Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Спорт как социокультурное явление современности и его ведущие функции

Федоровская Мария Юрьевна

кандидат философских наук

Руководитель направления, АО "Кавказ.РФ"

123112, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Тестовская, 10

Fedorovskaya Mariya Yur'evna

PhD in Philosophy

Mariya Fedorovskaya

123112, Russia, Moscow region, Moscow, Testovskaya str., 10

mariasport@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.5.29550

Дата направления статьи в редакцию:

17-04-2019


Дата публикации:

08-05-2019


Аннотация: Объектом исследования выступает спорт как социокультурный феномен на современном этапе общественного развития. В современных условиях спортивная сфера является самостоятельной (автономной) частью социальной сферы, многообразным социокультурным и политическим феноменом. Предметом исследования является специфика современного спорта, в частности, уточнение ведущих функций спортивной деятельности в условиях российской действительности. Внимание исследователя акцентировано на различиях понятий «спорт» и «не спорт», «спорт» и «физическая культура», понимании спорта в узком и широком смысле слова, а также правовых основах физкультурно-спортивной деятельности. В статье применялись теоретико-методологический анализ и обобщение научной и учебной литературы и материалов, а также системный подход к исследованию взаимообусловленности спорта и политики, позитивных и негативных моментов их взаимодействия. Новизна исследования заключается в обосновании изучения спорта как исторически сложившегося в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурного феномена, способствующего гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, определяющего его спортивную деятельность.


Ключевые слова:

спорт, физическая культура, соревновательная деятельность, социум, культура, политика, государственное регулирование, феномен, социальный институт, функции

Abstract: The object of this research is the sport as a sociocultural phenomenon at the current stage of social development. In today’s world, the sport sphere is considered an autonomous part of social sphere, multifaceted sociocultural and political phenomenon. The object of this research is the specificity of modern sport, particularly the clarification of leading functions of sport activity in the Russian realities. Attention is focused on the differences between the concepts of “sport” and “non-sport”, “sport” and “physical culture”; understanding of sport in a narrow and broad sense; as well as legal framework of the physical and sport activity. The article applies the theoretical-methodological analysis, generalization of the scientific and educational materials, alongside system approach towards examination of interconditionality of sport and politics, positive and negative moments of their interaction. The scientific novelty consists in substantiation of studying sport as a historically established in form of special competitive activity and sport practice sociocultural phenomenon, which contributes to harmonious development of the natural and socially-transformative psychophysiological qualities of motion activity and ethical-moral characteristics of a person that define his sport activity.


Keywords:

sport, physical culture, competitive activity, society, culture, policy, state regulation, phenomenon, social institute, functions

Спорт – это компонент физической культуры, непосредственная соревновательная деятельность, организация и подготовка к ней посредством учебно-тренировочного и предсоревновательного процесса, конечной целью которого является совершенствование физических, эмоционально-психологических, волевых и моральных сил и способностей личности для достижения рекордных результатов на состязаниях самого разного уровня.

Сегодня спорт как наиболее значимое социокультурное и политическое явление выступает важнейшей и естественной сферой жизнедеятельности любого общества. С каждым годом растет число людей, вовлеченных в спортивную деятельность и участвующих в соревнованиях национального и международного уровня – чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх, международных состязаниях и турнирах и добивающихся не только рекордных результатов, но и нравственного и материального престижа.

Как цивилизационный феномен современности спорт, включаясь в текущую жизнь людей, формирует модели и образцы поведения, выполняет ведущие социокультурные, политические и социально-коммуникативные функции.

Спорт непосредственно связан с трудом, досугом, игрой, искусством, культурой, олицетворяя в разные периоды общественно-исторического развития принцип гармонического единства телесного (природного), социокультурного и нравственно-эстетического, что характеризует его как явление массовое, не имеющее ни расовых, ни этнонациональных, ни религиозных, ни классовых барьеров и границ [20].

В настоящее время главные качественные черты спорта как органически целостной системы неизменны – соревнование и игра.

Наряду с физическим воспитанием, организацией отдыха, улучшением и сохранением здоровья, стремлением к совершенству спортивных результатов, получением морального удовлетворения спорт все в большей мере становится неотъемлемой частью мировой экономики (коммерческая спортивная деятельность) и мировой политики (инструмент политического влияния на социум).

В этой связи в современной научной литературе существует множество концепций спорта, среди них:

– спорт как социальное или культурное явление;

– спорт как социальный институт;

– спорт как война, агрессия;

– спорт как особый вид экономической (коммерческой) деятельности (бизнес);

– спорт как политика (идеология государства);

– спорт как сфера общественной жизни;

– спорт как объект государственного регулирования;

– спорт как средство этнонациональной идентификации;

– спорт как посол мира;

– спорт как криминал;

– спорт как здоровье.

Отсюда и многообразие точек зрения на природу, специфику, место и роль спорта в системе социокультурных и политических явлений. Поэтому теоретически и методологически важным является уточнение терминологического аппарата, используемого социально-гуманитарными науками о спорте.

Разнообразные словари русского языка трактуют спорт, с одной стороны, как составную часть физической культуры, метод и средство (комплексы физических упражений – туризм, игры, борьба, гимнастика и т.п.) физического воспитания по сохранению, развитию и укреплению организма, а с другой стороны, как систему организации, подготовки и проведения соревнований (определенная деятельность людей, соизмеряющая их физические и интеллектуальные умения и способности) [10, 11].

Специализированные справочные источники выдвигают в качестве стержня в понятии спорт его физический компонент, а главенствующее внимание отводят состязаниям по различным физическим упражениям и их разнообразным сочетаниям. При этом Олимпийская энциклопедия подчеркивает, что наряду с соревнованиями и компанией по их организации, спорт включает также подготовку к ним (тренировка), особенные социокультурные отношения в этой сфере жизнедеятельности людей и ее социально важные для общества результаты [13], а сайт «СпортАккорд» (Международный конвент спортивных федераций) выдвигает ряд специфических характеристик спорта: элемент соревновательности; исключение в правилах положений везения и случайности, причинение намеренного вреда и возможного риска здоровью атлетов и болельщиков, обеспечение их безопасности; исключение господства одной фирмы –производителя спортивного инвентаря и оборудования [22].

Это значит, что спорт следует понимать как организованную по определенным правилам активность людей, складывающуюся из сравнения их физических и интеллектуальных данных, подготовку к ней (организационно-управленческую и учебно-тренировочную) и складывающиеся в ее течение межличностные связи и процессы. Иначе говоря, спорт – это своеобразный вид физической и интеллектуальной деятельности, нацеленной на организацию, подготовку и проведение состязаний, центральным элементом которой выступает физическое совершенствование атлетов.

Разумеется, спортсмен всегда ориентируется на результат – рекордное достижение в реализации определенных физических упражнений и их системных объединений, что возможно зафиксировать только посредством спортивного соревнования. Но ныне спорт следует анализировать не только как спортивную деятельность [3], но и выявлять и рассматривать его другие ипостаси.

Полагаем, для конкретизации определяемого государством предназначения спорта в жизни общества необходимо рассмотреть правовые основы в физкультурно-спортивной области [17].

Первостепенным нормативным актом в этой сфере служит Федеральный закон № 329 от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», раскрывающий понимание спорта как сферы социокультурной деятельности – комплекса видов спорта и спортивных дисциплин, сформировавшихся в ходе состязаний и специализированной практической – учебно-тренировочной подготовки атлетов к ним [1].

Настоящий закон позволяет констатировать следующие положения. Во-первых, значительность и необходимость соревновательной составляющей спорта, отмеченную выше. Во-вторых, как игровой вид деятельности спорт содействует физическому совершенствованию человека посредством сверки с резервами и преимуществами других атлетов. Но игровая составляющая спорта не отвечает требованиям современного времени, поскольку как игре спорту свойственны соревнования команд по отдельным видам. Игра – одна из моделей соревнования, не способная объять всю систему явлений, присущих конкретным дисциплинам, а тем более спорту в целом. В-третьих, спорт – многогранное образование, включающее административные, гражданско-правовые и социально-трудовые и другие связи, возникающие среди субъектов – участников спортивной деятельности. В этом смысле спорт определяется как объект управления государством. Наконец, спорт как комплекс разнообразных видов и дисциплин представлен отнюдь не полностью. Предложена следующая классификация спорта: олимпийский спорт; массовый спорт; спорт высших достижений; профессиональный спорт; любительский спорт; школьный спорт; студенческий спорт; национальные виды спорта.

Однако подобное законодательное разделение спорта не совсем оправдано согласно следующим соображениям.

1) Неверное толкование массового и профессионального спорта характерно не только для законодателей, но и функционеров спортивной деятельности (чиновников федераций спорта, федеральных и региональных структур в сфере управления спортом, активистов спортивных обществ и организаций), поскольку массовый спорт отождествляется с физической культурой, а профессиональный – с бизнесом, коммерцией, предпринимательством.

2) Сомнение вызывает градация спорта на спорт высших достижений и профессиональный спорт, которые соединены между собой отношением частное – общее (первый – превыше второго).

3) Вне поля зрения законодательного акта остались ставшие уже традиционными виды спорта: зимние и летние, командные и одиночные, неолимпийские и паралимпийские, официальные и неофициальные, показательные, технические, интеллектуальные и другие, распространенные в спортивной теории и практике. Иначе говоря, обозначены спортивные дисциплины, управление которыми осуществляет государство и которые соответственно охвачены физкультурно-спортивной политикой, особенно в плане ее идеологического, социального и экономического сопровождения.

В научной литературе встречается множество классификаций видов спорта по различным основаниям, приведем градацию Богдановой М. А. В монографии «Институт спорта: социокультурная динамика» указанный автор выделяет пять групп: 1) виды состязаний, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, бокс и т.д.); 2) виды спорта, предполагающие действия по управлению специальными техническими средствами (мотоцикл, самолет, яхта и т.д.); 3) виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (винтовка, лук); 4) виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности (авиамодели и др.); 5) виды спорта, связанные с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки) [6, с. 110].

Исходя из того, что спорт достаточно сложный социокультурный и политический феномен – подсистемное образование социальной сферы общества – разграничим понятия «спорт» и «не спорт», «спорт» и «физическая культура».

Жизнедеятельность человека и общества включает две основные формы. Первая связана с двигательной (физической) активностью и характерна всем видам деятельности людей (спорт, труд, отдых, общение, секс и т.д.). Вторая – интеллектуальная (умственная) форма деятельности. Причем каждый вид спортивных упражнений и их комплексов представляет собой определенный тип телесно-двигательной активности, однако не всякую телесно-двигательную практику можно причислить к спорту.

Спорт базируется на двигательной (физической) активности, целенаправленно производимой в процессе подготовки (систематической тренировки) и участия в соревнованиях [19]. В таком случае определяя спорт как видовое понятие из родового понятия телесно-двигательной активности, можно вывести следующие типы внеспортивной (или неспортивной) жизнедеятельности (опыта, традиций) [12].

1) Физическая культура – курсы (программы) учебно-образовательной комплексной, общегражданской и стандартной телесно-двигательной практики (физическая подготовка, физическая рекреация и физическая реабилитация).

2) Физическое воспитание – педагогический процесс, связанный с развитием и совершенствованием телесно-двигательных навыков и психофизических характеристик, направленный на подготовку молодежи к военной, в том числе трудовой деятельности, непосредственно или опосредовано ориентированной на военно-идеологическую работу (спасательные службы, террористическая, полицейская, религиозно-сектантская и т.п.).

3) Гуманистические («мягкие») виды телесно-двигательной активности приспособлены и используются при организации интеллектуально-духовного и психофизического свободного времени и рекреацию недостаточно либо вообще физически не подготовленных людей, а также лиц с физическими ограничениями.

4) Экстремальные («жесткие») виды телесно-двигательной активности направлены на экстремально-прикладные (наземные, наводные и подводные, горные и воздушные) формы элитарных физических и психофизических игр-удовольствий с достаточно большой опасностью и возможным риском для жизни.

5) Фитнес – курсы, программы (коммерческие) телесно-двигательной организации свободного времени и рекреации, преимущественно пригодные для граждан, стремящихся поддерживать хорошую физическую форму.

В связи с выше обозначенными представлениями неспортивной (внеспортивной) области спорт выступает как система строго регулируемых видов и дисциплин, итог регулярных учебно-тренировочных циклов, ориентированных на высшие рекордные результаты состязательной телесно-двигательной деятельности, сопровождающейся комплексным судейством.

Соревновательная специфика понятия «спорт» выявляется и при сравнении его с понятием «физическая культура» и значительно их различает, несмотря на своеобразные параллели (близость) в их трактовке.

Наиболее распространенным и чаще всего употребляемым в отечественной литературе является определение физической культуры как части культуры, сферы социальной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

При этом в понятие «физическая культура» включают занятия по физическому укреплению и сохранению здоровья, организацию досуга, нередко – виды социально-физической коммуникации (коллективные физически активные мероприятия). А в работах советских исследователей овладение физической культурой рассматривалось как форма воспитания и физического совершенствования детей и молодежи. Кроме того, ученые СССР и современной России используют более весомые теоретико-методологические подходы к изучению сферы спорта, тогда как зарубежные исследователи не разграничивают понятия «физическая культура» и «спорт», выделяя лишь терминологически «несоревновательный спорт» и «спорт соревновательный» [19].

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает более объемное по содержанию понятие. Физическая культура – это системы ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Только опираясь на совокупность знаний, норм и ценностей, формируемых социумом, можно оптимально организовывать и осуществлять физкультурно-спортивную деятельность [5].

Основными показателями развития физической культуры в обществе служат:

– состояние физического здоровья и совершенствование физических качествлюдей;

–уровеньприменения физической культуры в образовании(обучении и воспитании), трудовой деятельности, сфере быта и отдыха.

Таким образом, в рамках цивилизационной – социокультурной трактовки спорта следует разделять понятия «физическая культура» и «спорт». Как неотъемлемый компонент физической культуры (элемент культуры социума) спорт ориентирован на достижение рекордных результатов, развитие и совершенствование интеллектуальных и физических способностей и навыков, сохранение здоровья личности. Но далеко не все спортивные дисциплины считаются частью физической культуры. Являясь ее составным элементом, и даже выполняя общие социальные задачи, спорт выступает сложным самостоятельным социально-культурным феноменом, имеющим свою самобытностную структуру и специфику [8], более того, он становится не столько методом и средством физического воспитания, сколько системой подготовки и проведения состязаний по многообразным группам физических упражнений.

Целый ряд видов спорта (например, шашки, шахматы, конструкторские и модельные дисциплины) напрямую не обусловлены физической подготовкой как первостепенным условием участия в спортивных соревнованиях. Если говорить о шахматах, то эта игра стала видом спорта лишь в 1999 году. «Неопределенность характера игры и ее результата приближает шахматы к творчеству, а эстетическая составляющая позволяет сравнивать шахматы с искусством» [16]. Шахматы несут социальную и адаптивную функции, развивают критическое мышление и аналитические навыки.

Как особая разновидность человеческой деятельности, спорт выражается в бихевиориститических, вещных, идеальных, символических и т.п. присущих культуре формах, предусматривает существование определенных социальных институтов и функций, ценностей, норм и правил.

Считаем необходимым учитывать сущность различных видов и форм физической активности, а также различать понятия «физическая культура» и «спорт» [19].

В отличие от физической культуры в спорте главенствующим мерилом служит состязательная составляющая, определяющим его различные виды – массовый, любительский, профессиональный, спорт высших достижений и т.д. Если физическая культура во главу угла ставит формирование физически развитой личности и укрепление ее здоровья, то в спорте акцентируется внимание в первую очередь на соревновательном компоненте (целенаправленная и специализированная организация, подготовка и участие в спортивных соревнованиях самого разного уровня и масштаба). Но физическая культура не антипод или тождество спорта, это его своеобразный стержень (база, подоснова).

И спортсмен, и физкультурник, как правило, применяют на тренировках и занятиях аналогичные физические упражнения (задания на развитие силы, ловкости, скорости, выносливости и т.д.), однако если работа физкультурника преследует только личный успех, не соотносимый с результатами других, участвующих в этой области людей, то физическое мастерство спортсмена всегда соотносится в ходе соревновательной деятельности с достижениями других атлетов, поэтому далеко не каждый активно занимающийся физической культурой и достигший значительных спортивных побед человек, использующий, например, бег или ходьбу для укрепления своей работоспособности и здоровья, является спортсменом.

Интересным также представляется разграничить спорт и азартные игры. Статья 4 ФЗ № 224 от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет азартную игру как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры [2].

Анализируя приведенное выше понятие спорта и азартных игр можно заключить, что общим для них является концепт игры, состязательности и не предрешенного результата. Однако, заключение каких-либо соглашений о выигрыше в спорте (например, договорные матчи) является недопустимым, ибо нарушает принцип честной игры. Азартные игры формируют новый тип человека – «человека зависимого» от глобальной массовой культуры, основной ценностью которого выступает потребление [21]. Данная разновидность социокультурной зависимости стоит в одном ряду с игроманией, шопингом и интернет – зависимостями.

Ведущими критериями развития спорта в социуме являются следующие.

1) Действенность соревнований как способа соотнесения и улучшения определенных способностей атлетов, их стремление к победе и высоким рекордам на состязаниях.

2) Высокий уровень психофизиологических и эмоционально-волевых нагрузок на учебно-тренировочных сборах и в домашних условиях, предсоревновательной и соревновательной деятельности.

3) Максимальная степень развития и совершенствования функциональных возможностей организма спортсменов, которая может быть достигнута только на основе:

- эффективного тренировочного и соревновательного процессов;

- оптимальной нагрузки и ее рациональной реализации;

- высококвалифицированного состава тренеров и специалистов;

- постоянного медицинского и психологического контроля, строго принимая во внимание половую, возрастную и индивидуальную специфику и начальную подготовленность атлетов.

К числу субстанциональных качеств спорта, отражающего динамику и тенденции социально-экономического и духовно-политического развития современного социума, относятся следующие.

1) Социально-культурная сущность, то есть выработка через потребности общества специфических форм и способов общения и взаимодействия индивидов, групп и общностей.

2) Нацеленность на воспитание, обучение и совершенствование личности и развитие общества.

3) Разработка и соблюдение моральных норм и правил поведения, общения и деятельности людей.

4) Формирование и внедрение идеалов умственного, физического и эстетического становления и совершенствования отдельной личности и общества в целом как образцов для социально-культурного подражания.

Принято считать, что существует свыше 200 определений спорта. В частности, В. Д. Паначев посредством анализа предпринял попытку их классификации, выделяя, например, такие понятия спорта, как:

– чрезвычайно уникальная для философского и научного осмысления сфера (зеркало, сжатая модель) жизнедеятельности социума, все еще до конца не оцененная и не познанная;

– совершенная «изолированная система», автономная от других компонентов социальной сферы специфическая область деятельности, направленная на мобилизацию и участие людей в жизни общества;

– культурный феномен, способствующий развитию цивилизации, культуры, формирующий ценности и выполняющий функции социальной мобильности, политическую, интегративную, социализации и социоэмоциональную;

– фактор, способствующий сохранению общественной интеграции внутри любого социума и обеспечивающий преодоление противоречий и укрепление сотрудничества между народами и государствами;

– социальное явление, объемлющее экономику, политику, образование, здравоохранение, искусство, международное сотрудничество, совокупность органов массовой передачи информации с помощью технических средств;

– средство процесса производства и воспроизводства массового сознания (массовых коммуникаций) мирового уровня, возникающее и действующее в условиях промышленного общества и урбанизированной цивилизации;

– явление международное, олицетворяющее и обусловливающее ведущие позиции современного социума: сотрудничество и соперничество (нередко противоборство и борьба), стремление к совершенствованию и высоким достижениям;

– универсальная модель, сформировавшихся, апробированных и доведенных до высокого класса технологического и технико-тактического мастерства продуктивных форм и типов двигательной активности (действий и деятельности) [20].

Однако нельзя, на наш взгляд, все предложенные положения относить именно к определениям спорта как уникального явления человечества, многие из них больше подходят для характеристик его сущности и черт.

Дело в том, что научная трактовка спорта нуждается в более детальном исследовании понятия спорт, которое позволит выявить его предмет, параметры и свойства. В социально-гуманитарных источниках наиболее часто употребляются функциональные, структурные и структурно-функциональные термины данного феномена, которые по содержанию обычно носят описательный характер и не предоставляют возможности посредством сравнительного анализа выявить его подлинную суть. Значительно реже встречаются стремления получить генетические определения спорта в совокупности со структурно-функциональным исследованием, которые не столько теоретико-методологически обоснованы, сколько политизированы, максимально идеологизированы. И крайне редко используются родовидовые, атрибутивные термины спорта, основанные на системном подходе, которые преимущественно выявляют наиболее содержательно его ноуменальность (смысловая сущностная доминанта вещи, которую мы постигаем как реальную).

Исходя из этого, считаем необходимым рассматривать спорт как во всех связях и взаимодействиях глобальное сложно-обобщенное социокультурное явление, все более принимающее характер самостоятельного системно-психофизического либо телесно-двигательного (физического) воспитания [12].

Разработку комплексной социально-философской и научной концепции спорта как социокультурного феномена следует проводить в тесном единстве с проблемой формирования и реализации в ходе становления и эволюции спортивной деятельности фундаментальных социально-культурных функций, которая в свою очередь обусловлена удовлетворением людьми разнообразных спортивных интересов.

Первостепенная потребность личности в ходе состязательной деятельности – это потребность преодоления личных физических и психо-эмоциональных запасов, достижение такого уровня совершенства, который позволяет преодолеть более высокую планку рекордных результатов, не подвластную другим атлетам. Это значит, что спорт предоставляет существенный потенциал для свободного самораскрытия, самопознания, самореализации и самоактуализации как отдельной личности, так и многих групп социума, что способствует осуществлению социокультурных функций общества [18].

В общем виде спорт – социокультурный феномен, нацеленный на становление, формирование и популяризацию культуру двигательной активности, специализированное и предельное развитие всех ее умений и навыков, неразрывно связанный с максимальным освоением физических и эмоционально-волевых качеств личности и цивилизации и достижением рекордных результатов. Именно в этом смысл и историческая, социально-культурная и духовно-политическая значимость спорта.

«Развиваясь преимущественно в сфере физической культуры как фактор физического воспитания, спорт одновременно тесно связывался, вплоть до взаимного проникновения, с другими отраслями общества и личности» – подчеркивает автор общей теории спорта Л. П. Матвеев, выделяя при этом узкое и широкое определения спорта, разделяемые сторонниками интегративной теории спорта [12].

Спорт в узком смысле – это «исторически сложившаяся и выделившаяся в форме состязаний как особый тип достиженческой активности» соревновательная деятельность, которая «выявляется в условиях четко регламентированного соперничества и направлена на максимальную реализацию достиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) … с объективизированной оценкой достигаемых результатов».

При таком подходе (ключевом у российских исследователей) спорт обусловлен в первую очередь тем или иным типом состязательности (соревновательности, соперничества), организуемой в специально подготовленных коллизиях, предполагающих использование специально разработанных правил поведения конкурентов, осуществляющих их соблюдений и оценивающих выступление атлетов судей. Подобные конфликтные ситуации, получившие название спортивные соревнования, и связанные с ними социальные институты и социальные отношения определяются понятиями «спортивная деятельность», «спорт». В этом случае следует отграничивать спорт от физической (соматической, телесной) культуры (особый компонент культуры, относящийся к телесности человека), и от занятий физическими упражнениями (разнообразные формы двигательной активности людей, нацеленной на процесс социализации) [7].

В широком смысле «понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности».

Согласно указанному подходу (преобладает у зарубежных ученых) спорт охватывает «все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней» [4].

Дж. Гуджер интерпретирует спорт как специфический культурный феномен, зачастую отличающийся от других подобных образований, поэтому при его анализе «… необходимо использовать» ссылку «на определенную культуру, то есть символическую систему, соответствующие обычаи, традиции, практики и умонастроения...». Это значит, что «спорт может при­нимать самые разнообразные культурные формы, которые предусматривают различные степени взаимосвязи с обществом и изоляции от него», что требует учета в понятии спорт культурных параметров [9, с. 190-192.].

Авторский коллектив (Дж. Лой, Б. Макферсон, Г. Кеньон) полагает, что, поскольку не исследована в полной мере социальная сущность спорта, необходимо изучать социальную сущность спорта «с точки зрения четырех уровней анализа: спорт как игровое событие, как формализованная игра, как социальный институт и как форма социального вовлечения» [9, с. 193-198].

К. Хейнеманн, отрицая наличие единой однородной структуры спорта, настаивает на анализе его многообразных форм, «которые отличаются собственным пониманием спорта, собственными идеологиями спорта, собственной формой занятий спортом и организации спорта и тем самым также и различным стимулирующим характером спорта для различных групп лиц». При этом он фиксирует такие модели спорта, как функционалистская коммерческая, соревновательная, экспрессивная, отражающие только его разновидности на основе опыта без учета теоретико-логического и исторического фундамента [9. с. 199–200].

Спорт, как и любой социально сложный объект, в своем становлении и эволюции культивируется суммарными многочисленными факторами внешнего и внутреннего воздействия. В связи с этим только системный анализ социокультурной сущности спортивной деятельности позволит глубоко и продуктивно изучить этот загадочный феномен.

Поскольку физкультурно-спортивная область, стержнем которой служит спорт, является видовой категорией по отношению к родовой (более общей категории) – сфере общественной жизни, то следует иметь в виду, что спорт находится в диалектической связи с другими сферами жизнедеятельности социума, оказывающими влияние на его содержание, особенности и динамику.

В самом деле, спорт нельзя исследовать вне сфер жизнедеятельности общества (социально-экономической, политико-правовой, нравственно-эстетической) и культуры в целом, сопровождающей становление и эволюцию спорта. Социально-культурный компонент спорта приобщает людей, и особенно молодежь, к ценностям и знаниям социума, формирует умения и навыки коммуникации, способности мыслить с разных точек зрения о проблемах человека и мира, способствует обретению духовной зрелости. Как социокультурное явление спорт практически в течение всей жизни человека через занятия физической культурой привлекает его во внерабочее и внеучебное время к соревнованиям и массовым спортивным мероприятиям, что позитивно влияет на процесс социализации индивидов и утверждения их социального статуса. С политико-правой позиции спорт как область складывающихся в соревновательной деятельности системе общественных отношений, и объект государственной политики выступает важнейшим консолидирующим фактором, механизмом развития демократии и создания диалога, утверждения идеологии патриотизма, инструмента влияния на протекающие в обществе процессы. Экономический аспект спорта подразумевает деятельность людей и государства в период организации, подготовки и проведения состязаний использование специальной материально-технической базы, объектов и средств, способствующих достижению спортсменами рекордных результатов и получению ими денежных вознаграждений.

В отечественной и зарубежной литературе установлена подчиненность развития подсистем социума, возникающих в них отношений и процессов от экономики, политики, культуры общества, что делает возможным изучать и прогнозировать воздействие обозначенных зависимостей в такой особой подсистеме общества как спорт. Да и в практике спорта, в частности посредством оценки статистических данных и опытных исследований, наблюдается мощное влияние социально-экономической и духовно-политической сфер на все спортивные дисциплины.

Сущность указанной взаимной обусловленности заключается в следующем. С одной стороны, на развитие спорта как подсистемы социума оказывают влияние и поддержку человеческие ресурсы, политико-правовая, финансово-экономическая, социально-культурная, информационная сфера общества; с другой стороны, спорт, в свою очередь, выступая сильнейшим агентом развития общества, воздействует на все его сферы и происходящие в них процессы, передает результаты своего труда – общечеловеческие ценности, правила социального общежития, образцы и стандарты групповых, и межличностных коммуникаций, но главное – физически и духовно-нравственное развитых людей [19].

При этом необходимо учитывать, что несмотря на то, что спортивная деятельность может и часто используется (наравне с другими общественными сферами и подсистемами) не только в позитивном плане – всестороннее и гуманное развитие и совершенствование эстетических и духовно-нравственных качеств человека, но и в негативных целях – антигуманных эмоционально-психологических установках и умонастроениях на «достижение рекордных результатов любой ценой» – учебно-тренировочный, предсоревновательный и особенно соревновательный процессы предполагают не только состязательность, но и своеобразное противостояние, даже достаточно острое противоборство, нацеленное на получение максимально высокого спортивного успеха.

Становление и развитие спорта осуществляется на определенных исторических этапах, в определенных социокультурных условиях и принимает конкретные формы, требующие анализа и обобщения. Поэтому, ведущими теоретико-методологическими принципами изучения спорта как феномена и подсистемы современного социума и его диалектических взаимодействий с другими подсистема и сферами общества выступают принципы историзма и многофакторного исследования масштабных социально-культурных связей. Наиболее ярко обозначенные принципы применимы при раскрытии содержания, эволюции и динамики спорта как социокультурного явления.

Кроме того, принимая во внимание многоаспектность и многоликость спорта, надо учитывать такие моменты. Во-первых, его конкретно-исторические формы (в соответствии с социокультурной средой) на тех или иным этапах общественного развития. Во-вторых, многообразие спортивных дисциплин, отличных друг от друга «конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания» – волейбол, футбол, легкая атлетика и т.д. В-третьих, социально-профилирующиенаправления спортивной практики: массовый спорт (или спорт для всех); спорт высших достижений (или элитный); профессиональный, любительский, коммерческий спорт и др.

Таким образом, спорт следует трактовать как исторически сложившийся в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурный феномен, способствующий гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, что и определяет его спортивную деятельность. И главенствующее значение при этом будет иметь понимание того, что формирование двигательных возможностей личности, не только связано, но и в решающей степени зависит и определяется социокультурными факторами.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования и методология в тексте не представлены. Актуальность, помимо то, что спорт это важный вид деятельности, не выделена.
Элементов научной новизны нет.
Стиль понятный, доступный, структура немного расплыта, содержание представляет собой теорию о спорте. Апелляция к оппонентам присутствует. Библиографический список достаточный.
Выводы:
1. Статью надо существенно переработать. Может быть, более подробно раскрыть экономический аспект спорта. Провести исследования о деятельности людей и государства в период организации, подготовки и проведения состязаний. использование специальной материально-технической базы, объектов и средств, способствующих достижению спортсменами рекордных результатов и получению ими денежных вознаграждений.
2. В данном виде представляет интерес как теория. Целесообразно привести данные социологических исследований в спорте.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Основоположник современного международного олимпийского движения французский барон Пьер де Кубертен известен следующими патетическими строчками в своей «Оде спорту»: «О, спорт! Ты – мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. Ты – согласие. Ты сближаешь людей, жаждущих единства. Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга». В этих словах есть правда и вместе с тем глубокое противоречие. Действительно, еще с античных времен существовала традиция прекращения военных действий между участниками Олимпийских игр, а сегодня благодаря не только Белым и Летнем Олимпиадам, но и таким масштабным мероприятиям, как футбольные мундиали люди знакомятся с другими культурами и народами, зачастую находящимися на другом конце света. Так, например, всем памятен тот искрений ажиотаж, который охватил нашу страну летом 2018 г., в период проведения Чемпионат мира по футболу, признанному лучшим за всю историю проведения. Вместе с тем прошедший XX век, который по праву можно назвать столетием спорта, привел к сближению политики и спорта. Спортивные успехи и достижения стали ассоциироваться с государствами, представители которых подымаются на пьдестал почета. Неслучайно, поэтому такое внимание спорту уделяется в тоталитарных и авторитарных странах, где победа или поражение зачастую можно сравнить с жизнью или смертью. К примеру, Олимпийские игры 1936 г. использовалась Третьим рейхом не только для возвеличивания Великогермании, но и для пропаганды идей национал-социализма. А в сегодняшнюю эпоху селфимании спортивные упражнения стали еще и образом жизни для сотен тысяч людей. В этой связи представляет важность разобраться в самом феномене спорта и его важнейших составляющих.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является спорт как социокультурное явление современности. Автор ставит своей задачей определить саму дефиницию спорта, рассмотреть его различные проявления, выявить сходства и различия таких понятий, как «спорт» и «физическая культура», а также показать взаимосвязь спорта с другими общественными сферами.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследований выступают системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать феномен спорта в современном мире, а также показать его основные аспекты взаимодействия с социокультурной средой.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность (всего список литературы включает в себя 15 различных источников и исследований). Из используемых автором источников укажем на официально-правовые документы, энциклопедические статьи, материалы электронных ресурсов, которые позволяют автору выявить различные определения дефиниции спорта. Из привлекаемых исследований укажем на труды В.В. Балабановой, Д.В. Давлеткалиева, В.Д. Паначева, В.И. Столярова, Ю.Д. Якубова и др. авторов, рассматривающих различные проявления феномена спорта в современном мире. В то же время на наш взгляд, к библиографии имеются следующие замечания: автор использует в качестве одного из источников ресурсы, базирующиеся на портале википедии, в то время как имеются аналоги в печатных академических изданиях (непонятно также, почему автор обращается к интернет-версии толкого словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, хотя данная работа не является библиографической редкостью и представлена в многочисленных российских библиотеках). Кроме того, автор привлекает материалы 5 диссертаций, хотя намного выигрышнее смотрелось бы обращение к работам диссертантов в научных журналах. Так же вне авторского поля зрения оказались ценные работы М.А. Богдановой («Институт спорта: социокультурная динамика», Ростов-на-Дону, 2013), Т.А. Михайловой («Спорт как социокультурый феномен», Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, № 2), И.В. Бабанова и Е.А. Гришиной («Современный спорт – проблемы и противоречия», Социологические исследования, 2018, № 6) и т.д. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении.
Стиль написания работы является научным, однако доступным для понимания не только специалистов, но и широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как феноменом спорта в современном мире, так и его взаимодействием с социокультурной средой. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне полученной информации, собранной автором в ходе работы над исследованием.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что сегодня наряду с «физическим воспитанием, организацией отдыха, улучшением и сохранением здоровья, стремлением к совершенству спортивных результатов, получением морального удовлетворения спорт все в большей мере становится неотъемлемой частью мировой экономики (коммерческая спортивная деятельность) и мировой политики (инструмент политического влияния на социум)». В работе справедливо разграничиваются такие понятия, как «спорт» и «физическая культура», в то же время показано, что «физическая культура не антипод или тождество спорта, это его своеобразный стержень (база, подоснова)». Говоря о различных дефинициях спорта, автор обращает внимание, что многие из них больше подходят для выявления его сущности и характерных признаков. В то же время, хотя автор и делает попытку апеллировать к работам не только отечественных, но и зарубежных исследователей, в библиографии отсутствуют работы зарубежных авторов, да и в тексте дается отсылка только на Спортивную хартию Европы. А ведь как с научной, так и с просветительской точки зрения было бы интересно увидеть анализ зарубежных трактовок спорта и его взаимодействия с социокультурной средой.
Главным выводом статьи является предлагаемая автором трактовка спорта, как «исторически сложившийся в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурный феномен, способствующий гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, что и определяет его спортивную деятельность».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет определенный интерес у читателей, а ее материалы и выводы могут быть использованы в учебных курсах, так и при разработке нормативно-правовых документов в рамках стратегии развития спорта в России.
В то же время к статье есть следующие замечания:
1) Необходимо дополнить библиографию, а также обратиться к оригинальным, а не интернет-версиям толковых словарей. По возможности диссертационные работы следует заменить схожими трудами диссертантов в научных журналах и т.д.
2) Следует показать зарубежные точки зрения на феномен спорта, обратившись к исследовательским работам, что важно как с научной, так и с просветительской точки зрения.
3) Автор обходит стороной такие виды спорта, как шахматы, шашки и их место как среди спортивных дисциплин, так и в социокультурной среде. Так же читателям было бы интересно увидеть авторскую позицию по вопросу разграничения спортивных и азартных игр.
4) Необходимо вычитать текст, устранив отдельные опечатки («Преложена следующая классификация спорта: олимпийский, массовый и спорт высших достижений, профессиональный и любительский, школьный и студенческий, национальные виды спорта», «Кроме того, принимая во внимание многоаспектность и многоликость спорта, надо учитывает такие моменты» и т.д.), повторяющиеся однотипные фразы (например, «При таком подходе»), а также привести библиографию в соответствие с требованиями ГОСТ.
5) Возможно, что статья по тематике более соответствует журналу «Социодинамика».
Только при условии исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации.