Вопросы здравоохранения
Правильная ссылка на статью:

Национальная политика Индии в области здравоохранения от начала обретения независимости в 1947 году и по настоящее время

Диких Алина Александровна

кандидат политических наук

преподаватель, Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации

194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6

Dikikh Alina Aleksandrovna

PhD in Politics

Lecturer at Kirov Military Medical Academy 

194044, Russia, Saint Petersburg, ul. Akademika Lebedeva, 6

alinadic86@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-8914.2018.1.24208

Дата направления статьи в редакцию:

17-09-2017


Дата публикации:

30-08-2018


Аннотация: В данной статье объектом исследования является система здравоохранения в Индии, а предметом выступают закономерности ее развития и особенности формирования с момента обретения независимости в 1947 году и по настоящее время. Описывается процесс формирования Комиссии по планированию здравоохранения, ее цель, разработка пятилетних планов и место в этих планах сферы здоровья и благосостояния семьи. Пятилетние планы исследуется блоками с первого (1951-1956) по пятый (1974-1979), затем с шестого (1980-1985) по одиннадцатый (2007-2012). Отдельно рассматривается ныне осуществляемый двенадцатый пятилетний план (2012-2017). Анализируются проекты Национальной политики в области здравоохранения 1983 г., 2002 г., 2017 г. Различия в экономическом положении между штатами и союзными территориями привели к созданию следующих проектов, основные положения которых изучаются в работе: Национальная миссия здравоохранения в сельских районах (2005-2012), Национальная миссия здравоохранения в городах (май 2013), и стратегия- Национальная миссия здравоохранения (2012-2017), объединяющая в себе проекты в области здравоохранения в городах и селах. Исследование базируется на следующих методах: структурно-функциональный, системный анализ, сравнительный, исторический, статистический, индукция, дедукция, синтез. Проводится сравнительный анализ доступа к услугам здравоохранения в сельских регионах и городах. Представлены данные прогноза роста населения в городах к 2030 г. и к 2045 г. Рассмотрены изменения в показателях младенческой смертности в Индии на протяжении двенадцати пятилетних планов. Исходя из полученных результатов, мы смогли сделать выводы об улучшении качества предоставления услуг здравоохранения для малообеспеченных слоев населения. Однако младенческая смертность в стране до сих пор остается на высоком уровне.


Ключевые слова:

здравоохранение, система здравоохранения, Министерство здравоохранения, национальная политика, Комиссия по планированию, пятилетние планы, сельские районы, медицинская помощь, медицинские услуги, население

Abstract: The object of this research is the health care system in India, and the subject is the development patterns of the features and the formation of its since independence in 1947 to the present day. The process of forming the Health Planning Commission, its purpose, the development of five-year plans and the place in these plans for the health and family welfare. Five-year plans are explored by blocks from the first five year plan (1951-1956) to the fifth five year plan (1974-1979), then from the sixth plan (1980-1985) to the eleventh plan (2007-2012). The twelve-year plan (2012-2017) is explored separately. This article reseach the features of the three national health policies of 1983, 2002 and 2017. This article analized of the three national health policy projects of 1983, 2002 and 2017. Differences in the economic situation between states and union territories led to the creation of the following projects, the main provisions of which are explored in this work: National Rural Health Mission (2005-2012), National Health Urban Mission (May 2013), and strategy - National Health Mission (2012-2017), combining projects in the field of health in urban and rural. The present study aimed at conducting a comparative analysis of access to servicies health in rural and urban. In the investigation is the projected population data of growth in the urban set out in the 2030 and the 2045. There is considered of changes in infant mortality in India during the twelve five-year plans. The research methodology is based on the structural-functional, system analysis, comparative, historical, statistical, induction, deduction, synthesis. On the results of research, the authors were able to draw conclusions about improved quality of health services for low-income segments of the population. However, infant mortality in the country is still at a high level.


Keywords:

health care, health care system, Ministry of Health, national policy, Planning Commission, five-year plans, rural areas, medical care, medical services, population

Исследуя систему здравоохранения в Индии, следует отметить, что с 1947 г., т.е. после обретения страной независимости от британского колониального владения, она сформирована на основе федеральной структуры и состоит из различных подразделений, финансируемых за счет государства. Государство несет ответственность за организацию и предоставление медицинских услуг населению. Правительство Индии, в свою очередь, отвечает за организацию и проведение международных договоров в области здравоохранения, медицинское образование, профилактику фальсификации пищевых продуктов, контроль качества при производстве лекарств, ведет национальный контроль за заболеваниями, реализует программы по планированию семьи, устанавливает национальную политику в области здравоохранения [4]. В настоящее время политикой в области здравоохранения в Индии занимается Министерство здравоохранения и благосостояния семьи, которое является федеральным министерством и исполнительным органом государственной власти в области здравоохранения, действующим на основе принципов, закрепленных в Конституции Индии, национальной политики в области здравоохранения, а также в соответствии с политическими решениями кабинета министров. Министерство здравоохранения в Индии начало своё полноправное существование с 1947 г. Министерство состоит из следующих департаментов: Департамент здравоохранения, Департамент благосостояния семьи и с 8 декабря 2014 г. – Департамент аюрведы, йоги и натуропатии, Унани, Сиддха и гомеопатии (АЮШ) с уделением особого внимания развитию образования и исследований в данной области [1].

Правительство Индии определило здоровье нации как одно из приоритетных направлений в своей серии пятилетних планов [3]. Пятилетние планы – это централизованные, интегрированные национальные и экономические программы. С 1947 г. и по настоящее время индийская экономика основывается на концепции планирования. Результатом разработки данной концепции стало создание Комиссии по планированию, которая была учреждена постановлением правительства Индии в марте 1950 года. Ее целью стало содействие быстрому повышению уровня жизни людей путем эффективной эксплуатации ресурсов страны, роста производства и предоставления всем гражданам Индии возможности для трудоустройства [21]. На Комиссию по планированию была возложена ответственность за оценку всех ресурсов страны, увеличение дефицитных ресурсов, разработка планов наиболее эффективного и сбалансированного использования ресурсов и определение дальнейших приоритетов развития страны. Джавахарлал Неру (первый премьер-министр Индии) стал первым председателем Комиссии по планированию [21]. Первый пятилетний план (1951-1956) был запущен в 1951 г. именно под его влиянием. В Комиссии по планированию есть отдел, в функции которого входят обеспечение здоровья, питания и благосостояния семьи. Он занимается разработкой руководящих принципов политики и стратегии, касающейся здоровья и благосостояния семьи, и входит в серию пятилетних планов. Все свои разработки отдел предоставляет в Министерство здравоохранения и благосостояния семьи и в Министерство по делам женщин и развития ребенка [22]. Подведем итоги результатов серии пятилетних планов в сфере совершенствования системы здравоохранения.

1. С момента принятия первого пятилетнего плана (1951-1956) и по пятый пятилетний план (1974-1979): увеличилась продолжительность жизни населения с 32 лет до 52 лет; снизился коэффициент младенческой смертности (количество смертей детей в возрасте до 1 года на 1000 рождений) с 247,7 детей в 1960 г. до 172,8 в 1979 г. по данным индекса Мунди (сайт содержит подробную статистику по странам, диаграммы и карты, составленные из нескольких источников) [7]. В апреле 1977 г. страну объявили свободной от оспы [10]. В данный период в городах проживало 17,6 % населения (71,906,548 жителей в 1955 г.) и 21,3 % (132,732,329 жителей в 1975 г.) [8]. Однако, ни в одном из этих пятилетних планов не было четкой программы, стандартов и норм, направленных на усовершенствование системы здравоохранения среди малообеспеченных граждан, их доступа к получению первой медицинской помощи.

2. Период с шестого пятилетнего плана (1980-1985) – по 11-й пятилетний план (2007-2012). Основное внимание с 1980 по 2007 год было уделено созданию ресурсов, инфраструктуры, наличию лекарств в сфере сельского здравоохранения [10]. Данные идеи легли в серию национальных программ в области здравоохранения. В 1983 г. в Нью Дели Министерством здравоохранения и благосостояния семьи была представлена программа «Национальная политика в области здравоохранения», которая получила официальное одобрение правительства Индии [11]. Программа достаточно обширна, ее целью было - Здоровье для всех к 2000 г. Цель достигалась через всеобъемлющее и универсальное предоставление населению целого комплекса основных услуг первичной медицинской помощи [11], программа была обновлена в 2002 году [6]. Обе программы – Национальная политика в области здравоохранения 1983 г. и Национальная политика в области здравоохранения 2002 г.: первое - поменяли основные приоритеты в области здравоохранения. Результатом стало целенаправленное действие в отношении смертности матерей и детей. В 1980 г. младенческая смертность составляла 167,6, а в 2004 г. – 77,7 на 1000 рождений [2]. Материнская смертность в настоящее время составляет 0,55% от всех смертей в стране и 4% всех смертей женщин в возрастной группе от 15 до 49 лет [15]. Несмотря на то, что сократилась материнская и детская смертность, число инфекционных заболеваний растет. Туберкулез продолжает оставаться одним из самых распространенных инфекционных заболеваний среди народа Индии; второе важное изменение – здравоохранение сформировалось в целую, надежную отрасль. Растет количество больниц, медицинских образовательных учреждений и др.; третье изменение – значительно выросли расходы государства на сферу здравоохранения. Таким образом, четвертое необходимое изменение возникает в связи с ростом экономического потенциала государства, т.е. необходима новая национальная политика в области здравоохранения [12].

Система здравоохранения в Индии в рассматриваемый период сильно изменилась, но по-прежнему существуют различия в предоставлении услуг здравоохранения сельскому населению и городскому. В сельских районах (регионах) часто не хватает квалифицированного медицинского персонала. Такие различия между штатами, союзными территориями приводят к тому, что жители беднейших штатов и территорий, имеют меньше доступа к медико-санитарной помощи, чем жители относительно более состоятельных районов (регионов) [6]. В 2005 г. правительство Индии приступило к осуществлению программы «Национальная миссия здравоохранения в сельских районах (2005-2012)» (НМЗС), направленной на развитие медицины в беднейших штатах страны, имеющих слаборазвитую сферу здравоохранения [17]. НМЗС в своей программе изначально уделяло особое внимание 18 штатам: Арунанчал-Прадеш, Ассам, Бихар, Чхаттисгарх, Химачал-Прадеш, Джаркханд, Джамму и Кашмир, Манипур, Мизорам, Мегхалая, Мадхья-Прадеш, Нагаленд, Орисса, Раджастхан, Сикким, Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Трипура [14]. На настоящий момент данная стратегия охватывает все индийские штаты и союзные территории. Однако, анализируя официальный сайт «Национальная миссия здравоохранения», в разделе «статистика здравоохранения» представлен только штат Уттар-Прадеш [5]. Именно этот штат считается наиболее бедным и менее развитым в сфере здравоохранения. Об этом можно судить по данным, опубликованным на сайте Национальной миссии здравоохранения [5]. Цель Миссии - улучшить доступность к качественному здравоохранению, особенно для тех, кто проживает в сельских районах (регионах), т.е. для наиболее бедных слоев населения, особенно женщин и детей [17]. Инфраструктура системы здравоохранения в сельских регионах была разработана как трехуровневая: первый – субцентр; второй - центр первичной медико-санитарной помощи (общественный центр здравоохранения); третий - муниципальный центр здравоохранения [19]. Субцентр является самым периферийным и первым пунктом, взаимодействующим между центром первичной медико-санитарной помощи и муниципальным центром здравоохранения. Каждый субцентр, согласно правилам, должен быть укомплектован как минимум одной вспомогательной медсестрой-акушеркой, одной женщиной и одним мужчиной медицинскими работниками [19]. Центр первичной медико-санитарной помощи создан для взаимодействия между населением в селах и медицинскими сотрудниками. Обеспечивает комплексное лечебное, профилактическое медицинское обслуживание [19]. Его приоритетная цель - профилактика и пропаганда здорового образа жизни в сельских регионах. Муниципальный центр здравоохранения, в соответствии с минимальными нормами, должен быть укомплектован, как минимум, четырьмя медицинскими специалистами: терапевт, хирург, гинеколог и педиатр [19]. Младенческая смертность в Индии в целом значительно снизилась за счет снижения младенческой смертности в селах, но всё же остается очень высокой. После введения программы НМЗС, младенческая смертность составляла 74,6 на 1000 родившихся младенцев в 2005 г. [7] и снизилась до 40,5 в 2016 г. [2]. Первоначально программа была рассчитана на период с 2005 по 2012 год. К 2013 году значительный успех Национальной миссии здравоохранения в сельских районах (регионах) побудил Кабинет министров создать в мае 2013 года программу «Национальная миссия здравоохранения в городах» (НМЗГ) [16]. Количество людей, проживающих в городах, в последнее время сильно увеличилось. По данным сайта «Всемирная статистика населения», в рассматриваемый период, в городах проживало – 23,2 % (161,445,950 жителей в 1980 г.) и 30,3 % (372,901,884 жителей в 2010 г.), т.е. по сравнению с предыдущим блоком пятилетних планов, городское население выросло на 10 %. Помимо того, что в сельских районах (регионах) растет количество малообеспеченных семей, также и в городских районах, проживающим малообеспеченным семьям, всё труднее получать доступ к услугам здравоохранения. Это связано прежде всего с тем, что в городах отсутствует четкая система норм и стандартов доступа населения к услугам здравоохранения [16]. В целях эффективного решения проблем, связанных с ухудшением здоровья малообеспеченной части городского населения, Кабинет министров инициировал создание программы улучшения здравоохранения в городах (НМЗГ). Инфраструктура системы здравоохранения в городах также, как и в сельских регионах, трехуровневая, но тем не менее имеет отличия: на начальном уровне - пациент выбирает частную или городскую медицину. На этом уровне отсутствует субцентр, как в сельских районах; второй - центр первичной медико-санитарной помощи (общественный центр здравоохранения) – на 50 000 населения должен быть один центр. Таким образом, количество центров зависит от населенности города; третий - муниципальный центр здравоохранения – сюда также входят информационно-пропагандистские пункты, направленные на агитацию среди населения здорового образа жизни и услуг здравоохранения, укрепление существующей системы здравоохранения [16, 4].

В настоящее время проекты НМЗС и НМЗГ существуют в качестве вспомогательных программных документов в рамках стратегии «Национальная миссия здравоохранения (2012-2017)» [13]. Национальная миссия здравоохранения в сельских районах, Национальная миссия здравоохранения в городах, а также Национальная миссия здравоохранения (2012-2017) находятся в ведении Министерства здравоохранения и благосостояния семьи.

3. На сегодняшний день реализуется 12-й пятилетний план Индии (2012-2017) [24]. В этот период вышел обновленный проект «Национальная политика в области здравоохранения 2017 года» [12]. Работа над проектом была начата ранее, на тот момент программа называлась «Национальная политика в области здравоохранения 2015 года» и находилась в процессе разработки, была представлена в открытом доступе для комментариев и предложений [15]. Проект 2017 года реализует свое направление параллельно со стратегией «Национальная миссия здравоохранения 2012-2017». Основной целью новой программы является первоочередное сосредоточение внимания правительства к системе здравоохранения. Среди основных приоритетов выделяются: дополнительное инвестирование в данную сферу, улучшение качества предоставления медицинских услуг, проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и укрепления здоровья, и, в связи с этим, - разработка эффективной стратегии финансовой защиты населения [12]. Коэффициент младенческой смертности в беднейших штатах Уттар-Прадеш, Мадхья, Ассам и Орисса продолжает снижаться [18] но, несмотря на снижение младенческой смертности, можно сделать выводы о том, что доступ населения к медико-санитарной помощи в этих штатах до сих пор находится на низком уровне. Скорее всего, это может быть связано с продолжающимся ростом населения в стране. На данный момент количество городского населения составляет уже 32,8 % (439,801,466 жителей в 2017 г.) [8]. По прогнозам Организации объединенных наций (ООН), при нынешнем росте, к 2030 году 46 % населения Индии будут проживать в городах [16]. По данным сайта «Всемирная статистика населения», прогноз - 45,3 %, которого Индия достигнет только к 2045 г. [8]. Предполагаемый рост населения в городах всё больше будет увеличивать количество малообеспеченных семей в сельских и городских районах, в связи с чем и потребность в качественном оказании медико-санитарной помощи возрастет. Несмотря на рост населения, коэффициент смертности в Индии по-прежнему выше, чем в странах с более высоким уровнем дохода на душу населения. Сердечно-сосудистые заболевания, особенно коронарная (ишемическая) болезнь сердца, являются основными факторами роста смертности в Индии [20]. Именно у бедных слоев населения больше вероятности развития болезней сердца, чем у материально обеспеченных людей, получающих полный доступ к качественной медицинской помощи. Правительству необходимо упростить доступ бедному населению к государственным медицинским услугам, т.к. частную медицину, которая в Индии по-прежнему на высоком мировом уровне, малообеспеченное население не может себе позволить.

Индийские врачи и специалисты в области здравоохранения широко известны во всем мире; большинство из них занимают высокие посты в ведущих клиниках США, Великобритании и других странах. В Индии сосредоточенно значительное число высококвалифицированных врачей, которые переехали в страну после работы в лучших клиниках мира [9]. Стоимость медицинских услуг при этом значительно дешевле, чем в других странах. Индия является третьей по величине лекарственной отраслью во всем мире по объему производства и 13-й по величине медицинской индустрии в мире в соответствии с ее стоимостью [23]. По данным компании Fitch Group (американская корпорация – рейтинговое агентство, предоставляющее независимую мировую оценку кредитоспособности, проводит аналитические исследования финансовой сферы и др.), индийская медицинская промышленность вырастет на 20% в период с 2015 по 2020 год и будет находиться в списке десяти ведущих медицинских торговых компаний [23].

Именно поэтому Индия продолжает являться популярным местом среди туристов и приезжающих на лечение, ищущих не только квалифицированное предоставление недорогой медицинской помощи, но и альтернативные методы лечения, такие как ведическая медицина Аюверда [6]. Эту отрасль продолжает активно развивать Департамент аюрведы, йоги и натуропатии, Унани, Сиддха и гомеопатии (АЮШ) Министерства здравоохранения и благосостояния семьи.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.