Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Развитие технического творчества в системе дополнительного образования в России: на примере частного образовательного учреждения «Андромеда»

Кубеков Раис Ринатович

аспирант, кафедра Теоретической и инклюзивной педагогики, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42

Kubekov Rais Rinatovich

Postgraduate, Department of Theoretical and Inclusive Pedagogy, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML)

42 Moskovskaya str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russia

KubekovRR@ieml.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2022.4.38846

EDN:

LRWBYB

Дата направления статьи в редакцию:

27-09-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Проблема развития технического творчества детей и молодежи является актуальной проблемой научного исследования. Его проведение продиктовано потребностями современного общества. Реализация потребностей общества в технически образованных людях проявляется и в развитии педагогической практики. Предметом настоящего исследования выступает развитие технического творчества детей и подростков на примере деятельности частного образовательного учреждения дополнительного образования «Андромеда». Целью настоящей статьи является описание и обоснование современных подходов к развитию технического творчества детей и подростков. Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей по развитию творческих способностей учащихся с применением теоретической базы в данной области. Автор статьи рассматривает методы развития технического творчества, реализованные в данном учреждении, и подробно описывает процесс внедрения новых методов в образовательную программу на примере курсов по 3Д моделированию, определяя какие методы актуальны для решения основных задач программы. Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические исследования технического творчества учащихся получают практическое обоснование на примере деятельности ЧОУ «Андромеда». Интеграция теории и практики становится важной основой доказуемости эффективных форм работы с детьми и подростками и возможностью их популяризации в образовательной среде учреждений дополнительного образования. В результате исследования были сделаны выводы, что система дополнительного образования детей наделена уникальным потенциалом развития способностей учащихся, где техническое творчество является одним из активно развиваемых направлений в работе с обучающимися. Дополнительное образование, обладает высокой гибкостью в плане адаптации образовательных программ к современным требованиям подготовки специалистов будущего, а в процессе развития технического творчества ребенка активно проходит его социализация, формирование специальных навыков командной работы и креативного решения поставленных задач.


Ключевые слова:

система дополнительного образования, техническое творчество, педагогический эксперимент, развитие навыков, креативность, развитие творческого воображения, методы технического творчества, решение творческих задач, учебная программа, частное образовательное учреждение

Abstract: The development of technical creativity of children and youth is a pressing issue in scientific research. The needs of modern society dictate its implementation. The development of pedagogical practice reflects the realization of society's needs of technically educated people. The focus of this research is on the development of technical creativity of children and adolescents using the private educational institution "Andromeda." The purpose of this article is to describe and substantiate modern approaches to the development of technical creativity of children and adolescents. The methodological foundation of the research is the work of domestic and foreign researchers on the development of students' creative abilities through the application of theoretical foundations in this field. The author of the article considers the methods of technical creativity development implemented in the given institution and describes the process of new methods introduction into the educational program on the example of 3D modeling courses in detail. The scientific novelty of the research is that the theoretical research of students' technical creativity is given practical justification through the example of PEI "Andromeda" activity. The integration of theory and practice becomes an important foundation for demonstrating effective forms of work with children and teenagers and the possibility of their popularization in the educational environment of postsecondary institutions. The study concluded that the system of additional education for children has a unique potential to develop students' abilities, with technical creativity being one of the actively developed areas of work with students.


Keywords:

additional education system, technical creativity, pedagogical experiment, skills development, creativity, development of creative imagination, methods of technical creativity, creative problem solving, educational program, private educational institution

Введение

Техническое творчество имеет глубокие исторические корни, берущие свое начало с самого основания общества, появления орудий руда, развития человеческой мысли и индивида как части коллектива. Развитие технического творчества приобретает особую значимость в современных условиях, когда техническое мышление становится важной характеристикой современного человека. Это определило необходимость анализа теоретических источников и практического опыта развития технического творчества детей и подростков. Немаловажную роль в этом процессе играют учреждения дополнительного образования. Аналитическое оценивание и популяризация опыта одной из таких организаций выступает целью нашего исследования, в ходе которого делается краткий анализ развития проблемы в научной литературе.

Научное исследование творчества началось в 1950-е годы. Так, С. Л. Рубинштейн [20,21], Л. И. Анцыферова [3,4] , А. В. Брушлинский [7], А. Н. Матюшкин [17] и другие изучали субъективно осознанные звенья творческой деятельности, считая, что мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее решение, они рассматривали процессуальную сторону творческих актов [6]. Г. Я. Буш в книге «Методы технического творчества» писал о философских основаниях генезиса технического творчества, где указал на глубокие диалектические корни данного явления и классифицировал методы его применения [8].

Уровень технического творчества учащихся играет важную роль в развитии не только индивида, но и общества в целом. Способность мыслить нестандартно, применять интегральные знания из разных областей – это требование современного общества, которое становится неотъемлемой частью его существования.

Одним из самых известных исследователей сферы технического творчества является Г.С. Альтшуллер, в своих работах: «Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» [1]; «Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач» [2], он рассматривал творчество как важную часть любого процесса изобретательства и одним из основных качеств человека, который стремится создать что-то новое, либо решить сложную задачу. Он вел работу над методами РТВ (развитием творческой личности) основными из которых являются: использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения; прогностические функции научно-фантастической литературы; оператор РВС (параметрический оператор); метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ); фантограммы; метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей); ступенчатое конструирование; метод ассоциаций; метод тенденций; метод скрытых свойств объекта; взгляд со стороны; изменение системы ценностей; ситуационные задания; приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей); шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»; система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Кроме перечисленных методов решения задач, существуют и альтернативные, такие как:

- метод проб и ошибок;

- методы активизации поиска;

- мозговой штурм;

- метод фокальных объектов;

- морфологический анализ;

-метод контрольных вопросов;

- метод синектики.

Вышеперечисленные исследования представляют методологическую ценность для описания и анализа методов развития технического творчества в условиях частного образовательного учреждения «Андромеда».

Теоретические основы исследования

Теоретической базой исследования детского технического творчества, выступают научные положения, сформированные известными учеными, такими как: Л. С. Выготский [10], В. А. Горский [12], Г. Я. Буш [8], Г. С Альтшуллер [1,2], Т. В. Кудрявцев и И. С. Якиманская [16], И. Т. Глебов [11], Ю. С. Столяров, Г.С. Батищев [5], А.В. Брушлинский [6], В.В. Давыдов [13], Д.Б. Эльконин [23], Б.М. Кедров [14] и др.

Например, Выготский Л. С. считал, что способностью к творчеству обладает каждый человек от рождения. В книге «Воображение и творчество в детском возрасте» он определил творческую деятельность как такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [10]. Он уделил большое внимание проблеме воображения и творчества у детей, описал роль творческой работы для общего развития и становления ребенка, отмечая, что данная активность проявляется не сразу, а развивается постепенно, от элементарных форм в более сложные. Кроме того, Выготский Л. С. выявил, что фундаментом воображения всегда остается восприятие и материал, по которому будет строиться что-то новое, затем идет процесс переработки в результате чего, идея воплощается во внешних образах, оказывая влияние на реальный мир и общество.

Горский В. А. в своей работе «Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей технических кружков» рассматривал общие вопросы методики обучения техническому творчеству и конструированию. Он указал, что содержанием технического творчества школьников в кружках является решение технических задач (конструкторский, технологических и организационных) [12]. В результате, он выделил особенности организации занятий техническим творчеством и раскрыл логику конструирования устройств, где основными методами развития технического творчества являются: Объяснительно-иллюстративный; Метод личного показа, который является ответвлением объяснительно-иллюстративного и заключается в индивидуальном подходе к учащемуся; Репродуктивный метод, заключающийся в физической сборке тех или иных устройств из подручных материалов; Метод моделизма, который делится на несколько уровней сложности и предполагает сборку модели по алгоритму из определенных частей. Горский предполагал, что эти методы должны помочь педагогу приобщить школьников к проектно-конструкторской деятельности и оказать им психолого-педагогическую поддержку в социальном и профессиональном самоопределении, в аспекте технического творчества.

Исследуя работы предшественников, Буш Г. Я. предположил, что научно обоснованные методы технического творчества должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- они должны отражать обобщенный опыт работы изобретателей;

- быть достаточно понятно определены и легко актуализироваться;

- должны быть определены возможная роль и место метода в творческом процессе изобретателя, а также обобщены типовые условия применимости методов [8].

Классифицировав методы по признакам общности, детерминированности, назначению, уровню сложности, эвристическому принципу, он значительное внимание уделил последнему из них и выделил следующие группы методов технического творчества:

1. Методы эвристической аналогии, основывающиеся на стремлении человека к подражанию, где простейшие аналогии видит каждый, но скрытые доступны только настоящему изобретателю.

2. Методы инверсии, предполагающие поиск решений изобретательских задач в направлениях, противоположных традиционным, где за основу берется изменение расположения элементов технического объекта, уравновешивание нежелательных факторов средствами противоположного действия.

3. Методы эвристического комплекса, где в основе методов лежит объединение технических объектов, их элементов, функций, операций с другими объектами и даже живыми организмами.

4. Методы расчленения и редукции, основанные на способности человека расчленять явления на составные части и выделять причинно-следственные связи.

5. Методы эвристического комбинирования, базирующиеся на отражении мира в сознании человека и приспособлении технического объекта к возможностям человека, условиям окружающей среды [8].

Обращаясь к более современным исследованиям технического творчества, стоит выделить работу Моисеевой А. Н. «Инновационное развитие детского технического творчества в организации дополнительного образовании», где она дала определение техническому творчеству как виду деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны [18].

В статье «Техническое творчество: проблемы и пути развития», Щербакова Л. А. даёт определение данному термину как особому виду деятельности, который связан с научно-технической информацией, продуктивно-исследовательской работой, с использованием технических средств и информационных технологий и включающий научно-техническое, художественно-техническое и спортивно-техническое творчество [22].

Комаров А. И. в своей работе «Техническое творчество: сущность, генезис, развитие» определял техническое творчество как процесс разрешения противоречий, проявляющихся в ходе производства искусственных органов человеческой деятельности, т. е. создания техники [15]. Кроме того, его работа полностью посвящена сущности и генезису технического творчества, где он указал, что «синтетичность техники фиксировалась уже в древнегреческой философии, а внутреннее родство техники с наукой и искусством сопровождает ее на всем пути исторического развития» [15].

Стоит отметить, что глубокие исторические корни творческой деятельности как процесса самопознания человека, который проходит сквозь время и пространство, оставляя след в реальном мире в виде результатов творческой деятельности индивида как части коллектива – прослеживаются не только в работе Комарова А. И. Этой же точки зрения придерживается и Никитина Е. А. в работе «Техническое творчество как самопознание: к постановке проблемы», где проводит анализ сущности технического творчества с точки зрения философии и приходит к выводу, что глубинные основания творческих процессов традиционно связывают с проблемой бессознательного, а в процессе технического творчества происходит познание человеком самого себя в развивающемся техногенном мире [19].

В работе Глебова И.Т. «Методы технического творчества», творчество определяется как деятельность человека, направленная на постановку новой задачи, получение новых результатов при ее решении, приближающая исследователя к «Великой Достойной Цели» [11]. Под достойной целью он понимал ту, которая оказывает непосредственное влияние на уровень жизни общества. Самым важным результатом его работы стала объединенная группа методов технического творчества:

1. Метод разрешения технических противоречий.

2. Метод мозгового штурма.

3. Метод морфологического анализа.

4. Метод контрольных вопросов.

5. Метод эвристических приемов.

6. Методы алгоритмом решения изобретательских задач Альтшуллера.

7. Метод стандартов на решение изобретательских задач.

В статье «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества» Вараскин В. Н. предпринял попытку выявить сущность детского технического творчества в виде свода правил:

– у ребенка должно быть собственное место, где он мог бы свободно заниматься техническим творчеством;

– у ребенка должно быть индивидуальное свободное время и не сложные занятия, в которых они мог бы проявить творческие задатки к моделированию и конструированию;

– необходимо, чтобы значимые для ребенка взрослые люди своим примером показывали, что такое техническое творчество и привлекали бы к его познанию все пять органов чувств (зрение, слух, обаяние, осязание, вкус), для обеспечения наилучшего восприятия и удовлетворения от процесса познания;

– в процессе технического творчества необходимо избегать строгих указаний и ограничений, так как от рождения дети являются экспериментаторами и в любой сложной ситуации стараются найти свой собственный путь, который возможно будет отличаться от известного, но при этом будет иметь более творческую направленность;

– необходимо идти навстречу желаниям ребенка в изготовлении той или иной модели, которая им интересна в данный момент времени [9].

Путем интеграции вышеперечисленных определений творчества и технического творчества можно сформулировать более комплексное понятие технического творчества. Техническое творчество – это процесс решения задач технического характера, характеризующийся реализацией определенного алгоритма действий, с применением методов креативного и творческого подхода, где задачи направлены на создание виртуальных либо физических объектов, оказывающих воздействие на окружающий мир и общество в целом. Важно также отметить, что процесс развития технического творчества во многом зависит от:

- педагогических условий, в которых строится образовательный процесс;

- уровня развития техники и технологий;

- доступности информации широкому кругу учащихся;

- современных требований общества к будущим специалистам.

Организация эмпирического исследования

Учитывая вышеперечисленные факторы и на основе глубокого анализа исследований, был осуществлен эксперимент по развитию технического творчества детей в ЧОУ «Андромеда» (г. Казань). Суть эксперимента заключалась во внедрении и адаптации методов развития технического творчества учащихся в новой образовательной программе. Прежде всего был проведен анализ образовательных программ и направлений, которые представлены в данном учреждении. К ним относятся:

- программирование;

- мобильная робототехника;

- интернет вещей;

- нейротехнологии;

- профориентация;

- квадрокоптеры;

- 3д моделирование;

- дизайн и архитектура.

Сравнение количества основных направлений с подобными частными учреждениями дополнительного образования, такими как: Алгоритмика; Нетология; Школа 21; Акрум; Колибри; Технорама; Фанарт кидс; Без уроков; Робоскул; Эльскул; Робоунивер; Инжинириум, представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительная таблица наличия перечисленных направлений в подобных учреждениях дополнительного образования.

Наименование учреждения

Програм-

мирование

Робото-техника

Интернет вещей

Нейро-техноло-

гии

Проф-ориентация

Квадро-коптеры

3Д Модели-рование

Дизайн

и архи-тектура

Андромеда

+

+

+

+

+

+

+

+

Алгоритмика

+

-

-

-

-

-

-

-

Нетология

+

-

+

+

-

-

+

+

Школа 21

+

+

-

+

-

-

-

-

Акрум

+

+

-

-

-

-

-

-

Колибри

+

+

-

-

-

-

-

-

Технорама

+

+

-

-

-

-

-

-

Фанарт кидс

-

-

-

-

-

-

-

+

Без уроков

-

-

-

-

-

-

-

+

Робоскул

-

+

-

-

-

-

-

-

Эльскул

+

+

-

-

-

-

-

+

Робоунивер

-

+

-

-

-

-

-

-

Инжинириум

+

+

-

-

-

-

+

+

Как показано в Таблице 1 – комбинации направлений образовательных программ, которая реализуется в ЧОУ «Андромеда» не встречается, в полном составе, ни в одном из перечисленных образовательных учреждений, которые брались для сравнения. Таким образом, ЧОУ «Андромеда» имеет достаточно обширный перечень основных направлений в системе дополнительного образования, в то время как значительная часть из сравниваемых учреждений имеют всего два основных: программирование и робототехника. Важно отметить, что в Таблице 1 не учтены такие направления как: финансовая грамотность, актерское мастерство, языки и др., которые относятся в большей степени к гуманитарным, а не техническим и присутствуют в некоторых из представленных учреждений.

Кроме того, в ЧОУ «Андромеда» применяются следующие методы развития технического творчества, представленные в Таблице 2:

Таблица 2.

Методы, применяемые в частном образовательном учреждении Андромеда.

Наименование метода

Програм-

мирование

Робото-

техника

Инт.

Вещей

Нейро-

техно-

логии

Проф-

ориен-

тация

Квадро-

коптеры

Модели-

рование

Дизайн

и архи-

тектура

Метод золотой рыбки

+

+

+

+

Ступенчатое конструирование

+

+

+

+

+

+

Метод ассоциаций

+

+

+

+

+

Метод тенденций

+

+

+

+

+

Метод скрытых

свойств объекта

+

+

+

Взгляд со стороны

+

+

+

+

+

+

+

+

Изменение системы ценностей

+

+

Ситуационные задания

+

+

+

+

+

+

Приемы фантазирования

+

+

+

+

+

+

Метод проб и ошибок

+

+

+

+

+

+

Метод активации поиска

+

+

+

+

+

+

Мозговой штурм

+

+

+

+

+

+

+

+

Метод фокальных объектов

+

+

Морфологический анализ

+

+

+

+

+

Метод контрольных вопросов

+

+

+

+

+

+

+

+

Метод синектики

+

Метод разрешения

технических противоречий

+

+

+

+

+

+

Как показано в Таблице 2 – количество применяемых методов достаточно велико, но актуальность применения того или иного метода зависит от вида преподаваемой дисциплины. А программа преподавания определяется современными требованиями к специалисту будущего.

Данные показатели были достигнуты не сразу, а постепенно в процессе внедрения методов в образовательную программу, разработки и обновления методологической базы по каждой из дисциплин.

Для формирования более глубокого понимания данного процесса разберем одно из направлений, которое было внедрено в образовательную программу данного учреждения относительно недавно – 3Д моделирование. На этапе зарождения идеи внедрения новой программы имелись следующие исходные данные:

1. Планировалась разработка методики обучения и плана реализации образовательной программы по 3Д моделированию.

2. Планировался набор преподавательского состава.

3. Планировался набор учащихся.

В ходе разработки методики обучения были взяты основы из уже реализованных подобных программ в таких учреждения как «Алгоритмика», «Нетология», «XYZ» и других, а некоторые особенности и результаты их внедрения в систему дополнительного образования были учтены в программе школы «Андромеда», для достижения сбалансированного процесса развития навыков учащихся.

По итогам работы была разработана программа курса по изучению 3Д моделирования, длительностью восемь месяцев, разделенная на два семестра по четыре месяца. В программе основной упор сделан на практическую составляющую и проектную деятельность:

- первый семестр предполагал знакомство учащихся с 3Д графикой, её особенностями и понятийным аппаратом. Создание собственного проекта в программе Blender и Unity;

- второй семестр был рассчитан на более продвинутых учащихся, который прошли программу первого семестра, знакомы с 3Д графикой, анимацией и имеют свое портфолио проектов. Целью второго семестра является развитие углубленных навыков работы с программой Unity и Zbrush, а также разработка собственных проектов.

Пример первого занятия по программе курса представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1.

Первое занятие

На Рисунке 1, в упрощенном варианте, представлено первое занятие по программе курса 3Д моделирования, где описаны:

- цели занятия;

- задачи (поэтапно);

- результаты, которые должны быть достигнуты по итогам;

- домашнее задание для дальнейшей проверки на следующем занятии.

Главными компонентами, объединяющими два семестра программы и являющиеся неотъемлемой частью всего курса обучения – являются основные задачи, которые необходимо было решить в ходе реализации программы:

- научить детей командному взаимодействию;

- развить навыки планирования;

- развить навыки презентации проектов;

- развить навыки технического творчества;

- развить навыки пространственного мышления и креативности;

- научить применять методы генерации идей и решения творческих задач;

- получить профессиональную подготовку и сформировать стартовое портфолио, для дальнейшего развития в данной отрасли в качестве профессионала.

В программе курса задействованы следующие методы развития технического творчества учащихся:

- для определения этапов разработки, визуализации конечного результата и формирования понятной картины хода работы по проекту: метод активации поиска;

- для генерации новых идей, решения творческих задач: метод золотой рыбки, метод ассоциаций, приемы фантазирования, метод синектики;

- для формирования большого количества комбинаций действий для реализации проекта: мозговой штурм;

- для оценки этапов реализации проекта и конечного результата учащихся другими учащимися: взгляд со стороны, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод технических противоречий, метод фокальных объектов

- для непосредственной реализации проекта: метод проб и ошибок, ступенчатое конструирование.

Основными – системообразующими методами образовательной программы по 3Д моделированию являются:

- Метод активации поиска, который выбран с целью привить учащимся навыки грамотного построения процесса поиска на основные и дополнительные вопросы по реализации проекта, решению тех или иных задач, планированию и презентации проекта;

- Ступенчатое конструирование (метод выбран по причине соответствия специфике направления, которое базируется на модели запоминания – смотреть и повторять), где главной задачей было сначала научиться четко следовать алгоритму реализации проекта и создания 3Д модели, объектов творческой деятельности, а затем самостоятельно планировать и выстраивать процессы реализации;

- Метод мозгового штурма выбран по причине наилучшего усвоения учащимися алгоритма процесса его реализации, а также достаточной высокой узнаваемостью, проявленной в ходе опроса среди учащихся.

В программе курса приняло участие 30 школьников, где они были разделены на три малые группы и распределены в зависимости от имеющихся временных возможностей посещения курсов. По результатам контрольного тестирования учащихся, которое было проведено на первом занятии, на знание сферы 3Д моделирования, навыков технического творчества, навыков решения творческих задач и опыта работы с основными программами, были получены следующие результаты:

- только 5% из учащихся слышали о навыках технического творчества и решения творческих задач;

- 50% из учащихся слышали про 3Д моделирование и 3Д графику;

- 5% из учащихся владели начальными навыками работы в программах 3Д моделирования;

- 60% из учащихся имели представление о том, где применяется 3Д графика, но только 10% из них имели знания о том, как именно называются профессии, связанные с данной сферой;

- ни у одного из учащихся не было портфолио работ в данном направлении.

В ходе реализации образовательной программы применялось следующее оборудование и программное обеспечение:

- ноутбуки с определенными техническими характеристиками, которые способны осуществить бесперебойный доступ к современным программам;

- социальные сети: Telegram – для управления группой учащихся, своевременной подаче актуальной информации, а также общения и взаимодействия преподавателя с учениками в режиме онлайн;

- MS Teams для организации удалённой работы над проектом, и ведения онлайн-уроков;

- Trello, для организации структурированного управления проектом;

- проекторы и интерактивные доски для обеспечения комфорта передачи знаний, улучшения визуальной составляющей процесса обучения и повышения эффективности процесса запоминания пройденного материала.

В обучающей программе основной упор был не только на личностно-ориентированный подход взаимодействия между преподавателем и учащимися, который выполнял задачу поддержки процессов самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности, но и навыки командной работы.

Результаты исследования

По итогам эксперимента и реализации полного курса образовательной программы были достигнуты следующие результаты:

- У учащихся выработаны компетенции в сфере 3Д моделирования, развиты навыки технического творчества, которые заключаются во владении базовыми принципами решения творческих задач технического характера и алгоритмами поиска новых решений задач различного характера;

- У каждого из учащихся было сформировано портфолио из трёх проектов:

1) Два 3Д персонажа, два 3Д объекта окружения в Blender.

2) Анимация (видеоролик) в Blender.

3) Два проекта в Unity.

- Сформированы практические навыки командного взаимодействия;

- Сформированы навыки проектного планирования и презентации результатов деятельности;

- Сформированы навыки пространственного мышления и креативности;

- Получена профессиональная подготовка, которая станет фундаментом для дальнейшего развития учащегося в сфере дизайна и 3Д моделирования.

В ЧОУ «Андромеда» появилась собственная методическая база по программе 3Д моделирования. Получены положительные отзывы от детей, прошедших полный курс, а также родителей. Таким образом удалось набрать на следующий учебный год более 60-ти новых учеников. А 26 учащихся, прошедших прошлую программу интересуются дальнейшим развитием и обучением в данном учреждении.

С точки зрения дальнейшего развития программы, было принято решение записать серию видео-роликов по 3Д моделированию для дальнейшего их распространения. Были разработаны лекции с выступлениями на публику и принято участие в нескольких образовательных конференциях в Казани – Фестиваль идей и технологий Rukami.

Выводы

Таким образом можно сделать вывод, что система дополнительного образования детей наделена уникальным потенциалом развития творческих способностей учащихся. А техническое творчество является одним из активно развиваемых направлений в работе с обучающимися. Система дополнительного образования, обладая высокой гибкостью в плане адаптации образовательных программ к современным требованиям специалистов будущего, может быстро и четко реагировать на образовательные запросы родителей учащихся, формировать открытую среду развития ребенка. В процессе развития технического творчества обучающихся активно проходит:

- его социализация;

- формирование практических навыков командной работы;

- формирование навыков креативного решения поставленных задач;

- формирование навыков планирования;

- формирование навыков взаимодействия с оборудованием и программным обеспечением;

- подготовка учащегося к профессиональной деятельности и обеспечение его преимуществ на рынке труда;

Где, в свою очередь, комбинация методов развития технического творчества, применение технологий личностно-ориентированного подхода способствуют значительному развитию навыков и личности, а также увеличивают востребованность дополнительного образования такого формата во всем многообразии его направлений.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объектом исследования в представленной работе выступает система дополнительного образования, предметом – развитие технического творчества в данной педагогической среде.
Работа имеет классическую структуру, состоящую из теоретического обзора и экспериментальной части.
Текст работы выполнен с соблюдением основных норм научного стиля.
Представленную рукопись проблематично подвергнуть конструктивной критике с научно-аналитических позиций, поскольку она напоминает (и наиболее вероятно, является) фрагментом дипломной работы или магистерской диссертации. Даже название сформулировано точно так, как у ВКР по направлению “психолого-педагогическое образование“.
Теоретическая часть работы выполнена на приемлемом уровне. Заслуживает внимания подробный обзор авторов и направлений исследований, однако, работа выиграла, если бы автор не ограничился простым перечислением фамилий, но и указал определения, трактовки, сущность, структуру и содержание технического творчества в концепциях основных исследователей.
Не все авторы представлены в библиографии – это методический недочёт. Техническое творчество предполагает инновации, поэтому нелепым выглядит список литературы, где всего один источник 2020 и один 2011 года, а все остальные относятся к 20 веку. Библиография требует доработки.
Практическая часть исследования выполнена не в научно-аналитическом, а в отчётном формате.
Автор ограничивается только названием используемых методов и технологий работы, при этом не представляет их анализа, а именно:
А) отсутствует обоснование выбора тех или иных методов работы;
Б) отсутствует описание методов и технологий работы на уровне конкретных приемов и конкретной деятельности. Так читатели, не знакомые с данным инструментарием, не смогут понять суть работы из текста статьи;
В) отсутствует авторская точка зрения относительно преимуществ и недостатков описываемых методов. Эта информация может быть полезна читателям, имеющим схожий опыт работы. Исходя из этих пунктов, статья в подобном виде не может вызвать интерес у педагогической аудитории;
Г) Отсутствует обсуждение результатов исследования. Несмотря на глобальность названия “развитие ДО в России“ не представляется возможным понять, чем именно представленная организация способствует развитию отечественного ДО, в частности, например, в чем преимущество её подходов по сравнению с остальными;
Д) Отсутствует оценка результатов работы, которая в трудах с таким названием и содержанием должна выражаться либо в цифровом формате, либо в содержательном сравнении с деятельностью аналогичных организаций;
Е) Заключение наполнено фразами общего характера о значимости описываемой деятельности, что соответствует уровню курсовой работы, но не статьи в рецензируемом издании. Требуется тезисные выводы, отражающие основную суть исследования.
Отметим,что объём текста около 12 тысяч знаков очень мал для гуманитарной журнальной публикации и больше соответствует тезисам для сборника конференции.
Вывод: представленный текст требует доработки, а именно расширения с содержательной конкретизацией и описанием представленных методов работы на уровне конкретных действий участников образовательного процесса.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью «Развитие технического творчества в системе дополнительного образования в России: на примере частного образовательного учреждения «Андромеда»»
Актуальность темы исследования и ее соответствие специализации журнала «Педагогика и просвещение» не вызывает сомнение в связи с современными тенденциями социального развития, которые определяют приоритеты креативности, творчества в образовании, а конкретно в системе дополнительного образования в России.
Предметом исследования являются техническое творчество в системе дополнительного образования в современных условиях.
В качестве проблемного поля исследования представлен анализ таких категорий как «техническое творчество», «творческая деятельность», «методы технического творчества», «теория решения изобретательских задач», «детское техническое творчество». Выявлены и подробно проанализированы структурные элементы понятия «техническое творчество». Интерес представляет анализ эволюции понятий «техническое творчество» и «творческая деятельность».
Методология рецензируемой работы построена на основе интеграции системного и деятельностного и подходов. В статье применены такие методы исследования как сравнительный, структурный, функциональный, семантический анализ, синтез полученных результатов, аналогия и сравнение, дедукция и концептуализация, моделирование, эксперимент.
В статье достаточно детально реализованы систематизация и обобщение литературных данных, связанных с творческой деятельностью и техническим творчеством на основе сравнительно-сопоставительного обзора 23 литературных источников.
Статья обладает научной новизной, связанной с сопоставительным анализом различных методов технического творчества:
- сформулировано комплексное понятие технического творчества;
- представлены классификации методов технического творчества по признакам общности, детерминированности, назначению, уровню сложности, эвристическому принципу
- выявлены общие и частные требования к методам технического творчества;
- проанализированы методы развития творческой личности (использование научно-фантастической литературы; метод моделирования; метод разложения и синтеза фантастических идей; ступенчатое конструирование; метод ассоциаций; метод тенденций; метод скрытых свойств объекта; взгляд со стороны; изменение системы ценностей; ситуационные задания; приемы фантазирования; система упражнений по развитию творческого воображения);
- представлены альтернативные методы решения задач (метод проб и ошибок; методы активизации поиска; мозговой штурм; метод фокальных объектов; морфологический анализ; метод контрольных вопросов; метод синектики).
Структура статьи соответствует требованиям к научным публикациям.
Содержание статьи, в котором представлено экспериментальное исследование развития технического творчества детей на примере частного образовательного учреждения «Андромеда», соответствует ее названию.
Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография соответствует содержанию статьи и представлена 23 литературными источниками (1979 – 2021гг).
Результаты исследования обосновывают значимость теоретического и эмпирического исследования творческой деятельности детей, разработки и апробации программы развития технического творчества школьников.
Статья вызывает читательский интерес и может быть рекомендована к публикации.