Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Экспертная оценка профессионально-важных качеств инженеров ракетно-космической отрасли

Ластовенко Дарья Викторовна

аспирант, кафедра социальных и гуманитарных дисциплин, ГБОУ ВО МО Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова

141074, Россия, Московская область, г. Королёв, ул. Гагарина, 42

Lastovenko Daria

Postgraduate student, the department of Humanities and Social Disciplines, Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, Pilot-Cosmonaut A. A. Leonov

141074, Russia, Moskovskaya oblast', g. Korolev, ul. Gagarina, 42

lastovenko_darya@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Музалевская Алёна Александровна

кандидат технических наук

доцент, кафедра техники и технологии, ГБОУ ВО МО "Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова"

141074, Россия, Московская область, г. Королёв, ул. Гагарина, 42

Muzalevskaya Alena Aleksandrovna

PhD in Technical Science

Docent, the department of Enineering and Technology, Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, Pilot-Cosmonaut A. A. Leonov

141074, Russia, Moskovskaya oblast', g. Korolev, ul. Gagarina, 42

muzalevskaya.aa@ut-mo.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2021.1.34924

Дата направления статьи в редакцию:

25-01-2021


Дата публикации:

18-03-2021


Аннотация: Представлено исследование, посвящённое изучению профессионально-важных качеств (ПВК) инженеров ракетно-космической отрасли (РКО) и специфики их профессиональной деятельности. Исследование представляет собой экспертную оценку деятельности и ПВК инженеров РКО. Программа исследования включала в себя несколько этапов. На первом этапе, после формирования релевантной экспертной группы, была проведена оценка характеристик деятельности и профессионально-важных качеств по методике экспертной оценки И. Л. Соломина. На втором этапе эксперты провели ранжирование значимых психологических характеристик в деятельности инженеров ракетно-космической отрасли и выделили психологические факторы, оказывающие влияние на решение ими профессиональных задач. По результатам исследования были выделены социально-экономические, производственно-технические и психологические характеристики деятельности инженеров РКО. Наиболее важными профессиональными качествами инженеров ракетно-космической отрасли явились: внимание, умение прогнозировать, нервно-психическая устойчивость, память, воображение и стрессоустойчивость. Для эффективного решения профессиональных задач инженерам РКО необходимо быть психологически устойчивыми к внешним воздействиям, быть способными поддерживать концентрацию внимания и т.д. Полученные данные целесообразно использовать с целью диагностики ПВК молодых специалистов, а также для проведения мероприятий по их развитию. Возможно проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие внимания, умения прогнозировать, а также нервно-психической устойчивости.


Ключевые слова:

инженер ракетно-космической отрасли, профессионально-важные качества, экспертная оценка профессии, решение профессиональных задач, инженерная деятельность, профессиональные компетенции, ракетно-космическая отрасль, субъект деятельности, профессиональное развитие, эксперт

Abstract: This article is dedicated to examination of the important professional competencies of aerospace engineers and specificity of their professional activity. The study represents an expert assessment of the activity and important professional competencies of aerospace engineers. The research program consisted of several stages. The first stage includes the formation of the relevant expert group and assessment of the characteristics of activity and important professional competencies based on the methodology of expert assessment of I. L. Solomin. The second stage implies the expert ranking of the important psychological characteristics in the activity of aerospace, and determination of psychological factors that affect the solution of professional tasks. Based on the acquired results, the author reveals the socioeconomic, industrial-technical, and psychological characteristics of the activity of aerospace engineers. The most important professional competencies of aerospace engineers include: attention span, ability to predict, psychic stability, memory, imagination, and distress tolerance. The effective solution of professional tasks by aerospace engineers requires psychological resilience to external influences, ability to maintain attention control, etc. The acquired data can be valuable in assessment of the important professional competencies of young specialists, as well as carrying out a set of measures aimed at developing attention span, ability to predict, and psychic stability.


Keywords:

engineer of the rocket and space industry, professionally important qualities, assessment of the profession, solving professional problems, engineering activity, professional competence, rocket and space industry, subject of activity, professional development, expert

Проблема обеспечения адекватного качества подготовки специалистов особенно актуальна для инженеров ракетно-космической отрасли, как одной из самых перспективных и развивающихся отраслей производства. Необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса определяется проблемами обучения и профессиональной подготовки инженеров РКО [3,7,8].

Процесс профессионализации субъекта взаимообусловлен синтезом индивидуальных особенностей личности и требований деятельности. Профессиональная деятельность преломляется субъектом через призму его возможностей, способностей, личностных черт и качеств.

Изучение содержания и сопоставления образа «Я» в профессии и образа «Я-профессионал» можно в качестве модели развития личности субъекта деятельности [2].

Профессиональная деятельность инженеров нередко становилась объектом изучения психологии труда и инженерной психологии, например в [1,4,5,6], однако специфическая группа инженеров РКО мало представленная в подобных исследованиях.

В своем диссертационном исследовании С. В. Новиков, на основе анализа решения инженерами задач повышенного уровня трудности, построил модель инженерной деятельности и выделил набор ПВК, значимых при решении таких задач. К числу необходимых ПВК он отнес: дивергентность мышления, эмпатию, способности анализа структурно-функциональных связей в ТО, общеинтеллектуальные качества инженеров [6].

Т. А. Майборода выделила 16 блоков инвариантных ПВК инженеров-технологов, инженеров-конструкторов и инженеров-организаторов. К ним она отнесла внимание, память, моторные и сенсорные качества, эмоционально-волевые, коммуникативные и управленческие качества, комплексные личностные качества, мотивационные качества, стрессоустойчивость и др. [4,5].

По типу профессиональной деятельности, деятельность инженеров РКО находится на пересечении профессий технономического и сигнономического типа, по целям труда деятельность относится изыскательским профессиям. Профессии инженеров РКО большей частью относятся к классу эвристических, так как они связаны с анализом, исследованиями и испытаниями, конструированием и проектированием. Эти профессии требуют пространственно-образного и логического мышление, развитую зрительно-моторную координация, устойчивую концентрацию и распределенное внимание и т.д. [4]. В своей работе инженер РКО использует вещественные и невещественные (функциональные) средства труда [7,9].

Ракетно-космическая промышленность (РКП) считается одной из наиболее сложных и наукоемких отраслей производства, которая включает в себя научно-исследовательские, проектно-конструкторские и промышленные предприятия сектора. Предприятия РКО включают в себя конструкторские бюро, ракетно-космические заводы, испытательные центры, филиалы ракетно-космических центров на и иные вспомогательные подразделения.

Область профессиональной деятельности инженеров ракетно-космической отрасли касается проектирования, производства, модернизации и ремонта космических комплексов, военных ракетных комплексов, объектов наземного оборудования космических систем, образцов ракетно-космической техники (РКТ) гражданского и военного назначения, а также совокупной наземной ракетно-космической инфраструктуры.

Объектами профессиональной деятельности инженеров РКО выступают космическая и боевая ракетная техника, двигатели и двигательные установки, приборы (радиоэлектронная аппаратура, оптика и тд.), наземная инфраструктура и т.д.

Целью проведённого исследования стало выявление профессионально важных качеств инженеров ракетно-космической отрасли.

На первом этапе исследования был проведен отбор специалистов для экспертизы и их последующий индивидуальный опрос по методике экспертной оценки профессий И. Л. Соломина [11]. Экспертами стали инженеры РКО и члены профессорско-преподавательского состава института ракетно-космической техники и технологии машиностроения ГБОУ ВО МО «Технологический университет им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова» в количестве 14 человек. В числе опрошенных 28,6% женщин и 71,4 мужчин. Подобное неравенство в процентах отражает реально существующее гендерную диспропорцию в ракетно-космической отрасли. В 2018 доля российских женщин, занятых высокотехнологичными видами деятельности в том числе, в сфере РКО, составляла 33,8%. [10]. Эксперты инженеры имеют высшее образование по направлению подготовки «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и стаж работы по специальности от 5 лет, преподаватели кандидаты технических наук с педагогическим стажем от 10 лет.

Затем, на втором этапе исследования, эксперты выделили психологические факторы, имеющие значение при решении профессиональных задач и провели ранжирование по 5-ти бальной шкале предложенных психологических характеристик.

В результате нами были проанализированы технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики деятельности инженеров РКО. Включенные в опросник технологические характеристики представлены в таблице 1 с указанием частоты выбора ответа в процентах.

Таблица 1. Технологические характеристики должности

Вопрос

Характеристика

1

Направленность деятельности инженеров РКО

Материалы и изделия, технические средства и оборудование (инструменты, механизмы, машины) (100%), на графическую (85,7 %) и числовую информацию (71,4%) (схемы, чертежи проектируемых изделий РКТ, таблицы, формулы).

2

Основные цели работы инженеров РКО

Познавательные цели (технические разработки объектов профессиональной деятельности инженеров РКО, научные исследования и разработки) (100%), материальные цели (промышленное производство, техническое обслуживание) (71,4%), военные цели (оборона) (42,9%).

3

Средства работы инженеров РКО

Собственные возможности человека (в основном мышление) (100%). Ручные инструменты и приборы, автоматизированные (71,4%) и механизированные средства (57,1%).

4

Трудовые операции в работе инженеров РКО

Умственные операции: проектирование, конструирование, вычисления и расчеты изделий РКТ, проверка, испытание, измерение и экспертиза проектируемых технических решений, исследования и стендовые эксперименты (НИР, НИОКР), анализ проблем (в том числе ошибок конструирования, расчётов), оформление документов в соответствии с отраслевыми стандартами (100%).

Физические операции: изготовление, сборка, монтаж и наладка работы изделий РКТ, управление техническими средствами и техобслуживание (71,4%).

Социальные операции: обучение молодых специалистов, инструктирование и тренировка, выполнение распоряжений и консультирование (71,4%).

5

Трудовые обязанности инженеров РКО

Разработка эскизных, технических и рабочих проектов изделий РКТ. Расчеты, выпуск конструкторской или технологической документации, анализ и решение задач технического и технологического характера и прочие обязанности по должностным инструкциям, в соответствии с занимаемой должностью на предприятии сектора.

6

Условия работы

Обычные условия работы, в основном помещении и в дневное время суток. По необходимости: командировки.

7

Основные критерии и показатели успешности деятельности

Оперативность и своевременность выполнения поставленных перед инженером задач (100%). Качество, надежность и безошибочность разрабатываемых технических решений, конструкторской или технологической документации. (71,4%)

8

Часто ошибок и ошибочных действий в деятельности инженеров РКО

Довольно часто, представляют собой часто встречающиеся события (57,1%). При разработке технологически и технических новых решений вероятность совершить ошибку возрастает (100%).

9

Последствия допущенных ошибок в деятельности инженеров РКО

Финансово-экономические последствия (ущерб техническим объектам, нарушение работы цеха и финансовые убытки организации) (100%).

Социальные последствия (возможна гибель сотрудников и/или нарушение здоровья сотрудников предприятия и иных людей) (57,1%).

10

Ошибки инженеров РКО

Ошибки в расчётах, в документации, допущенные технологические и конструкторские недочёты при создании ракетно-космической техники, анализе и прогнозировании.

Ошибки при контроле работ и производстве изделий РКТ.

11

Наиболее частные причины ошибок

Кадровые причины заключаются в недостатке квалификации инженеров (недостаточный уровень образования и/или опыт работы, несоответствие знаний и навыков занимаемой должности и выполняемым профессиональным задачам) и недостатки внимания (71,4%).

Утомление, недостаточная ответственность, небрежность, торопливость при выполнении задач (57,1%).

Работа инженеров РКО носит в основном постоянный характер и предполагает повременную оплату, должностной оклад, надбавку за выслугу лет и премии. Диапазон оклада в отрасли достаточно широк и зависит от конкретной занимаемой должности в частной или государственной организации, стажа, регалий инженера, региона проживания.

Экспертами неоднозначно оценивалась привлекательность инженерных профессий РКО среди населения. В основном они отмечали, что профессия сейчас обладает средней степенью привлекательности для молодежи. Для работы инженером в РКО необходимо иметь высшее профессиональное образование. В отрасли наблюдается гендерная сегрегация, так как в качестве инженеров работают в основном мужчины. Для эффективной работы в отрасли требуются экспертное знание предмета и узкоспециализированные компетенции.

Препятствием для трудоустройства могут стать медицинские противопоказания, к которым относятся: нарушения работы опорно-двигательного аппарата, тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы, головного мозга и ЦНС, также психические расстройства и др.

Профессия характеризуется физическими (повышенный уровень шума) и психологическими (однообразие деятельности, недостаток информации, сложность задач, необходимость одновременных действий, повышенная ответственность за результат проектирования РКТ) неблагоприятными условиями труда.

Выделенные экспертами психологические характеристики профессиональной деятельности инженеров ракетно-космической отрасли представлены в таблице 2.

Таблица 2. Психические процессы и функции, задействованные в деятельности инженеров РКО

Вопрос

Характеристика

1

Сенсорные процессы

Восприятие реальных предметов, изображений и пространственных характеристик отдельных частей и целого проектируемого изделия РКТ (расположения, размеров, углов, формы).

2

Интеллектуальные процессы

Концентрация внимания на отельных частях и целом объекте в течение длительного времени, быстрое переключение с одного объекта на другой.

Запоминание, сохранение и воспроизведение зрительной и связанной с количественными данными информации.

Оперирование наглядными пространственными представлениями.

Логический анализ и оперирование техническими показателями, числами, формулами, таблицами и схемами, сравнение, анализ, обобщение и классификация информации технического характера.

Аргументирование и обоснование проектируемых изделий РКТ (в том числе с использованием экономических обоснований).

Изобретение новых, оригинальных решений и вычисления проектируемых изделий РКТ.

3

Коммуникативные процессы

Соблюдение дисциплины, выполнение указаний и требований, сотрудничество и работа в коллективе.

4

Волевые процессы

Сохранение работоспособности в критических и внештатных ситуациях, принятие решений на уровне подразделений и уровне организации и ответственности за их полную или частичную реализацию, проявление инициативы и готовность к риску.

На втором этапе исследования задавался вопрос о психологических факторах, которые эксперты считают важными для эффективного решения профессиональных задач в работе инженеров РКО. Среди таких факторов эксперты отметили психологическую устойчивость к внешним воздействиям, концентрацию внимания, обучаемость, стрессоустойчивость и благоприятную атмосферу и доверительные отношения в коллективе.

Экспертам также предлагался список психологических характеристик, который необходимо было проранжировать по шкале Ликерта (от «качество совсем не важно в профессиональной деятельности» до «качество крайне необходимо в профессиональной деятельности») (Таблица 3).

Таблица 3. Результаты ранжирования экспертами психологических характеристик деятельности инженеров РКО

Характеристика

Сред. знач.

Сред. кв.откл.

1

Волевые качества

4,28

0,82

2

Коммуникативные качества

3,86

0,82

3

Память

4,71

0,41

4

Организаторские способности

3,86

1,06

5

Внимание

5

0

6

Умение разрешать конфликты

3

0,58

7

Моторные качества (точность и скорость движений)

2,86

1,06

8

Воображение

4,71

0,41

9

Умение прогнозировать

4,57

0,49

10

Стрессоустойчивость

4,71

0,49

11

Нервно-психическая устойчивость

4,71

0,49

12

Общительность

3,57

1,35

13

Энергичность

3,86

1,35

14

Открытость

2,86

0,77

15

Сенсорные качества (восприятие сигналов из окружающей или внутренней среды, например слух, осязание, обоняние и т.д.)

3,43

0,61

16

Гибкость

3,57

1,22

Наименее значимыми, по мнению опрашиваемых экспертов, характеристиками стали: умение разрешать конфликты, открытость и моторные (двигательные) качества.

Наиболее важными психологическими характеристиками инженера РКО с точки зрения экспертов являются: внимание, умение прогнозировать, нервно-психическая устойчивость, память, воображение и стрессоустойчивость.

В результате исследования была получены профессионально-важные и психологические качества инженеров РКО. Эти данные могут быть использованы при проведении процедуры профотбора, в профобучения, аттестации и расстановке персонала на предприятиях сектора, а также в процессе обучения студентов профильных направлений и молодых специалистов.

Библиография
1. Балакшина Е. В. Концептуальные основания изучения проблемы надежности инженерной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №9. URL: https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.13
2. Бодров, В. А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева-Москва : Институт психологии РАН, 2011.-624 с.
3. Кривопусков В. В., Цисарский А. Д. Современное состояние и перспективы развития системы подготовки специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли России [Электронный ресурс] / В. В. Кривопусков, А. Д. Цисарский // Гуманитарий Юга России. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-podgotovki-spetsialistov-dlya-predpriyatiy-raketno-kosmicheskoy-otrasli-rossii
4. Майборода, Т. А. Акмеологическое развитие инженера промышленного производства: теория и практика: монография / Т.А. Майборода; под общ. ред. Деркача А.А.. –М.: Илекса, 2010. – 363
5. Майборода, Т. А.Системно-исторический анализ профессионального развития инженера: акмеологический подход: монография / Т.А. Майборода; под общ. ред. Деркача А.А.; науч. ред. Е.В. Селезнева. – М.: Илекса, 2007. – 508 с.
6. Новиков, С.В. Профессионально важные качества, значимые при решении инженерных задач повышенного уровня творчества: дисс. ...к.псих. наук: 19.00.03 / Новиков С.В.-Москва, 1996.-165 с
7. Оценка системы подготовки инженерно-технических кадров: материалы комплексного исследования потребностей крупнейших региональных работодателей. Под общ. ред. Банниковой Л.Н. Екатеринбург: УрФУ, 2016. ООО «Издательский Дом «Ажур» 2016. 272 с.
8. Пальянов М.П., Римская О.Н. Новые компетенции инженера для космической отрасли // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-kompetentsii-inzhenera-dlya-kosmicheskoy-otrasli (дата обращения: 02.09.2019).
9. Подвербных О.Е., Тихонов А.И., Кукушкин С.Г. Профессиональные стандарты в оценке персонала ракетно-космического предприятия // Московский экономический журнал. 2018. №5 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-standarty-v-otsenke-personala-raketno-kosmicheskogo-predpriyatiya(дата обращения: 22.01.2021).
10. Подольская А. А. Карьерные стратегии женщин-инженеров на предприятиях ракетнокосмической отрасли: цели и возможности реализации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 467—489. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1671
11. Соломин И.Л. Современные методы экспрессдиагностики и профессионального консультирования. Спб., 2006. – С. 4
References
1. Balakshina E. V. Kontseptual'nye osnovaniya izucheniya problemy nadezhnosti inzhenernoi deyatel'nosti // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2020. №9. URL: https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.13
2. Bodrov, V. A. Aktual'nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki. Vypusk 2 / Pod red. V. A. Bodrova, A. L. Zhuravleva-Moskva : Institut psikhologii RAN, 2011.-624 s.
3. Krivopuskov V. V., Tsisarskii A. D. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy podgotovki spetsialistov dlya predpriyatii raketno-kosmicheskoi otrasli Rossii [Elektronnyi resurs] / V. V. Krivopuskov, A. D. Tsisarskii // Gumanitarii Yuga Rossii. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-podgotovki-spetsialistov-dlya-predpriyatiy-raketno-kosmicheskoy-otrasli-rossii
4. Maiboroda, T. A. Akmeologicheskoe razvitie inzhenera promyshlennogo proizvodstva: teoriya i praktika: monografiya / T.A. Maiboroda; pod obshch. red. Derkacha A.A.. –M.: Ileksa, 2010. – 363
5. Maiboroda, T. A.Sistemno-istoricheskii analiz professional'nogo razvitiya inzhenera: akmeologicheskii podkhod: monografiya / T.A. Maiboroda; pod obshch. red. Derkacha A.A.; nauch. red. E.V. Selezneva. – M.: Ileksa, 2007. – 508 s.
6. Novikov, S.V. Professional'no vazhnye kachestva, znachimye pri reshenii inzhenernykh zadach povyshennogo urovnya tvorchestva: diss. ...k.psikh. nauk: 19.00.03 / Novikov S.V.-Moskva, 1996.-165 s
7. Otsenka sistemy podgotovki inzhenerno-tekhnicheskikh kadrov: materialy kompleksnogo issledovaniya potrebnostei krupneishikh regional'nykh rabotodatelei. Pod obshch. red. Bannikovoi L.N. Ekaterinburg: UrFU, 2016. OOO «Izdatel'skii Dom «Azhur» 2016. 272 s.
8. Pal'yanov M.P., Rimskaya O.N. Novye kompetentsii inzhenera dlya kosmicheskoi otrasli // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-kompetentsii-inzhenera-dlya-kosmicheskoy-otrasli (data obrashcheniya: 02.09.2019).
9. Podverbnykh O.E., Tikhonov A.I., Kukushkin S.G. Professional'nye standarty v otsenke personala raketno-kosmicheskogo predpriyatiya // Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. 2018. №5 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-standarty-v-otsenke-personala-raketno-kosmicheskogo-predpriyatiya(data obrashcheniya: 22.01.2021).
10. Podol'skaya A. A. Kar'ernye strategii zhenshchin-inzhenerov na predpriyatiyakh raketnokosmicheskoi otrasli: tseli i vozmozhnosti realizatsii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2020. № 5. S. 467—489. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1671
11. Solomin I.L. Sovremennye metody ekspressdiagnostiki i professional'nogo konsul'tirovaniya. Spb., 2006. – S. 4

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Экспертная оценка профессионально-важных качеств инженеров ракетно-космической отрасли»

Предмет исследования – выявление профессионально важных качеств инженеров ракетно-космической отрасли.
В рамках исследования автор изучает заявленный предмет с точки зрения выявления разных направлений и исследовательских подходов, которые представлена в современной науке.
Методология исследования в целом соответствует заявленной теме.
Так, в ней применены методы обобщения литературных данных (материалы и исследования отечественных и зарубежных учёных), методы анализа наработанных в науке подходов к заявленной теме.
Эмпирическая часть исследования проведена в рамках двух этапов:
1 этап – отбор экспертов для оценки профессий по методике экспертной оценки И.Л.Соломина;
2 этап – ранжирование профессионально-важных качеств инженеров экспертам и выделение психологических факторов, детерминирующих решение профессиональных задач.
Для анализа данных применены метод ранжирования (шкала Ликерта), анализ процентного представления данных, а также среднее квадратично отклонение.
В исследовании приняли участие 14 респондентов, что недостаточно для обоснования закономерностей. Выборка не является репрезентативной.
Таким образом, с методологической точки зрения статья недостаточно соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы связана с повышенным вниманием к изучению проблем профессиональной и личностной готовности к выполнению профессиональной деятельности. Проведение исследования на примере инженеров ракетно-космической отрасли является важным, так как анализ ПВК на данной выборке позволяет повысить качество профессиональной подготовки и усовершенствовать систему подбора. Автор, к сожалению, говоря об актуальности данной темы, не подтверждает это статистическими данными, материалами нормативно-правовых актов.
Новизна представленной статьи прослеживается в решении проблемы профиля по профессии инженера РКО. Но в самом исследовании с точки зрения новизны решение не найдено.
Стиль, структура, содержание.
Статья недостаточно структурирована. В ней представлены введение, основная и заключительная части. Но во введении не представлена актуальность. А сама вводная часть является недостаточно логичной. Автор рассказывает о перспективности отрасли РКО. Затем упоминает о процессе профессионализации, далее обозначает необходимость сопоставления образа «Я» и образа «Я-профессионал». Далее в статье к этому вопросу автор не возвращается.
Отсутствие логики проявляется в описании цели работы. Так, цель заявленная в начале статьи связана с выявлением профессионально-важных качеств, а в выводах автор подводит итоги про ПВК и психологические качества.
В основной части автор описывает результаты эмпирического исследования. Требуется более детально описать методологию работы, увеличит выборку испытуемых. В статье представлены 3 таблицы, но их содержание также вызывает вопросы. Например, в таблице 1 обозначены примеры данных в процентах, но что они характеризуют, непонятно.
Также рекомендуется сопоставить полученные данные с наработанными в других исследованиях результатами.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на заявленную библиографию.
С точки зрения стилистики текста есть замечания. Например, автор применяет сокращённые наименования терминов – РКО, ПВК. Но при этом не даёт в тексте статьи их расшифровки. Целесообразно первично дать полное наименование и сослаться на сокращённый термин в последующем тексте статьи.
Библиография достаточно скромная. В ней представлены 11 источников, в основном – статьи из журналов, монографии, диссертационные исследования, которые проанализированы с учётом заявленной темы и методологии. Библиография представлена достаточно современными источниками, в том числе за 2020 и 2021 год. Тем не менее, рекомендуется расширить библиографию, так как заявленная тема является достаточно исследованной в науке.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи в целом отражает ее содержание. Методология статьи соответствует научному исследованию. Но требуется расшить терминологический аппарат статьи и представить в системе полученные результаты (желательно наглядно). Теоретический обзор по данной теме предполагает более глубокий сравнительный анализ научных подходов и исследований с конкретными примерами и аргументами, подкреплёнными цифровыми данными и выявленными закономерностями. Статья может быть рекомендована к публикации несмотря на замечания, так как последние носят рекомендательный характер.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории к статье может быть высоким после ее доработки. Интерес будет у HR-специалистов, психологов, рекрутеров.