Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Особенности экологического неформального образования

Захарова Ольга Владимировна

кандидат философских наук

доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Тюменский государственный университет

652003, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, 6

Zakharova Olga Vladimirovna

PhD in Philosophy

Docent, the department of State and Municipal Administration, Tyumen State University

652003, Russia, Tyumenskaya oblast', g. Tyumen', ul. Volodarskogo, 6

o.v.zaharova@utmn.ru
Суворова Людмила Григорьевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра философии, Тюменский государственный университет

625003, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, 6

Suvorova Lyudmila Grigor'evna

PhD in Philosophy

Docent, the department of Philosophy, Tyumen State University

625003, Russia, Tyumenskaya oblast', g. Tyumen', ul. Volodarskogo, 6

l.g.suvorova@utmn.ru
Захаров Антон Викторович

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра педагогики и психологии, Тюменский государственный университет

627750, Россия, Тюменская область, г. Ишим, ул. Ленина, 1, каб. 23

Zakharov Anton Viktorovich

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Pedagogy and Psychology, Tyumen State University

627750, Russia, Tyumenskaya oblast', g. Ishim, ul. Lenina, 1, kab. 23

igpi-2009@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2020.3.33617

Дата направления статьи в редакцию:

06-08-2020


Дата публикации:

25-08-2020


Аннотация: Целью статьи является выявление наиболее значимых с точки зрения посетителей и экспертов характеристик экологической образовательной программы. Объектом исследования является неформальное экологическое образование, а предметом программа неформального экологического образования, реализуемая на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей). Особое внимание уделяется содержательным и формальным характеристикам исследуемой программы. Вкладом авторов в исследование темы является выделение характеристик программы эффективно воздействующих на посетителей и меняющих их отношение к окружающей среде. На первом этапе осуществлен анализ теоретических исследований, посвященных современному экологическому образованию и выделены базовые характеристики. На втором этапе проанализированы содержательные и формальные характеристики образовательной программы. На третьем этапе проанализированы три вида отзывов, которые позволили выявить наиболее эффективные характеристики образовательной программы. Новизна исследования заключается в комплексном методе исследования, предполагающем анализ нескольких видов отзывов для определения наиболее эффективных характеристик образовательной программы, а также в описании уникальной площадки, на которой реализуется программа. Теоретическая значимость исследования связана с поиском оптимального набора содержательных и формальных характеристик образовательных программ, формирующих ответственное экологическое поведение. Сделан вывод, что экологическое образование невозможно в старой образовательной парадигме, поэтому предлагается вариант неформального дополнительного экологического образования, основанного на мудрости коренных народов и содержащего элементы присущие современному экологическому образованию. Однако ряд характеристик нуждается в дальнейшей доработке. Содержательные характеристики не получили отражения в отзывах, хотя формальные характеристики экологического образования фиксируются (эмоциональное и эстетическое воздействие, неформальный характер, вовлеченность в обсуждаемые проблемы, игровой характер мероприятий). Анализ экспертизы, проведенный специалистами-педагогами, показывает наличие почти всех характеристик образовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования рассматриваемой программы, и программ экологического образования в целом.


Ключевые слова:

экологический кризис, неформальное экологическое образование, некоммерческие организации, культура народов севера, этнографическое стойбище, экологические ценности, содержание экологического образования, интерактивность, мудрость коренных народов, формы экологического образования

Исследование осуществлялось в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-029355 по проекту «Образовательно-туристский проект «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей)», предоставленного НУО «Фонд развития коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока».

Abstract: The purpose of the article is to identify the most significant characteristics of the environmental educational program from the point of view of visitors and experts. The object of the study is informal environmental education, and the subject is the program of informal environmental education implemented at the ethnographic camp "Uvăs Mir Hot" (House of Northern People). Special attention is paid to the substantive and formal characteristics of the program under study. The authors' contribution to the research of the topic is to highlight the characteristics of the program that effectively affect visitors and change their attitude to the environment. At the first stage, the analysis of theoretical studies devoted to modern environmental education was carried out and basic characteristics were identified. At the second stage, the content and formal characteristics of the educational program are analyzed. At the third stage, three types of reviews were analyzed, which made it possible to identify the most effective characteristics of the educational program. The novelty of the study lies in a comprehensive research method involving the analysis of several types of reviews to determine the most effective characteristics of the educational program, as well as in the description of the unique platform on which the program is implemented. The theoretical significance of the study is related to the search for an optimal set of meaningful and formal characteristics of educational programs that form responsible environmental behavior. It is concluded that environmental education is impossible in the old educational paradigm, therefore, a variant of informal additional environmental education based on the wisdom of indigenous peoples and containing elements inherent in modern environmental education is proposed. However, a number of characteristics need further refinement. The content characteristics were not reflected in the reviews, although the formal characteristics of environmental education are recorded (emotional and aesthetic impact, informal nature, involvement in the issues discussed, the playful nature of the events). The analysis of the expertise carried out by specialist teachers shows the presence of almost all the characteristics of the educational program. The results of the study can be used to improve the program under consideration, and environmental education programs in general.


Keywords:

environmental crisis, informal environmental education, non-profit organizations, culture of the peoples of the north, ethnographic camp, environmental values, the content of environmental education, interactivity, the wisdom of indigenous peoples, forms of environmental education

Введение

Социальные, политические и экономические практики за последние десятилетия значительно изменились из-за обострившихся экологических и социальных проблем. Однако преодоление разрушительных противоречий между культурой и природой, человеческим и нечеловеческим невозможно без изменений, которые должны произойти на самом глубоком уровне социальных норм и ценностей [17], в формировании которых принимает участие образование [17; 31]. Экологическое образование играет важнейшую роль в формировании отказа от потребительского поведения, принятии дружественных по отношению к природе технологических и политических решений, осмыслении поведения человека по отношению к природе [31, с.7-8].

Разделяя убеждение ученых, что конечной целью экологического образования является приобретение ответственного экологического поведения [20, с. 31], международные организации ставят задачу содействовать преобразованию поведения целых сообществ по отношению к биосфере [11]. По их мнению, направленность экологического образования в XXI веке должна отличаться от существующих школьных программ и предполагать проблемно-ориентированную самостоятельную деятельность, фокусировку на локальных и конкретных проблемах, междисциплинароность, новые формы обучения [12]. Поэтому педагогические новации в области экологического образования включают главным образом неформальное экологическое образование, экологическое образование на уровне общин, различные аспекты человеческого понимания и опыта природы, эмоциональную вовлеченность учащихся в экологические проблемы [17]. Так, говоря о форме экологического образования В.И. Панов [31] отмечает, что требуется использование нетрадиционных, практико-ориентированных методов экологического образования, связанных с активным формированием экологического сознания. Это могут быть экологические игры, детские экологические движения и т.д., которые требуют активности детей, их вовлечения в процесс обучения [30, с.51-65]. В этом случае сообщение школьникам «определенного набора экологических знаний» дополняется «эмоциональным воздействием природных объектов на ребенка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляцией экологической активности и т.д. [32, с.21].

Принципы экологического образования, предложенные на международном уровне, реализуются в национальных образовательных программах, образовательных инициативах на местном уровне, стратегиях охраны природы и деятельности некоммерческих организаций (НКО) [19, с. 28]. Так, в страновом обзоре, который осуществил Палмер, повсеместно отмечается возрастание роли НКО в организации экологического образования. Как показывает опыт Эквадора, Словении, Уганды, Тайваня, НКО играют решающую роль в развитии неформального экологического образования и способны создать образовательные программы, соответствующие глобальной повестке XXI века [1]. Российская Федерация также включается в процесс развития неформального экологического образования, используя опыт зарубежных коллег и представляя собственные достижения на международной арене. Например, по инициативе НУО «Фонд развития коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока» при поддержке Фонда президентских грантов для НКО одна из программ неформального экологического образования реализуется на территории этнографического стойбища «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей).

Целью данной статьи является выявить специфику неформального экологического образования на примере реализации программы знакомства с этнографическим стойбищем. Для достижения цели был осуществлен анализ теоретических исследований, посвященных современному экологическому образованию и выделены базовые характеристики программ неформального экологического образования. Затем проанализированы содержательные и формальные характеристики образовательной программы и выделены наиболее значимые характеристики посредством анализа отзывов. Анализ отзывов был выбран, потому что, по мнению большинства исследователей, одной из существенных характеристик неформального образования является наличие интереса обучающихся к процессу образования. Собственно говоря, наличие заинтересованности выступает главной движущей силой процесса неформального образования. В нашем исследовании отзыв выступает способом вербализации проявленного интереса. Под отзывом мы будем понимать высказывание (положительного или отрицательного), полученное в ходе интервью, оставленное в гостевой книге или на сайте этнографического стойбища, а также оценку экспертов о данной образовательной программе неформального экологического образования. Научная новизна исследования состоит в определении наиболее значимых с точки зрения посетителей характеристик образовательной программы неформального экологического образования.

Особенности современного экологического образования

Формирование ценностей, лежащих в основе поведения, которое наносит минимальный вред окружающей среде или даже приносит пользу [21, с. 309] не может осуществляться в старой образовательной парадигме. Между характеристиками экологического образования и традиционной экологической системой лежит несколько фундаментальных противоречий. Во-первых, экологическое образование междисциплинарно [17; 8; 3], а традиционная система образования предполагает подготовку в рамках строго определенных дисциплин. Во-вторых, экологическое образование предполагает активное участие обучающихся в решении проблемных ситуаций [7], тогда как традиционной образовательной системе с трудом удается выйти за рамки трансляции знаний. В-третьих, экологическое образование имеет дело с реальными проблемами, волнующими локальные сообщества [10; 22], а в традиционной системе образования до сих пор обсуждаются абстрактные теоретические вопросы. И, наконец, экологическое образование осуществляется через совместное обсуждение и формирование целей деятельности всеми заинтересованными лицами [2; 15], тогда как содержание и форма традиционного образования жестко определены нормативными стандартами. Таким образом, переход к новой парадигме требует сдвига во всей системе образования, что не может произойти настолько быстро, насколько этого требует острота экологических проблем и их социальных последствий. Поэтому параллельно возникают новые образовательные инициативы, неформальные образовательные проекты и программы экологического образования, осуществляющие поиск и апробацию эффективных характеристик и способов экологического образования.

Исследователи, отмечая синдром дефицита природы у детей (nature deficit disorder) [5], предлагают разрабатывать образовательные программы содержащие игры на открытом воздухе и беспрепятственное взаимодействие с природой [16]. Обсуждая важные компоненты экологического образования, [3] исследователи отмечают, что образовательные программы должны включать дискуссии, взаимодействие с учеными, базироваться на местных природных территориях и природоохранных инициативах, отвечающих потребностям сообщества. Тем самым формируется и закрепляется представление о социальной солидарности и включенности сообществ в экосистемы. В свою очередь [22], обобщив опыт успешных образовательных программ, исследователи подчеркивают связь когнитивной стороны образования и эмоциональных, эстетических факторов, обеспечивающих целостность опыта, получаемого в процессе экологического образования. Для достижения этой цели могут использоваться такие способы как сосредоточение внимания на личностно значимой информации, активные мероприятия и погружение в истории [15; 22].

Перечисленные выше характеристики успешно реализуются в образовательных программах, которые базируются на экологической мудрости коренных народов, которая включает в себя вековой опыт управления природными ресурсами и сохранения окружающей среды [8; 6]. Поэтому образовательные программы по всему миру содержат характеристики этой мудрости и погружают в особенности образа жизни коренных народов, которые определялись взаимодействием с природой этих мест, духовной самобытностью и социальными взаимоотношениями [25]. Так, в Индонезии считают, что местная мудрость, связанная с сохранением окружающей среды и социальной преемственностью, должна дополнять программы формального школьного экологического образования [18; 26; 23]. Жители Индонезии бережно относятся к своей земле [24]: берегут священный лес, перерабатывают отходы, ухаживают за болотами, развивают различные формы солидарности и кооперации на основе совместного природопользования. Например, правила традиционного сообщества Tabaru по сохранению биоразнообразия легли в основу локальных школьных программ экологического образования и рекомендаций, касающихся потребительского поведения местных жителей [1]. Кроме того, в Японии и Индонезии разработали образовательную технику Kikigaki, основанную на историях взаимодействия знаменитых людей с природой в различные периоды их жизни [9]. Обращение к традиционной мудрости в экологическом образовании особенно актуально для Российской Федерации – многонационального государства, на территории которого проживает более 160 народов и 40 из них – коренные малочисленные народы Севера.

Содержание экологического образования на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей)

Формирование ответственного отношения к природе и социально-культурным объектам может быть организовано путем знакомства с традиционным образом жизни и природопользованием коренных народов Западной Сибири – манси, ханты и ненцев – на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей). Процесс создания этнографического стойбища начался в 2017 году по инициативе активистов из числа коренных народов и некоммерческих организаций: Тюменской областной общественной организации коренных малочисленных народов «Кедр» и Фонда развития коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока. С 2019 года на этностойбище реализуется программа экологического образования, которая была поддержана грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В туристско-образовательных мероприятиях могут участвовать дети с 4-х лет, подростки и взрослые. Образовательная программа рассчитана на полтора часа.

Программа экологического образования на этнографическом стойбище включает в себя информацию из различных научных областей. Так, чтобы продемонстрировать значимость взаимосвязи «человек-природа» для северных народов, экскурсовод-педагог рассказывает об окружающем мире, социальной организации северных народов, особенностях быта и религиозных представлений. Более того, один сюжет может содержать в себе весь набор этих сведений. Например, рассказ о родовых угодьях содержит обращение к экосистемным взаимосвязям, родовой организации общества ханты, включает демонстрацию инвентаря, инструментов и охотничьего домика, а также историю о духах-покровителях мест. При этом поднимается вопрос о локальных проблемах, с которыми сталкиваются современные коренные народы: сокращение территории угодий, загрязнение среды обитания, сокращение числа промысловых животных и т.д.

На этностойбище рассказывают о природосообразных технологиях северных народов, когда природные свойства используются для достижения целей сообщества, не оказывая дополнительного давления на биосферу. Используются свойства природных материалов, например, мха, меха, дерева. Из мха делают «памперсы» для малышей. Мехом подбивают лыжи, чтобы они не давали охотнику откатываться назад во время выстрела. Используются климатические особенности: холодный климат позволяет хранить одежду и продукты вне дома, в специальных постройка, тем самым, обеспечивается сохранность продуктов и экономия ресурсов для обогрева минимальной площади жилого помещения.

Важным характеристикой образовательной программы является воспитание экологических ценностей, например, через демонстрацию роли животных в мировоззрении и хозяйственной жизни ханты, манси, ненцев. Так, рассказ об особенностях ненецкого быта включает историю о собаках-няньках, которые помогают следить за детьми. Они всегда находятся с детьми, спят с ними. Когда взрослые выходят из чума, собаки-няньки не позволяют малышам сползать со шкур, приближаться к костру. Старшие члены семьи спокойны, когда дети под «присмотром» собак-нянек. Таким собакам оказывают особый почет, они живут в чуме, питаются с общего стола как члены семьи.

Формированию ответственного отношения к окружающей среде способствует неоднократное подчеркивание традиционной заботы о природе, которая, по мнению исследователей [29, с. 207-208; 27, с. 205], присуща коренным народам Западной Сибири. Так, «памперсы» и «пеленки» из мха, шерсти и стружки легко сжигаются в печи без вреда для окружающей среды, тогда как настоящие памперсы, попадая в тундру, не перерабатываются, не гниют и не горят. В тундре, где нет мусорных контейнеров, они становятся серьезным источником загрязнений. Поэтому ханты, манси и ненцы стараются пользоваться природными материалами.

Значительное внимание уделяется освещению роли социальных взаимодействий – ценностей взаимной поддержки, взаимопомощи, сотрудничества, обмена, дара – в мировоззрении и хозяйственной жизни ханты, манси, ненцев. Так, единственное правило посещения охотничьего домика ханты – оставить что-то после себя. Если охотник что-то берет из домика, то он должен что-то оставить взамен, тем родственникам, которые придут после него. Это «золотое» правило увеличивает вероятность выживания охотника-ханты в экстремальной ситуации и обеспечивает поддержание необходимых ресурсов.

Таким образом, анализ содержания образовательной программы позволяет выявить в ней характеристики, присущие современному экологическому образованию, такие как междисциплинарность [8; 2]; нацеленность на локальные проблемы [10; 22]; использование традиционных знаний и экологической мудрости коренных народов [1]; формирование ответственного отношения к окружающей среде [24]; воспитание экологических ценностей [24]; подчеркивание значимости социальной солидарности при решении экологических проблем [9]. Эти характеристики придают программе актуальность и позволяют рассматривать ее в контексте глобальной экологизации образования.

Формальные характеристики экологического образования на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей)

Этнографическое стойбище находится в 30 километрах от Тюмени в лесу и повторяет традиционное стойбище народов Севера по своей планировке, в нем представлены традиционные жилища: хантыйская изба и ненецкий чум (летний и зимний) с традиционным убранством; представлена хозяйственно-бытовая жизнь ненцев, ханты и манси (лодки, нарты, снасти, хозяйственный лабаз и др.). На территории стойбища воссоздано «святое место» с семью хранителями земли, во время национальных праздников на нем можно познакомиться с традиционными обрядами народов Севера. Охотничья тропа дает возможность познакомиться с промысловой деятельностью – это маршрут по лесной зоне с оборудованными на пути разного рода охотничьими самоловными орудиями. На территории этнографического стойбища сделана традиционная печь для выпечки хлеба, что позволяет угощать посетителей свежим хлебом во время чаепития.

Особенность проекта в том, что устанавливают и оформляют этнографическое стойбище представители коренных народов, живущих на ближайших стойбищах (ханты), а посетителей принимают экскурсоводы-педагоги, представители коренных народов Севера (ненцы, манси, ханты) в традиционной одежде, которые сейчас проживают в городе. Они же поддерживают порядок на этнографическом стойбище и осуществляют ремонт объектов. Это не только обеспечивает аутентичность объектов, но также служит способом поддержания социальных связей представителей коренных народов живущих в городе, способствует их психологической разгрузке, и является способом заработка.

Образовательные мероприятия данной образовательной программы неформального экологического образования осуществляются в рамках экскурсии по этнографическому стойбищу, во время которой экскурсовод-педагог через знакомство с культурой, обычаями, правилами знакомит посетителей с экологической мудростью коренных народов Западной Сибири.

Образовательная программа предполагает непосредственный контакт с природой, что является нетривиальным опытом для современных городских жителей: «Реальный мир или окружающая природная среда обеспечивают подлинную сенсорную аутентичность, сложность и погружение в природу» [4, с. 2]. Посетители во время образовательной программы гуляют по лесу, сидят у костра, пьют чай из трав на воздухе. По мнению исследователей, уникальный опыт взаимодействия с природной средой укрепляет экологическую ответственность и ценности [5; 13; 14]. Эмоциональное воздействие усиливает вид огня, к которому посетители приближаются дважды за экскурсию: костер разводят в ненецком чуме и в конце маршрута, когда готовят чай.

Экскурсоводы-педагоги используют интерактивные формы обучения: решение загадок, обращение к личному опыту посетителей, загадывание желаний на священном месте. Например, обращение к духам на священном месте с просьбой об исполнении желаний производит сильное впечатление, поскольку ритуал сопровождается созданием особой атмосферы, что эмоционально и эстетически воздействует на посетителей. Чаепитие на свежем воздухе является особенно приятным моментом туристического маршрута. Чай готовят по традиционным рецептам, к чаю предлагается свежеиспеченный хлеб, лесные ягоды и сладости.

Кроме того, посетителям предлагается участие в национальных играх на свежем воздухе, что усиливает эффект соединения с природой [16], потому что посетителям приходится думать о сопротивлении воздуха, силе ветра, тяжести вещей, изготовленных из дерева. Экскурсоводы-педагоги и волонтеры объясняют им какие качества воспитывают эти игры, чему они учат, какие функции выполняют в сообществе. Так, набрасывание колец на палки является важным упражнением для будущих оленеводов, которые управляют оленями, накидывая петли им на рога.

Два пункта туристического маршрута – изба ханты и ненецкий чум – предполагают беседу между посетителями и представителями коренных народов на различные темы: обсуждаются как хозяйственные особенности, так и особенности гигиены, отношений между полами, отношение к детям и т.д.

Таким образом, в образовательной программе нами выявлены формы проведения мероприятий, совпадающие с отмеченными исследователями формальными характеристиками современного экологического образования, такие как активность на свежем воздухе [5]; целостность опыта познания и самопознания [16]; вовлеченность в обсуждаемые проблемы [15]; интерактивность [13]; эмоциональное и эстетическое воздействие [22]; неформальный характер образования [18; 23].

Метод и результат

Нами были использованы следующие методологические подходы: междисциплинарный, системный, социокультурный, социологический, аксиологический подход. Системный подход позволяет показать взаимосвязь между экологическими проблемами и экологическим воспитанием, как сложными динамическими системами, а также рассматривать программу неформального образования как систему взаимосвязанных характеристик. Междисциплинарный подход в данном исследовании, позволит установить взаимосвязи между неформальным экологическим образование и другими научными областями, например, историей, психологией, философией и др. Социокультурный подход позволяет определить направления научного исследования и выявить его принципы. Так в нашем исследовании мы будем использовать научные принципы этнопедагогики коренных малочисленных народов Севера, выделенные нами ранее [28, с. 373-378]:

  1. Единство и значимость взаимосвязи «человек-природа»;
  2. Тесная взаимосвязь животных, растений, ландшафта, климата, природных явлений в мировоззрении и хозяйственной жизни ханты, манси, ненцев;
  3. Природосообразные технологии коренных малочисленных народов Севера;
  4. Ответственное потребление, которое подразумевает заботу о будущих поколениях при удовлетворении потребностей нынешнего поколения;
  5. Утверждение социальных взаимодействий – семейных ценностей, взаимопомощи, сотрудничества, обмена, дара – в мировоззрении и хозяйственной жизни ханты, манси, ненцев.

Социологический подход позволяет не только изучать специфику взаимоотношений «человек-природа» и систему социальных взаимодействий в рамках экологического неформального образования, но и позволяет использовать социологические методы для анализа предмета исследования.

Совокупность представленных подходов для решения задач исследования определила набор методов исследования. В исследовании используются как общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), так и частнонаучные методы (опрос, анкетирование, анализ отзывов и др.)

Весь перечисленный арсенал подходов и методов направлен на комплексный анализ предмета исследования - программы неформального экологического образования, реализуемой на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей).

Чтобы выявить наиболее значимые, с точки зрения посетителей, характеристики программы неформального экологического образования на этнографическом стойбище, мы проанализировали три вида отзывов:

1) Интервью с детьми в возрасте 9-12 лет. Интервью проводились во время образовательных мероприятий или после, но не более чем через 2 дня после мероприятия. Были заданы вопросы о содержательных (ответственное отношение к окружающей среде) и формальных (эстетических и эмоциональных впечатлениях и др.) характеристики программы. Были проанализированы 20 интервью;

2) Отзывы посетителей образовательных мероприятий на этностойбище, которые они оставляли в гостевой книге или на сайте. В целом проанализировано 17 отзывов;

3) Результаты экспертизы образовательной программы, которую проводили ученые и специалисты из педагогического вуза - Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»). Всего 16 страниц машинописного текста.

В каждом виде отзывов мы выделяли части, которые касались характеристик образовательной программы. Нами были определены ранговые значения каждого из характеристик программы экологического неформального образования, представленные суммой положительных и отрицательных отзывов. Наличие положительных отзывов и позитивные высказывания в интервью подтверждает привлекательность данного характеристик программы для участников и отрицательного - не представленность данного характеристик в программе. Рейтинг представленности характеристик в программе проводился с помощью анализа экспертизы, где оценивалась степень наличия характеристики, количество используемых примеров, соответствие выбранных методов и приемов для проявления того или иного характеристики программы.

Для определения рангов характеристик мы использовали качественный контент-анализ текстов отзывов, интервью и экспертного заключения. Результаты анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Ранговые значения характеристик экологической образовательной программы

(ОТЗЫВЫ) ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ИНТЕРВЬЮ

ЗАПИСИ В ГОСТЕВОЙ КНИГЕ ИЛИ НА САЙТЕ

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

СУММАРНЫЙ РАНГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Содержательные характеристики экологической образовательной программы

Междисциплинарность

0

0

0

0

Нацеленность на локальные проблемы

0

0

6

6

Традиционные знания и экологическая мудрости коренных народов

2

0

8

10

Воспитание ответственного отношения к окружающей среде

3

0

6

9

Наличие экологических

ценностей

2

0

7

9

Подчеркивание значимости социальной солидарности

3

0

8

11

Формальные характеристики экологической образовательной программы

Активность на свежем воздухе

6

2

7

15

Целостность опыта познания и самопознания

2

0

8

10

Вовлеченность в обсуждаемые проблемы

7

2

7

16

Интерактивность

0

0

6

6

Эмоциональное и эстетическое воздействие

16

2

9

27

Неформальный характер образования

6

5

7

18

Среди содержательных характеристик неформальной экологической образовательной программы наибольшее ранговое значение набрали: подчеркивание значимости социальной солидарности; традиционные знания и экологическая мудрости коренных народов, наименьший – нацеленность на локальные проблемы. Такая характеристика как междисциплинарность не была зафиксирована не в одном из отзывов (объектов анализа).

Среди формальных характеристик программы наибольшее ранговое значение набрали характеристики: неформальный характер образования; эмоциональное и эстетическое воздействие, а наименьшее целостность опыта познания и самопознания.

В целом, формальные характеристики экологической образовательной программы набрали большее ранговое значения по сравнению с содержательными характеристиками.

Обсуждение результатов

Экологическое образование невозможно в старой образовательной парадигме, поэтому авторы рассматривают вариант неформального дополнительного экологического образования, основанного на мудрости коренных народов и содержащего характеристики присущие современному экологическому образованию.

Смена образовательной парадигмы в сторону неформального образования привела и к изменению формы подачи материала. Происходит пополнение знаний не путем назиданий, а через игры, рассказы, легенды. Особенность восприятия на этностойбище обусловлена возможностью непосредственного контакта с объектами, находящимися на территории осмотра, таким образом и сам объект, и событие (в форме рассказа) становятся источником информации. Эстетическое, эмоциональное воздействие усиливается погружением в реальную природную и культурную среду. Это, с одной стороны, приводит к развитию творческих способностей – у детей появляется желание сделать что-то самим, например, испечь хлеб или сделать лук и т.д. А с другой, погружение способствует учит бережно относиться к природе и принимать правильные решения минимизирующие наносимый природе урон. Например, детей поразило, что коренные народы не рубят деревья для очагов, а собирают хворост. Таким образом, во время экскурсии происходит одновременно и обучение, и воспитание, и развитие, и приобретение экологического опыта.

В экспертизе, проведенной специалистами-педагогами, отмечаются почти все характеристики образовательной программы, что подтверждает их значимость. Некоторые характеристики программы нуждаются в дальнейшей доработке, чтобы они стали более заметными и значимыми для посетителей. Остановимся на некоторых из них.

Содержательные характеристики вообще не получили отражения в отзывах, оставленных в книге на этностойбище и на сайте. Возможно объяснение этому – формальный характер отзыва. Он создается шаблонно, сводится к выражению эмоций и благодарностей. Однако, и в этом случае многие характеристики экологического образования фиксируются: эмоциональное и эстетическое воздействие, неформальный характер, вовлеченность в обсуждаемые проблемы, игровой характер мероприятий.

Взаимоотношения коренных народов с окружающим миром носят синкретический характер, соединяя знания и веру, ценности и необходимость. Междисциплинарность присутствует в образовательной программе имплицитно: сложно выделить научные области в знаниях, которые вообще трудно назвать рациональными в общепринятом смысле. Ни один вид отзывов не фиксирует междисциплинарность как характеристика образовательной программы.

Интерактивность также не фиксируется в отзывах детей и посетителей, более того, многие отмечали, что им не хватило участия в рукоделии, в создании чего-то своими руками. Поэтому, практика «тестирования» характеристик быта должна развиваться.

Особой рефлексии требует фиксация получения целостностного опыта познания и самопознания, поэтому в формальных отзывах посетителей эта характеристика вообще не фиксируется, хотя в отзывах детей и экспертов она отмечена.

Выявленные нами недостатки отнюдь не умаляют ее достоинств. Обсуждаемые характеристики придают программе актуальность и позволяют рассматривать ее в контексте глобальной экологизации образования. Кроме того, программа экологического неформального образования, реализуемая на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей), одна из немногих возможностей приобщится к экологической мудрости коренных народов Западной Сибири, для понимания своего места в сложной системе экологических взаимоотношений между природой и цивилизацией.

Выводы

В статье были выделены два вида характеристик: содержательные, отражающие смысловые фокусы образовательной программы, и ценностные, отражающие способы проведения образовательных мероприятий. Вкладом авторов в исследование темы является выделение характеристик программы эффективно воздействующих на посетителей и меняющих их отношение к окружающей среде. В результате эмпирического исследования были определены наиболее значимые характеристики с точки зрения посетителей и экспертов. К таким характеристикам относятся: активность на свежем воздухе (подвижные игры), эмоциональное и эстетическое воздействие (ритуалы, мифы, сказки, живой огонь, идолы, шкуры животных, черепа и пр.), вовлеченность в обсуждаемые проблемы (экскурсоводы-педагоги всегда спрашивают мнение посетителей), неформальный характер образования (посетители погружены в нетривиальные условия, отсутствие оценок, свободный характер общения).

Теоретическая значимость исследования связана с поиском оптимального набора содержательных и формальных характеристик образовательных программ, формирующих ответственное экологическое поведение. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования не только данной образовательной программы, но и различных программ неформального экологического образования в целом. Описанные характеристики являются дополнением к набору элементов экологического образования, используемых общественными организациями, которые нацелены на формирование уважительного отношения к природе. Кроме того, исследование дает важную информацию коренным общинам о возможностях включения в глобальную повестку борьбы с экологическим кризисом, а правительству о возможностях НКО в развитии неформального экологического образования.

За рамками данной статьи осталось изучение эффективности образовательной программы. Чтобы ответить на вопрос о том, влияет ли данная образовательная программа на поведение современных людей, необходимо проведение дополнительных исследований.

Библиография
1. Al Muhdhar, M.H.I., Rohman, F., Tamalene, M.N., Nadra, W.S., Daud, A., Bahtiar & Irsyadi, H. (2019) Local Wisdom-Based Conservation Ethics of Tabaru Traditional Community on Halmahera Island, Indonesia. International
2. Ardoin, N.M. & Bowers, A.W. & Gaillard, E. (2020) Environmental education outcomes for conservation: A systematic review. Biological Conservation, 241: 108-224. doi.org/10.1016/j.biocon.2019.108224
3. Ardoin, N.M., Bowers, A.W., Roth N.W. & Holthuis N. (2017): Environmental education and K-12 student outcomes: A review and analysis of research, The Journal of Environmental Education, DOI: 10.1080/00958964.2017.1366155
4. As'ari, R., Rohmat, D., Darsiharjo, Maryani, E. & Ningrum, E. (2019) Management of water resource based on local wisdom: a develompment study of Kampung Naga as field laboratory of Geography Education in Tasikmalaya, West Java. First International Conference on Environmental Geography and Geography Education (ICEGE), 243: UNSP 012002. DOI: 10.1088/1755-1315/243/1/012002
5. Chawla, L. (2015) Benefits of Nature Contact for Children. Journal of Planning Literature, 30(4), 433-452. doi:10.1177/0885412215595441
6. de la Hidalga, V (2019) Learning and Transformations of the Indigenous Territory in Veracruz, Mexico. Cpu-E Revista de Investigacion Educativa. 29: 205-220.
7. Dillon, J., Rickinson, M., Teamey, K., Morris, M., Choi, M. Y., Sanders, D., & Benefield, P. (2017). The value of outdoor learning: Evidence from research in the UK and elsewhere. In Towards a Convergence Between Science and Environmental Education: The selected works of Justin Dillon (pp. 179-185). Abingdon, Oxon: Taylor & Francis. https://doi.org/10.4324/9781315730486
8. Dockry, M. J., Hall, K., Van Lopik, W., & Caldwell, C. M. (2015). Sustainable development education, practice, and research: an indigenous model of sustainable development at the College of Menominee Nation, Keshena, WI, USA. Sustainability Science, 11(1), 127-138. doi:10.1007/s11625-015-0304-x
9. Effendi, T.D. (2019) Local Wisdom-based Environmental Education through Kikigaki Method: Japan Experience and Lesson for Indonesia. 12-th International Interdisciplinary Studies Seminar: Environmental Conservation and Education for Sustainable Development, 239. DOI: 10.1088/1755-1315/239/1/012038
10. Fleischner, T. L., Espinoza, R. E., Gerrish, G. A., Greene, H. W., Kimmerer, R. W., Lacey, E. A., Zander, L. (2017). Teaching Biology in the Field: Importance, Challenges, and Solutions. BioScience, 67(6), 558-567. doi:10.1093/biosci/bix036
11. IUCN (1980) World Conservation Strategy, Gland, Switzerland: IUCN, WWF, UNEP.
12. IUCN/UNEP/WWF (1991) Caring for the Earth: A Strategy for Sustainable Living, Gland, Switzerland: IUCN.
13. Martin, C., & Czellar, S. (2017). Where do biospheric values come from? A connectedness to nature perspective. Journal of Environmental Psychology, 52, 56–68. doi:10.1016/j.jenvp.2017.04.009.
14. Mayer, F.S., Frantz, C.M. (2004) The Connectedness to Nature Scale: A Measure of Individuals’ Feeling in Community with Nature, Journal of Environmental Psychology, 24, 503–515.
15. Monroe, M.C. & Plate, R.R. & Oxarart, A. & Bowers, A. & Chaves, W.A. (2017) Identifying effective climate change education strategies: a systematic review of the research, Environmental Education Research, DOI: 10.1080/13504622.2017.1360842
16. Mullenbach, L.E., Andrejewski, R.G. & Mowen, A.J. (2018) Connecting children to nature through residential outdoor environmental education, Environmental Education Research. 1-10. DOI: 10.1080/13504622.2018.14582152
17. Palmer J. (2003) Environmental Education in the 21st Century: Theory, Practice, Progress and Promise. Routledge, London and New York.
18. Retnowati, R., Istiadi, Y., Istiana, R. (2018) Effectiveness of Project Learning Model Based on Local Wisdom in Improving Creativity to Develop Environment Learning Media. Proceedings of the 3rd Asian Education Symposium, 253: 567-571.
19. Rickinson, M. (2001) Learners and Learning in Environmental Education: A critical review of the evidence. Environmental Education Research 7(3): 207-320. DOI: 10.1080/13504620120065230
20. Sia, A., Hungerford, H. & Tomera, A. (1985) Selected Predictors of Responsible Environmental Behaviour: An Analysis, Journal of
21. Steg, L., Vlek C. (2009) Encouraging pro-environmental behaviour: An integrative review and research agenda. Journal of Environmental Psychology. 29: 3. 309-317.
22. Stern M.J. & Powell R.B. & Dawn Hill (2014) Environmental education program evaluation in the new millennium: what do we measure and what have we learned?, Environmental Education Research, 20:5, 581-611, DOI: 10.1080/13504622.2013.838749
23. Sumarmi (2016) A Study of Local Wisdom of Balinese Aga and Samin People to Develop Environmental Awareness Characteristics. Proceedings of the LST International Conference on Geography and Education (ICGE 2016), 79: 201-205.
24. Surtikanti, H.K. & Syulasmi, A. & Ramdhani, N. (2017) Traditional Knowledge of Local Wisdom of Ammatoa Kajang Tribe (South Sulawesi) about Environmental Conservation. International Conference on Mathematics and Science Education (ICMSCE), 895. DOI: 10.1088/1742-6596/895/1/012122
25. Susanti, S., Sukaesih., Koswara, I. (2018) Forms of Communication in Local Wisdom-Based Environmental Education at Eco Camp// PROCEEDINGS OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE ON MEDIA AND COMMUNICATION STUDIES (ICOMACS 2018). In ed. Fakhruroji, M.; Muhtadi, A.S.; Abdullah, C.U. Bandung, INDONESIA
26. Yufiarti, Rivai, R.K., Pratiwi, A.P. (2018) Development of Adiwiyata Curriculum Model Based on Local Wisdom. 9-th International Conference on Global Resource Conservation (ICGRC) and AJI from Ritsumeikan University, 2018. DOI: 10.1063/1.5061865
27. Адаев В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. Тюмень: «Вектор Бук», 2007. 240 с.
28. Захарова О.В., Суворова Л.Г., Малых И.Ю., Богданова М.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ СТОЙБИЩЕ "ДОМ СЕВЕРНЫХ ЛЮДЕЙ" В сборнике: Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. сборник научных статей. 2020. С. 373-378.
29. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989. 272 с.
30. Мдивани, М.О., Кодесс, П.Б., Лидская, Э.В., Хисамбеев, Ш.Р. Диагностика экологического сознания у детей / М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Социально-экологические технологии, 2012. С.51-65.
31. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 184 с.
32. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000. — 456 с., с.21
References
1. Al Muhdhar, M.H.I., Rohman, F., Tamalene, M.N., Nadra, W.S., Daud, A., Bahtiar & Irsyadi, H. (2019) Local Wisdom-Based Conservation Ethics of Tabaru Traditional Community on Halmahera Island, Indonesia. International
2. Ardoin, N.M. & Bowers, A.W. & Gaillard, E. (2020) Environmental education outcomes for conservation: A systematic review. Biological Conservation, 241: 108-224. doi.org/10.1016/j.biocon.2019.108224
3. Ardoin, N.M., Bowers, A.W., Roth N.W. & Holthuis N. (2017): Environmental education and K-12 student outcomes: A review and analysis of research, The Journal of Environmental Education, DOI: 10.1080/00958964.2017.1366155
4. As'ari, R., Rohmat, D., Darsiharjo, Maryani, E. & Ningrum, E. (2019) Management of water resource based on local wisdom: a develompment study of Kampung Naga as field laboratory of Geography Education in Tasikmalaya, West Java. First International Conference on Environmental Geography and Geography Education (ICEGE), 243: UNSP 012002. DOI: 10.1088/1755-1315/243/1/012002
5. Chawla, L. (2015) Benefits of Nature Contact for Children. Journal of Planning Literature, 30(4), 433-452. doi:10.1177/0885412215595441
6. de la Hidalga, V (2019) Learning and Transformations of the Indigenous Territory in Veracruz, Mexico. Cpu-E Revista de Investigacion Educativa. 29: 205-220.
7. Dillon, J., Rickinson, M., Teamey, K., Morris, M., Choi, M. Y., Sanders, D., & Benefield, P. (2017). The value of outdoor learning: Evidence from research in the UK and elsewhere. In Towards a Convergence Between Science and Environmental Education: The selected works of Justin Dillon (pp. 179-185). Abingdon, Oxon: Taylor & Francis. https://doi.org/10.4324/9781315730486
8. Dockry, M. J., Hall, K., Van Lopik, W., & Caldwell, C. M. (2015). Sustainable development education, practice, and research: an indigenous model of sustainable development at the College of Menominee Nation, Keshena, WI, USA. Sustainability Science, 11(1), 127-138. doi:10.1007/s11625-015-0304-x
9. Effendi, T.D. (2019) Local Wisdom-based Environmental Education through Kikigaki Method: Japan Experience and Lesson for Indonesia. 12-th International Interdisciplinary Studies Seminar: Environmental Conservation and Education for Sustainable Development, 239. DOI: 10.1088/1755-1315/239/1/012038
10. Fleischner, T. L., Espinoza, R. E., Gerrish, G. A., Greene, H. W., Kimmerer, R. W., Lacey, E. A., Zander, L. (2017). Teaching Biology in the Field: Importance, Challenges, and Solutions. BioScience, 67(6), 558-567. doi:10.1093/biosci/bix036
11. IUCN (1980) World Conservation Strategy, Gland, Switzerland: IUCN, WWF, UNEP.
12. IUCN/UNEP/WWF (1991) Caring for the Earth: A Strategy for Sustainable Living, Gland, Switzerland: IUCN.
13. Martin, C., & Czellar, S. (2017). Where do biospheric values come from? A connectedness to nature perspective. Journal of Environmental Psychology, 52, 56–68. doi:10.1016/j.jenvp.2017.04.009.
14. Mayer, F.S., Frantz, C.M. (2004) The Connectedness to Nature Scale: A Measure of Individuals’ Feeling in Community with Nature, Journal of Environmental Psychology, 24, 503–515.
15. Monroe, M.C. & Plate, R.R. & Oxarart, A. & Bowers, A. & Chaves, W.A. (2017) Identifying effective climate change education strategies: a systematic review of the research, Environmental Education Research, DOI: 10.1080/13504622.2017.1360842
16. Mullenbach, L.E., Andrejewski, R.G. & Mowen, A.J. (2018) Connecting children to nature through residential outdoor environmental education, Environmental Education Research. 1-10. DOI: 10.1080/13504622.2018.14582152
17. Palmer J. (2003) Environmental Education in the 21st Century: Theory, Practice, Progress and Promise. Routledge, London and New York.
18. Retnowati, R., Istiadi, Y., Istiana, R. (2018) Effectiveness of Project Learning Model Based on Local Wisdom in Improving Creativity to Develop Environment Learning Media. Proceedings of the 3rd Asian Education Symposium, 253: 567-571.
19. Rickinson, M. (2001) Learners and Learning in Environmental Education: A critical review of the evidence. Environmental Education Research 7(3): 207-320. DOI: 10.1080/13504620120065230
20. Sia, A., Hungerford, H. & Tomera, A. (1985) Selected Predictors of Responsible Environmental Behaviour: An Analysis, Journal of
21. Steg, L., Vlek C. (2009) Encouraging pro-environmental behaviour: An integrative review and research agenda. Journal of Environmental Psychology. 29: 3. 309-317.
22. Stern M.J. & Powell R.B. & Dawn Hill (2014) Environmental education program evaluation in the new millennium: what do we measure and what have we learned?, Environmental Education Research, 20:5, 581-611, DOI: 10.1080/13504622.2013.838749
23. Sumarmi (2016) A Study of Local Wisdom of Balinese Aga and Samin People to Develop Environmental Awareness Characteristics. Proceedings of the LST International Conference on Geography and Education (ICGE 2016), 79: 201-205.
24. Surtikanti, H.K. & Syulasmi, A. & Ramdhani, N. (2017) Traditional Knowledge of Local Wisdom of Ammatoa Kajang Tribe (South Sulawesi) about Environmental Conservation. International Conference on Mathematics and Science Education (ICMSCE), 895. DOI: 10.1088/1742-6596/895/1/012122
25. Susanti, S., Sukaesih., Koswara, I. (2018) Forms of Communication in Local Wisdom-Based Environmental Education at Eco Camp// PROCEEDINGS OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE ON MEDIA AND COMMUNICATION STUDIES (ICOMACS 2018). In ed. Fakhruroji, M.; Muhtadi, A.S.; Abdullah, C.U. Bandung, INDONESIA
26. Yufiarti, Rivai, R.K., Pratiwi, A.P. (2018) Development of Adiwiyata Curriculum Model Based on Local Wisdom. 9-th International Conference on Global Resource Conservation (ICGRC) and AJI from Ritsumeikan University, 2018. DOI: 10.1063/1.5061865
27. Adaev V.N. Traditsionnaya ekologicheskaya kul'tura khantov i nentsev. Tyumen': «Vektor Buk», 2007. 240 s.
28. Zakharova O.V., Suvorova L.G., Malykh I.Yu., Bogdanova M.V. EKOLOGIChESKOE OBRAZOVANIE NA ETNOGRAFIChESKOM STOIBIShchE "DOM SEVERNYKh LYuDEI" V sbornike: Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustoichivogo razvitiya. sbornik nauchnykh statei. 2020. S. 373-378.
29. Krupnik I.I. Arkticheskaya etnoekologiya. M.: Nauka, 1989. 272 s.
30. Mdivani, M.O., Kodess, P.B., Lidskaya, E.V., Khisambeev, Sh.R. Diagnostika ekologicheskogo soznaniya u detei / M.O. Mdivani, P.B. Kodess, E.V. Lidskaya, Sh.R. Khisambeev // Sotsial'no-ekologicheskie tekhnologii, 2012. S.51-65.
31. Panov V.I. Vvedenie v ekologicheskuyu psikhologiyu: uchebnoe posobie. – 2-e izd., pererab. i dop. – M.: NII Shkol'nykh tekhnologii, 2006. – 184 s.
32. Yasvin V.A. Psikhologiya otnosheniya k prirode. — M.: Smysl, 2000. — 456 s., s.21

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В представленном на рецензирование тексте речь идет о возможностях использования опыта (мудрости) коренных народов в целях экологического обучения населения. В частности, приводятся сведения об особенностях экологического неформального образования (на примере этнического стойбища «Увас мир хот»» (Дом северных людей))». Сразу необходимо отметить, что актуальность исследования в данном случае никак не обоснована. Автор отмечает, что «…преодоление разрушительных противоречий между культурой и природой, человеческим и нечеловеческим невозможно без изменений, которые должны произойти на самом глубоком уровне социальных норм и ценностей, в формировании которых принимает участие образование. Из-за важности роли образования в преодолении противоречий между обществом и природой, вопросы экологического образования и воспитания остаются в фокусе внимания исследователей, порождая широкий спектр концептуальных и практических подходов». При этом само введение к тексту достаточно общее и противоречивое. Например, утверждение о том, что социальные, политические и экономические практики за последние десятилетия значительно изменились из-за обострившихся экологических и социальных проблем к самому тексту прямого отношения не имеет.
Отсутствуют в данном тексте также сведения о методологическом обеспечении исследования. Автор приводит только примеры по использованию опыта коренных народов в отношении природы. Однако к методологии исследования эти примеры отношения не имеют.
Сам смысл текста понятен и он предполагает внедрение программ экологического обучения на основе мудрости коренных народов. Это, действительно, имеет важное значение для развития экологической грамотности и экологической культуры населения. Тем не менее, для того, чтобы придать подаче такого материала исследовательскую направленность, необходимо определить и сформулировать конкретный предмет исследования. В данном же случае предмет исследования не сформулирован и поэтому весь текст напоминает отчет о проделанной работе.
Такое впечатление уссиливается еще и в связи с отсутствием упоминания о научной новизне исследования. Автор не уделил внимания обоснованию научной новизны исследования, что также следует отнести к недостаткам.
Стиль изложения текста отчетно-констатирующий. Основное внимание в данном тексте уделено не столько исследованию, сколько информированию о тех возможностях, которые имеет опыт (мудрость) коренных народов для формирования экологической культуры. Но это не вызывает сомнения в любом случае, поскольку общая культура населения сама по себе предполагает учет/неучет тех или иных особенностей отношения коренного населения к окружающей среде.
Тем не менее, автор сформулировал цель исследования. В частности, в тексте отмечается, что «Целью статьи является выявление наиболее значимых с точки зрения посетителей и экспертов элементов образовательной программы на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей)». В соответствии с поставленной целью были проанализированы различные отзывы посетителей стойбища. Однако не указывается, сколько было проанализировано отзывов, что тоже свидетельствует о недостаточно высоком уровне анализа самих отзывов. Каких – либо статистических методов исследования выполнено не было. Хотя при выполнении социологического анализа, а в данном случае анализ следует считать социологическим, использование статистической обработки данных просто необходимо.
Структура представленного текста не соответствует обычным представлениям о логике изложения результатов исследования в виде научной статьи. Больше она напоминает фрагмент отчета. Об этом свидетельствует и утверждение самого автора, когда он пишет, что «Программа экологического образования на этнографическом стойбище включает в себя информацию из различных научных областей. Так, чтобы продемонстрировать значимость взаимосвязи «человек-природа» для северных народов, экскурсовод рассказывает об окружающем мире, социальной организации северных народов, особенностях быта и религиозных представлений. Более того, один сюжет может содержать в себе весь набор этих сведений».
Обращает внимание таблица, которая по своему объему занимает почти половину всего текста, но при этом сама по себе не информативна.
Заключение к данному тексту отсутствует. Под заголовком «Выводы» содержаться сведения, которые таковыми не являются. И, более того, они не следуют из самого текста. Имеется в виду, что приведенные утверждения носят априорный характер. Например, утверждение о том, что «во время экскурсии происходит одновременно и обучение, и воспитание, и развитие, и приобретение экологического опыта». При этом надо следует отметить, что ни одно, ни другое, ни третье автором не исследовалось.
Библиографический список «перегружен» иностранными источниками, которые прямого отношения к теме исследования не имеют.
С учетом большого количества критических замечаний, данный текст требует доработки.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования в данной статье – специфика и методология образовательной программы этнографического музея как педагогического инструмента формирования экологической культуры школьников. Эмпирическое исследование проведено с детьми младшего подросткового возраста.
Актуальность проблемы формирования экологических ценностей обусловлена современными социальными тенденциями (миграциями населения в крупные города, глобализацией культуры с последующим вытеснением традиционного уклада жизни малых народов России), а также необходимостью сохранения природного богатства и культурного разнообразия нашей страны.
Автор статьи использует широкий арсенал исследовательских методов: помимо общенаучных (сравнение, обобщение, классификация), применены социологические методы (интервью, экспертный опрос), метод включённого наблюдения, контент-анализ текстов, а также междисциплинарный анализ литературы.
Работа имеет выраженную научную новизну:
- содержание исследования связано с экологической программой, материал, мало освещенный исследователями музейной педагогики;
- автор выявляет существенные отличия неформального экологического образования от традиционной парадигмы обучения в рамках дисциплин естественно-географического профиля;
- в ходе исследования получен новый эмпирический материал, показывающий восприятие подростками этнокультурных особенностей быта северных народов;
- автором сделана классификация элементы экологической образовательной программы, которые значимы для формирования ценностей школьников.
Структура статьи соответствует требованиям научных публикаций. Автором выдержан научный стиль изложения, хотя в описании содержания экскурсионно-образовательной программы присутствуют элементы публицистичности.
В статье имеют место несколько грамматических недочётов:
1) Сочетание различных знаков препинания в заголовке статьи затрудняет восприятие содержания, пояснение в скобках можно перенести во Введение. Корректнее бы выглядел заголовок «Особенности неформального экологического образования».
2) Есть стилистическая неточность в формулировке цели исследования: «Целью данной статьи является определение элементов программы неформального экологического образования». Очевидно, автор имел целью выявить специфику неформального экологического образования на примере реализации программы знакомства с этнографическим стойбищем.
3) Считаем излишними фразы «Таким образом, данную статью мы рассматриваем в качестве констатирующего этапа эксперимента по реализации программы неформального экологического образования» и «Наше исследование предполагает оценку существующих программ неформального экологического образования и выявления их элементов (констатирующий эксперимент), разработку и реализацию программы неформального экологического образования (формирующий эксперимент), проверку ее эффективности (контрольный эксперимент).». В перечислении этапов исследования нет необходимости, поскольку их раскрывает дальнейшее содержание статьи.
4) Желательно уточнить заголовок первого столбца таблицы. Объектами анализа автора выступают ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, которые прозвучали в отзывах респондентов, возможно, это понятие и нужно указать качестве заготовка столбца. Этот же не ясный термин автор использует и в выводах: «В результате эмпирического исследования были определены наиболее значимые элементы с точки зрения посетителей и экспертов». Вероятно, речь идёт о характеристиках образовательной программы или об оценках респондентов.
5) При формулировке выводов статьи автор применил принцип повторения основных элементов её содержания – выявленных особенностях неформальной экологической образовательной программы. При этом указывается на характеристики, наиболее значимые для респондентов. Так возникает двойное повторение, которое выглядит стилистически некорректно. В качестве выводов можно рекомендовать автору указать теоретическую и практическую значимость исследования (во Введении это указывать не обязательно), можно сформулировать личный научный вклад автора в рассматриваемую научную проблематику, описать перспективы дальнейших исследований данной темы и вопросы, которые остались за рамками статьи.
Заслуживает уважения представленная автором обширная библиография, включающая актуальные работы отечественных и зарубежных исследователей. Но следует обратить внимание, что стандарт работ журнала «Педагогика и просвещение» требует библиографического списка в алфавитном порядке.
Апелляция к оппонентам отсутствует, поскольку работа не носит дискуссионного характера, что не уменьшает её научной ценности.
Содержание исследования и его выводы представляют интерес для широкого круга специалистов: этнографов, географов, культурологов, а также для исследователей и практиков в области воспитания и музейной педагогики.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – эколого-просветительский потенциал экскурсии по этнографическому стойбищу «этнографического стойбища «Увăс Мир хот» («Дом Северных людей»)».

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, интервью, опроса, экспертизы, обобщения, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования определяется важностью трансформации отношения людей к природе, окружающей среде в целом, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая эколого-просветительский потенциал экскурсии по этностойбищу «Увăс Мир хот» («Дом Северных людей»).

Научная новизна связана с полученными автором эмпирическими данными, а также сформулированными выводами о том, что к характеристикам эколого-просветительского потенциала экскурсионной программы по этнографическому стойбищу можно отнести активность на свежем воздухе, подвижные игры, эмоциональное и эстетическое воздействие, вовлечённость в обсуждение проблем, неформальный характер взаимодействия, отсутствие оценок, свободное общение.

Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения, в основном, научный.

Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (обострение экологических и социальных проблем, преодоление противоречий между культурой и природой, необходимость изменений социальных норм и ценностей, роль и цель экологического образования, приобретение ответственного экологического поведения, преобразование поведения сообществ по отношению к биосфере, направленность экологического образования в XXI веке, неформальное экологическое образование, экологическое образование на уровне общин, использование нетрадиционных, практико-ориентированных методов экологического образования, возрастание роли некоммерческих организаций (НКО), НКО «Фонд развития коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока», программа неформального экологического образования на территории этнографического стойбища «Увăс Мир хот» («Дом Северных людей»), цель статьи, анализ теоретических исследований, содержательные и формальные характеристики образовательной программы, анализ отзывов), Особенности современного экологического образования (формирование ценностей, лежащих в основе поведения, которое наносит минимальный вред окружающей среде или приносит пользу, противоречия между характеристиками экологического образования и традиционной экологической (???) системой, новые образовательные инициативы, неформальные образовательные проекты и программы, поиск и апробация эффективных характеристик и способов экологического образования, синдром дефицита природы у детей, игры на открытом воздухе, беспрепятственное взаимодействие с природой, дискуссии, взаимодействие с учёными, представление о социальной солидарности и включённости сообществ в экосистемы, экологическая мудрость коренных народов), Содержание экологического образования на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей) (знакомство с традиционным образом жизни и природопользованием коренных народов Западной Сибири – манси, ханты и ненцев на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей), создание этнографического стойбища, программа экологического образования, природосообразные технологии северных народов, воспитание экологических ценностей, подчеркивание традиционной заботы о природе, освещение роли социальных взаимодействий), Формальные характеристики экологического образования на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей) (этнографическое стойбище, традиционные жилища, хозяйственно-бытовая жизнь ненцев, ханты и манси, «святое место», охотничья тропа, традиционная печь для выпечки хлеба, экскурсоводы-педагоги – представители коренных народов Севера в традиционной одежде, аутентичность объектов, непосредственный контакт с природой, интерактивные формы обучения, чаепитие на свежем воздухе, участие в национальных играх на свежем воздухе), Метод и результат (методологические подходы, научные принципы этнопедагогики коренных малочисленных народов Севера, общенаучные и частнонаучные методы, интервью с 20 детьми в возрасте 9–12 лет, отзывы 17 посетителей образовательных мероприятий на этностойбище, экспертиза образовательной программы, ранговые значения характеристик программы), Обсуждение результатов (вариант неформального дополнительного экологического образования, основанного на мудрости коренных народов, смена образовательной парадигмы в сторону неформального образования, изменение формы подачи материала через игры, рассказы, легенды, возможность непосредственного контакта с объектами, погружение в реальную природную и культурную среду), Выводы (Заключение ), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. Вместе с тем формулировка заголовка в большей степени подходит для монографии, нежели для отдельной статьи, в связи с чем в названии желательно конкретизировать объект и предмет исследования. Вызывает также вопрос противоречие между принятыми в международной классификации и в нашей стране видами экологического образования: в первом случае – формальное, неформальное и информальное, во втором – общее, дополнительное и просвещение. Если в статье речь идёт о программе неформального образования, это, по-видимому, должна быть программа дополнительного образования. Однако фактически описывается программа (точнее, единичное мероприятие – 1,5-часовая экскурсия) просветительского характера. Проведённый обзор литературы, в котором рассматриваются, в основном, зарубежные источники, усугубляет указанное противоречие (работы отечественных специалистов в области теории и методики экологического образования практически не представлены, только исследования по экологической психологии). Структуру текста также желательно скорректировать, представив полученные результаты (включая разделы «Содержание экологического образования на этнографическом стойбище…», «Формальные характеристики экологического образования на этнографическом стойбище…», которые могут быть объединены) и их обсуждение после описания методологии. Таким образом, можно рекомендовать автору сделать акцент на изучении отзывов посетителей и экспертов относительно эколого-просветительского потенциала разработанной экскурсии по стойбищу. Суммирование оценок детей и экспертов при этом вряд ли целесообразно.

Библиография включает 32 источника отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Al Muhdhar M. H. I., Rohman F., Tamalene M. N., Nadra W. S., Daud A., Bahtiar Имя ???, Irsyadi H. Local Wisdom-Based Conservation Ethics of Tabaru Traditional Community on Halmahera Island, Indonesia. International ???. 2019. Vol. ???. № ???. P. ???–???.
2. Ardoin N. M., Bowers A. W., Gaillard E. Environmental education outcomes for conservation: A systematic review // Biological Conservation. 2020. Vol. 241. P. 108–224.
11. World Conservation Strategy. Gland, Switzerland : IUCN, WWF, UNEP, 1980. ??? p.
28. Захарова О. В., Суворова Л. Г., Малых И. Ю., Богданова М. В. Экологическое образование на этнографическом стойбище "Дом Северных людей" // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сборник научных статей. Место издания ??? : Наименование издательства ???, 2020. С. 373–378.
30. Мдивани М. О., Кодесс П. Б., Лидская Э. В., Хисамбеев Ш. Р. Диагностика экологического сознания у детей // Социально-экологические технологии. 2012. № ???. С. 51–65.
32. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2000. 456 с.

Апелляция к оппонентам (Адаев В. Н., Крупник И. И., Мдивани М. О., Кодесс П. Б., Лидская Э. В., Хисамбеев Ш. Р., Панов В. И., Ясвин В. А., Al Muhdhar M. H. I., Rohman F., Tamalene M. N., Nadra W. S., Daud A., Irsyadi H., Ardoin N. M., Bowers A. W., Gaillard E., Roth N. W., Holthuis N., As'ari R., Rohmat D., Darsiharjo Maryani E., Ningrum E., Chawla L., de la Hidalga V., Dillon J., Rickinson M., Teamey K., Morris M., Choi M. Y., Sanders D., Benefield P., Dockry M. J., Hall K., Van Lopik W., Caldwell C. M., Effendi T. D., Fleischner T. L., Espinoza R. E., Gerrish G. A., Greene H. W., Kimmerer R. W., Lacey E. A., Zander L., Martin C., Czellar S., Mayer F. S., Frantz C. M., Monroe M. C., Plate R. R., Oxarart A., Bowers A., Chaves W. A., Mullenbach L. E., Andrejewski R. G., Mowen A. J., Palmer J., Retnowati R., Istiadi Y., Istiana R., Rickinson M., Sia A., Hungerford H., Tomera A., Steg L., Vlek C., Stern M. J., Powell R. B., Dawn Hill, Surtikanti H. K., Syulasmi A., Ramdhani N., Susanti S., Koswara I., Yufiarti Rivai R. K., Pratiwi A. P. и др.) имеет место. Обращает внимание (особенно при обсуждение результатов анкетирования, проведённого в Тюменской области) ссылок на работы отечественных авторов, в том числе проводивших аналогичные исследования.

В целом материал представляет интерес для читательской аудитории и несмотря на ряд замечаний может быть рассмотрен на предмет публикации в журнале «Педагогика и просвещение».