Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:

Цифровизация и налоговый контроль: опыт зарубежных администраций и возможности его имплементации в России

Секушин Алексей Юрьевич

Магистр кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

127083, Россия, Москва, г. Москва, ул. Верхняя Масловка, 15

Sekushin Aleksei Yur'evich

, the department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation

127083, Russia, Moscow, Moscow, Verkhnyaya Maslovka str., 15

aleksey.sekushin@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-065X.2021.3.35625

Дата направления статьи в редакцию:

04-05-2021


Дата публикации:

27-05-2021


Аннотация: Предметом исследования является опыт зарубежных администраций по имплементации цифровых инструментов налогового контроля, развития сервисной функции налоговых органов. Опыт зарубежных администраций рассматривается в рамках реакции налоговых органов на проявления цифровизации, выражающиеся в том числе в появлении новых источников дохода и новых способов взаимодействия на рынке труда. Актуальность исследования определяется цифровой трансформацией экономики, в результате которой появляются новые виды взаимоотношений между налогоплательщиками, которые необходимо урегулировать со стороны налоговых администраций путём расширения возможностей и способов осуществления налогового контроля, а также трендом на клиентоориентированность налоговых органов. Автор проводит подробный обзор опыта западных стран по модернизации налогового администрирования и анализирует статистические данные для подтверждения выводов о позитивности такого опыта. При проведении исследования использованы методы системного, логического, сравнительного анализа, метод аналогии. На основе проведенного анализа автор приводит рекомендации по имплементации зарубежного опыта в налоговую систему России. Цель исследования – проанализировать опыт стран по применению цифровых технологий в сфере налогообложения, выделить наиболее удачные примеры цифровизации и оценить возможность применения зарубежного опыта налоговыми органами России. Новизна исследования заключается в предложении автором новых аспектов упрощения налоговой системы, введения новых инструментов налогового контроля и расширения круга облагаемых операций на основе опыта зарубежных налоговых администраций. Основным выводом данной работы является то, что внедрение рассмотренных в статье практик позволяет упростить налоговую систему, имплементировать цифровые инструменты налогового контроля и расширить налоговую базу в различных сферах экономики.


Ключевые слова:

Цифровизация, зарубежные налоговые администрации, налоговый контроль, криптовалюта, фриланс-платформа, инструменты налогового контроля, единый стандарт отётности, налоговое законодательство, автоматизированные системы контроля, налоги

Научный руководитель: Малкова Юлия Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Департамента налогов и налогового администрирования ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Abstract: The subject of this research is the experience of foreign administrations on implementation of the instruments of digital tax control and development of the service function of tax authorities. The experience of foreign administrations is viewed within the framework of the response of tax authorities to the manifestations of digitalization, which is also reflected in the emergence of new sources of income and new ways of interaction on the job market. The relevance of this research is defined by digital transformation of the economy, which entails the emergence of new types of relations between taxpayers that, which should be regulated by of tax administrations via expanding the capabilities and methods of tax control, as well as the trend towards customer-oriented tax authorities. A detailed overview is conducted on the experience of Western countries with regards to modernization of tax administration. The statistical data are analyzed for substantiating the conclusions on the positive nature of such experience. The author makes recommendations for the implementation of foreign experience in the Russian tax system. The goal of this work consists in the analysis of foreign experience of implementation of digital technologies in the sphere of taxation, outlining most successful examples of digitalization, as well as assessment of the possibility of implementation of foreign experience by the Russian tax authorities. The novelty lies in the author’s proposal of the new aspects of simplification of tax system, introduction of the new instruments of tax control, and expanding the circle of taxable transactions based on the experience of foreign tax administrations. The conclusion is formulated that the implementation of the practices considered in the article would lead to simplification of the tax system, implementation of the instrument of digital tax control, and expansion of the tax base in different economic sectors.


Keywords:

Digitalization, foreign tax administrations, tax control, cryptocurency, freelance marketplace, taxation measures, accounting unitary standard, tax legislation, automated control systems, taxes

Введение

В настоящий момент мировая экономика находится в перманентном состоянии трансформации. Одним из основных факторов трансформации является цифровизация, которая затрагивает практически все сферы экономики. Для эффективного регулирования новых способов управления рынками, способами продажи товаров и оказания услуг необходима трансформация органов государственной власти, в том числе и налоговых органов. ФНС России активно проводит политику цифровизации, делая упор на усовершенствование как контрольных функций, так и на клиентоориентированность. Российская Федерация занимает в рейтинге «Doing Business» довольно высокие позиции, однако по критерию «налогообложение» Россия занимает 58-е место[5]по состоянию на май 2019 года. В методологию оценки данного критерия входят: удобство подачи документов, уплаты налогов, подтверждение и получение вычетов по НДС, клиентоориентированность налоговых администраций, использование информационных технологий.

Развитие налогового контроля в условиях цифровой экономики является актуальной темой, ей посвящено значительное число современных научных исследований. Каждый год происходят изменения, связанные с трансформацией экономики, появляются новые инструменты налогового контроля. Учеными исследованы вопросы, касающиеся задач цифровизации налогового контроля, оценки ее эффективности и другие. В частности, Р. А. Петухова выделяет задачи цифровизации налогового администрирования, формирует проблематику данной сферы деятельности, а также предлагает возможные направления развития налогового администрирования в рамках цифровой экономики[14]. Е. Е. Смирнова предлагает показатели для оценки эффективности применения цифровых технологий в деятельности налоговых органов и оценки эффективности деятельности сотрудников налоговых органов в условиях цифровизации[15]. Также различными авторами предлагается анализ эффективности применения информационных технологий в налоговом контроле[16]. Однако в научном сообществе исследования зарубежного опыта модернизации налоговых администраций в условиях цифровой экономики представлены в небольшом объеме. К примеру, О.А. Ширинова описывает опыт зарубежных администраций[17], но автор не дает предложений по имплементации этого опыта в российскую практику.

Изучение опыта зарубежных администраций в части их реакции на вызовы, появляющиеся вследствие цифровой трансформации экономики представляется крайне актуальным. Анализ практики зарубежных администраций в части упрощения системы налогообложения, улучшения налогового климата и имплементации новых инструментов налогового контроля может стать основой для дальнейшего усовершенствования системы налогового контроля в нашей стране.

Исследование проводилось посредством применения методов системного, логического, сравнительного анализа, а также метода аналогии. Это позволило выявить успешные практики налогового администрирования зарубежных стран в условиях цифровизации и разработать предложения по их применению в реалиях российской налоговой системы.

Налоговый контроль операций с криптовалютами

Одним из проявлений цифровизации экономики стало появление криптовалют или цифровых активов. В последние годы они набирают все большую популярность, чему способствует рост числа стран, вводящих их в правовое поле. Однако увеличение числа транзакций с криптовалютами, вплетение их в финансовые цепочки и использование в качестве средства платежа или инвестирования влечет за собой необходимость контролировать доходы от операций с криптовалютами в рамках налогового законодательства. На данный момент в Российской Федерации обсуждаются и рассматриваются предложения о введении соответствующих поправок в НК РФ. Рассмотрим два различных подхода к налоговому контролю за криптовалютами, сложившиеся в зарубежной практике.

Австралийская налоговая администрация в последние несколько лет существенно продвинулась в реализации налогового контроля за операциями с криптовалютами. В первую очередь была введена обязательная регистрация для физических и юридических лиц, которые организуют торги криптовалютой, в налоговых органах Австралии. Также в рамках налогового контроля была внедрена автоматизированная система контроля «Data Matching», позволяющая отслеживать оборот криптовалют[2]. Стоит отметить, что данная программа используются налоговой службой Австралии для сбора и анализа данных в целях контроля за соблюдением норм налогового законодательства. В частности, автоматизированная система контроля может аккумулировать массив данных от организаторов торгов криптовалютой для подтверждения полноты уплаты налогов трейдерами. Также, согласно представителям налоговой администрации Австралии, данная автоматизированная система будет собирать данные из различных сторонних источников. Спектр данных варьируется от состояния финансового счета налогоплательщика, его связи с кошельками, использующимися для криптовалютных транзакций, до аккаунта в социальных сетях. «Data Matching» в отношении криптовалют была введена в апреле 2019 года. Также планируется, что «Data Matching» будет использоваться для предварительного заполнения налоговых деклараций в целях упрощения данного мероприятия для налогоплательщика. Данные будут собираться о физических и юридических лицах, которые были вовлечены в трейдинг с 1 июля 2014 года. Стоит отметить, что по состоянию на 2020 год в системе австралийских налоговых органов зарегистрировано 310 бирж по обмену криптовалютами, которые подают данные в налоговые органы о своих клиентах[1]. Налоговая администрация Австралии в году введения данного инструмента налогового контроля заявила, что планирует собрать 3 миллиарда долларов дополнительного дохода с трейдеров криптовалютой[1]. Согласно данным, представленным статическим бюро Австралии, в промежутке 2019-2020 годов налоговые поступления с налога на заработную плату снизились на 3,6%, при этом налоги на прочие доходы физических лиц увеличились на 0,2 %[13]. В прочие доходы входит налог на прирост капитала, которым облагаются криптовалюты. Разницу в поступлениях кроме прочего можно объяснить тем, что именно в этом финансовом году налоговая администрация Австралии ввела «Data Matching» в отношении криптовалют. В связи с этим налог на прирост капитала смог обеспечить положительную тенденцию поступлений в бюджет с налогов на прочие доходы физических лиц даже в условиях тенденции к их снижению.

Служба внутренних доходов США в части контроля за криптовалютами запустила программу «Operation Hidden Treasure»[9]. Целью данной программы является выявление нарушений налогового законодательства, связанного с обращением криптовалют. Для реализации данной программы в партнерстве с отделом уголовного розыска планируется привлечь специалистов, которые будут отслеживать в блокчейне случаи налоговых правонарушений. Также Служба внутренних доходов будет привлекать частные фирмы, которые занимаются блокчейн аналитикой для определения «аномалий» и свидетельств нарушения налогового законодательства. В частности, признаками махинаций могут являться:

  1. проведение транзакций, которые по объемам чуть ниже уровня, требуемого для отчётности;
  2. использование фирм-однодневок для сокрытия средств, а также для покупки и продажи криптовалют.

Иными словами, налоговые органы США будут использовать риск-ориентированный подход для обнаружения налогоплательщиков, которые скрывают налогооблагаемую базу. Для этого, в отличие от решения налоговой администрации Австралии, Служба внутренних доходов будет привлекать частных подрядчиков, которые будут проводить аналитическую работу для выявления наиболее вероятных случаев сокрытия доходов. Далее сотрудники налоговой службы будут выявлять объемы недополученных доходов бюджета от конкретного налогоплательщика.

Налоговая администрация США с 2014 года обязала налогоплательщиков указывать доходы от продажи криптовалют в качестве базы для исчисления налога на прирост капитала[19]. Согласно статистике деклараций, представленных в категории налога на прирост капитала физических лиц, представленной Службой внутренних доходов (Таблица 1), видно, что количество налоговых деклараций за данный промежуток времени изменялось незначительно.

Таблица 1 – Количество поданных деклараций по налогу на прирост капитала физических лиц

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Кол-во, тыс

23,993

24,268

24,278

24,043

25,4

25,426

Темп прироста

-

1,1%

0,04%

-0,9%

5,6%

0,10%

Источник: https://www.irs.gov/statistics/soi-tax-stats-individual-income-tax-returns-publication-1304-complete-report (Дата обращения: 07.05.2021)

Однако, согласно исследованию, проведенному P. Bucquet, M. Lermite, A.Jo [7], по состоянию на июнь 2019 года, в США занимались обменом криптовалюты 15,3 миллионов трейдеров со среднем оборотом в 147 386 биткоина в месяц, что не соответствует количеству поданных деклараций. Служба внутренних доходов с 2020 при составлении налоговой отчётности требует указывать информацию о материальной выгоде при взаимодействии с криптовалютами. По самым консервативным подсчётам уведомить о материальной выгоде должны будут 18–21 миллионов налогоплательщиков[21]. Исходя из этого, можно сказать о том, что налоговая администрация США при помощи нового подхода к контролю криптовалют может увеличить налоговые поступления на миллиарды долларов, так как в прошлых финансовых периодах фактически отсутствовали эффективные инструменты налогового контроля криптовалют. При этом представляется высоковероятным положительный исход для бюджетных поступлений.

Рассмотрев два различных подхода к налоговому контролю криптовалют, можно сказать, что они разительно отличаются. Подход Австралии к налоговому контролю заключается в том, что австралийские налоговые органы делают акцент на обязательную регистрацию организаторов торгов криптовалютой и последующее получение данных, их аналитику через автоматизированную систему. Налоговые органы США делают акцент на аналитику данных о транзакциях, которые находятся в свободном доступе в распределенных базах данных. Основная сложность в данном подходе заключается в том, что в блокчейне данные хранятся в зашифрованном виде, и основная деятельность налоговых органов сосредоточена на определении владельцев криптовалютных кошельков.

В части перспектив внедрения налогового контроля криптовалют в Российской Федерации следует учесть отдельные преимущества обоих подходов. Внедрение подхода Австралии позволит контролировать операции части налогоплательщиков, которые ведут деятельность через законных организаторов торгов криптовалютой. На данный момент законом о ЦФА[18] введены понятия оператора информационных систем и оператора обмена ЦФА. Иными словами, законодательство предусматривает легальный способ инвестирования в криптовалюту. Однако, для развития налогового контроля необходимо внести в законодательство требование об обязательном раскрытии информации о транзакциях клиентов легальных организаторов торгов криптовалютой. Для контроля за операциями через незарегистрированных организаторов или вне криптовалютных бирж, необходимо внедрение подхода Службы внутренних доходов США, то есть аналитика исходных данных из блокчейна. Преимуществом подхода налоговой администрации США является отсутствие необходимости дополнительных изменений в законодательстве, так как анализируется информация из открытых источников. Стоит отметить, что введение данных предложений без соответствующих изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации в части регулирования криптовалют не имеет целесообразности, поскольку не будет законодательной основы для вынесения решений о сокрытии налоговой базы.

Налоговый контроль фриланс-бирж

Еще одним из ярких проявлений цифровизации является появление новых способов взаимодействия на рынке труда. В частности, к ним относятся фриланс-биржи (фриланс-платформы). Фриланс-платформы необходимо рассматривать как источник дохода физических лиц и налоговой выгоды юридических лиц, что является новым вызовом для налогового контроля. Согласно налоговому законодательству РФ, такие платформы выступают в роли налогового агента при уплате НДФЛ, либо формируют чеки за самозанятого (если фриланс-биржа является посредником) при применении физическим лицом (предпринимателем) режима налогообложения в виде налога на профессиональный доход (далее НПД). Однако обязанность выступить в качестве налогового агента у платформы возникает только тогда, когда она становится источником дохода. В отдельных случаях платформы предлагают сделки без документооборота или служат лишь местом для поиска заказчиков и исполнителей, которые сами урегулируют вопрос об уплате. Следовательно, налогоплательщики, которые работают через такие платформы, получают возможности для невыполнения своих обязательств перед бюджетом. Соответствующая проблема требует решения, в связи с этим актуальным будет анализ опыта внедрения налогового контроля за деятельностью фриланс-бирж за рубежом.

Налоговая администрация Дании использует два подхода: налоговые проверки с целью получения данных о доходах за прошлые налоговые периоды и создание автоматизированной системы отчетности о доходах для будущего внедрения на всех платформах[3]. На данный момент проект создания автоматизированной системы находится на стадии тестирования с участием нескольких платформ в области аренды имущества. Суть автоматизированной системы заключатся в том, что либо каждый год, либо на основе каждой транзакции платформа обязана подавать данные о доходе пользователей в целях обложения налогами и социальными отчислениями. Согласно налоговым органам Дании, данная система повысила уровень соблюдения налогового законодательства. Стоит отметить, что Дания ввела специализированные налоговые вычеты для лиц, реализующих свои услуги через данные платформы, с целью предотвращения их ухода на общемировые платформы. Датская автоматизированная система находится на стадии тестирования, поэтому фактически сложно оценить эффективность введения такой системы. Однако, например, в пилотном проекте принимает участие крупная платформа для аренды имущества «Airbnb», которая напрямую направляет данные о доходах налогоплательщиков в налоговые органы. В 2019 налоговая администрация Дании направила 6000 уведомлений[20] физическим лицам о необходимости уплаты налога на доходы от сдачи в аренду имущества на основе данных, представленных компанией «Airbnb». Согласно данным[6], около 24 миллионов налогоплательщиков Европейского союза задействовано в сфере фриланса. Население Дании составляет 1,3% от общего количества граждан Евросоюза. Следовательно, реализация данной системы, при минимальном количестве задействованной рабочей силы в сфере фриланса, приведет к налогообложению как минимум 318 500 пользователей фриланс-платформ в Дании.

Налоговые органы Эстонии внедрили систему контроля за фриланс-платформами на основе добровольной подачи данных о доходах налогоплательщика. Налоговая администрация Эстонии стремится построить налоговый контроль, основанный на сервисной функции. В целях реализации сервисной функции налоговые органы Эстонии в партнерстве с фриланс-платформами ввели полуавтоматическую систему. Платформы для возможности подачи информации в налоговые органы встраивают в пользовательский интерфейс функцию представления годовой отчетности в налоговые органы о доходе, заработанном на данной платформе. Затем данные о доходах появляются в заранее заполненных налоговой службой декларациях. Согласно статистике[4], объем подоходного налога с 2017 года увеличился на 14 % по состоянию на 2019 год. Часть роста обеспечена представленной возможностью для налогоплательщиков подавать годовую отчётность в удобной форме.

Рассмотрев зарубежный опыт налогового контроля за фриланс-биржами, можно сказать о том, что Федеральная налоговая служба Российской Федерации придерживается практики Эстонии, расширяя реализацию сервисной функции с целью повышения налоговой дисциплины. Помимо этого, для соответствующей категории лиц, потенциально получающих доход через фриланс-платформы, у нас в стране действует налог на профессиональный доход, применяемый на добровольной основе. Добросовестные фриланс-платформы формируют чеки за налогоплательщика, ему остается только в указанный срок уплатить налоги. Однако опыт Дании и его имплементация в российскую практику может стать основой для дополнительного роста налоговых поступлений, поскольку позволит привлечь к уплате налогов рабочую силу, занятую в сфере фриланса.

Единый стандарт отчётности

Цифровизация влечет за собой не только появление новых объектов для налогового контроля, но и дает дополнительные возможности налоговым администрациям в части упрощения процессов взаимодействия с налогоплательщиками. На территории Европы в отдельных странах был введен единый стандарт отчетности. Разработанный ОЭСР единый стандарт отчётности SAF-T(Standard Audit File for Tax)[11] активно внедрятся в различных странах Европейского союза. Например, во 2020 году данный единый стандарт ввела Норвегия[10]. Данный вид отчётности используется для обмена налоговой информацией между налоговыми органами и организациями через систему электронного документооборота. В частности, он используется для проверки полноты уплаты НДС и обмена бухгалтерской отчетностью в электронном виде. Благодаря единому стандарту, налоговые органы и внешние аудиторы эффективнее и быстрее проводят налоговые проверки и аудит организаций и выявляют различные нарушения. При использовании SAF-T требуется меньшее количество документов, что упрощает взаимодействие с налоговыми органами. Широкий спектр данных, представленных в SAF-T, позволяет налоговым органам проводить всеобъемлющие налоговые проверки без требований о предоставлении дополнительной информации. Со стороны налоговых органов можно отметить, что использование единого стандарта позволяет сократить издержки благодаря более простому доступу к данным. Также в рамках интеграционного объединения упрощается взаимодействие между налоговыми администрациями стран, поскольку единый стандарт позволяет эффективнее обрабатывать получаемые данные об налогоплательщиках. Отметим, введение единого стандарта отчётности выгодно для бизнеса в рамках интеграционных объединений. Реализация товаров, работ, услуг в государствах, где также применяется SAF-T устраняет административные барьеры в части подачи отчётности в налоговые органы.

Примером эффективности введения данного единого может служить опыт налоговой администрации Румынии. Румыния является лидером в Евросоюзе по объему налоговых разрывов. Введение единого стандарта отчётности позволит привнести в бюджет дополнительно 1 миллиард евро по НДС, что эквивалентно 0,5 % ВВП Румынии[8]. Реализация SAF-T позволяет налоговым органам собирать больше данных, что приводит к повышению сборов и снижению количества налоговых разрывов по НДС. Опыт налоговой администрации Румынии является наиболее объективным в части имплементации SAF-T, поскольку общий уровень развития информационных технологий в налоговом контроле достаточно низкий.

Вывод

Анализируя ответ налоговых администраций зарубежных стран на проявления цифровизации, можно сделать вывод о возможности применения рассмотренных практик в Российской Федерации. Введение практик Австралии и США в сфере налогового контроля операций с криптовалютами в деятельность ФНС России позволит вести учёт налогоплательщиков, которые используют криптовалюту в своих финансовых схемах. Стоит отметить, что пока соответствующие поправки по налоговому контролю за криптовалютами не введут в Налоговый кодекс Российской Федерации, введение новых инструментов налогового контроля не имеет смысла, поскольку нет законодательной основы для истребования данных о криптовалютах, штрафов и обязательного декларирования. Согласно закону о ЦФА[18]у налогоплательщиков на данный момент есть право информирования о владении криптовалютой. Однако, рассматривая целесообразность введения данных инструментов, можно отметить, что совокупность мер контроля Австралии и США позволит эффективно выявлять налоговые правонарушения в сфере блокчейна.

Образование фриланс-бирж привело к возникновению новых вызовов для налоговых администраций. Анализ опыта налогового контроля таких бирж Данией и Эстонией позволяет сделать вывод о том, что, в первую очередь, необходимо ввести удобный и добровольный для налогоплательщика способ уплаты налогов. Данный аспект реализован ФНС России в рамках НПД. Однако, для раскрытия налоговой базы в полном объеме необходимо вводить практику, реализованную Данией. Она позволит получать информацию обо всех физических и юридических лицах, которые получают доход от платформ. Это позволит не только увеличить собираемость налогов, но и повысит социальную защищенность граждан.

Как было отмечено ранее, введение единого стандарта отчетности упросит взаимодействие между организациями и налоговыми органами, а также упростит проведение аудита. Следовательно, это может сократить трудовые и временные затраты на проведение налоговых проверок. Если рассматривать введение единого формата отчетности на уровне экономической интеграции нескольких стран, то данное нововведение позволит усилить интеграцию, поскольку упрощается взаимодействие между налоговыми администрациями стран-участниц. Стоит отметить, что зарубежные предприниматели отмечают и об отрицательных сторонах единого стандарта отчётности.

Анализ опыта зарубежных администраций позволяет сделать вывод о том, что многие страны проводят трансформацию налогового контроля в условиях цифровизации. Внедрение рассмотренных в статье практик, позволит упростить налоговую систему, имплементировать цифровые инструменты налогового контроля и расширить налоговую базу в различных сферах экономики.

Библиография
1. ATO Expecting To Collect $3 Billion in Tax Fines From Australian Cryptocurrency Traders This Season [Электронный ресурс] // Intrado GlobeNewsWire URL: https://www.globenewswire.com/news-release/2019/09/30/1922813/0/en/ATO-Expecting-To-Collect-3-Billion-in-Tax-Fines-From-Australian-Cryptocurrency-Traders-This-Season.html (Дата обращения: 08.05.2021)
2. ATO receives cryptocurrency data to assist tax compliance [Электронный ресурс] // Australian Taxation Office URL: https://www.ato.gov.au/Media-centre/Media-releases/ATO-receives-cryptocurrency-data-to-assist-tax-compliance/ (Дата обращения: 26.04.2021)
3. Daisy Ogembo, Vili Lehdonvirta Taxing Earnings from the Platform Economy: An EU Digital Single Window for Income Data? // British Tax Review [2020](1): 82-101
4. Details of Tax Revenue – Estonia [Электронный ресурс] // OECD URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REVEST (Дата обращения: 27.04.2021)
5. Ease of Doing Business ranking[Электронный ресурс] // The World Bank URL:https://www.doingbusiness.org/en/rankings (Дата обращения: 26.04.2021)
6. Gig economy: Europe tells companies to negotiate with workers or face new laws [Электронный ресурс] // Fortune URL: https://fortune.com/2021/02/24/gig-economy-europe-worker-rights-eu/ (Дата обращения: 07.05.2021)
7. How Many Active Crypto Traders Are There Across The Globe? [Электронный ресурс] // CH&CO URL: https://www.chappuishalder.com/wp-content/uploads/2019/06/Publication_Crypto-traders-06-2019.pdf (Дата обращения: 07.05.2021)
8. Deloitte: SAF-T can close one sixth of Romania’s massive VAT gap [Электронный ресурс] // Romania Insider URL: https://www.romania-insider.com/deloitte-saft-close-romania-vat-gap (дата обращения:22.05.2021)
9. Operation Hidden Treasure Is Here. If You Have Unreported Crypto, Get Legal Advice [Электронный ресурс] // Forbes URL: https://www.forbes.com/sites/irswatch/2021/03/06/operation-hidden-treasure-is-here-if-you-have-unreported-crypto-its-time-to-get-legal-advice/?sh=61a2b58b39c9 (Дата обращения: 25.04.2021)
10. SAF-T Financial [Электронный ресурс] // The Norwegian Tax Administration 2019 URL: https://www.skatteetaten.no/ (Дата обращения: 27.04.2021)
11. SAF-T: A New Era for Accounting, Tax and VAT [Электронный ресурс] // Deloitte URL: https://www2.deloitte.com/no/no/pages/audit/articles/saf-t-services.html (Дата обращения: 28.04.2021)
12. Tax Risk Transformation Optimizing and enhancement of Tax Risk Management [Электронный ресурс] // Deloitte URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/financial-services/deloitte-nl-fsi-tax-risk-transformation-optimizing-and-enhancement.pdf (Дата обращения: 27.04.2021)
13. Taxation Revenue, Australia [Электронный ресурс] // Australian Bureau of Statistics URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/government/taxation-revenue-australia/latest-release#major-categories-of-taxation-revenue (Дата обращения: 08.05.2021)
14. Петухова, Р. А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики / Р. А. Петухова, Я. А. Григорьева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 46. – С. 303-316. – DOI 10.17223/19988648/46/21.
15. Смирнова, Е. Е. Оценка эффективности деятельности налоговых органов в условиях цифровизации экономики / Е. Е. Смирнова // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – Т. 11. – № 2. – С. 149-154. – DOI 10.26794/1999-849X-2018-11-2-149-154.
16. Хасанова, С. С. Оптимизация работы ФНС по проведению налогового контроля в условиях цифровой экономики / С. С. Хасанова, Ф. Ж. Антаева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 10-2(56). – С. 140-143. – DOI 10.24411/2411-0450-2019-11276.
17. Ширинова О. А. Зарубежный опыт внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов / О. А. Ширинова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4(39). – С. 447-450. – DOI 10.24411/2304-6139-2020-10511.
18. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (Дата обращения 01.05.2020)
19. Virtual Currencies [Электронный ресурс] // IRS URL: https://www.irs.gov/businesses/small-businesses-self-employed/virtual-currencies (Дата обращения: 07.05.2021)
20. Hazzaa L. The impact of New Collaboration between Airbnb and Danish Tax Authority. – 2020.
21. IRS launches Operation Hidden Treasure and the implications for CPAs [Электронный ресурс] // Thomson Reuters URL: https://tax.thomsonreuters.com/blog/irs-launches-operation-hidden-treasure-and-the-implications-for-cpas/ ( Дата обращения: 10.05.2021)
References
1. ATO Expecting To Collect $3 Billion in Tax Fines From Australian Cryptocurrency Traders This Season [Elektronnyi resurs] // Intrado GlobeNewsWire URL: https://www.globenewswire.com/news-release/2019/09/30/1922813/0/en/ATO-Expecting-To-Collect-3-Billion-in-Tax-Fines-From-Australian-Cryptocurrency-Traders-This-Season.html (Data obrashcheniya: 08.05.2021)
2. ATO receives cryptocurrency data to assist tax compliance [Elektronnyi resurs] // Australian Taxation Office URL: https://www.ato.gov.au/Media-centre/Media-releases/ATO-receives-cryptocurrency-data-to-assist-tax-compliance/ (Data obrashcheniya: 26.04.2021)
3. Daisy Ogembo, Vili Lehdonvirta Taxing Earnings from the Platform Economy: An EU Digital Single Window for Income Data? // British Tax Review [2020](1): 82-101
4. Details of Tax Revenue – Estonia [Elektronnyi resurs] // OECD URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REVEST (Data obrashcheniya: 27.04.2021)
5. Ease of Doing Business ranking[Elektronnyi resurs] // The World Bank URL:https://www.doingbusiness.org/en/rankings (Data obrashcheniya: 26.04.2021)
6. Gig economy: Europe tells companies to negotiate with workers or face new laws [Elektronnyi resurs] // Fortune URL: https://fortune.com/2021/02/24/gig-economy-europe-worker-rights-eu/ (Data obrashcheniya: 07.05.2021)
7. How Many Active Crypto Traders Are There Across The Globe? [Elektronnyi resurs] // CH&CO URL: https://www.chappuishalder.com/wp-content/uploads/2019/06/Publication_Crypto-traders-06-2019.pdf (Data obrashcheniya: 07.05.2021)
8. Deloitte: SAF-T can close one sixth of Romania’s massive VAT gap [Elektronnyi resurs] // Romania Insider URL: https://www.romania-insider.com/deloitte-saft-close-romania-vat-gap (data obrashcheniya:22.05.2021)
9. Operation Hidden Treasure Is Here. If You Have Unreported Crypto, Get Legal Advice [Elektronnyi resurs] // Forbes URL: https://www.forbes.com/sites/irswatch/2021/03/06/operation-hidden-treasure-is-here-if-you-have-unreported-crypto-its-time-to-get-legal-advice/?sh=61a2b58b39c9 (Data obrashcheniya: 25.04.2021)
10. SAF-T Financial [Elektronnyi resurs] // The Norwegian Tax Administration 2019 URL: https://www.skatteetaten.no/ (Data obrashcheniya: 27.04.2021)
11. SAF-T: A New Era for Accounting, Tax and VAT [Elektronnyi resurs] // Deloitte URL: https://www2.deloitte.com/no/no/pages/audit/articles/saf-t-services.html (Data obrashcheniya: 28.04.2021)
12. Tax Risk Transformation Optimizing and enhancement of Tax Risk Management [Elektronnyi resurs] // Deloitte URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/Documents/financial-services/deloitte-nl-fsi-tax-risk-transformation-optimizing-and-enhancement.pdf (Data obrashcheniya: 27.04.2021)
13. Taxation Revenue, Australia [Elektronnyi resurs] // Australian Bureau of Statistics URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/government/taxation-revenue-australia/latest-release#major-categories-of-taxation-revenue (Data obrashcheniya: 08.05.2021)
14. Petukhova, R. A. Nalogovoe administrirovanie v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki / R. A. Petukhova, Ya. A. Grigor'eva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. – 2019. – № 46. – S. 303-316. – DOI 10.17223/19988648/46/21.
15. Smirnova, E. E. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti nalogovykh organov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki / E. E. Smirnova // Ekonomika. Nalogi. Pravo. – 2018. – T. 11. – № 2. – S. 149-154. – DOI 10.26794/1999-849X-2018-11-2-149-154.
16. Khasanova, S. S. Optimizatsiya raboty FNS po provedeniyu nalogovogo kontrolya v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki / S. S. Khasanova, F. Zh. Antaeva // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. – 2019. – № 10-2(56). – S. 140-143. – DOI 10.24411/2411-0450-2019-11276.
17. Shirinova O. A. Zarubezhnyi opyt vnedreniya tsifrovykh tekhnologii v deyatel'nost' nalogovykh organov / O. A. Shirinova // Vestnik Akademii znanii. – 2020. – № 4(39). – S. 447-450. – DOI 10.24411/2304-6139-2020-10511.
18. Federal'nyi zakon ot 31.07.2020 N 259-FZ "O tsifrovykh finansovykh aktivakh, tsifrovoi valyute i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii" // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (Data obrashcheniya 01.05.2020)
19. Virtual Currencies [Elektronnyi resurs] // IRS URL: https://www.irs.gov/businesses/small-businesses-self-employed/virtual-currencies (Data obrashcheniya: 07.05.2021)
20. Hazzaa L. The impact of New Collaboration between Airbnb and Danish Tax Authority. – 2020.
21. IRS launches Operation Hidden Treasure and the implications for CPAs [Elektronnyi resurs] // Thomson Reuters URL: https://tax.thomsonreuters.com/blog/irs-launches-operation-hidden-treasure-and-the-implications-for-cpas/ ( Data obrashcheniya: 10.05.2021)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензируемой статье обобщается зарубежный опыт цифровизации в сфере налогового контроля и рассматривается возможность перенесения положительно зарекомендовавших себя практик в российскую действительность.
Методология исследования базируется на изучении опыта зарубежных администраций по использованию цифровых технологий в налоговом контроле. Актуальность исследования автором связывается с необходимостью изучения опыта зарубежных администраций в части их реакции на вызовы, появляющиеся вследствие цифровой трансформации экономики.
Научная новизна представленного исследования, по мнению рецензента, заключается в выводах о возможностях применения в нашей стране рассмотренных в статье практик по использованию современных информационных технологий для цифровизации налогового контроля операций с криптовалютами, контроля за деятельностью фриланс-бирж, а также использования единого стандарта отчетности.
В статье автором структурно выделены следующие разделы: Введение, Налоговый контроль операций с криптовалютами, Налоговый контроль фриланс-бирж, Единый стандарт отчётности, Вывод и Библиография.
В представленных материалах отмечается, что мировая экономика находится в перманентном состоянии трансформации и одним из основных факторов которой является цифровизация, затрагивающая многие сферы экономики, включая налоговый контроль. Несмотря на существенные преобразования в налоговой службе России, связанные с цифровизацией ее деятельности, автор статьи, ссылаясь на данные зарубежных рейтингов, отмечает наличие резервов в сфере налогового контроля, связанных с удобством подачи документов, уплаты налогов, подтверждением и получением вычетов по НДС, клиентоориентированности налоговых администраций и использованием информационных технологий. В работе рассмотрены три предметные области цифровизации, каждой из которых посвящены отдельные разделы статьи: налоговый контроль операций с криптовалютами в Австралии и США, налоговый контроль филанс-бирж в Эстонии, а также единый стандарт отчетности в Евросоюзе. В заключении статьи сделан вывод о том, что внедрение рассмотренных в статье практик позволит упростить налоговую систему, имплементировать цифровые инструменты налогового контроля и расширить налоговую базу в различных сферах экономики.
Библиографический список включает 16 источников, среди которых современные публикации иностранных и отечественных ученых в периодических научных журналах, официальные интернет-сайты, а также законодательные акты. На большинство приведенных в списке литературы источников в тексте имеются адресные ссылки, свидетельствующие о наличии в статье апелляции к оппонентам.
Однако, рецензируемая статья не лишена недоработок. Во-первых, в статье не указаны используемые в исследовании методы, а сам материал носит преимущественно обзорный характер. При описании положительные зарубежные практики не сопровождаются анализом числовой информации о результативности и эффективности их применения (за исключением упоминания о росте на 14 % поступлений от подоходного налога в Эстонии), в связи с чем достоверность полученных результатов может поставлена под сомнение. Во-вторых, в тексте статьи отсутствуют ссылки на библиографические источники под номерами 2 и 6. В-третьих, раздел статьи, посвященный единому стандарту отчетности, уместился всего в один абзац, состоящий мене чем из десяти предложений. Этого вряд ли достаточно для его всестороннего рассмотрения и суждения о возможности в Российской Федерации. В-четвертых, представляется, что в наименовании статьи предлог «по» можно опустить без какого-либо ущерба для передачи смыслового содержания.
В целом же рецензируемый материал подготовлен на актуальную тему, содержит интересные сведения о зарубежном опыте цифровизации налогового контроля, обладает элементами научной новизны и практической значимости, ориентирован на совершенствование налогового контроля за счет имплементации в нашей стране передовых зарубежных практик, однако отсутствие доказательной базы для признания такого опыта позитивным, неподкрепленность выводов расчетами и обоснованиями заставляют высказаться о необходимости доработки представленных материалов для их публикации в научном журнале.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Опираясь на теорию управления, где одной из функций менеджмента является контроль, можно говорить, что налоговый контроль и налоговое администрирование играют важнейшую роль в государственном налоговом менеджменте и налоговой политике. Работа по налоговому контролю остается одной из приоритетных для налоговых администраций развитых стран. В цифровой экономике налоговой контроль трансформируются, и при этом наблюдаются два взаимодополняющих процесса – развитие цифровых методов и инструментов налогового контроля и налогового администрирования, с одной стороны, и необходимость развития подходов к налогообложению цифровой экономики.
Представленная статья посвящена проблемам налогового контроля в цифровой экономике и соответствует тематике журнала. Заголовок статьи соответствует содержанию.
В статье выделены разделы, что соответствует представленным требованиям журнала «Налоги и налогообложение». Автор рассматривает опыт отдельных стран (США, Австралии, Дании, Румынии, Эстонии) в области налогового контроля цифровой экономики (электронной коммерции, фрилансеров, операций с криптовалютами) и возможности его применения в российской практике налогового контроля, внедрения в деятельность ФНС РФ.
В исследовании использованы известные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, логический метод и т.д. Среди специфических методов экономических исследований автором применен статистический анализ.
Выбранная тема исследования чрезвычайно актуальна. Актуальность поднятой в статье темы обусловлена тем, что, цифровая трансформация экономики требует соответствующего развития инструментов налогового администрирования и контроля. Налоги, сборы и таможенные пошлины, а также механизмы контроля полноты и своевременности их уплаты должны соответствовать развивающимся в рамках цифровизации технологиям, новым направлениям и моделям бизнеса, бизнес-процессов и финансовых транзакций.
Отраженные в статье результаты не иллюстрируют всего исследовательского поля. Данные налоговых администраций каких стран анализировались? Налоговый контроль в цифровой экономике или цифровые инструменты в налоговом контроле? По какому принципу определены страны, опыт которых рассмотрен в статье. Может ли быть дана сравнительная характеристика этого опыта? Могут ли быть рассмотрены инструменты по сравнению с аналогичными в других странах? Предлагаем дополнить информационно-статистический обзор по указанным направлениям. Он обогатит статью, в т.ч. и библиографический список, а также продемонстрирует широту кругозора автора.
Возможно, интересным будет также рассмотрение ситуации по введению цифрового налога, поскольку данное направление остается актуальным. Дискуссии по этому вопросу в ОЭСР, G20, ЕС не прекращаются. Вот уже несколько лет ведущие страны ОЭСР не могут решить вопрос с введением цифрового налога. И раньше 2025 г. компромисса, очевидно, не достигнут, несмотря на наличие широкого пула предложений и выбора между несколькими наиболее подходящими вариантами.
Статья обладает практической значимостью. Автор дает предложения по внедрению в практику налогового контроля ФНС РФ опыта налоговых администраций зарубежных стран. Ценным является характеристика и оценка возможностей и эффекта имплементации опыта налогового контроля в цифровой экономике в отечественную практику.
Проведенное исследование обладает элементами научной новизны, однако в явном виде автором она не сформулирована. Представляется, что она состоит в комплексном подходе к оценке текущих тенденций в развитии инструментов налогового контроля цифровой экономики и обосновании предложений по внедрению наиболее эффективных из них в деятельности ФНС РФ. Полагаем, что статью следует дополнить авторским видением научной новизны. Это повысит привлекательность исследования для широкой читательской аудитории журнала.
Стиль статьи является научным и соответствует требованиям журнала. Вместе с тем, статья не лишена отдельных опечаток и грамматических ошибок, например: «Согласно налоговым органам Дании».
Библиография представлена 21 источником, что соответствует требованиям журнала. Библиография сформирована, в первую очередь, сайтами и ресурсами налоговых администраций иностранных государств, а также отечественными и зарубежными исследованиями. Библиографический аппарат в настоящей статье позволил развернуть научную полемику, однако, апелляции к оппонентам не достаточны, их следует расширить.
К преимуществам статьи следует отнести следующее. Во-первых, актуальность и значимость выбранного направления исследования. Во-вторых, высокий уровень практической значимости статьи и выделение предложений по совершенствованию российской практики налогового контроля в цифровой экономике наиболее перспективными инструментами зарубежных налоговых администраций. В-третьих, обоснование сформулированных предложений. К недостаткам отнесем следующее. Во-первых, отсутствие иллюстрации масштаба проблемы, объема проведенного анализа (опыт каких стран?), систематизации результатов исследования. Во-вторых, недостаточность апелляций к оппонентам по столь актуальной и широко освещаемой в научной периодике и бизнес-сообществе теме. В-третьих, необходимость дополнения статьи сформулированной в явном виде оценкой элементов научной новизны проведенного исследования. Указанные недостатки требуют устранения.
Заключение. Представленная статья посвящена проблемам налогового контроля в цифровой экономике. Статья отражает результаты авторского исследования и может вызвать интерес читательской аудитории. Статья может быть принята к публикации в журнале «Налоги и налогообложение».