностей доступа к информации все более широкого круга людей и превращение ее в стратегический ресурс» [1, c. 71]. Если в реальности и объективном существовании природного мы можем удостовериться посредством чувственного опыта, а также специальных научных приборов, а само физическое в конечном счете можно свести к частицам и волнам, либо струнам или суперструнам, сочетающим свойства и частицы, и волны, то реальность общественного, которую мы склонны называть социальным, выражается в коллективных установках, ценностях, верованиях, представлениях, образцах поведения, идеалах и настроениях. В данном исследовании мы исходим из положения о том, что социальное, в котором тесно переплетаются и порождают друг друга объективное и субъективное, коллективное и персональное, индивидуальное и общественное, существует благодаря творческой активности множества поколений. Таким образом, личность участвует в социальной жизни, прежде всего, на ментальном уровне, что наглядно проявляется во взаимосвязи персонального и общественного сознаний, духовного мира личности и духовной сферы общественной жизни.

Близким для нас при рассмотрении социализации в условияих цифровизации является социально-феноменологический подход, в рамках которого общественное сознание предстает как интерсубъективная реальность, а реальность общественной жизни — как результат конструирования ее индивидами в ходе совместной жизни и коммуникации [2]. Также в данной работе мы опираемся на концепцию цифровой социализации Г. У. Солдатовой, А. Е. Войскунского, в рамках которого она рассматривается как процесс адаптации человека к техогенной динамичной цифровой среде, что предполагает гиперподключенность к Интернету и активность человека в смешанной реальности, расширение и достраивание личности, а также цифровую социальность» [3, с. 437-438].

Помимо ментального, личность вовлечена в социальную жизнь и на уровне телесности, так как ментальное в человеке немыслимо без тела. Об этом свидетельствует поставленная Р. Декартом психофизическая проблема о взаимодействии ментального и физического в человеке, позднее приобретшая форму трудной проблемы сознания, сформулированной Д. Чалмерсом [4]. Каждый человек воспринимает другого в единстве его психически и физических свойств. При этом, при первом знакомстве внимание обращается именно на внешность, только потом в процессе общения нам приоткрывается внутренний субъективный мир Другого.

Телесности уделялось особое внимание в постмодернистской философии. Так, согласно взглядам М. Фуко, власть в обществе состоит прежде всего в контроле над телами посредством отгораживания пространства, которое атомизируется, строгое распределяется и разбивается на отдельные участки. Именно так в обществе устанавливается и поддерживается дисциплина, примерами чему служат больничные палаты, школьные классы, армейские казармы. По словам французского философа-постструктуралиста, «в любом обществе тело зажато в тисках власти, налагающей на него принуждение, запреты или обязательства» [5, с. 214].

Ж.-Л. Нанси в работе «Corpus» указывает, что тело является тем, что удостоверяет человека в его существовании и существовании других людей, это центр, вокруг которого располагается Ego. Свое тело есть «обязательное бытие-при-себе» [6, c. 27]. Тело есть локализация Ego. Иными словами, именно тело является залогом уверенности в собственном существовании. Картезинаское Cogito ergo sum дополняется телесностью: не просто мыслю, а мыслю и существую телесно в определенной точке пространства. И других мы воспринимаем прежде всего как тела. «Другой — это тело, потому что только тело и есть другой» [6, c. 55].

Но такое понимание телесности и ее роли в социальной жизни, на наш взгляд, является гипертрофированным, так как существующее объективно телесное, на наш взгляд, в социальных отношениях преломляется через ментальное. Так, в восприятии Другого нам важно не тело само по себе, а сложившийся и запечатленный в субъективном мире образ тела.

Основная часть

«В формировании информационного общества большое значение имеют и естественные процессы самоорганизации, и модернизация информационных технологий» [7, c. 106]. Современное общество под воздействием информаизации разделяется на сферу реального и гиперреального, или, иными словами, реального и виртуального [8]. В результате человек на уровне сознания оказывается погруженным в оба измерения социальной жизни – и в реальное, и в виртуальное. Погруженность на уровне сознания в виртуальность, которая создается экранными средствами массовой коммуникации, ведет к тому, что во внутреннем мире личности (микрокосме) получает преломление не реальный мир, а виртуальный, который подменяет собой мир реального. Говоря языком постмодернистской философии, виртуальное – это сфера симуляции, мир симулякров, каждый из которых является знаком без референта, то есть не отсылающим к какому-либо объекту в реальности [9].

При этом, на уровне телесности большую часть своего времени мы пребываем в реальном мире. В виртуальный мир мы погружаемся телесно на уровне субъективного восприятия и самовосприятия, только если пользуемся современными VR-устройствами и технологиями. Одним из значимых векторов диджитализации является развитие метавселенной (метаверса) — децентрализованой сети виртуальных пространств, где пользователи могут общаться, учиться и играть, используя другие новые технологии: 5G, блокчейн, искусственный интеллект и переходя от 2D-графики на плоских экранах к 3D-графике в головных дисплеях [10, c. 2]). Метавселенная — это виртуальный мир, параллельный реальному миру, это третье поколение интернета после компьютерного и мобильного [11, c. 2129].

Выделяется четыре технологии Метавселенной: дополненная реальность (AR), лайфлоггинг, зеркальные миры и виртуальные миры. Дополненная реальность позволяет создавать интеллектуальные среды, основанные на сетях местоположения, таких как Pokémon Go. Лайфлоггинг позволяет записывать повседневную информацию о людях или объектах с использованием технологии дополненной реальности, например, для Facebook или Instagram. Технология зеркальных миров создает виртуальные карты и модели с использованием технологии GPS в таких приложениях, как Google Earth или Google Maps. Виртуальные миры основаны на виртуальном взаимодействии аватаров и отображении различных персонажей [12]. Такие миры построены на цифровых данных [13, c. 3].

Популярные платформы для доступа к разиваемым метавселенным включают Roblox (свыше 200 миллионов пользователей, Snapchat (свыше 300 милллионов пользователей), Fortnite (свыше 350 миллионов рользователей) и Meta’s Horizon Worlds [13, c. 4]. Иммерсивные технологии, используемые для доступа к метавселенной, среди которых дополненная, смешанная и виртуальная реальность, именуются расширенной реальностью. Она также представляет собой спектр, в котором каждая из указанных технологий находится между полностью созданной компьютером виртуальной средой (высокая виртуальность) с одной стороны и физической реальностью с другой (отсутствие виртуальности) [13, c. 3].

Тем самым метавселенная должна стать связующим промежуточным пространством между реальностью и виртуальностью. Метавселенная в будущем будет иметь следующие свойства:

– ощущение погружения;

– интерактивность в реальном времени;

– взаимодействие с пользователем;

– функциональная совместимость между платформами и устройствами;

– параллелизм с тысячами людей, взаимодействующих одновременно;

– варианты использования, охватывающие деятельность человека далеко за пределами игр [14].

Гипертрофированное понимание телесности как основания социальной жизни не позволяет отнести виртуальные пространства социальных сетей, компьютерных игр, VR-сред и динамично развивающихся метаверсов к новым формам социальности, так как в них взаимодействие происходит на ментальном уровне, а телесность, если и присутствует хотя бы в какой-либо форме, то в форме аватаров. В даже самом совершенном виртуальном пространстве участвует цифровая симуляция личности, которая может как в точности отображать ее черты и свойства, так и кардинально отличаться от реального референта, воплощая, к примеру, идеальное Я.

Но если понимать социум как сферу коллективной ментальности и совершаемых на основе этой ментальности действий (а телесное как преломленное в ментальное сфере физическое), то метавселенные можно с полной уверенностью трактовать как особую форму социальности, которая с одной стороны, воспроизводит реальные социальные отношения, а с другой – дополняет их принципиально новыми элементами и возможностями.

Цифровой социум – это сфера взаимодействия аватаров, каждый из которых является «картинкой или фотографией или анимированным изображением, олицетворяющем пользователя в сети; системой с самообучением и самоидентификацией в киберпространстве; клонированной» личностью, с определѐнной миссией на некоторое время» [15, c. 32].

В нем осуществляется взаимодействие исключительно на информационном уровне, уровни же материи и энергии играют роль необходимых оснований для бесперебойного функционирования необходимых для бесперебойного наличия интернет-связи и беспрепятственной работы соответствующих технических электронно-вычислительных устройств, обеспечивающих доступ в виртуальные киберпространства. При этом, информация представляется в аудиовизуальном виде, как правило ярком, красочном и привлекающем внимание пользователей. Если общество само по себе самодостаточно, то киберпространства сети интернет, где осуществляется взаимодействие, нуждается в технической инфраструктуре и бесперебойном обеспечении электроэнергией для своего существования. Также, данная среда, в отличие от общества, изолирована от природы, не связана с ней. В результате каждый пользователь оказывается разделенным на неразрывно связанное с природой соединяющее в себе телесное и ментальное, с одной стороны, и свое информационно-симулятивное виртуальное воплощение – с другой, по ту сторону экрана.

Аватар как «информационная поименованная диалоговая система, созданная по образу и подобию, способная адаптироваться к любым входным данным для достижения поставленной цели» [15, с. 32], заменяющий собой личность в виртуальном пространстве, участвует от лица реального человека во всех взаимодействиях, коллективных процессах и мероприятиях, которые осуществляются в цифровом пространстве киберреальности. Если в реальном социуме общественное сознание как сознание всего коллектива образуется и поддерживает свое существование за счет объективации идей, мыслей, чувств, верований и представлений, то как сосуществуют индивидуальное и общественное сознание в метаверсе как симуляции общества? Можно сказать, что в нем происходят схожие процессы, и наряду с привносимыми из реального социума ценностями, нормами, представлениями и верованиями, образуются свои – актуальные для данного виртуального пространства элементы коллективной ментальности.

Так, например, при проведении совещаний в виртуальном офисе вполне возможно введение особого цифрового этикета: подключаться и отключаться в назначенное время, использовать для аватаров приемлемый и соответствующий дресс-коду организации стиль, проверять используемую в презентациях и загружаемую в метавселенную информацию на предмет наличия шпионских программ и вирусов и т.д.

Подобные тенденции современного информационного общества накладывают свой отпечаток и на социализацию, то есть на формирование личности в обществе, выработку социально значимых качеств, сочетание адаптации и индивидуализации [16, с. 8-9]. Социализация в условиях информационного общества, проходящая в как в области реального, так и в сфере виртуального, состоит в формировании как подлинной личности (в рамках реальной социальной жизни), так и формирование виртуального неподлинного Я под влиянием порожденных цифровизацией виртуальных пространств: социальных сетей, интернет-порталов, онлайн-чатов, компьютерных игр, виртуальных реальностей и метаверсов.

Адаптация к условиям информационного общества означает следование навязываемым стереотипам, социальным установкам, ценностям постиндустриального общества. Цифровые масс-медиа оказывают интенсивное воздействие на общество, формируя массовое сознание, в результате чего создаются риски растворения персонального в массовом, когда большинство начинает мыслить одинаково. Помимо того, обилие медийных потоков, с которыми сталкивается современный человек, создает трудности в усвоении столь обширной и разрозненной информации. В результате информация схватывается поверхностно, а если учесть, что в рамках экранной культуры она преподносится в виде ярких аудиовизуальных образов, то можно сделать вывод о формировании у пользователей фрагментарной малоосмысленной картины мира, когда человек много знает, но эти знания разрозненны и не являются результатом критического осмысления и тщательной аналитической проработки. Иными словами, блоки информации усваиваются в том виде, в каком они преподносятся средствами массовой коммуникации.

Индивидуализация означает развитие собственного Я, усвоение норм и ценностей общества на основе имеющегося жизненного опыта, мировоззренческих ориентиров, интересов и склонностей. И возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями, позволяют реализовать именно данную сторону социализации, то есть развиваться и формироваться с учетом своих собственных интересов и предпочтений. Диджитализация привела к появлению онлайн-образования, что в свою очередь дало невиданный ранее импульс для развития информального образования, рассматриваемого как важнейший компонент «long life learning», то есть обучения в течение всей жизни [17]. Именно в рамках данного типа образования возможна свободная реализация познавательных интересов и проектирование собственной траектории образования и развития. Использование технологий виртуальной реальности позволяет социализироваться людям с ограничениями в здоровье, например с расстройствами аутистического спектра [18].

Но для того чтобы социализация в рамках гиперреальности шла по пути, не противоречащему общесоциальным установкам и ценностям, важно формирование у детей и подростков цифровой грамотности, критического мышления, знания основ кибербезопасности и особенностей цифровой среды глобальной сети Интернет. Главное, это умение отфильтровывать действительно значимую и ценную информацию от второстепенной и тем более ложной, искажающей реальность, а особенно несущей заведомо деструктивное содержание.

Что касается социализации в пространстве метавселенной, то она осуществляется за счет участия индивида в жизни киберобщества, под влиянием как целенаправленных воздействий, например, в рамках виртуальных школ и других образовательных виртуальных пространств, так и нецеленаправленных влияний со стороны многообразных факторов метавселенной, среди которых преобладающее значение имеет коллективная активность, участие в совместной деятельности в симулятивном цифровом мире.

Обсуждение результатов

Метаверс как один из наиболее значимых трендов прогресса в IT­-сфере представляет широкие возможности для познания и саморазвития, для формирования и отработки определенных умений и навыков, проработки ситуаций профессиональной деятельности (кейсов), а также возможных ситуаций из повседневной жизни, связанных с решением бытовых проблем, проблем в межличностных отношениях, возможных трудностей в построении стабильных семейных отношений, бесконфликтных детско-родительских отношений, финансовой грамотности, юридической грамотности, выбора образовательной организации, поиска работы и трудоустройства и т. д.

С другой стороны, метаверсы несут целый ряд рисков, среди которых подмена подлинного непосредственного общения, коммуникацией на уровне аватаров, что чревато обеднением эмоциональной стороны общения, ослаблением невербальных аспектов коммуникации, вытеснение присущей людям мимики и пантомимики новыми, цифровыми инструментами общения (движения и мимика аваторов, смайлы и различные визуальные символы, выражающие те или иные эмоции и т.д.).

Помимо этого, существует риск фиксации на виртуальном пространстве метаверса в силу его большей привлекательности, что обеспечивается насыщенностью яркими образами, динамизмом, простотой и доступностью имеющейся в нем информации. Если такая фиксация происходит, то это может вести к отчуждению от подлинной реальности, и человек будет все больше времени проводить в мире цифровых симуляций.

В третьих, существует вероятность манипуляции сознанием пользователя в виртуальном пространстве метавселенной, слежения, несанкционированного доступа к персональным данным и т.п. При этом, подобные действия могут совершать как самими разработчиками и администраторами метаверса (или с их согласия), так и несанкционированно любой их групп хакеров. И в том, и в другом случаях, важно наличие отлаженной системы правового регулирования разработки и реализации подобных технологий.

И наконец, еще одна проблема метавселенных связана с техническим несовершенством VR-шлемов, которые рекомендовано использовать беспрерывно ограниченное время, иначе они могут вызывать недомогание и дискомфорт, особенно у несовершеннолетних [19]. В любом случае, пребывание в симуляционном виртуальном пространстве не является естественным для организма человека, который сформирован и приспособлен для нахождения и взаимодействия с естественной средой, с реальным физическим пространством.

Выводы

В настоящее время формируется новая цифровая социальность, в рамках которой человек функционирует в смешанной реальности, что расширяет сферу его активности, его идентичность, его возможности и перспективы. Современные цифровые технологии, и в частности, метавселенные, стали новыми средствами социализации, формируя принципиально новую личность - включающую как реальную, так и виртуальную идентичность (аватара). При этом, меняется сам характер социальных взаимодействий. Если исходить из современных постмодернистских представлений об обществе и социальности, то метавселенная как нельзя лучше отражает особенности общества XXI века, в котором нет постоянства и стабильности, а отношения носят дискретный характер [20]. Виртуальность метаверса как нельзя лучше отображает мерцающий характер современных социальных структур: люди собираются для выполнения определенных совместных действий в зависимости от конкретной ситуации, и способы интеракций меняются от времени к времени.

Подменяя себя аватарами, а окружающий мир цифровой средой, человечество достигло такого уровня преобразования действительности и органопроекции, на котором сама действительность отходит на второй план перед симулятивным цифровым пространством, где не действуют физические законы, где возможности расширяются до невиданных ранее пределов. Если игнорировать сущность человека, то метавселенные можно отнести к «проектам переделки человеческой телесности и психики» где «человеческие по содержанию социальные связи заменяются на суррогаты» [21, c. 193].

Несмотря на формирование новой социальности и усиление ее влияния, человек и общество остаются и в физическом пространстве, так как на телесном уровне тесно связаны с ним. При всех преимуществах виртуального пространства метаверса оно остается дополнительной сферой бытия человека, расширяющей его возможности, но при этом не подменяющей реального природного и общественного пространства, к которым исконно принадлежит каждый представитель человеческого рода. Новая социальность, порожденная цифровизацией, содержит как значительные возможности в плане самореализации, развития, образования и коммуникации, так и целый ряд рисков, связанных с поголощением подлинно человеческого техническим, искусственным, цифровым.

Библиография
1. Соловьева Л. Н. Современное общество как информационное: социально-философский аспект // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12 (92). С. 70-74.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995 г. 323 с.
3. Cолдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431-450.
4. Chalmers D. J. Moving Forward on the Problem of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. Imprint Academic, 1997. Vol. 4. № 1. Pp. 3-46.
5. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Издательство «Ad Marginem», 1999. 479 с.
6. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ад Маргинем, 1999. 256 с.
7. Гончаров В. Н., Лукьянов Г. И. Социально-философский анализ информационного общества: к постановке проблемы исследования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 1. С. 104-109.
8. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.
9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
10. Pimentel, Daniel & Fauville, Géraldine & Frazier, Kai & McGivney, Eileen & Rosas, Sergio & Woolsey, Erika. Learning in the Metaverse: A Guide for Practitioners. 2022 [интернет-ресурс] // https://www.researchgate.net/publication/360851863 (время доступа: 12.10.2022)
11. Li Jiaxin, Gao Gongjing Socializing in the Metaverse: The Innovation and Challenge of Interpersonal Communication // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 664. Proceedings of the 8th International Conference on Humanities and Social Science Research (ICHSSR 2022). 2022. P. 2128–2131.
12. Tlili, A., Huang, R., Shehata, B. et al. Is Metaverse in education a blessing or a curse: a combined content and bibliometric analysis. Smart Learn. Environ. 2022. 9:24 [интернет-ресурс] // https://doi.org/10.1186/s40561-022-00205-x (дата обращения: 12.10.2022).
13. Bokyung Kye, Nara Han, Eunji Kim, Yeonjeong Park, Soyoung Jo Educational applications of metaverse: possibilities and limitations // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2021. 18:32 [интернет-ресурс] // https://www.jeehp.org/upload/jeehp-18-32.pdf (дата обращения: 12.10.2022)
14. McKinsey & Company Value creation in the metaverse. The real business of the virtual world. 2022. [интернет-ресурс] // URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/value-creation-in-the-metaverse (время доступа: 12.10.2022).
15. Расторгуев С. П., Литвиненко М. В. Аватаризация. М.: Реноме, 2011. 312 с.
16. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 14. C. 7-16.
17. Ляшевская Н. В. Информальное образование: подходы к определению понятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). C. 10-14.
18. Hutson James Social Virtual Reality: Neurodivergence and Inclusivity in the Metaverse // Societies 2022. 12, no. 4: 102. [интернет-ресурс] // https://doi.org/10.3390/soc12040102 (дата обращения: 12.10.2022)
19. Шичко О. Будущее уже здесь? Как выглядит образование в метавселенной [интернет-ресурс] // URL: https://pedsovet.org/article/budusee-uze-zdes-kak-vygladit-obrazovanie-v-metavselennoj (дата обращения: 12.10.2022).
20. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 196 c.
21. Оконская Н. К., Внутских А. Ю., Брылина И. В. Человекоразмерные системы информационного общества и риски регресса общественных отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 2. С. 191-201.
References
1. Solovieva, L. N. (2021). Modern society as informational: socio-philosophical aspect. Society: philosophy, history, culture, 12 (92), 70-74.
2. Berger, P., Lukman, T. (1995). Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. Moscow, Russia: Medium.
3. Soldatova G. U., Voiskunsky A. E. (2021) Socio-cognitive concept of digital socialization: a new ecosystem and social evolution of the psyche // Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18 (3). 431–450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
4. Chalmers, D. J. (1997). Moving Forward on the Problem of Consciousness. Journal of Consciousness Studies, 4 (1), 3-46.
5. Foucault, M. (1999). Supervise and punish. The birth of the prison. Moscow, Russia: Ad Marginem Publishing House.
6. Nancy, J.-L. (1999) Corpus. Moscow, Russia: Ad Marginem.
7. Goncharov, V. N., Lukyanov, G. I. (2020). Socio-philosophical analysis of the information society: to the formulation of the research problem. Economic and humanitarian studies of regions, 1, 104-109.
8. Ivanov, D. V. (2000). Virtualization of society. St. Petersburg, Russia: Petersburg Oriental Studies.
9. Baudrillard, J. (2015). Simulacra and simulations. Moscow, Russia: POSTUM Publishing House.
10. Pimentel, Daniel & Fauville, Géraldine & Frazier, Kai & McGivney, Eileen & Rosas, Sergio & Woolsey, Erika (2022). Learning in the Metaverse: A Guide for Practitioners. Retrieved from ttps://www.researchgate.net/publication/360851863
11. Jiaxin, Li, Gongjing, Gao (2022). Socializing in the Metaverse: The Innovation and Challenge of Interpersonal Communication. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the 8th International Conference on Humanities and Social Science Research (ICHSSR 2022), 664, 2128-2131.
12. Tlili, A., Huang, R., Shehata, B. et al. Is Metaverse in education a blessing or a curse: a combined content and bibliometric analysis. Smart Learn. Environ. 2022. 9:24. doi: 10.1186/s40561-022-00205-x
13. Bokyung, K., Nara, H., Eunji, K., Yeonjeong, P., Soyoung, Jo (2021). Educational applications of metaverse: possibilities and limitations. Journal of Educational Evaluation for Health Professions, 18:32. Retrieved from https://www.jeehp.org/upload/jeehp-18-32.pdf
14. McKinsey & Company (2022) Value creation in the metaverse. The real business of the virtual world. Retrieved from https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/value-creation-in-the-metaverse
15. Rastorguev, S. P., Litvinenko, M. V. (2011). Avatarization. Moscow, Russia: Renome.
16. Mudrik, A. V. (2009). Man in the process of socialization: three hypostases. Vestnik PSTGU. Series 4: Pedagogy. Psychology, 14, 7-16.
17. Lyashevskaya, N. V. (2019). Informal education: approaches to the definition of the concept. Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 7 (140), 10-14.
18. Hutson, J. (2022). Social Virtual Reality: Neurodivergence and Inclusivity in the Metaverse. Societies, 12, 4:102. doi: 10.3390/soc12040102
19. Shichko O. Is the future already here? What education looks like in the metaverse. Retrieved from https://pedsovet.org/article/budusee-uze-zdes-kak-vygladit-obrazovanie-v-metavselennoj
20. Urry, J. (2012) Mobility. Moscow, Russia: Praxis, 2012.
21. Okonskaya N. K., Vnutskikh A. Yu., Brylina I. V. (2021) Human-sized systems of the information society and the risks of regression of public relations. Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 2, 191-201.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Социальность и социализация в условиях цифровизации общества»

В научной статье, представленной автором в журнал «Философская мысль», можно выделить следующую цель – провести анализ специфических трансформаций в области процессов социализации в современном информационном обществе.
Во введении автор заявляет, что в цифровом мире «изменения происходят и на более фундаментальном уровне — на уровне социальности как формы бытия, в результате чего претерпевает кардинальные трансформации положение человека, его социализация и функционирование как личности». Поэтому сразу выделяется наиболее важная черта нового типа социальности – увеличение возможностей доступа к информации.
Предмет исследования самим автором четко не определяется, но возможно (исходя из названия работы) подразумевается исследование особенностей новой социализации, связанных с ней рисков.
Название статьи соответствует содержанию.
Важным тезисом, на который в дальнейшем опирается автор, является утверждение о том, что «личность участвует в социальной жизни, прежде всего, на ментальном уровне, что наглядно проявляется во взаимосвязи персонального и общественного сознаний». Особенно это важно, если учесть, что автор рассматривает понятия «телесности» с позиции современных философов постструктурализма. Предположительно, автор согласен с представлением о физической реальности как ментальном отражении? (В работе указано «телесное как преломленное в ментальное сфере физическое»). В этом ключе отмечается, что социум – это сфера коллективной ментальности и совершаемых на основе этой ментальности действий. Само положение требует пояснения и может быть дискуссионным, но так до конца и не понятно согласен ли автор с ним? Или просто приводит в качестве обзора различные утверждения о социальности.
Актуальность темы в работе обоснована, на мой взгляд, достаточно. В работе даются определения ключевых понятий (в рамках данной темы – это важно), присутствует обращение к современным исследованиям по данной тематике, хотя и недостаточно. Например, я бы посоветовала автору обратиться к статье: Cолдатова, Г. У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики / Методология отдельно в статье не обозначена, но автор вспоминает в вводной части о социальной феноменологии, где «общественное сознание предстает как интерсубъективная реальность, а реальность общественной жизни — как результат конструирования ее индивидами в ходе совместной жизни и коммуникации». Однако прямого использования феноменологического метода в статье не удалось обнаружить.
В статье Г.У. Солдатовой как раз на основе феноменологического анализа и трансдисциплинарного подхода проводится исследование «в области разработки теоретической концепции цифровой социализации по влиянию цифровых трансформаций на человека и его поведение». Здесь же описаны основные методологические подходы по отношению к феномену цифровой социализации.
В качестве положительного момента можно отметить выделение автором характерных черт новой цифровой социализации. В статье указывается, что основы прежней социализации с элементами традиционных форм сохраняются, однако необходимо обратить внимание на возникновение такого феномена как дополнительная реальность, за счет которой и происходит расширение как самой «социальности», так и соответственно возможностей, объемов и форм «социализации».
К другим важным моментам в работе можно отнести выделение как положительных, так и отрицательных сторон феномена «Диджитализации». Автор, подробно описывая специфику виртуального мира, пишет, что «метаверсы несут целый ряд рисков». Так, например, поднимается, довольно острый, на мой взгляд, вопрос, связанный с формированием зависимостей (поскольку в новой реальности более яркие ощущения и т.д.).
В современном научном мире продолжает обсуждаться тема отчуждения человека от подлинной реальности, связанная с его стремлением все больше времени проводить в мире цифровых симуляций. Если речь идет о личности, то можно согласиться с автором, что: «даже в самом совершенном виртуальном пространстве участвует цифровая симуляция личности, которая может как в точности отображать ее черты и свойства, так и кардинально отличаться от реального референта, воплощая, к примеру, идеальное Я».
Не менее серьезной проблемой является все более возрастающая «вероятность манипуляции сознанием пользователя в виртуальном пространстве метавселенной, слежения, несанкционированного доступа к персональным данным и т.д.»
Поднимается в статье вопрос и о длительном пребывании в симуляционном виртуальном пространстве, которое как считает автор, не является естественным для организма человека.
Спорные моменты и замечания, на которые хотелось бы обратить внимание автора:
1. Есть вопросы по разбивке текста на части. Автор выделил введение, обсуждение результатов, выводы. А где основная часть? (хотя она скорее и представлена в обсуждении результатов, но это явно не одно и тоже).
2. Возможно, автору надо более четко определиться с методологией.
3. Хотелось бы увидеть, что автор считает новизной своей работы, особенно в сравнении с уже известными работами по данной тематике.
4. В заключении явно не достаточно выводов именно по вопросам, связанным с цифровой социализацией.
Таким образом, выводы, сформулированные в статье, требуют доработки, поскольку не отражают главную заявленную мысль автора.
Задачи, поставленные автором в рамках данной статьи, выполнены.
Не смотря на высказанные замечания, данная тема, на мой взгляд, имеет хорошие перспективы и может быть интересна для широкого круга аудитории.
Характер и стиль изложения материала соответствуют основным требованиям, предъявляемым к научным изданиям такого рода. Статья в целом логично выстроена, стилистически выдержана. В целом содержательная часть представленной статьи соответствует требованиям научного текста, кроме заключительной части.
По тексту сделаны необходимые ссылки.
Библиография отражает исследовательский материал и оформлена в соответствии с требованиями.
В результате знакомство со статьей, оставило неоднозначное впечатление, явно не хватило новизны (как видит ее сам автор в работе). Но в целом работа интересна и очень актуальна, написана хорошим научным языком.
Таким образом, статья «Социальность и социализация в условиях цифровизации общества», на мой взгляд, может быть рекомендована к публикации с учетом высказанных замечаний и доработанным заключением.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования представленной статьи выступает процесс социализации в условиях современного общества, важной частью которого становится метаверс как один из наиболее значимых трендов прогресса в IT-сфере. Автор обращается к исследованию тех, изменений, которые приносит в социум и социальность процесс цифровизации и, которые, неминуемо сказываются на социализации личности.
Методология исследования. Автор исследует проблему современной социализации совмещая апеллирование к уже существующим по теме исследования работам с личным анализом ситуации.
Актуальность исследования очевидна и связана с теми изменениями, которые переживает современное общество и личность. Автор справедливо замечает, что формирование человека как разумного социального существа происходило в условиях объективной физической реальности и процесс социализации, как «догоняния» отдельным человеком общества, также был задан физической реальности и социобиологической природы человека. В современном мире ситуация существенно меняется, человек оказывается включен не только в физическую, но и виртуальную реальность. Социализация последних поколений происходит иначе, нежели социализация их предшественников и необходимо понять особенности этого процесса. В том числе и опасности, которые могут встретиться в процессе социализации в цифровом обществе.
Научная новизна заключается, главным образом, в постановке проблемы и обращении автора к обсуждению особенностей социализации в ситуации диджитализации.
Стиль, структура, содержание. Стиль статьи научный, и расчитан на читателей, знакомых с темой исследования, автор использует специфическую терминологию без пояснений, что вполне оправдано в научной публикации. Структура работы включает четыре части с подзаголовками, что облегчает чтение текста и вносит четкость в изложение. Начиная свое исследование, автор обращается к описанию тех изменений, которые переживает социальность с вхождением в жизнь цифровых технологий. Дает краткий обзор тех новых элементов, которые возникают в повседневной жизни с проникновением в нее виртуальной реальности, возможностей, которые открываются для человека с ее использованием. Автор отдельно останавливается на осуждении того, что необходимо усвоить современному человеку в процессе социализации, ориентированной на жизнь в цифровом обществе и тех особенностях, которые приобретает сам процесс социализации, происходящий с использованием цифровых технологий. Автор акцентирует риски, которые привносят в жизнь человека метаверсы: подмена непосредственного общения виртуальным, коммуникация на уровне аватаров, ослабление невербальных аспектов коммуникации, фиксации на виртуальном пространстве, как более комфортном, вероятность манипуляции сознанием пользователя.
Библиография. Статья снабжена обширной библиографией, в которую входят работы по изучению информационного общества, виртуальной реальности и особенностей обучения в условиях цифровизации образования. Вместе с тем, автор опирается на старшие уже классическими работы Фуко, Бодрийяра, Нанси. В библиографию входят как русскоязычные работы, так и зарубежные исследования.
Апелляция к оппонентам. Автор выстраивает свое исследование в постоянном диалоге с современными авторами, работающими над аналогичной проблематикой. Библиографический список, включающий 21 работу, отражает достаточно широкий оппонентский круг.
Выводы статьи, касающиеся особенностей современной социализации, ведущей к формированию новой личности, существующей в физической и социальной реальности, имеющей реальную и виртуальную идентичности, будут интересны не только специалистам, но широкому кругу читателей.