Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Влияние идей социального утописта Э. Беллами на идеологию популистской партии США в конце XIX в.

Смирнов Иван Викторович

аспирант, кафедра Новой и новейшей истории, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

119192, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27

Smirnov Ivan Viktorovich

PhD Candidate, Section of Modern and Contemporary History, History Department, Lomonosov Moscow State University

119192, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 27

mioo@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2019.3.29363

Дата направления статьи в редакцию:

27-03-2019


Дата публикации:

12-05-2019


Аннотация: Предметом исследования данной статьи является влияние идей Э. Беллами на идеологию популистской партии США в конце XIX в. В рамках данной работы автором проанализирована степень влияния идей Э. Беллами на лидеров популистской партии, выявлен масштаб их распространенности среди рядовых членов популистского движения, проведен сравнительный анализ идейных установок Э. Беллами и популистских идеологов, выявлены причины популярности трудов Э. Беллами среди лидеров партии и ее рядовых членов. В рамках данного исследования для выявления масштаба распространенности идей Э. Беллами среди популистов автор использовал методологию интеллектуальной истории, которая подразумевает анализ количества ссылок на Э. Беллами в речах популистских лидеров и в партийной прессе, наличие его трудов в личных и общественных библиотеках штатов, где популистская партия пользовалась большой популярностью. Широко используется компаративистский подход для сравнения идейных установок популистов и Э. Беллами. Данная работа является первым в отечественной литературе исследованием, в котором, на основе архивных и опубликованных источников, показан масштаб распространенности и степень влияния идей Э. Беллами на членов популистской партии. В заключении автор пришел к выводу, что идеи Э. Беллами пользовались большой популярностью среди популистов. При сравнении взглядов Э. Беллами и популистов можно обнаружить большое сходство между ними. И популистские лидеры, и Э. Беллами считали современную им социально-экономическую и политическую систему США несправедливой и обслуживающей интересы лишь богатых слоев населения.


Ключевые слова:

популистская партия США, Беллами, движение национализаторов, национализация, утопия, продьюсеризм, республиканизм, Доннелли, монополии, антимонополизм

Abstract: The subject of this article is the influence of the ideas of E. Bellamy on the ideology of the populist party in the United States of America at the end of the 19th century. In this work, the author analyzes the influence of E. Bellamy’s ideas on the leaders of the populist party, identifies the scale of their prevalence among ordinary members of the populist movement, undertakes a comparative analysis of the ideological views of E. Bellamy and populist thinkers, and identifies the reasons for the popularity of E. Bellamy’s works among the party's leaders and ordinary members. Within the framework of this study, in order to assess the prevalence of E. Bellamy's ideas among populists, the author applies the methodology of the intellectual history approach, which involves analyzing the number of references to E. Bellamy in the speeches of populist leaders and in the populist party press, and locating the existence of his works in personal and public libraries, where the populist party was very popular. The author widely applies the comparative approach to compare the ideological views of populists and E. Bellamy. This work is the first study in Russian historiography that demonstrates the widespread prevalence and the degree of influence that E. Bellamy’s ideas had on members of the populist party, based on archival and published sources. The author concludes the article stating that the ideas of E. Bellamy were very popular among populists. There are many similarities in the views of E. Bellamy and in those of various populists. The populist leaders and E. Bellamy both considered the contemporary socio-economic and political system of the United State of America as unjust and only serving the interests of the rich strata of the population.


Keywords:

The U.S. Populist Party, Bellamy, The Nationalist Movement, nationalisation, utopia, producerism, republicanism, Donnelly, monopolies, antimonopolism

В последней трети XIX в. в экономике США происходили структурные изменения: на смену мелким компаниям пришли гигантские корпорации или, как их называли многие современники, монополии, занявшие господствующее положение в хозяйственной жизни страны. Это вызвало недовольство среди широких слоев населения, которые считали их источником всех экономических проблем – обнищания населения, роста задолженностей по ипотечным кредитам и ничем не обоснованный рост цен на основные товары и услуги при одновременном обесценивании сельскохозяйственной продукции. На волне этого недовольства на Западе и Юге страны возникла новая политическая организация аграриев – популистская партия, которая провозгласила борьбу с монополиями своей главной задачей. Большинство ее лидеров предлагали разные способы борьбы с крупными компаниями: одни призывали запретить их на законодательном уровне и расчленить гигантские корпорации на более мелкие образования, другие предлагали передать крупную частную собственность в руки государства [1, p. 70-92]. По мнению автора данного исследования, эту идею, как и многие другие, они позаимствовали у Э. Беллами, популярного в те времена сторонника идеи национализации всей частной собственности и построения нового типа государства, основанного на коллективном производстве.

Воздействие идей Беллами на американское общество было предметом многих исследований, но лишь небольшое число работ посвящено его влиянию на популистское движение. В отечественной литературе его считали представителем утопического социализма [2,3,4]. В американской историографии, в целом, отмечается, что роман был важным источником вдохновения для популистов, но не приводится никаких доказательств. Одни ученые в качестве примера отмечали несколько ссылок на Беллами, которые делали популистские идеологи в своих работах [5], другие считали, что фермерство было одним из тех социальных слоев, которые читали его произведения в массовом порядке [6]. По их мнению, идея Беллами о строительстве «новой нации» очаровывала аграриев так же сильно, как и другие социальные группы. Несколько исследователей отмечали, что аграрии испытывали особый интерес к произведениям Беллами, так как находились в наиболее затруднительном экономическом положении и были более восприимчивы к утопичным идеям [7]. В своей работе американский историк Дж. Томас отмечал, что бумажное издание романа Беллами «Взгляд назад» стоимостью 50 центов стало бестселлером [8, p. 12]. А его коллега, Э. Сэдлер, отмечала, что книга встретила теплый прием именно в тех районах, где были сильны позиции популистской партии [9].

Исследователи отмечают, что идейная близость Беллами и популистов объясняется сходством их идеологии и социальной принадлежности [10]. Исследователь Дж. Томас в своих трудах подчеркивал морализм «аграрного крестового похода» популистов и указывал на их программу по «оживлению политики», которую разделял и Беллами. Он писал: «Сделав идею национализации крупной собственности одним из своих главных требований и оружием против двух главных партий, популисты снискали сочувствие у Беллами, который солидаризировался с ними и стал образцом для многих аграриев» [8, p. 65]. Совпадение многих идеологических установок помогает объяснить почему сторонники Беллами, которых стали называть национализаторами, и популисты объединяли свои силы во время избирательных компаний.

Согласно другой концепции, труды Беллами имели особый успех среди представителей среднего класса [11]. Американский исследователь, Л. Филлер, считал главный роман Беллами «Взгляд назад» мечтой среднего класса, находящегося в отчаянном поиске средств преодоления экономического кризиса в конце XIX в. [12]. Другой историк, Г. Квинт, изучавший причины популярности этого романа среди популистов, отмечал, что именно акцент на нуждах среднего класса в этом труде сделал его востребованным среди фермеров и других представителей средних слоев населения. По его мнению, в этой книге Беллами выразил опасения среднего класса и его мечты об изобилии материальных средств, психологической защищенности и социальной гармонии. Светская направленность романа, его реформистский и ненасильственный подход к социальным переменам, отсутствие героев из среды рабочего класса являются для Квинта явными свидетельствами о «буржуазной» направленности этой работы [13]. Данный тезис подкрепляется литературоведческими исследованиями У. Тэйлора и Г. Хикса. Согласно Тэйлору, Беллами полностью выразил настроения среднего класса, протестующего против господствующего положения в политической жизни страны крупных магнатов и олигархов, то есть против плутократии [14]. Хикс отмечал, что в романе были опущены «пролетарские» черты, а социальные условия 2000 г. представлены глазами высококвалифицированных специалистов, докторов, учителей и священников. По его мнению, в произведении говорится о том, рабочие счастливы, но на протяжении всего романа ничего не говорится о видении рабочими этого нового социального порядка и их точки зрения на счет всего происходящего [15].

Согласно другим исследованиям, идеи Беллами, рассеянные по всему роману и распространяемые его сторонниками¸ оказали сильное влияние на содержание программы популистской партии 1892 г. [16]. Так как роман имел большое хождение среди аграриев, риторика и программы популистов и лидеров фермерского альянса отражали распространённость доктрины Беллами. Как пишет известный исследователь популизма У. Наджент: «Идеи Беллами постоянно промелькивают в речах идеологов альянса. Когда популисты принимали свою программу на съезде партии в Омахе во время президентских выборов 1892 г., там присутствовали последователи Беллами, а его идеи были предметом постоянных дискуссий» [17, p. 91]. Историк Дж. Хоуп Франклин открыто заявлял: «Если мы рассматриваем популистов в качестве серьезной политической силы на выборах 1892 г., то мы должны помнить, что Беллами не только обогатил эту партию в идейном плане, но и способствовал повышению уровня ее поддержки среди населения» [10, p. 70].

В рамках данной работы автор при помощи методологии интеллектуальной истории и компаративистского подхода попытался проанализировать степень влияния идей Э. Беллами на идеологию популистской партии США в конце XIX в. Для решения поставленной цели автором предпринята попытка выявить степень влияния идей Э. Беллами на лидеров популистской партии и масштаб их распространенности среди рядовых членов популистского движения, был проведен сравнительный анализ идейных установок Э. Беллами и популистских идеологов, а также предприняты попытки объяснить причины популярности трудов Э. Беллами среди лидеров партии и ее рядовых членов.

После публикации в январе 1888 г., роман Беллами «Взгляд назад» стал бестселлером. Данная работа принесла ему славу на национальном уровне, а затем и международное признание, когда роман был переведен на 7 языков [18, p. 39]. К 1891 г. движение национализаторов, свободной ассоциации клубов, заинтересованных в распространении идей Беллами, распространилось по всей стране от штата Мэна до Калифорнии. «Взгляд назад» продолжал привлекать внимание и последующих поколений. Большой наградой для произведения стало включение его в список самых значительных книг, изданных после 1885 г. составленный Дж. Дьюи, Ч. Бирдом и Э. Уиксом, где она стояла на втором месте после «Капитала» К. Маркса [15, p. 49].

Главный герой романа Джулиан Уэст, зажиточный житель Бостона, уснул вечером 30 мая 1887 г. и проснулся в совершенно другом мире 113 лет спустя. Молодая девушка по имени Эдит обнаружила герметично запечатанное помещение с Джулианом, в котором тот хорошо сохранился. Эдит, ее мать и отец доктор Лит оказали ему большую помощь в первые дни после пробуждения. Они рассказали ему что произошло за то время, которое он спал и кратко рассказали ему о всех достижениях «новой нации», которая появилась в результате революционных изменений в жизни людей и привела к большим социальным трансформациям [19, p. 83-109].

В этом обществе нет конкуренции, эксплуатации, бедности и безработицы. Ненасильственная революция изменила Америку до неузнаваемости и превратило ее в сообщество кооперативов трудящихся, где все делилось поровну. Национализированная экономика оказалась более эффективной и рационально устроенной системой, которая гарантирует каждому материальное благополучие, чем свободный рынок конца XIX в. Упразднение борьбы за выживание привело к окончанию социальной борьбы, классового конфликта и боязни людей за свое благосостояние, что являлось плодами социально-экономического порядка конца XIX в., где господствовала жажда наживы и жесткая конкуренция. Граждане «новой нации» жили в гармонии в стране, где реализуются идеи гуманизма и духовности. Осознание того, что всех людей связывают узы братства, вдохновила американцев в конце XIX в. покончить с аморальным социальным порядком и заменить его эгалитарной системой, пронизанной взаимным уважением и любовью [19, p. 171-250].

На учредительном конвенте популистской партии в 1891 г. популистский идеолог И. Доннелли из Миннесоты отмечал, что Беллами был тот автор «не знать которого означало не знать самого себя» [20]. Комплимент Доннелли был типичным для популистских лидеров в адрес этого мыслителя, большая часть которых была видными аграрными реформистами и редакторами газет, которые читали роман «Взгляд назад». Беллами видел в сообществе кооперативов залог равенства и братства между людьми, и эти взгляды нашли широкий отклик у аграриев, которые сильно пострадали от экономического кризиса и депрессии 1890 гг. [21, p. 73].

Многие сельские жители читали произведения Беллами в библиотеках или брали книги на время у своих соседей, в то время как другие узнавали о них из разговоров [22, p. 33]. Исследуя южный популизм, знаменитый историк К. Вудвард отмечал, что многие труды реформистов распространялись следующим образом: «Работы И. Доннелли, Э. Беллами и бесчисленные памфлеты, трактаты и книги реформистов передавались из руки в руки. Те, кто их не читал, слышал, как их цитировали во время совместных собраний аграриев» [23, p. 45]. В своей биографии Л. Полка, председателя южного альянса в Северной Каролине, историк С. Ноблин постоянно повторяет тезис о том, что «большинство фермеров читало и горячо обсуждала роман Беллами и Доннелли» [24, p. 90].

Большое сходство между программами сторонников Беллами и популистами также свидетельствуют о влияние романа «Взгляд назад» на фермерские слои. По мнению историка Т. Салютоса: «Антимонопольная программа южного альянса имела много общего с идеей единого налога Г. Джорджа и национализаторскими взглядами Э. Беллами» [25, p. 196]. Требования аграриями национализации крупной собственности, введение в оборот бумажных денег, передача народу законодательной инициативы и проведения референдума полностью соответствовали идеям национализаторов. Согласно другому исследователю, С. Файн: «Национализаторы и Беллами сыграли важную роль в том, что популисты включили в свою программу и отстаивали пункт о передаче в народное владение всех железных дорог, телеграфа и телефона» [26, p. 62].

Многие лидеры западных популистов были знакомы с работами Э. Беллами и движением национализаторов. Идеологи альянса и популистской партии всячески пропагандировали чтение романа «Взгляд назад», многие редакторы газет аграриев предлагали бесплатный экземпляр этой работы своим годовым подписчикам [27]. Такие влиятельные идеологи популизма как И. Доннелли, автор преамбулы партийной омахской программы 1892 г., и У. Пеффер, знаменитый лидер популистов национального уровня и сенатор, с благоговением и восхищением упоминали имя Беллами [28]. Критики Беллами указывали на глубину влияния идей национализаторов на популистов, заявляя, что сторонники Беллами «спровоцировали крестовый поход фермеров» [29].

Национализаторские идеи проникли в самое сердце популизма – на Средний Запад. В своих мемуарах, написанных в 1924 г., У. Харрингтон, ветеран канзасских популистов, описывал наплыв литературы, которая «затопила» фермерские районы в 1890 гг., упоминая, что роман «Взгляд назад» был одной из самых популярных книг того времени [30]. Многие клубы фермерского альянса и популистской партии учреждали небольшие библиотеки [31, p. 378]. Вспоминая политические события того времени, М. Джеффри, чьи родители были членами популистской партии Небраски, утверждала, что в библиотеках чаще всего встречались три книги: «Взгляд назад» Э. Беллами, «Прогресс и бедность» Г. Джорджа, «Школа мистера Монетки» У. Харви, пропагандирующая биметаллизм [32].

Хотя роман Беллами был одной из десятка книг реформистов, которые редакторы популистских газет призывали «покупать, читать и передавать другим», время от времени они особо отмечали «Взгляд назад» [33]. В 1889 г. газета «Farmers Alliance» в Линкольне, Небраска, описывала этот труд как «чудесное произведение» и дарила книгу в качестве премии своим годовым подписчикам. За полцены читатель получал роман «Взгляд назад» и газету «Farmers Alliance» [34]. Распродажи этого произведения настолько вдохновили редактора, что он всячески поощрял чтение этой книги: «Каждый человек, заинтересованный в прогрессе и реформах, каждый знаток социальных проблем, которые так сильно привлекают внимание общественности, должен прочитать эту книгу. Масштаб ее распродажи беспрецедентен. Ни одно произведение не пользовалось такой популярностью среди читателей со времен выхода “Хижины дяди Тома”» [34]. Газета «Dakota Ruralist» предлагала своим читателям экземпляр этой или другой работы реформистских авторов при условии внесения одного доллара в счет годовой подписки [35].

Редакторы популистских газет были главными агентами по распространению идей Беллами. Его статьи и работы других видных национализаторов постоянно печатались в периодических изданиях аграриев, а некоторые газеты публиковали выдержки из романа «Взгляд назад» и отводили место для пропаганды идей его сторонников, которые хотели учредить свой клуб в данном месте [36]. Их идеи получали широкое распространение в аграрных кругах путем перепечатывания статей Беллами, которые изначально появлялись в основанной им в 1891 г. еженедельной газете «New Nation» в Бостоне [37]. Эти статьи печатались в самых влиятельных еженедельниках популистского движения - газетах, где редакторами были идеологи популизма, либо в официальной партийной прессе. Среди них: газета «Representative» И. Доннелли в Миннеаполисе [38], «Dakota Ruralist» Х. Лука [39] и «American Nonconformist» в Индианаполисе, публикуемая братьями Винсентами [40]. Все эти издания принадлежали или редактировались людьми, которые определяли судьбу партии. Пользуясь большим уважением фермерства, эти личности обладали значительной властью как на штатном, так и на национальном уровне. В той мере, в которой идеи Беллами появлялись на страницах их газет в виде переизданий его статей из «New Nation», мы можем говорить о негласном признании идеологии национализаторов популистскими лидерами [41, p. 150].

Официальные органы фермерского альянса и популистской партии открывали и другой путь распространения идей Беллами среди популистов. Статьи из «New Nation» появлялись в газетах, которые получали официальное одобрение лидеров партии и руководителей альянса. «Farmers Alliance» в Линкольне (Небраска) [42], насчитывающий 20 тыс. подписчиков, и «Advocate» в Топеке (Канзас) [43], имевших 80 тысячную аудиторию, обладали большим влиянием в своих штатах, а их высокий тираж предлагал идеям национализаторов широкую публику. Газеты «Dakota Ruralist» [35] и «Representative» [38], будучи официальными печатными органами фермерского альянса, также переиздавали труды Беллами. Газета северного фермерского альянса «Farmers Alliance» [44] в Канзасе, редактором которой был У. Пеффер, также распространяла идеи национализаторов. Когда газета «New Nation» прекратила свою издательскую деятельность в 1894 г., Пеффер написал соответствующий некролог и похвалил Беллами за точное изложение фактов с позиции гуманизма. Он отметил уникальное сочетание в этом мыслителе идеализма и практицизма, в заключении назвав его «храбрым и замечательным автором и редактором, который начал пропагандировать принципы, которые никогда не умрут и сделают человечество лучше» [45].

Показательным является пример газеты «Farmers Alliance», ведущим изданием популистов в Небраске. Большую часть ее существования в качестве партийного печатного органа, ее редакторами были ярые сторонники Беллами, национализаторы Д. Барроу и Дж. Гибсон. Барроу возглавлял еженедельник с 1889 по 1892 гг. и являлся одним из лидеров фермерского альянса штата, будучи членом его исполнительного комитета. В те же годы он присоединился к сторонникам Беллами и в 1890 г. вступил в клуб национализаторов в Линкольне. После ухода с поста редактора, Барроу стал пропагандистом идей Беллами по всему городу. «Farmers Alliance» опубликовала длинное обращение Барроу, в котором он повторял взгляды национализаторов на вопросы национализации экономики и введения сухого закона [46].

Когда Дж. Гибсон получил должность редактора газеты «Alliance Independent» в 1893 г., он уже был сторонником идей Беллами. Аграрии, читавшие эту газету, усваивали взгляды национализаторов с передовых страниц [47]. По всей видимости, клуб Беллами в штате, который возглавлял Гибсон, не имел большого успеха и три года спустя появился новых клуб сторонников данного движения, в который он также вступил. Вице-президентом этой организации был видный популист Небраски, У. Лефевр, который являлся членом нескольких партийных комитетов и вскоре стал делегатом от своего избирательного округа на конвенте партии штата в 1894 г. [48]. Лидеры, подобные Барроу, Гибсону и Лефевру составляли определённый сегмент в популистской партии, будучи членами нескольких организаций и преданными делу популизма и идеологии Беллами одновременно.

Среди известных лидеров западного популизма, которые выражали свою симпатию утопии Беллами и распространяли его идеи, были: У. Пеффер, популист из Канзаса, избранный в сенат США в 1891 г. [49, p. 60], Л. Левеллинг, популистский губернатор Канзаса в 1893-1895 гг. [50, p. 47], Х. Лукс, выходец из Южной Дакоте, избранный председателем южного альянса после смерти Полка, К. Винсент из газеты «American Nonconformist», Э. Диггз, популистский писатель и оратор [51, p. 67]. Пеффер даже выступал в организациях национализаторов и предполагал, что в 1894 г. появится новая политическая сила под названием национализаторская партия [53]. Леввелинг, который являлся постоянным читателем газеты Беллами «New Nation», выражал схожие чувства: «Я являюсь сторонником национализации экономики. Мои взгляды могут отличатся от взглядов Беллами в деталях, но он работает в верном направлении. Из партии национализаторов вскоре появится великая политическая сила, и возможно, она будет называться национальная партия. Именно такое название должны принять популисты и влиться в новую партию, так как оно вполне подходит для великой партии, которая борется за права людей» [54].

После того, как в 1890 г. была опубликована утопия И. Доннелли «Колона Цезаря», предвещающая конец света, Х. Лукс написал отзыв на эту работу и сравнил пессимистичные взгляды Доннелли на порочную и злую природу человека с идеями Беллами. Отмечая значительный контраст между двумя романами, он описывал «Взгляд назад» как «чудесную наглядную и счастливую картинку того, чего можно достигнуть, если люди будут руководствоваться здравым смыслом, голосуя за ту или иную партию» [55]. К. Винсент относился к Беллами и Доннели, как к ключевым лидерам, породивших критическую мысль в Америке [56]. Э. Диггз была заядлым сторонником Беллами. Описывая ее как «агитатора Беллами», газета «New York World» сообщала, что она отправилась в Колорадо, чтобы помочь учредить поселение национализаторов на государственной земле [57]. В 1898 г. она продолжала пропагандировать идеи Беллами – с несколькими женщинами она организовала политический клуб для поддержки предвыборной компании популистов в Канзасе. В рамках своей политической деятельности, эта группа организовала курс лекций, основанных на последней книге Беллами «Равенство» [58].

Периодические издания, настроенные против популистской партии и ее членов, являются важным показателем степени популярности идей Беллами среди популистов. Критики популизма невольно раскрыли глубину влияния Беллами, когда писали, что «Взгляд назад» был книгой, подрывающей традиции американского народа, а идея национализации экономики, национализм, был осужден как коварный «изм», заразивший фермерство [59]. На популистов и национализаторов часто вешали один ярлык как «нежелательных радикалов» [60]. Газета «Chronicle» заявляла, что Доннелли и «другие чудаки этого движения» пытались реализовать идеи Беллами в Миннесоте [61]. Во время наблюдения за столпотворением, которое происходило во время принятия омахской программы популистской партии, журналист Ф. Трейси возложил частичную ответственность на Беллами за «социальное безумие» конвента популистов, описав их программу как «бешеные и истеричные требования современности, беспорядочная помесь идей Беллами и других социалистов» [62].

Несколько авторов статей антипопулистской направленности отмечали, что Беллами является «отцом недовольства фермеров» [63]. В одной газете, критиковавшей популизм, было написано, что он «является одним из основателей популистской партии» [64]. Критики популистов из Канзаса описывали роман как бунт против порядка: «Именно вас, мои братья республиканцы и друзья демократы, надо винить за то, что популистское движение пользуется таким успехом, так как вы разрешили публикацию и чтение этой бунтарской книги» [65]. Газета «Representative» утверждала, что влияние Беллами было особенно сильно среди популистских лекторов: «этим агитаторам помогает публикация и распространение предательской книги “Взгляд назад”, написанная праздным теоретиком Э. Беллами, которая и спровоцировала недовольство фермерства, основанное на ложных обвинениях, которые не имеют никакого отношения к действительности и существуют только в воображении этих разжигателей беспорядков» [66].

Популизм приводил в ярость члена республиканской партии и редактора газеты Топеки «Capital» Дж. Хадсона. Во время «законодательной войны» 1893 г. в Канзасе за контроль над правительством штата, Хадсон написал серию писем популистскому губернатору Л. Левелленгу. В одном из писем он обвинял Беллами в провоцировании брожения среди аграриев, которое закончилось избранием первого в истории штата популистского правительства. Он заявлял, что администрация Левеллинга является продуктом «белламизма». Помимо национализаторов, он обвинял в этом четырех других хорошо известных популистов и германского анархиста Й. Моста. Хадсон писал, что «популизм и сам губернатор были созданы Беллами, воспитаны на принципах Моста и превратились в посмешище» [67, p. 48].

Таких популистов как Ф. Достера и Дж. Симпсона часто причисляли к движению национализаторов и сторонников Беллами [68]. Симпсон поддерживал идею введения единого налога, которая часто по ошибке приписывалась национализаторам, а Достер подвергся критике за отстаивание идей Беллами. Когда он баллотировался на должность генерального атторнея департамента юстиции штата в 1891 г., его противники заявляли, что он является образцовым белламистом [69]. Они настаивали на том, чтобы жители Канзаса голосовали за его соперника, который «не страдал никакими измами, навеянные меланхоликами Беллами и Толстым» [70]. Один журналист приписывал большую роль Достеру в победе популистской партии на выборах в легислатуру штата именно его приверженностью учению Беллами: «Свои национализаторские взгляды мистер Достер выражает простым и потрясающим языком. Он – апостол Карла Маркса, Луи Бланка, Эдварда Беллами и других древних и современных мыслителей, которые учат, что бедность это несправедливо и неправильно» [71].

Ко времени смерти Э. Беллами популистская партия уже начала приходить в упадок. Однако ряд популистских лидеров помянули его минутой молчания и отдали должное его видению социального устройства общества. Среди них были Ф. Достер, Э. Диггз и У. Пеффер. Выступая перед заполненным толпой законодательным собранием, ветераны популистского движения вспоминали важность идей Беллами в вопросе создания кооперативного общества всеобщего благоденствия, в котором признается равенство всех людей и принципы гуманности. Достер вспоминал, какие чары оказывали на его жизнь роман Беллами. Будучи молодым, его беспокоило наличие зла в нашем мире и нищета, которая его окружала и угнетала народ. Затем Достер прочитал отрывок из романа «Взгляд назад», который «придал форму и наполнил содержанием мои туманные и расплывчатые мысли». Все поднялись, когда стала выступать Э. Диггз, которая восхваляла Беллами как «апостола, который дал миру замечательную идею социального устройства. Он оказал большую помощь нашему движению, указав путь к достижением небесного царства на земле» [72].

Популисты понимали настоящее с точки зрения продьюсиризма, идеологии, свойственной классу мелких производителей, которые считали, что главная добродетель — это созидательный труд [15, р. 190]. Идеология республиканизма, заложенная отцами-основателями, обосновывала легитимность политических протестов и предоставляла популистам твердый фундамент для оправдания своего недовольства [15, p. 88]. Эти идеи, по мнению автора, они полностью заимствовали из романа Э. Беллами, в котором отражены те же ценности и который был создан за несколько лет до появления популистского движения. Это объясняет совпадение программ популистской партии и движения национализаторов, а также то, что многие популисты были одновременно и сторонниками идей Беллами. Продьюсиризм определял то, как популисты и сторонники Беллами видели себя в настоящем - в качестве рабочих производителей, занятых полезным трудом на благо себя и всей страны. Работа была экономической необходимостью, социальным долгом и психологической потребностью. Они считали, что каждый американец имел естественное право на оплачиваемый труд. Согласно Дж. Уиверу, кандидату в президенты от популистской партии 1892 г. и последовательному стороннику Беллами, каждый ребенок приходит в этот мир, наделенный естественными правами, которые Бог даровал Адаму – первому земледельцу: «Право на свободное владение землей, пахать необработанную землю столько, насколько ему хватит сил и жить плодами труда рук своих без платы дани кому-либо» [73, p. 90]. В то же время у всех граждан есть социальный долг трудиться и делать посильный вклад в общее благо, как другие делали другие поколения для настоящего [73, p. 105]. Таким образом, для популистов и Беллами труд был жизненной необходимостью, который придавал смысл и достоинство человеческому бытию.

Главный герой романа Беллами «Взгляд назад», Джулиан Уэст, воплощает в себе паразитический и ничего не производящий класс, который живет за счет трудящихся. Перед роковой ночью, когда он погрузился в сон на 113 лет, он был членом привилегированного класса Новой Англии, занимающий высокое стабильное социальное и имущественное положение. Он наслаждался жизнью культурного джентльмена, помолвленного с любимой женщиной. Уэст обедал в лучших клубах, имел личного слугу, ни дня не работал, получая большие доходы от унаследованного имущества, с помощью которого его предки «в течении трех поколений жили в праздности и достатке» [19, р. 20-45]. Описывая свой образ жизни, Джулиан признает ее беззаботный и паразитический характер: «Живя в роскоши и занимаясь только поиском новых удовольствий и изыска, я получал средства к существованию путем их присваивания у производящих классов, не принося при этом никакой пользы» [19, р. 78]. Он рассказывает, что подобная ситуация стала возможной, так как социальное устройство Америки конца XIX в. позволяла «взвалить заботу по обеспечению благами высших слоев населения на плечи низших» [19, р. 120].

В романе «Взгляд назад» ценности мелких производителей занимают ведущее место, так как они играли главную роль в построении хорошей жизни по мнению Беллами. Он приветствовал моральные достоинства труда, которые были выше личной материальной заинтересованности. В своей работе Беллами наделил труд священными характеристиками соответствующими идеалам производящих классов. В его выдуманной стране жили только трудолюбивые люди. Каждый дееспособный человек является членом рабочей армии, национальной рабсилы, до тех пор пока он или она не достигнет пенсионного возраста равного 45 годам. Каждый является производителем определённых и необходимых обществу товаров или оказывает жизненно важные услуги.

Для Беллами и популистов основным социальным слоем является класс мелких производителей. Производителями они называют тех людей, которые работают и создают в процессе своей деятельности блага и оказывают полезные услуги, они преобразуют сырой природный материал в необходимую продукцию. Труд не являлся для популистов проклятием, это божественный дар человечеству. Все люди признавали экономическую необходимость труда для физического выживания, но сторонники Беллами и популисты придавали этому требованию религиозное содержание и священный ореол [74]. Дж. Уивер писал: «Божественный закон требует, чтобы каждый человек ел свой хлеб в поте лица своего» [73, р. 144]. У. Морган, популистский идеолог и лектор, выражал сходные идеи: «В поте лица своего ты должен есть хлеб. Этот указ Бога был дан 6 тыс. лет назад, но он также непреложен, как и само время. Труд является главной функцией человека. Слово Бога сделала его почетным делом. Те, кто работает, исполняет естественные функции человека» [75, р. 81].

Посредники, спекулянты землей, банкиры и железнодорожные магнаты возможно и работали, но они ничего не производили. C точки зрения лидеров популистской партии и Беллами эти люди были кровопийцами – они жили за счет труда других. Они неоднократно указывали на то, что этот паразитический слой присваивает себе плоды труда остальных [68]. У. Пеффер любил спрашивать: «Почему некоторым людям позволено наживаться на других и делать из их труда огромные прибыли, а настоящие труженики получают гроши?» [76, p. 183].

Идеологи популизма и сторонники Беллами постоянно подчеркивали, что в рыночной экономике бизнесмены и банкиры могут обесценивать труд простых людей [35]. Особенно сильной критике подвергались посредники и железнодорожные компании – популисты обвиняли их в том, что они присваивают большую часть благ, которые производят трудящиеся классы [37]. Перекупщики зарабатывают на жизнь тем, что поставили себя между производителями и потребителями, наживаясь на разнице в цене. В книге «Загадка сфинкса» 1890 г., ее автор Н. Эшби, член популистской партии, расхваливал движение Беллами и его идеологию, а также показал типичный взгляд аграриев на огромную армию посредников, которые «выкачивают прибыль из тружеников как бригада пожарных воду во время пожара» [77, р. 265].

Железнодорожные компании обвинялись во множестве нарушений: произвольное незаконное взвинчивание цен на фрахт, выпуск в большом количестве акций по завышенным ценам, заключение сделок на льготных условиях и подкуп государственных деятелей и чиновников. По этому поводу газета «American Nonconformist» писала: «Только бедные люди, которые ни занимают никаких должностей и не могут помочь железнодорожным компаниям принятием удобных для них законов, должны платить полную стоимость за перевозку или идти пешком» [33]. Все эти жалобы отражали этику мелких производителей, которая была наиболее отчетливо сформулирована в преамбуле к Омахской предвыборной программе популистской партии 1892 г., в составлении которой участвовали представители от клуба национализаторов Беллами: «Плоды труда миллионов тружеников бессовестно воруются кучкой людей, которые сколачивают себе колоссальные состояния» [5, р. 67].

Для популистов и Беллами цель всякого труда стоит выше личных интересов: работа составляет социальное действие. Экономические действия несут в себе важный социальный аспект, который не хотят признавать непроизводящие классы – их интересует исключительно денежная сторона вопроса. Их не интересует труд с точки зрения созидательного усилия, и они не испытывают гордость за добросовестный труд [78, р. 144].

Государство с демократической экономикой, по мнению Беллами, должна предоставлять своим гражданам равные возможности в доступе к денежному вознаграждению за работу [6, p. 81]. Популистские идеологи были полностью согласны с этой точкой зрения и критически оценивали экономическую систему США конца XIX в., которая приносила большие прибыли «паразитическим» слоям за счет производящих классов. Один из лидеров аграриев заявлял: «То, как капиталисты присваивают себе львиную долю всех прибылей является грабежом широких слоев населения и лишает их всякой возможности. У государства есть обязательством сохранять равенство экономических возможностей для всех, чтобы благоприятствовать росту благосостояния всех трудящихся» [79, р. 210]. Требования Омахской платформы содержали пункт, призывающий к возврату политики невмешательства государства в экономику, но в то же время возлагали на него ответственность за сохранение общего блага, что отражает идеалы мелких производителей. В Омахской программе популисты провозглашали: «Мы стремимся вернуть правительство республики в руки простого народа, от которого оно и черпает свою власть» [80, р. 291]. Подобные идеалы составили основу критики аграриями существующих экономических порядков и их требования переустройства политической и экономической системы.

Беллами, как и популисты, открыто симпатизирует мелким производителям и занимает их позицию, отказываясь рассматривать труд как товар. Сравнивая обращение к труду в новой стране будущего и в США конца XIX в. Джулиан отмечает: «Если бы меня попросили назвать главное отличительную положительную черту 2000 г. по сравнению с 1888 г., то мне кажется она заключается в том, с каким достоинством вы относитесь к работе, отказываясь оценивать ее в денежном эквиваленте и навсегда отменив рыночную систему» [19, p. 160]. В новой стране не будет ни перенаселения, ни избытка товаров [81, p. 90]. В 2000 г., в отличии от XIX в., не существует низшего класса, так как в этом обществе действует справедливая система распределения черной и грязной работы, согласно которой каждый трудоспособный гражданин в течении трех лет работает в качестве чернорабочего. В этой новой стране слово низший класс является устаревшим и забытым, поэтому главному герою Джулиану Уэсту приходится объяснять его значение всем окружающим и своей подруге Эдит Лит. Она была шокирована, когда узнала, что в давние времена люди с пренебрежением относились к тем, кто выполняет грязную, но необходимую работу. Уважаемый и известный доктор Лит, отец Эдит, рассказывает Джулиану, что «в новом обществе люди не пользуются услугами, которые бы они не оказывали сами когда-либо или отказывались бы исполнять в будущем» [19, p. 216]. Он вспоминает свои первые дни работы в качестве официанта в общественной столовой. В стране будущего люди, которые выполняют грязную работу на постоянной основе, работает меньше других, так как общество признает, что для того, чтобы сделать эти профессии более привлекательными, необходимо сделать какие-то послабления [19, p. 280].

Определяя работу как служение, Беллами задолго до появления популистов стал продвигать идеи проьюсиризма. В своем романе он превратил труд из принудительного занятие в инстинктивное выражение жизни народа. Доктор Лит уверяет Джулиана, что работа «стала настолько естественным и разумным занятием, что мысль о ее обязательном характере просто перестала существовать» [19, p. 210]. Социальное измерение труда, предложенное Беллами, стало затем открыто признаваться в рядах популистской партии. Работа для них была коллективным устремлением. Члены рабочей армии в романе Беллами трудятся ради общего блага, и никто из них не является рабом. Доктор Лит заявляет: «Человек никогда не рассматривается в нашей стране и никогда не считает себя слугой тех, кому он служит, он не зависит от них. Он служит только обществу в целом» [19, p. 171].

В то время как идеология продьюсеризма помогала Беллами, а затем и популистам, понять суть современных ему событий, идеи республиканизма, оформившиеся в годы Войны за независимость и записанные в Декларации независимости служили ему как исторические прецеденты, которые он использовал для обоснования своей критики коррумпированных политиков и большого бизнеса. По этому пути пошли впоследствии и популисты.

В стране будущего, описанной Беллами в романе «Взгляд назад» политики вымерли как класс, как и коррупция, благодаря которой они процветали. Управляющий совет страны, состоящий из президента и 10 лейтенантов, следит за функционированием экономической системы, включая рабочую армию. Этот орган только надзирает за исполнением законов и правил, политический курс определяет народ. Чиновники в этом обществе работают согласно республиканским стандартам - они «представители и слуги народа». Продвижение по карьерной лестнице основывается только на личных заслугах, а политический патронаж и взяточничество давно исчезли [19, p. 220].

В своем произведении Беллами также утверждает, что кооперативное общество всеобщего благоденствия является логическим продолжением эгалитаристских принципов Декларации независимости, применённых в экономической сфере. Объясняя, как появилась национализированная демократическая экономика, доктор Лит заявляет: «Народ Соединенных Штатов пришел к заключению, что необходимо взять под свой контроль ведение бизнеса, как сто с лишним лет назад они решили взять под свой контроль правительство, организованное теперь для нужд рабочих на тех же основаниях, как наши праотцы организовали нашу систему на политических основаниях» [19, p. 196]. По меткому замечанию одного из биографов Беллами, его социализм коренится в радикализме, скрытом в Декларации независимости [6]. Он, как и потом популисты, не сомневался, что этот документ полностью санкционирует его действия и идеи и что Т. Джефферсон благословил бы его усилия. Он писал: «Если бы Джефферсон жил в наши дни, он был бы национализатором, так как он признал бы в этом движении попытку создать самоуправление трудящегося класса, что является логическим и необходимым развитием принципов, заложенных им в Декларации независимости» [31].

Идеология республиканизма XVIII в. критиковала не только явные формы абсолютной власти, но и скрытую тиранию. Среди главных претензий Беллами и популистов к существующей власти были: политическая коррупция и подхалимство законодателей, которые предали идею всеобщего благоденствия ради власти и личного обогащения. Популистские лидеры говорили, что «большинство политиков — это льстецы корпоративного бизнеса» [28]. В то время как простой народ прозябает в нищете, а страна находится в экономическом кризисе, политики берут взятки, игнорируют важность принятия многих законов и тратят общественные деньги на реализацию сомнительных проектов. Когда президент Б. Гаррисон объезжал страну по железной дороге в 1891 г., Э. Диггз заметила, что его караван включает 5 роскошно оборудованных вагонов и целую армию слуг. В его поезде была библиотека, курильня, а все купе были безупречны и комфортабельны. Она спрашивала: «кто сделал все эти замечательные вещи? Все сделали трудящиеся люди. Кто наслаждается плодами их труда? Те, кто не работает» [84, р. 499]. По мнению национализаторов и популистов, представители народа предали его доверие, использовали общественные деньги для личной выгоды, злоупотребляли своими полномочиями и грубо нарушали принципы республиканизма.

Богатый исторический материал времен Войны за независимость предоставил Беллами и популистам массу свидетельств для подкрепления своей критики монополистов и их политических союзников. Революционеры неизменно противостояли тирании, привилегированным классам и всякой форме рабства. Лидеры популистов настаивали, чтобы их сторонники подражали борцам за независимость страны. В 1893 г. И. Доннелли писал: «Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон, П. Генри, Дж. Адамс и Б. Франклин поддержали бы каждый пункт программы популистской партии, были бы они живы. В современном мире мы делаем все то же самое, что они делали в прошлом - уничтожение угнетения, установление свободы и гуманизма. Давайте проникнемся их примерами и позволим духу 1776 г. материализоваться в 1893 г.» [20].

В этой связи национализаторы и популисты относились к своему делу как к воскресению принципов республиканизма, которые использовались для оправдания отделения от Англии, а себя они положительным образом сравнивали с колонистами, которые сражались с английскими войсками. Газета «Peoples Advocate» провозглашала: «У нас такая же цель, за какую сражались наши праотцы. Они столкнулись с британской армией, которая была создана для того, чтобы грабить их и сделать рабами их детей. Мы столкнулись с охотниками за деньгами, кровопийцами и бакланами, которые хотят нас ограбить и поработить наше потомство» [65].

Популистские редакторы газеты всегда восхищались Декларацией независимости, основополагающим документом американского республиканизма, и часто ее цитировали. В 1891 г. газета «Farmers Allience» выпустила «Новую декларацию независимости» которая перефразировала начальный вариант, заменив перечень претензий к Георгу III, таким же перечнем претензий к крупным корпорациям [46]. Предвосхищая повторения истории, организаторы конвента в Омахе назначили дату съезда 1776 делегатов на 4 июля 1892 г. Преамбула к Омахской программе справедливо отмечает, что конвент собрался на 116 годовщину принятия Декларации независимости [21, p. 90].

Этот документ оправдывал непримиримую позицию популистов по отношению к монополиям. Лидеры аграриев полагали, что крупные компании пользуются всевозможными привилегиями и ведут себя как тираны в экономической сфере, как вел себя король Георг III в политике, поэтому эти «финансовые короли» заслуживают той же участи что и британская корона [21, p. 103]. Газета «Advocate» писала: «Монополии имеют не больше прав управлять нашей экономикой, чем Георг III в 1776 г.» [36]. В 1891 г. национальный комитет популистской партии выпустил обращение, где открыто заявлялось о сходстве между британской тиранией в политике эпохи Войны за независимость и современной экономической тиранией: «Снова настали времена испытаний человеческой души. Потомки британских тори 1776 г. и другие наглые и опасные американские капиталисты заковали в более сильные экономические цепи нашу страну, чем политическая зависимость, которая угнетала нашу страну в колониальный период, так как эти оковы более коварные и изощренные и несут разрушительное влияние» [21, p. 110]. Далее в заявлении излагается идея Беллами: «Политическая независимость от Великобритании, которой наши отцы добились в результате кровавой войны является ничтожным достижением до тех пор, пока мы не добьёмся независимости трудящихся от капитала» [85].

На наш взгляд, идеи Беллами завладели воображением аграриев из-за того, что они очерчивали контуры будущей социальной системы, чего не было в идеологии популизма. Лидеры популистской партии были политическими активистами, которые излагали свои мысли относительно настоящего и прошлого через газеты, трактаты и выступая с речами перед публикой. Именно работы Беллами выразили утопические мечты простых американцев о всеобщем благосостоянии, к которому должны были привести победы и деятельность популистской партии на национальном уровне. Альтернативой роману «Взгляд назад» была «Колона Цезаря», написанная И. Доннелли, но те разрушительные тенденции, которые наблюдал Доннелли в последнем десятилетии XIX в. привели его к идеи гибели цивилизации и победе деспотических сил к 1988 г. [86, р. 183]. В его романе описывается всемирная катастрофа, произошедшая под натиском Цезаря и его организации Братство Разрушения. Колона Цезаря это высокая гора человеческих трупов, омерзительный памятник полному уничтожению всех людей. Тем немногим, кому удалось гибель, нашли свое убежище в отдаленном районе Африки, где они жили в изоляции от хаоса и ужаса, охватившего весь остальной мир [87]. Такой роман определенно не вдохновлял устремления популистов к созданию кооперативного общества всеобщего благоденствия. Несмотря на то, что популистские лидеры вроде Доннелли осознавали возможность как хорошего, так и плохого сценария развития событий и всячески восхваляли эпоху Джефферсона, где царило процветание мелких сособственников, они так и не смогли сформулировать позитивный взгляд на будущее Америки. Э. Беллами, который имел схожие с популистами взгляды на прошлое и настоящее, предложил крестовому походу аграриев светлое будущее.

Таким образом, у популизма отсутствовал один важный элемент, необходимый для каждого движения – проект будущего устройства общества. Идеи Беллами заполнили этот вакуум. Его утопия дала популистам видением нового общества будущего, свободного от экономических проблем, классового конфликта и политики силы. В кооперативном обществе 2000 г. комфортная и обеспеченная жизнь заменила бедность и нужду, так как обобществленная экономика снабдила всех людей изобилием благ. В утопическом обществе Беллами было покончено с бессердечной борьбой за выживание, что являлось участью мелких производителей конца XIX в.: «Никого больше не беспокоит, что будет завтра, люди не боялись ни за свою судьбу, ни за будущее своих детей, так как новое государство гарантировало каждому пропитание, образование и комфортный уровень жизни от колыбели до могилы» [19, р. 153]. Общество больше не являлось жертвой политиков и монополистов, которые наживались на производящих классах. Справедливая система кредитования заменила деньги, поэтому больше не было нужды в банкирах и финансистах, которых ненавидели популисты. В новом кооперативном обществе Беллами все граждане были равны как в политическом так и в экономическом отношении [88]. Когда Джулиан спросил доктора Лита какие принципы определяют долю каждого человека в общем благе, он ответил: «Ее имя – гуманность. Основание для этого, тот факт, что все мы люди» [19, р. 47].

Таким образом, идеи Беллами оказали сильное влияние на экономическую доктрину популизма. Используя его аргументы, лидеры популистов показали аграриям всю полноту несправедливости экономической системы общества и политической тирании. Беллами, в отличии от идеологов популизма, предложил альтернативную модель устройства общества, которая полностью отражала стремление фермеров к материальной обеспеченности, социальной гармонии и уважению человеческого достоинства. Он утвердил дух гуманизма и уверенность в будущем в рядах популистов, которые отсутствовали в обличительных речах лидеров партии.

Библиография
1. Beals C. The Revolt and Its Leaders: The History of Popular Uprisings in the 1890s. London, Abelard-Shuman, 1968. 390 p.
2. Гиленсон Б.А. Роман Э. Беллами «Взгляд назад» и его роль в литературной и общественно-политической борьбе в США // Американский ежегодник. М., 1972. С. 41—62.
3. Согрин В.В. Э. Беллами и его место в развитии утопического социализма в США // История социалистических учений. М., 1982. С. 64-87.
4. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982. 337 с.
5. Goodwyn L. Democratic Promise: The Populist Movement in America. N.Y.: Oxford University Press, 1976. 752 p.
6. Zornow W. Bellamy Nationalism in Ohio, 1891 to 1896 // Ohio State Archaeological and Historical Quarterly. April, 1949. Pp. 152-170.
7. Welter R. Popular Education and Democratic Thought in America. N.Y.: Columbia University Press, 1962. 556 p.
8. Thomas J. Introduction to Looking Backward 2000-1889. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1967. 391 p.
9. Sadler E. One Book’s Influence: Edward Bellamy’s Looking Backward // New England Quarterly. №537. Pp. 100-119.
10. Franklin J. Edward Bellamy and the Nationalist Movement // New England Quarterly. December, 1938. Pp. 739-772.
11. Bowman S. The Year 2000: A Critical Biography of Edward Bellamy. N.Y.: Octagon Books, 1979. 404 p.
12. Filler L. Edward Bellamy and the Spiritual Unrest // American Journal of Economics and Sociology. April, 1949. Pp. 239-249.
13. Quint H. The Forging of American Socialism: Origins of the Modern Movement. Columbia: University of South Carolina Press, 1953. 409 p.
14. Taylor W. The Economic Novel in America. The University of North Carolina Press, 1942. 392 p.
15. Hicks J. The Populist Revolt. Minneapolis: University Of Minnesota Press, 1931. 300 p.
16. Shurter R. Introduction to Looking Backward, 2000-1887. N.Y.: AMS Press, 1951. 211 p.
17. Nugent W. The Tolerant Populists: Kansas Populism and Nativism. Chicago: University of Chicago Press, 1963. 252 p.
18. Bowman S. Edward Bellamy Abroad: An American Prophet’s Influence. N.Y.: Twayne Publishers, 1962. 543 p.
19. Bellamy Ed. Looking Backward, 2000-1887. Boston: Houghton, Mifflin Co., 1889. 482 p.
20. Ignatius Donnelly Papers. Minnesota Historical Society. Reel: 188-189.
21. Destler Ch. American Radicalism, 1865-1901. Essays and Documents. N.Y.: Octagon Books, 1963. 550 p.
22. Briedenthal J. Agitate, Educate, Organize. Price Catalogue of Books, Documents and Periodicals. Lincoln, 1892. 51 p.
23. Woodward V. Tom Watson: Agrarian Rebel. N.Y.: Macmillan, 1963. 433 p.
24. Noblin S. Leonidas LaFayette Polk: Agrarian Crusader . Chapel Hill, 1949. 332 p.
25. Saloutos Th. Farmer Movements in the South, 1865-1933. Lincoln: University of Nebraska Press, 1960. 312 p.
26. Fine S. Laissez Faire and the General Welfare State: A Study in Conflict in American Thought, 1865-1901. Ann Arbor, 1956. 301 p.
27. Advertisement for the Wealth Makers Publishing Company of Lincoln, Nebraska // Wealth Makers. July 12, 1894.
28. Alliance. November 23, 1889.
29. Great West. December 6, 1889.
30. Harrington W. The Populist Party in Kansas // Collections of the Kansas State Historical Society. May, 1924. Pp. 405-420.
31. Edward Bellamy Papers. Houghton Library. Harvard University Press, 1944. 928 p.
32. Jeffery M. Young Radicals of the Nineties // Nebraska History. March, 1957. Pp. 29-43.
33. American Nonconformist. February 9, 1893.
34. Farmers’ Alliance. December 21, 1889.
35. Dakota Ruralist. September 5, 1891.
36. Advocate. April 4, 1894.
37. Kansas Farmer. November 22, 1893.
38. Representative. April 25, 1894.
39. Dakota Ruralist, December 10, 1891.
40. American Nonconformist. January 19, 1893
41. Aaron D. Edward Bellamy: Novelist and Reformer. Schenectady, 1968. 230 p.
42. Farmers’ Alliance. May 17, 1890.
43. Advocate. November 4, 1892.
44. Farmers’ Alliance. December 20, 1890.
45. Farmers’ Alliance. July 9, 1891.
46. Farmers’ Alliance. May 17, 1890.
47. Alliance-Independent. October 26, 1893.
48. Advocate and Topeka Tribune. March 21, 1894.
49. Peffer W. The Farmer’s Side: His Troubles and Their Remedy. N.Y., 1891. 144 p.
50. King S. Bond-Holders and Bread Winners: A Portrayal of Some Political Crimes Committed in the Name of Liberty. Boston, 1892. 120 p.
51. Malin J. A Concern About Humanity: Notes on Reform, 1872-1912 // The National and Kansas Levels of Thought. Lawrence, 1964. Pp. 166-189.
52. Willard C. The Nationalist Club of Boston // Nationalist. May, 1889. Pp. 16-20.
53. Kansas Farmer. February 14, 1894.
54. Alliance-Independent. June 8, 1893.
55. Representative. August 23, 1893.
56. Topeka Daily Capital. May 30, 1898.
57. New York Daily Sun. May 22, 1890.
58. Topeka Daily Capital. July 14, 1898.
59. Chase County Leader. September 24, 1891.
60. Topeka State Journal. May 30, 1898.
61. Chronicle. May 28, 1893.
62. Tracy F. Menacing Socialism in the Western States // Forum. May, 1893.
63. Omaha Daily Bee, July 4, 1892.
64. Morning World Herald. July 4, 1892.
65. Peoples Advocate. May 29, 1891.
66. Representative. May 31, 1893.
67. Hudson J. Letters to Governor Lewelling. Topeka, 1893. 299 p.
68. New Nation. September 19, 1891.
69. New Era. May 14, 1891.
70. Advocate. March 6, 1890.
71. Great West. December 15, 1889.
72. Representative. September 13, 1893.
73. Weaver J. A Call to Action: An Interpretation of the Great Uprising. Its Source and Causes. Des Moines, 1892. 177 p.
74. Advocate. May 14, 1890.
75. Morgan W. History of the Wheel and Alliance, and the Impending Revolution. Fort Scott, 1889. 290 p.
76. Argersinger H. Populism and Politics: William Alfred Peffer and the People’s Party. University Press of Kentucky, 2014. 350 p.
77. Ashby N. Riddle of Sphinx. N.Y.: Univ. Press, 1971. 500 p.
78. Shannon F. The Farmer’s Last Frontier: Agriculture, 1860-1897. N.Y., 1945. 386 p.
79. Ridge M. Ignatius Donnelly: The Portrait of the Politician. Chicago: University of Chicago Press, 1962. 300 p.
80. Lengel L. The Righteous Cause: Some Religious Aspects of Kansas Populism. University of Oregon, 1968. 445 p.
81. Morgan A. Edward Bellamy. N.Y.: Columbia University Press, 1944. 468 p.
82. Noble D. The Golden Battle. N.Y., 1962. 312 p.
83. Walker S. George Howard Gibson, Christian Socialist Among the Populist // Nebraska History. Winter, 1974. Pp. 362-387.
84. Nye R. Midwestern Progressive Politics: A Historical Study of Its Origins and Development, 1870-1958. N.Y.: Harper & Row, 1965. 655 p.
85. New Nation. September 16, 1893.
86. Rideout W. Caesar Column: A Story of the Twentieth Century. Wesleyan University Press, 2003. 278 p.
87. Baker J. Populist Themes in the Fiction of Ignatius Donnelly // American Studies. Fall, 1973. Pp. 65-83.
88. New Nation. November 25, 1893.
References
1. Beals C. The Revolt and Its Leaders: The History of Popular Uprisings in the 1890s. London, Abelard-Shuman, 1968. 390 p.
2. Gilenson B.A. Roman E. Bellami «Vzglyad nazad» i ego rol' v literaturnoi i obshchestvenno-politicheskoi bor'be v SShA // Amerikanskii ezhegodnik. M., 1972. S. 41—62.
3. Sogrin V.V. E. Bellami i ego mesto v razvitii utopicheskogo sotsializma v SShA // Istoriya sotsialisticheskikh uchenii. M., 1982. S. 64-87.
4. Batalov E. Ya. Sotsial'naya utopiya i utopicheskoe soznanie v SShA. M.: Nauka, 1982. 337 s.
5. Goodwyn L. Democratic Promise: The Populist Movement in America. N.Y.: Oxford University Press, 1976. 752 p.
6. Zornow W. Bellamy Nationalism in Ohio, 1891 to 1896 // Ohio State Archaeological and Historical Quarterly. April, 1949. Pp. 152-170.
7. Welter R. Popular Education and Democratic Thought in America. N.Y.: Columbia University Press, 1962. 556 p.
8. Thomas J. Introduction to Looking Backward 2000-1889. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1967. 391 p.
9. Sadler E. One Book’s Influence: Edward Bellamy’s Looking Backward // New England Quarterly. №537. Pp. 100-119.
10. Franklin J. Edward Bellamy and the Nationalist Movement // New England Quarterly. December, 1938. Pp. 739-772.
11. Bowman S. The Year 2000: A Critical Biography of Edward Bellamy. N.Y.: Octagon Books, 1979. 404 p.
12. Filler L. Edward Bellamy and the Spiritual Unrest // American Journal of Economics and Sociology. April, 1949. Pp. 239-249.
13. Quint H. The Forging of American Socialism: Origins of the Modern Movement. Columbia: University of South Carolina Press, 1953. 409 p.
14. Taylor W. The Economic Novel in America. The University of North Carolina Press, 1942. 392 p.
15. Hicks J. The Populist Revolt. Minneapolis: University Of Minnesota Press, 1931. 300 p.
16. Shurter R. Introduction to Looking Backward, 2000-1887. N.Y.: AMS Press, 1951. 211 p.
17. Nugent W. The Tolerant Populists: Kansas Populism and Nativism. Chicago: University of Chicago Press, 1963. 252 p.
18. Bowman S. Edward Bellamy Abroad: An American Prophet’s Influence. N.Y.: Twayne Publishers, 1962. 543 p.
19. Bellamy Ed. Looking Backward, 2000-1887. Boston: Houghton, Mifflin Co., 1889. 482 p.
20. Ignatius Donnelly Papers. Minnesota Historical Society. Reel: 188-189.
21. Destler Ch. American Radicalism, 1865-1901. Essays and Documents. N.Y.: Octagon Books, 1963. 550 p.
22. Briedenthal J. Agitate, Educate, Organize. Price Catalogue of Books, Documents and Periodicals. Lincoln, 1892. 51 p.
23. Woodward V. Tom Watson: Agrarian Rebel. N.Y.: Macmillan, 1963. 433 p.
24. Noblin S. Leonidas LaFayette Polk: Agrarian Crusader . Chapel Hill, 1949. 332 p.
25. Saloutos Th. Farmer Movements in the South, 1865-1933. Lincoln: University of Nebraska Press, 1960. 312 p.
26. Fine S. Laissez Faire and the General Welfare State: A Study in Conflict in American Thought, 1865-1901. Ann Arbor, 1956. 301 p.
27. Advertisement for the Wealth Makers Publishing Company of Lincoln, Nebraska // Wealth Makers. July 12, 1894.
28. Alliance. November 23, 1889.
29. Great West. December 6, 1889.
30. Harrington W. The Populist Party in Kansas // Collections of the Kansas State Historical Society. May, 1924. Pp. 405-420.
31. Edward Bellamy Papers. Houghton Library. Harvard University Press, 1944. 928 p.
32. Jeffery M. Young Radicals of the Nineties // Nebraska History. March, 1957. Pp. 29-43.
33. American Nonconformist. February 9, 1893.
34. Farmers’ Alliance. December 21, 1889.
35. Dakota Ruralist. September 5, 1891.
36. Advocate. April 4, 1894.
37. Kansas Farmer. November 22, 1893.
38. Representative. April 25, 1894.
39. Dakota Ruralist, December 10, 1891.
40. American Nonconformist. January 19, 1893
41. Aaron D. Edward Bellamy: Novelist and Reformer. Schenectady, 1968. 230 p.
42. Farmers’ Alliance. May 17, 1890.
43. Advocate. November 4, 1892.
44. Farmers’ Alliance. December 20, 1890.
45. Farmers’ Alliance. July 9, 1891.
46. Farmers’ Alliance. May 17, 1890.
47. Alliance-Independent. October 26, 1893.
48. Advocate and Topeka Tribune. March 21, 1894.
49. Peffer W. The Farmer’s Side: His Troubles and Their Remedy. N.Y., 1891. 144 p.
50. King S. Bond-Holders and Bread Winners: A Portrayal of Some Political Crimes Committed in the Name of Liberty. Boston, 1892. 120 p.
51. Malin J. A Concern About Humanity: Notes on Reform, 1872-1912 // The National and Kansas Levels of Thought. Lawrence, 1964. Pp. 166-189.
52. Willard C. The Nationalist Club of Boston // Nationalist. May, 1889. Pp. 16-20.
53. Kansas Farmer. February 14, 1894.
54. Alliance-Independent. June 8, 1893.
55. Representative. August 23, 1893.
56. Topeka Daily Capital. May 30, 1898.
57. New York Daily Sun. May 22, 1890.
58. Topeka Daily Capital. July 14, 1898.
59. Chase County Leader. September 24, 1891.
60. Topeka State Journal. May 30, 1898.
61. Chronicle. May 28, 1893.
62. Tracy F. Menacing Socialism in the Western States // Forum. May, 1893.
63. Omaha Daily Bee, July 4, 1892.
64. Morning World Herald. July 4, 1892.
65. Peoples Advocate. May 29, 1891.
66. Representative. May 31, 1893.
67. Hudson J. Letters to Governor Lewelling. Topeka, 1893. 299 p.
68. New Nation. September 19, 1891.
69. New Era. May 14, 1891.
70. Advocate. March 6, 1890.
71. Great West. December 15, 1889.
72. Representative. September 13, 1893.
73. Weaver J. A Call to Action: An Interpretation of the Great Uprising. Its Source and Causes. Des Moines, 1892. 177 p.
74. Advocate. May 14, 1890.
75. Morgan W. History of the Wheel and Alliance, and the Impending Revolution. Fort Scott, 1889. 290 p.
76. Argersinger H. Populism and Politics: William Alfred Peffer and the People’s Party. University Press of Kentucky, 2014. 350 p.
77. Ashby N. Riddle of Sphinx. N.Y.: Univ. Press, 1971. 500 p.
78. Shannon F. The Farmer’s Last Frontier: Agriculture, 1860-1897. N.Y., 1945. 386 p.
79. Ridge M. Ignatius Donnelly: The Portrait of the Politician. Chicago: University of Chicago Press, 1962. 300 p.
80. Lengel L. The Righteous Cause: Some Religious Aspects of Kansas Populism. University of Oregon, 1968. 445 p.
81. Morgan A. Edward Bellamy. N.Y.: Columbia University Press, 1944. 468 p.
82. Noble D. The Golden Battle. N.Y., 1962. 312 p.
83. Walker S. George Howard Gibson, Christian Socialist Among the Populist // Nebraska History. Winter, 1974. Pp. 362-387.
84. Nye R. Midwestern Progressive Politics: A Historical Study of Its Origins and Development, 1870-1958. N.Y.: Harper & Row, 1965. 655 p.
85. New Nation. September 16, 1893.
86. Rideout W. Caesar Column: A Story of the Twentieth Century. Wesleyan University Press, 2003. 278 p.
87. Baker J. Populist Themes in the Fiction of Ignatius Donnelly // American Studies. Fall, 1973. Pp. 65-83.
88. New Nation. November 25, 1893.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На протяжении многих десятилетий различные специалисты – социологи, политологи, экономисты, философы – проводят параллели между Россией и Соединенными Штатами Америки. И это не удивительно: два мировых гиганта, по праву являющиеся мировыми лидерами, отличаются не только скрытыми и явными геополитическими разногласиями, но и давними культурно-историческими связями. Напомним, что уже в ходе войны за независимость наша страна заняла дружественную Вашингтону позицию. А чего стоят события Второй мировой войны, когда благодаря союзу двух стран был повержен германский нацизм. Обе страны отличатся континентальным размахом и не случайно первопроходцы на Диком Западе и в Сибири являются подлинными героями фронтира. Стабильно высокий интерес к североамериканскому гиганту в нашей стране и сегодня, в условиях противоречивого становления монополярного мира. Разумеется, это определяет и внимание к американской истории: укажем, что к числу ярких и самобытных отечественны американистов относятся академики Г.А. Арбатов, Н.Н. Болховитинов и В.В. Журкин, член-корреспондент РАН Анат. А. Громыко, профессора, заслуженные деятели науки России Ю.А. Замошкин, Р.Ф. Иванов, В.Л. Мальков, Г.А. Трофименко, доктора исторических наук С.М. Аскольдова, Э.А. Иванян, С.Б. Четвериков, Н.Н. Яковлев, доцент Е.В. Ананова и т.д. Вместе с тем отдельные аспекты истории США по-прежнему являются затемнёнными и ждут своих исследователей. Среди них особое место занимают попытки создания третьей политической силы США, в том числе деятельность популистской партии в конце XIX в.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является взаимосвязь идей социального утописта Э. Беллами и идеологии популистской партии США в конце XIX в. Автор ставит своей задачей показать степень влияния идей Э. Беллами на лидеров популистской партии и масштаб их распространенности среди рядовых членов популистского движения, осуществить сравнительный анализ идейных установок Э. Беллами и популистских идеологов, а также рассмотреть причины популярности трудов Э. Беллами среди лидеров партии и ее рядовых членов.
Работа основана на принципах историзма, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступают системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать степень влияния идей Э. Беллами на лидеров популистской партии и масштаб их распространенности среди рядовых членов популистского движения.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность (всего список литературы включает в себя 88 различных источников и исследований, что уже говорит о большом объеме работы, проделанной автором). Специфика тематики исследования обусловила значительное привлечение зарубежных, в том числе англоязычных материалов. Из используемых автором источников выделим материалы периодических изданий и труд самого Э. Беллами «Взгляд назад, 2000 – 1887». Из привлекаемых исследований укажем на работы Э.Я. Баталова, Б.А. Гиленсона, В.В. Согрина, а также зарубежных авторов, в которых показываются различные аспекты развития социального сознания в американской истории. В качестве замечания отметим отсутствие в библиографии русскоязычного издания Беллами: а ведь помимо дореволюционных изданий сегодня имеется совсем свежее двухтомное собрание сочинений американского автора (М.: Книжный Клуб Книговек, 2018). Широкому кругу читателей после знакомства с текстом статьи было бы интересно обратиться к важному первоисточнику. В то же время, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований позволило автору собрать необходимый материал для дальнейшего анализа и обобщений.
Стиль работы является научным, вместе с тем доступный для понимания не только специалистам, всем тем, кто интересуется как североамериканской историей, в целом, так и попытками создания третьей политической силы в США, в частности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой исследования.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что возникшая в конце XIX в. в США популистская партия ставила своей задачей борьбу с монополиями, беря на вооружение идеи Эдварда Беллами. Кратко охарактеризовав главный труд американского утописта «Взгляд назад», автор обращает внимание на то, что главными агентами по распространению идей Беллами были редакторы популистских газет. Среди тех лидеров популизма, симпатизировавшими Беллами, автор называет У. Пеффера, избранного в сенат США в 1891 г., Л. Левеллинга, популистского губернатора Канзаса в 1893-1895 гг. и др. Примечательно, что как показывается в рецензируемой работе, «несколько авторов статей антипопулистской направленности отмечали, что Беллами является «отцом недовольства фермеров». Автор также выявляет причины популярности идей Беллами у популистов: «Беллами, как и популисты, открыто симпатизирует мелким производителям и занимает их позицию, отказываясь рассматривать труд как товар».
Главным выводом статьи является то, что утопические идеи Беллами дали «популистам видение нового общества будущего, свободного от экономических проблем, классового конфликта и политики силы».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет интерес у читателей, а ее материалы и выводы могут быть использованы как в курсах лекций по истории и политологии, так и в различных спецкурсах.
В то же время к статье есть следующие замечания:
1) Необходимо хотя бы совсем кратко показать биографию Э. Беллами, что вызовет читательский интерес.
2) Желательно показать в библиографии русскоязычные переводы труда Э. Беллами «Взгляд назад».
3) Следует вычитать текст статьи, устранив отдельные опечатки: «Колона Цезаря», «Его утопия дала популистам видением нового общества будущего, свободного от экономических проблем, классового конфликта и политики силы» и т.д.
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Исторический журнал: научные исследования».