Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений

Кабанова Ксения Владимировна

аспирант, кафедра Социальной и этнической психологии, Московский гуманитарный университет

111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5

Kabanova Kseniia Vladimirovna

Postgraduate student, the department of Social and Ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities

111395, Russia, g. Moscow, ul. Yunosti, 5

i_kseniya@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2021.4.34834

Дата направления статьи в редакцию:

11-01-2021


Дата публикации:

31-12-2021


Аннотация: На актуальность предпринятого исследования указывает тот факт, что абсолютно все современные исследователи в области семьи и брачно-семейных отношений единогласно заявляют о кризисе семейных ценностей и института брака в целом. Предметом данного исследования явились современные социально-психологические исследования семьи и брачных отношений. Целью исследования было выявить основные направления, в которых проводятся исследования, а значит, являющиеся наиболее актуальными и требующими внимания психологов. Основным методом исследования выступил теоретический анализ, который был осуществлен на основе диссертаций по данной проблематике за последние 10 лет и научных статей, вышедших в XXI веке.   Научная новизна данного исследования заключается в том, что были определены основные направления современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений, выполненных в XXI веке, а также, выделены новые социально-психологические феномены в предметном поле семьи и брачно-семейных отношений. В заключении делается вывод, что интерес ученых на современном этапе охватывает весь жизненный цикл семьи, каждый этап которого отличается своей спецификой, но в основе социально-психологических характеристик этого явления всегда лежат и детерминируют успешность каждого этапа, в первую очередь, взаимоотношения между супругами и взаимоотношения между всеми членами семьи. Автор приходит к выводу, что выход из кризисной ситуации, в которой сейчас находится институт семьи, во многом зависит от ее участников, немаловажную роль в этом процессе играет профессиональная работа психологов с их исследовательской деятельностью, разработкой программ и тренингов, профессиональным консультированием и т. д.


Ключевые слова:

семья, брак, брачные отношения, брачно-семейные отношения, современные социально-психологические исследования, социально-психологический анализ, современные тенденции, социальная психология, дети, родители

Abstract: The relevance of this research is substantiated by the fact that absolutely all modern researchers in the field of family and marriage relations unanimously claim the crisis of family values and the institution of marriage overall. The subject of this research is the modern socio-psychological studies of family and marriage relations. The goal lies in topical areas of research that require the attention of psychologists. The main research method is the theoretical analysis carried out on the basis of dissertations on the corresponding problematic for the recent decade, as well as scientific articles published in the XXI century. The novelty of this article consists in outlining the key vectors of modern socio-psychological research of family and marriage relations carried out in the XXI century, as well as the new socio-psychological phenomena in the subject field of family and marriage relations. The conclusion is made that at the present stage, the interest of scholars captures the entire life cycle of a family, where each stage is peculiar in its own way; but the socio-psychological characteristics of this phenomenon determine the success of each stage, primarily the relationship between the spouses and family members. The conclusion is made that the overcoming the current crisis of the institution of family largely depends on its participants, professional competencies of the psychologists  with their research activity, development of the programs and trainings, professional counseling, etc.


Keywords:

family, marriage, marriage relations, marriage and family relations, modern socio-psychological research, socio-psychological analysis, modern trends, social psychology, children, parents

Введение

Абсолютно все современные исследователи в области семьи и брачно-семейных отношений единогласно заявляют о кризисе семейных ценностей и института брака в целом [1-7]. Мы провели анализ современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений с целью выявления основных направлений, в которых проводятся исследования, а значит, являющихся наиболее актуальными и требующими внимания психологов. Анализ современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений, осуществленный на основе диссертаций по данной проблематике за последние 10 лет и научных статей, вышедших в XXI веке, позволяет определить основные направления исследований в названном проблемном поле.

Результаты анализа современных исследований

Анализ проблемного поля семьи и брачных отношений показывает, что значительная часть социально-психологических исследований в области семьи посвящена детской проблематике [8-14], в том числе, вопросам неполных [15] и приемных (замещающих) семей [1, 7]. И это не удивительно, т. к. репродуктивная функция и функция социализации признаются основными функциями семьи. Тем ни менее, в этой области семьи и брачных отношений также наблюдается кризис. Детско-родительское взаимодействие является областью научного интереса А. В. Усачевой [10], в результате ее исследования установлено, что пониманию внутреннего мира ребенка препятствует тот факт, что ребенок воспринимает происходящее не так, как взрослые. Проведя анализ процесса воспитания в семье в XXI в., А. В. Усачева обозначила проблемы, обострившиеся в эпоху глобализации, среди которых были названы снижение воспитательного потенциала семьи, ослабление связей между поколениями, снижение родительского авторитета и т. д. Вопрос социального взаимодействия рассматривается и в исследованиях И. С. Мякотина [13], а именно – фактор формирования и развития у детей и подростков социальной фобии, которым могут выступать особенности отношения родителей к ребенку. В диссертационном исследовании 2020-го года рассматриваются социально-психологические свойства личности при ранней социализации, выраженной наличием в семье наемного работника (няни) [14]. По его результатам было выявлено, что социально-психологические свойства детей, воспитывающихся с няней, отличаются от аналогичных свойств детей, воспитывающихся без таковой, низким уровнем выраженности признаков эмпатии, самостоятельности, направленности и активности во взаимодействии со сверстниками. Предметом изучения современных ученых становится и специфика процесса социализации подростков, воспитывающихся в неполных семьях [16-18]. Как показывают результаты исследований В. А. Иванченко [15], у подростков из неполных семей наблюдаются определенные особенности процесса социализации: более выраженный общий негативный эмоциональный фон в общении с взрослыми в школе (в младшем подростковом возрасте), что снижает успешность обучения ребенка (на средней ступени обучения) и ведет к более низкой авторитетности матери (по сравнению с подростками из полных семей), к трудностям в общении и в установлении контактов. Возможности успешной социализации подростков из неполных семей автор видит в характере межличностных отношений в системах «подросток­-родитель» и «подросток­-сверстники», а также, в социально-психологическом тренинге по развитию коммуникативных навыков.

Что касается приемных семей, исследования, проведенные в начале XXI века, определили специфику идентификации приемного ребенка в новой семье, этапы адаптации ребенка к семье, а семьи к ребенку, выявили проблемные точки этого процесса [19, 20]. Целью исследовательской работы О. Г. Япаровой [1] стало выявление социально-психологических детерминант успешного приемного родительства, ведущего к принятию ребенка и идентификации его с членами приемной семьи. В современных работах по социальной психологии вводится новый термин «жизнеспособность замещающей семьи», этому феномену посвящено обширное исследование А. В. Махнача [7]. Целью данного исследования стало обоснование нового научного направления в социальной психологии.

Не остается в стороне социально-психологических исследований и такое явление, как совладающее поведение в семье, позволяющее личности преодолеть стрессовую ситуацию через осознанные стратегии адекватными способами, которое в значительной степени зависит от восприятия детско-родительского взаимодействия [11]. Как и следовало ожидать, при восприятии матерями детско-родительского взаимодействия с позиции последовательности, удовлетворения, адекватного уровня строгости и контроля у детей младшего школьного возраста прослеживается эффективная стратегия решения проблем, при условии, что ребенок воспринимает отношения с матерью как удовлетворительные. Радость от общения с матерью, как показывают результаты исследований, повышает уверенность в собственных силах ребенка, его самооценку.

Проанализировав результаты современных социально-психологических исследований в области детско-родительских отношений и детской проблематики, можно сделать вывод, что семья не может полноценно выполнять свои функции по социализации и воспитанию детей, если нет взаимопонимания и гармонии в отношениях в семье в целом и между родителями, т. е. в брачных отношениях, в частности. Взаимоотношения между членами семьи, а в первую очередь, между родителями, лежат в основе благополучия брачно-семейных отношений, кризис в межличностных отношениях партнеров ведет к кризису семьи как малой группы и как социального института, поэтому этот спектр вопросов также лежит в научном поле социальной психологии и требует внимания ученых.

В проблемном поле брака и семьи в современных исследованиях предлагается новый социально-психологический феномен - семейный уклад [4]. Его суть заключается в единстве материально-предметной среды дома, семейной деятельности и межличностных отношений. По мнению Е. А. Юмкиной, семейный уклад может выполнять функции по сохранению семьи и обеспечивать оптимальные формы ее жизнедеятельности. Психологическую, смысловую и содержательную стороны семейного уклада составляют ценностные ориентации членов семьи. От сходства в ценностных ориентациях, личностной зрелости и психологической совместимости супругов будет зависеть стабилизация семейного уклада. Его связывают с исторической памятью семьи в вопросе передачи из поколения в поколение значимых смыслов ценностей, идеалов, культуры.

Достаточно часто в современных социально-психологических исследованиях поднимается вопрос межэтнических браков [21-23]. Изучаются социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака, формирование толерантности в условиях межэтнической семьи, влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростков и т. д. Р. А. Багарян [21] в своем исследовании отмечает, что устойчивость межэтнического брака зависит как от некоторых общих признаков любого удачного брачного союза, так и от специфических обстоятельств, связанных с межэтническими отношениями. Одним из признаков устойчивого межэтнического брака называется идентификация личности, автором выделяются ее типы. Высказывается мнение, что устойчивости межэтнического брака может способствовать как сохранение, так и стирание межэтнических различий между супругами. С. М. Каракотова, Л. М. Койчуева, Д. Х. Шаугенова [23] главным звеном сохранения целостности молодой межэтнической семьи называют толерантную культуру. По результатам исследования этнокультурной идентичности подростков из межэтнических семей было установлено, что на нее влияют такие социально-психологические условия семейной среды, как формирование мотивации выбора этнической культуры в результате совпадения ценностных ориентаций родителей и ребенка, положительное подкрепление практической вовлеченности ребенка в культуру этноса, этнокультурная идентичность самих родителей со своими этническими культурами и т. д. [22]. Наличие большого количества исследований, посвященных устойчивости межэтнических браков, в первую очередь, говорит об актуальности этого феномена. Во-вторых, повышенный интерес к изучению межэтнических браков указывает на специфику таких брачных отношений, на тот факт, что помимо общих характеристик, в ракурсе которых изучаются все брачно-семейные отношения, у межэтнических браков и семей есть свои особенности и нюансы, позволяющие выделить их в отдельный класс. Например, по мнению А. И Тащёвой, С. В. Гридневой, Т. Г. Стефаненко и О. А. Тихомандрицкой [24] от национального состава супружеской пары зависит удовлетворенность браком каждого партнера в отдельности и супружеской пары в целом.

Феномен удовлетворенности супружеством признается важнейшим психологическим критерием качества брачно-семейных отношений, ему посвящены и современные исследования. По мнению И. Парвана, для удовлетворенности браком позиции супругов должны быть близки по определяющим признакам, на основании которых строится психологическая проекция брака. Такими признаками являются: внешняя физическая привлекательность партнера; материальное обеспечение; социальные навыки и хозяйственно-бытовая роль; социальный статус партнера; характер, внутренний мир, личные качества и характерологические черты, включающие эмоционально-терапевтическую роль партнера; знания, эрудиция, компетентность в различных сферах [25].

Обращает на себя внимание ряд социально-психологических исследований, посвященных конфликтным ситуациям в семье [6, 26]. Б. М. Гасанова, А. М. Муталимова и Д. М. Даудова в своем исследовании разводят такие понятия, как «семейный конфликт» и «брачный конфликт». Семейный конфликт они трактуют как поэтапный социально-психологический кризис межличностных отношений, а брачный конфликт – как поэтапный социально-психологический кризис интимно-личностных отношений. Одной из причин конфликта в семье авторы называют отсутствие четких границ понимания домашних обязанностей мужа и жены [26]. Одним из факторов, являющихся причиной конфликтов в семье, называется отсутствие реализации мотивов вступления в брак у партнеров, что приводит к деструкции и кризису семейно-брачных отношений [6]. Изучаются и другие факторы, связанные с конфликтными ситуациями в семье, такие как измена и развод [27, 28]. Ученые пытаются выявить детерминанты супружеской измены (внешние и внутренние), ими выделяются подходы к пониманию этого явления, проводится параллель между супружеской изменой и мотивами вступления в брак. Одним из вариантов выхода из кризисных ситуаций в области взаимоотношений внутри семьи называется коммуникативный аспект данного взаимодействия. Подчеркивается, что «без анализа семейных отношений в современном обществе и речевого общения, в том числе и в конфликте, знания о личности и ее свойствах, а также о закономерностях установления и регулирования межличностных отношений будут неполными и односторонними» [29]. Также указывается на взаимосвязь между гендерными и ролевыми характеристиками и конструктивным разрешением семейных конфликтов [29], поднимается проблема психологической безопасности при организации жизнедеятельности человека [30-33], решение которой способствует выходу из конфликтных и кризисных ситуаций.

Большое внимание в современных социально-психологических исследованиях уделяется формам брака, причиной для этого является рост количества незарегистрированных (гражданских) браков. З. В. Спивачук полагает, что выбор формы брака партнерами зависит от их социально-психологических особенностей. В результате своих исследований она установила, что большинство семейных пар неосознанно ведут поиск собственной уникальной модели межличностных отношений. Автор приходит к заключению о появлении новой модели отношений – псевдопатриархального типа семейно-супружеских отношений. При таком типе семейно-супружеских отношений преобладает потребность в общении, интерес к личности и переживаниям другого, при этом отсутствует потребность в совместной деятельности [5].

В современной социальной психологии значительное внимание уделяется изучению феноменов «представления» (о брачном партнере, об отцовстве, семейной жизни и т. д.) и «отношение» (к семье и браку, к детям и т. п.) [5, 8, 10, 13, 34, 35-37]. В своих исследованиях Е. А. Чикалова [34] ставит своей целью выявление представлений молодых мужчин об отцовстве и определение соотнесенности их с нормами маскулинности. Одними из результатов проведенного исследования стало выявление двух ключевых тенденций молодых отцов. Одни ориентированы на активную вовлеченность в повседневную заботу о ребенке так же, как и в финансовое обеспечение семьи, другие считают профессиональную занятость более важной сферой. К первой категории были отнесены респонденты, ориентированные на модернизированную модель маскулинности, которая предполагает меньшую по сравнению с традиционалистской моделью маскулинности нормативность, отсутствие жёстких стандартов и требований поведения, гибкость и больше соотносится с индивидуальными особенностями личности. Л. В. Шукшина и О. В. Мизонова, изучая отношение современной молодежи к браку, получили следующие результаты: 50% их испытуемых на момент исследования находились в гражданском браке, притом что, большинство респондентов (67%) отрицательно относились к так называемому «гражданскому браку» [38]. Приведенные выше результаты исследований еще раз подтверждают тот факт, что область семьи и брачно-семейных отношений подвергается постоянной трансформации, новые веяния и тенденции отражаются на представлениях и отношении молодежи, которые они реализуют, в первую очередь, при построении своей семьи, иногда, вопреки своим личностным семейным ценностям.

Исследования «представлений» и «отношения» проводятся на стыке проблемных полей нескольких наук, вопросы данной проблематики поднимаются и в области педагогики, и в области социологии, их можно назвать междисциплинарными, и этот факт способствует дальнейшему развитию исследований этих феноменов, в том числе, в области социальной психологии.

В большинстве современных работ делается акцент на необходимости сохранения традиционной формы семьи как гаранта качества брачных отношений [39, 40], важнейшей задачей социальной психологии в области семьи и брака называется физическое и психологическое «оздоровление» брачно-семейных отношений, а решение ее может заключаться в поиске как факторов возникновения «дисфункции» этих отношений, так и путей их гармонизации [25, 41, 42].

Поднимая вопрос сохранения целостности семьи, нельзя обойти стороной тему семейных ценностей и ценностных ориентаций. Данная тематика интересует ученых в качестве фактора социально-психологической готовности к созданию семьи, рассматриваются психологические особенности семейных ценностей в супружеских отношениях, проводится анализ ценностной структуры супружеской системы [43-47]. Лебедева Л. А. и Рычкова О. Н. [43] на основе теоретического анализа проблем брачно-семейных отношений делают вывод, что ценностные ориентации на брак являются одной из важнейших характеристик современной семьи. Под ценностными ориентациями на брак они понимают иерархию отношений личности к ценностям, обеспечивающим стабильность брака. Степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, по их утверждению, во многом влияет на характер супружеских отношений. Гурбанова Л. М. [46] раскрывает психологическую суть формирования семейных ценностей и анализирует связь между семейными и национально-нравственными ценностями. Евдокимова Е. В. [44] в своем исследовании рассматривает семью как супружескую систему и выделяет те ценности, которые являются специфическими исключительно для этой системы и не могут быть реализованы вне нее. Также, она проводит анализ ценностной структуры супружеской семьи. Целью исследования Н. В. Нозиковой [45] является определение доминирующих ценностей семейной направленности в зависимости от психологических качеств индивида, пола и возраста, К. Н Скобельцина [9] уделяет внимание формированию и развитию ценностных ориентаций дошкольников через семейный досуг. Иванова В. Е. и Прокопьева М. М. [47] определяют современные проблемы, влияющие на формирование ценностного отношения к семье, уделяя особое влияние одному из компонентов ценностного отношения, готовности к вступлению в брак.

Как мы видим, семейные ценности нередко становятся предметом современных социально-психологических исследований, выступая одним из факторов, определяющих поведение и деятельность людей, включенных в такую социальную группу, как семья. При этом, большинство современных исследований молодых ученых в области семейных ценностей и ролевых ожиданий и притязаний проводится при помощи методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), предложенной А. Н. Волковой [43, 35, 48, 49, 38] и методики Ш. Шварца [46].

В последние годы стало уделяться внимание роли и личностным качествам психолога в контексте брака и семейных отношений [50, 51]. Эту тенденцию можно объяснить тем фактом, что россияне стали чаще обращаться за помощью к психологам, что, в свою очередь, ведет к повышению требований к личности психолога, но и дает право надеяться на улучшение ситуации в сфере брачно-семейных отношений.

Заключение

В заключение, основываясь на анализе современных социально-психологических исследований, можно сделать вывод, что интерес ученых на современном этапе охватывает весь жизненный цикл семьи, начиная от заключения брака, появления детей, до сепарации повзрослевших детей и появления внуков. Интерес для социальных психологов представляют такие феномены, как кризис семьи, который может проявляться в отсутствии желания регистрировать отношения, в появлении желания разойтись, рассматриваются ценностные ориентиры супругов, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, их роли и функции семьи, а также, родовые связи и межпоколенная трансляция ценностей. Каждый этап жизненного цикла семьи отличается своей спецификой, но в основе социально-психологических характеристик этого явления всегда лежат и детерминируют успешность каждого этапа, в первую очередь, взаимоотношения между супругами, и взаимоотношения между всеми членами семьи. При преобладании во всех видах отношений гармонии и понимания многие проблемы можно избежать, а другие – решить. Выход из кризисной ситуации, в которой сейчас находится институт семьи, во многом зависит от ее участников, немаловажную роль в этом процессе играет профессиональная работа психологов с их исследовательской деятельностью, разработкой программ и тренингов, профессиональным консультированием и т. д. Определение представлений молодежи о браке и их отношения к формам брака, брачно-семейным отношениям и т. п. еще на добрачном этапе может помочь скорректировать политику специалистов по предпринимаемым действиям в этой области.

Библиография
1. Япарова О.Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: Дис....канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2009. 189c.
2. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье: Дис....д-ра психол. наук: 19.00.05. Кострома, 2013. 613c.
3. Орлова, И.Н. Социально-психологическая готовность студенческой молодежи к созданию семьи: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2013. 192c.
4. Юмкина Е.А. Семейный уклад как социально-психологический феномен: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Санкт-Петербург, 2015. 182c.
5. Спивачук З.В. Социально-психологические особенности супругов с различными типами отношений в семье: Дисс. …канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2017. 169с.
6. Камнева Н.А. Наука психология сегодня: трансформация семейных отношений // Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра. 2019. С. 5-16
7. Махнач А.В. Жизнеспособность замещающей семьи как малой социальной группы: Дис....д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 2019. 434c.
8. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2014. 213c.
9. Скобельцина К.Н. Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2014. 166c.
10. Усачева А.В. Восприятие межличностных отношений в семье детьми младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2014. 232c.
11. Матафонова С.И. Восприятие детско-родительского взаимодействия как условие интернализации совладающего поведения матери: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2016. 204c.
12. Русанова Л.С. Влияние социально-психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2017. 254c.
13. Мякотин И.С. Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2018. 194c.
14. Романовская М.А. Социально-психологические свойства личности в условиях ранней социализации в семье с наемным работником (няней): Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2020. 182c.
15. Иванченко В.А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Новосибирск, 2012. 212c.
16. Казарян М.Ю., Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Психологические проблемы современной российской семьи: тезисы второй всероссийской науч. конф. (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях.-2 часть/Под общей редакцией д. псх. н. В.К. Шабельникова и к. псх. н. А.Г. Лидерса. М.: 2005. 360 с.
17. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия).-автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук: 22.00.04. М.: 2007. 26 с.
18. Трофимова, С.А. Психологические проблемы современной семьи // Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей/ Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. Мурманск: МГПУ, 2011. C. 11-15.
19. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья, монография. М.: Генезис. 2006. 368 с.
20. Лупекина Е.А. Сравнительный анализ полоролевой идентификации детей в приемных и биологических семьях // Психологический журнал. 2007. №1(13). С. 68-73.
21. Багарян Р.А. Социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака // Вестник ТГУ. 2009. № 2 (70). С. 276-280
22. Акоста А., Казакова Т.В. Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка // Вестник Тамбовского университета. 2012. №2. С. 166-170
23. Каракотова С.М., Койчуева Л.М., Шаугенова Д.Х. Формирование толерантности в условиях межэтнической семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. С. 284-288
24. Тащёва А. И., Гриднева С. В., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Этнически смешанные браки сквозь призму феномена удовлетворенности супружеством // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 39–52.
25. Парван И. Взаимосвязь ролевых функций и психологических проекций развития отношений супругов в контексте их влияния на формирование «сценариев» брака // Psihologie. Pedagogie specială. Asistenţă sociala. 2019. №4(57). С. 98.
26. Гасанова Б.М., Муталимова А.М., Даудова Д.М. Влияние гендера на брачно-семейный конфликт. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Т. 2. № 4. С. 207-212
27. Таболина А.В. Исследование представлений о супружеской измене среди брачных партнеров: кросс-культурный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 83-86
28. Маленова А.Ю., Стойко Д.Н. Лояльность молодежи к разводу как угроза будущему семейному благополучию // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 451-458
29. Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 110 с.
30. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. Т. 30. №4. С.210-216.
31. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. №2. С.31-36.
32. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018
33. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43.
34. Чикалова Е.А. Социальные представления об отцовстве и нормы маскулинности у молодых мужчин: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Санкт-Петербург, 2014. 208c.
35. Бережная А.М., Лукьяненко Е.С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. №1. С. 29-39
36. Таланов С.Л. Причины семейных конфликтов в представлении студенческой молодежи // Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Изд-во: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль. 2016. С. 168-171
37. Витковский Е.О., Кузнецова О.З. Современное отношение молодежи к семье и браку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. Спецвыпуск № 6. URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00661.pdf
38. Шукшина Л.В., Мизонова О.В. Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С. 486-488
39. Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 150-155
40. Горобец Т.Н. Современные тенденции развития семьи // Мир психологии. 2018. №1. С. 69-75
41. Арутюнян М.Н., Ланцова Т.И. Адаптация супругов к брачно-семейным отношениям как социальная проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 4-2. С. 17-23.
42. Кострова Ю.А. Адаптация молодой семьи в официальном дискурсе социальной политики современного российского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 143-149.
43. Лебедева Л.А., Рычкова О.Н. Психологические особенности семейных ценностей и ролевых установок в супружеских отношениях // Вестник Мордовского университета. 2011. №2. С. 121-123
44. Евдокимова Е.В. Исследование семейных ценностей и анализ ценностной структуры супружеской системы // Ученые записки. 2014. Т. 2. № 4. С. 143-150
45. Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности // российский психологический журнал. 2015 Т. 12. №. 3. С. 89-103
46. Гурбанова Л.М. Роль ценностей в сохранении целостности семьи // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3176
47. Иванова В.Е., Прокопьева М.М. Ценностные ориентации как фактор социально-психологической готовности к созданию семьи // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 3. С. 203-206
48. Гнусина А.В. Особенности ролевых ожиданий и притязаний будущих супругов (по результатам исследования) // International Scientific Review. 2016. № 1 (11). С. 132-136
49. Аношкин И.В., Сычев О.А. Апробация опросника семейных ценностей // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 2018. С. 4-6.
50. Камнева Н.А. Актуальность исследования личностных качеств психолога в институте семьи и брака // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019а. С. 321-325
51. Камнева Н.А., Насири А. Ответственность развития личностных качеств психолога в гендерных конфликтах в контексте психологии семейных отношений в современном мире // Актуальность педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях: сборник статей. М.: 2019. С. 272-285
References
1. Yaparova O.G. Sotsial'no-psikhologicheskie determinanty uspeshnogo priemnogo roditel'stva: Dis....kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2009. 189c.
2. Saporovskaya M.V. Psikhologiya mezhpokolennykh otnoshenii v sem'e: Dis....d-ra psikhol. nauk: 19.00.05. Kostroma, 2013. 613c.
3. Orlova, I.N. Sotsial'no-psikhologicheskaya gotovnost' studencheskoi molodezhi k sozdaniyu sem'i: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2013. 192c.
4. Yumkina E.A. Semeinyi uklad kak sotsial'no-psikhologicheskii fenomen: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Sankt-Peterburg, 2015. 182c.
5. Spivachuk Z.V. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti suprugov s razlichnymi tipami otnoshenii v sem'e: Diss. …kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Rostov-na-Donu, 2017. 169s.
6. Kamneva N.A. Nauka psikhologiya segodnya: transformatsiya semeinykh otnoshenii // Semeinye otnosheniya v sovremennom obshchestve: problemy i transformatsii: kollektivnaya monografiya / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk: Zebra. 2019. S. 5-16
7. Makhnach A.V. Zhiznesposobnost' zameshchayushchei sem'i kak maloi sotsial'noi gruppy: Dis....d-ra psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2019. 434c.
8. Syt'ko T.I. Struktura i tipy roditel'sko-detskikh otnoshenii v protsesse semeinoi separatsii: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2014. 213c.
9. Skobel'tsina K.N. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti roditel'skoi pozitsii pri organizatsii dosuga sovremennogo doshkol'nika: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2014. 166c.
10. Usacheva A.V. Vospriyatie mezhlichnostnykh otnoshenii v sem'e det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2014. 232c.
11. Matafonova S.I. Vospriyatie detsko-roditel'skogo vzaimodeistviya kak uslovie internalizatsii sovladayushchego povedeniya materi: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Yaroslavl', 2016. 204c.
12. Rusanova L.S. Vliyanie sotsial'no-psikhologicheskikh osobennostei sem'i na rechevoe razvitie rebenka: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Yaroslavl', 2017. 254c.
13. Myakotin I.S. Otnoshenie roditelei k rebenku kak faktor formirovaniya sotsial'noi fobii: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Yaroslavl', 2018. 194c.
14. Romanovskaya M.A. Sotsial'no-psikhologicheskie svoistva lichnosti v usloviyakh rannei sotsializatsii v sem'e s naemnym rabotnikom (nyanei): Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2020. 182c.
15. Ivanchenko V.A. Vneshnie i vnutrennie determinanty protsessa sotsializatsii podrostkov iz nepolnykh semei: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Novosibirsk, 2012. 212c.
16. Kazaryan M.Yu., Saifugalieva A.I. Voprosy emotsional'nogo sostoyaniya detei v nepolnykh sem'yakh // Psikhologicheskie problemy sovremennoi rossiiskoi sem'i: tezisy vtoroi vserossiiskoi nauch. konf. (25-27 oktyabrya 2005g.). V 3-kh chastyakh.-2 chast'/Pod obshchei redaktsiei d. pskh. n. V.K. Shabel'nikova i k. pskh. n. A.G. Lidersa. M.: 2005. 360 s.
17. Nuskhaeva B.B. Nepolnaya sem'ya kak institut sotsializatsii detei (na primere Respubliki Kalmykiya).-avtoref. dis. na soisk. uch. st. kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. M.: 2007. 26 s.
18. Trofimova, S.A. Psikhologicheskie problemy sovremennoi sem'i // Uchenye zapiski MGPU. Psikhologicheskie nauki: Sbornik nauchnykh statei/ Pod red. I.A. Sinkevich, A.A. Sergeevoi. Murmansk: MGPU, 2011. C. 11-15.
19. Oslon V.N. Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya, monografiya. M.: Genezis. 2006. 368 s.
20. Lupekina E.A. Sravnitel'nyi analiz polorolevoi identifikatsii detei v priemnykh i biologicheskikh sem'yakh // Psikhologicheskii zhurnal. 2007. №1(13). S. 68-73.
21. Bagaryan R.A. Sotsial'no-psikhologicheskie priznaki ustoichivosti mezhetnicheskogo braka // Vestnik TGU. 2009. № 2 (70). S. 276-280
22. Akosta A., Kazakova T.V. Vliyanie mezhetnicheskogo braka na etnokul'turnuyu identichnost' podrostka // Vestnik Tambovskogo universiteta. 2012. №2. S. 166-170
23. Karakotova S.M., Koichueva L.M., Shaugenova D.Kh. Formirovanie tolerantnosti v usloviyakh mezhetnicheskoi sem'i // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. №61-4. S. 284-288
24. Tashcheva A. I., Gridneva S. V., Stefanenko T. G., Tikhomandritskaya O. A. Etnicheski smeshannye braki skvoz' prizmu fenomena udovletvorennosti supruzhestvom // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2016. T. 13. № 3. S. 39–52.
25. Parvan I. Vzaimosvyaz' rolevykh funktsii i psikhologicheskikh proektsii razvitiya otnoshenii suprugov v kontekste ikh vliyaniya na formirovanie «stsenariev» braka // Psihologie. Pedagogie specială. Asistenţă sociala. 2019. №4(57). S. 98.
26. Gasanova B.M., Mutalimova A.M., Daudova D.M. Vliyanie gendera na brachno-semeinyi konflikt. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. T. 2. № 4. S. 207-212
27. Tabolina A.V. Issledovanie predstavlenii o supruzheskoi izmene sredi brachnykh partnerov: kross-kul'turnyi analiz // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2018. № 2. S. 83-86
28. Malenova A.Yu., Stoiko D.N. Loyal'nost' molodezhi k razvodu kak ugroza budushchemu semeinomu blagopoluchiyu // Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. 2019. №2. S. 451-458
29. Semeinye otnosheniya v sovremennom obshchestve: problemy i transformatsii: kollektivnaya monografiya / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk: Zebra, 2019. 110 s.
30. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Klassifikatsiya ugroz informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti lichnosti i osnovnye podkhody k ikh preodoleniyu // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2015. T. 30. №4. S.210-216.
31. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Psikhologicheskii analiz urovnei bezopasnosti cheloveka // Izvestiya Gomel'skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny. 2016. №2. S.31-36.
32. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Vizualizatsiya praktiki samoobespecheniya bezopasnosti v primetakh i obychayakh studentov vuza // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2015. № 11. S.1158-1166. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018
33. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Psikhologicheskaya kharakteristika virtual'nykh resursov bezopasnosti lichnosti // Vesnіk Magіleўskaga dzyarzhaўnaga ўnіversіteta іmya A.A. Kulyashova. Seryya C. Psіkholaga-pedagagіchnyya navukі: pedagogіka, psіkhalogіya, metodyka. 2016. № 1 (47). S. 37-43.
34. Chikalova E.A. Sotsial'nye predstavleniya ob ottsovstve i normy maskulinnosti u molodykh muzhchin: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Sankt-Peterburg, 2014. 208c.
35. Berezhnaya A.M., Luk'yanenko E.S. Osobennosti predstavlenii o brachnom partnere u sovremennykh devushek // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2016. T. 13. №1. S. 29-39
36. Talanov S.L. Prichiny semeinykh konfliktov v predstavlenii studencheskoi molodezhi // Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennoi sem'i: materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Izd-vo: Yaroslavskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. K.D. Ushinskogo. Yaroslavl'. 2016. S. 168-171
37. Vitkovskii E.O., Kuznetsova O.Z. Sovremennoe otnoshenie molodezhi k sem'e i braku // Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU. 2019. Spetsvypusk № 6. URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00661.pdf
38. Shukshina L.V., Mizonova O.V. Psikhologicheskie osobennosti otnosheniya sovremennoi molodezhi k grazhdanskomu braku i sem'e // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. №60-2. S. 486-488
39. Merzlyakova S.V. Osobennosti brachno-semeinykh predstavlenii sovremennoi molodezhi // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 12. S. 150-155
40. Gorobets T.N. Sovremennye tendentsii razvitiya sem'i // Mir psikhologii. 2018. №1. S. 69-75
41. Arutyunyan M.N., Lantsova T.I. Adaptatsiya suprugov k brachno-semeinym otnosheniyam kak sotsial'naya problema // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2017. Tom 8. № 4-2. S. 17-23.
42. Kostrova Yu.A. Adaptatsiya molodoi sem'i v ofitsial'nom diskurse sotsial'noi politiki sovremennogo rossiiskogo obshchestva // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. 2018. № 3 (51). S. 143-149.
43. Lebedeva L.A., Rychkova O.N. Psikhologicheskie osobennosti semeinykh tsennostei i rolevykh ustanovok v supruzheskikh otnosheniyakh // Vestnik Mordovskogo universiteta. 2011. №2. S. 121-123
44. Evdokimova E.V. Issledovanie semeinykh tsennostei i analiz tsennostnoi struktury supruzheskoi sistemy // Uchenye zapiski. 2014. T. 2. № 4. S. 143-150
45. Nozikova N.V. Dominiruyushchie tsennosti semeinoi tselenapravlennosti // rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2015 T. 12. №. 3. S. 89-103
46. Gurbanova L.M. Rol' tsennostei v sokhranenii tselostnosti sem'i // Universum: Psikhologiya i obrazovanie : elektron. nauchn. zhurn. 2016. № 5 (23). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3176
47. Ivanova V.E., Prokop'eva M.M. Tsennostnye orientatsii kak faktor sotsial'no-psikhologicheskoi gotovnosti k sozdaniyu sem'i // Sovremennoe obrazovanie: traditsii i innovatsii. 2020. № 3. S. 203-206
48. Gnusina A.V. Osobennosti rolevykh ozhidanii i prityazanii budushchikh suprugov (po rezul'tatam issledovaniya) // International Scientific Review. 2016. № 1 (11). S. 132-136
49. Anoshkin I.V., Sychev O.A. Aprobatsiya oprosnika semeinykh tsennostei // Sotsiokul'turnye i psikhologicheskie problemy sovremennoi sem'i: aktual'nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki: materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Tul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. L.N. Tolstogo. 2018. S. 4-6.
50. Kamneva N.A. Aktual'nost' issledovaniya lichnostnykh kachestv psikhologa v institute sem'i i braka // Innovatsionnye mekhanizmy resheniya problem nauchnogo razvitiya: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2019a. S. 321-325
51. Kamneva N.A., Nasiri A. Otvetstvennost' razvitiya lichnostnykh kachestv psikhologa v gendernykh konfliktakh v kontekste psikhologii semeinykh otnoshenii v sovremennom mire // Aktual'nost' pedagogicheskogo naslediya A.S. Makarenko v sovremennykh usloviyakh: sbornik statei. M.: 2019. S. 272-285

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений»

Предмет исследования – анализ современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений.
В рамках исследования автор изучает заявленный предмет с точки зрения выявления разных направлений, в которых проводятся современные исследования.
Методология исследования в целом соответствует заявленной теме.
Так, в ней применены методы обобщения литературных данных (материалы и исследования отечественных ученых), методы анализа наработанных в науке подходов к заявленной теме. Существенное значение уделено методу ретроспективного анализа, так как автор описывает исследования семьи и брака с начала нулевых годов 21 века.
Эмпирическая часть исследования отсутствует, но это вполне вписывается в заявленный предмет исследования.
Таким образом, с методологической точки зрения статья достаточно соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы связана с повышенным вниманием к изучению семейных и супружеских отношений. Автор, к сожалению, говоря об актуальности данной темы, не подтверждает это статистическими данными, материалами нормативно-правовых актов. Голословное утверждение о том, что случился «кризис семейных ценностей и института брака» взывает сомнение, так как не подкреплено аргументами.
Актуальность работы была бы более убедительной, если бы автор подкрепил свою позицию статистическими данными исследования семей в России и за рубежом, а также данными о благополучии семей и наличия кризиса этого социального института.
Новизна представленной статьи прослеживается в решении узкоспециализированной проблемы супружеского выделение основных направлений в исследованиях семьи и брака. Но в самом исследовании с точки зрения новизны решение не найдено. Было бы отлично, если бы авторы представили сравнительный анализ современных исследований по заявленной теме в российской науке и за рубежом. Тогда новизна исследования была бы неоспариваемой.
Стиль, структура, содержание.
Статья структурирована. В ней представлены введение, основная и заключительная части.
Во введении коротко обоснована актуальность заявленной темы. Но требуется объяснение терминологической канвы исследования. Например, что автор понимает под терминами «семья» и «брачные отношения». По этому поводу существуют разные походы отечественных и зарубежных авторов. Важно расшить этот вопрос.
В основной части автор перечисляет основные направления исследований и приводит примеры по ним. Это, например, исследования о формах брака, о феномене «отношения в браке», об отношении молодёжи к браку, об удовлетворённости браком и т.д. В основном проанализированы работы отечественных авторов – О.Тихомандрицкая, А.Махнач, О.Япарова и др.
Результаты исследования представлены описательно. Это не позволяет понять научную картину исследования и путает читателей в интерпретацией полученных в исследовании данных. Рекомендуется представить полученные результаты наглядно – например, в схеме или в таблице. Это позволит визуализировать полученные автором ценные результаты.
Оформление работы также в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на заявленную библиографию, нет подкрепления данных ссылками на конкретные исследования, авторов.
В заключении автор делает выводы, которые частично подкреплены материалами исследования.
Библиография очень достойная. В ней представлен 51 источник, в основном – диссертационные исследования, датированные вполне современными периодами – от 2003 до 2020 года. Рекомендуется добавить в список литературы статистические сборники, с помощью данных которых можно аргументировать во введении важность изучаемой темы.
Также рекомендуется включить в список литературы работы зарубежных авторов.
Представление современных исследований также позволило бы при обзоре литературы продемонстрировать тренды в исследовании семьи и супружеских отношений.
Тем не менее, список литературы заслуживает высокой оценки. По сути, он отражает перечень диссертационных исследования по заявленной тематике за последние 10 лет.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи в целом отражает ее содержание. Методология статьи соответствует научному исследованию. Но требуется расшить терминологический аппарат статьи и представить в системе полученные результаты (желательно наглядно). Статья может быть рекомендована к публикации после доработки.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории к статье может быть высоким после ее доработки. Интерес будет у социальных и семейных психологов, у преподавателей психологии и др.