Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Н.Неустроев - писатель-классик якутской литературы

Окорокова Варвара Борисовна

доктор филологических наук

профессор кафедры якутской литературы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

677013, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 44,1 кв.21

Okorokova Varvara Borisovna

Doctor of Philology

Professor, the department of Yakut Literature, Ammosov North-Eastern Federal University

677013, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 44,1 kv.21

bokorsaisar@mail.ru
Алексеева Айыына Аркадьевна

ассистент кафедры якутской литературы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

677000, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, каб. 233

Alekseeva Aiyyna Arkad'evna

Assistant, the department of Yakut Literature, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 42, kab. 233

ajyynas@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0749.2021.9.34547

Дата направления статьи в редакцию:

07-12-2020


Дата публикации:

22-09-2021


Аннотация: Предметом исследования является творчество Н.Д.Неустроева (1895-1929) – одного из трех первых писателей-основоположников якутской литературы. Объектом исследования являются его художественные произведения, написанные на русском и якутском языках. Авторы статьи подробно рассматривают такие аспекты темы, как зачинатель-просветитель, основоположник рассказа и комедии в якутской литературе, стиль писателя. Особое внимание уделяется на выявление вклада писателя в развитие жанров якутской литературы, в которых он дал классические образцы произведений, в которых показал якутскую жизнь и раскрыл особенности национального характера. Неизученность творчества Н.Неустроева обусловливает актуальность и задачи данной статьи. Основными выводами проведенного исследования являются выявление вклада Н.Неустроева в развитие якутской литературы; рассмотрение автора как основоположника жанров рассказа и комедии в якутской литературе, исследование творчества писателя как продолжение традиций А.Кулаковского и А.Софронова в области проблематики, тематики и образов. Особым вкладом автором в исследовании темы является анализ жанровых разновидностей его рассказов, начиная с социально-бытового до приключенческого и философского. Новизна исследования заключается в том, что в ней впервые введены в научный оборот очерки Н.Неустроева и все его рассказы.


Ключевые слова:

якутская литература, Николай Неустроев, классик-писатель, жанр, тема, образ, традиции, проза, драма, поэзия

Abstract: The subject of this research is the creative path of N. D. Neustroev (1895–1929) – one of the first three founders of the Yakut literature. The object of this research is his literary works in the Russian and Yakut languages. The article examines such aspects of the topic as the pioneer of novella and comedy in the Yakut literature, and writing style. Special attention is given to the description of writer's contribution to development of the genres of Yakut literature, in which depicted the Yakut life and revealed the peculiarities of national character. The relevance of this research is substantiated by the fact that the works of N. D. Neustroev are poorly studied. The main results consists in determining the contribution of N. D. Neustroev to the development of Yakut literature; viewing him as the founder of the genres of novella and comedy in the Yakut literature; examining his works as continuation of the traditions of A. Kulakovsky and A. Sofronov in the area of problematic, themes and images. Analysis is conducted on the genre varieties of the novellas of N. D. Neustroev, beginning with the social and routine to the adventurous and philosophical. The novelty of this article consists in introduction of the essays and novellas of N. D. Neustroev into the scientific discourse for the first time.


Keywords:

yakut literature, Nikolay Neustroev, classic writer, genre, theme, form, traditions, prose, drama, poetry

Н.Д.Неустроев – один из трех писателей-основоположников якутской литературы. Как зачинатель-просветитель, он работал во всех жанрах литературы – в поэзии, в драматургии и прозе.

Хотя творческие годы Н.Неустроева приходятся на 20-ые годы, на период становления якутской советской литературы, его наравне с А.Кулаковским, А.Софроновым в основном считают дореволюционным писателем. В 20-ые годы писал и А.Кулаковский, свои основные произведения также написал А.Софронов. Н.Неустроева с ними объединяет его творческая концепция, как просветителя. Отсюда и их общая схожесть по тематике, проблематике и образам, в целом первые писатели образовали в якутской литературе особое стилевое течение.

Н.Неустроев вступил в литературу, продолжая традиции старших товарищей по перу. В 20-х годах ХХ века, как писал Н.Неустроев в своей статье «О якутской поэзии», появилось много писателей разных стилевых течений. К продолжателям стиля А.Кулаковского он относит А.Софронова, П.Оросина, Г.Бястинова, В.Попова и др. [4, с.183]. Принадлежащими к литературной школе новой литературы П.Ойунского считает Омоллонова, Абагинского, Элляя, Тюгюннюрова [4, с. 184]. Таким образом, Неустроев признает наличие двух школ в якутской литературе того времени. При этом основоположником якутской литературы считает А.Кулаковского и говорит о том, что влияние талантливого писателя якутские авторы будут испытывать еще долгое время. Хотя он про себя не говорит, понятно, что он относит себя к школе Кулаковского.

Неустроев с благодарностью говорит о том, что перед ним опыт первых якутских писателей, которых он боготворит, как своих учителей. При этом он признает благотворное влияние устного народного творчества: «Якуты в прошлом имеют богатую народную литературу. Былинный эпос (олонхо) представляет не только научный интерес, но и художественный… Богата народная литература и другими видами, как-то: сказки, легенды, песни, пословицы, загадки и т.п.» [4, c.182-183]. Он ставил перед собой цель исследовать фольклор: «…у меня зародилась идея изучения родного края. С этой целью я намерен изучить этнографию и естественные науки» [4, с. 185].

По признанию самого писателя, он начал писать с 1912 года, со студенческих лет. В эти годы он увлекся русской литературой, которая подвигнула его на творчество: «Сейчас мне 19 лет… Единственное мое занятие – это чтение… Прочел главные произведения русских классиков и критиков. Пушкина, Лермонтова и Гоголя прочитал давно, и они же самые мои любимые писатели… Я желаю посвятить себя литературе. Но для нас, якутов, как я думаю, эта вещь сложная… Пишу второй год, беря различные темы. В сей год я отдал печатать два маленьких рассказа в местный журнал «Ленские волны» [4, c.276-277].

Н.Неустроев, несмотря на трудности публикации и первые свои неудачи, с гордостью говорит о своих опытах: «Да, мой путь к писательству действительно оказался очень и очень тернистым. Бедный Идеалист!.. Удивительно, несмотря на все неудачи, разочарования и жестокие слова… стремление к писательству вообще у меня еще не исчезло. В глубине наболевшего сердца еще живет та святая искра во мне никогда не погаснет. Разве тогда, когда мое измученное тело предадут сырой земле…» [4, c.172]. «Таковы мои первые попытки на литературном поприще. Не знаю, что будет дальше… Но, во всяком случае, я добьюсь своего» [4, c.173].

Так и получилось. Но так как он умер преждевременно в возрасте 33-х лет, осталось много непретворенных в жизнь планов писателя. Но Н.Неустроев достиг своей цели, внес огромный вклад в развитие якутской литературы и оставил непровзойденные до сих пор произведения…

Н.Неустроев в начале своего творчества пробовал свои силы и в поэзии. Из них наиболее известно стихотворение «Ээ, Сахаада! Эрэйдээх Сахаада!» («Ээ, Сахаада! Бедная Сахаада!»), написанное в стиле гражданских стихов Кулаковского, Софронова. Поэт рассуждает о судьбе своего многострадального народа в суровых условиях социальных катаклизмов. Он также тяжело воспринимает участь родного народа, находящегося в путах «темного» царства.

Н.Неустроев внес большой вклад в развитие жанра прозы, написав первые рассказы. В 20-х годах в молодой якутской прозе преобладал социально-бытовой рассказ, в котором писатели изображали жизнь народа. Но П.Ойунский и Н.Неустроев расширили ее границы, обогатив ее различными жанровыми разновидностями.

Н.Неустроев в начале своего творчества писал на русском языке, желая быть опубликованным. Он много творил в жанре очерка и беллетристики, в которых запечатлел свои впечателения и раздумья о жизни родного края. Например, в очерке «Улусные картинки», написанном под псевдонимом «Н.Бельский» и напечатанном в газете «Ленские волны» (Якутск), он пишет о положении народа в дореволюционное время, когда жизнь начинала стремительно меняться: «Происходит какая-то бессознательная борьба между вымирающим тойонством и рождающейся буржуазией. Последняя выходит победителем. Появляются в улусах мелкие торговцы. Бедный люд попадает в руки купцов. С другой стороны, развитие сознания якутской массы, благодаря влиянию культуры, немало способствует уничтожению патриархального тойонства» [4, C. 219]. В очерке «Якутские будни и трезвый быт» Н.Неустроев изображает тяжелый быт и беспросветную жизнь народа, и также, как Кулаковский и Софронов, указывая на роль интеллигенции, как просветителей народа.

После революции также продолжал писать свои очерки – «На окраине города», «Думы якута», «Революция в якутской глуши» и др.

Первым рассказом Неустроева стала «Дикая жизнь», написанная в 1915 г. и напечатанная в 1917 г. в журнале «Сибирские записки» (Красноярск). Автор назвал его «очерком из якутской жизни». Молодой автор наблюдает за жизнью якутской глубинки, буднями и интересами людей. Он показывает «маленьких» людей, загнанных обстоятельствами жизни. Но идеей рассказа является то, что писатель раскрывает чистоту души т.н. «диких» людей глухой тайги, которые осуждают войну.

Н.Неустроев во многих своих рассказах, противопоставляя друг другу, показывает жизнь города, деревни и природы. Например, в рассказе «У костра» передает разговор друзей: «- Подумай, мой друг! Это они, наши добродушные предки, передали тебе дикую необузданную страсть к жизни, к борьбе за существование… Я спрашиваю тебя: променял бы ты свою искусственную культурную жизнь на вольную, девственную жизнь наших диких предков? - …Тебе только в настоящий момент кажется, что культурная жизнь противна, ничтожна. Но завтра с восходом солнца ты первый войдешь в город, ты сам с удовольствием погрузишься в ее грязь… - Но мы ведь дети тайги, не обязаны ли придерживаться обычаев родной стороны? Не священный ли долг всякого человека уважать, любить память предков? [4, c.45-46]. Писатель, изображая жизнь народа в суровых условиях Севера, гордится своим мужественным народом, его стремлением прожить достойно и любовью к жизни.

По совету своего друга, русского писателя Н.Рубакина и, понимая, свою роль в создании якутской художественной литературы, Н.Неустроев начинает создавать свои произведения на родном языке. Н.Неустроев продолжил мотивы «Дикой жизни» в рассказе «Рыбак» (1926). Рыбак также живет среди родной природы. Повествователь в начале рассказе его показывает, как бы слившимся с природой человеком-духом тайги. Но в процессе общения у него выявляется живой интерес к жизни, к происходящим в мире событиям, чему весьма удивляется молодой человек. Рыбак – не дух и не дикий одичавший человек, а человек с чистой душой. Писатель создает национальный характер якутскогго человека, раскрывая его мужественность, любовь к жизни, его неторопливый размеренный уклад жизни и мудрость человека природы.

«Прокаженные» - один из самых пронзительных рассказов Н.Неустроева. Писатель показывает суровую жизнь народа и создает образы выброшенных из общества и обреченных людей, стойко и мудро переносящих свое трагическое положение.

Неустроев написал психологические, приключенческие, фантастические, исторические рассказы – «Семенчик», «Страх», «Испугавшийся», «Проводник», «Рассказ заблудившегося ребенка», «Факир», «Омогой и Эллэй» и др. Писатель также хотел заглянуть в мир таинственных явлений – «Торжество смерти», «В больнице», «Конец Сидора».

В социально-психологических рассказах он написал на женскую тематику – «Просвет», «Ссора», показав изменяющуюся жизнь и образы якутских женщин, стоявших на пороге новой жизни. При этом позиция писателя неоднозначна. Он как бы рассуждает, как идти против природы и, ставит вопрос, если женщина уйдет в общество, кто будет смотреть за детьми, домом и займется хозяйством. Как отметил, В.Н.Протодьяконов, писатель в образе слепого старика и его непониманием ситуации, передал иронию над новой властью и, что «автор с большой художественной силой раскрыл через детали великие вопросы бытия» [5, c.78]. Слепой старик оказывается провидцем будущего. Вопрос остается открытым.

Н.Неустроев – один из первых драматургов, продолживший традиции А.Софронова, но нашедший свой оригинальный путь, как основоположник комедии в якутской литературе. Известны его комедии – «Голова Сойка», «Злой дух», «Поспешивший», «Простокваша», в которых писатель создает живые картины якутской действительности. В комедии «Злой дух» он, как и Софронов, показывает страдания якутского человека в новых условиях надвигающихся капиталистических отношений, когда он оказывается в тисках бичей общества. Кулаковский, Софронов создали образ Скупого богача, как пережитка феодально-патриархального общества. Неустроев, продолжая их образы, показывает приход еще более хищных представителей новой жизни, становящихся «злым духом».

Н.Неустроев стал мастером смеха. В его смехе бичевались не только черты характера людей, как в бытовой комедии «Поспешивший», но писатель прежде всего в сатирических красках высмеял общественные порядки, как в комедии «Злой дух».

Н.Д.Неустроев, как один из основоположников жанра рассказа, создал его непревзойденные образцы и внес вклад в развитие якутской прозы. Он талантливый писатель-классик, произведения которого имеют вечную жизнь в истории якутской литературы.

Библиография
1. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. – Якутск: Издательский Дом СВФУ, 1919. – 185 c.
2. Заболоцкай Н.М. Николай Денисович айымньыта // Үйэ аҥарыгар. – Дьокуускай, 1984. – С.41-58.
3. Кириллина М.А. Якутская комедия. Типология и жанровая динамика. – Новосибирск: Наука, 2014. – 115 с.
4. Неустроев Н.Д. Айымньылар. Хоһооннор. Кэпсээннэр. Суруктар. 2-с т. – Дьокуускай: Бичик, 2006. – 224 с.
5. Протодьяконов В.Н. Н.Д.Ностуруойап айар үлэтин туһунан // «Айар тыл уоттаннын!!! Тыл илбиһэ төлөннөнннүн!!!» – Дьокуускай: Бичик, 2009. – С.73-78.
References
1. Basharin G.P. Tri yakutskikh realista-prosvetitelya. – Yakutsk: Izdatel'skii Dom SVFU, 1919. – 185 c.
2. Zabolotskai N.M. Nikolai Denisovich aiymn'yta // Үie aҥarygar. – D'okuuskai, 1984. – S.41-58.
3. Kirillina M.A. Yakutskaya komediya. Tipologiya i zhanrovaya dinamika. – Novosibirsk: Nauka, 2014. – 115 s.
4. Neustroev N.D. Aiymn'ylar. Khoһoonnor. Kepseenner. Suruktar. 2-s t. – D'okuuskai: Bichik, 2006. – 224 s.
5. Protod'yakonov V.N. N.D.Nosturuoiap aiar үletin tuһunan // «Aiar tyl uottannyn!!! Tyl ilbiһe tөlөnnөnnnүn!!!» – D'okuuskai: Bichik, 2009. – S.73-78.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Популяризация и распространение информации о тот или ином имени входящем в состав национальной культуры связано не только с буквальной рекламой, но и с верификацией значимости творчества писателя, художника, поэта. Отметим, что особый статус якутской литературы завоевывается весьма непросто – не хватает ряда данных, не достаточно информации, нов языковой пласт, да и активность в сфере писательского искусства не соотносится буквально с привычным образом жизни. Поэтому материал, который представлен к публикации, на мой взгляд, вполне уместен, непротиворечив, интересен для обобщения культуры Российской Федерации. Н.Д. Неустроев – один из трех писателей-основоположников якутской литературы. Как зачинатель-просветитель, он работал во всех жанрах – в поэзии, в драматургии и прозе. Как отмечает в начале статьи автор, «хотя творческие годы Н. Неустроева приходятся на 20-ые годы ХХ века, на период становления якутской советской литературы, его наравне с А. Кулаковским, А. Софроновым в основном считают дореволюционным писателем. В 20-ые годы писал и А. Кулаковский, свои основные произведения также написал А. Софронов. Н. Неустроева с ними объединяет его творческая концепция, как просветителя. Отсюда и их общая схожесть по тематике, проблематике и образам, в целом первые писатели образовали в якутской литературе особое стилевое течение». Методологический вариант сравнения наследия Н. Неустроева с рядом стоящими фигурами вполне выигрышен и оправдан. Исследователь ориентирован на то, чтобы показать особый статус Н. Неустроева, определить его стилистическую манеру, своеобразие и умение на ниве литературного труда. Примечательно, что в статье соблюдается хронологический принцип рассмотрения вопроса – это, на мой взгляд, поддерживает логику оценки, дает возможность точечно, объективно проследить творческий путь Н. Неустроева. Контекст имен достаточно объемен, главное – в этом круге «знаковых фигур» можно достаточно четко определиться с ролью изучаемого писателя. Фактические данные, которые важны для исследования вносятся в формате цитаций / отсылок. Научный ценз при этом не утрачивается, ибо систематизация и обобщение есть ведущие приемы консолидации критических знаний. Можно отметить, что верификация творческого потенциала Николая Неустроева сделана профессионально четко и объективно, так как не упускается из виду социальный, культурный, исторический фон, влияющий на нарождение писателя-классика якутской литературы. В статье обозначены основные формы, освоенные Николаем Неустроевым – поэзия, проза… На мой взгляд, подобный расклад свидетельствует о широте и полновесности таланта, не случайна манифестирована в работе общественная роль Неустроева. Объективность, прямая оценка вопроса, выверенный взгляд на проблему характеризуют статью. Например, «Н. Неустроев в начале своего творчества писал на русском языке, желая быть опубликованным. Он много творил в жанре очерка и беллетристики…», или «в очерке «Якутские будни и трезвый быт» Н.Неустроев изображает тяжелый быт и беспросветную жизнь народа, и также, как Кулаковский и Софронов, указывая на роль интеллигенции, как просветителей народа», или «Н.Неустроев во многих своих рассказах, противопоставляя друг другу, показывает жизнь города, деревни и природы…», или «Неустроев написал психологические, приключенческие, фантастические, исторические рассказы – «Семенчик», «Страх», «Испугавшийся», «Проводник», «Рассказ заблудившегося ребенка», «Факир», «Омогой и Эллэй» и др. Писатель также хотел заглянуть в мир таинственных явлений – «Торжество смерти», «В больнице», «Конец Сидора» и т.д. Материал достаточно информативен, наличный объем текста достаточен для раскрытия темы, достижения исследовательской цели. Думается, что в статье фигура Николая Неустроева поднята на должный уровень, у потенциально заинтересованного читателя появится желание перечитать строки Неустроева, поразмышлять вместе с писателем о правде жизни, об особенностях психологии народов Севера, о красотах родного края. В работе встречается ряд опечаток / ошибок – отмечу, что опечатки / ошибки следует устранить – «непровзойденные», «впечателения» и т.д. Формальные требования учтены, блоки / смысловые части работы соразмерны. Автор завершает текст заключением, но его можно было сделать более объемным и полновесным, не хватает, на мой взгляд, в этой части мысли о пролонгации желания дальнейшего изучения творческого пути Николая Неустроева. На мой взгляд, скорректировать можно и название работы, например, так: «Особая роль и масштаб фигуры Николая Неустроева в становлении и развитии якутской литературы». Если автор внесет данное изменение – концепция сочинения будет более прозрачна. Итак: «формальный» итог в работе подведен, налично он есть, следовательно, статья может быть рекомендована к публикации.