Международные отношения
Правильная ссылка на статью:

Изучение международных отношений в Монголии: становление и современное состояние

Батчулуун Баттэлмэн

аспирант, кафедра Теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов

117198, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Batchuluun Battelmen

Postgraduate student, the department of the Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

bat-telmen@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ли Сяона

аспирант, кафедра Теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Li Syaona

post-graduate student of the Department of the Theory and History of International Relations at Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

1032125165@pfur.ru

DOI:

10.7256/2454-0641.2019.1.29015

Дата направления статьи в редакцию:

19-02-2019


Дата публикации:

13-03-2019


Аннотация: Предметом исследования является наука о международных отношениях в Монголии. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к изучению теории и истории международных отношений за пределами западных стран. Авторами представлена история зарождения данной науки в Монголии и анализируется её современное состояние. Особое внимание уделяется деятельности национальных исследовательских институтов и учебных заведений высшего образования, связанных с наукой о международных отношениях. Авторами проанализированы труды наиболее значимых исследователей в области международных отношений, а также выявлен и приведён полный список научных журналов по международным отношениям. В данной статье применялись принципы и методы исторической науки, которые обеспечили не только объективность и достоверность исследования, но и позволили изучить имеющийся опыт, рассмотреть историю и стадии формирования теоретических и практических знаний по изучению международных отношений в Монголии. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе истории развития науки о международных отношениях в Монголии от зарождения до наших дней. Сделан вывод о том, что наука о международных отношениях в Монголии сформировалась и развивалась вплоть до последнего десятилетия прошлого века под влиянием советской научной мысли, а с переходом Монголии к демократии учёные стали применять западные подходы и методы к исследованию, вследствие чего в настоящее время изучение и преподавание науки о международных отношениях в Монголии развивается довольно динамично.


Ключевые слова:

Монголия, Международные отношения, Незападная, Теория, Исследование, Изучение, Дипломаты Монголии, Министерство иностранных дел, Внешняя политика Монголии, Академия наук Монголии

Статья подготовлена в рамках НИР РУДН "Незападные теории международных отношений. Азиатские, африканские и латиноамериканские концепции мироустройства."

Abstract: The subject of the research is the study of international relations in Mongolia. The relevance of the research is caused by the growing interest towards the theory and history of international relatios outside the Western states. The authors of the article provide an insight into the history of that science in Mongolia and analyze its modern status. The authors focus on the activity of national research institutions and universities that teach international relations. The authors have analyzed the most significant researches on international relations and provide a full list of academic journals that write about international relations. In the course of their research the authors have applied the principles and methods of historical research that have enabled objectivity and validity of the research results and have allowed to use the available experience and to analyze the history and stages of the theoretical and practical study of international relations in Mongolia. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors carry out an in-depth analysis of the history of the international relations science in Mongolia since its origin till today. They conclude that in Mongolia the science of international relations was created and have been developing till late decade of the previous century under the influence of the Soviet ideology. As soon as Mongolia have become a democratic state, Mongolian researches start to apply Western approaches and methods to studying international relations which have guaranteed the dynamic development of the science in Mongolia. 


Keywords:

Mongolia, International relations, Non-Western, Theory, Research, Study, Mongolian diplomats, Ministry of Foreign Affairs, Foreign policy of Mongolia, Mongolian Academy of Sciences

Исторический фон

Изучение и преподавание международных отношений как науки в Монголии тесно связано с историей развития дипломатической службы и министерства иностранных дел. После получения независимости от Цинской империи в 1911 г. и образования Богдо-ханской Монголии было создано временное правительство из пяти министерств, в том числе и министерства иностранных дел (Гадаад Хэргийг Бүгд Эрхлэн Шийтгэгч Яам). Образование данного министерства положило начало современной дипломатической службе Монголии. Первым министром иностранных дел был назначен Мижиддоржийн Ханддорж. Он был активным участником революционного движения, знал старомонгольский, маньчжурский, китайский и русский языки и внёс значительный вклад в становление дипломатической службы Монголии. В министерстве работали люди со знанием китайского, маньчжурского, тибетского и японского языков. Но ввиду отсутствия сотрудников со знанием русского языка при министерстве с помощью российского консульства была создана школа русского языка. В данной школе обучались Ц. Дамбадорж, Н. Жадамбаа, П. Гүрсэд, С. Гиваабалжир, Х. Чойбалсан, которые впоследствии заняли высокие государственные посты в министерстве иностранных дел Народного правительства Монголии. После этого с 1913-1918 гг. они продолжили обучение в Троицкосавской гимназии, овладев русским, немецким и французским языками [5]. Это был самый первый случай, когда министерство иностранных дел готовило свои кадры за рубежом. В составе 42 сотрудников министерство осуществляло свою деятельность до тех пор, пока в 1919 г. страна не подверглась китайской оккупации и действующее на то момент правительство не было ликвидировано. Однако с помощью СССР китайские войска были вытеснены с монгольской территории [4]. После народной революции 1921 г. было сформировано Временное народное правительство, при котором в министерстве внутренних дел был создан отдел по внешним сношениям. Этот отдел возглавлял Д. Бодоо, являвшийся одновременно главой Временного правительства. Хотя отдел внешних сношений находился в составе министерства внутренних дел, на официальных документах того времени указывалось «Министерство иностранных дел» [5], что говорит о важности данного отдела. Новое министерство состояло из трёх отделов: северный отдел, южный отдел и общий отдел, отвечавший за хозяйство, финансы, контроль, хранение документов и т. д. [5]. В последующие годы появились восточный, западный, протокольный и другие отделы. В 1959 г. Министерство иностранных дел имело довольно разветвлённую структуру: аппарат министра, главная канцелярия, традиционные восточные и западные отделы, а также договорной, информационный, протокольный, консульский и другие отделы [5].

В связи с необходимостью подготовки профессиональных кадров в 1946 г. были отправлены на обучение в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) шесть человек – Сономын Аварзэд, Балжингийн Лочин, Мангалын Дугэрсүрэн, Тумбаашийн Пурэвжаргал, Оюуны Хосбаяр и Шагдарын Бира [10]. Следует отметить, что МГИМО в 1946 г. впервые стал осуществлять набор иностранных граждан, и монголы стали его первыми иностранными учащимися. По окончании МГИМО М. Дугэрсурэн получил назначение на пост заместителя заведующего европейским отделом, Т. Пурэвжаргал стал помощником генерального секретаря, О. Хосбаяр и Б. Лочин были назначены референтами в восточный отдел, а Б. Шира получил должность референта в европейском отделе [3]. Таким образом, можно сказать, что дипломатическая деятельность Монголии уже с начала 1950-х гг. стала осуществляться высокообразованными профессионалами. Деятельность этих квалифицированных кадров привела к тому, что в 1961 г. Монголия стала членом ООН, получив тем самым признание своей независимости и суверенитета от других государств мира [8]. К 1990 г. в центральном аппарате министерства и в зарубежных представительствах в основном работали выпускники МГИМО и Дипломатической академии. К этому времени примерно 100 человек окончили МГИМО, и около 60 человек получили образование в Дипломатической академии [5]. Таким образом, Монголия в советский период из-за отсутствия международных отношений в качестве академической дисциплины в монгольских вузах не готовила специалистов в области международных отношений, доверив их обучение более опытным в этом вопросе российским учебным заведениям.

Стоит отметить, что первым исследовательским институтом, который начал изучение международных отношений как самостоятельной области исследования, был отдел Азии и Африки, основанный в 1968 г. при Академии наук (АН) Монголии. Затем в 1976 г. отдел был переименован в отдел востоковедения, в 1999 г. стал называться Институтом международных исследований, а с 2015 г. – Институтом международных отношений [15]. Основными исследовательскими направлениями в то время являлись азиатские исследования, а также изучение внешней политики и сотрудничества Монголии. В данных направлениях проводили исследования всемирно признанные академики Ш. Бира, Н. Ишжамц, Ч. Далай, Б. Лхамсурэн, Б. Балдоо, доктора и профессора Л. Жамсран, Н. Дангаансурэн, Г. Сухбаатар, С. Дамдинсурэн, Л. Хайсандай. В настоящее время Институт международных отношений АН Монголии занимается исследованиями в следующих направлениях: внешняя политика, внешнеполитическая деятельность, двусторонние и многосторонние отношения Монголии, регионоведение, страноведение, исследование соседних стран и т.д. Основные научные труды Института международных отношений АН Монголии: «Отношения между МНР и КНР», «Международные отношения в 1990-е годы», «Независимость Монголии и Китайская Республика», «Монголия и Япония в первой половине XX века», «Политика США в отношении Монголии. Монголо-американские отношения», «Отношения Монголии и Франции с XIII в. по настоящее время», «Внешняя политика Монголии и соседних государств» и т.д. Институт международных отношений АН Монголии выпускает следующие научные журналы по внешней политике Монголии, международным отношениям, страноведению, регионоведению и истории:

  • Дорнодахины судлалын асуудал [Вопросы востоковедения];
  • Дорнодахины судлал [Востоковедение];
  • Зүүн Хойт Ази судлал [Северо-восточная Азия];
  • Дорно-Өрнө [Восток-Запад];
  • Олон улс судлал [International studies];
  • Пакс Монголика;
  • The Mongolian journal of international affairs.

Следовательно, Монголия после получения независимости столкнулась с нехваткой профессиональных кадров, способных правильно вести внешнеполитическую деятельность, но из-за отсутствия учебных заведений, где преподавали международные отношения в качестве академической дисциплины, будущие специалисты обучались в СССР, поэтому монгольские международники того времени были пропитаны «советским духом» [6]. Благодаря данным специалистам, с конца 1960-х гг. в Монголии начинается активное изучение и исследование международных отношений в Академии наук, а также появляется целый ряд научных журналов, где публикуются труды монгольских учёных по международным отношениям.

Современное состояние

С распадом СССР и переходом Монголии к демократии, рыночной экономике и новой политической системе [2], Монголия начала проводить многоопорную внешнюю политику [11], в связи с чем возникла необходимость самостоятельно готовить высокопрофессиональные кадры в области международных отношений, чтобы защищать национальные интересы, укреплять позиции на международной арене и проводить независимую и эффективную внешнюю политику. Поэтому, опираясь на опыт и знания авторитетных и опытных монгольских дипломатов, в декабре 1991 г. в Монгольском государственном университете была создана первая Школа международных отношений [7]. С этого момента в Монголии начинается преподавание международных отношений в качестве академической дисциплины. Главной целью Школы международных отношений является подготовка в соответствии с мировыми стандартами бакалавров и магистров с обширными познаниями и профессиональными навыками в области международных отношений. Школа международных отношений занимается не только обучением и подготовкой кадров, но и осуществляет исследовательскую деятельность. Основные научные труды: Ж. Бор «История Монгольской дипломатии», М. Дугэрсурэн и О. Хосбаяр «Дипломатическая деятельность», Д. Баярхуу «Международные отношения и новый миропорядок», Д. Цолмон «Дипломатический протокол и подготовка документов», Ж. Баясах «Внешняя политика и национальная безопасность», Г. Тумурчулуун «Международные отношения и внешняя политика Монголии: теория и практика» и т.д. Также Школа международных отношений Монгольского государственного университета выпускает следующие научные журналы:

  • Алтан Аргамж [Золотое лассо];
  • Олон улсын харилцаа [Международные отношения];
  • World Affairs (на монгольском, русском и китайском языках);
  • Бодлогын мэдээ (Policy news).

В данных журналах публикуются не только ведущие монгольские исследователи в области международных отношений, но и зарубежные учёные. Также следует отметить, что Школа международных отношений Монгольского государственного университета до сих пор является ведущим учреждением в Монголии по подготовке международников. Выпускники данной школы работают не только в центральном аппарате министерства иностранных дел Монголии, но и в её представительствах за рубежом, а также в государственных и негосударственных учреждениях, в международных организациях и т. д.

Институт стратегических исследований при Совете национальной безопасности является одним из ведущих монгольских учреждений, которое занимается научно-исследовательской деятельностью в области международных отношений. Институт проводит комплексные исследования и анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на национальную безопасность, отношения и сотрудничества в области безопасности со странами Центральной и Северо-Восточной Азии, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона [12]. Институт принимал участие в подготовке важных политических документов, таких как «Концепция национальной безопасности», «Концепция внешней политики» и «Основы государственной военной политики». Также институт имеет собственный журнал «Стратегийн судалгаа» (Стратегические исследования), посвящённый вопросам международных отношений, национальной безопасности, внешней и внутренней политики Монголии.

Из этого следует, что благодаря помощи Советского Союза в Монголии началось изучение и преподавание международных отношений в качестве академической дисциплины. В настоящее время исследование международных отношений в Монголии динамично развивается. Появляются новые исследовательские центры, различные государственные и частные высшие учебные заведения успешно готовят специалистов в данной области, благодаря которым Монголия имеет дипломатические отношения практически со всеми странами, представленными в ООН, и проводит эффективную многоопорную внешнюю политику.

Преподавание и научные исследования

Преподавание международных отношений в качестве академической дисциплины ведётся в следующих университетах:

  • Монгольский государственный университет: Школа международных отношений: http://sirpa.num.edu.mn;
  • Монгольский государственный университет: Школа науки: департамент гуманитарных наук: http://sas.num.edu.mn;
  • Университет гуманитарных наук: Школа международных отношений и общественных наук: https://www.humanities.mn;
  • Монгольский университет науки и технологии: Школа бизнеса и гуманитарных наук: http://www.sbh.edu.mn;
  • Национальная академия разведки: http://www.gia.gov.mn;
  • Монгольский национальный университет: Школа международных отношений: http://mnu.edu.mn;
  • Институт международных исследований: http://ousds.mn.

В настоящее время монгольские высшие учебные заведения предлагают программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры по международным отношениям. В профессорско-преподавательский состав входят опытные дипломаты и специалисты, закончившие магистратуру и докторантуру в Монголии, России, Китае, США, Англии, Японии, Корее, Германии, Франции и других странах, а также профессора из ведущих исследовательских институтов Монголии и приглашённые зарубежные учёные.

Стоит отметить интерес студентов, изучающих международные отношения, к совершенствованию своих знаний и навыков путём создания специальных клубов, и объединений. Например, студентами Монгольского государственного университета создан «Дипломатический клуб», ориентированный на развитие дипломатических навыков, клуб «Student Round Table», который проводит дебаты, обсуждения и круглые столы среди студентов высших учебных заведений Северо-Восточной Азии по различным международным вопросам, также в 2015 г. был создан клуб «Мини ООН», организующий модели ООН для углубления и расширения знаний о данной организации и улучшения дипломатических навыков [13]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что студенты проявляют повышенный интерес к международным отношениям и данная академическая дисциплина на текущий момент находиться в тренде.

Изучение международных отношений проходит в рамках политических и исторических наук, поэтому здесь преобладают исторические и политические методы исследования. Основным предметом исследования является внешняя политика Монголии. В последние годы эта тема была дополнена изучением проблем национальной безопасности. В настоящее время широко исследуется внешнеполитическая концепция «Третьего соседа», разработанная монгольскими международниками с учётом исторических факторов и географических особенностей Монголии [9]. Согласно данной политике, Монголия стремится к поиску новых партнёров и надёжных союзников, кроме двух великих соседей, которые прижимают Монголию с двух сторон, чтобы обезопасить себя от их растущего влияния [1]. «Третьим соседом» Монголия считает Японию, Корею, Индию, США, Турцию и некоторые европейские страны [7].

Доминирующими подходами к исследованию международных отношений в Монголии на данный момент являются классические западные подходы: реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм, конструктивизм, критические теории и т. д. Также на передний план в исследовании международных отношений выходят: концепция третьего соседа, концепция евразийства, концепция средней силы, теория зависимости и т. д. Однако на данный момент пока ещё не сформировалась монгольская школа международных отношений, схожая с английской школой, которая имеет собственный взгляд на международные отношения. Но наблюдаются положительные тенденции, которые, возможно, приведут в будущем к появлению монгольской школы международных отношений.

Кроме высших учебных заведений, исследования в области международных отношений ведут следующие организации:

  • Академия наук Монголии: Институт международных отношений: https://iia.ac.mn/;
  • Совет национальной безопасности: Институт стратегических исследований: http://iss.gov.mn/;
  • Научно-исследовательский институт обороны: http://mids.gov.mn;
  • Главное разведывательное управление Монголии: http://www.gia.gov.mn;
  • Министерство иностранных дел: Учебный и научно-исследовательский центр: http://www.mfa.gov.mn.

Вышеупомянутые организации осуществляют свою деятельность при государственных учреждениях и проводят исследования в области международных отношений по следующим направлениям: внешняя политика и национальная безопасность Монголии, двусторонние и многосторонние отношения, международное сотрудничество в политической, экономической, культурной и других сферах.

Профессиональная коммуникация

В настоящее время в Монголии отсутствует соответствующая профессиональная ассоциация или сообщество, которое объединяло бы исследователей из разных учреждений. Но, несмотря на это, Институт международных отношений АН Монголии, который сотрудничает практически со всеми монгольскими высшими учебными заведениями и исследовательскими центрами, занимающимися вопросами международных отношений, постоянно организовывает международные и национальные конференции, круглые столы и другие научные мероприятия, позволяющие различным учреждениям взаимодействовать и обмениваться знанием и опытом. Зачастую эти мероприятия организуются совместно с зарубежными научными центрами и исследователями. Другим важным способом коммуникации и обмена знаниями, несомненно, являются научные журналы, упомянутые выше. Таким образом, главным связующим звеном, способствующим профессиональной коммуникации исследователей-международников, выступает Академия наук Монголии, а именно Институт международных отношений.

Будущее науки о международных отношениях в Монголии

Если до демократической революции в конце XX века исследование международных отношений и подготовка кадров не обходились без помощи Советского Союза, то с началом демократических преобразований в 1990-е гг. Монголия начала самостоятельно готовить в национальных университетах специалистов, которых обучают высокопрофессиональные преподаватели и учёные, а также опытные монгольские дипломаты. В последние десятилетия ряды монгольских исследователей пополняются молодыми специалистами, получившими образование в престижных американских и европейских университетах, поэтому в науке о международных отношениях Монголии нашли своё отражение и западные школы международных отношений.

Молодое поколение монгольских учёных продолжает и расширяет направления исследований в области международных отношений. Они стремятся обосновать место и роль Монголии, находящейся между «двумя вечными соседями», в современной системе международных отношений, ведут научные поиски путей для устойчивого развития, стабильности, безопасности и мирного сосуществования Монголии с другими государствами.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что в настоящее время наука о международных отношениях в Монголии находится в стадии динамичного развития и оказывает реальное влияние на процесс принятия внешнеполитических решений. С каждым годом увеличивается количество студентов, желающих изучать международные отношения, а вместе с этим растёт число преподавателей, получивших учёные степени в ведущих университетах мира, поэтому изучение науки о международных отношениях в Монголии в настоящее время находится в тренде.

Библиография
1. Sharad K Soni, The Geopolitical Dilemma of Small States in External Relations: Mongolias Tryst with «Immediate» and «Third» Neighbours, Mongolian Journal of International Affairs, 2014, № 20 p.27-44.
2. Turtogtokh J. The development of political science in Mongolia: Initiatives and challenges // Asian journal of Comparative Politics. 2016. № 1. p. 108-121.
3. Бүгд Найрамдах Монгол Ард Улсын Гадаад явдлын яамны сайдын 1951 оны 8-р сарын 1-ны тушаал №56 (Приказ Министра иностранных дел Монгольской Народной Республики №56 от 1 августа 1951 г.). URL: http://www.mfa.gov.mn/wp-content/uploads/2016/12/tushaal-1951.pdf (дата обращения: 12.10.2018).
4. Гадаад Хэргийг Бүгд Эрхлэн Шийтгэгч Яам (Министерство Иностранных Дел). URL: http://www.mfa.gov.mn/?p=36553 (дата обращения: 03.12.2018).
5. Даваасамбуу Б. Монгол Улсын гадаад бодлого (Внешняя политика Монголии). – Улан-Батор: Национальное разведывательное управление: 2014. 221 с.
6. Лиштованный Е.И. Монгольский вектор в восточной политике России: вчера, сегодня, завтра // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2012. № 2. С. 270-276.
7. Лхам Ц. Монгол улсын гадаад бодлогын «Гуравдагч хөрш»-ийн асуудалд (Концепция «Третьего соседа» внешней политики Монголии) // Шинжлэх Ухааны Академийн Мэдээ (Новости Академии наук). 2014. № 2. С. 10-14.
8. Монгол Улс – НҮБ (Монголия – ООН). URL: http://www.mfa.gov.mn/?p=37073 (дата обращения: 03.12.2018).
9. Монгол Улсын гадаад бодлогын үзэл баримтлал (Концепция внешней политики Монголии). URL: http://www.mfa.gov.mn/?page_id=25999 (дата обращения: 03.12.2018).
10. Нота Чрезвычайному и Полномочному Посланнику г-ну Иванову И.А. URL: http://www.mfa.gov.mn/wp-content/uploads/2016/12/Note-1946-1.pdf (дата обращения: 27.10.2018).
11. Сайхансанаа Х., Даш. Д. Хүйтэн дайны дараахи Монгол Улсын гадаад харилцааны бодлого ба «Олон тулгуурт» гадаад харилцааны бодлого (Внешняя политика Монголии после Холодной войны и “многоопорная” внешняя политика) // Олон улс судлал (Исследование международных отношении). 2012. № 2. С. 5-10.
12. Стратегийн судалгааны хүрээлэн (Институт стратегических исследовании). URL: http://www.iss.gov.mn (дата обращения: 25.11.2018).
13. Сургуулийн танилцуулга. URL: http://sirpa.num.edu.mn/web2/?page_id=79185 (дата обращения: 10.12.2018).
14. Товч түүх (Краткая история). URL: http://sirpa.num.edu.mn/web2/?page_id=74805 (дата обращения: 03.11.2018).
15. Шинжлэх ухаан, технологийн үйл ажиллагааны өнөөгийн байдал (Текущее положение научно-технологической деятельности). URL: http://www.meds.gov.mn/data/said/%D0%A8%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%BB%D1%8D%D1%85%20%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%B0%D0%BD.pdf (дата обращения: 02.12.2018).
References
1. Sharad K Soni, The Geopolitical Dilemma of Small States in External Relations: Mongolias Tryst with «Immediate» and «Third» Neighbours, Mongolian Journal of International Affairs, 2014, № 20 p.27-44.
2. Turtogtokh J. The development of political science in Mongolia: Initiatives and challenges // Asian journal of Comparative Politics. 2016. № 1. p. 108-121.
3. Bүgd Nairamdakh Mongol Ard Ulsyn Gadaad yavdlyn yaamny saidyn 1951 ony 8-r saryn 1-ny tushaal №56 (Prikaz Ministra inostrannykh del Mongol'skoi Narodnoi Respubliki №56 ot 1 avgusta 1951 g.). URL: http://www.mfa.gov.mn/wp-content/uploads/2016/12/tushaal-1951.pdf (data obrashcheniya: 12.10.2018).
4. Gadaad Khergiig Bүgd Erkhlen Shiitgegch Yaam (Ministerstvo Inostrannykh Del). URL: http://www.mfa.gov.mn/?p=36553 (data obrashcheniya: 03.12.2018).
5. Davaasambuu B. Mongol Ulsyn gadaad bodlogo (Vneshnyaya politika Mongolii). – Ulan-Bator: Natsional'noe razvedyvatel'noe upravlenie: 2014. 221 s.
6. Lishtovannyi E.I. Mongol'skii vektor v vostochnoi politike Rossii: vchera, segodnya, zavtra // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya». 2012. № 2. S. 270-276.
7. Lkham Ts. Mongol ulsyn gadaad bodlogyn «Guravdagch khөrsh»-iin asuudald (Kontseptsiya «Tret'ego soseda» vneshnei politiki Mongolii) // Shinzhlekh Ukhaany Akademiin Medee (Novosti Akademii nauk). 2014. № 2. S. 10-14.
8. Mongol Uls – NҮB (Mongoliya – OON). URL: http://www.mfa.gov.mn/?p=37073 (data obrashcheniya: 03.12.2018).
9. Mongol Ulsyn gadaad bodlogyn үzel barimtlal (Kontseptsiya vneshnei politiki Mongolii). URL: http://www.mfa.gov.mn/?page_id=25999 (data obrashcheniya: 03.12.2018).
10. Nota Chrezvychainomu i Polnomochnomu Poslanniku g-nu Ivanovu I.A. URL: http://www.mfa.gov.mn/wp-content/uploads/2016/12/Note-1946-1.pdf (data obrashcheniya: 27.10.2018).
11. Saikhansanaa Kh., Dash. D. Khүiten dainy daraakhi Mongol Ulsyn gadaad khariltsaany bodlogo ba «Olon tulguurt» gadaad khariltsaany bodlogo (Vneshnyaya politika Mongolii posle Kholodnoi voiny i “mnogoopornaya” vneshnyaya politika) // Olon uls sudlal (Issledovanie mezhdunarodnykh otnoshenii). 2012. № 2. S. 5-10.
12. Strategiin sudalgaany khүreelen (Institut strategicheskikh issledovanii). URL: http://www.iss.gov.mn (data obrashcheniya: 25.11.2018).
13. Surguuliin taniltsuulga. URL: http://sirpa.num.edu.mn/web2/?page_id=79185 (data obrashcheniya: 10.12.2018).
14. Tovch tүүkh (Kratkaya istoriya). URL: http://sirpa.num.edu.mn/web2/?page_id=74805 (data obrashcheniya: 03.11.2018).
15. Shinzhlekh ukhaan, tekhnologiin үil azhillagaany өnөөgiin baidal (Tekushchee polozhenie nauchno-tekhnologicheskoi deyatel'nosti). URL: http://www.meds.gov.mn/data/said/%D0%A8%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%BB%D1%8D%D1%85%20%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%B0%D0%BD.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2018).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В настоящее время система международных отношений претерпевает серьезные изменения, вызванные динамичной трансформацией монополярного мира в многополярный, в котором наряду с Соединенными Штатами Америки ведущие позиции будет играть целый ряд стран, среди которых Китай, Российская Федерация, Индия, Иран, Бразилия и т.д. Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, важная роль в этом процессе принадлежит России, которая за последние десятилетия не только восстановила своей пошатнувшийся было авторитет в мировой политике, но и смогла укрепить свое влияние в различных регионах мира и установить взаимовыгодные партнерские отношения с различными акторами. Президент РФ В.В. Путин уверен: «голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно, это определено и нашей традицией, нашей внутренней духовной культурой, самосознанием, и наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации: уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность». В этой связи представляет интерес изучение различных аспектов внешнеполитического сотрудничества России и других государства, причем не только из числа ведущих акторов, но и, например, близких соседей нашей страны. Отметим, что многие из них, находившиеся вплоть до конца 1980-х гг. в орбите Советского Союза, за последние тридцать лет также пытаются найти свое место в мире, что отражается и в пристальном внимании к изучению системы международных отношений.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является изучение и преподавание международных отношений в Монголии. Автор ставит своей задачей показать историю становления дипломатической службы этой страны, проанализировать систему подготовки кадров в области международных отношений, определить современное состояние преподавания и научной работы в данной области, а также выявить дальнейшие перспективы.
Работа основана на принципах историзма, объективности, достоверности, анализа и синтеза, методологической базой исследования выступает системный подход, в рамках которого находится рассмотрение объекта целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: автор стремится на основе различных источников охарактеризовать состояние и перспективы изучения и преподавания международных отношений в близком соседе России Монголии, с которой нашу страну связывают многолетние дружественные отношения.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность (всего список литературы включает в себя 15 различных источников и исследований). Специфика тематики исследования обусловила привлечение зарубежных материалов на монгольском и английском языках. Из используемых автором источников укажем на дипломатические документы и данные официальных порталов учебных и научно-исследовательских учреждений. Из привлекаемых исследований выделим работу Е.И. Лиштованного, одного из крупных специалистов в российском монголоведении, а также зарубежных ученых. Не все работы оказались включены в библиографию: так, вне авторского поля зрения оказалась статья Б. В. Базарова, В. В. Грайворонского, Ю. В. Кузьмина, Л В. Кураса («Монголия в системе международных отношений в XX в. Ц. Батбаяр: историк и дипломат (к 60-летию со дня рождения)», Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук 2017, № 3) и т.д. В то же время, на наш взгляд, комплексное привлечение различных источников и исследований позволило автору получить необходимый материал для дальнейшего анализа и обобщений, что способствовало решению стоявших перед ним задач.
Стиль написания работы является научным, однако доступным для понимания не только специалистов, но и широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как современными международными отношениями, в целом, так и их изучением в Монголии, в частности.
Хотя структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в то же время к ней есть замечания. Автор не показывает актуальность темы, сразу начиная с исторического обзора монгольской дипломатической службы. Ее создание относится к 1911 г., когда в ходе национальной революции в Монголии к власти приходит Богдо-хан. Примечательно, что как указывается в статье еще в досоветский период монгольское Министерство иностранных дел готовило свои кадры в России. Автор отмечает важную помощь со стороны Советского Союза в формировании в Монголии международных отношений как науки и академической дисциплины. Представляет интерес кратко раскрываемая в статье разработанная монгольскими учеными концепция «третьего соседа», согласно которой Монголии, чтобы обезопасить себя от их растущего влияния России и Китая, следует стремиться к поиску новых партнёров и надёжных союзников, в частности, это могут быть США, Евросоюз, Япония, Республика Корея.
Главным выводом статьи является то, что «наука о международных отношениях в Монголии находится сейчас в стадии динамичного развития и активно оказывает реальное влияние на процесс принятия внешнеполитических решении».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет интерес у читателей, а ее материалы и выводы могут быть использованы в курсах лекций по международным отношениям, в различных спецкурсах, а также при разработке стратегических аспектов сотрудничества России с Монголией.
В то же время к статье есть следующие замечания:
1. Во введении необходимо показать актуальность темы.
2. Библиография должна быть приведена в соответствие с требованиями ГОСТ, особое внимание следует уделить оформлению ссылок на электронные ресурсы.
3. Необходимо вычитать текст с точки зрения русского литературного языка. Так, в тексте у автора значится: «Также стоит отметить интерес студентов, изучающих международные отношения, к повышению своих знании и навыков путём создания специальных клубов и объединений, к примеру, студентами Монгольского государственного университета создан «Дипломатический клуб», направленный на развитие дипломатических навыков, «Student Round Table» клуб, который проводит дебаты, обсуждения и круглые столы среди студентов высших учебных заведении северо-восточной Азии по различным международным вопросам, также в 2015 г. был создан клуб «Мини ООН», организующий модели ООН для углубления и расширения знании о данной организации, улучшения навыков публичного выступления и дипломатических навыков», «Таким образом, главным связующим звеном, способствующим профессиональной коммуникации исследователей-международников, выступает Академия наук Монголии, а именно Институт международных отношении», «Молодое поколение исследователей продолжают и расширяют направления исследований в области международных отношении. Стараются найти место и роль Монголии в современной системе международных отношении и занимаются поиском пути для устойчивого развития, стабильности, безопасности и мирного сосуществования с двумя вечными соседями, проводя научные конференции и круглые столы», «Северо-восточной Азии» и т.д.
4. Желательно показать мнение зарубежных (российских, американских) исследователей об успехах и достижениях монгольской школы международных отношений.
5. Автор пишет, что «Монголия в советский период, из-за отсутствия международных отношений в качестве академической дисциплины в монгольских высших учебных заведениях, не готовила специалистов в области международных отношений, доверив их подготовку и обучение более опытным в этой области российским учебным заведениям»: необходимо исправить российские на советские учебные заведения. Кроме того, в завершении параграфа «Исторический фон» (название так же нуждается в корректировке) автор фактически дублирует эту же мысль.
6. Желательно рассказать о других концепциях, помимо «третьей силы», имеющихся в монгольской науке, что вызовет читательский интерес (автор только упоминает о концепциях евразийства, средней силы и т.д.).
При условии исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Международные отношения».