Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Анализ национального проекта «Экология» посредством SWOT-анализа

Носко Полина Анатольевна

магистр по программе "Окружающая среда и усточивое развитие" Университета Глазго, Великобритания окончена аспирантура в Департаменте мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия polina.nosko@gmail.com

121609, Россия, г. Москва, ул. Рублевское Шоссе, 34к2, кв. 342

Nosko Polina Anatolyevna

Master’s Degree in “Environment and Sustainable Development”, University of Glasgow, Scotland, UK; Finished Postgraduate Studies, the department of “World Economy and World Finances”, Financial University under the Government of the Russian Federation

121609, Russia, g. Moscow, ul. Rublevskoe Shosse, 34k2, kv. 342

polina.nosko@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0668.2019.6.31325

Дата направления статьи в редакцию:

07-11-2019


Дата публикации:

14-11-2019


Аннотация: Цель статьи состоит в изучении национального проекта «Экология» в рамках национальной безопасности Российской Федерации. Предмет работы – система отношений, связанных с реализацией национального проекта «Экология» в рамках обеспечения национальной безопасности России. В фокусе исследования – федеральные проекты, рассматриваемые по таким направлениям, как обращение с отходами, повышение качества воздуха и водных объектов, сохранение биологического разнообразия и развитие технологий. Обращается внимание на порядок финансирования компонентов национального проекта и его роль в обеспечении национальных экономических интересов России. Основным методом исследования является SWOT-анализ, также использованы общие методы научного познания, включая анализ, синтез, сравнение. Научная новизна работы заключается в выявлении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз национального проекта и выработке рекомендаций по усилению его эффекта в отношении улучшения состояния окружающей среды. Представлено предложение о координации целого ряда национальных проектов, учет которого может способствовать более эффективному достижению целей майского Указа Президента России 2018 г. Сделан вывод о том, что реализация национального проекта «Экология» может внести значительный вклад в обеспечение национальной безопасности России.


Ключевые слова:

экологическая безопасность, национальный проект, охрана природы, SWOT-анализ, федеральные проекты, утилизация отходов, ликвидация загрязнения, экономическая безопасность, НДТ, национальная безопасность

Abstract: The goal of this article lies in examination of the national project “Ecology” within the framework of national security of the Russian Federation. The subject of this work is the system of relations associated with implementation of the national project “Ecology” in the context of ensuring national security of Russia. The research is focused on the federal projects in the fields of waste management, improvement of air and water quality, preservation of biological diversity, and development of technologies. Attention is turned to funding arrangement of the national project elements, as well as its role in ensuring national economic interests of the Russian Federation. The SWOT analysis became the principle research method. The author also applied the general methods of scientific cognition such as analysis, synthesis, and comparison. The novelty of this work consists in determination of the strong and weak aspects, capabilities and risks of the national project, and formulation of recommendations on enhancing its effects with regards to improvement of the environment. The conclusion is made that implementation of the national project “Ecology” may significantly contribute to ensuring of national security of the Russian Federation.


Keywords:

environmental security, national project, environmental protection, SWOT-analysis, federal projects, waste management, pollution cleanup, economic security, BAT, national security

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1]. Данное положение заложено и в принципах государственной экологической политики, сформулированных в Основах государственной политики в области экологического развития страны до 2025 г., утвержденных Президентом РФ в 2012 г. [2]. В выполнении большинства задач данного документа значительную роль должен сыграть принятый в рамках Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (майского указа) и реализуемый с 1 января 2019 г. национальный проект «Экология». Необходимо отметить, что реализация мероприятий данного проекта позволит внести вклад в достижение таких целей майского указа, как повышение продолжительности жизни, ускорение технологического развития и повышение темпов экономического развития до уровня выше мировых.

Национальный проект (НП) в сфере охраны окружающей среды можно считать ключевым механизмом обеспечения экологической безопасности России, которая является частью национальной безопасности согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. [3] (далее – Стратегия). Целевые показатели и непосредственно система федеральных проектов, образующих НП «Экология», представляют собой ответ на основные внутренние вызовы экологической безопасности страны, обозначенные в Стратегии, и соответствуют задачам и приоритетным направлениям, сформированном в данном документе. Однако для более глубокого понимания и формирования обоснованного суждения о национальном проекте в сфере охраны окружающей среды представляется необходимым проведение анализа НП с помощью метода SWOT-анализа.

Выявленные сильные и слабые стороны, представленные в Таблице 1, структурированы по направлениям согласно методологии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Направление «Отходы» включает в себя такие федеральные проекты, как «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности». Блок «Вода» объединяет федеральные проекты «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал». Направление «Биоразнообразие» охватывает федеральные проекты «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» и «Сохранение лесов». К «Технологиям» относится только федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны национального проекта «Экология» по направлениям

Сильные стороны

Слабые стороны

Весь национальный проект

комплексный подход

отсутствие связи с другими национальными проектами

Отходы

- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда и рекультивация земель, на которых располагаются несанкционированные свалки в городах

- модернизация государственной системы учета отходов и создание электронной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами

- наличие целевого показателя по доле ТКО, направленных на утилизацию

- создание единой государственной системы обращения с отходами I-II классов опасности

- отсутствие механизма поиска и выявления виновных в причинении ущерба окружающей среды лиц и, по возможности, взыскания с них компенсации за проводимые государством восстановительные работы

- нет плана по внедрению раздельного сбора твердых коммунальных отходов

- отсутствие целевых показателей в системе обращения с ТКО в разбивке по доле отходов, направляемых на полигоны, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы

Воздух

- разработка и реализация комплексных планов по снижению объемов загрязнения воздуха в 12 городах, которые являются крупными промышленными центрами и в которых проживает 6,4 млн человек

- введение информационной системы анализа качества атмосферного воздуха

- нет программ по снижению загрязнения в других крупных городах (прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге)

- не разработаны целевые показатели и мероприятия по снижению выбросов от автомобильного транспорта в крупнейших городах

Вода

- учет оценки риска здоровью населения в технологиях, включенных в справочники перспективных технологий водоподготовки, и в оценке эффективности модернизации систем водоснабжения и водоподготовки

- строительство и модернизация очистных сооружений, позволяющих сократить объем сброса загрязненных сточных вод в р. Волгу и в озеро Байкал

- расчистка участков водных объектов на р. Волге; сокращение площади сильно загрязненных территорий на о. Байкал; экологическая реабилитация других водных объектов

отсутствие механизма поиска и выявления виновных в загрязнении водных объектов, и, по возможности, взыскания с них компенсации за проводимые государством работы по реабилитации

Биоразнообразие

- увеличение площади особо охраняемых природных территорий благодаря созданию новых ООПТ

- создание и развитие инфраструктуры для экологического туризма

- увеличение площади искусственного лесовосстановления

- отсутствие мероприятий по усилению контроля за действующими ООПТ

- слишком длительные сроки разработки стратегии по сохранению и программы по восстановлению видов животных и дорожной карты включенных в них мероприятий

- отсутствие мероприятий по эффективной борьбе с незаконными вырубкой леса и оборотом древесины

Технологии

- оказание государственной поддержки бизнеса в рамках осуществления инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (возмещение части затрат на выплату купонных доходов по облигациям)

- создание и модернизация производства оборудования экологического машиностроения

Источник: составлено автором.

Одним из основных достоинств национального проекта, который должен способствовать улучшению состояния окружающей среды в России, является включение ликвидации накопленного экологического ущерба в перечень мероприятий по направлениям «Отходы» и «Вода». Анализ структуры финансового обеспечения федеральных проектов (табл. 2) позволил выявить, что ряд проектов, предусматривающих в том числе экологическую реабилитацию территорий, – «Чистая страна», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» – полностью финансируется за счет бюджетных средств.

Таблица 2 – Распределение источников финансирования федеральных проектов национального проекта «Экология»

Всего,

млрд руб.

Доля бюджетных средств, %

Доля внебюджетных источников, %

Отходы

456,8

56%

44%

в том числе

Чистая страна

124,2

100%

0%

Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами

296,2

39%

61%

Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности

36,4

49%

51%

Чистый воздух

500,1

24%

76%

Вода

499,5

77%

23%

в том числе

Чистая вода

245,1

65%

35%

Оздоровление Волги

205,4

85%

15%

Сохранение озера Байкал

33,9

99%

1%

Сохранение уникальных водных объектов

15,2

100%

0%

Биоразнообразие

157,3

32%

68%

в том числе

Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма

6,3

100%

0%

Сохранение лесов

151,0

30%

70%

Технологии: Внедрение наилучших доступных технологий

2 427,3

1%

99%

Примечание – бюджетные средства включают в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Источник: составлено автором.

В этой связи целесообразно разработать механизм, который бы позволял находить лиц, виновных в загрязнении, по крайней мере, почв и земель и, по возможности, взыскивать с них денежную компенсацию за понесенные государством расходы на расчистку. Подобный механизм действует в Соединенных Штатах Америки в рамках Закона о всеобъемлющих мерах по охране окружающей среды, компенсации и ответственности, принятого в 1980 г. (известного под аббревиатурой CERCLA или как Суперфонд, поскольку был создан фонд для финансирования мероприятий по очистке территорий). В рамках данного закона Агентство по охране окружающей среды либо осуществляет мероприятия по очистке территорий своими усилиями при отсутствии возможности установить виновных в загрязнении лиц, либо обязывает частные лица произвести такие меры, либо взыскивает с виновных компенсацию за произведенные по расчистке расходы, если лица, которым предъявляется такое требования, обладают финансовыми средствами [4]. Безусловно, в случае принятия попытки разработки подобного инструмента в российских условиях основной проблемой станет финансовая недееспособность юридических лиц, которые будут выявлены как эксплуатировавшие ранее конкретные земли и ответственные за причинение им экологического ущерба.

Масштабная реформа обращения с отходами, которая стала частью национального проекта «Экология», при наличии перечисленных в Таблице 1 сильных сторон, обладает и целым рядом недостатков. Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие программы по внедрению раздельного сбора отходов, что представляет собой значительное препятствие для достижения и учета целевого показателя по доле твердых коммунальных отходов (ТКО), направляемых на утилизацию, который должен достичь 36% к 2024 г. [5]. Помимо этого, в качестве рекомендации для повышения уровня прозрачности реформы и более эффективного ее осуществления автором предлагается формирование комплексного целевого показателя по конечному пункту направления ТКО в разбивке по доле отходов, отправленных на полигоны, мусоросжигательные заводы и на утилизацию. Причем, в средне- и долгосрочной перспективе следует ввести учет конкретных составляющих утилизации, которая в соответствии с определением Федерального закона «Об отходах производства и потребления» включает в себя повторное применение отходов (рециклинг), их возврат в производство после обработки (регенерация) и извлечение и повторное использование полезных компонентов (рекуперация) [6].

Отдельно стоит упомянуть важный для улучшения экологического состояния страны федеральный проект по сохранению биологического разнообразия, в который входят целевые показатели по увеличению площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) за счет создания новых ООПТ. При всей значимости данной инициативы опущен вопрос ужесточения контроля за уже действующими ООПТ, что особенно актуально в границах городов. На протяжении последних несколько лет в г. Москве фиксируются случаи вывода природных зон из статуса ООПТ и строительства на них либо жилищных или бизнес-комплексов, либо частных спортивных клубов. Такие процессы фактически нарушают статьи Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», по которым подобные действия запрещены [7, 8]. Такой сценарий развития городов является неприемлемым; в отношении всех действующих ООПТ должен быть усилен контроль и ужесточено наказание за нарушения режима их функционирования.

Еще одной слабой стороной рассматриваемого НП «Экология» является отсутствие согласования его с другими национальными проектами при наличии ряда точек соприкосновения, что характерно для всей системы национальных проектов по обеспечению выполнения майского Указа Президента России. Так, существует связь экологического проекта с национальными проектами «Здравоохранение», «Демография», «Жилье и городская среда», «Наука» и «Образование». Настоящим предлагается координация НП «Экология» с данными проектами между ведомствами в целях повышения эффективности реализации майского Указа Президента по следующим направлениям:

· проведение научных исследований по оценке влияния токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и некачественной питьевой воды на уровень заболеваемости и количество преждевременных смертей населения по регионам страны (НП «Наука», НП «Здравоохранение», одним из целевых показателей которого является снижение смертности трудоспособного населения [9], и НП «Демография», направленного в том числе на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни [10]);

· проведение оценки и мониторинга отрицательного воздействия автомобильного транспорта в мегаполисах России на здоровье горожан («Наука» и «Здравоохранение») и включение мероприятий по снижению данного воздействия в планы их развития («Жилье и городская среда»). Национальным проектом в сфере жилья и городской среды предусмотрено кардинальное повышение комфортности проживания в городах [11], однако из 36 индикаторов для расчета индекса качества городской среды [12], в соответствии с которым должно происходить сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза, нет ни одного, который был бы направлен на снижение негативных экологических последствий эксплуатации автотранспорта;

· внедрение дисциплин по различным направлениям охраны окружающей среды и рациональному природопользованию в образовательные программы для подготовки специалистов в этой области («Образование»).

В рамках SWOT-анализа определены и возможности национального проекта «Экология», сгруппированные по следующим направлениям: экологическое, социальное, технологическое, экономическое и финансовое (табл. 3). Таким образом, экологический проект имеет потенциал обеспечения стратегических национальных приоритетов не только в области охраны окружающей среды и природопользования, но и повышения качества жизни граждан, экономического роста и технологий [13]. Развитие отечественных производств, связанных с улучшением состояния окружающей среды, повышение уровня занятости в стране благодаря наращиванию таких производств и конкурентоспособности предприятий вследствие применения наилучших доступных технологий могут внести вклад в достижение таких целей государственной политики в области обеспечения национальной экономической безопасности (указанных в соответствующей Стратегии России на период до 2030 г. [14]), как повышение устойчивости экономики к воздействию внешних угроз и поддержание научно-технического потенциала экономического развития на мировом уровне и повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации.

Таблица 3 – Возможности национального проекта «Экология»

Виды

Возможности

Экологические

Улучшение состояния

- земель и почв

- атмосферного воздуха

- водных объектов

Сохранение биологического разнообразия

Социальные

Снижение уровня заболеваемости населения болезнями, вызванными загрязнением воздуха, в том числе вследствие функционирования несанкционированных свалок, и потреблением некачественной питьевой воды

Решение проблемы недовольства граждан накоплением отходов за счет ликвидации несанкционированных свалок в границах городов

Повышение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой

Улучшение экологических условий проживания в 12 крупнейших промышленных центров (6,4 млн чел.) и вблизи водных объектов (4, млн чел.)

Технологические

Создание мощностей по обработке и утилизации твердых бытовых отходов, а также по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности

Разработка контейнеров для безопасной транспортировки отходов высокого класса опасности

Распространение технологий водоподготовки, разработанных предприятиями оборонно-промышленного комплекса

Расширение использования технологий очистки сточных вод, попадающих в р. Волгу и о. Байкал (предусмотрены строительство и модернизация очистных сооружений)

Экономические

Развитие отрасли переработки отходов

Создание инфраструктуры для обращения с ТКО и с отходами I и II классов опасности

Развитие производства отечественных автоматических средств контроля и учета выбросов и сбросов загрязняющих веществ

Расширение производства оборудования экологического машиностроения и оборудования, используемого для перехода экономических субъектов на принципы НДТ

Увеличение объемов производства технологий очистки сточных вод российскими предприятиями

Рост занятости вследствие изменений в сфере обращения с отходами, наращивания производства оборудования экологического машиностроения и восстановления лесов

Формирование нового сегмента российского туристического рынка, связанного с экологическим туризмом, благодаря созданию инфраструктуры в национальных парках

Повышение конкурентоспособности российских предприятий вследствие технологической модернизации в рамках перехода на принципы НДТ

Финансовые

Рост доходов бюджетов субъектов РФ вследствие вывода обращения с отходами из теневой зоны и увеличения объемов экологически ориентированных производств

Увеличение объема рынка ценных бумаг в России в результате выпуска облигаций организациями в рамках осуществления инвестиционных проектов по внедрению НДТ

Источник: составлено автором.

Конечным шагом применяемого в настоящей статье SWOT-анализа является выявление угроз, которые можно рассматривать в качестве экологических, социальных и экономических рисков НП «Экология». По мнению автора, можно выделить следующие угрозы:

· рост социальной напряженности и ухудшение состояния окружающей среды в тех субъектах страны, куда вывозят накопленные отходы с несанкционированных свалок крупных городов;

· нецелевая растрата денежных средств, получаемых региональными операторами по обращению с ТКО;

· препятствие развитию малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами вследствие строительства крупных комплексов по сортировке и переработке мусора;

· сокращение площадей действующих ООПТ в границах городов в связи с отсутствием мер по контролю за ними и масштабными планами строительства;

· незаконные вырубка леса, восстановленного в рамках федерального проекта «Сохранение леса»;

· выдача комплексных экологических разрешений предприятиям при их неполном выполнении требований в области внедрения НДТ ввиду наличия коррупционного фактора.

Метод SWOT-анализа позволил подробно изучить национальный проект «Экология», который вступил в действие с 1 января 2019 г. и сроком окончания которого является 31 декабря 2024 г. Определены сильные стороны проекта; на основании слабых сторон даны рекомендации, учет которых может позволить повысить эффективность достижения целей как самого проекта в сфере охраны окружающей среды, так и майского Указа Президента России 2018 г., направленного на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны [15]. Выявленные экологические, социальные, технологические и финансово-экономические возможности позволяют сделать вывод, что разработанный национальный проект «Экология» способен внести существенный вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Для этого требуется устранение слабых сторон и учет присущих проекту угроз.

Библиография
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.] [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70169264/
3. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201704200016.pdf
4. Официальный сайт Агентства по охране окружающей среды США. URL: https://www.epa.gov
5. Паспорт национального проекта «Экология» [утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf
6. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
8. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/
9. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» [утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf
10. Паспорт национального проекта «Демография» [утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf
11. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» [утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/i3AT3wjDNyEgFywnDrcrnK7Az55RyRuk.pdf
12. Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/wbRiqrDYKeKbPh9FzCHUwWoturf2Ud0G.pdf
13. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
15. Новый майский указ Путина. Главные целевые показатели [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/07/05/2018/5af060c79a79472bc16ff1f9
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ, ot 21.07.2014 №11-FKZ) [Elektronnyi resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [utv. Prezidentom RF ot 30 aprelya 2012 g.] [Elektronnyi resurs] // Informatsionno-pravovoi portal «Garant». URL: https://base.garant.ru/70169264/
3. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 19.04.2017 g. № 176 O strategii ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 g. [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201704200016.pdf
4. Ofitsial'nyi sait Agentstva po okhrane okruzhayushchei sredy SShA. URL: https://www.epa.gov
5. Pasport natsional'nogo proekta «Ekologiya» [utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24.12.2018 g.] [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii. URL: http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf
6. Federal'nyi zakon «Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya» ot 24.06.1998 №89-FZ [Elektronnyi resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
7. Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 25.10.2001 №136-FZ (red. ot 02.08.2019) [Elektronnyi resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
8. Federal'nyi zakon «Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh» ot 14.03.1995 №33-FZ (red. ot 26.07.2019) [Elektronnyi resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/
9. Pasport natsional'nogo proekta «Zdravookhranenie» [utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24.12.2018 g.] [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii. URL: http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf
10. Pasport natsional'nogo proekta «Demografiya» [utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24.12.2018 g.] [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii. URL: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf
11. Pasport natsional'nogo proekta «Zhil'e i gorodskaya sreda» [utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24.12.2018 g.] [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii. URL: http://static.government.ru/media/files/i3AT3wjDNyEgFywnDrcrnK7Az55RyRuk.pdf
12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23 marta 2019 g. № 510-r Ob utverzhdenii Metodiki formirovaniya indeksa kachestva gorodskoi sredy [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Rossii. URL: http://static.government.ru/media/files/wbRiqrDYKeKbPh9FzCHUwWoturf2Ud0G.pdf
13. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
14. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Elektronnyi resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
15. Novyi maiskii ukaz Putina. Glavnye tselevye pokazateli [Elektronnyi resurs] // RBK. URL: https://www.rbc.ru/politics/07/05/2018/5af060c79a79472bc16ff1f9

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Прошедший двадцатый век оказался переломным не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. И действительно он оказался по-настоящему трудным, вобрав в себя мировые войны, другие локальные конфликты, массовую вынужденную миграцию, рост радикальных и террористических организаций, противостояние в рамках биполярного мира и его крушение и переход к миру монополярному. Вместе с тем прошедшее столетие привело к серьезным переменам и во взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Напомним, что еще в конце XIX – начала XX вв. было в порядке вещей признание за человеком титула «царя природы», его господства над окружающей средой: к слову, образ промышленного города с дымящими трубами еще лет 50-60 назад воспринимался как должное на пути к прогрессу. Однако постепенно растущее загрязнение нашей планеты (воды, воздуха, почвы) привело не просто к нарастанию пессимизма в отношении будущего человечества, но и переосмыслению самого характера взаимоотношений человека и природы: в 1970-е гг. в Западной Европе получает активное развитие и движение «зеленых». В современной России экологические проблемы не просто являются актуальными, но и служат временами катализатором обострения общественно-политической обстановки (нечто подобное, когда проблемы охраны окружающей среды становились предметом политических манипуляций, уже имело место в СССР и восточноевропейских странах в конце 1980-х гг.). Так, события 2018-2019 гг., в ходе которых в отдельных регионах происходили выступления против нарушений с сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, специалисты уже именуют мусорным кризисом.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является анализ национального проекта «Экология». Автор ставит своей задачей выявить сильные и слабые стороны данного проекта, а также дать конкретные рекомендации по снижению его слабых сторон.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступают системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также метод SWOT-анализа, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: как отмечает автор рецензируемой статьи в настоящее время «для более глубокого понимания и формирования обоснованного суждения о национальном проекте в сфере охраны окружающей среды представляется необходимым проведение анализа НП с помощью метода SWOT-анализа».
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить разносторонность: всего список литературы включает в себя 15 различных источников, среди которых важнейшими являются официально-правовые документы (Конституция РФ и иные законы, а также паспорта отдельных национальных проектов). В то же время в библиографии отсутствуют исследовательские работы, например, В.Н. Краснощекова и Д.Г. Ольгаренко («Оценка эффективности реализации национального проекта «Экология», Природообустройство, 2019, № 2), А.М. Авдониной («Национальный проект «Экология»: робкие шаги к реализации», Экономическое развитие России, 2019, № 5) и т.д. А ведь библиография статьи обладает важностью, как с научной, так и с просветительской точки зрения: после знакомства с ее текстом читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении в части исследовательских работ.
Стиль работы является научным, вместе с тем доступным для понимания широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как охраной окружающей среды, в целом, так и национальным проектом «Экология», в частности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне полученной информации, полученной автором в ходе работы над темой исследования.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней выделяются введение, несколько разделов и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «Национальный проект (НП) в сфере охраны окружающей среды можно считать ключевым механизмом обеспечения экологической безопасности России, которая является частью национальной безопасности согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.» В работе отмечается, что выявленные сильные и слабые стороны, представленные в Таблице 1, структурированы по направлениям согласно методологии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На основе SWOT-анализа автор выявляет следующие угрозы: «рост социальной напряженности и ухудшение состояния окружающей среды в тех субъектах страны, куда вывозят накопленные отходы с несанкционированных свалок крупных городов; нецелевая растрата денежных средств, получаемых региональными операторами по обращению с ТКО; препятствие развитию малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами вследствие строительства крупных комплексов по сортировке и переработке мусора» и т.д.
Главным выводом статьи является то, что «разработанный национальный проект «Экология» способен внести существенный вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации», однако «для этого требуется устранение слабых сторон и учет присущих проекту угроз».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 3 таблицами, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и при разработке стратегий обеспечения национальной безопасности нашей страны.
В то же время к статье есть замечание – следует дополнить библиографию статьи исследовательскими работами, а также дать ее краткий анализ в тексте, что важно как с научной, так и с просветительской точки зрения.
После исправления указанного замечания статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Национальная безопасность / nota bene».